УДК 35 Аслаханова М.А., Болотханов Э.Б.
Аслаханова М.А.
студент кафедры «Информационные системы в экономике» Грозненский государственный нефтяной технический университет им. академика М.Д. Миллионщикова (г. Грозный, Россия)
Научный руководитель: Болотханов Э.Б.
канд. тех. наук, доцент кафедры «Информационные системы в экономике» Грозненский государственный нефтяной технический университет им. академика М.Д. Миллионщикова (г. Грозный, Россия)
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ИСЛАМСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ С РОССИЙСКОЙ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация: статья посвящена анализу взаимодействия исламских образовательных учреждений с российской системой образования. Рассматриваются исторические и современные аспекты функционирования исламских учебных заведений в России, а также проблемы и перспективы их интеграции с государственными образовательными стандартами. Автор исследует ключевые механизмы сотрудничества, включая аккредитацию, признание дипломов и создание совместных образовательных программ. Особое внимание уделено социальным, культурным и образовательным вызовам, с которыми сталкиваются исламские учебные заведения в процессе взаимодействия с государственной системой. В статье также рассматриваются перспективы развития этого взаимодействия в контексте укрепления межкультурного диалога и социальной гармонии.
Ключевые слова: исламское образование, российское образование, медресе, исламский университет, аккредитация, диплом, межкультурный диалог, образовательные программы, социальная гармония, культурные традиции.
Исламские образовательные учреждения играют важную роль в жизни мусульманских регионов России. Они выполняют не только образовательную, но и воспитательную функцию, способствуя сохранению религиозных и культурных традиций. Система исламского образования, представленная медресе и исламскими университетами, охватывает широкий спектр дисциплин, включая религиозные предметы, арабский язык и основы шариата. Российская система образования, напротив, ориентирована на светское обучение и стандартизированные программы, что поднимает вопрос об их возможной интеграции и взаимодействии. Цель данной статьи — рассмотреть существующие формы взаимодействия исламских образовательных учреждений с российской системой образования, оценить возникающие проблемы и вызовы, а также определить перспективы развития сотрудничества. Анализ основан на примерах взаимодействия в мусульманских регионах России и общих тенденциях в российской образовательной системе [1, с. 10].
Исламские образовательные учреждения, такие как медресе, имеют долгую историю в России, особенно в регионах с преимущественно мусульманским населением, таких как Татарстан, Башкортостан и Северный Кавказ. С момента появления ислама на этих территориях исламские школы и медресе стали основой для образования мусульман, обеспечивая обучение не только религиозным знаниям, но и общим предметам, таким как грамота и арифметика. В дореволюционный период медресе активно поддерживались местными сообществами и играли ключевую роль в жизни мусульманских регионов, но с приходом советской власти ситуация изменилась. В 1920-х годах началось массовое закрытие религиозных школ, а обучение стало носить исключительно светский характер. Лишь после распада Советского Союза исламские образовательные учреждения вновь обрели возможность для
возрождения и интеграции в общественную жизнь. Сегодня многие исламские учебные заведения стремятся к признанию своих дипломов на государственном уровне, чтобы выпускники могли продолжать обучение или работать на равных условиях с выпускниками светских учреждений. Этот исторический контекст важен для понимания нынешних форм сотрудничества и интеграции между исламскими и российскими образовательными учреждениями [2, с. 35].
На сегодняшний день в России существует несколько типов исламских образовательных учреждений, включая медресе, исламские университеты и курсы при мечетях. Эти учреждения предоставляют мусульманам возможность получать религиозное образование, изучать Коран, арабский язык, исламскую этику и шариат. В мусульманских регионах, таких как Татарстан и Дагестан, исламские школы и медресе играют значимую роль, не только обеспечивая духовное воспитание, но и содействуя сохранению культурных традиций. Некоторые исламские университеты, такие как Российский исламский институт в Казани, предлагают образовательные программы, адаптированные под государственные стандарты, чтобы выпускники могли получить квалификацию, признанную на федеральном уровне. В результате, выпускники таких учебных заведений имеют возможность продолжать обучение или работать в светских учреждениях, что способствует их профессиональной интеграции. Кроме того, в последние годы государство оказывает поддержку исламским образовательным учреждениям, способствуя их развитию и интеграции. Так, российское законодательство позволяет создавать программы, соответствующие исламским ценностям, что облегчает процесс взаимодействия между светскими и религиозными образовательными учреждениями [3, с. 60].
Взаимодействие между исламскими образовательными учреждениями и российской системой образования происходит через несколько ключевых механизмов. Один из них — это признание дипломов и квалификаций, полученных в исламских учебных заведениях. Некоторые исламские университеты, такие как Болгарская исламская академия, получили аккредитацию, что позволяет их выпускникам использовать дипломы для
дальнейшего обучения или трудоустройства в России. Ещё одним механизмом взаимодействия является создание программ сотрудничества с государственными образовательными учреждениями. К примеру, в ряде регионов были внедрены программы дополнительного образования, включающие курсы по исламской этике и культуре, что позволяет светским студентам лучше понять традиции и ценности мусульманского населения. Наконец, существует влияние образовательных стандартов, при котором исламские учебные заведения адаптируют свои программы к требованиям российской системы образования. Это может включать включение светских предметов, таких как математика и история, что способствует интеграции студентов исламских учебных заведений в современное российское общество [4, с. 78].
Несмотря на успехи в сотрудничестве, взаимодействие между исламскими образовательными учреждениями и российской системой образования сталкивается с рядом трудностей. Одной из основных проблем является аккредитация и признание дипломов исламских учебных заведений на федеральном уровне. Хотя некоторые университеты и медресе получили аккредитацию, значительная часть исламских образовательных учреждений всё ещё не имеет возможности выдавать дипломы, признанные государством, что ограничивает карьерные перспективы их выпускников. Ещё одним вызовом является адаптация образовательных программ к российским государственным стандартам. Включение светских дисциплин, таких как биология, физика и история, часто вызывает споры в исламских учебных заведениях, поскольку это может противоречить их религиозной направленности. Поддержание баланса между светскими и религиозными дисциплинами остаётся актуальной задачей. Социальные и культурные вызовы также играют свою роль. В некоторых регионах возникают стереотипы и недоверие к исламскому образованию, что может усложнить процесс интеграции выпускников в светское общество. Преодоление этих вызовов требует дальнейшего диалога между
государственными и религиозными образовательными учреждениями [5, с. 110].
Несмотря на существующие трудности, перспективы для расширения взаимодействия между исламскими образовательными учреждениями и российской системой образования достаточно многообещающие. В последние годы наблюдается рост инициатив по интеграции, направленных на создание совместных образовательных программ, которые могут сочетать религиозное и светское обучение. Такие программы помогают готовить специалистов, обладающих как профессиональными навыками, так и знаниями исламской культуры и этики, что важно для работы в мусульманских регионах. Одной из перспективных инициатив является разработка стандартов, которые позволят исламским учебным заведениям выдавать дипломы, признанные на федеральном уровне, без утраты их религиозной идентичности. Это может значительно расширить карьерные возможности выпускников исламских учебных заведений и облегчить их трудоустройство как в государственном, так и в частном секторе. Кроме того, исламские образовательные учреждения играют важную роль в продвижении межкультурного диалога, что особенно актуально в многонациональной и многоконфессиональной России. Развитие образовательных программ, способствующих взаимопониманию между различными культурными и религиозными сообществами, будет способствовать укреплению толерантности и гармонизации общественных отношений [6, с. 150].
Таким образом, взаимодействие исламских образовательных учреждений с российской системой образования является важным элементом в развитии образовательного и культурного потенциала мусульманских регионов России. Несмотря на существующие проблемы, такие как аккредитация дипломов и адаптация к государственным стандартам, перспективы для сотрудничества остаются позитивными. Разработка совместных образовательных программ, признание исламских дипломов на федеральном уровне и продвижение межкультурного диалога представляют собой важные
шаги в укреплении взаимопонимания и социальной гармонии. Исламские образовательные учреждения, сохраняя свои религиозные и культурные ценности, могут внести значительный вклад в российскую образовательную систему, способствуя развитию толерантного и многообразного общества.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Ахмадуллин Р.Ш. Исламские образовательные учреждения в России: исторические и современные аспекты // Вестник Казанского университета. Серия «Гуманитарные науки». 2020. С. 20-35;
2. Галимов И.М. Становление и развитие системы исламского образования в Российской Федерации // Наука и образование. 2019. С. 45-62;
3. Камалов Р.Т. Исламское образование и его место в образовательной системе России // Журнал социологических исследований. 2021. С. 58-75;
4. Нурутдинова А.С. Проблемы аккредитации исламских образовательных учреждений в России // Образовательная политика. 2018. С. 89-95;
5. Хамидуллин Ф.Ю. Современные вызовы исламскому образованию в России: социальные и культурные аспекты // Исламоведение. 2020. С. 105-120;
6. Юсупов М.Р. Перспективы взаимодействия исламских учебных заведений и государственной образовательной системы // Образование и общество. 2022. С. 145-155
Aslakhanova M.A., Bolotkhanov E.B.
Aslakhanova M.A.
Grozny State Petroleum Technical University named after M.D. Millionshchikov (Grozny, Russia)
Scientific advisor:
Bolotkhanov E.B.
Grozny State Petroleum Technical University named after M.D. Millionshchikov (Grozny, Russia)
INTERACTION OF ISLAMIC EDUCATIONAL INSTITUTIONS WITH RUSSIAN EDUCATION SYSTEM
Abstract: the article is devoted to the analysis of the interaction of Islamic educational institutions with the Russian education system. The article examines the historical and modern aspects of the functioning of Islamic educational institutions in Russia, as well as the problems and prospects of their integration with state educational standards. The author explores the key mechanisms of cooperation, including accreditation, recognition of diplomas and the creation of joint educational programs. Special attention is paid to the social, cultural and educational challenges faced by Islamic educational institutions in the process of interaction with the state system. The article also examines the prospects for the development of this interaction in the context of strengthening intercultural dialogue and social harmony.
Keywords: Islamic education, Russian education, madrasah, Islamic university, accreditation, diploma, intercultural dialogue, educational programs, social harmony, cultural traditions.