МЕСТО И РОЛЬ ИСЛАМА В РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ЗАКАВКАЗЬЯ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
Сченснович В.Н.*
МУСУЛЬМАНСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ В РФ
DOI: 10.31249/rimm/2024.01.02
Для цитирования: Сченснович В.Н. Мусульманские образовательные центры в РФ // Россия и мусульманский мир : научно-информационный журнал. 2024. № 1 (331). Б01: 10.31249/rimm/2024.01.02
Аннотация. Система современного исламского образования в России включает начальное религиозное образование, среднее религиозное образование и высшее, где сосредоточены три направления: коранические науки, шариатские науки, исламское богословие. Мусульманское образование в РФ интегрировано в государственную систему координат. Выпускники получают дипломы государственного образца, а религиозное образование выступает легитимной альтернативой светскому. В статье дан краткий анализ исламских вузов и средних учебных заведений Москвы, Санкт-Петербурга; Республики Татарстан; Республики Башкортостан; Чеченской Республики, Республики Дагестан; Крыма (Бахчисарай, Джанкой).
Ключевые слова: мусульманские образовательные центры в РФ; система исламского образования в Москве, Санкт-Петербурге; Казани; Уфе; Махачкале; Нальчике; Грозном; Джанкое; высшее образование; среднее профессиональное образование; начальное образование; мактаб; медресе; имам; имам-хатыб; имам-мухтасиб; мугаллим; религиоэное и светское образование; теолог; богослов; преподаватель; переводчик; арабский язык; турецкий язык; английский язык; Коран; Сунна; Фикх; ха-нафитский масхаб; шакирд; подготовительные курсы; мусульманские вузы; программы магистратуры и бакалавриата; ДУМ РФ; Совет муф-
* Сченснович В.Н., ведущий редактор, Редакция журналов «Россия и мусульманский мир» на рус. и англ. яз., ИНИОН РАН, e-mail: vl-lyuba9@yandex.ru
тиев РФ; муфтият; Организация исламского сотрудничества (ОИС); Федерация университетов мусульманского мира (ЕШМ); Исламский Центр в Женеве; исламские фонды; Малайзия; Марокко; ОАЭ; Саудовская Аравия; Индонезия; Турция; Египет.
Становление системы исламского образования в Москве принято исчислять с 1744 г., когда на территории Татарской слободы построили первую мечеть. После Октябрьской революции эта система практически разрушилась. В 1990-е годы встал вопрос о создании учебных заведений, где будущие теологи и богословы могли бы получать исламское образование, с поправкой на реалии светского государства.
Система современного исламского образования в России включает начальное религиозное образование, среднее религиозное образование и высшее, где сосредоточены три направления: коранические науки, шариатские науки, исламское богословие. Мусульманское образование в России интегрировано в государственную систему координат. Выпускники получают дипломы государственного образца, а религиозное образование выступает легитимной альтернативой светскому.
В 1999 г. в Москве по инициативе Духовного управления мусульман европейской части России (сейчас это ДУМ РФ) был создан Московский исламский институт (МИИ) - первый исламский вуз в столице.
В институте преподается теология по программам бакалавриата и магистратуры. Среди изучаемых дисциплин - коранистика, хадисоведение, культовая практика, исламское право, основы проповеднической деятельности, история, философия, мусульманская богословская мысль России, этика, источниковедение, исламская культура и этика, педагогика, экономика, арабский, русский, турецкий, английский языки, правоведение, религиоведение, психология, информатика. Выпускники работают имамами, религиоведами, переводчиками, преподавателями, журналистами.
В Москве также существуют:
Медресе при Московской Соборной мечети / Медресе «Исмаилия»;
Медресе при Московском исламском колледже;
Медресе «Аль-Фатиха» при Московской мемориальной мечети на Поклонной горе;
Медресе «Милость» при МРОМ (Местной религиозной организации мусульман) Южного и Северного Бутово;
Медресе МРОМ «Кяусар» Северного и Южного Чертанова;
Медресе МРО «Община мусульман «Рисалят».
Есть медресе в Образовательном центре «Медина», ислам изучают также на Курсах по основам ислама при Исторической мечети Москвы.
Санкт-Петербургский исламский институт религии и права (Восточная академия) придает большое значение академической науке: текстологии, изучению первоисточников - Корана и хадисов. Для поступающих в этот вуз доступны следующие дисциплины: основы Ислама, правила чтения Корана, нравственность, а также жизнеописание пророка Мухаммада (сира). Занятия ведут выпускники Московского исламского института, одновременно преподающие на Восточном факультете Санкт-Петербургского университета.
Башкортостан
Российский исламский университет при Центральном духовном управлении мусульман в Башкирии (РИУ ЦДУМ, г. Уфа) был учрежден в 1999 г. на базе уфимского медресе. В 1999-2005 гг. учебное заведение располагалось в здании мечети «Ляля-Тюльпан». В 2001 г. в собственность мусульман Башкирии было возвращено здание знаменитого медресе «Галия», где и стал базироваться университет. В 2003 г. учебное заведение было преобразовано в Российский исламский университет России. Приём абитуриентов осуществляется по двум специальностям: «Теология» и «Подготовка религиозного персонала». Обучение ведётся на дневном, вечернем и заочном отделениях, раздельно для мужчин и женщин. Университет осуществляет подготовку имам-хатыбов, имам-мухтасибов, мугаллимов, преподавателей исламских наук и арабского языка.
Имам-хатыб - тот, кто читает проповедь по пятницам. Имам-мухтасиб - специалист по исламскому праву. Мугаллим -преподаватель.
Татарстан
Казанский исламский университет - КИУ (иногда его называют Исламским институтом) считается крупнейшим мусульманским образовательным учреждением России. Он был создан в 1998 г. по инициативе Совета муфтиев России, Духовного
управления мусульман Республики Татарстан и Института истории им. Шигабутдина Марджани Академии наук Татарстана. Университет готовит специалистов по исламской теологии, в области истории, права, языка, исламской экономики. Основной профиль КИУ - подготовка священнослужителей и персонала религиозных объединений.
Исламский институт с 2013 г. является постоянным членом исполнительного комитета Федерации университетов мусульманского мира (БШМ) - коллективного органа Организации исламской солидарности (ОИС). Выпускники могут продолжить образование в исламских учебных заведениях Малайзии, Марокко, ОАЭ и в странах, с которыми заключены двусторонние договоры.
Самым большим и старейшим медресе Татарстана является «Мухаммадия», которое, как и другие мусульманские учебные заведения в республике, готовит специалистов в рамках ханафит-ского мазхаба. Оно предоставляет возможность получения исламского образования по нескольким ступеням - среднее трехгодичное образование и пятилетнее профессиональное образование. По итогу пятилетней учебы выпускникам выдается диплом о среднем профессиональном религиозном образовании.
Медресе в Татарстане находятся не только в Казани. Они работают в разных уголках республики. Среди них выделяется Урус-синское средне-специальное медресе «Фанис». Здесь действуют факультеты шариата и подготовки хафизов Корана (знатоков Корана), ведется углубленное изучение английского, татарского языков и истории. Шакирды (учащиеся) «Фаниса» имеют возможность получить не только диплом о среднем профессиональном религиозном образовании, но и аттестат о среднем образовании (если поступили учиться после 9-го класса). В дальнейшем полученный аттестат позволяет им продолжить образование в светском вузе. Еще три медресе работают в Набережных Челнах, Мамады-ше, Кукморе, Буинске, Альметьевске.
Самым молодым вузом Татарстана считается Болгарская исламская академия - БИА (Спасский район, Татарстан) -первый набор состоялся в 2017 г. В совет учредителей Академии входят Центральное духовное управление мусульман России, Духовное управление мусульман РФ и Духовное управление мусульман Республики Татарстан. Академия стала вузом нового типа, превратилась в один из центров исламского образования. В Болгарской академии готовят магистров и докторов исламских наук по четырем специальностям: «Исламское право», «Исламская
экономика», «Коранические науки» и «Исламская мысль». В феврале 2022 г. Академия получила аккредитацию на реализацию новой магистерской программы по теологии, профиль «Государственно-конфессиональные отношения в контексте исламской теологии». Теперь выпускники БИА получают два диплома - религиозного образца и светский документ. В академии обучают преподаватели из Сирии, Йемена, Египта. Из 47 дисциплин 36 изучаются на арабском, 11 светских предметов - на русском.
Северный Кавказ
Система исламского образования в республиках Северного Кавказа представлена тремя уровнями: примечетские начальные школы (мактабы), медресе и исламские высшие учебные заведения.
Дагестанский исламский университет (ДИУ) имени шейха Мухаммад-Арифа в Махачкале открылся в 2000 г. Его учредителем стал Муфтият Республики Дагестан. В соответствии с требованиями о высшем образовании студенты вместе с духовными дисциплинами изучают и гуманитарные науки.
Необходимо отметить и другие вузы Дагестана: в Махачкале - Университет имени имама Шафии и Исламский университет имени шейха Шарапудина аль-Кикуни;
в Буйнакске - Исламский университет имени Сайфуллы Кади; в Дербенте - Исламский университет имени шейха Абдул-лы-эфенди;
в Кизилюрте - Исламский институт имени имама Шамиля; в Хасавюрте - Исламский институт имени Сайидмухаммад-Хаджи Абубакарова, Исламский институт имени Имама Ащъари и Исламский институт им. Магомеда Умаханова.
Особо следует выделить Северо-Кавказский исламский университет имени Имама Абу Ханифы в г. Нальчике (основан в 1993 г.). Вуз был назван в честь одного из величайших ученых и толкователей закона в исламе. Учебный план университета включает такие дисциплины, как Коран, Сунна и Фикх, философия и история исламской культуры.
Выпускники этого вуза могут работать в Организации Исламского сотрудничества (ОИС), в Исламском центре в Женеве, в исламских фондах и др. Университет поддерживает академические и исследовательские программы с партнерами из Саудовской Аравии, Малайзии, Индонезии, Турции, Египта и других стран.
В Чечне организован Российский исламский университет имени Шейха Кунта-Хаджи. Его еще называют Высшей школой шариата. Здесь, в Грозном, студенты обучаются семь лет, диплом пишут на арабском языке. Почти все преподаватели вуза - выпускники университетов Ближнего Востока, чаще всего это Сирия и Египет, но есть и ОАЭ, Саудовская Аравия, Пакистан, Малайзия и Тунис.
Крым
В Крыму на базе старейшего высшего учебного заведения Восточной Европы, уцелевшего в советский период - Зынджырлы-медресе, в Бахчисарае планируется открыть Мусульманский университет по подготовке богословов и теологов. Это будет первое высшее учебное мусульманское заведение в Крыму. Вуз будет готовить богословов, теологов, специалистов исламского права. Крымские власти стремятся возродить традиционное исламское образование как ответ на попытки проникновения в мусульманскую среду радикальных религиозных сект.
В Джанкое также действует Азовское медресе, в котором обучаются не только юноши. Характерно, что в 2023 г. дипломы после трехлетнего обучения получили 11 девушек и 7 юношей.
Исламские образовательные учреждения России прошли начальный этап развития, и можно сказать, что к сегодняшнему дню система высшего исламского образования в России состоялась. Есть проблемы со средним образованием (медресе), но работа над его унификацией ведется.
Этому способствует внимание правительства России к мусульманским образовательным учреждениям. В частности, только на нужды образования на Кавказе правительство России планирует ежегодно выделять около 400 млн рублей.
Источники
1. Ильмира Гафиятуллина. Где в России можно получить высшее исламское образование. https://www.muslimclub.ru/znanie/obiazovanie/moskva.html MuslimClub.ru (Полная версия на сайте ИА IslamNews:https://islamnews.ru/2022/7/1/gde-v-rossii-mozhno-poluchit-vysshee-islamskoe-obrazovanie)
2. Московский исламский институт как основа для межнационального согласия. (27 сентября 2022 г.). @Glavgosekspertiza Rossii. #
3. Московский исламский институт: история основания fb.ru>article/420750/ moskovskiy-islamskiy-...
4. Мусульманские медресе в Москве. medinaschool.org>...obshestvo...obrazovanie... v-moskve
5. В Москве начинают работать курсы по основам ислама тшйт.ги>Статьи> 281/8588
6. Мусульманская общеобразовательная школа в Москве islamnews.ru>2022/7/15/ musulmanskaya.. .shkola-moskve
7. Магистерская программа «Мусульманские миры в России... hse.ru>ma/mw/vacant
8. Мусульманские учебные заведения Республики Дагестан. Сайт «Исламское образование» https://www.muslimclub.ru/znanie/obrazovanie/dagestan.h1ml MuslimClub.ru
9. Мусульманские образовательные центры на Северном Кавказе cyberleninka.ru>article/n/islamskoe-obrazovanie-.
10. Аккиева Светлана. Исламские учебные заведения и мусульманское образование на Северном Кавказе: состояние и перспективы URI: http://dspace.kpfu.ru /xmlui/handle/net/111101
11. Home / adamalla / Северо-Кавказский Исламский университет имени Имама Абу Ханифы в Нальчике: обучение и перспективы namastime.ru>Adamalla
12. Аккиева С.И., Сампиев И.М. Состояние и проблемы мусульманского образования в Кабардино-Балкарской Республике Cyberleninka.ru>article/n/sostoyanie-i-problemy...
13. Высшая школа шариата в Чечне https://etokavkaz.ru/molodezh/vysshaya-shkola-shariata
14. «Довести нрав человека до совершенства»: где формируется мусульманская элита. Топ заведений религиозного образования в Татарстане-2022: куда пойти учиться исламским наукам. business-gazeta.ru>article /555827
15. Российский исламский университет ЦДУМ России (г. Уфа). riu-ufa.ru
16. Муфтий Крыма после встречи с Путиным рассказал о перспективах исламского образования на полуострове c-inform.info>news/id61340
17. В Бахчисарае откроют мусульманский университет umuslim.ru>news/v/v-bahchisaraev-otkroyut...
18. Азовское медресе исламских наук - выпуск 2023! qmdi.ru>azovskoe-medrese-vypusk-2023/
Статья поступила в редакцию 11.12.2023.
Принята к публикации 25.12.2023.
Schensnovich V.N.
Moslem educational centers in the Russian Federation Valentina N. Schensnovich
Senior Editor, Publishing Department of the Journals "Rossiya I Musulmansky Mir" & "Russia and the Moslem World", INION RAN,
e-mail: vl-lyuba9@yandex.ru
Abstract. The system of modern Islamic education in Russia includes primary religious education, secondary religious education and higher education, where three areas are concentrated: Koranic sciences, Sharia sciences, Islamic theology. Moslem education in the Russian Federation is integrated into the state coordinate system. Graduates receive state diplomas, and religious education acts as a legitimate alternative to secular education. The article provides a brief analysis of Islamic universities and secondary educational institutions in Moscow and St. Petersburg; Republic of Tatarstan; Republic of Bashkortostan; Chechen Republic, Republic of Dagestan; Crimea (Bakhchisaray, Dzhankoy).
Keywords: Moslem educational centers in the Russian Federation; Islamic education system in Moscow, St. Petersburg; Kazan; Ufa; Makhachkala; Nalchik; Grozny; Dzhankoy; higher education; secondary vocational education; elementary education; maktab; madrasah; imam; imam-khatib; imam-mukhtasib; mugallim; religious and secular education; theologian; religious scholar; teacher; translator; Arabic language; Turkish language; English language; Koran; Sunnah; Fiqh; Hanafi Mashab; Shakird; training courses; Moslem universities; master's and bachelor's programs; Spiritual Board of Moslems of the Russian Federation; Council of Muftis of the Russian Federation; muftiate; Organization of Islamic Cooperation (OIC); Federation of Universities of the Moslem World (FUIM); Islamic Center in Geneva; Islamic funds; Malaysia; Morocco; UAE; Saudi Arabia; Indonesia; Turkey; Egypt.
Кудаяров К. А.*
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В КИРГИЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
D01:10.31249/rimm/2024.01.03
Для цитирования: Кудаяров К. А. Деятельность некоммерческих организаций в Киргизской Республике // Россия и мусульманский мир : научно-информационный журнал. 2024. № 1 (331). D0I:10.31249/rimm/2024.01.03
Аннотация. Статья посвящена краткому обзору НКО Киргизской Республики. Дано определение термину «некоммерческая организация», указаны формы НКО, описывается история развития данного вида
* Кудаяров Каныбек Акматбекович, канд. истор. наук, научный сотрудник Центра междисциплинарных исследований ИНИОН РАН, e-mail: kana8306@mail.ru