УДК 37.078 DOI: 10.31862/2218-8711-2022-2-96-104
ББК 74
ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В СФЕРЕ ИСЛАМСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
INNOVATIVE MODEL OF STATE AND PUBLIC REGULATION OF THE ACTIVITIES OF AN EDUCATIONAL INSTITUTION IN THE FIELD OF ISLAMIC EDUCATION
Яковлева Альбина Владимировна
Заместитель декана факультета Теологии, ООВО Московский исламский институт E-mail: [email protected]
Yakovleva Albina V.
Acting Dean of the faculty of Theology, Moscow Islamic Institute E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассматривается проблема управления современной исламской образовательной организацией. Выявлено, что, если в связке «государство-общественность» в светских образовательных организациях проблемным элементом является формирование общественных структур управления, системе исламского образования недостает эффективных механизмов взаимодействия с государством. Предложена инновационная модель государственно-общественного регулирования деятельности исламской образовательной организации, основанная на принципах российского образовательного менеджмента.
Abstract. The article examines managing a modern Islamic educational institution. It is revealed that if the formation of public management structures is a problematic element in the «state-public» relationship in secular educational organizations, the system of Islamic education lacks effective mechanisms of interaction with the state. An innovative model of state and public regulation of the activities of an Islamic educational organization, which is based on the principles of Russian educational management, is suggested.
Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License
© Яковлева А. В., 2022
Ключевые слова: исламские образование, государственно-общественное управление, государство, общество, конфессия.
Keywords: Islamic education, state and public administration, state, society, confession of faith.
Для цитирования: Яковлева А. В. Инновационная модель государственно-общественного регулирования деятельности образовательной организации в сфере исламского образования // Проблемы
Cite as: Yakovleva A. V. Innovative Model of State and Public Regulation of the Activities of an Educational Institution in the Field
of Islamic Education. Probiemy sovremennogo obrazovaniya. 2022, No. 2, pp. 96-104. DOI:
современного образования. 2022. № 2. С. 96-104. 10.31862/2218-8711-2022-2-96-104. DOI: 10.31862/2218-8711-2022-2-96-104.
Система исламского образования тяготеет к своим исконным, традиционным, исторически сложившимся формам, которые в современных условиях не соответствуют актуальным требованиям, предъявляемым российским обществом к качеству, организации и содержанию образования. В связи с этим для исламского образования чрезвычайно актуальны инновации, имеющие системный характер. Проблема инноваций в практике исламского образования в различных аспектах раскрыта Р. Х. Калимулли-ным [1], Р. М. Мухаметшиным [2], П. Чуприковым [3], Г. Ю. Хабибуллиной [4], К. Насибу-ловым [5], З. Р. Хабибуллиной [6].
С начала 2000-х гг. в системе российского образования происходит целенаправленный и планомерный переход к государственно-общественному управлению образованием на всех его уровнях, однако исламское образование ввиду своей специфики выпало из этого инновационного процесса.
В сути понятия «государственно-общественного управления в образовании» прослеживаются черты все более демократических отношений, подкрепленных согласованным взаимодействием между государством и гражданским обществом. Обоюдное участие этих сторон в решении различных вопросов образования и регулирования деятельности образовательных организаций различного уровня (а именно в управленческих аспектах этих взаимодействий, которые связаны с возможностью ответственно и результативно влиять на образовательную политику) создает такие организационно-педагогические условия, при которых определяющим приоритетом является обеспечение качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
Именно это соответствие неоднократно подчеркивается основоположником современного отечественного образовательного менеджмента - Т. И. Шамовой, а фактическое решение задачи формирования организационной структуры управления, по ее мнению, состоит «...в дальнейшем совершенствовании демократических основ в управлении (и как принципа государственно-общественного управления, и как системы его организации); в обеспечении оптимального соотношения таких организационных принципов
управления, как централизация и децентрализация в осуществлении управленческих решений, коллегиальность и единоначалие в управлении, распределение прав, полномочий и ответственности...» [7, с. 48].
Многие годы образовательные учреждения в России были государственными, поэтому в системе светского образования отстающим звеном системы государственно-общественного управления была общественная составляющая. Религиозные образовательные организации изначально создаются для обеспечения нужд той или иной религиозной общины, однако в своей деятельности они должны также руководствоваться требованиями и интересами государства.
Следует отметить, что ряд исламских образовательных организаций уже успел найти свое место в едином образовательном пространстве Российской Федерации в соответствии с актуальными требованиями образовательного законодательства. Так, в разделе «Области применения» дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Мусульманская теология» Московского исламского колледжа теологии и права указано, что данная программа «.направлена на формирование мусульманского мировоззрения, основанного на вероучении ислама в соответствии с положениями ханафитской религиозно-правовой школы, на базе общегражданской российской идентичности с учетом традиционных ценностей исконно мусульманских народов Российской Федерации.» [8].
Данная образовательная организация административно подчинена Местной религиозной общине «Рисалят» г. Москвы, и если дополнительное профессиональное образование с присвоением квалификации «имам-хатыб» предоставляется данной организацией полностью легально, то подразделение «Школа» имеет полулегальное положение, так как организация не имеет соответствующей аккредитации и не может предложить своим выпускникам документов государственного образца.
Учащиеся, получающие образование в данной школе, как правило, официально зарегистрированы как находящиеся на семейном обучении, а сама школа имеет статус репетиторского центра, хотя предоставляемое содержание образования соответствует ФГОС начального, основного общего образования нового поколения. Такое положение характерно для ряда исламских школ, расположенных вне традиционных регионов преобладания мусульманского населения.
Для многих исламских образовательных организаций проблемы взаимодействия с государственными структурами, контролирующими образовательную сферу, начинаются еще на этапе обязательного лицензирования образовательной деятельности. Приведенные нами факты позволяют сделать вывод о том, что системе исламского образования недостает эффективных механизмов взаимодействия с государством. Так как Россия является светским государством, некорректно говорить о государственном управлении религиозными образовательными организациями. В данном случае речь идет именно о включении в процесс управления, с одной стороны, общественных структур, представляющих интересы верующих определенной конфессии, а с другой стороны - государства по вопросам регулирования деятельности соответствующей духовной образовательной организации.
В ходе проведенного исследования нами было определено, что система государственно-общественного взаимодействия в управлении исламской образовательной организацией формируется в целях:
1) обеспечения совокупности требований к образованию определенного уровня или профессии;
2) повышения качества подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама;
3) усиления эффективности деятельности исламских образовательных организаций;
4) приведения организационно-управленческой структуры исламских образовательных организаций в соответствие с передовыми достижениями в области российского образовательного менеджмента;
5) соблюдения интересов государства в сфере образования, социальной, культурной и религиозной политики;
6) соблюдения законных интересов мусульманского населения, удовлетворения его духовных нужд;
7) противодействия коррупции в сфере образования;
8) противодействия религиозному экстремизму.
При формировании системы государственно-общественного регулирования деятельности исламской образовательной организации необходимо руководствоваться:
• Законом об образовании в РФ (в частности, ст. 3, 87, 89);
• Федеральным законом о свободе совести и о религиозных объединениях (ст. 19);
• Концепцией подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама [9];
• иными законами и нормативными актами, регламентирующими образовательную деятельность в РФ, религиозную деятельность, гражданские правоотношения.
Предлагаемая нами модель государственно-общественного регулирования деятельности исламской образовательной организации имеет трехуровневую структуру:
• первый уровень государственного контроля условий деятельности включает процедуры лицензирования и аккредитации, внедрения ФГОС на всех уровнях исламского образования;
• второй уровень общественного регулирования деятельности характеризуется своей вариативностью в зависимости от масштаба организации, уровня образования, заинтересованности мусульманской общины в процессе взаимодействия с конкретной образовательной организацией; он может быть представлен попечительским советом, процедурой общественной аккредитации, наличием родительского комитета, общественных организаций, представляющих интересы религиозной общины (мусульманской уммы);
• третий уровень оперативного управления деятельностью исламской образовательной организации включает такие стандартные элементы, как администрация образовательной организации, профессорско-преподавательский состав и сотрудники, студенческое самоуправление, совет учащихся, учредители.
Элементы модели государственно-общественного регулирования деятельности исламской образовательной организации имеют свою специфику.
1. Процедуры лицензирования (по основным образовательным программам и предоставлению дополнительных образовательных услуг) и аккредитации, внедрение ФГОС на всех уровнях исламского образования обеспечивает полное соответствие исламского образования требованиям государства к качеству, организации предоставляемых образовательных услуг и объему компетенций, формируемых в результате образовательной деятельности.
2. Государственные образовательные стандарты в сфере религиозного образования подлежат конфессиональной экспертизе.
3. Роль попечительского совета исламской образовательной организации может успешно исполнять «Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования». Его спецификой является наличие государственной структуры в составе учредителей (согласно данным Единого государственного реестра юридических лиц ФНС РФ). Этот элемент обеспечивает связность интересов государства в сфере образования и религиозной политики с интересами центральных мусульманских религиозных организаций и интересами общины верующих.
4. Конфессиональная общественная аккредитация поднимает престиж образовательной организации и свидетельствует о ее соответствии приверженности нормам традиционного ислама.
5. Общее собрание (конференция работников и обучающихся образовательной организации) выполняет традиционный набор функций, обеспечивая текущую деятельность, основные инновации и устойчивое развитие образовательной организации, является основным коллегиальным органом управления.
6. Учредителями исламских образовательных организаций, как правило, являются соответствующие религиозные организации (к примеру, Центральная религиозная организация Духовное управление мусульман Российской Федерации, Централизованная мусульманская религиозная организация Совет муфтиев России, Централизованная религиозная организация Духовное управление мусульман Республики Татарстан и др.).
7. Для исламских образовательных организаций высшего образования особое значение имеет ученый совет. Ввиду специфики исламской образовательной организации целесообразно в состав ученого совета включать не только преподавателей, имеющих ученую степень, но и исламских ученых-алимов или тех, кто имеет диплом о высшем религиозном образовании и дополнительную специальность - «Имам-хатыб, преподаватель основ ислама».
8. Особые требования предъявляются и к высшему руководству исламской образовательной организации - директору, ректору. Директор или ректор является главой образовательной организации, ее лицом; решает основные внутренние вопросы и представляет образовательную организацию во внешних связях. В соответствии со ст. 51 Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 ректором может быть избрано лицо, имеющее ученую степень и звание. Ввиду специфики
образовательной организации целесообразно назначение ректора или директора исламской образовательной организации непосредственно ее учредителем.
Данная модель имеет свою специфику в сравнении с классическими моделями государственно-общественного управления образованием, так как помимо двух таких компонентов, как государство и общество, в предложенной инновационной модели взаимодействия государства и общества в регулировании деятельности исламских образовательных организаций также представлен специфический третий компонент -конфессия.
Инновационная трехуровневая модель государственно-общественного регулирования деятельности исламской образовательной организации представлена на рис. 1.
Следует отметить, что в ходе практической деятельности во многих образовательных организациях исследуемой нами направленности (подготовка обучающихся с углубленным знанием истории, культуры, специфики и вероучения ислама) прослеживается неразвитость не только государственных компонентов регулирования деятельности, но и общественных, в результате чего из всей модели государственно-общественного
8 н и о Я л ч
н «
а 3
й ®
Л га
Й ^ О О,
а О
§ 3 8 ^ °
и X л
а ч % £
О га
я м я о
си м
и 2 н &, и ю о
М 3 ®
Ю О
о «
о и
К 2
ш СО
я ч
и И К
н ^ и
,
со
£ и
£
Уровень государственного контроля условий деятельности
Процедура лицензирования образовательной деятельности
Процедура государственной аккредитации
Федеральные государственные образовательные стандарты
Уровень общественного регулирования деятельности
Попечительский совет в лице Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования
Конфессиональная общественная аккредитация
Общественные организации, представляющие мусульманскую умму
Родительский коммитет
Уровень оперативного управления деятельностью
Администрация образовательной организации
Профессорско-преподавательский состав и сотрудники
Студенческое самоуправление, совет учащихся
Учредители
Рис. 1. Модель государственно-общественного регулирования деятельности исламской образовательной организации
управления исламской образовательной организации действующим является только уровень оперативного управления, возглавляемый учредителем и непосредственным руководителем указанных организаций, представляющих конфессию.
Анализ практики государственно-общественного регулирования деятельности исламской образовательной организации (на примере исламских образовательных организаций г. Москвы) показал следующие результаты.
Из девяти исламских образовательных организаций (ООВО Московский исламский институт, СОП «Московский исламский колледж теологии и права», РО - духовная профессиональная образовательная организация «Московский исламский колледж», ЧУ ДО «Воскресная исламская школа «Аль-Фатиха» (Медресе «Аль-Фатиха» при Московской Мемориальной мечети), Мусульманская общеобразовательная школа «Иман» при местной религиозной организации (МРО) мусульман «Рисалят», Медресе при Исторической мечети («Курсы по изучению основ Ислама и чтению Корана»), ЧУ ДО учебно- просветительский центр «Медресе Московской Соборной Мечети», АНО «Центр дополнительного образования и исследований «Медина», мусульманский детский сад «Мединочка», Медресе местной религиозной организации мусульман «Кяусар» (культурно-просветительский центр «Кяусар»)) только три имеют образовательные лицензии, две опираются на реализацию ФГОС, ни одна не имеет аккредитацию.
Не имея связи ни с государственными стандартами образования, ни с потребностями конкретной общины верующих, многие из них являются непопулярными у мусульманского населения, предпочитающего проверенные и надежные светские учебные заведения. Анализ сайтов рассматриваемых исламских образовательных организаций также обнаружил негативное отношение ко многим из них немусульманского населения страны.
Несоответствие проектируемых образовательных программ требованиям ФГОС и примерным образовательным программам является основной причиной значительного выпадения исламского образования из целостной многоуровневой системы образования, сформированной в России, в результате чего, давая качественное и полноценное религиозное образование, многие исламские образовательные организации не могут предложить своим выпускникам признаваемых государством документов об образовании. Организация эффективного взаимодействия государственных и общественных структур в процессе управления исламской образовательной организацией направлена на установление организационно-нормативного единства исламского образования с современной общероссийской образовательной системой. В настоящее время нет и прямого соответствия между уровнями религиозного исламского образования и уровнями светского образования, а традиционные формы исламского образования вынуждены легализовываться под видом духовно-просветительских и воспитательных центров.
Инновационная модель государственно-общественного управления исламскими образовательными организациями напрямую затрагивает нормативно-правовое обеспечение проектирования образовательных программ в исламской образовательной организации, так как фундаментом данной модели является государственный контроль условий деятельности, включающий процедуры лицензирования и аккредитации, а также внедрения ФГОС на всех уровнях исламского образования.
Проектирование образовательных программ исламских образовательных организаций в соответствии с федеральными стандартами выгодно, прежде всего, самим исламским образовательным организациям, так как это поможет им функционировать в системе российского образования в качестве его полноправных участников и успешно развиваться, усваивая передовые достижения отечественного образовательного менеджмента.
Список литературы
1. Калимуллин Р. Х. Структура современного российского исламского образования // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 9-2. С. 347-351.
2. Мухаметшин Р. М. Стратегические направления развития мусульманского образования в России // Ислам в современном мире. 2015. Т. 11, № 4. С. 35-46.
3. Чуприков П. Исламские вузы и госуниверситеты России // Россия и мусульманский мир. 2011. № 9 (231). С. 20-26.
4. Хабибуллина Г. Ю. Проектная технология в исламском образовательном учреждении // Ислам в современном мире. 2018. Т. 14, № 2. С. 79-92.
5. Насибуллов К. Общественная аккредитация в сфере мусульманского образования: на пути к открытости и доверию // Россия и мусульманский мир. 2016. № 10 (292). С. 37-52.
6. Хабибуллина З. Р. Становление исламского образования в постсоветском Башкортостане: основные этапы, концепции, результаты // Ислам в современном мире. 2018. Т. 14, № 3. С. 217-232.
7. Управление образовательными системами: учеб. пособие для вузов / Т. И. Шамова, П. И. Третьяков, Н. П. Капустин. М.: Владос, 2002. 302 с.
8. Мусульманская теология: Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации / МРО «Община мусульман «Рисалят». М., 2016. 31 с. URL: https:// miktip.ru/wp-content/uploads/obrazovanie/obrazovatelnaya-programma-dpppk-miktip. pdf (дата обращения: 25.09.2020).
9. Концепция подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама // Ислам в современном мире. 2015. № 11 (4). С. 63-78.
References
1. Kalimullin R. Kh. Struktura sovremennogo rossiyskogo islamskogo obrazovaniya. Mezhdunarodnyy zhurnal prikladnykh i fundamentalnykh issledovaniy. 2015, No. 9-2, pp. 347-351.
2. Mukhametshin R. M. Strategicheskie napravleniya razvitiya musulmanskogo obrazovaniya v Rossii. Islam vsovremennom mire. 2015, Vol. 11, No. 4, pp. 35-46.
3. Chuprikov P. Islamskie vuzy i gosuniversitety Rossii. Rossiya i musulmanskiy mir. 2011, No. 9 (231), pp. 20-26.
4. Khabibullina G. Yu. Proektnaya tekhnologiya v islamskom obrazovatelnom uchrezhdenii. Islam vsovremennom mire. 2018, Vol. 14, No. 2, pp. 79-92.
5. Nasibullov K. Obshchestvennaya akkreditatsiya v sfere musulmanskogo obrazovaniya: na puti k otkrytosti i doveriyu. Rossiya i musulmanskiy mir. 2016, No. 10 (292), pp. 37-52.
6. Khabibullina Z. R. Stanovlenie islamskogo obrazovaniya v postsovetskom Bashkortostane: osnovnye etapy, kontseptsii, rezultaty. Islam v sovremennom mire. 2018, Vol. 14, No. 3, pp. 217-232.
7. Shamova T. I., Tretyakov P. I., Kapustin N. P. Upravlenie obrazovatelnymi sistemami: ucheb. posobie dlya vuzov. Moscow: Vlados, 2002. 302 p.
8. Musulmanskaya teologiya: Dopolnitelnaya professionalnaya programma povysheniya kvalifikatsii. Moscow, 2016. 31 p. Available at: https://miktip.ru/wp-content/uploads/ obrazovanie/obrazovatelnaya-programma-dpppk-miktip.pdf (accessed: 25.09.2020).
9. Kontseptsiya podgotovki spetsialistov s uglublennym znaniem istorii i kultury islama. Islam vsovremennom mire. 2015, No. 11 (4), pp. 63-78.
Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2022, № 2
Статья поступила в редакцию 12.10.2021 The article was received on 12.10.2021