Педагогика и психология образования. 2021. № 1 DOI: 10.31862/2500-297X-2021-1-53-64
А.В. Яковлева
Московский исламский институт, 109382 г. Москва, Российская Федерация
Особенности функционирования исламских образовательных организаций в современном социально-правовом поле России
В статье отражены современные нормативно-правовые основы деятельности религиозных (исламских) организаций, занимающихся образовательной деятельностью. Обоснованы актуальные проблемы взаимодействия в образовательном процессе вопросов религии и государственного управления. Акцентируется внимание на специфике функционирования религиозных образовательных организаций с учетом политики невмешательства государства в содержание образовательные программы исламской организации. Актуальность освещенной темы обусловлена отсутствием в законодательстве механизмов взаимодействия общественных и государственных институтов управления в системе исламского образования в условиях необходимости осуществления деятельности религиозных образовательных организаций в современном социально-правовом поле России.
Ключевые слова: исламское образование, исламская образовательная организация, теология, образовательный стандарт, религия, нормативно- правовые основания
ССЫЛКА НА СТАТЬЮ: Яковлева А.В. Особенности функционирования исламских образовательных организаций в современном социально-правовом поле России // Педагогика и психология образования. 2021. № 1. С. 53-64. ЭО!: 10.31862/2500-297Х-2021-1-53-64
© Яковлева А.В., 2021
Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License
О
о
fx
ч I
cj Ф ro
V с О
c к 8
fx ^ го
ГО О. Q.
^ ь °
О s s
I _
ISSN 2500-297X Pedagogy and Psychology of Education. 2021. No. 1
DOI: 10.31862/2500-297X-2021-1-53-64
A.V. Yakovleva
Moscow Islamic Institute, Moscow, 109382, Russian Ftdtration
Peculiarities of functioning
of Islamic educational organizations
in the modern social and legal field of Russia
The article reflects the current legal framework for the activities of religious (Islamic) organizations engaged in educational activities. The article substantiates the topical problems of interaction in the educational process of religion and public administration. The article focuses on the specifics of the functioning of religious educational organizations, taking into account the policy of non-interference of the state in the content of educational programs of an Islamic organization. The relevance of this topic is due to the lack of mechanisms in the legislation for interaction between public and state management institutions in the system of Islamic education in the context of the need to carry out the activities of religious educational organizations in the modern social and legal field of Russia. Key words: Islamic education, Islamic educational organization, theology, educational standard, religion, regulatory and legal grounds
CITATION: Yakovleva A.V. Peculiarities of functioning of Islamic educational organizations in the modern social and legal field of Russia. Pedagogy and Psychology of Education. 2021. No. 1. Pp. 53-64. (In Russ.). DOI: 10.31862/2500-297X-2021-1-53-64
Россия, являясь многонациональным и многоконфессиональным светским демократическим государством, предоставляет каждому чело-Е о к веку право на самоопределение, в том числе в отношении религиозных § Э го предпочтений. Граждане России, исповедующие ислам, вправе выби-с ^ о рать обучение в мусульманских образовательных учреждениях (обра-го ^ о. зовательных организациях). Однако, если в отношении традиционной ^ и ° системы образования в РФ создана широкая нормативно-правовая ч база, в частности, ФГОСы на всех уровнях образовательной системы,
то в отношении исламских образовательных программ на сегодняшний момент с сожалением можно констатировать отсутствие подобных нормативно-правовых документов на некоторых образовательных уровнях. Их отсутствие не позволяет не только эффективно отслеживать, осуществлять контроль за деятельностью организаций, качеством образования и его соответствия образовательной политике государства, но и не дает возможности внутри самих организаций ориентироваться на единую норму, стандарты качества своих образовательных программ. В связи с вышеизложенным, тема исследования является достаточно актуальной.
Обращаясь к классификации международной организации ЮНЕСКО, становится очевидно, что помимо традиционного, или как его еще называют, формального образования, в образовательной системе выделяется и неформальная его форма. Формальное образование - это образование в его традиционной форме. Образовательный процесс в формальных образовательных учреждениях выстроен по жесткой уровневой структуре; образовательные программы разработаны в соответствии со стандартами. По окончании такого учреждения обязательно должен выдаваться соответствующий документ.
Отличительной чертой неформального образования от формального является наличие в первом образовательных программ, которые не имеют ни уровневого подразделения, ни стандартизации. Кроме того, в данной форме образования даже выдача документа не является обязательной. Другой особенностью неформального образования является его направленность не на внешний мотив получения образования, а на внутренние стимулы. Так, например, человек благодаря обучению в неформальном учебном заведении выражает себя как личность, у него появляется больше возможностей для самореализации и самосовершенствования, в том числе понимания себя и своего внутреннего мира.
Поскольку современная Россия вступила, как и другие страны, на путь, связанный с глобализацией всей общественной жизни, это неизбежно повлекло за собой появление различных зон конфликтности, в том числе по вопросу взаимодействия общественных и государственных структур. Выбор мусульманами варианта получения образования на базе исламской образовательной организации обусловлен, прежде го | всего, соблюдением традиций. Однако наличие таких организаций, Е о к помимо того, что они удовлетворяют запросам отдельных категорий го § ^ граждан РФ, требует и законодательного регулирования [7, с. 77]. ^ ^ о
Другими очевидными проблемами в становлении и дальнейшем раз- Ц ^^ витии исламских образовательных организаций является и отсутствие ^ и ° стандартов ведения деятельности и непосредственно образовательных
программ, научно-методической литературы, отсутствие высококвалифицированных кадров. Так или иначе, данные проблемы связаны с отсутствием общей системы нормативно-правовых оснований ведения исламскими организациями образовательной деятельности, а для решения проблем толерантности в обществе и гармоничного развития государственно-исламских отношений требуется комплексный подход к разработке такой базы [6, с. 20].
Под исламским образованием понимается один из видов религиозного образования, который направлен на то, чтобы осуществлять подготовку служителей и религиозного персонала исламского вероисповедания, преподавателей и богословов, в целях полноценного удовлетворения потребностей в образовании верующего населения в сфере религии. На различных уровнях исламское образование должно обеспечивать процесс как обучения, так и воспитания. Религиозное обучение направлено на то, чтобы усваивать профессиональные знания, которые относятся к догматике, ритуалу, этике, культуре, социально-правовым и прочим нормам ислама в интересах личности, семьи, общества и государства в целом [7, с. 37].
Рассмотрим характеристики и отличительные особенности исламского образования в части его реализации в России.
Специфика исламского образования как раз предусматривает то, о чем говорилось выше - неформальную составляющую. Если говорить точнее, то исламское образование в России - это сегодня как раз тот самый неформальный сектор образования. Наряду с этим, исламское образование, также как и формальное светское образование, носит характер непрерывный, т.е. такое образование предусматривает, что человек может обучаться на протяжении всей жизни. Это утверждение находит свое подтверждение хадисом пророка Мухаммада: «Приобретайте знания от колыбели до могилы».
Так, согласно мусульманской традиции, дети в начале жизни получают образование и воспитание в семье. Именно семья является основой для дальнейшего воспитания, развития и обучения. В дальнейшем процесс обучения происходит в религиозных группах или же в мече-| тях. Наряду с общеобразовательной школой в России ребенок может о к получить образование в мэктебах, являющихся аналогом российской средней общеобразовательной школы. Поскольку образовательные о программы, по которым проводится обучение в исламском школьном
го
О
ст Ф го Ф 1= с ее
го а. о. образовании (равно как и на всех остальных ступенях неформального " ^ ° образования), не являются стандартизированными, то и документ ранее
О 2
56
не выдавался (сейчас законодательство изменилось). Поправки, которые
были внесены в Федеральный закон об образовании, реально позволили религиозным образовательным организациям получать государственное лицензирование и выдавать своим выпускникам документы государственного образца. Однако, несмотря на такие позитивные сдвиги в области нормативно-правового обеспечения, собственно система подготовки специалистов в области религии (прежде всего, с углубленным изучением истории и культуры ислама) в России далека от совершенства. Есть трудности не только с определением единства нормативно-правовой базы, но и в отношении организации обучения, материально-технического и учебно-методологического обеспечения.
Вопрос о выдаче или не выдаче документа об образовании ставится достаточно остро и по сей день, вызывая немало споров. Согласно положениям Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» уровень образования - это совершенно формализованный показатель, свидетельствующий о завершении одного из циклов образования. Такой цикл обладает собственным уровнем сложности и объемом изучаемых дисциплин. По окончании образовательной программы, которая удостоверена стандартом образования, выпускнику выдается документ соответствующего образца (docs.cntd.ru/ document/902389617).
Однако если в традиционном образовании есть четкое выделение ступеней образования (начиная от дошкольного и заканчивая формами высшего образования), то однозначных аналогичных уровней в исламском образовании на сегодняшний день не существует. Несмотря на это, некоторые авторы придерживаются позиции, относительно которой в исламском образовании выделяются три уровня.
Первый уровень предусматривает обучение детей школьного возраста, второй уровень - это высшее образование, которое студенты получают в исламских образовательных организациях. Третий уровень предполагает либо повышение квалификации, либо переподготовку кадров. На сегодняшний день третий уровень исламского образования полностью относится к неформальному образованию [5, с. 350].
Одной из актуальных задач по формированию стандартов для религиозных образовательных организаций является неравномерность разви- го- * тия мусульманской школы в разных субъектах федерации. Те исламские Е о к образовательные учреждения, которые имеют официальную регистра- § § | цию, далеко не всегда могут выдержать конкуренцию со стороны как ^ ^ о зарубежных центров (прежде всего, Ближнего и Среднего Востока), й о. а. но и со стороны местных неофициальных религиозных учреждений «з и ° [9, с. 22].
Вопросы, связанные с нормативно-правовой интеграцией исламского образования в образовательное пространство России в соответствии с действующим законодательством, прежде всего, должны рассматриваться в контексте их соответствия положениям Закона «Об образовании», в частности, статьи 10, в которой определяется общая структура российской системы образования (docs.cntd.ru/document/902389617), а также статьи 19 Федерального закона о религиозных объединениях, где прописаны вопросы регулирования функционирования духовных учреждений, осуществляющих образовательную деятельность (docs. cntd.ru/document/9040821).
Если принимать во внимание, что светское и религиозное образование имеет значительные различия, этим обусловлена и вариативность образовательных программ, как в содержании, так и в целях и задачах образования.
В качестве нормативно-правовых оснований, прописанных в Уставах, согласно гражданскому законодательству РФ, религиозные образовательные организации прописывают следующие документы:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 от 29.12.2012 г.
- Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» № 125-Ф3 от 26.09.1997 г. (c изменениями и дополнениями).
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 27 августа 2009 г. «Разъяснения по формированию примерных программ учебных дисциплин НПО и СПО».
Отметим, что Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) в данном списке нет, поскольку религиозные образовательные программы под них не подходят, а имеют свою специфику. Если на локальном уровне каждая исламская образовательная организация прописывает собственные образовательные программы, то на общегосударственном уровне сегодня такое закрепление отсутствует.
Еще в 2007 г. Правительством Российской Федерации был начат широкомасштабный проект «Комплексная программа содействия развитию сферы религиозного образования, прежде всего мусульманского». Эта программа действовала до 2015 г., в рамках ее велась активная а, ки работа по подготовке специалистов с углубленным знанием истории Е о к и культуры ислама. Главной целью Программы являлась подготовка § § | административно-управленческих и экспертных кадров для мусульман-^ ^ о ских религиозных организаций и органов государственного управления го ^ S. по работе с религиозными объединениями.
о У i Сегодня замены указанной Концепции нет, ее не продлили. Однако очевидно, что нуждаемость в подобного рода нормативно-правовом
документе имеется. Внедрение нового стандарта, Концепции, Положения либо любого другого документа, который бы регламентировал всю сложность взаимодействия светского и религиозного образования, государственных органов власти и религиозных образовательных учреждений, позволило бы решить многие проблемы [2, с. 60].
Создание такого документа позволило бы учесть имеющиеся различия в необходимых для данных видов образования компетенциях обучающихся. Обоснование создания новой Концепции обусловлено тем, что российское религиозное образование продолжает активно развиваться, а российская высшая школа продолжает интеграцию в мировую образовательную систему, поэтому обязательно должна поддерживаться наличием необходимых единых стандартов [10, с. 78].
Система исламских образовательных организаций, действующих в России сегодня, может идти по пути развития одновременно с учетом особенностей, которые имеются в российской светской системе образования. Те программы образования, которые реализуются в исламских образовательных организациях, обязательно должны соответствовать определенному уровню - требованию содержательности в вопросе интеграции исламских образовательных учреждений в образовательное пространство РФ. Именно так можно обеспечить преемственность и непрерывность подготовки специалистов в области религии и их дальнейшей практической деятельности. Уровень образования уже сегодня подтверждается документом единого образца о высшем профессиональном образовании [6, с. 110].
Поскольку существует специфика статуса образовательных программ, которые реализуются в исламских образовательных организациях сегодня, то следует учитывать это при включении изменений различного характера. Это касается не только системы высшего религиозного образования, но и среднего профессионального.
Здесь важно принять во внимание положения статьи 19 Федерального закона «О религиозных объединениях», в которой говорится о том, что у духовных образовательных организаций есть право на реализацию духовных образовательных программ, которые имеют целью подготовку служителей и религиозного персонала религиозных орга- го- * низаций, при этом есть право выдачи собственных документов об обра- Е о к зовании и полученной квалификации. Кроме того, в этой же статье § § | закреплено, что такие организации имеют право подготавливать специ- ^ ^ о алистов по образовательным программам в соответствии с требования- ^ а. 2. ми, которые предъявляют федеральные государственные образователь- и ° ные стандарты, также имея право выдавать документы об образовании
и (или) о квалификации единого (ранее - государственного) образца [11, с. 191].
На практике это может означать, что для того, чтобы религиозные образовательные учреждения могли быть успешно интегрированы в российское образовательное пространство, у них должна быть возможность реализации образовательных программ по государственному стандарту.
В частности, это означает, что для осуществления интеграции исламских образовательных учреждений в систему российского образования как полноценного участника таким организациям требуется проводить реализацию указанных образовательных программ, причем в соответствии с имеющимися ФГОС. Однако задача осложняется тем, что у религиозных образовательных учреждений обычно свои программы, которые часто отличаются от курса «Теологии» или «Богословия» в вузах, проводящих обучение по единому стандарту (ФГОС). По сути, такая задача пока не представляется возможной к реализации ввиду принципиально различных позиций светского и религиозного образования в России [4, с. 157].
Главный инструмент и в то же самое время ключевое звено во всей системе религиозного образования - это именно исламские учреждения, ведущие образовательную деятельность в области высшего образования. Здесь разрабатывается собственная учебно-методическая литература, касающаяся религиозных дисциплин, проводится апробирование новых образовательных технологий для высшего религиозного (исламского) образования. Кроме того, в исламских образовательных учреждениях находит реализацию экспертно-консультативная функция, благодаря которой постепенно формируется механизм в области осуществления международных связей с мусульманскими учреждениями всего мира [3, с. 270].
Для интеграции образовательных мусульманских программ с ФГОС высшего образования особенное внимание следует уделять тому, какой структурой обладают учебные планы. Дисциплины по профилю религиозного образования не должны быть неадекватно преувеличены в своих | объемах и количестве, а должны строго отвечать соблюдению рацио-о к нальных пропорций в получении высшего образования.
В учебных планах должны рассматриваться новейшие течения рели-ов гии, отражаться последние достижения в области современной мысли
а
о
ст Ф го
е п пя
го а. о. ислама. Также должны быть представлены процессы, происходящие ^ о в мировой политике и экономике. Кроме того, в учебных планах долж-
О 2 60
ны быть отражены реалии международных отношений, особенностей
жизни мусульманского общества, рассматрены особенности функционирования и деятельности мусульманских сообществ и образовательных учреждений за рубежом, с целью возможного использования их опыта организации образовательного процесса.
В рамках нормативно-правовых изменений, оценки их возможностей для интеграции в систему религиозного образования исламским образовательным организациям следует особое внимание уделять дисциплинам по юридическому направлению, которое изучается в светской системе образования. Для специалистов в области исламской религии крайне важно обладать знаниями особенностей языковой культуры, истории ислама, что будет определять их занятость в дальнейшей практической деятельности. Кроме того, выпускники исламских образовательных учреждений сегодня имеют право трудиться и в государственных органах власти, а также в институтах гражданского общества в рамках своих компетенций [6, с. 112]. Для того, чтобы получить расширенные знания в области права, требуется снизить дисбаланс в учебных планах по юридическому профилю. Избежать диссонанса в системе образовательных стандартов поможет освоение руководством религиозных образовательных учреждений ключевых вопросов и критериев завершенности религиозного образования [3, с. 271-272].
Основой для подготовки специалистов в области исламской религии в Российской Федерации является развитие конфессиональных образовательных программ в рамках общего направления «Теология».
В современной номенклатуре Высшей аттестационной комиссии присутствует «Теология», поэтому стоит рассмотреть возможность применения данного направления образовательной программы для обучения и дальнейшей комплектации уже педагогическими кадрами религиозных образовательных учреждений. Так можно решить острую нехватку профессиональных образовательных кадров для данного вида организаций, причем как на высшей ступени, так и на средней профессиональной и даже среднего общего образования [1, с. 161].
Для содействия развитию образования по направлению исламской теологии требуется постоянно поддерживать стремление к знаниям, углублять навыки работы с информацией, стремиться к самостоятель- го- Ё! ному изучению основ истории и культуры в организациях высшего Е о к образования по религиозным программам обучения. Так, могут вво- § § | диться направления подготовки «Востоковедение и африканистика», ^ ^ о
«Теология», «Религиоведение» и многие другие. й о. а.
й Р
Для реализации направления по совершенствованию и повыше- ® о
нию скорости интеграции религиозных образовательных организаций
о 61
I _
ISSN 2500-297X Pedagogy and Psychology of Education. 2021. No. 1
в единое образовательное пространство России с точки зрения улучшения нормативно-правового поля, требуются следующие действия:
- проводить работу по совершенствованию в области системы экспертизы по аккредитации религиозных организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
- осуществлять и поддерживать разработку стандартов по многоуров-невости исламского образования, причем эта работа должна вестись на федеральном уровне, но обязательно учитывая региональные особенности (так, региональные характеристики на Северном Кавказе будут сильно отличаться от таковых, к примеру, в Томской области);
- вместе с религиозными общественными организациями и религиозными образовательными организациями разрабатывать единые стандарты в области регламентации исламского образования на всех уровнях, включая дополнительное образование;
- создавать регламенты по использованию и распространению учебно-методической литературы по всем религиозным образовательным учреждениям страны;
- проводить работы по нострификации дипломов о религиозном образовании российских граждан, которые получают или уже получили религиозное образование за рубежом.
Таким образом, основной проблемой в развитии системы исламского образования остается отсутствие эффективного взаимодействия государственных и общественных органов регулирования деятельности исламских образовательных организаций, единой системы мониторинга и контроля за деятельностью религиозных образовательных учреждений. Сегодня в России, к сожалению, нет должного уровня связи и эффективного учебно-научного взаимодействия между религиозными образовательными учреждениями на разных уровнях. Как результат -нарушение принципов целостности и непрерывности образовательного процесса, а также обеспечения преемственности образовательных программ религиозного образования.
го- *
Библиографический список / References
_ о к 1. Билалов М.И. Познавательный ресурс исламского образования // Caucasian
2 § 1 Science Bridge. 2018. Т. 1. № 2 (2). С. 26-36. [Bilalov M.I. Cognitive resource
ф cz ^ of Islamic education. Caucasian Science Bridge. 2018. Vol. 1. No. 2 (2).
^ § § Pp. 26-36. (In Russ.)]
Э" 2. Галиев И.Ш. Об опыте взаимодействия органов государственной власти,
q ^ ° местного самоуправления и правоохранительных структур в профилак-
1тике экстремистской деятельности // Казанский педагогический журнал.
2015. № 6-3. С.13—16. [Galiev I.Sh. On the experience of interaction between state authorities, local self-government and law enforcement agencies in the prevention of extremist activities. Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. 2015. No. 6-3. Pp. 13-16. (In Russ.)]
3. Дмитриева Е.Л. Исламское образование в России: история и современность // Россия и мусульманский мир. 2018. № 4 (310). С. 12-17. [Dmitrieva E.L. Islamic education in Russia: History and modernity. Russia and the Moslem World. 2018. No. 4 (310). Рр. 12-17. (In Russ.)]
4. Измайлов Р.А. Пути формирования конкурентоспособного российского исламского образования // Россия и мусульманский мир. 2016. № 11 (293). С. 15-17. [Izmailov R.A. Ways of forming a competitive Russian Islamic education. Russia and the Moslem World. 2016. No. 11. Рр. 15-17. (In Russ.)]
5. Калимуллин Р.Х. Структура современного российского исламского образования // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 9. С. 347-351. [Kalimullin R.H. The structure of modern Russian Islamic education. Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnyh i fundamentalnyh issledovanij [International Journal of Applied and Basic Research]. 2015. No. 9. Pp. 347-351. (In Russ.)]
6. Маточкина А.И., Уланова Д.В. Инновационные методы преподавания профильных дисциплин в программах подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2019. № 191. С. 192-199. [Matochkina A.I., Ulanova D.V. Innovative methods of teaching specialized disciplines in training programs for specialists with in-depth knowledge of the history and culture of Islam. Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences. 2019. No. 191. Pp. 192-199. (In Russ.)]
7. Мухаметшин Р.М. Стратегические направления развития мусульманского образования в России // Ислам в современном мире. 2015. Т. 11. № 4. С. 35-46. [Mukhametshin R.M. Strategic directions of development of Muslim education in Russia. Islam v sovremennom mire. 2015. Vol. 11. No. 4. Pp. 35-46. (In Russ.)]
8. Мухетдинов Д.В. Российское мусульманство: призыв к осмыслению и контекстуализации // Россия и мусульманский мир. 2015. № 6. С. 32-70. [Muhetdinov D.V. Russian Islam: A call to comprehension and contextualization. Russia and the Moslem World. 2015. No. 6. Pp. 32-70. (In Russ.)]
9. Хазиев В.С. Контуры исламского образования новой России // Социально-гуманитарные знания. 2013. № 10. С. 18-30. [Khaziev V.S. Contours of Islamic education in new Russia. Socialno-gumanitarnye znanija. 2013. No. 10. Pp. 18-30. (In Russ.)]
10. Шаповалов А.В. Проблемы институционализации исламского образования Е о к в современной России // Власть. 2011. № 3. С. 107-110. [Shapovalov A.V. 2 g 1 Problems of institutionalization of Islamic education in modern Russia. c= ™ The Authority. 2011. No. 3. Pp. 107-110. (In Russ.)] ^ § §
11. Ярлыкапов А.А. Исламское образование на Северном Кавказе // Исламове- д-дение. 2014. № 1. С. 104-106. [Yarikapov A.A. Islamic education in the North g У s Caucasus. Islamovedenie. 2014. No. 1. Pp. 104-106. (In Russ.)]
I _
ISSN 2500-297X Pedagogy and Psychology of Education. 2021. No. 1 _)
Статья поступила в редакцию 16.09.2020, принята к публикации 23.12.2020 The article was received on 16.09.2020, accepted for publication 23.12.2020
Сведения об авторе / About the author
Яковлева Альбина Владимировна - заместитель декана факультета теологии; Московский исламский институт
Albina V. Yakovleva - Deputy Dean at the Faculty of Theology; Moscow Islamic Institute, Russian Federation
E-mail: [email protected]
^ c о
c 5 °
fx ^ го
ГО d. Q.
о
О s s