rponnoTQ Манускрипт • Manuscript
2021. Том 14. Выпуск 1. С. 159-163 | 2021. Volume 14. Issue 1. P. 159-163
ISSN 2618-9690 (print) Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): manuscript-journal.ru
RU
EN
Место и роль научного исламоведения в системе исламского образования
Яхьяев М. Я., Байсаидова Г. Б.
Аннотация. Цель исследования - рассмотреть состояние и особенности исламского образования в современной России, высветить роль академического исламоведения в исламском образовательном пространстве. Накапливающиеся проблемы исламского образования преимущественно связаны с тем, что образовательный процесс в исламских учебных заведениях осуществляется исключительно с учетом достижений конфессионального исламоведения и игнорированием результатов научного познания ислама, его догматики, истории, современного состояния, тенденций развития. В этой связи в статье обосновывается насущная необходимость внесения научной составляющей в формирующуюся систему исламского образования. Научная новизна заключается в анализе ситуации в сфере исламского образования в свете общих тенденций развития исламоведения в России. В результате обоснована необходимость включения достижений научного академического исламоведения, являющегося неотъемлемой частью религиоведения, в образовательные стандарты, учебные планы, рабочие программы религиозных дисциплин, реализуемые в системе исламского образования.
Place and Role of the Academic Islamic Studies in the System of Islamic Education
Yakhyaev M. Y., Baysaidova G. B.
Abstract. The research objectives are as follows: to analyse the state of the Islamic education in modern Russia, to reveal its specificity, to highlight the role of the academic Islamic studies in the Islamic educational space. The growing problems of the Islamic education are largely explained by the fact that educational process in the Islamic educational institutions is carried out exclusively on the basis of the confessional Islamic studies, without taking into account achievements of the academic Islamic studies focused on such issues as the Islamic dogmatics, history and modern state of Islam, its development trends. In this connection, the article justifies urgent necessity to introduce the scientific component into the currently forming system of the Islamic education. Scientific originality of the study involves analysing the current situation in the sphere of the Islamic education taking into account the basic tendencies of the Russian Islamic studies development. The research findings are as follows: the authors justify the necessity to include results of the academic Islamic studies, an integral part of religious studies, into educational standards, curricula, working programmes of the religious disciplines implemented in the system of the Islamic education.
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в современной России остается проблемным вопросом создание эффективной системы исламского образования на базе качественного совершенствования уже существующих ее элементов. О заинтересованности государства в решении этой проблемы не раз высказывался Президент РФ В. В. Путин на встречах с руководителями духовных управлений мусульман России в 2013, 2015 и 2018 гг. Об уделяемом государством на региональном уровне внимании религиозному образованию, в частности исламскому, говорит и Министр по национальной политике и делам религий Республики Дагестан Э. С. Муслимов [6, с. 426].
Актуальность проблеме религиозного образования в условиях России придается возрастающим влиянием религиозного фактора на самые различные сферы общественной жизни, в том числе на сферу образования. Об этом пишут многие российские исламоведы, которые отмечают, что вопрос исламского образования «находится в сфере интересов не только самих религиозных организаций, но и государственных структур, и различных слоев общества на постсоветском пространстве» [5, с. 436]. В ряду причин, обуславливающих
Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/mns200606
© 2021 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2021 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.orq/licenses/by/4.0/
такое положение вещей, они выделяют следующие: 1) пробуждение интереса у мусульман к изучению религиозных обрядов, арабского языка, Корана, истории ислама; 2) оказываемая зарубежными исламскими организациями финансовая и материальная помощь в создании и развитии исламских учебных заведений; 3) нарастающая потребность в кадрах профессиональных мусульманских священнослужителей.
Для реализации поставленной цели необходимо решить задачи: во-первых, обозначить проблемы, с которыми сталкивается формирующаяся система исламского образования; во-вторых, показать особенности существующих, но различающихся по содержанию и целям путей познания исламской догматики, культа, истории ислама, его роли в современном обществе; в-третьих, обосновать значимость включения светского контента, в частности достижений научного академического исламоведения, в исламское образовательное пространство.
При решении поставленных задач применялись следующие методы исследования: системный анализ основных проблем в сфере исламского образования в современной России, с которыми сталкиваются на сегодняшний день исламские учебные заведения.
Теоретическую базу исследования составили труды ряда российских исламоведов. В их числе работа М. Г. Кур-банова, который определил наиболее перспективные направления в формировании различных дисциплинарных способов организации познавательного пространства исламской культуры в современных условиях интенсивных, многомерных взаимодействий. В частности, он подметил, что «основные направления и тенденции развития современного исламоведения сегодня определяются не только происходящими переменами в жизни общества, но и новыми возможностями конституирования интенсивно интегрирующихся социально-гуманитарных знаний, открывающихся друг перед другом на основе динамичного развития современного общества» [4, с. 53]. Проблемы, с которыми сталкиваются верующие-мусульмане, подробно изложены в работе С. М. Прозорова, рассмотревшего ислам с позиции идеологической системы [8]. Определенный интерес представляет и работа М. Ф. Муртазина, давшего развернутую характеристику проблемам развития исламского образования на постсоветском пространстве [5].
Практическая значимость исследования заключается в том, что раскрытые в нем аспекты могут быть учтены разработчиками образовательных стандартов, учебных планов, образовательных программ, рабочих программ и фондов оценочных средств, реализуемых в исламских учебных заведениях. Они могут послужить аналитическим материалом для профильных ведомств, координирующих образовательный процесс в вузах, готовящих специалистов по направлению подготовки «Теология».
Проблемные аспекты системы исламского образования в России
В РФ за последние три десятилетия созданы и функционируют отдельные элементы системы исламского образования, которая включает: 1) начальные учебные заведения - мактабы; 2) средние учебные заведения -медресе; 3) высшие учебные заведения - институты и университеты. На апрель 2018 года, по сведениям Министерства юстиции России, было зарегистрировано 78 мусульманских учебных заведений, из которых 25 - вузы, 53 - средние учебные заведения. Из них 11 вузов и 27 медресе находятся в республиках Северного Кавказа. В Поволжье, Урале, Сибири и центральной части России расположены 5 вузов и 24 медресе, остальные -в других регионах [Там же, с. 440].
В 2010 г. в России был учрежден Совет по исламскому образованию, целью деятельности которого обозначены разработка Концепции развития исламского образования, необходимой для ее реализации учебной и методической документации. И тем не менее сегодня мы еще не можем сказать, что в России сложилась полноценная система исламского образования с унифицированными образовательными стандартами, учебными планами и рабочими программами. Поэтому вопросы формирования отвечающего современным требованиям исламского образовательного пространства, его содержательного наполнения остаются крайне злободневными, однако их решение зависит от многих факторов, в том числе и той внутренней политики, которая проводится российским государством в отношении институтов, обеспечивающих исламское образование и просвещение.
Многие из нерешенных проблем исламского образования связаны с тем, что учебные планы, по которым осуществляется образовательный процесс на разных его уровнях, разрабатываются исключительно силами самих исламских учебных заведений, хотя и реализуются на практике после их утверждения руководителями духовных управлений. Это обусловлено тем, что в России нет одного авторитетного учебно-методического центра, который был бы ориентирован на реализацию Концепции исламского образования, его учебно-методическое сопровождение и, что немаловажно, осуществлял бы контроль за качеством образовательного процесса. Рекомендации и разработки существующего Совета по исламскому образованию не воспринимаются многими исламскими образовательными учреждениями как обязательные. Особенно это касается тех учреждений, которые осуществляют свою деятельность без государственного лицензирования. По этой причине учебные планы и рабочие программы по направлениям и профилям исламского образования часто оказываются перенасыщенными исключительно религиозным контентом, причем в том его понимании, которое характерно его разработчикам. Светский компонент образования, без которого вообще немыслимо современное, в том числе исламское, образование, в рамках реализуемых учебных планов или минимизирован, или присутствует формально и не всегда реализуется на практике.
О том, что в секулярном обществе, каковым является Россия, религиозное образование должно иметь светскую составляющую, говорят не только светски ориентированные ученые. Это понимают и многие руководители религиозных образовательных учреждений. Так, к примеру, ректор Тульской духовной семинарии Московского Патриархата РПЦ игумен Евфимий (Моисеев) отмечает, что развитие светского религиозного
образования является важным проявлением принципа синтеза традиций и инноваций. И это, возможно, позволит вернуть гуманитарное образование к его духовным основам, а также будет способствовать формированию у обучающихся целостного мировоззрения, немыслимого без учета религиозного фактора [1, с. 434].
Решению этой проблемы должно было поспособствовать введение в перечень научных специальностей ВАК РФ в 2015 году специальности «Теология» (26.00.01). И это действительно сделало возможным как подготовку высококвалифицированных кадров священнослужителей, так и защиту кандидатских и докторских диссертаций по исламской теологии. Сегодня в РФ дипломы государственного образца по специальности «Теология» выдают уже 29 вузов. К таким вузам относится и Дагестанский гуманитарный институт, который, наряду с исламскими теологами, готовит специалистов в области лингвистики, журналистики, экономики, бизнес-информатики. И, что важно, обучение по этим специальностям ведется с учетом всех норм и требований исламской религии, что позволяет уже говорить о наметившейся тенденции сближения религиозного и светского компонентов образования в исламском образовательном пространстве.
Разнообразие путей познавательного продвижения к исламу
Внесение научного исламоведческого контента в содержание исламского образования остается трудно разрешимой проблемой. Речь мы ведем не о важности изучения каких-то конкретных естественных и гуманитарных наук в религиозных образовательных учреждениях. Они хоть и в минимальном объеме, но все же изучаются, к примеру, ведется преподавание математики, информатики, истории, литературы и пр. Речь о значимости преподавания в исламских образовательных учреждениях, особенно высшего звена, дисциплин научного академического исламоведения, которые призваны выработать объективные, предметные знания об истории ислама, его вероучительных источниках, многовекторности развития исламской культуры и т.д.
Научное академическое исламоведение в России насчитывает многовековую историю. Пробуждение интереса к беспристрастному изучению ислама, места и роли ислама в российской цивилизации было обусловлено присоединением к Российскому государству народов, исповедующих ислам, последовавшим за этим возрастанием влияния исламской религии на экономические, политико-правовые, социокультурные, духовно-нравственные процессы в российском обществе. Научное исламоведение отличается как от конфессионального исламоведения, так и от исламистики. Хотя все эти три разновидности исламских студий имеют много общего, все же они разнятся по своим целям, содержанию, решаемым задачам. Стремясь к обретению должных знаний об исламской религии, они являют собой различные пути познавательного продвижения к исламу. Каждый из вариантов исламоведения образно можно представить как извилистую тропу, по которой осуществляется восхождение на вершину горы, в нашем случае такой вершиной является исламская религия. На каждом из этих путей познания ислама возможны как открытия, так и просчеты, как нахождение истины, так и передергивание фактов или уход в заблуждения, и только вместе они способны раскрыть все богатое содержание ислама, воссоздать его целостный образ.
Наиболее проторенный путь познания ислама - это конфессиональное исламоведение, которое по своей сути является изучением ислама изнутри самой исламской религии, с позиций веры в то, что ислам -это результат Божественного Откровения, переданного человечеству через Мухаммада. Конфессиональное мусульманское исламоведение формировалось на протяжении всей истории ислама и продолжает развиваться по всему миру как оригинальная и самодостаточная система знаний о Всевышнем и его религии, исходящая из собственных авторитарных источников, имеющая свою методологию, понятийный аппарат, рациональный логический и внерациональный мистический инструментарий выведения, обоснования, комментирования, популяризации знания [9, с. 17-21].
На базе конфессионального подхода к изучению ислама сложилась и сегодня существует целостная система «исламских наук», включающая в себя изучение Корана, Сунны, правил чтения и толкования Корана, изучение тафсиров, фикха и т.д. Она также включает в себя обширный комплекс эмпирических, теоретических и ритуально-практических дисциплин. Все эти дисциплины, являющиеся результатом развития конфессионального исламоведения, и изучаются в разных объемах на различных уровнях мусульманского образования.
Однако помимо конфессионального исламоведения на протяжении веков существует и развивается как на Западе, так и в России вариант исламоведения, условно определяемый как «исламистика». В истории часто содержание исламистики сводилось к огульной критике и опровержению устоев мусульманской религии или произвольному искажению сути ислама то с позиций христианства, то с позиций атеистической идеологии. Но в лучших своих образцах она всегда представала как переложение на разные языки народов мира исламского вероучения, его культа и мифологии.
В современном мире бытует и такая разновидность исламистики, которая исследователями условно обозначается словосочетанием «мусульманская исламистика». Ее отличие в том, что она, пытаясь изучить и широко распространить в массах представления об исламской религии и культуре, сама нередко оказывается непреднамеренным источником опасных заблуждений, в том числе связанных с религиозным экстремизмом и терроризмом. Как отмечают исследователи, сегодня для нее наиболее характерна «тенденция к идеализации ислама, к пропаганде его исключительности и преимущества перед другими религиями и верованиями» [8, с. 4].
Крайним проявлением и дополнением мусульманской исламистики многие исследователи считают «про-фанное исламоведение», особенности которого проистекают из чисто коммерческого расчета или стремления получить непосредственную выгоду от занятий, которые могут быть связаны с исламом или освящены именем
ислама. При этом выгода от подобных занятий может быть самой разнообразной: от материальной, финансовой - до политической или имиджевой.
Научное исламоведение в исламском образовании: решаемые задачи
Первые серьезные научные исследования ислама, его сущности и существования, догматики и культа в России были осуществлены еще в XIX веке. Среди исламоведческих работ такого плана можно назвать работу А. К. Казем-бека «Полный конкорданс Корана, или Ключ ко всем словам и выражениям его текстов, для руководства к исследованию религиозных, юридических, исторических и литературных начал сей книги. СПб., 1859»; сочинение П. А. Позднева «Дервиши в мусульманском мире: исслед. Петра Позднева. Оренбург: тип. Б. Бреслина, 1886»; труд В. С. Соловьева «Магомет, его жизнь и религиозное учение. СПб., 1896», который востоковед, академик, директор Государственного Эрмитажа М. Б. Пиотровский назвал блестящей книгой, в которой Соловьев «сумел... глубже многих проникнуть во внутренний мир Мухаммада» [7, с. 170] и мн. др.
Однако развитие научного исламоведения было приторможено атеистической политикой социалистического государства, и только идеологическое банкротство СССР и последовавшие за этим конституционное закрепление идеологического многообразия и запрет на установление какой-либо идеологии в качестве государственной или обязательной [3, с. 6] способствовало пробуждению интереса к беспристрастному научному исследованию исламской религии. Началось формирование академического научного исламоведения, которое стало определяться как многомерная «совокупность наук, изучающих ислам» [12].
Перед научным исламоведением стоит двуединая задача последовательной и всесторонней социализации ислама и гармонизации его взаимоотношений с государством и обществом, с одной стороны, и снижения деструктивных последствий чрезмерной политизации ислама - с другой. А для этого важны отказ от лжеисламоведения, призывающего к расколу и раздроблению уммы, и возрождение настоящей академической науки, что единственно, по мнению А. Игнатенко, может стать «одним из факторов единства мусульман России» [2]. Однако ради полноты картины надо заметить и то, что в исламоведческой среде присутствует и позиция, которая отрицает за академическим исламоведением самостоятельный научный статус [11, с. 220].
И все же существование наряду с конфессиональным исламоведением научного исламоведения, а также различных вариантов исламистики требует ответа на вопрос: а должно ли в процессе исламского образования давать слушателям научные знания об исламской религии? Иначе говоря, это вопрос о том, нужно ли мусульманину знать, как воспринимают и трактуют его религию носители иных религиозных убеждений или светских идеологических ценностей? Если да, то в систему исламского образования необходимо вносить преподавание элементов научного исламоведения и исламистики. Если мусульманину достаточно иметь собственное исключительное мнение о себе и о своей религии и он не должен даже пытаться посмотреть на себя со стороны, глазами Другого, тогда в изучении этих вариантов исламоведения нет необходимости.
Если необходимость изучения в системе исламского образования различных вариантов исламистики и можно подвергать сомнению, то значимость ознакомления мусульман с достижениями академической науки об исламе, каковой является научное исламоведение, несомненна. Сегодня последнее большинством исследователей воспринимается или как отдельная самостоятельная наука, или как «комплексное научное направление, объединяющее исследования, принадлежащие к предмету разных наук» [10]. Оно рассматривается как неотъемлемая часть религиоведения, в рамках которого и именуется научным исламоведением и отграничивается как от конфессионального или просветительского исламоведения, так и от исламистики. Дисциплинарно научное исламоведение позиционируется через светское, гуманистическое значение и развивается строго на рационально-логических и научно-методологических основах, независимых от какого-либо вероисповедания [4, с. 56].
Академическая наука об исламе призвана решить множество задач, среди которых:
- дать объективную картину исламского вероучения, его культа;
- отразить историю ислама, особенности его эволюции и современного состояния;
- показать противоречивое взаимодействие ислама с другими социальными институтами, его влияние на политику, экономику, право, культуру, нравственность и т.д.;
- осветить поликультурность ислама, многовекторность его развития, особенности адаптации к местным этнокультурным условиям и пр.;
- вскрывать сущность экстремистских религиозных метаморфоз, которые происходят с различными толками в исламе.
Решение этих и подобных им задач может как минимум: 1) содействовать последовательной и всесторонней социализации ислама и гармонизации его взаимоотношений с государством и обществом; 2) способствовать снижению деструктивных последствий чрезмерной политизации ислама.
Научное исламоведение в России сегодня успешно развивается усилиями различных научно-исследовательских институтов, отдельных ученых, групп исламоведов, которые концентрируются вокруг таких авторитетных печатных органов, как «Исламоведение», «Ислам в современном мире», "Minbar. Islamic Studies", "Islamology". Эти издания проводят систематическую работу по координации научных исследований ислама не только в России, но и в ближнем зарубежье. Крайне значимо, чтобы результаты научного постижения ислама становились составляющей исламского образования, проникали в образовательные стандарты, учебные планы и содержание религиозных дисциплин. И это станет важной предпосылкой того, что выпускники исламских учебных заведений получат всесторонние знания о своей религии.
Заключение
Таким образом, мы приходим к следующим выводам. В современной России все еще не сформирована эффективно функционирующая система исламского образования. Учебно-методическое сопровождение реализуемой Концепции исламского образования, ее наполнение научным содержанием, светским контентом, контроль за качеством образовательного процесса остаются злободневными проблемами всей системы исламского образования. Особую обеспокоенность вызывает наполнение содержания образования исключительно конфессиональным контентом, что проявляется в игнорировании достижений научного изучения ислама, его истории, роли в современном обществе, тенденций развития.
Многовековое сосуществование конфессионального исламоведения, научного академического исламове-дения и исламистики как различных путей познавательного продвижения к исламу требует должного ознакомления обучающихся с их достижениями на всех уровнях исламского образования. Но для гармоничного внесения в исламский образовательный процесс достижений научного исламоведения необходима согласованная работа Совета по исламскому образованию, руководителей исламских учебных заведений и представителей академического исламоведения. Перспективным направлением приложения совместных усилий остается наполнение содержания конкретных религиозных дисциплин достижениями как конфессионального исламоведения, так и научного исламоведения и исламистики.
Список источников
1. Евфимий (Моисеев). Светское религиозное образование - феномен секулярного общества // Ислам и ис-ламоведение в современной России: сборник докладов Всероссийского исламоведческого форума / под общ. ред. проф. М. Я. Яхьяева. Махачкала: АЛЕФ, 2019. С. 431-436.
2. Игнатенко А. В России «жесточайший кризис» исламоведения [Электронный ресурс]. URL: https://islamnews.ru/ news-AIgnatenko-V-Rossii-zhestochajshij-krizis-islamovedemja/ (дата обращения: 14.11.2020).
3. Конституция Российской Федерации (с гимном России). М.: Проспект, 2020. 64 с.
4. Курбанов М. Г. Перспективы конституирования современного исламоведения // Исламоведение. 2019. Т. 10. № 3. С. 53-60.
5. Муртазин М. Ф. О проблемах развития исламского образования на постсоветском пространстве // Ислам и исламоведение в современной России: сборник докладов Всероссийского исламоведческого форума / под общ. ред. проф. М. Я. Яхьяева. Махачкала: АЛЕФ, 2019. С. 436-443.
6. Муслимов Э. С. Исламское образование в Дагестане: современное состояние и перспективы // Ислам и исламоведение в современной России: сборник докладов Всероссийского исламоведческого форума / под общ. ред. проф. М. Я. Яхьяева. Махачкала: АЛЕФ, 2019. С. 426-430.
7. Пиотровский M. Б. Коранические сказания. М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1991. 290 с.
8. Прозоров С. М. Ислам как идеологическая система (Т. II) / Ин-т восточных рукописей РАН. М.: Наука -Вост. лит., 2016. 365 с.
9. Саетов И. Мусульманское исламоведение: между кафедрой и Минбаром // Минбар. 2011. № 2 (8). С. 17-21.
10. Сюкияйнен Л. Р. Исламовед должен чувствовать язык и культуру ислама [Электронный ресурс]. URL : https ://islamnews.ru/news-Uchenyj -Islamoved-dolzhen-chuvstvovat-jazyk-i-kulturu-islama/ (дата обращения: 13.08.2020).
11. Якупов Р. И. Исламоведение, арабистика, теология и востоковедение: о предмете исследований // Вестник ВЭГУ. 2014. № 6 (74). С. 218-229.
12. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ogegova/277787 (дата обращения: 10.09.2020).
Информация об авторах | Author information
RU
Яхьяев Мухтар Яхьяевич1, д. филос. н., проф. Байсаидова Габибат Байсаидовна2, к. филос. н., доц. 1 2 Дагестанский государственный университет, г. Махачкала
EN
Yakhyaev Mukhtar Yakhyaevich1, Dr Baysaidova Gabibat Baysaidovna2, PhD 1 2 Dagestan State University, Makhachkala
1 [email protected], 2 [email protected]
Информация о статье | About this article
Дата поступления рукописи (received): 27.11.2020; опубликовано (published): 10.02.2021.
Ключевые слова (keywords): исламское образование; конфессиональное исламоведение; научное исламоведение; Islamic education; confessional Islamic studies; academic Islamic studies.