Научная статья на тему '"ИСЛАМ И ИСЛАМОВЕДЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ": ПО МАТЕРИАЛАМ ВСЕРОССИЙСКОГО ИСЛАМОВЕДЧЕСКОГО ФОРУМА'

"ИСЛАМ И ИСЛАМОВЕДЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ": ПО МАТЕРИАЛАМ ВСЕРОССИЙСКОГО ИСЛАМОВЕДЧЕСКОГО ФОРУМА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
137
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Ключевые слова
ИСЛАМ / ИСЛАМОВЕДЕНИЕ / ИСЛАМСКИЙ ФАКТОР / АДАПТАЦИЯ / КУЛЬТОВАЯ ПРАКТИКА / ДОГМАТИКА И КУЛЬТ ИСЛАМА / ISLAM / ISLAMIC STUDIES / ISLAMIC FACTOR / ADAPTATION / CULT PRACTICE / DOGMA AND THE CULT OF ISLAM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Гусенова Джамиля Адамкадиевна, Алибекова Сиядат Яхьяевна, Байсаидова Габибат Байсаидовна

В статье даётся тематический обзор материалов Всероссийского исламоведческого форума "Ислам и исламоведение в современной России", проведённого при финансовой поддержке РФФИ (Проект № 19-011-20116) 27-28 сентября 2019 года в г. Махачкале. Среди обозначенных в докладах проблем, актуальных для современной российской действительности отмечены: адаптация ислама к местным до исламским элементам культуры, приспособление ислама к исторически изменяющимся условиям, проблема межконфессиональной толерантности диалога, всплеск исламского радикализма, экстремизма и терроризма, проблема влияния ислама на формирование новых направлений в культуре, роль научного исламоведения в объективном изучении религиозно-политической деятельности мусульман в региональном и глобальном проявлениях и многое другое.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"Islam and Islamic studies in modern Russia": based on the materials of the All-Russian Islamic Studies Forum

The article provides a thematic review of the materials of the All-Russian Islamic Studies Forum "Islam and Islamic Studies in Modern Russia", conducted with the financial support of the Russian Federal Property Fund (Project No. 19-011-20116) on September 27-28, 2019 in Makhachkala. Among the problems identified in the reports that are relevant for contemporary Russian reality, the following were noted: the adaptation of Islam to local Islamic elements of culture, the adaptation of Islam to historically changing conditions, the problem of interfaith tolerance of dialogue, a surge of Islamic radicalism, extremism and terrorism, the problem of the influence of Islam on the formation of new directions in culture, the role of scientific Islam in the objective study of religion the political and political activities of Muslims in regional and global manifestations, and much more.

Текст научной работы на тему «"ИСЛАМ И ИСЛАМОВЕДЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ": ПО МАТЕРИАЛАМ ВСЕРОССИЙСКОГО ИСЛАМОВЕДЧЕСКОГО ФОРУМА»

ISLAM AND ISLAMIC STUDIES IN MODERN RUSSIA ": BASED ON THE MA TER/ALS OF THE ALL-RUSSIAN ISLAMIC STUDIES FORUM

Gusenova Dzhamilya Adamkadievna, PhD ofPhilosophical science, Associate Professor Alibekova Siyadat Yahyaevna, PhD of Philosophical science, Associate Professor Baysaidova Gabibat Baysaidovna, PhD of Philosophical science, Associate Professor

Department of Philosophy and Socio-Political Sciences, Dagestan State University, Makhachkala, Republic of Dagestan

The article provides a thematic review of the materials of the All-Russian Islamic Studies Forum "Islam and Islamic Studies in Modern Russia" conducted with the financial support of the Russian Federal Property Fund (Project No. 19-011-20116) on September 27-28, 2019 in Makhachkala. Among the problems identified in the reports that are relevant for contemporary Russian reality, the following were noted: the adaptation of Islam to local Islamic elements of culture, the adaptation of Islam to historically changing conditions, the problem of interfaith tolerance of dialogue, a surge of Islamic radicalism, extremism and terrorism, the problem of the influence of Islam on the formation of new directions in culture, the role of scientific Islam in the objective study of religion the political and political activities of Muslims in regional and global manifestations, and much more.

Keywords: Islam; Islamic studies; Islamic factor; adaptation; cult practice; dogma and the cult of Islam.

"ИСЛАМ И ИСЛАМОВЕДЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ": ПОМА ТЕРИАЛАМ ВСЕРОССИЙСКОГО ИСЛАМОВЕДЧЕСКОГО ФОРУМА

В статье даётся тематический обзор материалов Всероссийского исламовед-ческого форума "Ислам и исламоведение в современной России", проведённого при финансовой поддержке РФФИ (Проект № 19-011-20116) 27-28 сентября 2019 года в г. Махачкале. Среди обозначенных в докладах проблем, актуальных для современной российской действительности отмечены: адаптация ислама к местным до исламским элементам культуры, приспособление ислама к исторически изменяющимся условиям, проблема межконфессиональной толерантности диалога, всплеск исламского радикализма, экстремизма и терроризма, проблема влияния ислама на формирование новых направлений в культуре, роль научного исламоведения в объективном изучении религиозно-политической деятельности мусульман в региональном и глобальном проявлениях и многое другое.

Ключевые слова: ислам; исламоведение; исламский фактор; адаптация; культовая практика; догматика и культ ислама.

УДК 141.4 ВАК РФ 09.00.14

© Гусенова Д.А., 2019 ©Алибекова С.Я., 2019 © Байсаидова Г. Б., 2019

ГУСЕНОВА Джамиля Адамкадиевна, кандидат философских наук, доцент

АЛИБЕКОВА Сиядат Яхьяевна, кандидат философских наук, доцент

БАЙСАИДОВА Габибат Байсаидовна, кандидат философских наук, доцент

кафедры Философии и социально-политических наук, Дагестанский государственный университет, Махачкала, Республика Дагестан

Всероссийский исламоведческий форум "Ислам и исламоведение в современной России" [1], организованный Дагестанским госуниверситетом совместно с Институтом философии РАН, Министерством по национальной политике и делам религий РД, а также Общественной палатой РД при финансовой поддержке РФФИ (Проект № 19-011 -20116) проводился 27-28 сентября 2019 года в г. Махачкале и привлек внимание более 150 участников с различных регионов РФ и стран ближнего и дальнего зарубежья. Основной задачей форума являлось определение современного состояния исламоведения в России, исходя из чего нами была сделана подборка наиболее интересных идей, озвученных на самом мероприятии, чтобы у научной общественности сформировать представления об основных проблемах отечественного исламоведения.

Открыл исламоведческий форум доклад профессора М.Я. Яхьяе-ва, посвященный анализу догматических, политических, этнокультурных истоков и причин, ставших факторами формирования множества различных векторов развития исламской религии, и послужившие утверждению мультикультурализма как сущностной характеристики исламской культуры и цивилизации. Многие из тех исторических предпосылок разновекторности становления и развития ислама и сегодня остаются, по его мнению, причинами, провоцирующими разногласия, расколы и столкновения в исламском мире. В то же время историческое бытие множества отличающихся

друг от друга направлении, толков, вариантов ислама является лучшим свидетельством богатства аутентичного содержания ислама, и достаточным основанием признания бесспорной способности исламской религии адаптироваться к исторически изменяющимся условиям существования мусульманской уммы. Об одном из таких самобытных течений - кора-низма, признающего Коран в качестве единственного источника мусульманского вероучения, говорил Р.Ю. Рахмауллин, обозначив в качестве недостатка этого течения их критику и неприятие всей Сунны, а не отдельных хадисов, что источником части хадисов является средневековый арабский адат, потому даже достоверные хадисы воспринимаются как продукт чужой культуры. Тем не менее, внутриконфессиональные дискуссии вокруг коранизма рассматриваются Р.Ю. Рахматулли-ным как приносящие пользу для развития современного ислама.

О множественности векторов развития исламской религии говорилось и в контексте разветвления суфизма (тасаввуф), являющегося одним из наиболее распространенных мис-тико-философских течений во всем исламском мире. З.Ф. Рашидов напомнил о том, что большинство суфийских школ разработали собственные уникальные философские доктрины, содержащие оригинальные идеи, и одной из фундаментальных философских доктрин, лежащих в его основе это доктрина единства бытия (вахдатал-вуджуд). Характерный ей мистицизм и эзотеризм рассматриваются лишь внешней завесой, покрывающей истинную суть философии вахдат ал-вуджуд, которую суфии и постигают и при помощи тасаввуфа.

Примером адаптации ислама к изменяющимся условиям, в частности к языческим пережиткам народов, принимавших ислам, является культ святых. В.П.Литвинов напомнил, что в течение длительного времени ислам не был абсолютно господствующей религией в Среднеазиатском регионе, длительно "вживался" в духовное бытие народов, "притирался" к существующим среди них доисламским языческим верованиям. По этой причине у этих народов получило распространение поклонение "смешанным" (синкретным) сакральным объектам, идолопоклонство и паломничество к капищам чисто языческого прошлого. Вместе с тем, место и роль таких компонентов в религиозном сознании мусульман в различных регионах были неодинаковыми. И.А. Спивак, на основе анализа коранических сюжетов, обратился к религиозно-философской проблеме изобра-

жении и идолов в исламе, как элементов культурного наследия человечества. Автор подметил, что текст Корана, отвергая практику идолопоклонства, тем не менее, не содержит прямых или косвенных призывов к разрушению идолов и изображений. Более того, сюжеты, посвященные деятельности пророков Иб-рахима и Исы, допускают использование изваяний, в качестве довода в пользу единобожия. Анализируя повеление об "очищении" Мекки от идолов, автор обращает внимание на географические и религиозно-этнические рамки, в которых оно должно было быть осуществлено.

Историческим примером приспособления ислама к изменяющимся условиям является Дагестан, вошедший в состав Российской Империи в 1860-е гг., оказавшийся втянутым в модернизацию и политизацию общественной жизни того периода. О. Сенюткина, опираясь* на архивные материалы Российской Империи, объяснила это тем, что Дагестан, как часть стратегически важного Кавказского региона в начале XX века оставался объектом внимания со стороны соседних государств. Ф.Г. Галиева в своём докладе подметила обратную тенденцию, когда модернизационные процессы влияют на духовную сферу, изменяя её. Ею были проанализированы так называемые "красные" праздники, проводившиеся в Башкирии в 1920-е годы как общественно-политические мероприятия, повлиявшие на менталитет и обрядность: "красная свадьба", "комсомольский ураза-байрам", "комсомольский курбан-байрам", которые были направлены на искоренение религиозных и этнических обычаев, единение разнородного населения в деле построения нового общества, формирование советской культуры. Автор подметила также, что зачастую исследовательское поле российского исламоведения "опрокинуто" либо вглубь веков, либо обсуждается в современный период. А вот относительно недавнее прошлое выпадает из исследовательского поля. Но именно в предреволюционные, революционные и послереволюционные годы сложились менталитет и обычаи, определяющие современную этнокультурную ситуацию, когда молодежь зачастую не имеет четких духовных ориентиров и потому легко поддается влиянию радикальных группировок.

Продолжая обсуждение проблемы мировоззрения и ислама, А.Ф. Поломошнов и П.А. Поломошнов в докладе по результатам сравнительного анализа антропологических концепций ислама и постгуманизма вывели про-

оэ

1-Н

о си

-0 О-

ш <

со со

г

Ё

147

тивоположность этих идеологических систем. Постгуманизм, который является, по их мнению, антигуманистической идеологией, маскирующейся под современный гуманизм, не совместим ни с исламом, ни сдругими мировыми религиями. Потому в контексте современной идеологической борьбы между истинным гуманизмом и его дегуманистическими альтернативами авторами выводится необходимость актуализации гуманистического потенциала ислама и других мировых религий.

Гуманистический потенциал ислама предполагает и разработку проблемы религиозной толерантности. И.М. Лаврухина подчеркнула, что эта проблема особо значима для поликонфессиональных сообществ, коим является и Россия. Процессы глобализации, рост социальной мобильности заставляют различные культуры, ценности, вероисповедания искать точки соприкосновения между собой. Между тем, религиозная толерантность ею не увязывается с доктринальной веротерпимостью, а постулируемая толерантность конфессий друг к другу носит, скорее, правовой, нежели мировоззренческий характер.

В рамкахдискурса о межконфессиональной толерантности поднимались и вопросы межконфессионального диалога. В частности, H.A. Саркарова провела сравнительный анализ конфессиональных особенностей взаимосвязи Бога и человека. Ею был выведен концептуальный смысл понятия "раб Божий", его социально-политическое и духовно-символическое содержание, снято дихотомическое противопоставление терминов "раб Божий" и "сын Божий" в различных конфессиях и раскрыты их общие черты. Христианская религия, имеющая церковный статус, больше ориентирована на коллективного субъекта, тогда как ислам, усматривающий "видение" Бога через практику иджтихада, предполагает возможность личностного постижения Его исходя из собственного духовного опыта и менталитета.

Многовекторный межконфессиональный диалог приносит плоды не только духовного содержания, но и прагматического. A.A. Саи-дов указал на позитивный геостратегический потенциал евразийского движения, который в настоящее время успешно используется странами континента. Православно-исламский диалог рассматривается им как важнейший социокультурный фактор евразийской интеграции. Продолжил тему межрелигиозного диалога, но уже в рамках межкультурной коммуникации в СМИ И.А. Мухаметзарипов приводит результаты анализа зарубежных ис-

следований в сфере межрелигиозного диалога как части широкого межкультурного взаимодействия с целью предотвращения конфликтов и радикализма в среде верующих и в обществе в целом. По результатам исследования, трудности межрелигиозного диалога, увязываются им с использованием религии в политических целях, а также фактически неравным положением сторон диалога в социально-экономическом плане.

Не только конструктивное, но и деструктивное обнаруживается в данном региональном процессе. Е.А.Тормозова напомнила, что сегодня мир столкнулся с всплеском радикализма, экстремизма и терроризма, что объясняется, в том числе религиозной ангажированностью идеологии, на которой базируется деятельность любого экстремистского и (или) террористического сообщества (организации). Каждый из лидеров преступной группировки оправдывая свою деятельность, подводит под нее ту или иную философскую концепцию, что проще всего сделать, если за основу берутся вырванные из контекста отрывки священных книг или работ известных теологов.

Религиозно мотивированный терроризм в настоящее время стал серьезной международной проблемой. Трудность борьбы с этим злом состоит в динамическом характере рассматриваемых деструктивных феноменов, требующих изменения способов борьбы в режиме реального времени. В этой связи М.П. Киреев, проанализировав российское законодательство о противодействии экстремистской и террористической деятельности, предложил ныне действующий закон переименовать, назвав его не противодействие терроризму, а борьбой стер-роризмом. A.B. Касимова, озвучив результаты проводимого в 2017-2019 гг. исследования лиц, отбывших и отбывающих уголовное наказание в исправительных учреждениях за преступления экстремисткой направленности и террористического характера (49 респондентов), подчёркивает важностьучета внутренних психологических причин и социальных условий, детерминирующих процесс радикализации религиозного сознания и обуславливающих противоправное поведение.

О необходимости профилактики религиозного экстремизма говорилось и А.А.-Д. Койчу-евым. В докладе была приведена оценка мусульманским населением Карачаево-Черкесии эффективности антиэкстремистской деятельности государственных и социальных институтов республики, а также определены существующие и потенциальные риски, связанные с

экстремизмом и терроризмом в регионе. Об этих рисках говорилось и A.B. Тормозовым, который предостерегал об угрозе "вторичной" исламизации общества, в виду наблюдаемого всплеска интереса к различным религиозным учениям, в том числе и к исламу.

Другой аспект проблемы - это образ мусульманина с позиции молодого поколения, которому предстоит жить в России. Зачастую конфликты между представителями различных конфессий носят не фактический характер, а субъективный, опирающийся на представления конфликтующих сторон о своей и чужой религии. В этом отношении доклад "Исследование образа мусульманина и православного у студентов Махачкалы и Самары" Е.С. Гусевой и З.Г. Султанахмедовой отчасти освещает эту проблему, на основе эмпирических исследований "особенностей восприятия студентами г. Самары и г. Махачкалы верующих исламского и православного вероисповедания". В качестве респондентов выступали мусульмане-мигранты, приехавшие в Центральную Россию из Центрально-Азиатского и Северо-Кавказского регионов. Обобщая результаты исследований, авторы приходят к выводу, что таким основным разделяющим фактором в межконфессиональных отношениях является "разница в содержании религиозного мировоззрения, или разный предмет веры, а также различия в проведении религиозных обрядов и ритуалов", а сближает "сам акт веры, как признание существования высших, сверхъестественных сил". Примечательно, что 3. Абдулагатов раскритиковал своих коллег, которые чрезмерно увлекаются использованием в своих исследованиях сугубо социологического инструментария, в которых, на его взгляд, "недостаточно или даже совсем не используется философская методология". В докладе автор поделился своим опытом использования философского метода восхождения от абстрактного к конкретному, что позволило ему более полно и системно исследоватьхарактеристики религиозности, в частности показателей экстремальности исламского сознания.

Тема молодёжи, её общественной, религиозной и политической ориентированности была продолжена и в докладе P.M. Мамараева. Изучение религиозно-политических установок молодежи на общероссийском и региональном уровнях всегда имеет повышенный исследовательский интерес. Были озвучены результаты массового политолого-социологи-ческого опроса среди молодого поколения (от 18 до 25 лет) РД в 2017 году, который охватил

1220 респондентов. В проведенном исследовании были затронуты вопросы обострения религиозной обстановки в республике, предпочтения респондентов по поводу общественного и государственного устройства, отношения молодежи к прозелитической деятельности.

Следует отметить, что о прозелитизме говорилось многими из присутствующих. P.M. Гибадуллин обозначил проблему поликонфессионального единства современного та-тароязычного общества, состоящего из двух этноконфессиональных групп: мусульман и христиан-кряшен. Докладчик упомянул о проявившемся в постсоветский период конфликте между этими группами, связанном с их различным отношением к истории насильственной христианизации мусульман в Волго-Уралье. Автор показал, в чём состоят подходы татар-мусульман и кряшен к интерпретации* своего исторического прошлого и выстраиванию своего образа в истории. Единственный путь преодоления кряшено-мусульманского конфликта автором видится в новом, свободном от национализма подходе к истории. Про-зелитическая проблематика была поддержана и P.A. Силантьевым, которым были озвучены причины принятия ислама гражданами России, родившимися в немусульманских семьях. На базе 200 экспертных интервью и автобиографических очерков автор выделяет основные причины смены веры, первые три позиции из которых занимают матримониальные соображения, влияние окружения и духовный поиск. При этом и у мужчин, и у женщин причины конвертации совпадают лишь частично.

На форуме поднимались вопросы и идеологического основания профилактики экстремизма и терроризма. З.У. Омарова, З.Г. Султанахме-дова и A.M. Яхьяев отметили о необходимости системного и комплексного применения мер борьбы с этими деструктивными проявлениями. В профилактической работе наиболее эффективны именно идеологические и информационные ресурсы, которые должны приобрести упреждающий характер. Информационно-просветительская работа массмедиа, по мнению участников форума, способна нивелировать этнорелигиозные угрозы. Х.-М.М. Раджабов и М.Ю. Магомедов в своём докладе обратили внимание на потенциал конфессиональных массмедиа в РД, их роль в патриотическом воспитании и идеологическом противодействии экстремизму и терроризму, а Г.Д. Мирзоев добавил о необходимости объективного донесение до общественности мир-

оэ

1-Н

о си

-0 Q-

LQ <

СО СО

г

S

149

ного характера основ исламской религии и формирования позитивного общественного мнения об исламе в условиях агрессивной пропаганды межрелигиозной вражды в СМИ.

Но не только СМИ, но и обращение к архивным материалам позволяет, преодолеть дес-труктивность в вопросах религии. М. Соегов обратил внимание на порой неоднозначность самих архивных документов, наглядно показал на примере Туркменистана, когда одни архивные документы, показывают положительное отношение представителей туркменского мусульманского духовенства к большевистской власти, а другая группа документов, напротив, свидетельствует о том, что большевистская власть вела работу, направленную на физическое уничтожение представителей мусульманского духовенства в республике.

Вопросы религиозности поднимались и в контексте проблем миграции. М.М. Имашева напомнила, что в течение столетий Нижнее Поволжье являлось местом, куда устремлялись значительные миграционные потоки а сам характер заселения региона определялся как колонизационный. К моменту распада СССР мусульмане (казахи, татары, ногайцы, туркмены) составляли здесь лишь четверть населения области, однако позднее в силу целого ряда причин социально-экономического характера, сюда устремился поток мигрантов и из республик Северного Кавказа. Это привело к увеличению доли мусульман в регионе, повышению уровня религиозности среди местных мусульман, а также радикализации ислама в Астраханской области.

В рамках панельных дискуссий говорилось и о влиянии ислама на культуру местных народов. Исламская культура, распространившаяся по всему миру начиная с исламского возрождения, благодаря своему разнообразию, наличию различных научно-философских и культурных течений, заложила основы для многих новых направлений развития человечества, обогатила его духовно-культурное наследие.

О влиянии ислама на русских литературных классиков отметила A.M. Курбанова. В докладе автор рассматривает религиозную лирику в произведениях русских писателей: A.C. Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Бестужева-Марлинско-го, О. Петровича, отмечается интерес русских писателей к мусульманской религии, в частности священной книге мусульман - Корану. Ислам оставил свой след и на архитектурных памятниках периода сельджукского султаната в

Конье. Краткую историю и современное состояние этих архитектурных памятников озвучила О.В. Розина. Ею прослеживается история создания наиболее известных архитектурных памятников сельджукского периода в Конье: становление особого стиля сельджукской архитектуры, влияние персидских архитектурных традиций и местных особенностей, обусловленных доисламским периодом истории края. Архитектурную тему, но уже с точки зрения суфийских обителей, поднимают и азербайджанские коллеги - А.Т. Салимова и A.A. Мехти-ев. В докладе рассматриваются ханаки-суфий-ские комплексы на территории государства Ширваншахов. Здесь сохранилось большое количество памятников, связанных с суфийскими шейхами на территории Ширвана. Хана-ка, превратившись в крупные религиозные центры, представляли собой комплексы с мавзолеем, мечетью, залом для молебна, учебными и хозяйственными помещениями, кельями учеников, иногда с помещениями для медитации. Архитектурную проблематику подняла и Г.И. Загирова обратившись к известной антитезе: явные - скрытые зооморфные изображения в архитектуре Средней Азии периода раннего ислама. В отечественном искусствознании долгие годы считалось, что последние намеренно замаскированы в растительном орнаменте с целью преодоления запрета в исламе на изображениеживых существ. Исследование ею было проведено на материале резного ган-ча (стука) как наиболее репрезентативного материала, содержащего ценную информацию об архитектурной орнаментике раннего ислама. Расцвет этой техники в Средней Азии приходится на IX-XII вв. (чем объясняется выбор хронологических рамок исследования). Автор предложила пути стилизаций от реалистичных растительных форм до предельно абстрактных, когда мотив впоследствии ошибочно интерпретировался как "скрытый зооморфизм".

О факторе ислама в культуре, но уже в городской культуре современных дагестанцев было отмечено в выступлении профессора Р.И. Сефербекова. В его докладе говорилось о современных обрядах, связанных с рождения ребенка у горожан Дагестана, которые представляют собой смесь традиционных обрядов и новых обычаев. К традиционным относятся обычай угощения роженицы мучной кашей, укладывания ребенка в горскую люльку, а также ритуалы, проводимые при первой стрижке утробных волос, выпадении молочных зубов, первых шагах ребенка. К новым обычаям он отнёс торжественную встречу матери и ее ре-

бенка родственниками при их выписке из род- ных верований в эпоху глобализации объяс-

дома, укладывание в кроватку, празднование няется особенностями менталитета дагестан-

дней рождения и Нового года. Он отметил воз- цев- преобладанием в их культуре и бытуздо-

растание роли родильной обрядности в совре- рового консерватизма,

менный период влияния мусульманской рели- Литература-

гии, заметное место в которых всё больше ^ Ислам и исламоведение в современной Рос-

занимают исламские религиозные установле- Сии : сборник докладов Всероссийского исламо-

оэ

ния: мавлиды по случаю рождения ребенка, ведческого форума / под общей редакцией про- о_

наречения его именем, стрижки утробных во- фессора Яхьяева М.Я. - Махачкала : АЛЕФ, 2019. - Ш

лос, обрезании и др. Устойчивость традицион- 474 с ^

THE PLURALITY OF WORLDS AND THE LAWS OF LOGIC IN THE PHILOSOPHY OF DEMOCRITUS CO Dzema Aleksey Igorevich, PhD of Philosophical science, Associate Professor, Department of Humanities, SocioEconomic, Informational and Legal Subjects, Novorossiysk branch, Krasnodar University of Ministry of Internal "Z. Affairs of Russia, Novorossiysk ,_

The article analyzes the relationship of ontological and cosmological ideas with the logical principles of ancient atomistics. The significance of determinism for the scientific program of Democritus is revealed. It is shown that the logical assumptions underlying the concepts of emptiness, plurality of worlds and the principle ofisonomy introduced by the ancient Greek philosopher do not fit into the framework of the basic laws of traditional logic - the law ofi^-i^ contradiction, the law of the excluded third and the principle of sufficient reason. The concepts of the world and the Universe in Democritus are analyzed. The signs distinguishing them from each other are found out. The author K comes to the conclusion that the logical "Canon" of the cognition of the "Mikros diakosrnos" in Democritus differs from the logical requirements for the comprehension of the "Megas diakosrnos" which is due to the structural differences between the world and the Universe.

X

Keywords: atom; emptiness; laws of logic; determinism; isonomy; plurality of worlds.

МНОЖЕСТВЕННОСТЬ МИРОВ И ЗАКОНЫ ЛОГИКИ УДК 165.15+141.113 В ФИЛОСОФИИ ДЕМОКРИТА ВАК РФ 09.00.03

В статье анализируется взаимосвязь онтологических и космологических идей © ДземаА.И., 2019 с логическими принципами античной атомистики. Раскрывается значение детерминизма для научной программы Демокрита. Показано, что логические допущения, лежащие в основе вводимых древнегреческим философом понятий пустоты, множественности миров и принципа исономии, не укладываются в рамки основных законов традиционной логики - непротиворечия, исключенного третьего и достаточного основания. Анализируются понятия мир и Вселенная у Демокрита. Выясняются признаки, отличающие их друг от друга. Автор приходит к выводу, что логический канон познания "малого мироустройства "уДемокрита отличается от логических требований к познанию "большого мироустройства" что обусловлено структурными различиями между миром и Вселенной.

Ключевые слова: атом; пустота; законы логики; детерминизм; исономия; множественность миров.

S

151

Аристотель является общепризнанным "отцом" формальной логики, и он же сформулировал три основных закона этой науки: тождества, непротиворечия и исключенного третьего. Однако создатель "Органона" строил свое учение не на пустом месте. Одним из философов, оказавшим на него значительно влияние, был Демокрит Абдерский. Внимание Аристотеля к Демокриту неслучайно, ведь тот написал первый трактат по логике в трех книгах под названием "О логике", или "Канон" [10, 76]. Аристотель отмечает первенство Демокрита в разработке понятия как формы мышления [1, 327], а также нередко полемизирует с ним по логическим вопросам.

К сожалению, указанный трактат не сохранился до наших дней. В нем, по свидетельствам доскографов, Демокрит рассматривает

ДЗЕМА Алексей Игоревич,

кандидат философских наук, доцент, кафедра Гуманитарных, социально-экономических иинформа-ционно-правовых дисциплин, Новороссийский филиал, Краснодарский университет МВД России, Новороссийск

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.