Научная статья на тему 'Зарождение советского профессионального исламоведения (по М. А. Батунскому, том III)'

Зарождение советского профессионального исламоведения (по М. А. Батунскому, том III) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
84
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ислам / исламоведение / теория / арабистика / востоковедение / ученый / исламовед / академическое исламоведение. / Islam / Islamic studies / theory / Arabic studies / Oriental studies / scientist / Islamic scholar / academic Islamic studies.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Абдуллаева Сабина Шихсеидовна

В статье автор рассматривает истоки зарождения советского профессионального исламоведения, акцентируя свое внимание на том, что, несмотря на неудачную с точки зрения академического восприятия религиозной исламской системы попытку создать собственную теорию происхождения и развития мусульманской религии со стороны многих востоковедов, арабистов и исламоведов советского периода, В.Р. Розен как выдающийся советский ученый ориенталистической направленности смог предельно научно сформировать собственную концепцию сравнительной межрелигиозной системы, рассматривающую ислам как самосозидательную религию. Автор статьи опирался на научный труд известного российского исламоведа, историка и философа М.А. Батунского (1933– 1997 гг.) «Россия и ислам, том III», где ученый описывает ислам с точки зрения его академического восприятия образа, что помогает «осмыслить ситуацию в иных терминах…» (по словам М.А. Батунского), т.е. в системе научных понятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORIGINATION OF SOVIET PROFESSIONALISLAMIC STUDIES (ACCORDING TO M. A. BATUNSKII, VOL. 3)

In the article, the author examines the origins of the Soviet professional Islamic studies, focusing on the fact that, despite the unsuccessful attempt from the point of view of academic perception of the religious Islamic system to create their own theory of the origin and development of the Muslim religion on the part of many Orientalists, Arabists and Islamic scholars of the Soviet period, V. As an outstanding Soviet orientalist scientist, Rosen was able to form his own concept of a comparative interreligious system, which considers Islam as a self-creating religion, in a very scientific way. The author of the article relied on the scientific work of the famous Russian Islamic scholar, historian and philosopher M.A. Batunskii (1933 1997) “Russia and Islam, volume III”, where the scientist describes Islam from the point of view of its academic perception of the image, which helps “to understand the situation in other terms...” (according to M.A. Batunskii), i.e. in the system of scientific concepts.

Текст научной работы на тему «Зарождение советского профессионального исламоведения (по М. А. Батунскому, том III)»

DOI 10.24411/2076-1503-2020-10157 АБДУЛЛАЕВА Сабина Шихсеидовна,

ассистент кафедры философии и религиоведения Владимирского государственного университета им. А.Г. и Н.Г. Столетовых e-mail: [email protected]

ЗАРОЖДЕНИЕ СОВЕТСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИСЛАМОВЕДЕНИЯ (ПО М.А. БАТУНСКОМУ, ТОМ III)

Аннотация. В статье автор рассматривает истоки зарождения советского профессионального исламоведения, акцентируя свое внимание на том, что, несмотря на неудачную с точки зрения академического восприятия религиозной исламской системы попытку создать собственную теорию происхождения и развития мусульманской религии со стороны многих востоковедов, арабистов и исламоведов советского периода, В.Р. Розен как выдающийся советский ученый ориенталистической направленности смог предельно научно сформировать собственную концепцию сравнительной межрелигиозной системы, рассматривающую ислам как самосозидательную религию. Автор статьи опирался на научный труд известного российского исламоведа, историка и философа М.А. Батунского (19331997 гг.) «Россия и ислам, том III», где ученый описывает ислам с точки зрения его академического восприятия образа, что помогает «осмыслить ситуацию в иных терминах...» (по словам М.А. Батунского), т.е. в системе научных понятий.

Ключевые слова: ислам, исламоведение, теория, арабистика, востоковедение, ученый, исламовед, академическое исламоведение.

ABDULLAEVA Sabina Shihseidovna,

Assistant of the Department of philosophy and religious studies of Stoletovs Vladimir State University

THE ORIGINATION OF SOVIET PROFESSIONALISLAMIC STUDIES (ACCORDING TO M. A. BATUNSKII, VOL. 3)

Annotation. In the article, the author examines the origins of the Soviet professional Islamic studies, focusing on the fact that, despite the unsuccessful attempt from the point of view of academic perception of the religious Islamic system to create their own theory of the origin and development of the Muslim religion on the part of many Orientalists, Arabists and Islamic scholars of the Soviet period, V. As an outstanding Soviet orientalist scientist, Rosen was able to form his own concept of a comparative interreligious system, which considers Islam as a self-creating religion, in a very scientific way. The author of the article relied on the scientific work of the famous Russian Islamic scholar, historian and philosopher M.A. Batunskii (1933 - 1997) "Russia and Islam, volume III", where the scientist describes Islam from the point of view of its academic perception of the image, which helps "to understand the situation in other terms..." (according to M.A. Batunskii), i.e. in the system of scientific concepts.

Key words: Islam, Islamic studies, theory, Arabic studies, Oriental studies, scientist, Islamic scholar, academic Islamic studies.

Введение. Многие советские исламоведы и арабисты на протяжении всей своей научной деятельности неоднократно пытались создать собственную рациональную теорию возникновения и развития ислама, а также его последующую систему взаимодействия с другими вероучитель-ными концепциями, базирующиеся на позитивно-академических аспектах эволюционного формирования религий авраамического толка. Однако это удалось сделать немногим советским ученым востоковедам и исламоведам. Известный российский исламовед, историк и философ М.А. Батун-ский (1933-1997 гг.) в своем трехтомном научном труде «Россия и ислам I, II, III» (англ., Russian and

Islam I, II, III) впервые представил описание религии мусульман со стороны нового и перспективного академического подхода. В своей академической работе М. Батунский отмечает, что «профессиональная исламистика» как наука начинается с деятельности В.Р. Розена [3, с. 227, 232]. В.Р. Розен (1849-1908 гг.) - русский востоковед, арабист, типичный представитель позитивистского направления, абсолютно не поддерживал страстную, эмоциональную, напряженную работу, пронизанную религиозным иступленным воодушевлением. Ученый отмечал, что невозможно подлинно дать оценку тому или иному идеологическому явлению, только базируясь лишь на

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2020

ЮРИДИЧЕСКИЙ АРХИВ

«рационалистических» или «иррационалистиче-ских» характеристиках. Благодаря взаимокон-франтальной картине коммуникации можно дать полноценный образ изображаемого объекта, в данном случае «мусульманского Востока - Muslim East». Российский филолог, ориенталист и лингвист Н.Я. Марр (1865-1934 гг.) назвал В. Розена «лат., Spiritus movens» (движущий дух) нашего востоковедения, а русский и советский арабист И.Ю. Крачковский (1883-1951 гг.) отмечал, что огромной заслугой Розена являются его продолжатели дела, такие как: русский и советский востоковед, филолог С.Ф. Ольденбург (1863-1934 гг.), российский и советский востоковед, арабист, тюрколог В.В. Бартольд (1869-1930 гг.), а также сам Н.Я. Марр [1, с. 23]. Учеником Розена был русский и советский арабист, востоковед А.Э. Шмидт (1871-1939 гг.) - он заметил в В. Розене «яркого представителя того научного течения, которое стремилось освободить востоковедение от служебной цели и создать из нее новую филологию Востока», политическую и культурную историю, со своими собственными научными задачами [1, с. 23, 24].

Становление исламоведения как отдельной науки. В дальнейшем Розен возглавил Восточное отделение Русского археологического общества, а с 1896 г., им же созданные «Записки» этого научного подразделения (далее - ЗВО). Под чутким и профессиональным руководством Розена ЗВО стремилось превратить исламоведе-ние в сферу «специализированной и профессионализированной деятельности» (the area of specialized and professional activities), а также запустить процесс образования отдельных дисциплин посвященных мусульманскому Востоку, установив тем самым «единый интеллектуальный эталон» (the single intellectual standard). Следовательно, возникало новое «национальное дисциплинарное» [1, с. 26] исламоведческое сообщество, в соответствии с которым любой последующий исследователь его истории станет излагать и анализировать данную историю в широком контексте разноплановых параметров. Сюда будут входить: предыстория изучаемого периода; источники моральной и материальной поддержки востоковедческих исследований в России (XVIII-XIX вв.); влияние на их динамику разных этноконфессио-нальных групп; роль «универсальных» и локально-русских интеллектуальных традиций и влияний; коммуникативные возможности востоковедения; характеристика личности наиболее видных представителей; а также институциональные особенности всей русской науки и политики по отношению к ней русских монархов и т.п. [1, с. 25]. Необходимо подчеркнуть тот факт, что В.Р. Розен был настоящим востоковедом, арабистом, персо-ведом, византиноведом, знатоком арабской доис-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2020

ламской поэзии и исламоведом, тем самым он обладал колоссальным объемом знаний, посвященных «мусульманско-христианскому феодальному миру средневекового Востока» - «MuslimChristian feudal world of the medieval East» [1, с. 26]. Такое понятие, как «мусульманско-христиан-ский мир средневекового Востока» [6, с. 26] придает целостность и рациональность получаемым знаниям при изучении исламского мира в целом, т.к. понимается в виде единых противоположностей (Христианство - Ислам), которые находятся в постоянном движении и взаимодействии [1, с. 26].

В научных работах Розена общая картина Ближнего и Средневекового Востока пронизана духом некого «динамизма» [1, с. 26]. Был сделан акцент на разрушение предысламских концепций "pre-Islamic concepts" (византийские, персидские), по причине внутренних противоречий данного региона. В итоге, создавалась новая база, положившая начало зарождения новой системы (концепции), которая должна иметь более «высокую структурно-функциональную организацию» [1, с. 26], базируемую на мусульманском господстве. Отдельные части поврежденных доисламских систем входили в систему образования нововоз-никшей концепции, но в основном не являлись базовыми для последующего улучшения ее устройства [1, с. 26]. Именно благодаря сохранению и преобразованию отрицательных интерпретаций мусульманского Востока (византийской, персидской и др.) может происходить дальнейшее успешное и плодотворное развитие структуры «мусульманско-христианский средневековый феодальный Восток», что повлечет за собой возникновение новой исламской системы миропонимания [1, с. 26, 27].

Многие востоковеды и исламоведы советского периода в большей степени акцентировали свое внимание именно на проблеме происхождения ислама, что в итоге послужило ее дальнейшему самостоятельному развитию в отечественной исторической науке. Но, несмотря на обширную литературу, посвященную происхождению ислама, обращение к этой теме сохраняет свою актуальность и сегодня. Практически все попытки воссоздания истории происхождения ислама и последующего его развития как третьей мировой религии в отечественном востоковедении не привели к общепринятой теории (концепции), которая смогла бы четко с точки зрения ученого мировоззрения ответить на все вопросы современной науки. Однако В. Розен разработал собственную многоуровневую концепцию, помогающую рассмотреть и изучить мусульманство не просто как отдельную религию, а как идеологию в системе научного сравнительного религиоведения, на базе «Ислам - Христианство» в «мусульманском сред-

невековом Востоке - "Muslim medieval East" (далее - МСВ) [2, с. 5, 8].

Вышесказанное можно отнести к общим предпосылкам, помогающим зародить центральную теорию коммуникации ислама и христианства на «МСВ». В основе данной теории лежало «признание взаимодействия двух религиокультурных систем в качестве специфического процесса» [1, с. 27]. Этот процесс обладал собственными правилами, которые не относились ни к уложениям развития ислама, ни к уложениям развития христианства, тем самым появляется в научном сравнительном религиоведении новая система (концепция): «Ислам - Христианство» - "Islam -Christianity". Данная система является сложным многоуровневым исследованием, которое строится не только на изучении двух вышеуказанных систем, но и вырабатывает свои собственные законы развития и трансформации. Системная самостоятельность «Ислама и Христианства» и одновременная их взаимосвязь позволила Виктору Романовичу миновать «сведения одного компонента к другому» [1, с. 27]. Отсюда следует, что их единство - это некая гармония в многообразии, что обеспечивает их внутреннее саморегулирующее равновесие. Происходит снятие сопротивления (оппозиции) между исламом и христианством, утрачивается их самобытность, тем самым возникает общая «метасреда» - феодальный мир средневекового Востока, в котором ислам и христианство представляют собой лишь отдельные компоненты целого [1, с. 27].

Последующая гармония «Ислам - Христианство» раскрывается в созидаемой ими «духовной культуре, противоречивого и вместе с тем целостного континуума» [1, с. 28] - Ближний и Средний Восток (мусульманско-христианский Восток -Muslim-Christianity East). Здесь ни ислам, ни христианство не являются внешними компонентами, они представляют собой целостную картину не просто Востока, а именно мусульманско-христи-анского восточного ареала, вбирая в себя наиболее ценные идеологические элементы единого миропонимания и мировосприятия. Поэтому Розен как представитель позитивистского направления склоняется именно к идее «эволюционного взаимодействия ислама и христианства - the evolutionary interaction of Islam and Christianity» [1, с. 28], основным элементом которой является логический диалог (the logical dialog), не принимающий «шаблонно-европоцентристские установки», а также «имманентное миссионерское мировоззрение» [1, с. 28].

Так же значительный вклад в отечественное исламоведение советского периода внесли такие ученые, как: Г.С. Саблуков (1804-1880 гг.) - русский востоковед, профессор Казанской духовной академии, исследователь ислама, автор первого

опубликованного перевода Корана с арабского языка на русский; В.Ф. Гиргас (1835-1887 гг.) -русский языковед, востоковед, лингвист, арабист; С.И. Уманец (1857-1917 гг.) - русский ученый-востоковед; И.Н. Винников (1897-1973 гг.) - советский учёный, профессор, доктор филологических наук; П.А. Грязневич (1929-1997 гг.) - советский и российский востоковед; С.М. Прозоров (1938 г.) -советский и российский учёный-востоковед, исламовед.

Заключение. Многие советские ученые-востоковеды, исламоведы и арабисты в своих научных работах в основном опирались на работы европейских ученых исламоведов, но, несмотря на это, пытались создать собственную теорию происхождения, развития и взаимодействия с другими религиозными системами ислама. В.Р. Розен смог создать собственную научно-сравнительную межрелигиозную систему, которая рассматривала ислам как самосозидательную религию, способную вести достаточно адекватный межконфессиональный диалог. В.В. Бартольд, как продолжатель дела Розена, старался в какой-то степени одолеть общеустановленную идею возникновения ислама из «компонентов других религий - the components of other religions», пытаясь на базе тщательного изучения первоисточников показать самобытность самой юной мировой религии. Именно благодаря живому интересу в России к истории религии мусульман проводимые в эти годы активные исследования по исламу помогли внести значительный вклад в отечественное исламоведение, тем самым подготовив отличный фундамент для последующих научных исследований в области исламоведения будущим ученым востоковедам постсоветского и современного периодов.

Список литературы:

[1] Батунский М.А. Россия и Ислам. Т. III. - М.: Прогресс-Традиция. - 253 с.

[2] Грязневич П.А. Проблемы изучения истории возникновения ислама. - М.: Наука, 1984. - С. 5, 8.

[3] Религия как политические и политологические проекты (религиоведческий анализ): колл. монография / Е.И. Аринин [и др.]; под ред. Е.И. Аринина. - Владимир: Аркаим, 2019. - 328 с.

Spisok literatury:

[1] Batunskij M.A. Rossiya i Islam. T. III. - M.: Progress-Tradiciya. - 253 s.

[2] Gryaznevich P.A. Problemy izucheniya istorii vozniknoveniya islama. - M.: Nauka, 1984. - S. 5, 8.

[3] Religiya kak politicheskie i politologicheskie proekty (religiovedcheskij analiz): koll. monografiya / E.I. Arinin [i dr.]; pod red. E.I. Arinina. - Vladimir: Arkaim, 2019. - 328 s.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.