Научная статья на тему 'Взаимодействие институтов воспитания по защите прав и достоинств ребенка'

Взаимодействие институтов воспитания по защите прав и достоинств ребенка Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
114
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАЩИТА ПРАВ РЕБЕНКА / CHILD RIGHTS PROTECTION / ТЕОРИЯ СВОБОДНОГО ВОСПИТАНИЯ / FREE EDUCATION THEORY / СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ / SOCIAL INSTITUTES / ПРАВА РЕБЕНКА / CHILD'S RIGHTS / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / PEDAGOGICAL VALUES / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ / PERSONAL RESPONSIBILITY / ОТВЕТСТВЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ / RESPONSIBLE BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Якшигулов Фаил Муратович

Актуализируется проблема защиты прав и достоинств ребенка на основе трагических примеров нарушения прав детей в современном российском обществе. Подвергается анализу содержание нормативно-правовых документов по защите прав ребенка и использование их при организации процесса воспитания подрастающего поколения. Права ребенка исследуются с точки зрения семейного, государственного права и общетеоретических позиций. Предлагается обновить содержание и формы взаимодействия дошкольной организации и семьи по защите прав и достоинств ребенка в соответствии с образовательными стандартами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERPLAY OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN PROTECTING THE RIGHTS AND DIGNITIES OF THE CHILD

The problem of protecting the rights and dignities of the child is actualized on the basis of the tragic examples of violations of children rights in the contemporary Russian society. The content of legal documents on protecting the children rights and their application to the organization of education of the young generation is analyzed. Children rights are studied from the points of view of family and state law as well as general theory. It is proposed to renovate the content and interaction forms of pres-school organization and family in protecting child’s rights and dignities in accordance with educational standards.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие институтов воспитания по защите прав и достоинств ребенка»

УДК 37.013.42 ББК 74.664

DOI 10.7442/2071-9620-2015-3-149-154

Ф.М. Якшигулов

(Восточная Экономико-Юридическая Гуманитарная Академия, г. Уфа, Башкортостан)

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ИНСТИТУТОВ ВОСПИТАНИЯ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ И ДОСТОИНСТВ РЕБЕНКА

Актуализируется проблема защиты прав и достоинств ребенка на основе трагических примеров нарушения прав детей в современном российском обществе. Подвергается анализу содержание нормативно-правовых документов по защите прав ребенка и использование их при организации процесса воспитания подрастающего поколения. Права ребенка исследуются с точки зрения семейного, государственного права и общетеоретических позиций. Предлагается обновить содержание и формы взаимодействия дошкольной организации и семьи по защите прав и достоинств ребенка в соответствии с образовательными стандартами.

Ключевые слова: защита прав ребенка, теория свободного воспитания, социальные институты, права ребенка, педагогические ценности, ответственность личности, ответственное поведение.

F.M. Yakshigulov |

(Eastern Economics and Law Humanitarian Academy, *

Ufa, Russia) I

INTERPLAY OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN PROTECTING THE RIGHTS AND DIGNITIES OF THE CHILD

The problem of protecting the rights and dignities of the child is actualized on the basis of the tragic examples of violations of children rights in the contemporary Russian society. The content of legal documents on protecting the children rights and their application to the organization of education of the young generation is analyzed. Children rights are studiedfrom the points of view offamily and state law as well as general theory. It is proposed to renovate the content and interaction forms ofpres-school organization andfamily in protecting child's rights and dignities in accordance with educational standards.

Keywords: child rights protection, free education theory, social institutes, child's rights, pedagogical values, personal responsibility, responsible behavior.

о о

m

го

го

с о о ш ш о

ф S

ш н о

JS ф

ч

о

со

Социально-экономическая ситуация современного российского общества отражается, прежде всего, на самых беззащитных ее представителях, не способных защитить себя самостоятельно-детях. Растут беспризорность, наркомания, проституция, алкоголизм и насилия. Увеличилось количество детей, оставшихся без родительского присмотра. И в этом смысле примеры свидетельствуют о незащищенности прав и достоинств детей: в Мечетлинском районе Республики Башкортостан найден повешенным 8-летний мальчик, предположительной причиной смерти следователи считают «механическую асфиксию от сдавливания шеи петлей при повешении» [2]; в городе Санкт-Петербурге ребенка обнаружили в квартире дома № 55 по проспекту Ветеранов; 19-летняя жительница Петербурга оставила младенца одного в квартире и на две недели ушла из дома. Агапитова С.Ю., уполномоченный по правам ребенка в Санкт-Петербурге комментирует: «Конечно, возникнут вопросы и к органам опеки, которые заявляют, что никакой информации об этой семье у них не было, то есть она не числилась неблагополучной. Это, скажем, такой вопиющий случай жестокого обращения самой мамы по отношению к своей малышке, и очень серьёзный повод вообще задуматься о том, насколько мы, взрослые люди, равнодушны к своим близким, соседям и к людям, которые нас окружают, особенно когда речь идёт о жизни или смерти маленького человека» [2]. В Белокатайском районе Республики Башкортостан за жестокое обращение с 3-летним сыном и 5-месячной дочкой осужден 43-летний местный житель [3]. В данном случае, это факты не только нарушений прав ребенка, но и преступлений по отношению к беззащитным детям встречаются в нашей жизни. Это

0 говорит о том, что проблемы эти существуют, их острота порой настораживает

1 и пугает. История и современность пока-

^ зывают, что каждому поколению нужно

@ защищать права личности, что лозунги

о счастливом детстве, не подкрепленные законодательными актами и не основанные на справедливой и сильной политике государства в интересах детей, на всемерной материальной и финансовой поддержке, обеспечивающей нормальное развитие подрастающего поколения, так и остаются пустыми декларациями.

Рассмотрим более подробно документы, которые были приняты в нашей стране для защиты прав и достоинств ребенка. Декларация прав ребенка, принятая Генеральной Ассамблеи ООН в 1959 г., является первым документом международного масштаба, защищающим права детей. В Декларации провозглашаются права детей на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту, право развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях свободы и уважения. Ребенок должен своевременно получать помощь и быть огражденным от всех форм небрежного отношения, жестокости, эксплуатации. Верховный Совет СССР ратифицировал Конвенцию о правах ребёнка 13.06.1990 г., а 14.07.1990 года она вступила в силу для Российской Федерации [8]. Конвенция о правах ребёнка является основным международно-правовым документом обязательного характера, посвящённым широкому спектру защиты прав ребёнка. Документ состоит из 54 статей, детализирующих индивидуальные права лиц в возрасте до 18 лет (если согласно применимым законам совершеннолетие не наступает ранее) на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений.

Рассмотрим нормативно-правовые документы, содержание которых необходимо знать и родителям, и педагогам. Статья 2 Конституции РФ [9] гарантирует права и свободы человека и гражданина. Семейный Кодекс РФ (принят ГД ФС РФ 08.12.1995, действующая редакция от 25.11.2013) [12] обеспечивает защиту прав ребёнка в семье. К проблеме защи-

ты прав детей непосредственное отношение имеет Глава 11 «Права несовершеннолетних детей», ст. 54 по ст. 60, ст. 69 и ст. 77 СК РФ; Гражданский Кодекс РФ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994, действующая редакция от 14.11.2013) [4] также защищает гражданские права несовершеннолетних - ст. 20, ст. 31-37, ст. 1073, ст. 1075. Уголовный Кодекс РФ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996) [14] предусматривает наказания за противоправные действия по отношению к детям - ст. 106, ст. 134, ст. 135, ст. 150, ст. 151, ст. 154, ст. 155, ст. 156, ст. 157. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 25.11.2013, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014) [15] во главу угла ставит задачу охраны детства. Какие документы непосредственно касаются государственных прав и гарантий детей, самого младшего, дошкольного возраста? В Уставе дошкольного образовательного учреждения представлены права и обязанности всех участников образовательного процесса: детей, педагогов, родителей. Все эти законы и нормативно-правовые документы не будут работать, пока все участники (общество, семья, сотрудники ДОО и государство) не начнут уважать и соблюдать законы, защищающие права и достоинства детей.

Отметим, что ребенок постоянно сверяет свое поведение с реакциями родителей, улавливая одобрение или, наоборот, недовольство. Кто не замечал, что маленькие дети подражают своим родителям? Вентцелъ К.Н., сторонник теории свободного воспитания ребенка заботился о творческом свободном развитии маленьких детей. Согласно его теории, ребенок должен стать центром, осью всей практики образования и воспитания. Он - самоцель, а не средство или орудие для достижения какой-то вне его поставленной цели. Задача воспитания, утверждает ученый, не в том, чтобы формировать будущее поколение сообразно идеалам старших, пользуясь при этом их властью над детьми, а в том, чтобы родители и воспитатели, отказав-

шись от этой власти, предоставили детям возможность свободно и творчески формировать самих себя. Каждый ребенок развивается по собственным законам, определяемым его индивидуальностью, поэтому не может быть единой для всех системы воспитания. Для каждой личности воспитатель должен найти индивидуальный подход. Главная цель воспитания, по определению К.Н. Вентцеля, развитие из ребенка свободной, творческой, самобытной личности, чувствующей неразрывную связь и солидарность с человечеством и осуществляющей ее в творческой, общественной работе [10].

Современные исследования по воспитанию детей дошкольного возраста также актуализируют проблему защиты прав и достоинств ребенка. Одной из первых в России эту проблему начала изучать С.А. Козлова [7], которая подчеркивала, что, с одной стороны, нужно сформировать у ребенка представления о самом себе, о его правах и обязанностях, и необходимо не только сообщать ему эти знания, а, с другой стороны, формировать оценочное отношение к социальным явлениям, фактам, событиям и учить применять полученные знания в разнообразных формах собственной деятельности дошкольника. Из современных исследователей в системе дошкольного образования над решением данной проблемы работает также Т.Н. Доронова [5; 6]. Она подробно рассматривает проблему взаимодействия ДОО и семьи по проблеме защиты прав детей дошкольного возраста. С 1996 г. под ее руководством проводились исследования, на основе результатов которых дана оценка соблюдения прав детей на охрану здоровья, образование, защиту и помощь в системе дошкольного образования. Она предлагает методические рекомендации руководителям дошкольных образовательных учреждений по координации усилий семьи и ДОО по реализации прав ребенка [6]. Проблемой защиты прав детей занимается так же Л.И. Смагина [13]. В своих исследованиях она раскрывает сущность

ф

ю ф

0

1

О

о

со го

го

с

о о со т о

ф ^

со н

о ф

ч

о

со

и актуальность проблемы защиты прав детей и описывает пути решения проблемы нарушений прав детей, раскрывает теорию и методику работы педагогов по правам ребенка.

Таким образом, резюмируя приведенные выше положения, отметим: проблема реализации прав детей рассматривается учеными в двух аспектах. Первым является социально-правовой аспект, заключающийся в принятии законодательных актов, создании разветвленной системы социальных, образовательных, медицинских, культурных и других учреждений, что является, в первую очередь, прерогативой правительства, местных властей. И второй аспект - психолого-педагогический, который предусматривает создание теплой, дружеской атмосферы, подбор соответствующего стиля общения (в семьях - родителями, в дошкольных образовательных учреждениях - педагогами), условий для развития творческой и здоровой личности (разработка образовательных программ, методик).

Рассмотрим более подробно содержание понятия «права ребёнка». В многочисленных исследованиях ученые (А.Г. Абсалямова [1], Т.Н. Доронова, А.Е. Жичкина, Л.Г. Голубева [6] и др.) рассматривают возникновение и трансформацию феномена «права ребенка» в различных исторических периодах развития зарубежной педагогической мысли, в России исследования по данной проблематике появились только после демократических преобразований 1990-х гг. [1]. Миков П.В. и Русакова Н.А. [11] под «правами ребёнка» понимают права человека применительно к детям, выделение которых в особую категорию продиктовано особенностью положения детей, прежде всего, тем, что они, согласно законодательству всех государств, не обладают всеми правами, которые имеют

0 совершеннолетние и, кроме того, в ряде

^ случаев обладают или должны обладать

1 специфическими правами, связанными

^ с их возрастом, положением в семье и

ö т.п. Соглашаясь с их точкой зрения, от-

метим, что это определение очень точно отражает суть данного понятия.

В современных условиях проблема защиты прав детей рассматривается как одна из важных в развитии правовых взаимоотношений в обществе. Особенно актуальным является взаимодействие институтов воспитания: семьи, социальных институтов, ДОО, школы, - их сотрудничество в целях соблюдения прав детей. Поэтому считаем необходимым в создавшейся ситуации сначала определить организационно-педагогические условия взаимодействия социальных институтов, ДОО и семьи по проблеме защиты прав детей, а затем их совершенствовать. Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения с семьей должно строиться на взаимопонимании и взаимоуважении. Согласно ст. 64 Закона «Об образовании в РФ» (2012) [15], воспитатели дошкольного образовательного учреждения должны осуществлять педагогическую поддержку семьи, формировать их родительскую позицию и оказывать помощь в осуществлении родительских функций. Педагогический коллектив дошкольного образовательного учреждения должен обладать правовой, психолого-педагогической и методической компетенцией по организации разнообразных форм работы с родителями и детьми по охране прав детей. Особенности дошкольного возраста позволяют педагогам в доступной форме давать ему знания о его правах и одновременно воспитывать обязанности ребенка (право на имя; право на отдых; право на охрану здоровья; право на образование; право ребенка участвовать в играх; право на сохранение своей индивидуальности; право на защиту от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или грубого обращения. Согласно Закона «Об образовании в РФ» воспитатели дошкольного образовательного учреждения должны осуществлять педагогическую поддержку семьи, формировать их родительскую позицию и оказывать

помощь в осуществлении родительских функций. Анализ нашей общественной жизни показал, что проблема защиты прав и достоинств ребенка остается актуальной: с одной стороны, имеется множество нормативно-правовых документов, - международных, государственных, региональных, - направленных на защиту и обеспечение прав ребенка, с другой стороны, научных исследований, посвященных данной проблеме, проводится недостаточно, отсутствуют научно обоснованные методические рекомендации для педагогов по решению данной проблемы в детском саду. Педагогам дошкольных учреждений необходим педагогический инструментарий, позволяющий не только защитить ребенка, но и предотвратить факты нарушения его прав со стороны взрослых и общества в целом. Таким образом, заявленная нами проблема защиты прав и достоинств ребенка со стороны государства, педагогов и со стороны родителей является одной из значимых проблем в дошкольной педагогике.

Библиографический список:

1. Абсалямова А.Г. и др. Социогенез феномена «права ребенка» в истории зарубежной педагогической мысли // Вестник ВЭГУ 2012. № 2(58). С. 5-10.

2. Агапитова С.Ю. Ювентальная юстиция в России - реальность и перспективы развития // [Электронный ресурс]: http:// www.gorobzor. ru/news/proisshestviya/v-bashkirii-nayden-poveshennym-8-letniy-malchik-29-04-2013.

3. Горобзор. Интернет - газета // [Электронный ресурс]: http://www.gorobzor. ru/newsline/proisshestviya/

4. Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) от 30.11.1994 N 51-ФЗ.) // [Электронный ресурс]: http://www.consultant.ru/ document/.

5. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями: пособие для работников дошкольных учреждений. - М., 2002.

6. Доронова Т.Н., Жичкина А.Е, Голу-бева Л.Г. Защита прав и достоинства маленького ребенка: координация усилий семьи и детского сада. - М.: Просвещение, 2006. - 143 с.

7. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М.: Изд-во «Академия», 2000. - 416 с.

8. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН

20.11.1989) (вступила в силу для СССР

15.09.1990) // [Электронный ресурс]: http://www.consultant.ru/document/.

9. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).) // [Электронный ресурс]: http://www.consultant.ru/document/.

10. Кудрицкая Е.В. Гармонизация воспитательных отношений в педагогическом наследии К.Н. Вентцеля: авто-реф. дисс. ... канд. пед. н. - Смоленск: 2008. - 22 с.

11. Миков П.В., Русаков Н.А. Обеспечение прав ребенка в образовательном процессе. - Пермь, 2005.

12. Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // [Электронный ресурс]: http://www.consultant.ru/document/.

13. Смагина Л.И., Чернявская А.С., Ан-дрончик И.И. Сорк занятий по правам ребенка с детьми 6-10 лет. - М., 2005.

14. Уголовный кодекс РФ (УК РФ) от 13.06.1996 N 63-ФЗ // [Электронный ресурс]: http://www.consultant. ru/popular/ukrf/ (Дата обращения: 05.11.2015).

15. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015) // [Электронный ресурс]: http://www. consultant.ru/document/.

Поступила 16.10.15

ф

ю ф

0

1

о о

ш

го

го

с

о о ш со о

ф

S CG

н о

JS ф

ч

о

со

Об авторе:

Якшигулов Файл Муратович, аспирант 3 курса Восточной Экономико-Юридической Гуманитарной Академии (Башкортостан, г. Уфа, Проспект Октября, дом 71/3)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для цитирования: Якшигулов Ф.М. Взаимодействие институтов воспитания по защите прав и достоинств ребенка // Современная высшая школа: инновационный аспект.

2015. № 3. С. 149-154.

References:

1. Absaliamova A.G. et al. Sociogenesis of the phenomenon "child's rights" in the history of education abroad. Vestnik VEGU. 2012. № 2(58). P. 5-10. [in Russian]

2. Agapitova S.Yu. Juvenile law in Russia- reality and development prospects // [electronic resource]: http:// www.gorobzor.ru/news/proisshestviya/v-bashkirii-nayden-poveshennym-8-letniy-malchik-29-04-2013. [in Russian]

3. Gorobzor. Internet newspaper // [electronic resource]: http://www.gorobzor.ru/newsline/ proisshestviya/ [in Russian]

4. Civil code of RF of 30.11.1994 N 51-FZ // [electronic resource]: http://www.consultant.ru/ document/ [in Russian]

5. Doronova T.N. Interplay of pr-school institution with parents: a guide for the workers of pre-school institutions. M., 2002. [in Russian]

6. Doronova T.N., Zhichkina A.E., Golubeva L.G. Protection of small children rights and dignities: coordinated effort of family and kindergarten. M.: Prosveshchenie, 2006. [in Russian]

7. Kozlova S.A., Kulikova T.A. Pre-school pedagogy. M.: Izd-vo "Akademia", 2000. [in Russian]

8. Convention on the rights of the child (approved by UN General Assembly on 20.11.1989) (enacted in the USSR on 15.09.1990) // [electronic resource]: http://www.consultant.ru/ document/ [in Russian]

9. Constitution of the Russian Federation // [electronic resource]: http://www.consultant.ru/ document/ [in Russian]

10. Kudritskaia E.V. Harmonization of educational relations in the pedagogical works of K.N. Ventsel. Author's transcript. ... Diss. Cand. Sci. (Education), Smolensk, 2008. [in Russian]

11. Mikov P.V., Rusakov N.A. Provision of child's rights in educational process. Perm, 2005. [in Russian]

12. Family code of the Russian Federation // [electronic resource]: http://www.consultant.ru/ document/ [in Russian]

13. Smagina L.I., Cherniavskaia A.S., Andronchik I.I. Term of law classes with 6-10 year old children. M., 2005. [in Russian]

14. Criminal code of the Russian Federation // [electronic resource]: http://www.consultant.ru/ popular/ukrf/ [in Russian]

15. Federal Law of29.12.2012 N 273-FZ "On education in the Russian Federation" // [electronic resource]: http://www.consultant.ru/document/[in Russian]

m о с;

About the author:

Yakshigulov Fail Muratovich, Postgraduate student, Eastern Economics and Law Humanitarian Academy (71/3, Prospekt Oktyabrya, Ufa, Russia)

For citation: Yakshigulov F.M. Interplay of educational institutions in protecting the rights and dignities of the child // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. 2015. № 3. P. 149-154.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.