Научная статья на тему 'Взаимодействие и информационная значимость компонентов структуры состояния здоровья и специальной физической подготовленности по плаванию студенток педагогической специальности'

Взаимодействие и информационная значимость компонентов структуры состояния здоровья и специальной физической подготовленности по плаванию студенток педагогической специальности Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
146
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / СТУДЕНТ / ПОДГОТОВКА / ПЛАВАНИЕ / СТРУКТУРА / іНФОРМАЦіЯ / ПіДГОТОВКА / ПЛАВАННЯ / INFORMATION / STUDENT / PREPARATION / FLOAT / FRAME

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Терещенко А. В.

В статье изучены возрастные особенности взаимодействия и информационной значимости компонентов структуры специальной физической подготовленности и состояния здоровья студенток педагогической специальности. В структуре специальной физической подготовленности по плаванию и состояния здоровья будущих педагогов женского пола, независимо от возраста, наибольшей значимостью обладают показатели специальной физической подготовленности. Динамические процессы развития в растущем организме способствуют изменениям количества и качества взаимосвязей между соответствующими компонентами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Терещенко А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interaction and the information significance of builders of frame of the state of health and special physical readiness on float of students of the pedagogical trade

In the paper the age features of interaction and information significance of builders of frame of special physical preparation and state of health of the future teachers of a female are investigated. In frame of special physical readiness on float and states of health of the future teachers of a female, irrespective of age, have the greatest significance parameters of special physical readiness. Dynamic developments in a planting organism promote changes of quantity and quality of interrelations between matching components.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие и информационная значимость компонентов структуры состояния здоровья и специальной физической подготовленности по плаванию студенток педагогической специальности»

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И ИНФОРМАЦИОННАЯ ЗНАЧИМОСТЬ КОМПОНЕНТОВ СТРУКТУРЫ

СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ПО ПЛАВАНИЮ СТУДЕНТОК ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

Терещенко А.В.

Национальный педагогический университет им. М.П. Драгоманова

Аннотация. В статье изучены возрастные особенности взаимодействия и информационной значимости компонентов структуры специальной физической подготовленности и состояния здоровья студенток педагогической специальности. В структуре специальной физической подготовленности по плаванию и состояния здоровья будущих педагогов женского пола, независимо от возраста, наибольшей значимостью обладают показатели специальной физической подготовленности. Динамические процессы развития в растущем организме способствуют изменениям количества и качества взаимосвязей между соответствующими компонентами.

Ключевые слова: информация, студент; подготовка плавание, структура

Анотація. Терещенко О.В. Взаємодія й інформаційна значимість компонентів структури стану здоров’я й спеціальної фізичної підготовленості з плавання студенток педагогічної спеціальності. У статті вивчені вікові особливості взаємодії та інформаційної значимості компонентів структури спеціальної фізичної підготовленості й стану здоров'я студенток педагогічної спеціальності. У структурі спеціальної фізичної підготовленості з плавання й стану здоров'я майбутніх педагогів жіночої статі, незалежно від віку, найбільшою значимістю володіють показники спеціальної фізичної підготовленості. Динамічні процеси розвитку в зростаючому організмі сприяють змінам кількості і якості взаємозв'язків між відповідними компонентами Ключові слова: інформація, студент підготовка плавання, структура

Annotation. Tereschenko A.V.Interaction and the information significance of builders of frame of the state of health and special physical readiness on float of students of the pedagogical trade. In the paper the age features of interaction and information significance of builders of frame of special physical preparation and state of health of the future teachers of a female are investigated. In frame of special physical readiness on float and states of health of the future teachers of a female, irrespective of age, have the greatest significance parameters of special physical readiness. Dynamic developments in a planting organism promote changes of quantity and quality of interrelations between matching components.

Keywords: information, student, preparation, float, frame.

Введение.

Реализация оздоровительной задачи в условиях высшего учебного заведения осуществляется, в первую очередь, средствами физической подготовки как общеразвивающей, так и специальной направленности Известно [4], что развитие силы, выносливости и гибкости положительно влияет на функции, соответственно, мышечной, дыхательной и сердечно-сосудистой систем, а также опорно-двигательного аппарата. Совершенствование различных форм проявления быстроты способствует укреплению баланса процессов возбуждения и торможения, а преодоление усталости во время выполнения физической нагрузки позволяет развивать волевые качества.

Однако результаты исследований физической подготовленностии здоровья современной студенческой молодежи свидетельствуют о наличии проблемы [6, 9], которая, по мнению ряда авторов [3, 5, 8] отражает кризис отечественной системы физического воспитания будущихспециалистов

Учитывая [1, 7, 10] комплексное воздействие на организм средств плавания, их систематическое применение в процессе физического воспитания студентов позволяет не только развивать общие физические способности, а и положительно влиять на иные компоненты физического и психического здоровья. При чем использование средств физической подготовки с целью оздоровления требует наличия научно-обоснованной технологии управления вышеуказанным процессом, что предусматривает изучение возрастных особенностей контингента, а также степень и характер влияния той или иной физической нагрузки на различные функции организма.

Решению указанной задачи способствует внедрение метода множественной корреляции [4], что позволяет, в данном случае, изучить качество взаимодействия компонентов специальной физической подготовленности и состояния здоровья студенческой молодежи, а также определить информационную значимость каждого показателя изучаемой структуры

Исследование выполнено согласно теме 3.1.1. «Теоретико-методические и программно-нормативные основы физического воспитания учащихся и студентов «Сводного плана НИР в сфере физической культурыи спорта на 2006-2010 гг., а также в направлении реализации задач раздела Целевой комплексной программы «Физическое воспитание - здоровье наций: Научно-методическое обеспечение), пункт 85 - «Разработать физкультурнэоздоровительные программы для разных возрастных групп населения».

Формулирование целей работы.

Цель исследования: изучить возрастные особенности взаимодействия и информационной значимости показателей здоровья и специальной физической подготовленности по плаванию студенток педагогических специальностей.

Методы и организация исследования. Методологическойосновой исследования является поход, который позволяет рассматривать объект исследования как целостную динамическую систему с множеством взаимосвязанных компонентов как педагогических, так и биологических

В процессе исследования использовались методы теоретический анализ и обобщения опыта практики; педагогическое наблюдение; педагогический эксперимент констатирующего характера и метод математикостатистического анализа. Во время проведения педагогического эксперимента использовались методики педагогическое тестирование; метрометрия; хронометрия; гониометрия

Определение состояния здоровье осуществлено по методике Г.Л. Апанасенко [2] с привлечением следующих методик: метрометрия; пульсометри^ спирометрия; тахометрия; антропометрия, теппинг-метрия.

Исследование взаимодействия между компонентами структуры специальной физической подготовленности и состояния здоровья студенток осуществлялось с помощью метода множественной корреляции по трем уровням: высокий - г > 0,7; средний - г = 0, 5-0,6; низкий г < 0,5.

Экспериментальные данные получены на базе Национального педагогического университета им. М.П. Драгоманова с привлечением 31 студентки 1-го и 28 - 2-го курса педагогического факультету которые беспрерывно могут проплывать 100-метровую дистанцию стилем «брасс». Тестирование компонентов специальной физической подготовленностистудентокосуществлено в условиях закрытого бассейна длиной 25 м.

Результаты исследования и их обсуждение.

Наибольшей информационной значимостью в структуре специальной физической подготовленности (СФП) и состояния здоровья (СЗ) студенток 1-го курса владеют показатели специальной физической подготовленностипо плаванию, а именно результаты преодоления дистанций 50 и 75 м.

В первом случае показатель СФП по плаванию имеет взаимосвязь на высоком уровне с результатами (рис. 1) измерения массы тела (г = 0,74) и пробы Штанге (г = 0,71), что является закономерным так, как излишняя масса требует больших усилий для набора и удержания скорости, а работа скоростной направленности выполняется в условиях недостатка кислорода

При чем следующий, по информационной значимости, показатель плавания на 75 м также взаимодействует на высоком уровне с результатом пробы Штанге (г = 0,79) и увеличение коэффициента корреляции, по нашему мнению, вызвано увеличением объема нагрузки, которая выполняется с помощью анаэробных механизмов энергообеспечениямышц.

На третьем месте изучаемой структуры находится компонент функциональной пробы, а именно результат ЧСС на 5-й минуте восстановления после 20 приседаний. Однако, следует отметить, что данный показатель имеет достаточно высокую значимость, в первую очередь, за счет взаимосвязей внутри структуры указанной функциональной пробы, а среди других показателей, с ним взаимодействует на высоком уровне представитель СФП по плаванию, а именно результат теста «4 х 25 м» с 10-секундными перерывами (г= 0,70).

Анализ корреляционных взаимосвязей внутри структуры функциональной пробы позволяет предположить, что на 5-й минуте отдыха осуществляется суперкомпенсацияэнергопотенциала, а взаимосвязь на уровне г = 0,67 вышеуказанного показателя СФП с результатом измерения ЧСС на 1-й минуте восстановления после приседаний обоснована степенью восстановления организма между 25-метровыми отрезками.

При чем результат теста «4 х 25 м» взаимодействует на высоком уровне с показателем физического развития, а именно результатом измерения массы тела (г = 0,75), что может быть обусловлено негативным влиянием на результат тестирования избытка массы. Необходимо отметить, что работа на воде скоростной направленности и упражнения, способствующие проявлению скоростной выносливости, являются одними из наиболее эффективных для сжигания клеток жира и наращивания объемов мышечной массы.

Заслуживает внимания взаимосвязь на уровне г = 0,71 между показателями массы и длины тела, что может свидетельствовать как об оптимальном их соотношении у большинства студенток 1-го курса, так и о продолжении физического развития в данный возрастной период

Рис. 1. Модель взаимосвязей (г > 0,6) компонентов структуры специальной физической подготовленности по

плаванию и состояния здоровья студенток 1-го курса Номера на рисунке соответствуют; 1 - плавание на 25 м; 2 - плавание на 50 м; 3 - плавание на 75 м; 4 -плавание на 100 м; 5 - плавание за 12 мин; 6 - плавание «4 х 25 м» с перерывами по 10 с; 7 - время выполнения «усовершенствованногоскольжения>; 8 - дистанция «усовершенствованногоскольжения>; 9 - оборот руками; 10 - длина тела; 11 - масса тела; 12 - ЖЕЛ; 13 - АД сист.; 14 - АД диаст.; (15-22 - Функциональная проба Апанасенко, соответственно) 15 - ЧСС в спокойствии; 16 - ЧСС после нагрузки; 17 - ЧСС на 1-й мин восстановления; 18 - ЧСС на 2-й мин восстановления; 19 - ЧСС на 3-й мин восстановления; 20 - ЧСС на 4-й мин восстановления; 21 - ЧСС на 5-й мин восстановления; 22 - время восстановления ЧСС; 23 - проба Штанге; 24 - проба Г енчи, 25 - сумма движений в теппинг-тесте; 26 - ср.зн. движений за 5 с в теппинг-тесте.

Также необходимо отметить, что кроме ранее обоснованных взаимосвязей с результатами преодоления 50 и 75-метровых дистанций, показатель пробы Штанге взаимодействует на уровне г = 0,5-0,6 с результатами выполнения всех остальных упражнений на воде, что может свидетельствовать о превышении аэробного порога у некоторых студентокдаже в процессе определения состояния развития выносливости.

На втором курсе в указанной структуре происходят изменения, однако наибольшей информационной значимостью по-прежнему владеют показатели специальной физической подготовленности а именно длина и время «усовершенствованногоскольжения» с помощью работы ногами.

Оба наиболее информативных показателя взаимосвязаны (рис. 2) на высоком уровне с результатами измерения ЧСС после нагрузки (г = 0,76 и г = 0,75 соответственно) и показателями пробы Штанге (г = 0,75 и г =

0,73 соответственно). Максимальная интенсивность работы мышц нижних конечностей позволяет преодолевать

во время «скольжения) большее расстояние; однако объем такой работы является незначительным. Подобная ситуация происходит во время и после выполнения 20 приседаний, где максимальная интенсивность работы мышц тех же конечностей позволяет раньше закончить упражнение, однако сопровождается более высокой ЧСС.

Относительно взаимодействия с результатами пробы Штанге необходимоотметить, что в обоих случаях существует недостаток кислорода в связи с задержкой дыхания, при чем процесс выполнения упражнения на воде и выполнение указанной функциональной пробы происходит после вдоха

Закономерным является и факт взаимодействия на высоком уровне показателя пробы Штанге с результатами преодоления 25-ти (г = 0,76) и 50-метровых (г = 0,73) дистанций, так, как выполнение последних осуществляется с высокой интенсивностью в анаэробных условиях работы мышц.

Заслуживает также внимания взаимосвязь на среднем уровне показателей «усовершенствованного скольжения) с результатами измерения (г = 0,49 и г = 0,48 соответственно) жизненной емкости легких (ЖЕЛ), что вполне обоснованно работой при удержании дыхания после вдоха, когда значительный объем последнего позволяет выполнять двигательные действия более длительное время.

Рис. 2. Модель взаимосвязей (г > 0,6) компонентов структуры специальной физической подготовленности по плаванию и состояния здоровья студенток 2-го курса. Номера на рисунке соответствуют: см. рис. 1.

На третьем по информационной значимости месте в изучаемой структуре находится показатель физического развития, а именно длины тела, однако его информативность достигается за счет большого количества взаимосвязей внутри структуры здоровья на среднем уровне.

Взаимодействие на высоком уровне между показателями плавания на 12 мин и диастолического давления (г = 0,71) может свидетельствовать о положительном влиянии работы малой интенсивности циклического характера на эластичность сосудов кровеносной системы, что позволяет снизить сопротивляемость сосудистых стенок в период диастолы

При чем данный показатель СФП взаимосвязан на таком же уровне с результатом измерения массы тела (г = 0,75), избыток которой не позволяет эффективно осуществлять двигательные действия с проявлением выносливости и негативно влияет на функции сердечно-сосудистой системы. Кроме этого, студенткам с указанными проблемами гораздо труднее набирать скорость и удерживать ее в течение преодоления 25-метроваго отрезка, о чем свидетельствует взаимосвязь на высоком уровне между соответствующими показателями (г = 0,67). С другой стороны вышеуказанные упражнения на воде имеют разные механизмы энергообеспеченияи в первом случае способствуют снижению как пассивной, так и активной массы тела, а в другом случае - снижение пассивной массы сопровождается наращиванием мышечной ткани.

Заслуживает внимания взаимодействие на высоком уровне показателей времени восстановления после 20 приседаний и времени преодоления дистанции «4 х 25 м» (г = 0,77), при чем первый, также взаимосвязан на уровне г = 0,7 с результатами плавания на 50 и 75 м. Данная взаимосвязь может свидетельствовать что объем нагрузки во время выполнения функциональной пробы требует проявления скоростной выносливости, а вышеуказанные упражнения циклического характера на воде способствуют развитию данной способности и их целесообразное использование позволяет сократить время восстановления ЧСС после комплекса двигательных действий.

Выводы:

1. В структуре специальной физической подготовленностипо плаванию и состояния здоровья будущих педагогов женского пола, независимо от возраста, наибольшей значимостью обладают показатели СФП, однако динамические процессы развития в растущем организме способствуют изменениям, как количества, так и качества взаимосвязей между соответствующими компонентами;

2. В указанной структуре на 1-м курсе наибольшей информативностью владеют результаты преодоления 50-ти и 75-метровых дистанций, которые взаимосвязаны на высоком уровне с показателями пробы Штанге, при чем первый из них, взаимодействует на таком же уровне с результатом измерения массы тела. Однако наибольшим количеством взаимосвязей на высоком уровне с компонентами здоровья обладает показатель «4 х 25 м» с 10-секундными перерывами, который взаимодействует с результатами измерения массы тела, а также показателями ЧСС на 1-й и 5-й минуте восстановления после 20 приседаний. Таким образом, наблюдается формирование нескольких блоков: функциональных возможностей сердечно-сосудистой а также дыхательной системы и скоростной выносливости студенток;

3. На 2-ом курсе увеличение взаимосвязей на высоком уровне между компонентами структуры СФП и состояния здоровья способствуют увеличению соответствующих блоков и в данной возрастной группе дополнением служит блок скоростных способностей, который взаимодействует с показателями функциональных возможностей как сердечно-сосудистойсистемы, так и дыхательной

Перспектива дальнейших исследований. Внедрение научно-обоснованных технологий физического совершенствования и укрепления состояния здоровья студенческой молодежи средствами специальной физической подготовки по плаванию требует также изучения взаимодействия компонентов СФП и общей физической подготовленности, что позволит эффективно решать задачу всестороннего физического развития будущихспециалистов.

Література:

1. Андрущенко М.І., Дорошенко Л.О. Вплив аквааеробіки на фізичний стан людей різного віку //Слобожанський науково-спортивний вісник, 2005. - №8. - С. 11-13.

2. Апанасенко Г.Л. Эволюция биоэнергетики и здоровье человека СПБ.: МГП «Метрополи», 1992. - 123 с.

3. Бондарчук Н. Показники фізичного розвитку студентів Ужгородського Національного університету з різних біогеохімічніх зон Закарпаття //Теорія і методика фізичного виховання і спорту, 2004. - №2. - С. 8587.

4. Волков В. Вікові особливості інформаційної значущості та взаємозв’язків компонентів структури фізичної підготовленості студентокпедагогічного фаху //Теорія і методика фізичного виховання і спорту, 2007. -№2. - С. 7-11.

5. Волков В., Терещенко О. Контроль та оцінка фізичної підготовленості студентської молоді: навчально-методичний посібник. - К.: Нора-Друк, 2006. - 65 с.

6. Кузнєцова О. Вплив фізичної культурина стан здоров’я студентів економічних спеціальностей впродовж навчання їх у вузах //Мат. науково-практ. конф. “Актуальні проблеми розвитку руху “Спорт для всіх” у контексті європейської інтеграції України”, Тернопіль, 2004. - С. 301-302.

7. Пасиченко В.А., Шестакова В.И., Борисов Г.К. Динамика функционального состояния студентов в процессе обучения плаванию //Теория и практика физической культуры 1989. - №3. - С. 40-41.

8. Раевский Р.Т., Канишевский С.М. Социальный заказ на физическое воспитание студенческоймолодежи в ХХІ веке //Теорія і практика фізичного виховання, ДНУ. - №3 - 2004. - С. 37-42.

9. Фалькова Н.І. Фізична підготовка студенток економічних спеціальностей з урахуванням їх морфофункціональних особистостей Автореф. ... канд. наук з фіз. виховання і спорту, Л., ЛІФК, 2002. - с. 19.

10. Фанигіна О.Ю. Корекція фізичної підготовленості студенток вузу в процесі занять оздоровчими видами плавання. Автореф. ... канд. наук з фізичного вих. і спорту, Київ, 2005. - 19 с.

Поступила в редакцию 17.11.2007г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.