Научная статья на тему 'Взаимодействие хозяйствующих субъектов туристской индустрии'

Взаимодействие хозяйствующих субъектов туристской индустрии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
602
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Human Progress
Область наук
Ключевые слова
ХОЗЯЙСТВУЮЩИЙ СУБЪЕКТ / ECONOMIC ENTITY / ТУРИСТСКАЯ ИНДУСТРИЯ / TOURIST INDUSTRY / ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / LOGISTIC SYSTEM / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ / INTERACTION OF ECONOMIC ENTITIES / ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ТУРИЗМА / LOGISTICS CENTER OF TOURISM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бычкова Ксения Витальевна

В статье рассмотрено понятие хозяйствующих субъектов туристской индустрии и их взаимодействие. Выявлено, что взаимодействие хозяйствующих субъектов осуществляется на трех уровнях: производители туристских услуг, канал распределения туристских услуг, служба поддержки. Также в статье исследованы основные показатели деятельности туристических фирм Российской Федерации за 2013 2015 года. В качестве результата определено, что за исследуемый период произошло увеличение количества туристических фирм, с одновременным снижением числа реализованных населению туристических пакетов и ростом их стоимости. Вскрыто, что на большинстве предприятий туристской индустрии отсутствуют логистические системы, что приводит к снижению эффективности взаимодействия. Автором статьи предложено создание электронного логистического центра туризма в Российской Федерации, что приведет к комплексному решению выявленных проблем увеличения средней стоимости туристического пакета, и, как следствие, развитию туристской индустрии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бычкова Ксения Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION OF ECONOMIC SUBJECTS IN TOURISM INDUSTRY

The article deals with the concept of economic subjects of the tourist industry and their interaction with the help of a scheme. It was revealed that the interaction of economic entities is carried out at three levels: the producers of tourism services, the channel for the distribution of tourist services, the support service. Also in the article the main indicators of the activity of tourist companies of the Russian Federation for 2013 2015 were investigated and it was revealed that in the period 2013-2015 there was an increase in the number of tourist firms, while reducing the number of tourist packages sold to the population and increasing their cost. The study made it possible to reveal that in most enterprises of the tourist industry there are no logistic systems, which leads to a decrease in the effectiveness of interaction. The author of the article proposed the creation of an electronic logistics center for tourism in the Russian Federation, which will lead to a comprehensive solution to the identified problems of increasing the average cost of a tour package, and as a consequence, the development of the tourism industry.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие хозяйствующих субъектов туристской индустрии»

redactor@ progress-human.com

Ссылка для цитирования этой статьи:

Бычкова К.В. Взаимодействие хозяйствующих субъектов туристской индустрии // Human progress. - 2017. - Том 3, № 5 [Электронный ресурс] URL: http://progress-human.com/images/2017/tom3_5/Bychkova.pdf, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус., англ.

УДК 338.48:64.012.6

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ

Бычкова Ксения Витальевна

Студентка

3 курса кафедры Менеджмента и туристского бизнеса Институт экономики и управления Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского» в г. Ялте

bychkova.ksenya92@mail .ru ул. Халтурина, 14, г. Ялта, Республика Крым, РФ, 298691 +7 978 850 6149

Аннотация. В статье рассмотрено понятие хозяйствующих субъектов туристской индустрии и их взаимодействие. Выявлено, что взаимодействие хозяйствующих субъектов осуществляется на трех уровнях: производители туристских услуг, канал распределения туристских услуг, служба поддержки. Также в статье исследованы основные показатели деятельности туристических фирм Российской Федерации за 2013 - 2015 года. В качестве результата определено, что за исследуемый период произошло увеличение количества туристических фирм, с одновременным снижением числа реализованных населению туристических пакетов и ростом их стоимости.

Вскрыто, что на большинстве предприятий туристской индустрии отсутствуют логистические системы, что приводит к снижению эффективности взаимодействия. Автором статьи предложено создание электронного логистического центра туризма в Российской Федерации, что приведет к комплексному решению выявленных проблем увеличения средней стоимости туристического пакета, и, как следствие, - развитию туристской индустрии.

Ключевые слова: хозяйствующий субъект; туристская индустрия; логистическая система; взаимодействие хозяйствующих субъектов; логистический центр туризма JEL коды: L 83; L 15.

Введение

В настоящее время увеличивается поток регионального туристического обмена, одновременно увеличивая оборот капитала в туристической индустрии. В связи с этим туристским предприятиям необходимо находить пути не только эффективного, но и ресурсосберегающего взаимодействия внутри туриндустрии.

Эффективность предоставляемых услуг во многом зависит от взаимодействия всех хозяйствующих субъектов туристической индустрии. Разрозненное функционирование туристических предприятий может не только отрицательно повлиять на деятельность отдельного предприятия, но и на всю туристическую отрасль в целом. Поэтому важным шагом развития туриндустрии является именно развитие взаимодействия хозяйствующих субъектов. Данное взаимодействие позволит оптимизировать процесс потока туристов, снизить себестоимость туристического пакета и повысить качество предоставляемых услуг путем построения логистических систем.

Целью данной статьи является исследование взаимодействия хозяйствующих субъектов туристической отрасли.

Схема и пути решения проблем взаимодействия хозяйствующих субъектов туристской индустрии

Достижение поставленной цели предполагает раскрытие ряда вопросов, которые являются задачами при написании статьи:

1. Раскрыть понятие хозяйствующих субъектов туризма.

2. Выявить хозяйствующих субъектов туризма и провести их классификацию.

3. Рассмотреть схему взаимодействия хозяйствующих субъектов туристской индустрии.

4. Раскрыть проблемы туристской индустрии в рамках взаимодействия хозяйствующих субъектов.

5. Предложить пути решения проблем взаимодействия хозяйствующих субъектов туристской индустрии.

Прежде всего, необходимо дать определение хозяйствующего субъекта. Хозяйствующий субъект - коммерческая или некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход. Данное определение дано согласно Федеральному закону от 26.07.2006 N 135-Ф3 «О защите конкуренции». [1]

Следующее понятие, которое важно рассмотреть в рамках статьи - это туристская индустрия. Туристская индустрия - межотраслевой комплекс организаций по производству

товаров и услуг для туризма. [3] Туризм представляет собой многоуровневую систему, которая объединяет в процессе организации туристского обслуживания множество усложненных по своей структуре и составу экономических потоков, обеспечивающих взаимодействие хозяйствующих субъектов туриндустрии, являющихся поставщиками туристских услуг в рамках создания интегрированного турпродукта.

В составе индустрии туризма выделяют две структуры [3]:

- предприятия, предоставляющие услуги организованного питания, размещения и временного проживания, а также транспортного обслуживания;

- предприятия, которые осуществляют экскурсионное обслуживание, туристскую деятельность, обслуживание туристов.

Предоставление туристических продуктов и услуг, которые удовлетворяют потребности туристов, предполагает наличие таких хозяйствующих субъектов, как туристические организаторы, а именно туроператоров (формируют туристический продукт на оптовой основе) и туристических агентов (формируют туристический продукт на розничной основе). Помимо туроператоров и турагентов в индустрии туризма выделяют другие хозяйствующие субъекты, к которым относятся:

- специализированные фирмы, предоставляющие услуги по размещению (дома отдыха, пансионаты, мотели, гостиницы);

- фирмы-производители туристских услуг (санатории, лечебницы, базы отдыха, здравницы, деловые консультации);

- специализированные транспортные предприятия (автопредприятия, авиационные предприятия, железнодорожные ведомства, предприятия речного и морского транспорта);

- специализированные предприятия питания (кафе, бары, рестораны, столовые);

- предприятия сферы досуга в туризме (залы игровых автоматов, киноконцертные залы);

- предприятия торговли и торговые фирмы, специализирующиеся на товарах для туристов;

- рекламно-информационные туристские учреждения (рекламные бюро, рекламные агентства, информационно-туристские центры). [7]

Все вышеперечисленные хозяйствующие субъекты можно разделить по форме собственности на государственные и частные; по роду деятельности на предприятия, осуществляющие услуги (кино, санатории др.), товары (сувениры и др.) для потребителей и предприятия, оказывающие услуги для других туристических предприятий (реклама и другое). [8]

Журнал «Human Progress» http://progress-human.com/

Том 3, № 5 (май 2017) redactor@ progress-human.com

Вышеперечисленные хозяйствующие субъекты индустрии туризма не могут функционировать отдельно друг от друга. Поэтому в своей деятельности они взаимодействуют с другими хозяйствующими субъектами, образуя схемы взаимодействия. На рисунке 1 представлены схемы взаимодействия хозяйствующих субъектов в индустрии туризма.

Рис.1: Схема взаимодействия хозяйствующих субъектов индустрии туризма [5]

Производители туристских услуг Транспорт Размещение Питание Достопримечательности

Воздушный; Водный; Автомобильный; Железнодорожный и др. Гостиницы; Мотели; Виллы; Бунгало; Пансионаты; Квартиры; Кемпинги и др. Рестораны; Кафе; Бары; Предприятия быстрого питания и др. Природные: Ландшафты, Горы; Антропогенные: исторические здания и др.

Канал распределения туристских услуг

Оптовики

Розничные продавцы

Покупатели (потребители)

Туристские брокеры

' I

Туроператоры

Турагенты

1

Туристы

_J

Служба поддержки Государственный и общественный сектора Частный сектор

Национальные и региональные туристские организации; Морские порты и аэропорты; Паспортно-визовые учреждения и др. Обслуживание питанием; Услуги гидов (экскурсоводов); Страхование поездок; Финансовые услуги и др.

Согласно схеме взаимодействия хозяйствующих субъектов индустрии туризма есть три уровня взаимодействия. Первый уровень подразумевает производство туристических услуг, таких как транспортные услуги, услуги размещения и проживания, питания и проведение экскурсий на достопримечательности.

Для реализации произведенных товаров и услуг предприятиям - производителям необходимо воспользоваться услугами каналов распределения туристических услуг. К данному роду каналов относятся такие хозяйствующие субъекты как туристические брокеры, туроператоры, турагенты.

Последним уровнем в схеме взаимодействия хозяйствующих субъектов туристской индустрии является служба поддержки. При этом важно заметить, что бывает как государственная (морские порты и аэропорты, национальные и региональные туристические организации и др.) так и частная (обслуживание питанием, услуги годов, страхование поездок и др.) служба поддержки. Служба поддержки является одним из наиболее важных уровней в предоставлении качественного туристического сервиса, так как связана со

redactor@ progress-human.com

своевременным предоставлением всей необходимой информации для туристов, а также их комфортному процессу доставки к месту отдыха. [11]

Для определения состояния индустрии туризма на территории Российской Федерации важно рассмотреть основные показатели деятельности туристических фирм. На рисунке 2 представлена диаграмма, отражающая основные показатели за 2013 - 2015 года согласно данным Федеральной службы государственной статистики РФ.

Рис.2: Основные показатели деятельности туристических фирм Российской Федерации за 2013 - 2015 года [6]1

300000 -

249898 243453 239554

Число туристских фирм (на Число реализованных населению Стоимость реализованных конец года) - всего турпакетов - всего, тыс. населению турпакетов - всего,

млн. руб.

■ 2013 2014 2015

Изучая данные диаграммы, представленной на рисунке 2 можно увидеть, что в период 2013 - 2015 года произошло увеличение количества туристических фирм (с 11234 фирмы до 11 893 фирмы), с одновременным снижение числа реализованных населению туристических пакетов (в 2013 году было реализовано турпакетов 5384 тыс.шт., а в 2015 - 4024 тыс.шт.). На основе полученных данных можно сделать вывод о том, что снизилась эффективность деятельности туристических предприятий, так как каждая новая туристическая фирма снижает общее число реализованных туристических пакетов. Для более подробного анализа причин данной тенденции необходимо провести анализ стоимости туристических пакетов и проанализировать среднюю стоимость 1 туристического пакета за указанный период.

Согласно данным, представленным на рисунке 3, видно, что в период 2013 - 2015 годов произошло значительное увеличение стоимости 1 туристического пакета для туристов. Причинами значительного постоянного увеличения стоимости туристских услуг в России являются слабая инфраструктура (недостаточное количество гостиниц, баз отдыха), монополизм в транспортной сфере и ежегодный рост тарифов на железнодорожные и авиационные билеты, узкоспециализированное развитие и понимание роли туристской

1 Составлено автором

© К.В.Бычкова 5

Журнал «Human Progress» http://progress-human.com/

Том 3, № 5 (май 2017) redactor@ progress-human.com

индустрии (не использованы резервы для развития таких видов туризма, как научный, деловой, образовательный, медицинский, культурно-познавательный) и др. [10]

2

Рис.3: Средняя стоимость 1 туристического пакета за 2013 - 2015 года [6]

2015 2014 2013

59532

55532,16241 46414,93314

10000 20000 30000 40000 50000 60000 70000

0

Таким образом, приход новой туристической фирмы увеличивает стоимость туристического пакета, что свидетельствует о неэффективном взаимодействии всех хозяйствующих субъектов в туристской индустрии и необходимости поиска инструментов по усовершенствованию данного взаимодействия. Следуя полученным данным можно утверждать, что снижение туристического потока связано с увеличением средней стоимости туристического пакета, что в свою очередь является следствием неэффективного взаимодействия всех хозяйствующих субъектов туристской индустрии, а также отсутствия логистики.

Заключение

По мнению автора статьи, решением возникшей проблемы может являться создание электронного логического центра туризма в России. Примером указанного электронного логистического центра служит электронный логистический центр туризма в Белоруссии. В электронном логистическом центре туризма каждый турист может самостоятельно создавать свой туристический маршрут согласно своим предпочтениям. При этом самостоятельно созданный туристический маршрут может включать услуги нескольких туристических операторов, что значительно расширяет как возможности самого туриста, так как и туристических операторов.

При этом важно отметить, что данный вид логистики позволит существенно снизить среднюю стоимость туристического пакета, решить вопрос по использованию резервов для развития таких видов туризма, как научный, деловой, образовательный, медицинский, культурно-познавательный за счет самостоятельного выбора необходимых туристических услуг и др. [9]

2 Составлено автором © К.В.Бычкова

Подводя итоги можно сказать, что электронный логистический центр приведет к комплексному решению выявленных проблем роста средней стоимости туристического пакета, снижению его стоимости и, как следствие, - развитию туристской индустрии.

Литература:

1. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О защите конкуренции» // «Собрание законодательства РФ», 31.07.2006, N 31 (1 ч.), ст. 3434.

2. Левкин, Г.Г. Использование логистики в сфере обращения туристического продукта / Г.Г. Левкин // Вопросы межкультурной коммуникации в лингвистике, международном менеджменте и туризме: мат. VI междунар. науч.-практ. конф. 19 апреля 2013 г. Омск, Изд-во «Ин.яз.-Омск», 2013. С. 196-200.

3. Фролова, Т.А. Экономика и управление в сфере социально-культурного сервиса и туризма: конспект лекций. - Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2010.

4. Хозова, А.В. Логистика в туризме / Институт управленческих Технологий и Аграрного Рынка ФГБОУ СамГСХА. - Самара, - 2014.

5. Индустрия туризма, досуга и гостеприимства [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.intuit.ru/studies/courses/3553/795/lecture/30445%2525252525252525253Fpage%2525 252525252525253Б2.

6. Туризм / Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/retail/#.

7. Столяренко, А. В. Структура организационно-экономического механизма функционирования санаторно-курортного предприятия / А. В. Столяренко // Бизнес-Информ. - 2013. - № 1. - С. 235-242.

8. Мухин, А. Д. Информационно-коммуникационная среда туристско-рекреационного предприятия Крыма / А. Д. Мухин, А. В. Столяренко // Таврический научный обозреватель, 2017. - № 1 (18). - С. 54-57. - Режим доступа : http://elibrary.ru/download/elibrary_28784370_30309274.pdf

9. Столяренко, А. В. Теоретический анализ подходов к оценке эффективности системы мотивации персонала предприятия / А. В. Столяренко, М. В. Матюнина, А. Н. Чумак // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 8. - С. 92-98. - Режим доступа : http://e-koncept.ru/2016/16169.htm.

10. Столяренко, А. В. Формирование и внедрение и внедрение системы мотивации персонала в санаторно-курортном предприятии Республики Крым / А. В. Столяренко, М. В.

Матюнина // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. - 2016. -Т.5. - №5. - С. 12-17. - Б01: 10.12737/22521.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Столяренко, А. В. Классификационные факторы санаторно-курортного комплекса: теоретический подход / А. В. Столяренко // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета, 2011. - № 28. - С.170-174.

Abstract. The article deals with the concept of economic subjects of the tourist industry and their interaction with the help of a scheme. It was revealed that the interaction of economic entities is carried out at three levels: the producers of tourism services, the channel for the distribution of tourist services, the support service. Also in the article the main indicators of the activity of tourist companies of the Russian Federation for 2013 - 2015 were investigated and it was revealed that in the period 2013-2015 there was an increase in the number of tourist firms, while reducing the number of tourist packages sold to the population and increasing their cost.

The study made it possible to reveal that in most enterprises of the tourist industry there are no logistic systems, which leads to a decrease in the effectiveness of interaction. The author of the article proposed the creation of an electronic logistics center for tourism in the Russian Federation, which will lead to a comprehensive solution to the identified problems of increasing the average cost of a tour package, and as a consequence, the development of the tourism industry.

Key words: economic entity; tourist industry; logistic system; interaction of economic entities; logistics center of tourism.

JEL code: L83; L15.

References:

1. Federal Law No. 135-FZ of July 26, 2006 (as amended on July 3, 2013) «On Protection of Competition» // «Collection of Legislation of the Russian Federation», July 31, 2006, No. 31 (1 h.), Art. 3434.

INTERACTION OF ECONOMIC SUBJECTS IN TOURISM INDUSTRY

Ksenya Bychkova Student in Institute of economics and management Yalta, Crimea, Russia

2. Levkin, G.G. Use of logistics in the sphere of tourism product circulation / G.G. Levkin // Questions of intercultural communication in linguistics, international management and tourism: mat. VI Intern. Scientific-practical. Conf. April 19, 2013 Omsk, Izdvo «In.Iz.-Omsk», 2013. S. 196200.

3. Frolova, T.A. Economics and management in the field of social and cultural services and tourism: lecture notes. - Taganrog: TIT SFedU, 2010.

4. Khozova, A.V. Logistics in Tourism / Institute of Management Technologies and Agrarian Market FGBOU SamGSKHA. - Samara, - 2014.

5. The industry of tourism, leisure and hospitality [Electronic resource]. - Access mode: http://www.intuit.ru/studies/courses/3553/795/lecture/30445%2525252525252525253Fpage%2525 252525252525253D2.

6. Tourism / The official website of the Federal Service of State Statistics of the Russian Federation [Electronic resource]. - Access mode: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/retail/#.

7. Stolyarenko, A.V. The structure of the organizational and economic mechanism for the functioning of a sanatorium-and-spa enterprise / A.V. Stolyarenko // Business-Inform. - 2013. - No. 1. - P. 235-242.

8. Mukhin, AD Information and communication environment of the tourist-recreational enterprise of the Crimea / A.D. Mukhin, A.V. Stolyarenko // Tavrichesky scientific observer, 2017. - № 1 (18). - P. 54-57. - Access mode: http://elibrary.ru/download/elibrary_28784370_30309274.pdf

9. Stolyarenko, A.V. Theoretical analysis of approaches to assessing the effectiveness of the system of motivation of the enterprise's personnel / A.V. Stolyarenko, M.V. Matyunina, A.N. Chumak // Scientific and Methodical Electronic Journal «Concept». - 2016. - No. 8. - P. 92-98. - Access mode: http://e-koncept.ru/2016/16169.htm.

10. Stolyarenko, A.V. Formation and introduction and introduction of a staff motivation system in the sanatorium-resort enterprise of the Republic of Crimea / A.V. Stolyarenko, M.V. Matyunina // Management of personnel and intellectual resources in Russia. - 2016. - T.5. - №5. - P. 12-17. -DOI: 10.12737 / 22521.

11. Stolyarenko, A.V. Classification factors of the sanatorium complex: the theoretical approach / A. V. Stolyarenko // Uchenye zapiski Krymskogo Engineering and Pedagogical University, 2011. -№ 28. - P.170-174.

Contact

Ksenya Bychkova

Institute of economics and management 298691, Yalta, p/o Oliva bychkova.ksenya92@mail.ru

Научный руководитель: канд. экон.наук, доцент кафедры менеджмента и туристского бизнеса А.В.Столяренко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.