с
РАЗВИТИЕ
УДК 332
JEL: G38, G32, O1, F5, P34, P35
DOI: 10.18184/2079-4665.2017.8.1.167-177
Роль и влияние туриндустрии крымского региона на развитие экономики
Дарина Григорьевна Щипанова 1, Диана Дмитриевна Буркальцева 2*, Эльнара Усеиновна Османова 3, Анна Анатольевна Яновская 4
1 АНО ВПО «Московский гуманитарный университет» (МосГУ), г. Москва, Россия
2 3 4 ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского», г. Симферополь, Россия * E-mail: [email protected]
Аннотация
Цель: Целью статьи является роль и влияние туризма на развития экономики на всех уровнях хозяйствующей системы (пример Республика Крым). В статье рассмотрена методика анализа показателей социально-экономического роста отрасли Республики Крым. Рассмотрены роль и влияние туризма на экономику, поставлены задачи: анализ работ зарубежных и отечественных ученых о роли и влиянии туризма на развитие экономики; анализ отраслевой структуры валовой добавленной стоимости Российской Федерации; характеристика роста социально-экономических показателей; этапы методики анализа показателей социально-экономического роста туристской отрасли; анализ показателей, характеризующих социально-экономический рост туристской отрасли Республики Крым; построить зависимость объема заявленных сумм инвестиционных проектов от количества туристов, посетивших Республику Крым.
Методология проведения работы: Диалектический метод научного познания был применен при изучении роли и влияния туризма на развитие экономики, расчетно-аналитические методы наблюдения, измерения, анализа и сравнения показателей, характеризующих социально-экономический рост туристской отрасли Республики Крым.
Результаты работы: В современных условиях развитие туристической сферы, как источника устойчивого развития экономики государства, приобретает приоритетное развитие. Индустрия туризма оказывает огромное воздействие на экономику региона, являясь локомотивом развития множества других отраслей хозяйствования и обеспечивающая несырьевые поступления бюджета. Проведенный анализ работ зарубежных и отечественных ученых позволяет говорить о комплексном механизме роли и влияния туризма на развития экономики на всех уровнях хозяйствующей системы и в целом народного хозяйства страны. Его сущность заключается в следующем: постепенное повышение социально-экономического уровня жизни населения страны увеличивает его потребности в отдыхе и досуге, что увеличивает внутренние и выездные туристические потоки. Коэффициент детерминации R2 = 0,0191 показал, что 1,91% вариации признака «заявленная сумма инвестиционных проектов, заявок» обусловлено вариацией признака «количество туристов, посетивших Республику Крым», а 98,09% вариации уже связаны с воздействием других неучтенных факторов. Выводы: Распространение туризма становится стимулирующим фактором для развития сектора туристических услуг: происходит рост вклада туристической отрасли в бюджет, растет количество занятых в туристическом секторе. Рост инвестиций в туристический сектор ведет к созданию туристических объектов и развития туристической инфраструктуры, повышает привлекательность национального сектора туристических услуг. Это стимулирует рост внутренних и въездных туристических потоков и обеспечивает повышение социально-экономического развития страны. Социально-экономическому росту исследуемой отрасли в целом способствует институциональное обеспечение, разработанное государственное нормативно-правовое регулирование в сфере туризма, взаимодействие государственно-частного партнерства, кадровое обеспечение, диверсификация туристских продуктов посредством развития различных видов туризма, тем самым устраняя причину сезонности функционирования предприятий туризма и увеличивая доход.
Ключевые слова: туризм, социально-экономический рост, институциональное обеспечение
Для цитирования: Щипанова Д. Г., Буркальцева Д. Д., Османова Э. У, Яновская А. А. Роль и влияние туриндустрии крымского региона на развитие экономики // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2017. Т. 8. № 1. С. 167-177. DOI: 10.18184/20794665.2017.8.1.167-177
© Щипанова Д. Г., Буркальцева Д. Д., Османова Э. У, Яновская А. А., 2017
The Role and Influence of the Tourism Industry of the crimean Region on Economic Development
Darina G. Sh^ipanova 1, Diana D. Burkaltseva 2*, Elnara U. Osmanova 3, Anna A. Yanovskayav 4
1 Moscow University for the Humanities, Moscow, Russian Federation
2 3 4 V. I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Russian Federation
* E-mail: [email protected]
Abstract
Purpose: the aim of the article is the role and influence of tourism on the development of the economy at all levels of the economic system (example: Republic of Crimea). The article considers the methodology for analyzing the indices of social and economic growth in the branch of the Republic of Crimea. The role and influence of tourism on the economy is considered. Tasks of the article: analysis of the works of foreign and domestic scientists on the role and influence of tourism on the development of the economy; to conduct an analysis of the sectoral structure of the gross value added of the Russian Federation; describe the growth of socio-economic indicators; identify the stages of the methodology for analyzing the indicators of the social and economic growth of the tourist industry; to give an analysis of indicators characterizing the socioeconomic growth of the tourist industry of the Republic of Crimea; construct the dependence of the amount of declared amounts of investment projects on the number of tourists who visited the Republic of Crimea.
Methods: the dialectical method of scientific cognition was applied in studying the role and influence of tourism on the development of the economy, calculation and analytical methods for monitoring, measuring, analyzing and comparing indicators that characterize the social and economic growth of the tourist industry of the Republic of Crimea.
Results: in modern conditions, the development of the tourism sector, as a source of sustainable development of the state economy, acquires priority development. The tourism industry has a huge impact on the economy of the region, being the locomotive of the development of many other branches of management and providing non-raw budget receipts. The analysis of the works of foreign and domestic scientists makes it possible to talk about the integrated mechanism of the role and influence of tourism on the development of the economy at all levels of the economic system and, in general, the national economy of the country. Its essence is as follows: the gradual increase in the socio-economic standard of living of the country's population increases its needs for rest and leisure, which increases domestic and outbound tourist flows. The coefficient of determination R2 = 0.0191 showed that 1.91% of the variation of the "declared amount of investment projects, applications" is due to the variation in the sign "the number of tourists who visited the Republic of Crimea" and 98.09% of the variation is already associated with the impact of other factors not taken into account.
conclusions and relevance: the spread of tourism is becoming a stimulating factor for the development of the tourism services sector: the tourism industry is growing in the budget, the number of employees in the tourism sector is growing. Increased investment in the tourism sector leads to the creation of tourist facilities and the development of tourism infrastructure, increases the attractiveness of the national sector of tourism services. This stimulates the growth of domestic and incoming tourist flows and ensures an increase in the country's socio-economic development. The social and economic growth of the sector as a whole is promoted by institutional support, developed state regulatory and legal regulation in the sphere of tourism, interaction of public-private partnerships, staffing, diversification of tourism products through the development of various types of tourism, thereby eliminating the reason for the seasonality of tourism enterprises and increasing income. Keywords: tourism, social and economic growth, institutional support
For citation: Shchipanova D. G., Burkaltseva D. D., Osmanova E. U., Yanovskaya A. A. The Role and Influence of the Tourism Industry of the Crimean Region on Economic Development. MIR (Modernizatsiia. Innovatsii. Razvitie) = MIR (Modernization. Innovation. Research). 2017; 8(1(29)):167-177. DOI: 10.18184/2079-4665.2017.8.1.167-177
Введение
Туризм - одна из ведущих отраслей мировой экономики. Многие государства, в том числе Российская Федерация, признали туристскую индустрию одним из приоритетных направлений развития национальной экономики и культуры, способствующей увеличению ВВП, валютных поступлений, развития промышленности и торговли, инфраструктуры, инвестиций, развитию других отраслей хозяйствования. В современном мире огромное значение занимает туризм как сфера экономики хозяйствующих субъектов. Туризм является источником получения прибыли на всех уровнях хозяйствующей деятельности. Его характерной чертой является направленность на удовлетворение потребностей отдельного человека, социальных групп и общества в целом. Современная индустрия туризма - это создание дополнительных рабочих мест, ускорение развития транспортной инфраструктуры, дорожного строительства, стимулирование роста производства потребительских товаров, средств связи.
Материалы и методы
В представленной статье применены такие методы как анализ и синтез, систематизация и сравнение. Полученные при подготовке данной статьи аналитические и информационные материалы обоб-
щены, структурированы в соответствии с общими требованиями к разработке научно-методических основ по теме статьи.
Данное исследование в методическом плане представляет собой анализ существующих тенденций влияния индустрии туризма на экономику региона и страны в целом. Основное внимание уделено влиянию туриндустрии крымского региона на развитие экономики.
Обзор литературы и исследований. Рассмотрим более подробно подходы к определению места и роли индустрии туризма в экономической системе государства.
Мэтисон А. и Уолл Г. выделяют воздействие туризма на экономику с помощью показателей объемов и расходов иностранных туристов. При определении степени воздействия индустрии туризма на экономику принимающего региона, авторы используют термин «экономический эффект» для обозначения первичных и вторичных воздействий, затрат и выгод от туристов по областям назначения. Они определяют «воздействие», как «форму измененного человеческого поведения, которое вытекает из взаимодействий между агентами изменения и подсистемами, на которые они посягают». Экономические выгоды ими выделяются следующие [1]:
1. Валютные поступления и платежный баланс;
2. Формирование доходов;
3. Генерация занятости;
4. Улучшение экономических структур;
5. Стимулирование предпринимательства.
Фречтлинг Д. в своих исследованиях по измерению и интерпретации экономических последствий туристической деятельности, сосредотачивает внимание на измерении экономических выгод от туризма на национальном или региональном (т.е. субнациональном) уровне [2]. В его работах исследования экономического воздействия сосредоточены на измерении валовой выгоды от посетителей на определенной территории, основное внимание было сосредоточено на том, как формируются экономические выгоды от посетителей в этом районе, кто несет расходы и их непосредственное влияние на поступление доходов бизнес, занятость, трудовые доходы и налоговые поступления.
Квартальнов В. также отмечает положительное влияние туризма на экономику страны и ее развитие из-за увеличения валютных поступлений в страну, стимулирование притока инвестиций [3]. По мнению Пироженко Н., «во многих странах туризм играет решающую роль при формировании ВВП, создании дополнительных рабочих мест и обеспечения занятости, активизации внешнеторгового баланса» 1.
Под влиянием бурного развития инфокоммуника-ционных технологий и международных экономических связей туризм превратился в одну из самых представительных отраслей мировой экономики; в начале XXI века туризм по объемам дохода справедливо занял третье место среди ведущих отраслей мировой экономики [4]; функциональная роль туризма проявляется в том, что он способствует возникновению и расширению других видов деятельности [5]; в сегодняшних условиях туризм является одной из ведущих и наиболее динамичных отраслей экономики; в мировой системе хозяйства туризм сегодня занимает ведущие позиции среди других отраслей экономики [6]; туризм стимулирует и является катализатором развития других отраслей экономики [8]; в мировой экономике туризм вышел на лидирующие позиции, конкурируя лишь с добычей нефти [3].
Козырев В., Зорин И. и Сурин А. отмечают, «что туризм способен оказывать активное влияние на экономику региона (или страны), в котором он развивается, на его хозяйственную, социальную
и гуманитарную основы, то есть сектор туристических услуг имеет индустриальную форму, создает новые рабочие места, выступает пионером освоения новых районов и катализатором ускоренного развития национальной экономики, является мультипликатором роста национального дохода, занятости и развития местной инфраструктуры и роста уровня жизни местного населения, выступает как эффективное средство охраны природы и культурного наследия» [8]. Необходимо отметить, что данный подход носит наиболее комплексный характер, отмечая воздействие индустрии туризма не только на все сферы экономической отрасли, но и непосредственное влияние на другие сферы деятельности региона.
Таким образом, обобщая литературные источники, можно сделать вывод, что положительный экономический эффект сектора туристических услуг проявляется с помощью следующих функций:
1) формирование валовой добавленной стоимости;
2) обеспечение занятости населения как в туристической отрасли, так и в других (смежных) отраслях экономики;
3) активизации внутренней и международной торговли товарами и услугами других отраслей экономики;
4) обеспечение притока иностранной валюты;
5) выравнивание состояния платежного баланса;
6) формирование доходной части государственного бюджета;
7) содействие экономическому развитию регионов и повышение уровня жизни местного населения;
8) обеспечение притока инвестиций;
9) расширение производства отраслей, которые обслуживают туристическую отрасль;
10) повышение благосостояния нации.
Стайнс Д. [9] исследует экономические последствия деятельности индустрии туризма путем отслеживания и группирования финансовых потоков: первичные доходы формируются у туристических предприятий, затем прибыль формируется у других предприятий, обеспечивающих поставки товаров и услуг для туристических фирм, далее происходит формирование прибыли домохозяйств, которые выражаются в получении заработной платы, путем перераспределения доходов часть расходов
1 Пироженко Н. Т. Государственное регулирование развития туризма на федеральном и региональном уровнях [Электронный ресурс]. Режим доступа http://www.rusnаukа.com/29_NЮXXI_2012/Economics/15_116815.doc.htm
туристов аккумулируется в фондах правительства через различные налоги и сборы на туристов, предприятий и домашних хозяйств. Данный подход позволяет увидеть всю цепочку формирования, распределения и перераспределения денежных доходов от туристкой деятельности, при этом его существенным недостатком является отсутствие конкретизации отраслей, задействованных в данном механизме, поскольку, во-первых, непонятно, какие отрасли задействованы непосредственно в формировании первичной прибыли от туристической деятельности, а какие обеспечивают деятельность этих организаций, во-вторых, остается дискуссионным вопрос о практических способах экономического эффекта туризма.
В дальнейшем, структурируя туризма на экономику. Косвенные и индуцированные эффекты направления воздействия туризма на экономику Стайнс Д., Фречтлинг Д., Флетчер Дж., Фатим Т., Гостева Л., Середа Н., Гуляев В. различают прямые, косвенные и индуцированные экономические последствия воздействия индустрии иногда вместе называются вторичными эффектами. Общий экономический эффект от туризма является суммой прямых, косвенных и индуцированных эффектов в пределах региона [9-14].
Результатом прямого эффекта туризма на экономику являются изменения в производстве, связанные с непосредственными последствиями изменений в туристических расходах. Например, увеличение количества туристов, которые будут проживать в гостиницах, непосредственно увеличивает продажи в гостиничном секторе. Дополнительные продажи гостиниц и связанные с ними изменения в объеме выплаченных заработной платы, налогов, также являются прямыми последствия туристических расходов.
Косвенные эффекты воздействия индустрии туризма выражаются в изменении объемов производства в отраслях, сопряженных с гостиничной индустрией, связанных с увеличением спроса (т.е. отрасли поставки товаров и услуг для гостиниц). Изменения в объеме продаж, количестве рабочих мест и доходов в льняной отрасли, например, представляют собой косвенные последствия изменений в области продаж гостиницы. Компании, поставляющие товары и услуги для предприятий легкой промышленности представляют собой еще один раунд косвенных последствий, в конечном счете, связывая в разной степени отели со многими другими отраслями экономики в регионе. Другими словами, косвенная добавленная стоимость генерируется в отраслях, которые поставляют товары и услуги для предприятий, которые производят конечные товары и услуги, приобретенные туристами до, вовремя и после визита.
Индуцированные эффекты представляют собой изменения в экономической деятельности в результате расходовании домохозяйствами доходов, полученных прямо или косвенно в результате расходов туристов. Например, работники гостиничной сферы и легкой промышленности свои доходы, полученные прямо или косвенно от туристических расходов, тратят на жилье, питание, транспорт, а также обычный набор бытовой продукции и потребностей в обслуживании.
С помощью косвенных и индуцированных эффектов, изменения в туристических расходах могут повлиять практически на каждый сектор экономики в той или иной форме. Величина вторичных эффектов зависит от склонности бизнеса и домашних хозяйств в регионе приобретать товары и услуги у местных поставщиков.
В современных условиях развития экономики России рынок туристских услуг играют важную роль при формировании внутреннего экономического пространства государства. С учетом поставленной Президентом задачи по увеличению доли несырьевого экспорта страны [15], вопрос наращивания туристского потока и финансовых поступлений от туристской отрасли в Российской Федерации приобретает стратегическое значение.
Осуществляя исследование российского рынка туристических услуг, стоит выделить некоторые особенности его функционирования, в частности, значительные конкурентные преимущества в предложении туристического продукта (географическое разнообразие, благоприятный и разнообразный климат, уникальное сочетание природно-рекреационных ресурсов, богатое культурно-историческое наследие, разветвленная са-нитарно-курортная база и т.д.).
Результаты исследования
1. Влияние туризма на экономику
В настоящее время туристический потенциал Российской Федерации раскрыт не в полной мере, о чем свидетельствует небольшая доля (1,1%) гостиниц и ресторанов (главные индикаторы развития туристкой сферы) в отраслевой структуре добавленной стоимости (табл. 1). Поступления добавленных стоимостей от деятельности гостиниц и ресторанов одни из наименьших - 13-е место по Российской Федерации в целом, 12-е место в Южном федеральном округе и Республике Крым из 15-ти.
Анализ отраслевой структуры валовой добавленной стоимости в 2014-2015 гг. позволяет говорить о стабильности туристкой отрасли по сравнению с другими отраслями народного хозяйства. В течение 2014-2015 гг. доля поступлений от деятельности
Таблица 1
Отраслевая структура валовой добавленной стоимости в 2014-2015 гг. Российской Федерации The sectoral structure of gross value added in 2014-2015 Russian Federation
Table 1
Российская Федерация Южный федераль-ный округ Республика Крым
2014 2015 2014 2015 2014 2015
Всего 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
в том числе:
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 4,8 5,2 10,8 12,8 23,2 17,0
Рыболовство, рыбоводство 0,2 0,3 0,1 0,1 0,0 0,0
Добыча полезных ископаемых 10,6 11,2 3,0 3,4 5,7 2,9
Обрабатывающие производства 16,4 17,0 16,2 15,4 8,9 7,1
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 3,7 3,6 3,2 3,1 7,3 7,9
Строительство 7,5 7,2 11,5 10,1 7,5 3,9
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 19,2 17,9 17,1 16,6 11,4 15,8
Гостиницы и рестораны 1,1 1,1 2,1 1,9 2,0 2,3
Транспорт и связь 9,4 9,4 11,4 12,2 7,3 10,9
Финансовая деятельность 0,5 0,5 0,2 0,2 0,0 0,0
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 11,8 12,7 8,3 8,9 2,9 6,0
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование 5,7 5,2 6,0 5,4 7,4 8,9
Образование 3,3 3,1 3,6 3,5 4,9 5,0
Здравоохранение и предоставление социальных услуг 4,3 4,1 4,8 4,6 10,0 10,2
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 1,5 1,5 1,7 1,8 1,5 2,1
Деятельность домашних хозяйств 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0
Источник: составлено авторами по материалам: Статистические данные туристской отрасли за 2014-2016 годы [Электронный ресурс]//Министерство курортов и туризма Республики Крым. Режим доступа: http:// mtur.rk.gov.ru/rus/info.php?id=608306 (дата обращения: 08.03.2017); Калитвинцева М.В. Экономические показатели вклада туристической отрасли в экономику региона [Электронный ресурс]//Российское предпринимательство. 2011. № 9-1(191). С. 151-156. Режим доступа: http://bgscience.ru/lib/7014/(дата обращения: 04.03.2017).
гостиниц и ресторанов в Российской Федерации оставалась устойчивой и составляла 1,1%, в то время как во многих других отраслях поступления были нестабильны и имели тенденцию к снижению (например, поступления от оптовой и розничной торговли; ремонта транспортных средств, бытовых изделий, предметов личного пользования сократились на 1,3%, а от государственного управления и обеспечения военной безопасности; социального страхования - на 0,5%). В структуре добавленной стоимости
Южного федерального округа в течение анализируемого периода сложилась отрицательная динамика доли гостиниц и ресторанов в общей структуре по отраслям хозяйствования: снижение составило 0,2% (с 2,1% в 2014 году до 1,9% в 2015 году). Следует отметить такую же тенденцию в ряде других отраслей хозяйствования федерального округа (снижение доли обрабатывающих производств составило 0,8%, строительства - 1,4%), в то время как в других отраслях наблюдалось значительное увеличение
(рост доли сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства составил 2,0%, транспорта и связи - 0,8%). Такое существенное изменение структуры добавленной стоимости свидетельствует о переориентации экономики региона и смещении акцента в сторону других отраслей хозяйствования. Противоположная ситуация сложилась в структуре добавленной стоимости Республики Крым. Увеличение доли гостиниц и ресторанов в течение 2014-2015 года на 0,3%, несмотря на общую тенденцию к снижению в федеральном округе, свидетельствует о туристической специализации экономики региона и высоком значении индустрии туризма для всего региона.
2. Методика анализа показателей социально-экономического роста отрасли Республики Крым
Туристская отрасль является одной из самой распространенной и наиболее быстро растущей сферой деятельности на мировом уровне, а также в отношении социально-экономического развития региона и потребителей услуг.
Все большее число отраслей экономики взаимодействуют с туристской сферой, создавая мультипликативный эффект. За счет инвестиций туризм стал главным двигателем экономического и социального прогресса в отношении доходов, создании предприятий преимущественно малого и среднего бизнеса, рабочих мест, инфраструктуры региона. В теоретическом контексте региональной науки, туризм с его многопрофильностью и практическим характером определяет экономическую и социальную роль, придавая большее значение развитию региональной экономике в Республике Крым.
Положительная динамика на спрос туристских услуг, а также способность туризма поддерживать высокий уровень занятости дает обоснование важности и значимости сферы туризма как инструмента социально-экономического развития и создания рабочих мест в регионе.
Базируясь на возможностях роста туристкой отрасли, требуется поддержка региональных и местных органов власти для создания положительного инвестиционного климата в инфраструктуру и трудовые ресурсы [11, с. 221].
Потапова К.К. определяет характер влияния туристского сектора на уровень социально-экономического развития региона «по следующим факторам:
• туристская отрасль оказывает услуги широкому спектру населения;
Таблица 2
Характеристика роста социально-экономических
показателей
Table 2
Characteristics of the growth of socio-economic indicators
Метод Результирующие показатели
Прямой • рост пассажиропотока • рост численности населения • увеличение наличной денежной массы • рост доходов населения • рост объемов потребления • рост производства в пищевой промышленности, агропромышленном комплексе в целом
Косвенный • увеличение рабочих мест позволяет снизить уровень безработицы • рост объемов инвестиций как на краткосрочные, так и на долгосрочные периоды в сферу туризма
Составлено авторами по материалам: Темный Ю. В., Темная Л. Р. Экономика туризма: учебник. М, 2003.
• туристская отрасль, оказывает комплексное влияние на взаимосвязанные отрасли экономики, такие как малое и среднее предпринимательство, пищевая промышленность, сельское хозяйство, транспорт, сфера услуг в целом и пр.» [11].
Темный Ю.В, Темная Л.Р. выделяют «основополагающие факторы, оказывающие влияние на различные сектора региональной экономики и общее социально-экономическое развитие регионов:
• временное увеличение численности населения региона;
• увеличение наличной денежной массы и спроса в регионе» 1.
Таким образом, можно сделать вывод, что туристская отрасль влияет на социально-экономическое развитие региона прямым или косвенным методами (табл. 2).
Перечисленные в табл. 2 характеристики роста социально-экономических показателей в совокупности за счет туристов приводят к увеличению объемов потребления в регионе, следовательно, наблюдается рост оборотов организаций туристской отрасли и организаций других взаимосвязанных отраслей региональной экономики. В свою очередь, увеличение оборотов организаций приводит к росту ВРП, налоговых поступлений, росту заработной платы в регионе.
Аналогичную позицию обосновывает Калитвинце-ва М.В., которая выделяет две подгруппы компаний, обеспечивающих туризм: основные и сопутствующие. К основным компаниям автор относит предпри-
1 Темный Ю. В., Темная Л. Р. Экономика туризма: учебник. М., 2003.
ятия, которые влияют на развитие региона. Предприятия, которые относят к сопутствующим, оказывают незначительное влияние на экономику региона [13, с. 153]. Также в своих работах Калитвинцевой М.В. предлагается перечень показателей экономического роста региона от туристской деятельности. Основными из них являются: добавленная стоимость от вида деятельности; расходы и затраты организации, связанные с производством и реализацией услуг; доходы от предоставленных услуг; удельный вес расходов туристов [13, с. 153-155].
В процессе исследования нами была изучена «Государственная программа развития курортов и туризма в Республике Крым на 2015-2020 годы» (далее - Государственная программа)1. Согласно данным Государственной программы выделен объем финансирования в размере: средств из Федерального бюджета 7 460 580,0 тыс. руб., средств из бюджета РК 181 831,8 тыс. руб. и средства из местных бюджетов на сумму 72,0 тыс. руб. [14, с. 3].
Основными задачами Государственной программы являются «обеспечение комплексного устойчивого развития доступной и комфортной туристской среды; кадровое обеспечение туристской отрасли, отвечающее запросу современного крымского туриста; развитие различных видов туризма, направленных на развитие круглогодичного периода туристского сезона и др.» [13, с. 2].
Для комплексного анализа социально-экономического развития туристкой отрасли Республики Крым нами были сформированы показатели (табл. 3), которые наиболее точно характеризуют уровень эффективности отрасли.
Если предположить, что объем заявленных сумм инвестиционных проектов зависит от количества туристов, посетивших Республику Крым, возможно, проверить это корреляционно-регрессионным анализом (табл. 4).
Введем обозначения: X! - количество туристов, посетивших Республику Крым, млн человек, у1 - заявленная сумма инвестиционных проектов, заявок, млрд руб. На рис. 1 представлена графически зависимость исходных данных.
На рис. 2 коэффициент детерминации Я 2 = 0,0191 показывает, что 1,91% вариации признака «заявленная сумма инвестиционных проектов, заявок» обусловлено вариацией признака «количество туристов, посетивших Республику Крым», а 98,09% вариации уже связаны с воздействием таких неучтенных факторов, как институциональное обеспечение, кадровый потенциал, уровень развития производства на период начала инвестиций, целевое использование средств и другие.
По данным табл. 2 за период 2014-2015 годы по некоторым показателям наблюдается резкий
Анализ показателей, характеризующих социально-экономический рост туристской отрасли Analysis of indicators characterizing the socio-economic growth of the tourism industry
Таблица 3
Table 3
Показатель 2014 год 2015 год 2016 год
Количество туристов, посетивших РК, млн человек 4,78 4,598 5,573
Количество объектов коллективных средств размещения, ед. 825 770 767
Вместимость объектов КСР, тыс. мест 86,9 158,1 156,5
Количество гидов, экскурсоводов, человек 1147 996 1394
Количество туроператоров, ед. 208 77 96
Количество турагентов, ед. 400 342 411
Среднесписочное количество работников КСР, человек 21 099 30 099
Налоговые поступления от туристской отрасли, млн руб. 1 697,0 2 055,1 2 362,87
Доходы от предоставляемых услуг, тыс. руб. 6 012 191,0 13 393 570,1
Рассмотрены инвестиционные заявки, ед. 41 152 100
Заявленная сумма инвестиционных проектов, заявок, млрд руб. 128,9 80
Источник: составлено авторами на основании данных: Статистические данные по субъектам РФ [Электронный ресурс]//Ростуризм. 2016. Режим доступа: http://www.russiatourism.ru/contents/statistika/statisticheskie-dannye-po-rf/statisticheskie-dannye-po-subektam-rf-za-2015-god/(дата обращения: 07.03.2017); Статистические данные туристской отрасли за 2014-2016 годы [Электронный ресурс]//Министерство курортов и туризма Республики Крым. Режим доступа: http://mtur.rk.gov.ru/rus/info.php?id=608306 (дата обращения: 08.03.2017).
1 Статистические данные туристской отрасли за 2014-2016 годы [Электронный ресурс] // Министерство курортов и туризма Респу-
блики Крым. Режим доступа: http://mtur.rk.gov.ru/rus/mfo.php2id=608306 (дата обращения 08.03.2017).
Исходная информация для корреляционно-регрессионного анализа Initial information for correlation-regression analysis
Таблица 4 Table 4
Показатель 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год (Прогноз) *
Количество туристов, посетивших Республику Крым, млн человек 4,78 4,598 5,573 6,0
Заявленная сумма инвестиционных проектов, заявок, млрд руб. 128,9 80 36,2
* Реализация инвестиционных проектов на 144 млрд руб. позволит создать в Крыму 11 тыс. рабочих мест URL: http://www.interfax-russia.ru/Crimea/main.asp?id=810353
Источник: составлено по данным: Статистические данные по субъектам РФ [Электронный ресурс]//Ростуризм. 2016. Режим доступа: http://www.russiatourism.ru/contents/statistika/statisticheskie-dannye-po-rf/statisticheskie-dannye-po-subektam-rf-za-2015-god/ (дата обращения: 07.03.2017); Статистические данные туристской отрасли за 2014-2016 годы [Электронный ресурс]//Министерство курортов и туризма Республики Крым. Режим доступа: http://mtur.rk.gov.ru/rus/info.php?id=608306 (дата обращения: 08.03.2017); Правительство Республики Крым. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rk.gov.ru/
Источник: составлено по: Статистические данные по субъектам РФ [Электронный ресурс]//Ростуризм. 2016. Режим доступа: http://www.russiatourism. ru/contents/statistika/statisticheskie-dannye-po-rf/statisticheskie-dannye-po-subektam-rf-za-2015-god/(дата обращения: 07.03.2017); Статистические данные туристской отрасли за 2014-2016 годы [Электронный ресурс]//Министерство курортов и туризма Республики Крым. Режим доступа: http://mtur. rk.gov.ru/rus/info.php?id=608306 (дата обращения 08.03.2017); Правительство Республики Крым. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rk.gov.ru/
Рис. 1. Зависимость объема заявленных сумм инвестиционных проектов от количества туристов, посетивших Республику Крым Fig. 1. Dependence of the amount of declared amounts of investment projects on the number of tourists who visited the Republic of Crimea
Источник: составлено по: Статистические данные по субъектам РФ [Электронный ресурс]//Ростуризм. 2016. Режим доступа: http://www.russiatourism. ru/contents/statistika/statisticheskie-dannye-po-rf/statisticheskie-dannye-po-subektam-rf-za-2015-god/(дата обращения: 07.03.2017); Статистические данные туристской отрасли за 2014-2016 годы [Электронный ресурс]//Мини-стерство курортов и туризма Республики Крым. Режим доступа: http://mtur. rk.gov.ru/rus/info.php?id=608306 (дата обращения 08.03.2017); Правительство Республики Крым. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rk.gov.ru/
Рис. 2. Графическое представление уравнения регрессии
Fig. 2. Graphical representation of the regression equation
спад, это объясняется несколькими причинами:
• отсутствие у объектов коллективных средств размещения статуса юридического лица в соответствии с законодательством РФ;
• отсутствие средств финансирования для полноценного развития или проведения модернизации (реконструкции) номерного фонда и материально-технической базы;
• сокращение количества объектов размещения по политическим причинам;
• требование на соответствие законодательным нормам РФ послужило уменьшению количества туроператоров, турагентов, гидов, экскурсоводов и др.
Так, согласно нормативно-правовым документам Министерства курортов и туризма РК необходима обязательная аттестация экскурсоводов, гидов-переводчиков, которые осуществляют деятельность на территории Республики Крым.
Кроме того, на основании проведенного исследования социальных и экономических предпосылок развития туристской отрасли Республики Крым, нами предложена методика анализа показателей социально-экономического роста отрасли туризма, которая представлена на рис. 3.
Согласно данным рис. 3 методика проводится в несколько этапов:
1. Анализируется состояние туристской отрасли;
Источник: составлено авторами Рис. 3. Методика анализа показателей социально-экономического роста туристской отрасли Fig. 3. Methods of analyzing indicators of the social and economic growth of the tourist industry
пенное повышение социально-экономического уровня жизни населения страны увеличивает его потребности в отдыхе и досуге, что увеличивает внутренние и выездные туристические потоки. В свою очередь, распространение туризма становится стимулирующим фактором для развития сектора туристических услуг: происходит рост вклада туристической отрасли в бюджет, растет количество занятых в туристическом секторе. Рост инвестиций в туристический сектор ведет к созданию туристических объектов и развития туристической инфраструктуры, повышает привлекательность национального сектора туристических услуг. Это стимулирует рост внутренних и въездных туристических потоков и обеспечивает
2. Определяются субъекты туристской отрасли. Нами выделены три основных субъекта функционирования отрасли: туристы, менеджмент, туристско-рекреационный потенциал.
3. Определяются показатели выделенных субъектов туристкой отрасли, которые влияют на социально-экономический рост исследуемой отрасли.
4. Проводится сбор статистической информации по показателям.
5. Предлагается расчет метода исследования, например, метод факторного анализа, индексный метод, ранжирование, экспертный метод и др.
6. По данным методологии расчета происходит написание выводов исследования.
В современных условиях развитие туристической сферы, как источника устойчивого развития экономики государства, приобретает приоритетное развитие. Индустрия туризма оказывает огромное воздействие на экономику региона, являясь локомотивом развития множества других отраслей хозяйствования и обеспечивающая не сырьевые поступления бюджета [16-18].
Выводы
Проведенный анализ работ зарубежных и отечественных ученых позволяет говорить о комплексном механизме роли и влияния туризма на развития экономики на всех уровнях хозяйствующей системы и в целом народного хозяйства страны. Его сущность заключается в следующем: посте-
повышение социально-экономического развития страны.
Таким образом, проведенное исследование позволило нам обосновать, что социально-экономическому росту исследуемой отрасли в целом способствует институциональное обеспечение, разработанное государственное нормативно-правовое регулирование в сфере туризма, взаимодействие государственно-частного партнерства, кадровое обеспечение, диверсификация туристских продуктов посредством развития различных видов туризма, тем самым устраняя причину сезонности функционирования предприятий туризма и увеличивая доход.
Список литературы
1. Mathieson A. Tourism: economic, physical and social impacts / A. Mathieson, G. Wall. Harlow: Longman Group Limited, 1982. 208 р. URL: http://zh.booksc.org/ book/100708
2. Frechtling D. Assessing the Impacts of Travel and Tourism - Measuring Economic Benefits / J.R. Brent Ritchie, Charles R. Goeldner // Travel, Tourism and Hospitality Research: A Handbook for Managers and Researchers (J. Ritchie and C. Goeldnereds) / Chapter 32. New York, 1994. P. 333-351.
3. Квартальное В.А. Теория и практика туризма. М.: Финансы и статистика, 2003. 672 с.
4. Кифяк В.Ф. Оргашзащя туристичноТ дiяльностi в УкраТш. Чершвцк Книги-ХХ1, 2003. 300 с.
5. Люб/цева О.О. Ринок туристичних послуг (геопросторовi аспекти). 2-е вид., перероб. та доп. К.: Альтерпрес, 2003. 436 с.
6. Белинский А. Прием - дело тонкое // Зеркало недели. 2003. № 6. C. 23.
7. Егоров В.Е. Государственно-правовое регулирование организованного туризма (историко-теоретическое правовое исследование): монография. Псков: ЛОГОС Плюс» 2011. 112 с.
8. Козырев В.М., Зорин И.В., Сурин А.И. Менеджмент туризма: экономика туризма. М.: Финансы и статистика, 2001. 320 с.
9. Stynes D.J. Economic impacts of tourism: a handbook for tourism professionals. IL: University of Illinois, Tourism Research Laboratory, 1997. 32 p. URL: http://www. onestopmba.com/mba-download/upload/economic%20 impacts%20of%20tourism.pdf
10. Frechtling D. Measuring and Interpreting the Economic Impact of Tourism: 20/20 Hindsight and Foresight / D. Frechtling, E. Smeral // TOURISM RESEARCH: A 20-20 VISION (Douglas G. Pearce and Richard W. Butler) / Chapter 6. Oxford, England: Goodfellow Publishing, 2010. P. 67-79.
11. Fletcher J. Input-Output Analysis and Tourism Demand // Annals of Tourism Research. 1989. № 16(4). P. 514-529.
12. Fateme T.A. Economic Impacts of Tourism Industry / Fateme Tohidy Ardahaey // International Journal of Business and Management. 2011. Vol. 6. № 8. P. 206-215.
13. ГостеваЛ.Ф., Середа Н.Д. Туризм как фактор экономического развития региона // Региональная экономи-
ка: теория и практика. 2008. № 15(72). С. 88-94. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=10018254 (дата обращения: 20.10.2016)
14. Гуляев В.Г. Мультипликативный эффект в туризме // Вестник РМАТ. 2011. № 3. С. 58-69. URL: http://elibrary. ru/item.asp?id=19101603 (дата обращения: 20.10.2016)
15. Потапова КК Влияние туризма на социально-экономическое развитие регионов // Молодой ученый. 2016. № 24. С. 219-222. URL: http://elibrary.ru/item. asp?id=27334475 (дата обращения: 12.12.2016)
16. Burkaltseva D.D., Voronin I.N., Lisitsky A.M., Mazur N.M. and Guk O.A. Assessing the Effects of Investments Into Innovative Activity as a Regional Competitiveness Factor // International Journal of Applied Business and Economic Research. 2017. Volume 15. Number 6. С 1-17.
17. Dudin M.N. Public and business regulation as the basis of self-organization and evolution of the national innovation system // The Journal of Internet Banking and Commerce. 2016. Vol. 21. № S4, e101. URL: http://www. icommercecentral.com/open-access/public-and-business-regulation-as-the-basis-of-selforganization-and-evolution-of-the-national-innovation-system.php?aid=76096
18. Катульский Е.Д. Развитие человеческого капитала в условиях экономики знаний // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2013. № 15. С. 74-78. URL: http:// elibrary.ru/item.asp?id=21093117 (дата обращения: 12.12.2016)
Поступила в редакцию: 25.02.2017; одобрена: 10.03.2017; опубликована онлайн: 31.03.2017
Об авторах:
Щипанова Дарина Григорьевна, профессор кафедры экономических и финансовых дисциплин, Московский гуманитарный университет (МосГу) (111395, г. Москва, ул. Юности, д. 5), доктор экономических наук, [email protected]
Буркальцева Диана Дмитриевна, профессор кафедры «Финансы предприятий и страхования» Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского (295007, г. Симферополь, проспект Академика Вернадского, 4), доктор экономических наук, доцент, ОЯСЮ: http://orcid.org/0000-0002-9441-7696, [email protected]
Османова Эльнара Усеиновна, аспирант кафедры менеджмента предпринимательской деятельности Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского (295007, г. Симферополь, проспект Академика Вернадского, 4), [email protected] Яновская Анна Анатольевна, аспирант кафедры учета, анализа и аудита Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского (295007, г. Симферополь, проспект Академика Вернадского, 4), [email protected]
Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
References
1. Mathieson A. Tourism: economic, physical and social impacts / A. Mathieson, G. Wall. Harlow: Longman Group Limited, 1982. 208 p.
2. Frechtling D. Assessing the Impacts of Travel and Tourism - Measuring Economic Benefits / J.R. Brent Ritchie, Charles R. Goeldner. Travel, Tourism, and Hospitality Research: A Handbook for Managers and Researchers (J. Ritchie and C. Goeldner eds) / Chapter 32. New York, 1994. pp. 333-351.
3. Kvartalnov V.A. Teorija i praktika turizma [Theory and practice of tourism]. M.: Finansy i statistika = Moscow: Finance and Statistics, 2003. 672 p.
4. Kifiak V.F. Organizacija turistichnol dijal'nosti v Ukralni. [Organizatsiya turisticheskoi diyalni in Ukraine]. Chernivci: Knigi-XXI = Chernivtsi: Books-XXI, 2003. 300 p.
5. Lyubitseva O.O. Rinok turisticheskikh obed (geoprostorovy aspect). 2nd kind., Perfume. That extra. K.: Alterpres, 2003. 436 p.
6. Belinsky A. Priem - delo tonkoe [Reception - a delicate matter]. Zerkalo nedeli= Mirror of the Week. 2003; 6:23.
7. Egorov V.E. Gosudarstvenno-pravovoe regulirovanie organizovannogo turizma (istoriko-teoreticheskoe pravovoe issledovanie) [State regulation of organized tourism (historical and theoretical legal research)]: monograph. Pskov: Izdatel'stvo OOO «LOGOS Pljus» = Pskov: Publishing house LLC "LOGOS Plus", 2011. 112 p.
8. Kozyrev V.M., Zorin I.V., Surin A.I. Menedzhment turizma: jekonomika turizma [Tourism management: tourism economics]. M.: Finansy i statistika = M.: Finance and Statistics, 2001. 320 p.
9. Stynes D.J. Economic impacts of tourism: a handbook for tourism professionals. IL: University of Illinois, Tourism Research Laboratory, 1997. 32 p. URL: http://www. onestopmba.com/mba-download/upload/economic%20 impacts%20of%20tourism.pdf
10. Frechtling D. Measuring and Interpreting the Economic Impact of Tourism: 20/20 Hindsight and Foresight / D. Frechtling, E. Smeral. TOURISM RESEARCH: A 20-20 VISION (Douglas G. Pearce and Richard W. Butler). Chapter 6. Oxford, England: Goodfellow Publishing, 2010. pp. 67-79.
11. Fletcher J. Input-Output Analysis and Tourism Demand. Annals of Tourism Research. 1989; 16(4):514-529.
12. Fateme T.A. Economic Impacts of Tourism Industry. International Journal of Business and Management. 2011; 6(8):206-215.
13. Gosteva L.F., Sereda N.D. Turizm kak faktor jekonomicheskogo razvitija regiona [Tourism as a factor of the region's economic development]. Regional'naja jekonomika: teorija ipraktika= Regional economy: theory and practice. 2008; 15(72):88-94.
14. Gulyaev V.G. Tourism multiplier effect. Vestnik RMAT= Bulletin of the RMAT. 2011; 3:58-69.
15. Potapova K.K. Vlijanie turizma na social'no-jekonomicheskoe razvitie regionov [Influence of tourism on social and economic development of regions]. Molodoj uchenyj = Young scientist. 2016; 24:219-222.
16. Burkaltseva D. D., Voronin I. N., Lisitsky A.M., Mazur N.M. and Guk O.A. Assessing the Effects of Investments Into Innovative Activity as a Regional Competitiveness Factor. International Journal of Applied Business and Economic Research. 2017; 15(6):1-17.
17. Dudin M.N. Public and business regulation as the basis of self-organization and evolution of the national innovation system. The Journal of Internet Banking and Commerce. 2016; 21(S4):e101. URL: http://www.icommercecentral. com/open-access/public-and-business-regulation-as-the-basis-of-selforganization-and-evolution-of-the-national-innovation-system.php?aid=76096
18. Katulsky E.D. The development of human capital in a knowledge economy. MIR (Modernizacija. Innovacii. Razvitie) = M.I.R. (Modernization. Innovation. Research). 2013; 15:74-78.
Submitted 25.02.2017; revised 10.03.2017; published online 31.03.2017
About the authors:
Sh^ipanova Darina G., Professor, Moscow University for the Humanities (MosGU) (5, Yunosti , street, Moscow, 111395) Moscow, Russian Federation, Doctor of Economic Sciences, [email protected]
Diana D. Burkaltseva, Professor of the department "Finance companies and insurance", V. I. Vernadsky Crimean Federal University (4, Acad. Vernadsky ave, Simferopol, Crimean Republic, 295007), Russian Federation, Doctor of Economic Sciences, Associate Professor, ORGD: http://orcid.org/0000-0002-9441-7696, [email protected]
Osmanova Elnara U., Post-graduate student, V.I. Vernadsky Crimean Federal University (4, Acad. Vernadsky ave, Simferopol, Crimean Republic, 295007), Russian Federation, [email protected]
Yanovskayav Anna A., Post-graduate student, V.I. Vernadsky Crimean Federal University (4, Acad. Vernadsky ave, Simferopol, Crimean Republic, 295007), Russian Federation, [email protected]
All authors have read and approved the final manuscript.