Научная статья на тему 'Туристская организация как особый субъект предпринимательской деятельности: необходимость предупреждения банкротства'

Туристская организация как особый субъект предпринимательской деятельности: необходимость предупреждения банкротства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
741
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ БАНКРОТСТВА ТУРИСТСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гурьев А.В.

В статье анализируется деятельность туристских организаций как особый вид предпринимательской деятельности. Вводится понятие «туристская организация как особый субъект предпринимательской деятельности» Рассматриваются особенности правового регулирования деятельности хозяйствующих субъектов в туристической сфере. Проанализированы законодательные способы финансового обеспечения. Обоснована необходимость предупреждения банкротства туристских организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Туристская организация как особый субъект предпринимательской деятельности: необходимость предупреждения банкротства»

15 (252) - 2014

ПРОБЛЕМЫ. ПОИСК. РЕШЕНИЯ

УДК 346.56

туристская организация

как особый субъект предпринимательской деятельности: необходимость предупреждения

банкротства

А.В. ГУРЬЕВ,

аспирант кафедры гражданско-правовых дисциплин E-mail: tolya_gurev@mail.ru

Волгоградский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

влены. Многие решения в предпринимательской деятельности приходится принимать в условиях неопределенности, когда необходимо выбирать направление действий из нескольких возможных вариантов, осуществление которых сложно предсказать [2].

Под «риском» принято понимать вероятность (угрозу) потери предприятием части своих ресурсов, недополучения доходов или появления дополнительных расходов в результате осуществления определенной производственной и финансовой деятельности [3].

Как отмечает И.К. Шевченко [2], экономические преобразования, происходящие в России, характеризуются ростом числа предпринимательских структур, созданием ряда новых рыночных инструментов. В связи с процессами демонополизации и приватизации государство правомерно отказалось от роли единоличного носителя риска, переложив часть ответственности на предпринимательские структуры. Однако большое число предпринимателей открывают свое дело при самых неблагоприятных условиях. Нарастающий кризис экономики России является одной из причин усиления предпринимательского риска, что приводит к увеличению числа убыточных предприятий. Значительный рост числа убыточных предприятий позволяет сделать вывод о том, что не учитывать фактор

В статье анализируется деятельность туристских организаций как особый вид предпринимательской деятельности. Вводится понятие «туристская организация как особый субъект предпринимательской деятельности». Рассматриваются особенности правового регулирования деятельности хозяйствующих субъектов в туристической сфере. Проанализированы законодательные способы финансового обеспечения. Обоснована необходимость предупреждения банкротства туристских организаций.

Ключевые слова: туристская организация, предпринимательская деятельность, финансовое обеспечение, предупреждение банкротства туристских организаций

Туристская деятельность является одним из наиболее сложных объектов правового регулирования в силу специфичности процессов проектирования, формирования и реализации туристского продукта, а также всех возникающих в связи с ними хозяйственных отношений [1].

Гражданским кодексом РФ определено, что предпринимательская деятельность является рисковой, т.е. действия субъектов предпринимательских отношений в условиях сложившихся рыночных механизмов, конкуренции, функционирования всей системы экономических законов не могут быть с достаточной точностью просчитаны и осущест-

риска в предпринимательской деятельности нельзя, без этого сложным является получение адекватных реальным условиям результатов деятельности. Создать эффективный механизм функционирования предприятия на основе концепции безрискового хозяйствования просто невозможно.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса РФ1 (далее — ГК РФ) предпринимательская деятельность — это самостоятельная деятельность, осуществляемая на свой риск и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-Ф3 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», определяя понятие «туристский продукт (туристский продукт — комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену по договору о реализации туристского продукта), определяет туристскую деятельность как один из видов предпринимательской деятельности. Соответственно, риски, присущие предпринимательской деятельности, также свойственны и туристской деятельности. Однако законодатель предъявляет ряд специфических требований лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность в сфере туризма.

Но перед тем, как охарактеризовать туристскую организацию как особого хозяйствующего субъекта, необходимо показать значение туристской деятельности в современном предпринимательстве. Туризм в начале XX в. стал одним из ведущих направлений социально-экономической деятельности большинства государств, а туристская индустрия — неотъемлемым элементом потребительских моделей и социального поведения значительной части населения2.

По данным Всемирной туристской организации (ЮНВТО), на долю туризма в 2005 г. приходилось около 12,8% мирового валового продукта и 10,4% мировых капиталовложений. Эксперты ЮНВТО

1 Гражданский кодекс РФ. Часть первая от 30.11.1994 № 51-ФЗ.

2 Викулова О.Н. Комментарий к Федеральному закону от 24.11.1996 № 132-Ф3 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (с изменениями, внесенными Фе-

деральным законом от 05.02.2007 № 12-ФЗ) (постатейный) // Федерация спортивного туризма Тюменской области. URL: http: //www. azimut72.com/biblioteka/dokumentyi-i-zakonyi/1-ob-

schie-normativnyie-dokumentyi-rf.

предсказывают дальнейшее устойчивое развитие сектора, так что в 2020 г. из каждых 100 жителей нашей планеты 21 будет туристом. В средине прошлого века из каждых 100 чел. путешествовал только один. Важнейшей предпосылкой для ускоренного развития туризма в России, повышения его социально-экономической эффективности и значимости для граждан, общества и государства является формирование законодательства РФ с учетом современного мирового опыта, а также

" 3

традиций отечественного права3.

В настоящее время наиболее распространенным, получившим легализацию в правовых системах различных стран мира, является определение туризма, сформулированное в 1993 г. Статистической комиссией ООН для целей статистики туризма (концепции, определения и классификации для статистики туризма), а также рекомендациями по статистике туризма Всемирной туристской организации. Согласно данным документам, туризм представляет собой деятельность лиц, которые путешествуют и пребывают в местах, находящихся за пределами их обычной среды, в течение периода, не превышающего одного года подряд, в целях отдыха, с деловыми и другими целями [7]. Однако российский правопорядок не признает поездки с деловыми целями туристическими (хотя понятие «деловой туризм» принято во всем мире).

Правовой статус и деятельность туристских организаций в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 24.11.1996 № 132-Ф3 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», который сыграл важную роль в становлении туризма в России. Закон легализовал экономические отношения в сфере туризма, установил правила поведения участников туристского рынка, принципы государственной политики. Кроме указанного закона, обозначенная область общественных отношений регулируется также подзаконными нормативными актами в отдельных сферах туристской деятельности (например, приказ Ростуризма от 28.11.2007 № 128 «О порядке определения туристических организаций, имеющих право на осуществление деятельности в рамках реализации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о безвизовых

3 Там же.

групповых туристических поездках от 29 февраля 2000 года»).

Разработкой и реализацией туристических продуктов занимаются турагенты и туроператоры. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.11.1996 № 132-Ф3 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» туроператорская деятельность — это деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта (разработка туристских маршрутов, организация рекламы, определение порядка ценообразования на туристический продукт и др.), осуществляемая только юридическим лицом. Турагентская деятельность — деятельность по продвижению и реализации туристского продукта (приобретение и сбыт туристского продукта)4, осуществляемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Однако помимо туроператорской и турагентской деятельности, в туристскую деятельность входит иная деятельность по организации путешествий.

По законодательству Республики Беларусь, например, наряду с туроператорской и турагент-ской к туристской также относится деятельность общественных туристских объединений, детско-юношеских туристских учреждений, учебных заведений и предприятий по организации путешествий [10].

Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-Ф3 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» определяет ряд существенных требований к туристской организации.

Во-первых, необходимо наличие договора страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта либо банковской гарантии исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта, т.е. наличие финансового обеспечения. Такое финансовое обеспечение должно гарантировать каждому туристу, заключившему договор о реализации туристского продукта, следующее: возврат денежных средств по договору за услуги, оплаченные, но не оказанные туроператором или третьими лицами, за которых отвечает туроператор; возмещение реального ущерба, возникшего в результате неисполнения или ненадлежащего

4 Туристские организации. URL: http://www.goto.aha.ru/con-tent/turistskie-organizatsii.

исполнения туроператором обязательств по договору, в том числе расходов на эвакуацию. Туристы имеют право обратиться за возмещением ущерба к страховщику или гаранту5.

Страховщиком по договору страхования ответственности туроператора может быть страховая организация, зарегистрированная на территории Российской Федерации и имеющая право осуществлять страхование гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства по договору. Этот вид стрaхования может применяться к каждому туристскому договору или же к совокупности договоров с туристами, зaключаемых туристской организацией в течение определенного времени.

Банковской гарантией признается письменное обязательство банка, иного кредитного учреждения или страховой организации (гаранта), принятое на себя по просьбе другого лица (принципала), в силу которого гарант при наличии условий, предусмотренных данным обязательством, и по требованию кредитора принципала (бенефициара) должен уплатить последнему определенную денежную сумму (ст. 368 ГК РФ)6.

Гарантом по банковской гарантии может быть банк, иная кредитная организация либо страховая организация, зарегистрированные в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». За выдaчу гарантии туристская организация должна уплатить гаранту вознаграждение, рaзмер которого колеблется от 1 до 5% от суммы гарантии7.

Договор страхования ответственности туроператора не может быть расторгнут досрочно, а банковская гарантия, выданная туроператору, не может быть отозвана.

Как правило, туристские организации отдают предпочтение договору страхования гражданской ответственности. Минимальный размер финансового обеспечения составляет 500 тыс. руб. (для

5 Как общаться с турфирмами. URL: http://www.garant.ru/ac-tual/turfirma.

6 Гражданский кодекс РФ. Часть первая от 30.11.1994 № 51-ФЗ.

7 Викулова О.Н. Комментарий к Федеральному закону от 24.11.1996 № 132-Ф3 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 05.02.2007 № 12-ФЗ) (постатейный) // Федерация спортивного туризма Тюменской области. URL: http://www.azimut72.com/biblioteka/dokumentyi-i-zakonyi/1-ob-

schie-normativnyie-dokumentyi-rf.

туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере внутреннего или въездного туризма).

Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-Ф3 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» устанавливает следующие категории туристских организаций, для которых финансовое обеспечение не требуется: организациям, осуществляющим экскурсионное обслуживание на территории Российской Федерации в течение не более 24 ч подряд; государственным и муниципальным учреждениям, осуществляющим деятельность по организации путешествий в пределах территории Российской Федерации по установленным государством ценам в целях решения социальных задач.

Следует обратить внимание на то, что по действующему законодательству требования о финансовых гарантиях клиентам относятся только к туроператорам. Данное обстоятельство М.Н. За-баева прокомментировала в своем исследовании [3] следующим образом: «На первый взгляд, проблемы банкротства турагентов должны быть головной болью исключительно туроператоров, страховщики же к этим вопросам отношения не имеют. Вместе с тем возникают ситуации, когда по вине тураген-тов банкротились туроператоры, а расплачиваться приходилось страховщикам как гарантам их состоятельности. По законодательству финансовые гарантии клиентам по-прежнему должны предоставлять только туроператоры, тогда как деятельность турагентств регулируется лишь правилами реализации турпродуктов. В свете существенного увеличения финансовых гарантий туроператоров проблема турагентских банкротств приобрела еще большую остроту, в том числе и для страховщиков, выступающих гарантами туроператоров».

Во-вторых, туроператоры (а не турагенты), осуществляющие деятельность в сфере выездного туризма, должны быть также членами объединения туроператоров в сфере выездного туризма, действующего в целях оказания экстренной помощи туристам. По состоянию на 6 декабря 2013 г. количество участников в Ассоциации «Объединение туроператоров в сфере выездного туризма «Турпомощь» составляет 2 040 организаций8.

В-третьих, информация о туристской организации вносится в Единый федеральный реестр

8 Список участников Ассоциации «Объединения туроператоров в сфере выездного туризма «Турпомощь». URL: http://www. tourpom.ru.

туроператоров, который ведется Федеральным агентством по туризму (Ростуризм). Информация о юридических лицах, заявления и документы которых о внесении сведений в Единый реестр по результатам предварительной правовой экспертизы соответствуют требованиям закона, размещается на интернет-сайте Ростуризма.

По состоянию на 6 декабря 2013 г. в федеральном реестре туроператоров зарегистрировано 4 753 организации9.

При этом туроператор исключается из Единого реестра, если он не представит сведения о наличии у него финансового обеспечения на новый срок за три месяца до истечения срока действия финансового обеспечения. Реестровый номер туроператора, согласно ст. 10 ФЗ № 132-Ф3, является существенным условием договора о реализации туристского продукта. Таким образом, отсутствие номера автоматически делает такой договор незаключенным [5].

В-четвертых, для финансирования расходов на оказание экстренной помощи туристам объединение туроператоров в сфере выездного туризма формирует компенсационный фонд. Туроператор, осуществляющий деятельность в сфере выездного туризма, а равно и туроператор или юридическое лицо, ранее не осуществлявшие туроператорскую деятельность в сфере выездного туризма, при вступлении в члены объединения туроператоров в сфере выездного туризма уплачивают взнос в компенсационный фонд в размере, составляющем 100 тыс. руб.10.

Как отмечает А.С. Кусков, экстренную помощь образуют только те ситуации, которые связаны с непредвиденным банкротством туроператоров и, соответственно, невозможностью исполнения ими возложенных на них обязательств. К экстренной помощи не относятся форс-мажорные ситуации, а также ситуации, связанные с неисполнением или ненадлежащим исполнением действующими туроператорами условий договора о реализации туристского продукта, если таковые не привели к серьезным сбоям в программе обслуживания. Указанные ситуации разрешаются компетентными государственными органами (в случае форс-мажора), а также туроператорами в рамках своего финансового обеспечения. В

9 Единый Федеральный реестр туроператоров. URL: http:// reestr.russiatourism.ru.

10 Об основах туристской деятельности в Российской Феде-

рации: Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-Ф3.

большинстве случаев необходимость оказания экстренной помощи связывается с отсутствием оплаты услуг предприятий размещения и питания, перевозчиков со стороны туроператоров, что лишает туристов возможности размещения в забронированных номерах, а также вылета в место постоянного проживания [4].

Формирование компенсационного фонда объединения туристских организаций необходимо для создания возможности оказания экстренной помощи туристам. Постановлением Правительства РФ от 30.08.2013 № 752 утверждены требования к критериям отбора кредитных организаций, в которых допускается размещение средств компенсационного фонда объединения туроператоров в сфере выездного туризма11. Однако в законе не указаны порядок формирования компенсационного фонда, а также ответственное лицо.

Исходя из перечисленных признаков туристских организаций и требований, предъявляемых к ним, можно дать следующее определение туристских организаций: туристская организация — это юридическое лицо, осуществляющее туроператорскую или турагентскую деятельность, обладающее финансовым обеспечением в целях исполнения своих обязательств и внесенное в Единый федеральный реестр туроператоров.

Турагентства не обязаны регистрироваться в реестре и иметь финансовое обеспечение, что, по мнению автора, является пробелом действующего законодательства, которое необходимо восполнить.

Приказ Ростуризма от 28.11.2007 № 128 «О порядке определения туристических организаций, имеющих право на осуществление деятельности в рамках реализации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о безвизовых групповых туристических поездках от 29 февраля 2000 года» дает следующее определение туристской организации. Это юридическое лицо, осуществляющее туроператорскую деятельность в сфере международного туризма, имеющее договор страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обя-

11 Об утверждении требований к критериям отбора кредитных организаций, в которых допускается размещение средств компенсационного фонда объединения туроператоров в сфере выездного туризма: постановление Правительства РФ от 30.08.2013 № 752.

зательств по договору о реализации туристского продукта либо банковскую гарантию исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта и сведения о котором внесены в Единый федеральный реестр туроператоров12.

Как следует из данного определения, для реализации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о безвизовых групповых туристических поездках к туристской организации предъявляются особые требования (туроператорская деятельность в сфере международного туризма).

Таким образом, государство не случайно предъявляет особые требования к юридическим лицам, которые занимаются туристской деятельностью. С чем это связано? Почему недостаточно тех требований, которые предъявляются к юридическим лицам с общей правоспособностью? Почему в правоотношениях с туристом недостаточно применить лишь Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» в целях защиты прав и законных интересов последнего?

По мнению автора, это, в первую очередь, связано с тем, что туристские организации, осуществляя свою деятельность, реализуют конституционное право граждан на отдых, закрепленное в п. 5 ст. 37 Конституции РФ, и право на свободу передвижения, закрепленное в ст. 27 Конституции РФ13. Данное положение подтверждается преамбулой Федерального закона от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»: «Настоящий Федеральный закон определяет принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка в Российской Федерации, и регулирует отношения, возникающие при реализации права граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, а также определяет

12 О порядке определения туристических организаций, имеющих право на осуществление деятельности в рамках реализации соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о безвизовых групповых туристических поездках от 29 февраля 2000 года: приказ Ростуризма от 28.11.2007 № 128.

13 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с учетом поправок, внесенных

Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ).

порядок рационального использования туристских ресурсов Российской Федерации».

Таким образом, туристские организации выполняют социальные функции. Вместе с тем право на туризм вытекает также из иных конституционных норм. При совершении туристской поездки граждане могут реализовывать свое право на охрану здоровья (ст. 41), на участие в культурной жизни, пользование учреждениями культуры, а также на доступ к культурным ценностям (ст. 44). Необходимым условием туризма являются качество окружающей среды, а также достоверная информация о ее состоянии (ст. 42). Право на туризм не может быть обеспечено без гарантий. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами (ст. 61)14.

Туризм в силу вовлеченности в него огромного количества людей и ресурсов не может оставаться без специальных правовых и организационно-экономических средств воздействия, в том числе в целях ограничения отрицательных сторон конкуренции, а также в целях обеспечения социальной защиты населения. Поэтому государственное регулирование туризма связано с необходимыми и достаточными требованиями, отражающими интересы общества в целом.

Формирование рыночной экономики в России усилило интерес к формам и методам туристского предпринимательства. Развитие данной сферы ускоренными темпами и возрастание негативных последствий конкуренции и коммерциализации туристской деятельности привели к пониманию необходимости государственного регулирования туристского бизнеса.

Туризм — высокодоходный сектор экономики, но пока, увы, в нашей стране только теоретически. Феномен туризма в правовой сфере состоит в том, что он регулируется практически всеми основными сферами законодательства. И только там, где государство проводит в жизнь надлежащую государственную политику в отношении туризма, формирование экономико-правовых принципов регулирования этих видов деятельности и обеспече-

14 Викулова О.Н. Комментарий к Федеральному закону от 24.11.1996 № 132-Ф3 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 05.02.2007 № 12-ФЗ) (постатейный) // Федерация спортивного туризма Тюменской области. URL: http: //www. azimut72.com/biblioteka/dokumentyi-i-zakonyi/1-ob-schie-normativnyie-dokumentyi-rf.

ние устойчивого развития туризма, успех в туризме налицо, что подтверждается фантастическими доходами отдельных стран от туристской деятельности (США, Франция, Испания).

Именно этим, по мнению автора, объясняется то, что туристские организации занимают обособленную нишу среди хозяйствующих субъектов. В силу этого деятельность по реализации туристского продукта получает особое правовое регулирование со стороны государства.

Возложение на туристские организации социальных функций является общемировой практикой. Так, в Гаагской декларации межпарламентской конференции по туризму, которая проходила 10-14 апреля 1989 г., говорится: «Туризм стал явлением, которое вошло в наши дни в повседневную жизнь сотен миллионов людей:

а) он включает все свободные перемещения людей от их места проживания и работы, а также сферу услуг, созданную для удовлетворения потребностей, возникающих в результате этих перемещений;

б) он представляет собой вид деятельности, имеющей важнейшее значение для жизни людей и современных обществ, превратившейся в важную форму использования свободного времени отдельных лиц и основное средство межличностных связей и политических, экономических и культурных контактов, ставших необходимыми в результате интернационализации всех секторов жизни наций;

в) он должен быть заботой каждого. Он является одновременно следствием и решающим фактором качества жизни в современном обществе»15.

Туризм, согласно Манильской декларации по мировому туризму 1980 г., определяется как «деятельность, имеющая в жизни народов важное значение в силу непосредственного воздействия на социальную, культурную, образовательную и экономическую область жизни государств и их международных отношений»16.

Помимо этого, как показывает Л.И. Корчев-ская, «интенсивное развитие туризма, огромное количество выезжающих на отдых россиян — все это требовало и требует законодательной защиты российских туристов от недобросовестного вы-

15 Гаагская декларация по туризму: международный договор от 14.04.1989. М.: Международный туризм и право, 1999.

16 Манильская декларация по мировому туризму: междуна-

родно-правовой акт от 27.09.1980. М.: Международный туризм: правовые акты, 2000.

полнения своих обязанностей туристическими компаниями. С увеличением числа выезжающих на зарубежные курорты увеличивалось и число обманутых либо недовольных уровнем предоставленных услуг туристов. Внезапно исчезающие туристские организации; сотни туристов, заселенных вместо 5-звездочного отеля в сомнительное бунгало, вовсе не попавших на рейс по вине туристической организации; туристы, оставленные в незнакомой им стране вообще без крыши над головой, — подобными историями пестрит пресса. Чего стоил один только небезызвестный скандал с московской компанией «Лук-Тур», отправившей 500 туристов на отдых в Анталию (Турция), которые оказались просто на улице (их не заселили в отели) из-за недобросовестности туроператора».

Однако помимо недобросовестности туристской организации туристы лишаются уже оплаченного отдыха из-за банкротств турфирм, которые в последнее время происходят довольно часто. Среди обанкротившихся туристских организаций числятся Лужники Тревел, Скайтур, Детур, ДЕО-трэвел, ITC, Магазин хороших путевок, Альфа Вояж, Аврора Интур, Капитал-тур, Аватур, Ланта-тур, Асент Трэвел, Эль Вояж, Синяя птица и другие крупные туристские организации. По мнению А.С. Кускова [4], банкротство таких гигантов, как Ланта-тур и Капитал-тур, вообще привело к лихорадочному состоянию туристского рынка и, соответственно, к необходимости выработки новых механизмов и форм оказания помощи туристам, «застрявшим» в зарубежных странах по вине обанкротившегося туроператора. В такой ситуации оперативно отреагировать и оказать помощь туристам в рамках действующего финансового обеспечения не всегда возможно. В ряде случаев средств такого финансового обеспечения попросту не хватает или же страховые компании и банки не торопятся выплачивать их туристам за испорченный по вине турфирмы отдых.

Одной из причин банкротств, по мнению пресс-секретаря Российского союза туриндустрии Ирины Тюриной, является демпинг17. Демпинг в туристской деятельности выглядит следующим образом: в целях увеличения доли на рынке около половины туров в Российской Федерации продаются ниже их себестоимости, что приводит к возникновению

17 Уроки «Ланта-тур», или Как спасти туризм от череды банкротств. URL: Ы1р://па.т/апа^^/20120216/567267787.Мт1

убытков. Причем ввиду форс-мажорных обстоятельств (революция в Египте, цунами в Таиланде и др.) некоторые туры вообще не продаются.

Одной из превентивных мер в отношении демпинга, по мнению автора, является предоставление Федеральной антимонопольной службе России совместно с Федеральной налоговой службой России полномочий по выявлению демпинга со стороны туристских организаций путем осуществления проверок их хозяйственной деятельности. Для обеспечения осуществления указанных полномочий необходимо, чтобы Торгово-промышленная палата РФ ежегодно публиковала сведения о минимальной рыночной стоимости оказания туристических услуг в каждом субъекте Федерации.

Другой причиной массовых банкротств туристских организаций является нежелание учредителей (участников) вносить обязательные платежи в государственный бюджет и внебюджетные фонды, а также возможность списания долгов фирмы и распределения имущества организации путем его продажи по заниженным ценам. Данные обстоятельства приводят либо к преднамеренному, либо к фиктивному банкротству туристских организаций.

В соответствии с п. 4 ст. 24 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» одной из задач арбитражного управляющего в деле о банкротстве является проверка наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 855 утверждены Временные правила проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства. Данные правила направлены на анализ финансовых коэффициентов бухгалтерского учета и отчетности должника18.

Действующее российское законодательство предусматривает ответственность за инициирование преднамеренного и фиктивного банкротства, но не содержит превентивных мер, направленных на предупреждение возникновения данной ситуации. В результате, на стадии наблюдения временными управляющими выявляются признаки преднамеренного и фиктивного банкротства. В частности, такие признаки преднамеренного банкротства

18 Об утверждении Временных правил проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства: постановление Правительства РФ от 27.12.2004 № 855.

выявлены у ООО «Туристическая фирма «Рысь»19. По мнению автора, одной из превентивных мер предупреждения фиктивного банкротства является законодательное введение обязанности для туристской организации, обладающей признаками несостоятельности, информировать кредиторов, а также уполномоченные государственные органы о своей несостоятельности. За неисполнение данной обязанности руководитель туристской организации должен привлекаться к юридической ответственности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К сожалению, туристы, полностью оплатившие пакет туристских услуг, в лучшем случае не могут выехать за пределы Российской Федерации, а в худшем случае новость о неспособности туристской организации оплатить проживание туристов застает их уже за пределами территории России. В данном случае туристы не могут ни вселиться в гостиницу, ни покинуть страну временного пребывания. Выход один: люди вынуждены искать дополнительные денежные средства для приобретения билетов на родину. Помимо нереализованных конституционных прав у туристов возникают огромные убытки, которые очень трудно взыскать как непосредственно с туристской организации [3], так и с гаранта по банковской гарантии или со страховщика в соответствии с финансовым обеспечением. Данное обстоятельство подтверждается весьма противоречивой судебной практикой (постановление ФАС СЗО от 21.05.2009 № А42-2384/2008, определение Московского городского суда от 12.10.2011 № 4г/1-8612, определение Московского городского суда от 26.12.2011 № 33-40827) [8].

Следовательно, во-первых, недопущение банкротства туристской организации является важной гарантией реализации прав и законных интересов туристов и иных кредиторов туристской организации. Во-вторых, финансовая состоятельность туристских организаций благоприятным образом скажется на инвестиционном климате в Российской Федерации.

В силу значимости туристских организаций в качестве субъектов, реализующих социальные права, предоставленные государством (право на отдых), а также недостаточности действующего законодательного регулирования предупреждения банкротства и досудебного восстановления плате-

19 Решение Арбитражного суда г Москвы от 15.08.2013 по делу № А40-105537/12-160-271 «Б».

жеспособности туристских организаций, возникла необходимость отдельного теоретического изучения и законодательного регулирования предупреждения банкротства туристских организаций.

Необходимо, чтобы была разработана самостоятельная система мер юридического характера, направленных на недопущение возбуждения дела о банкротстве в отношении туристских организаций, связанная с устранением предпосылок для обращения кредиторов в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом [11]. Разработка механизмов предупреждения банкротства управленческого и экономического характера представляет собой отдельную тему. Между тем отметим, что проблемами устойчивого финансового состояния компаний и анализом экономического потенциала туристических фирм занимались такие ученые-экономисты, как Н.В. Журавлева, Д.С. Зыкунов [2], И.Н. Кивелиус, Л.С. Сосненко [6].

В заключение можно сформулировать следующий вывод. Туристские организации выступают в качестве субъектов, которые, осуществляя предпринимательскую деятельность, обеспечивают реализацию социальных прав граждан, предоставленных государством (в частности конституционное право на отдых). Однако из-за непрекращающихся банкротств российских туристских организаций ставится под сомнение уже сама конституционная возможность реализовывать указанные права. Очевидно, необходимы юридические механизмы досудебного восстановления платежеспособности туристской организации (предупреждения банкротства туристской организации) в целях полноценной и гарантированной реализации гражданами своих конституционных прав.

Данные меры, в первую очередь, будут направлены на обеспечение возможности исполнения туристскими организациями их обязательств перед кредиторами с конечной целью дальнейшего продолжения их предпринимательской деятельности на туристическом рынке.

Список литературы

1. Грабовый П.Г., Петрова С.Н., Полтавцев С.И. и др. Риски в современном бизнесе. М.: Изд-во «АЛАНС», 1994. 200 с.

2. Журавлева Н.В., Зыкунов Д.С. Управление стоимостью компании и сохранение ее устойчивости // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2013. № 8.

3. Забаева М.Н. Риски страховщика при банкротстве турагента // Страховые организации: бухгалтерский учет и налогообложение. 2012. № 6.

4. Кусков А.С. Экстренная помощь как новелла законодательства о туристской деятельности // Цивилист. 2012. № 4.

5. Корчевская Л.И. Финансовые гарантии для туристов. Страхование ответственности туроператоров // Законы России: опыт, анализ, практика. 2007. № 9.

6. Кивелиус И.Н., Сосненко Л.С. Особенности анализа экономического потенциала туристической фирмы // Все для бухгалтера. 2006. № 1.

7. Международная конференция ООН по статистике путешествий и туризма. М., 1993.

8. Панкратова А.В. Последствия финансовых трудностей туроператора // Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение. 2012. № 4.

9. Шевченко И.К. Организация предпринимательской деятельности: учеб. пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. 92 с.

10. Сравнительный анализ законодательства государств — участников СНГ в сфере туризма. СПб: Невский фонд, 2005. С. 134.

11. Степанов А.А. Хозяйственно-правовые средства предупреждения банкротства. Донецк, 2006.

Problem. Research. Solution

A TOURIST ORGANIZATION AS A PARTICULAR SUBJECT OF BUSINESS: THE NEED TO PREVENT BANKRUPTCY

Anatolii V. GUR'EV

Abstract

The article analyzes the activities of tourist organizations as a special type of business. The author gives a definition of "a tourist organization as a particular subject of business". He considers the peculiarities of legal regulation of business entities in the tourism sector. The paper analyzes legislative ways of financial support and reveals the necessity to prevent bankruptcy of tourist organizations.

Keywords: tourist organization, entrepreneurship, financial security, bankruptcy prevention

References

1. Grabovyi P.G., Petrova S.N., Poltavtsev S.I. i dr.

Risk v sovremennom biznese [Risks in modern business today]. Moscow, ALANS Publ., 1994, 200 p.

2. Zhuravleva N.V., Zykunov D.S. Upravlenie stoimost'iu kompanii i sokhranenie ee ustoichivosti [A value-based management and preserving of its stability]. Finansovaia analitika: problemy i resh-eniia — Financial analytics: science and experience, 2013, no. 8.

3. Zabaeva M.N. Riski strakhovshchika pri bank-rotstve turagenta [The risks of the insurer when a

travel agent goes bankrupt]. Strakhovye organizatsii: bukhgalterskii uchet i nalogooblozhenie — Insurance companies: accounting and taxation, 2012, no. 6.

4. Kuskov A.S. Ekstrennaia pomoshch' kak novella zakonodatel'stva o turistskoi deiatel'nosti [Emergency assistance as a legislation novel of tourist activities]. Tsivilist — Civil lawyer, 2012, no. 4.

5. Korchevskaia L.I. Finansovye garantii dlia turistov. Strakhovanie otvetstvennosti turoperatorov [Financial guarantees for tourists. Liability insurance of agencies]. Zakony Rossii: opyt, analiz, praktika — Laws of Russia: experience, analysis, and practice, 2007, no. 9.

6. Kivelius I.N., Sosnenko L.S. Osobennosti analiza ekonomicheskogo potentsiala turisticheskoi firmy [Analysis features of economic potential of tourist firms]. Vse dlia bukhgaltera — All for bookkeeper, 2006, no. 1.

7. Mezhdunarodnaia konferentsiia OON po statis-tike puteshestvii i turizma [UN International conference on travel and tourism statistics]. Moscow, 1993.

8. Pankratova A.V. Posledstviia finansovykh trudnostei turoperatora [Consequences of financial difficulties of a tour operator]. Turisticheskie i gos-tinichnye uslugi: bukhgalterskii uchet i nalogooblo-

zhenie — Travel and hotel services: accounting and taxation, 2012, no. 4.

9. Shevchenko I.K. Organizatsiia pred-prinimatel 'skoi deiatel'nosti: ucheb. posobie [Organization of entrepreneurial activity: textbook]. Taganrog, TSURE Publ., 2004, 92 p.

10. Sravnitel'nyi analiz zakonodatel'stva gos-udarstv — uchastnikov SNG v sfere turizma [A comparative analysis of legislation of CIS Member States in the tourism sector]. St. Petersburg, Nevskii fond Publ., 2005, p. 134.

11. Stepanov A.A. Khoziaistvenno-pravovye sred-stvapreduprezhdeniia bankrotstva [Economic and legal means to prevent bankruptcy]. Donetsk, 2006.

Anatolii V. GUR'EV

Volgograd Branch

of Russian Presidential Academy

of National Economy and Public Administration,

Volgograd, Russian Federation

tolya_gurev@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.