УДК 33+796.5
ФОРМИРОВАНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО МЕХАНИЗМА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТУРИСТСКОГО РЫНКА
© Н.С. Морозова
В статье раскрываются институциональные аспекты формирования современного туристского рынка. Рассмотрены экономические барьеры вхождения на туроператорский рынок, показаны особенности финансового обеспечения туроператорской деятельности, а также предложены пути его совершенствования посредством создания единого страхового фонда туроператоров.
Ключевые слова: институциональное обеспечение; экономические рычаги управления туризмом; финансовое обеспечение; страховой фонд туроператоров.
Международный туристский рынок достаточно быстро отреагировал на финансовоэкономический кризис резким уменьшением туристских потоков. По данным UNWTO (Всемирной туристской организации при ООН) в 2008 г. число туристских прибытий составило 924 млн, прогнозные значения темпов роста числа прибытий в 2009 г. оцениваются в пределах от -2 до 0 % [1]. Однако в октябре 2009 г. на 18-й Генеральной ассамблее UNWTO было отмечено, что за первые 7 месяцев этого года объем международных туристских прибытий сократился в среднем на 7 %.
По данным Федерального агентства по туризму (Ростуризма), в 2008 г. количество россиян, выехавших за рубеж с туристскими целями, составило 10,9 млн человек, внутренний турпоток - 32 млн человек [1]. В 2009 г., по мнению главы Ростуризма А.И. Ярочкина, число зарубежных поездок россиян снизится на 16-17 %, но при этом внутренний турпоток увеличится на 4,2 % [2].
Туризм выполняет важную социальную функцию по удовлетворению потребностей населения страны в оздоровлении и отдыхе, обеспечивает воспроизводство трудовых ресурсов, способствует гармонизации межкуль-турных взаимоотношений между странами, укрепляет международные связи. Правительства зарубежных государств, осознавая важность туризма, активно участвуют в управлении этой сферой деятельности и прилагают огромные усилия для формирования институциональной инфраструктуры туризма.
В настоящее время государство формирует эффективные экономические и институциональные рычаги управления туризмом. Так, за последние годы туризм неоднократно передавался из одного министерства в дру-
гое, в 2004 г. было создано Федеральное агентство по туризму (Ростуризм), а с 2008 г. и по настоящее время туризм находится в ведении Министерства спорта, туризма и молодежной политики [3].
Принятый в 1996 г. Закон Российской Федерации «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» в течение 10 лет практически оставался неизменным и регулировал всю туристскую сферу страны. С 2002 по 2007 г. действовало обязательное лицензирование туроператорской и турагент-ской деятельности. В связи с принятием изменений в законодательство с 1 июня 2007 г. для туроператоров введено обязательное финансовое обеспечение, в соответствии с которым туроператорскую деятельность вправе осуществлять только зарегистрированные на территории Российской Федерации юридические лица, имеющие финансовое обеспечение и сведения о которых внесены в единый федеральный реестр туроператоров [4].
Финансовое обеспечение может быть представлено в виде договора страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта либо банковской гарантии исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта. Финансовое обеспечение туроператоров является необходимым инструментом защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц, приобретающих туристский продукт.
По данным Ростуризма на середину ноября 2009 г. в реестре было зарегистрировано 4234 туроператора, 1822 из них - операторы по внутреннему туризму. Большинство туроператоров предоставили финансовое обеспе-
чение в виде договора страхования. Доля банковских гарантий составляет около 1 %.
Банкротство ряда туроператоров, в частности «Детура», «Люкс-Вояжа», произо-
шедшее в летний сезон 2008 г., показало несовершенство существующего механизма финансовых гарантий. Летом 2009 г. были установлены новые нижние границы финансового обеспечения [4]:
- 500 тыс. руб. - для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере внутреннего туризма;
- 10 млн руб. - для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере въездного туризма;
- 30 млн руб. - для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма, в случае, если денежные средства, полученные ими от реализации туристского продукта, составляют не более 100 млн руб. по данным бухгалтерской отчетности на конец отчетного года, представленным или опубликованным в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма, применяющих упрощенную систему налогообложения;
- 60 млн руб. - для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма, в случае, если денежные средства, полученные ими от реализации туристского продукта, составляют не более 300 млн руб. по данным бухгалтерской отчетности на конец отчетного года, представленным или опубликованным в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- 100 млн руб. - для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма, в случае, если денежные средства, полученные ими от реализации туристского продукта, составляют свыше 300 млн руб. по данным бухгалтерской отчетности на конец отчетного года, представленным или опубликованным в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Такое существенное увеличение размера финансовых гарантий значительно повышает барьер вхождения на рынок туроператоров и может привести к усилению монополизации туристского рынка. Этого опасаются, прежде всего, региональные туроператоры. С мая 2008 г. количество зарегистрированных в
реестре туроператоров сократилось на 301 оператора.
Нестабильность туристского рынка в условиях мирового финансового кризиса, резкое снижение платежеспособности туроператорских компаний, безусловно, требует принятия особых мер по обеспечению защиты прав и законных интересов туристов. По мнению автора, в связи с особой социальной значимостью туризма государство должно непосредственно участвовать в решении вопросов обеспечения финансовых гарантий туроператоров. Одним из инструментов обеспечения финансовых гарантий может стать формирование единого страхового фонда туроператоров. В настоящее время договор страхования гражданской ответственности туроператора за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта может быть заключен с любой страховой компанией. Если страховой случай не наступает, то вся страховая премия остается у страховой компании, другими словами, происходит перераспределение денежных потоков между туристским и страховым бизнесом. Безусловно, страховщик берет на себя определенный риск и в случае наступления страхового случая несет убытки, а в условиях финансового кризиса риск возрастает. Однако страховое возмещение зачастую не покрывает всех претензий туристов, и в этом случае теряется весь смысл введения финансового обеспечения, т. к. оно не выполняет возложенные на него функции.
Создание единого страхового фонда туроператоров, по мнению автора, поможет решить несколько проблем. Во-первых, объем единого страхового фонда туроператоров может быть весьма существенным, т. к. на сегодняшний день размер страховой премии составляет в среднем 1-2 % от размера финансового обеспечения. Вероятность возникновения банкротства одновременно всех туроператоров мала, а значит, размер единого страхового фонда можно использовать для покрытия претензий достаточно большого количества фирм-банкротов. Кроме того, деньги туроператоров будут оставаться в сфере туризма, а если размер единого страхового фонда через несколько лет возрастет достаточно существенно, то часть этих денег можно централизованно потратить на разви-
тие российского туризма, например, на строительство инфраструктуры, продвижение России на международном туристском рынке и т. д.
В условиях мирового финансово-экономического кризиса существенно возрастают риски страховых компаний. В феврале 2009 г. международное рейтинговое агентство 81аМаМ&Роог’8 (8&Р) обнародовало прогноз развития российского рынка страхования, согласно которому в 2009-2010 гг. финансово-экономический кризис окажет весьма негативное воздействие, прогнозируется снижение рентабельности страхового сектора и снижение показателей капитализации российских страховщиков [5].
В этих условиях риски страховых кампаний накладываются на риски туроператоров, тем самым снижается надежность финансового обеспечения туроператоров. Это является еще одной причиной для изменения механизма финансовых гарантий туроператоров. Для создания и функционирования единого страхового фонда туроператоров должен быть разработан соответствующий механизм функционирования и при необходимости внесены изменения в законодательство. Принимая во внимание особую социальную значимость туристского бизнеса, создание единого страхового фонда туроператоров представляется весьма важным и обоснованным.
1. UN WTO World Tourism Barometer, Committed to Tourism, Travel and Millennium Development Goals. 2009. V. 7. № 1. January.
2. URL: http://www.russiatourism.ru
3. О Федеральном агентстве по туризму и Федеральном агентстве по физической культуре и спорту: указ Президента Российской Федерации от 18.11.2004 г. № 1453 // Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
4. Об основах туристской деятельности в Рос-
сийской Федерации: федеральный закон от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 10.01.2003 № 15-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 05.02.2007 № 12-ФЗ,
от 30.12.2008 № 309-ФЗ, от 28.06.2009 № 123-ФЗ). Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
5. Григорьева Е. Кризис и мошенники // РБК daily. 2009. 4 февр.
Поступила в редакцию 29.12.2009 г.
Morozova N.S. Formation of the institutional mechanism of functioning of the tourist market.
In the article institutional aspects of formation of the modern tourist market are revealed. Economic barriers of the entry into the tourist operators market are considered, features of financial maintenance of tourist operator’s activity are shown and also the ways of its perfection by means of creation of uniform insurance fund of tour operators are offered.
Key words: institutional maintenance; tourism economic control levers; financial maintenance; insurance fund of tour operators.
УДК 338.81+35
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ
© А.В. Черенков
В статье рассматриваются понятие корпоративного управления и современные тенденции развития корпоративных отношений.
Ключевые слова: корпоративное управление; корпоративные отношения; корпоративные формы управления.
Современная экономическая ситуация предполагает дифференцирование форм управления различными объектами хозяйствования. Одной из особо эффективных форм управления сегодня выступает корпоративное управление. В Современном экономическом словаре корпоративное управление трактуется как совокупность экономических
и административных механизмов, с помощью которых реализуются права акционерной собственности и формируется структура корпоративного контроля; система взаимодействий между руководством компании, ее советом директоров, акционерами и другими заинтересованными лицами для реализации их интересов [1].