Научная статья на тему 'ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА, ПРОФСОЮЗОВ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В СФЕРЕ ОПЛАТЫ И НОРМИРОВАНИЯ ТРУДА: ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ'

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА, ПРОФСОЮЗОВ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В СФЕРЕ ОПЛАТЫ И НОРМИРОВАНИЯ ТРУДА: ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
63
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОРМИРОВАНИЕ ТРУДА / СОЦИАЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ОБРАЗОВАНИЕ / УЧИТЕЛЬ / НАГРУЗКА / ЗАРПЛАТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Макаров Иван Николаевич, Строев Павел Викторович, Дудник Анна Игоревна

Авторы статьи рассмотрели роль профсоюзов в процессе взаимодействия государства, профсоюзов и образовательных учреждений в сфере оплаты труда и нормирования труда. Системы образования зарубежных стран (в развитых странах) характеризуются высокой долей государства и наличием достаточно жестких систем государственного регулирования образовательной деятельности, особенно в части оплаты труда и образовательной нагрузки учителей и педагогов. По итогам исследования авторы пришли к выводу о необходимости введения в нашей стране единой системы отраслевого вознаграждения учителей, разработки и внедрения единых стандартов нагрузки, которые, несомненно, помогут устранить существующие значительные диспропорции в заработной плате провинциальных преподавателей и профессорско-преподавательского состава, которые в разы отличаются от зарплат своих столичных коллег. Статья может быть полезна специалистам в области нормирования труда, аспирантам и магистрантам по экономике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Макаров Иван Николаевич, Строев Павел Викторович, Дудник Анна Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION OF THE STATE, TRADE UNIONS AND EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN THE FIELD OF REMUNERATION AND WORK STANDARDIZING: RUSSIAN AND FOREIGN EXPERIENCE

The authors of the article examined the role of trade unions in the process of interaction between the state, trade unions and educational institutions in the field of remuneration and work standardizing. The education systems of foreign developed countries are characterized by a high proportion of the state and the presence of fairly strict systems of state regulation of educational activities, especially in terms of teachers' remuneration and educational load. According to the results of the study, the authors came to the conclusion that it is necessary to introduce a unified system of sectoral teachers' remuneration in our country and develop uniform workload standards. This will undoubtedly help eliminate the existing significant disparities in the salaries of provincial teachers and academic staff, which differ significantly from the salaries of their metropolitan colleagues. The article may be useful to specialists in the field of work standardizing, graduate students and undergraduates in economics.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА, ПРОФСОЮЗОВ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В СФЕРЕ ОПЛАТЫ И НОРМИРОВАНИЯ ТРУДА: ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ»

ЭКОНОМИКА, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ПРАВО

Том 11 • Номер 12 • Декабрь 2021 ISSN 2222-534Х Journal of Economics, Entrepreneurship and Law

>

Первое

экономическое издательство

взаимодействие государства, профсоюзов и образовательных учреждений в сфере оплаты и нормирования труда: отечественный и зарубежный опыт

Макаров И.Н. 1, Строев П.В. 2, Дудник А.И. 2

1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации - Липецкий филиал, Липецк, Россия

2 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия

аннотация:

Авторы статьи рассмотрели роль профсоюзов в процессе взаимодействия государства, профсоюзов и образовательных учреждений в сфере оплаты труда и нормирования труда. Системы образования зарубежных стран (в развитых странах) характеризуются высокой долей государства и наличием достаточно жестких систем государственного регулирования образовательной деятельности, особенно в части оплаты труда и образовательной нагрузки учителей и педагогов. По итогам исследования авторы пришли к выводу о необходимости введения в нашей стране единой системы отраслевого вознаграждения учителей, разработки и внедрения единых стандартов нагрузки, которые, несомненно, помогут устранить существующие значительные диспропорции в заработной плате провинциальных преподавателей и профессорско-преподавательского состава, которые в разы отличаются от зарплат своих столичных коллег. Статья может быть полезна специалистам в области нормирования труда, аспирантам и магистрантам по экономике.

ФИНАНСИРОВАНИЕ. Статья подготовлена по результатам исследований, проведенных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: нормирование труда, социальный эффект, эффективность, образование, учитель, нагрузка, зарплата.

Interaction of the state, trade unions and educational institutions in the field of remuneration and work standardizing: Russian and foreign experience

MakarovI.N. 1, StroevP.V. 2, DudnikA.I. 2

1 Financial University under the Government of the Russian Federation - Lipetsk branch, Russia

2 Financial University under the Government of the Russian Federation, Russia

введение

Профсоюзы как институт гражданского общества базируются на добровольном объединении граждан для максимально полной индивидуальной и коллективной самореализации, а также защиты

общих интересов, связанных с работой. В высокоразвитых гражданских обществах, в том числе в Западной Европе и Северной Америке, профсоюзы играют важную интеграционную и организационную роль во всех видах работы, когда речь идет о наемных работниках [1, 2] (Bukhalkov, 2011; Bychin, Novikova, 2018).

Профсоюзы как институт гражданского общества, независимо от их местонахождения и деятельности, формируются в следующем порядке причинно-следственных связей [9, 11, 12] (Nikolskiy, 2016; Polutin, Manannikova, 2020; Bogatyreva, Dinukova, 2021):

1. Система оплаты труда создает неизбежные противоречия между работником и работодателем, поскольку работодатель, естественно, ищет пути снижения производственных издержек, экономии и получения большей прибыли, в том числе, где это возможно, путем сокращения заработной платы работника.

2. Удовлетворение социально-экономических потребностей трудящихся, обеспечение и защита их прав и интересов эффективно обеспечиваются только совместными коллективными действиями, а не единолично. По этой причине сотрудники добровольно вступают в профессиональные ассоциации - так называемый феномен коллективных действий, когда единые усилия многочисленных лиц, объединенных единой целью и правилами, меняют характеристики институциональной среды.

abstract:_

The authors of the article examined the role of trade unions in the process of interaction between the state, trade unions and educational institutions in the field of remuneration and work standardizing. The education systems of foreign developed countries are characterized by a high proportion of the state and the presence of fairly strict systems of state regulation of educational activities, especially in terms of teachers' remuneration and educational load. According to the results of the study the authors came to the conclusion that it is necessary to introduce a unified system of sectoral teachers' remuneration in our country and develop uniform workload standards. This will undoubtedly help eliminate the existing significant disparities in the salaries of provincial teachers and academic staff, which differ significantly from the salaries of their metropolitan colleagues. The article may be useful to specialists in the field of work standardizing, graduate students and undergraduates in economics.

acknowledgments: The article was prepared based on the results of research conducted under the state assignment of the Financial University under the Government of the Russian Federation.

keywords: work standardizing, social effect, efficiency education, teacher, workload, salary JEL Classification: J51, J81, J38 Received: 09.12.2021 / Published: 25.12.2021

© Author(s) / Publication: PRIMEC Publishers

For correspondence: Makarov I.N. (exellenzz0gmail.com)

citation:_

Makarov I.N., Stroev P.V., Dudnik A.I. (2021) Vzaimodeystvie gosudarstva, profsoyuzov i obrazovatelnyh uchrezhdeniy v sfere oplaty i normirovaniya truda: otechestvennyy i zarubezhnyy opyt [Interaction of the state, trade unions and educational institutions in the field of remuneration and work standardizing: Russian and foreign experience]. Ekonomika, predprinimatelstvo i pravo. 1 1. (12). - 2957-2966. doi: 10.18334/epp.1 1.12.1 13955

3. Профсоюзное руководство направлено на объединение работников в целях защиты их законных прав и интересов. Профсоюзы создаются для защиты экономической свободы и независимости и, как следствие, социальной свободы.

Долгое время основной деятельностью профсоюзов была организация и наиболее выгодная продажа своего труда - то есть труда членов профессиональных объединений. Эффективность профсоюзов определялась степенью достижения этих целей. Деятельность профсоюзного руководства направлена на:

• обеспечение занятости;

• достойную заработную плату;

• создание благоприятных условий труда;

Целью написания этой статьи было выявление основных характеристик образовательных систем ведущих стран мира в контексте нормирования рабочей нагрузки учителя, оплаты его труда и выработки рекомендаций по переводу мирового опыта в бытовые условия.

Схожая проблематика исследовалась в ряде работ отечественных ученых [1-16] (Bukhalkov, 2011; Bychin, Novikova, 2018; Gusev, 2019; Potudanskaya, Gorskina, 2017; Zakalyuzhnaya, 2015; Shchekoldin, Bogatyreva et al., 2018; Lomonosov, 2013; Ovchinnikova, Churilova, 2016; Nikolskiy, 2016; Dozortsev, Starokozheva, 2021; Polutin, Manannikova, 2020; Bogatyreva, Dinukova, 2021; Romanov, 2016), однако вследствие непрерывности развития экономических систем данная тема является, по сути, неисчерпаемой.

Системы образования зарубежных стран характеризуются сильным государственным участием на уровне среднего образования, в то время как в дошкольном и высшем образовании существуют значительные различия между странами в государственном участии.

Рассмотрим эти различия более подробно.

Начнем с анализа европейского опыта на примере Франции. Например, во Франции государство определяет детали учебных программ на всех уровнях образования; организует порядок приема директоров и преподавателей, обеспечивает их дальнейшее обучение; контролирует качество системы образования через Институт

об авторах:_

Макаров Иван Николаевич, доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента и общегуманитарных дисциплин (exe[[enzz0gmai[.com)

Строев Павел Викторович, к.э.н., директор Института региональной экономики и межбюджетных отношений, доцент кафедры государственных финансов финансового факультета (stroevpave10gmai1.com) Дудник Анна Игоревна, младший научный сотрудник Института региональной экономики и межбюджетных отношений (Aidudnik0fa.ru)

цитировать статью:_

Макаров И.Н., Строев П.В., Дудник А.И. Взаимодействие государства, профсоюзов и образовательных учреждений в сфере оплаты и нормирования труда: отечественный и зарубежный опыт // Экономика, предпринимательство и право. - 2021. - Том 11. - № 12. - С. 2957-2966. doi: 10.18334/epp.1 1.12.1 13955

школьных инспекторов. Французская система образования характеризуется сильным участием центрального государства в организации и финансировании образования. На макроэкономическом уровне французская система образования регулируется Министерством образования, по делам молодежи и спорта. При этом тенденции регионализации экономики в образовании нашли отражение в передаче все новых полномочий региональным властям и муниципалитетам, начиная с компетенции по управлению преподавательским составом школ.

На уровне высшего образования система регулируется договорной политикой государства с университетами, которые являются автономными органами в финансовом и административном отношении.

Преподаватели государственного сектора (государственные школы, колледжи и университеты) на всех уровнях образования (от дошкольного до высшего) относятся к государственной гражданской службе: их называют государственными служащими или учителями, занятыми полный рабочий день.

Рассмотрим вопросы педагогической нагрузки. Обязательное учебное время, которое должен отработать учитель средней школы, регулируется Указом № 2014-240 от 20 августа 2014 года: это 18 часов для аттестованных учителей и 15 часов для учителей старших классов. Исключение сделано для учителей физкультуры и спорта: для них к этим ценностям добавляются 2 часа.

Во Франции базовая заработная плата преподавателей устанавливается государством таким же образом в законодательном порядке для всех преподавателей государственной службы и частных учебных заведений, работающих по контракту.

Заработная плата педагогов дошкольных, начальных и средних школ рассчитывается по сетке (матричной системе). Базовая зарплата учителя здесь периодически увеличивается по мере повышения квалификации учителя в зависимости от его заслуг, а также от участия учителя в непрерывном образовании. Среднее количество лет, в течение которых учитель должен работать для достижения максимальной установленной заработной платы, оценивается в 25 лет для учителей начальных школ и 29 лет для дипломированных учителей, которые составляют наибольшую долю учителей средних школ.

В дошкольных и начальных школах минимальная и максимальная заработная плата соответствует установленной заработной плате школьного учителя. В средней школе указанная минимальная и максимальная заработная плата соответствует установленной законом заработной плате аттестованного учителя и включает наличие льгот, включая профессиональную ориентацию учащихся.

Учителя могут также получать пособия в зависимости от территориального расположения учебных заведений, например, учителя, которые являются руководителями школ первой степени, получают определенное ручное пособие; предусмотрены также пособия для старших преподавателей, пособия на работу в приоритетных областях образования, пособия на обучение для учащихся со специальными образователь-

ными и социальными (или медицинскими) потребностями, пособия на сверхурочную работу. Количество лет учительской службы является важнейшим фактором при определении заработной платы учителя во Франции.

Размеры классов и соотношение между учениками и учителями широко обсуждаются в контексте образования и относятся к числу факторов, определяющих спрос на учителей. Наряду с заработной платой учителей и временем их обучения значительное влияние на уровень текущих расходов на образование через стоимость заработной платы учителей оказывает также соотношение между классами и учителями. Отношение учащихся к преподавательскому составу - показатель того, как выделяются ресурсы на образование.

Стоимость заработной платы учителей на одного учащегося определяется четырьмя факторами [6, 7, 11, 13] (Shchekoldin, Bogatyreva et al., 2018; Lomonosov, 2013; Polutin, Manannikova, 2020; Romanov, 2016):

• заработная плата учителей по базовой ставке;

• время обучения (продолжительность учебного семестра и время проведения урока);

• продолжительность обучения в течение определенного периода времени (часы доступной учебной нагрузки в месяц);

• размеры классов (количество учащихся).

Влияние первого фактора прямое: повышение заработной платы приводит к увеличению расходов на заработную плату. Остальные три фактора влияют на стоимость заработной платы, изменяя число необходимых преподавателей, предполагая, что число зачисленных студентов является постоянным. Если время обучения увеличивается или время обучения сокращается, необходимо нанять больше учителей, чтобы сохранить размер класса неизменным. Аналогичным образом, необходимо нанять больше учителей, чтобы уменьшить размер класса, сохраняя при этом все остальное постоянным.

В таблице ниже показано соотношение числа учащихся на одного преподавателя в государственных средних школах в соответствии с 2013-2018 годами в странах ОЭСР.

Рассмотрим теперь зарубежный опыт системы образования США. В настоящее время образование в США регулируется Законом о каждом успехе студентов (Every Student Succeeds Act - ESSA) от 10 декабря 2015 года. Закон направлен на обеспечение равных возможностей для всех в области школьного образования, и число выпускников школ постоянно увеличивается. ESSA включает в себя положения, которые помогут обеспечить успех учащихся школ в воспитательной и последующей трудовой деятельности, такие как:

• защита малообеспеченных и нуждающихся учащихся;

• требования к единым стандартам подготовки;

• предоставление информации учителям, семьям, учащимся и общинам на основе ежегодных оценок, позволяющих оценить прогресс учащихся в достижении этих высоких стандартов;

Таблица 1

Соотношение учащихся и учителей в государственных средних школах по странам ОЭСР 2013-2018

Страна 2013 2014 2015 2016 2017 2018

Австралия 12,4 12,5 12,7 12,6 12,4 12,3

Австрия 10,0 10,1 10,2 10,1 10,1 10,1

Бельгия 10,2 10,2 10,2 9,9 9,8 9,7

Канада 13,9 12,8 12,9 12,2 13,0 13,1

Чили 24,3 22,6 21,1 19,7 18,6 17,9

Колумбия 26,8 25,9 27,6 27,0 25,9 25,7

Коста-Рика 14,3 14,9 14,5 13,2 14,2 13,7

Чехия 11,0 11,5 11,0 10,8 10,9 11,3

Дания 13,3 12,3

Эстония 14,2 14,8 15,4 15,5 15,7 15,8

Финляндия 16,0 16,0 16,3 17,1 17,9 18,5

Франция 11,0 11,0 11,0 11,3 11,4 11,3

Германия 13,3 13,2 13,1 13,1 12,9 12,7

Греция 8,1 9,5

Венгрия 12,1 12,4 11,3 10,9 11,3 11,7

Исландия

Ирландия 13,9 13,9 13,9 13,8 13,4 12,9

Израиль 10,7 10,6 10,8 10,9 9,6 9,9

Италия 13,0 13,0 13,0 10,6 10,5 10,6

Япония 11,1 11,2 11,2 11,0 10,9 10,8

Корея 14,4 13,9 13,4 13,0 12,4 11,5

Латвия 10,3 10,1 9,8 9,9 10,4 10,7

Литва 8,1 8,1 8,1 7,7 8,0 8,1

Люксембург 8,9 9,3 10,9 9,3 9,2 9,2

Мексика 32,9 22,8 23,6 21,8 25,2 24,7

Нидерланды 18,6 19,2 18,0 17,9 18,0 17,6

Новая Зеландия 13,6 13,4 13,2 13,0 13,1 13,0

Норвегия 9,9 10,0 10,1 10,1 10,0 10,1

Польша 11,0 10,7 10,2 10,1 9,9 9,6

Португалия 8,2 9,3 9,6 9,3 8,9 8,8

Словацкая Республика 13,8 13,8 13,8 13,8 13,9 13,8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Словения 13,5 13,7 13,4 14,1 13,9 13,6

Испания 10,3 10,6 10,3 9,8 9,8 9,5

Швеция 12,5 13,9 14,6 13,7 13,7 13,5

Окончание табл. 1

страна 2013 2014 2015 2016 2017 2018

Швейцария 12,0 12,3 12,3 12,2

Турция 16,4 15,7 14,9 13,7 13,5 13,1

Великобритания 21,6 14,8 15,7 14,1 16,1

США 16,0 16,1 16,1 16,1 16,2 15,9

Страны не входят в ОЭСР Бразилия 26,7 25,5 24,7 25,3 25,4 24,7

Россия

Примечание: Статистические данные включают данные и метаданные по странам ОЭСР и отдельным странам, не являющимся членами ОЭСР.

Источник: составлено авторами по данным ОЭСР. URL: https://stats.oecd.org/?_ да=2.1627442.281926747.1631113764-600849938.1631113764#-(дата обращения: 20.12.2021).

• развитие местных инноваций;

• разработка мер по достижению позитивных изменений в школах с наименьшим успеваемостью.

В соответствии с законодательством США Федеральное правительство разрабатывает рекомендации, программы финансирования, гранты и утверждает планы развития образования штата, а каждый штат, в свою очередь, является независимым в политике образования: управление образованием регулируется соответствующим государственным департаментом.

Управление преподавательским составом осуществляется путем разработки стандартов, регулирующих подготовку, уровень преподавания и оценки преподавателей. В каждом штате есть органы лицензирования и сертификации, с которыми их требования могут существенно различаться, либо государство оговаривает с другим государством соответствие определенных сертификатов.

Программы сертификации и лицензирования охватывают следующие разделы подготовки преподавателей:

• базовые академические навыки;

• предметные знания;

• знание методов обучения;

• непосредственное ознакомление с практическими уроками.

Аттестация может быть стандартной - включенной в программы подготовки преподавателей педагогических вузов и колледжей (бакалавров и магистров) и альтернативной - при наличии степени бакалавра/магистра непедагогического университета, колледжа. Кроме того, важным компонентом является оценка учителей. Главный принцип оценки заключается в том, что учителя никогда не оцениваются по одному фактору или по одному тестовому баллу, а по нескольким показателям как эффектив-

ной практики, так и обучения учащихся. Например, штат Нью-Джерси оценивает учителей, повышая успеваемость, профессиональное развитие и практические навыки. В результате формируется итоговый рейтинг «Неэффективно, частично эффективно, эффективно, высокоэффективно» в зависимости от набранных баллов.

Таким образом, мы видим существенное сходство в ряде принципов функционирования образовательных систем - оно заключается, прежде всего, в наличии объективных систем оценки квалификации педагогических работников, ограничении нагрузки, приходящейся на одного педагогического работника, и ограничении количества учащихся в классе (группе) с целью обеспечения наиболее полного усвоения знаний.

Заключение

В последние годы в зарубежных странах, а также в нашей стране наблюдается хроническая нехватка кадров в сфере образования, которая возросла во время пандемии.

Для решения этой проблемы государство активно проводит политику развития государственного образования, считая ее необходимым условием социально-экономического развития.

При этом государственное регулирование образовательной системы влияет не только на разработку политики развития, цифровизацию, но и на регулирование численности и оплаты труда работников. Единая национальная система оплаты, требования к персоналу, стандарты и сертификаты широко используются в государственном секторе большинства стран, несмотря на то, что также развивается система децентрализации управления, которая передает часть функций региональным, муниципальным органам власти, а также самим учреждениям. В нашей стране, где зарплата учителя московской школы может составлять более 100 тысяч рублей в месяц, а зарплата учителя провинциального городка, как правило, в 3-4 раза меньше, также очевидно необходимо сформировать эту систему.

Таким образом, анализ показывает, что опыт ряда государств в области нормирования труда работников в образовательной сфере, принимая во внимание тенденцию к информатизации, может быть полезен для формирования в качестве теоретической и методологической и практические позиции федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации, включая единые стандарты нагрузки на учителей и единые стандарты оплаты труда учителей, независимо от географического положения места работы учителя.

ИСТОЧНИКИ:

1. Бухалков М.И. О принципах научного нормирования труда // Нормирование и оплата труда в промышленности. - 2011. - № 1. - с. 8-15.

2. Бычин В.Б., Новикова Е. В. Нормирование труда как элемент эффективного внутрифирменного управления в современных условиях // Экономика труда. - 2018. -№ 5. - с. 77-86.

3. Гусев А. А. Цифровизация трудовых отношений и ее влияние на производительность труда и стоимость компаний // Экономика. Налоги. Право. - 2019. - № 12(6). - с. 39-47.

4. Потуданская В.Ф., Горскина Л.С. Еще раз о принципах нормирования труда // Экономика труда. - 2017. - № 3. - с. 197-208. - doi: 10.18334/et.4.3.38201.

5. Закалюжная Н.В. Дистанционная работа и схожие правоотношения // Право. Журнал Высшей школы экономики. - 2015. - № 2. - с. 76-91.

6. Щеколдин В.А., Богатырева И.В. и др. Информационные технологии в нормировании труда: теория и практика использования // Экономика труда. - 2018. - № 1. -с. 87-100. - doi: 10.18334/et.5.1.38774.

7. Ломоносов А. В. Определение нормативов численности студентов на одну штатную должность профессорско-преподавательского состава // Креативная экономика. -2013. - № 12(84). - с. 102-111.

8. Овчинникова О. Ф., Чурилова К. С. Содержание нормирования труда в современных условиях // Дальневосточный аграрный вестник. - 2016. - № 2 (38). - с. 131-134.

9. Никольский А.В. Ознакомление работника производства с системой организации и нормирования труда // Экономика труда. - 2016. - № 2. - с. 107-118. - doi: 10.18334/et.3.2.35157.

10. Дозорцев О.Е., Старокожева В.П. Оплата труда работников научной сферы // Экономика труда. - 2021. - № 8. - с. 865-880. - doi: 10.18334/et.8.8.112917.

11. Полутин С. В., Мананникова Ю. В. Процессы бюрократизации и дебюрократизации учительского труда и их влияние на качество профессиональной деятельности педагогов: результаты социологического проекта // Интеграция образования. - 2020. - № 1. - с. 75-97.

12. Богатырева И.В., Динукова О.А. Пути оптимизации оплаты труда преподавателей высших учебных заведений в современных экономических условиях // Экономика труда. - 2021. - № 2. - с. 143-158. - doi: 10.18334/et.8.2.111694.

13. Романов Е. В. Нормирование нагрузки преподавателей: проблемы и поиск решений // Университетское управление: практика и анализ. - 2016. - № 104 (4). - с. 64-79.

REFERENCES:

Bogatyreva I.V., Dinukova O.A. (2021). Puti optimizatsii oplaty trudaprepodavateley vysshi-kh uchebnyh zavedeniy v sovremennyh ekonomicheskikh usloviyakh [Ways to optimize the remuneration of academic staff in modern eranomk randitions]. Russian Journal of Labor Economics. (2). 143-158. (in Russian). doi: 10.18334/et.8.2.111694 . Bukhalkov M.I. (2011). O printsipakh nauchnogo normirovaniya truda [On the prin-riples of srientifk labor rationing]. Rationing and remuneration of labor in industry. (1). 8-15. (in Russian). ВусЫп V.B., Novikova E. V. (2018). Normirovanie truda kak element effektivnogo vnu-trifirmennogo upravleniya v sovremennyh usloviyakh [Labor rationing as an element of effedive internal management in modern randitions]. Russian Journal of Labor Economics. (5). 77-86. (in Russian).

Dozortsev O.E., Starokozheva V.P. (2021). Oplata truda rabotnikov nauchnoy sfery [Remuneration of employees in the scientific sphere]. Russian Journal of Labor Economics. (8). 865-880. (in Russian). doi: 10.18334/et.8.8.112917 .

Gusev A. A. (2019). Tsifrovizatsiya trudovyh otnosheniy i ee vliyanie na proizvoditelnost truda i stoimost kompaniy [Labour relations digitization and its impact on labour productivity and value of companies]. Economy. Taxes. Law. (12(6)). 39-47. (in Russian).

Lomonosov A. V. (2013). Opredelenie normativov chislennosti studentov na odnu shtat-nuyu dolzhnost professorsko-prepodavatelskogo sostava [Definition of standards of number of students per full-time position teaching staff]. Creative economy. (12(84)). 102-111. (in Russian).

Nikolskiy A.V. (2016). Oznakomlenie rabotnika proizvodstva s sistemoy organizatsii i normirovaniya truda [The introduction of a worker to the system of labor organization and standardization]. Russian Journal of Labor Economics. (2). 107-118. (in Russian). doi: 10.18334/et.3.2.35157 .

Ovchinnikova O. F., Churilova K. S. (2016). Soderzhanie normirovaniya truda v sovre-mennyh usloviyakh [Labor norms content in modern conditions]. Far East Agrarian Bulletin. (2 (38)). 131-134. (in Russian).

Polutin S. V., Manannikova Yu. V. (2020). Protsessy byurokratizatsii i debyurokratizat-sii uchitelskogo truda i ikh vliyanie na kachestvo professionalnoy deyatelnosti peda-gogov: rezultaty sotsiologicheskogo proekta [The processes of bureaucratization and debureaucratization of teachers' work and their influence on the quality of teachers' professional activity: sociological project results]. Integration of education. (1). 75-97. (in Russian).

Potudanskaya V.F., Gorskina L.S. (2017). Eshche raz o printsipakh normirovaniya truda [Once again about the principles of labor rationing]. Russian Journal of Labor Economics. (3). 197-208. (in Russian). doi: 10.18334/et.4.3.38201 .

Romanov E. V. (2016). Normirovanie nagruzki prepodavateley: problemy i poisk resheniy [Regulating workload of lecturers: challenges and search for solution]. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. (104 (4)). 64-79. (in Russian).

Schekoldin V.A., Bogatyreva I.V. i dr. (2018). Informatsionnye tekhnologii v normirova-nii truda: teoriya i praktika ispolzovaniya [Information technologies in standardization of labor efficiency: theory and practice of application]. Russian Journal of Labor Economics. (1). 87-100. (in Russian). doi: 10.18334/et.5.1.38774 .

Zakalyuzhnaya N.V. (2015). Distantsionnaya rabota i skhozhie pravootnosheniya [Remote work and similar legal relationships]. Pravo. Zhurnal Vysshey shkoly ekonomiki. (2). 76-91. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.