Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НОРМИРОВАНИЯ ТРУДА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ'

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НОРМИРОВАНИЯ ТРУДА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
28
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОРМИРОВАНИЕ ТРУДА / ВРЕМЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ОБРАЗОВАНИЕ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / НАГРУЗКА / ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Макаров Иван Николаевич, Строев Павел Викторович, Пивоварова Ольга Владимировна

Авторами статьи рассмотрена роль удаленного (дистанционного) труда в процессе взаимодействия преподавателя, студентов и образовательных учреждений в сфере образования. По итогу исследования авторы пришли к выводу о необходимости внедрения в нашей стране в рамках формирования единой системы отраслевой оплаты труда учителя, разработки и внедрения единых норм нагрузки, специальной методики, построенной на системе коэффициентов и показателей, учитывающих увеличение нагрузки на преподавателя при переходе от традиционной формы обучения студентов на режим дистанционного (или онлайн) обучения, что, несомненно, поможет устранить имеющиеся существенные перекосы фактической нагрузки педагогов и профессорско-преподавательского состава, проявляющиеся при работах в рамках разных форм организации учебного процесса. Статья может быть полезна специалистам в сфере нормирования труда, аспирантам и магистрантам экономических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Макаров Иван Николаевич, Строев Павел Викторович, Пивоварова Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF THE ACADEMIC STAFF PERFORMANCE STANDARDS AMIDST DIGITALIZATION

The role of remote work in the process of interaction between academic staff, students and educational institutions is considered. It is concluded that it is necessary to introduce a unified system of sectoral teacher remuneration, develop and implement uniform load standards and a special methodology based on a system of coefficients and indicators that take into account the increase in the teacher's load during the transition from the traditional teaching to distance (or online) training. This will undoubtedly help eliminate the existing significant distortions in the actual load of academic staff. The article may be useful to specialists in the field of labour norming, graduate students and undergraduates of economic sciences.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НОРМИРОВАНИЯ ТРУДА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ»

вопросы инновационной экономики

Том 11 • Номер 4 • Октябрь-декабрь 2021 ISSN 2222-0372 Russian Journal of Innovation Economics

>

Первое

экономическое издательство

теоретико-методологические основы нормирования труда преподавателей в условиях цифровизации экономики

Макаров И.Н. 1, Строев П.В. 2, Пивоварова О.В. 2

1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Липецкий филиал), Липецк, Россия

2 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия

аннотация:_

Авторами статьи рассмотрена роль удаленного (дистанционного) труда в процессе взаимодействия преподавателя, студентов и образовательных учреждений в сфере образования. По итогу исследования авторы пришли к выводу о необходимости внедрения в нашей стране в рамках формирования единой системы отраслевой оплаты труда учителя, разработки и внедрения единых норм нагрузки, специальной методики, построенной на системе коэффициентов и показателей, учитывающих увеличение нагрузки на преподавателя при переходе от традиционной формы обучения студентов на режим дистанционного (или онлайн) обучения, что, несомненно, поможет устранить имеющиеся существенные перекосы фактической нагрузки педагогов и профессорско-преподавательского состава, проявляющиеся при работах в рамках разных форм организации учебного процесса. Статья может быть полезна специалистам в сфере нормирования труда, аспирантам и магистрантам экономических наук.

ФИНАНСИРОВАНИЕ. Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситета.

ключевые слова: нормирование труда, время, эффективность, образование, преподаватель, нагрузка, заработная плата.

Theoretical and methodological foundations

of the academic staff performance standards amidst digitalization

MakarovI.N. 1, StroevP.V. 2, Pivovarova O.V. 2

1 Financial University under the Government of the Russian Federation, Lipetsk Branch, Russia

2 The Financial University under the Government of the Russian Federation, Russia

введение

Переход к системе цифровой экономики требует также изменения подхода к нормированию труда в большинстве сфер хозяйственной жизни.

Одной из подобных сфер является сфера образования и науки.

По данным Росстата, в России на конец 2021 года зафиксировано более 2 млн 78,8 тысяч учителей и воспитателей, 345,8 тысяч преподавателей вузов и техникумов и порядка 72 тысяч научных сотрудников [21].

1660 RUSSiAN JOURNAL OF iNNOVATiON ECONOMiCS #4'2021 (October-December)

Соответственно, необходимо оптимизировать нормативы труда всей этой армии работников сферы образования и науки с целью обеспечения получения образовательных услуг наивысшего качества и при этом не допустить профессионального выгорания работников данной сферы.

Целью данной работы выступает исследование процессов осуществления трудовой деятельности преподавателей и изменения трудозатрат вследствие перехода на удаленную работу.

В качестве научной новизны работы возможно выделить предложенные теоретические подходы к методике оценки трудозатрат преподавателей в условиях удаленной работы.

В настоящее время в составе нормативных документов, касающихся регулирования процессов труда, можно выделить Методические рекомендации по нормированию труда на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, разработанные ФГБУ «НИИ ТСС» Минтруда России 07.03.2014 № 006.

В рамках данных методических указаний даны основные принципы нормирования труда и определения трудоемкости научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы.

Несмотря на то, что указанные рекомендации были выпушены еще в 2014 году, в них уже представлены указания на непрерывную актуализацию норм с учетом влия-

abstract:_

The role of remote work in the process of interaction between academic staff, students and educational institutions is considered. It is concluded that it is necessary to introduce a unified system of sectoral teacher remuneration, develop and implement uniform load standards and a special methodology based on a system of coefficients and indicators that take into account the increase in the teacher's load during the transition from the traditional teaching to distance (or online) training. This will undoubtedly help eliminate the existing significant distortions in the actual load of academic staff. The article may be useful to specialists in the field of labour norming, graduate students and undergraduates of economic sciences.

ACKNOWLEDGMENTS. The article was prepared based on the results of research carried out under the state assignment of the Financial University under the Government of the Russian Federation.

keywords: performance standards, time, efficiency education, teacher, workload, salary

JEL Classification: i23, J21, J24, 031, 033 Received: 09.12.2021 / Published: 24.12.2021

© Author(s) / Publication: PRIMEC Publishers

For correspondence: Makarov I.N. (exellenzz0gmail.com)

citation:_

Makarov I.N., Stroev P.V., Pivovarova O.V. (2021) Teoretiko-metodologicheskie osnovy normirovaniya truda prepodavateley v usloviyakh tsifrovizatsii ekonomiki [Theoretical and methodological foundations of the academic staff performance standards amidst digitalization]. Voprosy innovatsionnoy ekonomiki. 11. (4). - 1659-1670. doi: 10.18334/vinec. 1 1.4.1 13954

ния цифровизации, а именно пересмотр норм и нормативов при переходе с традиционных методов работы на автоматизированные и/или использование дистанционных технологий.

В рамках Рекомендаций учтены ряд важных положений, касающихся норм труда педагогических работников:

1) в соответствии с положениями приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (далее - приказ № 1601) было закреплено определение норм продолжительности рабочего времени педагогических работников или нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы в неделю (в год) для работников образовательной системы;

2) в соответствии с нормативными документами предусматривается, что в зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда устанавливается либо продолжительность рабочего времени, составляющая 30 или 36 часов в неделю (как правило, для работников системы среднего образования), либо норма часов педагогической работы за ставку заработной платы (как правило, для работников системы среднего профессионального и высшего образования).

При этом следует иметь в виду, что в соответствии с подпунктами 7.1.2 и 7.1.3 приложения 2 к приказу № 1601 в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, а также по дополнительным профессиональным программам, верхний предел учебной нагрузки, определяемый по должностям профессорско-преподавательского состава в порядке, предусмотренном пунктом 6.1 указанного приказа, устанавливается в объеме, не превышающем, соответственно, 900 или 800 часов в учебном году.

Также необходимо учитывать, что учебная нагрузка педагогических работников, замещающих должности профессорско-преподавательского состава, включает в себя

об авторах:_

Макаров Иван Николаевич, доктор экономических наук, профессор кафедры «Менеджмент и общегуманитарные дисциплины» (exe11enzz0gmai1.com)

Строев Павел Викторович, к.э.н., директор Института региональной экономики и межбюджетных отношений, доцент Департамента общественных финансов Финансового факультета (stroevpave10gmai1.com) Пивоварова Ольга Владимировна, заместитель директора Института региональной экономики и межбюджетных отношений (o1ga_piv0mai1.ru)

цитировать статью:_

Макаров И.Н., Строев П.В., Пивоварова О.В. Теоретико-методологические основы нормирования труда преподавателей в условиях цифровизации экономики // Вопросы инновационной экономики. - 2021. -Том 11. - № 4. - С. 1659-1670. сЫ: 10.18334/vinec. 11.4.1 13954

1662 RUSSiAN иоиРМА1 ОР iNNOVATiON ЕСОШОМ^ #4'2021 (Octobeг-Decembeг)

контактную работу обучающихся с преподавателем в видах учебной деятельности, установленных в зависимости от образовательных программ высшего образования (программ бакалавриата, специалитета, магистратуры, ординатуры, программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), по дополнительным профессиональным программам), утвержденных соответствующими приказами Министерства образования и науки Российской Федерации, поименованными в пункте 6.3 приложения 2 к приказу № 1601. За единицу времени принимается академический или астрономический час согласно установленной величине зачетной единицы, используемой при реализации соответствующих образовательных программ.

Нормы времени по видам учебной деятельности, включаемым в учебную нагрузку профессорско-преподавательского состава, согласно действующему законодательству, самостоятельно определяются организацией и утверждаются ее локальным нормативным актом.

Таким образом, указанные Рекомендации дают разъяснения по предельно допустимой нагрузке педагогических работников, что, в свою очередь, является нормой труда, попадающей под социальные гарантии, которые дает государство в рамках Трудового кодекса РФ и отраслевых документов, связанных с организацией и нормированием труда.

Однако несмотря на это, становится важным выработать общий и единый методологический подход к нормированию научных кадров, занятых в бюджетной сфере, и отразить в данном подходе влияние цифровизации на специфику труда.

Сформулируем вербально-логическую и на ее основе экономико-математическую модель, отображающую соотношения между затратами труда и нормативами работы преподавателя с учетом внедрения цифровых технологий с точки зрения трех групп субъектов:

1. В первую группу субъектов мы включаем пользователей услуг образовательной системы.

2. Во вторую группу мы относим преподавателей как основную категорию работников и кадровую основу функционирования системы образования.

3. В третью группу мы включаем образовательное учреждение, которое, согласно акторно-сетевой теории, также может рассматриваться в качестве действующего лица в триаде взаимодействия «учащийся - обучающий - учебное заведение».

Рассмотрим с позиции учеников. Опросы, проведенные авторами данной статьи в ряде учебных заведений высшего и среднего профессионального образования, свидетельствуют, что учащиеся (студенты) хуже воспринимают информацию, представленную в цифровом виде, по сравнению с живым обучением.

Однако на занятость учителей данный фактор, как правило, влияния пока еще не оказывает, и соответственно, его можно проигнорировать.

Перейдем к анализу второй категории. Здесь можно смело отметить, что фактически переход на цифровые технологии и онлайн-вещание привел к существенному увеличению нагрузки на преподавателя по следующим причинам:

вопросы инновационной экономики № 42021 (Октябрь-декабрь) 1663

1. Вследствие дополнительных затрат времени на подготовительно-заключительные операции - если в традиционном формате занятие фактически начинается после входа преподавателя в аудиторию и продолжается 90 минут, то при реализации занятия при помощи дистанционных технологий преподаватель должен заранее включить оборудование, загрузить и настроить соответствующее программное обеспечение, сформировать соответствующую встречу, а по завершении занятия осуществить процедуры по выключению оборудования. Для занятий, находящихся в «середине расписания» преподавателя, при условии осуществления вещания из одной аудитории с использованием одного и того же оборудования данные затраты составляют в среднем приблизительно 5-8 минут. В случае же первых и последних занятий к подобным затратам следует прибавить в среднем еще около 10 минут, обусловленных временем включения и «загрузки» оборудования. Данные величины даны приблизительно на основе субъективного опыта авторов статьи, и для их уточнения необходимо проводить дальнейшие исследования, такие как хронометраж и фотография рабочего дня преподавателя.

2. Вследствие затрат времени, необходимого на дублирование информации в электронных информационно-образовательных системах, - когда преподаватель ведет занятия в дистанционном режиме и при этом параллельно выкладывает материалы прочитанных лекций в текстовом формате. В данном случае возникают следующие вопросы:

а) лекционный материал преподавателя является его интеллектуальной собственностью, и выкладка его в полной мере в электронную образовательную среду является нарушением прав преподавателя как собственника данного ресурса;

б) выкладка лекционного материала в урезанном виде нарушает права студента по доступу к информационным ресурсам и занятиям;

в) отсутствует диалог «преподаватель - студент», что существенно негативно сказывается на результате освоения знаний студентами и, соответственно, требует более существенных затрат усилий со стороны преподавателя для закрепления знаний у студента;

г) мотивация студентов посещать занятия оказывается существенно подорванной, поскольку конспекты лекций и даже отрывки лекций в видеоформате можно найти в электронной образовательной среде.

3. Вследствие затрат времени, возникающих в связи с необходимостью размещения в электронной образовательной среде вуза материалов, позволяющих осуществлять промежуточный контроль (внутрисеместровую аттестацию) и рубежный контроль знаний и навыков (зачет и/или экзамен).

Таким образом, как составляющая часть фактора цифровизации, удаленная работа аналогичным образом влияет на норму труда - через изменения нормы времени.

Соответственно, хотя первоначальное влияние фактора удаленной работы на норму времени аналогично влиянию фактора цифровизации (уменьшение нормы вре-

1664 RUSSiAN JОURNAL ОР iNNОVATiОN ЕСОПОМ^ #4 2021 (Octobeг-Decembeг)

мени посредством сокращения времени на подготовительном, заключительном этапах и т. д.), выделение удаленной работы как отдельного вида работ требует скорректировать методику расчета нормы времени1:

Нв = 2 Ив (обычная работа) + 2 Не (удаленная работа), (1)

где, в свою очередь, требуется ввести следующее соотношение: 2 Нб (удаленная работа) =2 Нв (удаленная работа) = 2 Нв (обычная работа) X Кусл> (2)

где £Нв (обычная работа) - сумма норма времени по нагрузке по выполнению объема работы в традиционных условиях; £Нв (удаленная работа) - сумма норма времени по нагрузке по выполнению объема работы в условиях удаленной работы и онлайн-вещания; Кусл - коэффициент, учитывающий дополнительные затраты времени преподавателя, связанные с описанными выше причинами.

В связи с высокой степенью зависимости удаленной работы (в частности, проведения занятий в онлайн-формате) от налаженности и беспроблемности работы задействованной техники, программного обеспечения и систем связи норма рабочего времени по удаленной работе также должна включать коэффициент, корректирующий увеличение затрат рабочего времени в зависимости от вероятности отказа техники, программного обеспечения, систем связи или электроэнергии в зоне осуществления дистанционной образовательной деятельности (организации вещания).

Для обозначения соответствующего влияния данного фактора предлагается ввести О-коэффициент (О) (данный коэффициент будет являться безразмерным, его определение должно осуществляться эмпирическим путем с использованием фотографии рабочего дня и хронометража), который может использоваться для отражения угрозы технических трудностей и поломок. Тогда формулу (1) можно представить в виде2:

{сйычнля рлсотл: Г--- ^.'Д^^Нл.^'рзоотл^О. (3)

Влияние О-коэффициента на норму затрат времени требует апробации и отдельного исследования с использованием хронометража и фотографии рабочего времени преподавателя.

Заключение

Несмотря на то, что возможность работать в удаленном формате (дистанционная занятость) является новой формой занятости, получившей широкое распространение

1 Формула предложена авторами научно-исследовательской работы НИР Финансового университета «Организация и методология нормирования работ(услуг), выполняемых в бюджетной сфере системы образования, здравоохранения и культуры с учетом цифровизации экономики и увеличения доли дистанционной (удаленной) работы» / Н. В. Юдина, С. В. Земляк, А. Л. Сафонов, Т. В. Щукина, И. Н. Макаров, П. В. Строев, О. В. Пивоварова, А. И. Дудник, В. К. Кошкина, К. Ю. Чудинов, В. М. Кондрашов, А. А. Хачатрян, Е. В. Ганичева, Е. А. Мосийчук, Д. А. Дорофеева - М.: Финуниверситет, 222 с.

2 Там же.

на территории Российской Федерации во многом благодаря пандемии СОУГО-19, ее эффект на объем выполняемой работы не с позиции продуктивности труда отдельного индивида, а со стороны работодателя и его требований, как показывают исследования, незначителен и даже отрицателен [10] (Xака1уыгкпауа, 2015).

Вместе с тем дистанционная занятость в случае осуществления трудовой деятельности работника в сфере образования требует значительно больших трудозатрат со стороны работника.

Таким образом, рассматривая влияние удаленной работы на нормы труда с точки зрения рабочей нагрузки, с позиции обеспечения социальной справедливости и недопущения ухудшения условий обеспечения трудовой деятельности работника можно предположить неравенство нормы выработки (нагрузки) при удаленном и обычном режиме работы:

2 Нвр (обычная работа) Ф 2 Нвр (удаленная работа}, (4)

где Нвр - норма выработки на одного работника за период времени.

Тогда, принимая во внимание равенство (4), норматив численности можно определить:

Нвр (обычная работа)+ Нвр (удаленная работа) ^ ^

Все отмеченное требует проведения дальних натурных исследований с применением методов фотографии рабочего дня и хронометража. При этом возможно предположить, что полученные в результате исследования массивы данных по организации и условиям труда, а также продуктивности труда будут в дальнейшем использоваться для корректировки расчетных норм труда в целом и нормативов численности в частности.

ИСТОЧНИКИ:

1. Алиев И.М. Влияние цифровой экономики на производительность труда // Экономика труда. - 2021. - № 9. - с. 917-930. - doi: 10.18334/et.8.9.113488.

2. Аранжин В.В. Взаимосвязь заработной платы и производительности труда: тенденции в условиях цифровизации экономики // Экономика труда. - 2019. - № 1. -с. 523-534. - doi: 10.18334/et.6.1.39938.

3. Богатырева И.В., Динукова О.А. Пути оптимизации оплаты труда преподавателей высших учебных заведений в современных экономических условиях // Экономика труда. - 2021. - № 2. - с. 143-158. - doi: 10.18334/et.8.2.111694.

4. Богатырева И.В., Илюхина Л.А. Корпоративное управление нормированием труда на предприятии в условиях цифровой модернизации // Экономика труда. - 2020. -№ 10. - с. 899-912. - doi: 10.18334/et.7.10.111060.

1666 RUSSiAN JОURNAL ОР iNNОVATiОN Е^ОМ^ #4 2021 (Octobeг-Decembeг)

5. Богатырева И.В., Динукова О.А. Пути оптимизации оплаты труда преподавателей высших учебных заведений в современных экономических условиях // Экономика труда. - 2021. - № 2. - с. 143-158. - аок 10.18334^.8.2.111694.

6. Бычин В.Б., Новикова Е.В. Нормирование труда как элемент эффективного внутрифирменного управления в современных условиях // Экономика труда. - 2018. -№ 1. - с. 77-86. - аок 10.18334Л*.5.1.38710.

7. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Журавлева О.В., Нерсисян А.М. Особенности привлечения молодых специалистов и негативные тенденции на рынке труда России // Экономика труда. - 2020. - № 3. - с. 253-266. - аок 10.18334Л*.7.3.100709.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Дудин М.Н., Шкодинский С.В. Тенденции, возможности и угрозы цифровизации национальной экономики в современных условиях // Экономика, предпринимательство и право. - 2021. - № 3. - с. 689-714. - аок 10.18334/ерр.11.3.111785..

9. Дудин М.Н., Шкодинский С.В., Продченко И.А. Цифровизация экономики и глобальные тренды на рынке труда как факторы экономического суверенитета страны // Экономика труда. - 2021. - № 7. - с. 663-682. - аок 10.18334/е1.8.7.112347.

10. Закалюжная Н.В. Дистанционная работа и схожие правоотношения // Право. Журнал Высшей школы экономики. - 2015. - № 2. - с. 76-91.

11. Леднева О.В. Статистическое изучение уровня цифровизации экономики России: проблемы и перспективы // Вопросы инновационной экономики. - 2021. - № 2. -с. 455-470. - аок 10.18334Ыпес. 11.2.111963.

12. Легчилина Е.Ю. Регулирование изменений в социально-трудовых отношениях в условиях цифровизации // Экономика труда. - 2019. - № 1. - с. 89-102. - аок 10.18334А*.6.1.40493.

13. Макаров И.Н., Щукина Т.В., Пивоварова О.В., Дудник А.И. Формирование методических основ оценки социальных эффектов нормирования труда в сфере здравоохранения в условиях цифровизации экономики // Креативная экономика. - 2021. -№ 12. - аок 10.18334/се.15.12.113953.

14. Масалова Ю.А. Качество трудовой жизни преподавателя университета в условиях удаленной занятости // Экономика труда. - 2021. - № 3. - с. 261-274. - аок 10.18334/ е1.8.3.111817.

15. Никольский А.В. Ознакомление работника производства с системой организации и нормирования труда // Экономика труда. - 2016. - № 2. - с. 107-118. - аок 10.18334^.3.2.35157.

16. Омельченко И.Б., Забелина О.В., Мирзабалаева Ф.И. Самооценка работающим населением своих навыков в условиях цифровизации экономики // Экономика труда. - 2019. - № 1. - с. 63-76. - аок 10.18334/е1.6.1.39785.

17. Потуданская В.Ф., Горскина Л.С. Еще раз о принципах нормирования труда // Экономика труда. - 2017. - № 3. - с. 197-208. - аок 10.18334А*.4.3.38201.

18. Шибанова А.А., Кочанжи И.Д. Совершенствование системы оплаты труда преподавателей вузов // Экономика труда. - 2020. - № 7. - с. 609-616. - аок 10.18334/ е1.7.7.110707.

19. Щеколдин В.А., Богатырева И.В., Илюхина Л.А. Информационные технологии

в нормировании труда: теория и практика использования // Экономика труда. -

2018. - № 1. - с. 87-100. - doi: 10.18334/et.5.1.38774.

20. Янченко Е.В. Риски безработицы в условиях цифровизации экономики //

Экономика труда. - 2020. - № 8. - с. 677-692. - doi: 10.18334/et.7.8.110729.

21. Росстат - официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru.

REFERENCES:

Aliev I.M. (2021). Vliyanie tsifrovoy ekonomiki naproizvoditelnost truda [The impact of the digital economy on labour productivity]. Russian Journal of Labor Economics. 8 (9). 917-930. (in Russian). doi: 10.18334/et.8.9.113488.

Aranzhin V.V. (2019). Vzaimosvyaz zarabotnoy platy iproizvoditelnosti truda: tenden-tsii v usloviyakk tsifrovizatsii ekonomiki [The relationship of wages and productivity: trends in the conditions of economy digitization]. Russian Journal of Labor Economics. 6 (1). 523-534. (in Russian). doi: 10.18334/et.6.1.39938.

Bogatyreva I.V., Dinukova O.A. (2021). Puti optimizatsii oplaty truda prepodavateley vysskikk uckebnyk zavedeniy v sovremennyk ekonomickeskikk usloviyakk [Ways to optimize the remuneration of academic staff in modern economic conditions]. Russian Journal of Labor Economics. 8 (2). 143-158. (in Russian). doi: 10.18334/ et.8.2.111694.

Bogatyreva I.V., Dinukova O.A. (2021). Puti optimizatsii oplaty truda prepodavateley vysskikk uckebnyk zavedeniy v sovremennyk ekonomickeskikk usloviyakk [Ways to optimize the remuneration of academic staff in modern economic conditions]. Russian Journal of Labor Economics. 8 (2). 143-158. (in Russian). doi: 10.18334/ et.8.2.111694.

Bogatyreva I.V., Ilyukhina L.A. (2020). Korporativnoe upravlenie normirovaniem truda na predpriyatii v usloviyakk tsifrovoy modernizatsii [Corporate management of work standardizing at the enterprise in the context of digital modernization]. Russian Journal of Labor Economics. 7 (10). 899-912. (in Russian). doi: 10.18334/ et.7.10.111060.

Bychin V.B., Novikova E.V. (2018). Normirovanie truda kak element effektivnogo vnu-trifirmennogo upravleniya v sovremennyk usloviyakk [Labor rationing as an element of effective internal management in modern conditions]. Russian Journal of Labor Economics. 5 (1). 77-86. (in Russian). doi: 10.18334/et.5.1.38710.

Drobot E.V., Makarov I.N., Zhuravleva O.V., Nersisyan A.M. (2020). Osobennosti privleckeniya molodyk spetsialistov i negativnye tendentsii na rynke truda Rossii [Features of attracting the young professionals and negative trends in the Russian labour market]. Russian Journal of Labor Economics. 7 (3). 253-266. (in Russian). doi: 10.18334/et.7.3.100709.

1668 RUSSiAN JOURNAL OF iNNOVATiON ECONOMiCS #4'2021 (October-December)

Dudin M.N., Shkodinskiy S.V. (2021). Tendentsii, vozmozhnosti i ugrozy tsifrovizat-sii natsionalnoy ekonomiki v sovremennyh usloviyakh [Trends, opportunities and threats of digitalization of the national economy in modern conditions]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 11 (3). 689-714. (in Russian). doi: 10.18334/ epp.11.3.111785..

Dudin M.N., Shkodinskiy S.V., Prodchenko I.A. (2021). Tsifrovizatsiya ekonomiki i globalnye trendy na rynke truda kak faktory ekonomicheskogo suvereniteta strany [Digital economy and global trends in the labour market as factors of the country's economic sovereignty]. Russian Journal of Labor Economics. 8 (7). 663-682. (in Russian). doi: 10.18334/et.8.7.112347.

Ledneva O.V. (2021). Statisticheskoe izuchenie urovnya tsifrovizatsii ekonomiki Rossii: problemy i perspektivy [Statistical study of the Russian economy digitalization level: problems and prospects]. Russian Journal of Innovation Economics. 11 (2). 455-470. (in Russian). doi: 10.18334/vinec. 11.2.111963.

Legchilina E.Yu. (2019). Regulirovanie izmeneniy v sotsialno-trudovyh otnosheniyakh v usloviyakh tsifrovizatsii [The regulation of socio-labor relations in the conditions of digitalization]. Russian Journal of Labor Economics. 6 (1). 89-102. (in Russian). doi: 10.18334/et.6.1.40493.

Makarov I.N., Schukina T.V., Pivovarova O.V., Dudnik A.I. (2021). Formirovanie metodicheskikh osnov otsenki sotsialnyh effektov normirovaniya truda v sfere zdra-vookhraneniya v usloviyakh tsifrovizatsii ekonomiki [Formation of methodological foundations for assessing the social effects of labor rationing in the healthcare sector in the conditions of digitalization of the economy]. Creative economy. 15 (12). (in Russian). doi: 10.18334/ce.15.12.113953.

Masalova Yu.A. (2021). Kachestvo trudovoy zhizniprepodavatelya universiteta v usloviyakh udalennoy zanyatosti [The quality of a university lecturer work life in remote employment]. Russian Journal of Labor Economics. 8 (3). 261-274. (in Russian). doi: 10.18334/et.8.3.111817.

Nikolskiy A.V. (2016). Oznakomlenie rabotnika proizvodstva s sistemoy organizatsii i normirovaniya truda [The introduction of a worker to the system of labor organization and standardization]. Russian Journal of Labor Economics. 3 (2). 107-118. (in Russian). doi: 10.18334/et.3.2.35157.

Omelchenko I.B., Zabelina O.V., Mirzabalaeva F.I. (2019). Samootsenka rabotayush-chim naseleniem svoikh navykov v usloviyakh tsifrovizatsii ekonomiki [Self-working population evaluation of their skills in terms of economy digitalization]. Russian Journal of Labor Economics. 6 (1). 63-76. (in Russian). doi: 10.18334/et.6.1.39785.

Potudanskaya V.F., Gorskina L.S. (2017). Eshche raz o printsipakh normirovaniya truda [Once again about the principles of labor rationing]. Russian Journal of Labor Economics. 4 (3). 197-208. (in Russian). doi: 10.18334/et.4.3.38201.

Schekoldin V.A., Bogatyreva I.V., Ilyukhina L.A. (2018). Informatsionnye tekhnologii v normirovanii truda: teoriya i praktika ispolzovaniya [Information technologies in standardization of labor efficiency: theory and practice of application]. Russian Journal of Labor Economics. 5 (1). 87-100. (in Russian). doi: 10.18334/et.5.1.38774.

Shibanova A.A., Kochanzhi I.D. (2020). Sovershenstvovanie sistemy oplaty trudaprepo-davateley vuzov [Improving the system of university professors remuneration]. Russian Journal of Labor Economics. 7 (7). 609-616. (in Russian). doi: 10.18334/ et.7.7.110707.

Yanchenko E.V. (2020). Riski bezrabotitsy v usloviyakh tsifrovizatsii ekonomiki [Unemployment risks in the context of digitalization of the economy]. Russian Journal of Labor Economics. 7 (8). 677-692. (in Russian). doi: 10.18334/et.7.8.110729.

Zakalyuzhnaya N.V. (2015). Distantsionnaya rabota i skhozhie pravootnosheniya [Remote work and similar legal relations]. Pravo. Zhurnal Vysshey shkoly ekonomiki. (2). 76-91. (in Russian).

1670 RUSSiAN JOURNAL OF iNNOVATiON ECONOMiCS #42021 (October-December)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.