электронный научно-экономический журнал стр 25
Взаимодействие государства и бизнеса в рамках стратегического планирования и реализации социально-экономических целевых программ
Б.А. РАЙЗБЕРГ, д.э.н., д.т.н., профессор, главный научный сотрудник Всероссийская академия внешней торговли г. Москва, Российская Федерация E-mail: bar@isr.ru 8-495-653-12-76
А.А. ЛЫСЕНКО,
научный сотрудник
Всероссийская академия внешней торговли г. Москва, Российская Федерация E-mail: alyona-0109@mail.ru +7-916-564-30-92
B.A.Rayzberg
Doctor of Economics and technical Sciences, Professor, Сhief scientific officer All-Russia Academy of foreign trade Moscow, Russian Federation
A.A. Lysenko
Researcher
All-Russia Academy of foreign trade Moscow, Russian Federation
Аннотация. В докладе излагаются сущность, содержание, современное состояние, меры и способы решения назревшей проблемы более глубокого вовлечения предпринимательского сектора российской экономики в реализацию стратегии перспективного социально-экономического развития, разработку и осуществление государственных, федеральных, региональных, отраслевых, ведомственных программ.
Ключевые слова: стратегия, социально-экономическое развитие, государство, предпринимательство, планирование, проекты, целевые программы, индикативные планы
THE INTERACTION BETWEEN STATE AND BUSINESS IN THE STRATEGIC PLANNING AND IMPLEMENTATION OF SOCIO-ECONOMIC TARGET PROGRAMS
Abstract: The report describes the nature, content, current status, measures and solutions to the urgent problems of the deeper involvement of the business sector of the Russian economy in the long-term implementation of the strategy of socio-economic development, the development and implementation of state, federal, regional, sectoral, departmental programs
Keywords: strategy of social and economic development of the state, business, planning, projects, target programs, the indicative plans.
Рыночные реформы девяностых годов прошлого века, проведенные в России, не ставили своей задачей обеспечить взаимодействие государства и бизнеса в области стратегического планирования и реализации государственных, федеральных целевых, региональных и ведомственных программ. В то время было принято считать, что стратегическая политика проводится не предпринимательскими усилиями, не бизнесом, а государственным сектором экономики.
К тому же сказывалась неразвитость методологии и организации перспективного стратегического государственного планирования и отстраненность только зарождающегося бизнеса, недостаточно зрелого предпринимательства от участия в решении крупномасштабных социально-экономических проблем.
электронный научно-экономический журнал стр 26
На нынешнем этапе стала очевидной необходимость включения крупного и среднего бизнеса в процессы стратегического планирования и управления, осуществления целевых программ посредством перехода к индикативному планированию отраслей негосударственного сектора российской экономики и непосредственного привлечения масштабных корпораций, бизнес-организаций к участию в разработке и реализации перспективных социально-экономических проектов национального, регионального, отраслевого уровня.
Уже имеется опыт вовлечения участников российского бизнеса в осуществление обладающих высокой стоимостью, значимых для экономики всей страны государственных проектов, рассчитанных на длительную перспективу (проекты строительства атомных электростанций в России и за рубежом, добычи нефти и газа, жилищного строительства, освоения инноваций), что дает возможность осуществлять, проводить долгосрочную государственную промышленную и социальную политику с привлечением как средств государственного бюджета, так и вложений отечественного и зарубежного бизнеса.
Крупномасштабным, актуальным направлением совершенствования государственного управления российской экономикой остается расширение разновидностей организационно-правовых форм управления первичными звеньями отраслевого производства. Многие исследователи полагают, утверждают, что основной формой участия бизнеса в решении социально-экономических проблем общегосударственной значимости посредством разработки и выполнения целевых программ является государственно-частное партнерство.
Практически в ходе реализации ряда целевых программ разного вида и уровня уже задействованы организации, предприятия, объединения, имеющие форму, обладающие статусом государственно-частного партнерства. В своей значительной части государственно-частные партнерства входят в состав экспертных советов, участвуют в выработке и принятии стратегических решений, воплощаемых посредством целевых программ, и тем самым заинтересованы быть вовлеченными в программно-целевое планирование и управление российской экономикой.
Взаимодействие органов власти и бизнеса в рамках реализации целевых программ имеет место в основном по двум направлениям:
- выполнение государственных заказов различными предпринимательскими коммерческими организациями по поручению, на основе договоров, контрактов с официальными, назначенными государством исполнителями программ;
- участие бизнеса в создании внебюджетных источников финансирования, ресурсного обеспечения реализации, выполнения мероприятий целевых программ, инвестирования средств в программу с целью получения дохода.
Инструменты привлечения бизнеса к реализации целевых программ, правовой защиты участия и гарантированности возмещения расходов включают государственные контракты, гарантийные обязательства, налоговые льготы и преференции, услуги региональных институтов развития, предоставление во временное пользование объектов государственной собственности.
Совместное участие государства и бизнеса в процессах разработки и реализации целевых программ поддерживается специально создаваемыми в составе органов государственной и муниципальной власти, в структуре государственных заказчиков целевых программ, совещательных комиссий, рабочих групп и общественных советов, в которые включаются заинтересованные представители бизнеса. Вместе с тем, назрела необходимость проведения мер по совершенствованию институциональной среды взаимодействия власти и бизнеса в процессах программно-целевого планирования и управления решением настоятельных социально-экономических проблем. Назрела также необходимость введения дополнений и изменений в установленный правительством Российской Федерации порядок разработки и реализации целевых программ в интересах более эффективного использования вносимых бизнесом средств финансирования целевых
электронный научно-экономический журнал стр 27
программ, отражения роли инвесторов в реализации целевой программы и установления правил, норм, способов взаимодействия власти и бизнеса в процессах осуществления программных действий.
Сотрудничество органов государственного стратегического управления и предпринимательских структур в области достижения программных целей перспективного социально-экономического развития способно стать действенным инструментом повышения бюджетной эффективности программ федерального, регионального и муниципального уровней, сочетания государственных и корпоративно-частных интересов. Взаимодействие государства и бизнеса в процессах программно-целевого планирования и управления образует дополнительный рычаг государственной поддержки роста столь необходимого России предпринимательского сектора экономики и повышения его вклада в решение стратегических задач национальной экономики.
Определение и обоснование путей, способов, инструментов налаживания продуктивного сотрудничества государства и бизнеса в современной российской экономике требует выработки научно-методических основ вовлечения бизнеса в государственное управление. Имеется в виду изыскание, построение моделей макроэкономического прогнозирования, планирования, программирования, в применении которых должны быть достойно представлены бизнес-структуры.
Понадобится проведение обстоятельных научных исследований в области теории, методологии, технологии, организации комбинированного, смешанного государственно-предпринимательского управления на федеральном, региональном, отраслевом, муниципальном уровнях. В итоге может зародиться новое направление научно-экономической мысли, именуемое государственно-предпринимательским менеджментом. Вполне возможна подготовка бакалавров и магистров по такой специальности в высших учебных заведениях экономико-управленческого профиля.
Список литературы:
1. Айрапетян Л.Н. Взаимодействие власти и бизнеса при разработке и реализации целевых программ. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - М.: 2014.
2. Райзберг Б.А., Туляков А.В. Стратегическое планирование и управление социально-экономическими объектами. - М.: Экономика, 2016
3. Райзберг Б.А. Государственное управление экономическими и социальными процессами. Учебное пособие. - М.: Инфра - М, 2015.
4. Чернопятов А.М. Государственное регулирование предпринимательской деятельности: Учебное пособие.- М,: Издательство ООО «Винчера», 2013.
5. Сулейманова К.Р. Государственное регулирование предпринимательской деятельности: проблемы и тенденции//Российское предпринимательство, №16, т.16, 2015
УДК 338