Научная статья на тему 'Взаимодействие государства и бизнеса в рамках стратегического планирования и реализации социально-экономических целевых программ'

Взаимодействие государства и бизнеса в рамках стратегического планирования и реализации социально-экономических целевых программ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
502
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
стратегия / социально-экономическое развитие / государство / предпринимательство / планирование / проекты / целевые программы / индикативные планы / strategy of social and economic development of the state / business / planning / projects / target programs / the indicative plans

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Б.А. Райзберг, А.А. Лысенко

В докладе излагаются сущность, содержание, современное состояние, меры и способы решения назревшей проблемы более глубокого вовлечения предпринимательского сектора российской экономики в реализацию стратегии перспективного социально-экономического развития, разработку и осуществление государственных, федеральных, региональных, отраслевых, ведомственных программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Б.А. Райзберг, А.А. Лысенко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INTERACTION BETWEEN STATE AND BUSINESS IN THE STRATEGIC PLANNING AND IMPLEMENTATION OF SOCIO-ECONOMIC TARGET PROGRAMS

The report describes the nature, content, current status, measures and solutions to the urgent problems of the deeper involvement of the business sector of the Russian economy in the long-term implementation of the strategy of socio-economic development, the development and implementation of state, federal, regional, sectoral, departmental programs.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие государства и бизнеса в рамках стратегического планирования и реализации социально-экономических целевых программ»

электронный научно-экономический журнал стр 25

Взаимодействие государства и бизнеса в рамках стратегического планирования и реализации социально-экономических целевых программ

Б.А. РАЙЗБЕРГ, д.э.н., д.т.н., профессор, главный научный сотрудник Всероссийская академия внешней торговли г. Москва, Российская Федерация E-mail: bar@isr.ru 8-495-653-12-76

А.А. ЛЫСЕНКО,

научный сотрудник

Всероссийская академия внешней торговли г. Москва, Российская Федерация E-mail: alyona-0109@mail.ru +7-916-564-30-92

B.A.Rayzberg

Doctor of Economics and technical Sciences, Professor, Сhief scientific officer All-Russia Academy of foreign trade Moscow, Russian Federation

A.A. Lysenko

Researcher

All-Russia Academy of foreign trade Moscow, Russian Federation

Аннотация. В докладе излагаются сущность, содержание, современное состояние, меры и способы решения назревшей проблемы более глубокого вовлечения предпринимательского сектора российской экономики в реализацию стратегии перспективного социально-экономического развития, разработку и осуществление государственных, федеральных, региональных, отраслевых, ведомственных программ.

Ключевые слова: стратегия, социально-экономическое развитие, государство, предпринимательство, планирование, проекты, целевые программы, индикативные планы

THE INTERACTION BETWEEN STATE AND BUSINESS IN THE STRATEGIC PLANNING AND IMPLEMENTATION OF SOCIO-ECONOMIC TARGET PROGRAMS

Abstract: The report describes the nature, content, current status, measures and solutions to the urgent problems of the deeper involvement of the business sector of the Russian economy in the long-term implementation of the strategy of socio-economic development, the development and implementation of state, federal, regional, sectoral, departmental programs

Keywords: strategy of social and economic development of the state, business, planning, projects, target programs, the indicative plans.

Рыночные реформы девяностых годов прошлого века, проведенные в России, не ставили своей задачей обеспечить взаимодействие государства и бизнеса в области стратегического планирования и реализации государственных, федеральных целевых, региональных и ведомственных программ. В то время было принято считать, что стратегическая политика проводится не предпринимательскими усилиями, не бизнесом, а государственным сектором экономики.

К тому же сказывалась неразвитость методологии и организации перспективного стратегического государственного планирования и отстраненность только зарождающегося бизнеса, недостаточно зрелого предпринимательства от участия в решении крупномасштабных социально-экономических проблем.

электронный научно-экономический журнал стр 26

На нынешнем этапе стала очевидной необходимость включения крупного и среднего бизнеса в процессы стратегического планирования и управления, осуществления целевых программ посредством перехода к индикативному планированию отраслей негосударственного сектора российской экономики и непосредственного привлечения масштабных корпораций, бизнес-организаций к участию в разработке и реализации перспективных социально-экономических проектов национального, регионального, отраслевого уровня.

Уже имеется опыт вовлечения участников российского бизнеса в осуществление обладающих высокой стоимостью, значимых для экономики всей страны государственных проектов, рассчитанных на длительную перспективу (проекты строительства атомных электростанций в России и за рубежом, добычи нефти и газа, жилищного строительства, освоения инноваций), что дает возможность осуществлять, проводить долгосрочную государственную промышленную и социальную политику с привлечением как средств государственного бюджета, так и вложений отечественного и зарубежного бизнеса.

Крупномасштабным, актуальным направлением совершенствования государственного управления российской экономикой остается расширение разновидностей организационно-правовых форм управления первичными звеньями отраслевого производства. Многие исследователи полагают, утверждают, что основной формой участия бизнеса в решении социально-экономических проблем общегосударственной значимости посредством разработки и выполнения целевых программ является государственно-частное партнерство.

Практически в ходе реализации ряда целевых программ разного вида и уровня уже задействованы организации, предприятия, объединения, имеющие форму, обладающие статусом государственно-частного партнерства. В своей значительной части государственно-частные партнерства входят в состав экспертных советов, участвуют в выработке и принятии стратегических решений, воплощаемых посредством целевых программ, и тем самым заинтересованы быть вовлеченными в программно-целевое планирование и управление российской экономикой.

Взаимодействие органов власти и бизнеса в рамках реализации целевых программ имеет место в основном по двум направлениям:

- выполнение государственных заказов различными предпринимательскими коммерческими организациями по поручению, на основе договоров, контрактов с официальными, назначенными государством исполнителями программ;

- участие бизнеса в создании внебюджетных источников финансирования, ресурсного обеспечения реализации, выполнения мероприятий целевых программ, инвестирования средств в программу с целью получения дохода.

Инструменты привлечения бизнеса к реализации целевых программ, правовой защиты участия и гарантированности возмещения расходов включают государственные контракты, гарантийные обязательства, налоговые льготы и преференции, услуги региональных институтов развития, предоставление во временное пользование объектов государственной собственности.

Совместное участие государства и бизнеса в процессах разработки и реализации целевых программ поддерживается специально создаваемыми в составе органов государственной и муниципальной власти, в структуре государственных заказчиков целевых программ, совещательных комиссий, рабочих групп и общественных советов, в которые включаются заинтересованные представители бизнеса. Вместе с тем, назрела необходимость проведения мер по совершенствованию институциональной среды взаимодействия власти и бизнеса в процессах программно-целевого планирования и управления решением настоятельных социально-экономических проблем. Назрела также необходимость введения дополнений и изменений в установленный правительством Российской Федерации порядок разработки и реализации целевых программ в интересах более эффективного использования вносимых бизнесом средств финансирования целевых

электронный научно-экономический журнал стр 27

программ, отражения роли инвесторов в реализации целевой программы и установления правил, норм, способов взаимодействия власти и бизнеса в процессах осуществления программных действий.

Сотрудничество органов государственного стратегического управления и предпринимательских структур в области достижения программных целей перспективного социально-экономического развития способно стать действенным инструментом повышения бюджетной эффективности программ федерального, регионального и муниципального уровней, сочетания государственных и корпоративно-частных интересов. Взаимодействие государства и бизнеса в процессах программно-целевого планирования и управления образует дополнительный рычаг государственной поддержки роста столь необходимого России предпринимательского сектора экономики и повышения его вклада в решение стратегических задач национальной экономики.

Определение и обоснование путей, способов, инструментов налаживания продуктивного сотрудничества государства и бизнеса в современной российской экономике требует выработки научно-методических основ вовлечения бизнеса в государственное управление. Имеется в виду изыскание, построение моделей макроэкономического прогнозирования, планирования, программирования, в применении которых должны быть достойно представлены бизнес-структуры.

Понадобится проведение обстоятельных научных исследований в области теории, методологии, технологии, организации комбинированного, смешанного государственно-предпринимательского управления на федеральном, региональном, отраслевом, муниципальном уровнях. В итоге может зародиться новое направление научно-экономической мысли, именуемое государственно-предпринимательским менеджментом. Вполне возможна подготовка бакалавров и магистров по такой специальности в высших учебных заведениях экономико-управленческого профиля.

Список литературы:

1. Айрапетян Л.Н. Взаимодействие власти и бизнеса при разработке и реализации целевых программ. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - М.: 2014.

2. Райзберг Б.А., Туляков А.В. Стратегическое планирование и управление социально-экономическими объектами. - М.: Экономика, 2016

3. Райзберг Б.А. Государственное управление экономическими и социальными процессами. Учебное пособие. - М.: Инфра - М, 2015.

4. Чернопятов А.М. Государственное регулирование предпринимательской деятельности: Учебное пособие.- М,: Издательство ООО «Винчера», 2013.

5. Сулейманова К.Р. Государственное регулирование предпринимательской деятельности: проблемы и тенденции//Российское предпринимательство, №16, т.16, 2015

УДК 338

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.