Научная статья на тему 'Взаимодействие государства и агробизнеса в развитии инновационной деятельности в АПК'

Взаимодействие государства и агробизнеса в развитии инновационной деятельности в АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
143
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие государства и агробизнеса в развитии инновационной деятельности в АПК»

Источники

Агропропромышленной комплекс России в 2006 г. : стат. сб. М.: Минсельхозпрод, 2007. -900 с.

Анализ процесса проведения банкротства сельскохозяйственных организаций и разработка рекомендаций по мерам, необходимым при проведении финансового оздоровления сельскохозяйственных организаций / Минсельхозпрод РФ. Департамент финансов и бухгалтерского учета. - М., 2006. - 69 с.

Бюджетный кодекс/ КонсультантПлюс.

4. О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008- 2012 годы : постановление Правительства РФ от 14.07.2007 № 446/ КонсультантПлюс.

5. О защите конкуренции : Федеральный закон № 135-ФЗ от 26.07.06/ КонсультантПлюс.

6. Международный опыт создания и деятельности гарантийных фондов/ Л.А. Истомина, М.Н. Калмыкова, С.В. Овсеенко, - МН.: Тесей, 2003. - 52.

7. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2007: стат. сб./ Росстат. - М., 2007. - С. 977.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА И АГРОБИЗНЕСА В РАЗВИТИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В АПК

Т.В. Остапенко, к.э.н., Институт аграрных проблем РАН

В современных условиях необходимы создание адекватной системы государственного регулирования инновационной деятель-

ности в агропромышленном комплексе, поиск новых решений во взаимодействии государства и агробизнеса. При этом важно определить

1

2

3

как рамки и границы этого взаимодействия, так и возможные пути развития сотрудничества, необходимого для выхода отечественного агропромышленного комплекса на новый организационно-правовой и экономико-технологический уровень.

Цель работы состоит в исследовании условий развития инновационной деятельности в агропромышленном комплексе, выявлении особенностей финансирования инновационного процесса и обосновании направлений совершенствования государственной инновационной политики.

Современное состояние сельского хозяйства характеризуется крайне низкими темпами обновления и реконструкции основных средств. Амортизация покрывает примерно на четверть выбытие основных фондов и не является источником для инноваций и инвестиций.

Низкие темпы инновационной активности в сельском хозяйстве России обусловлены спецификой отрасли: продолжительном производственным цикле, низкой скорости обращения капитала, резко выраженной сезонности производства и значительной зависимостью отрасли от кредитов и займов. В результате имеют место длительный срок окупаемости вложений, высокая капиталоемкость производства и значительный финансовый риск. Степень использования научно-технических инноваций в сельском хозяйстве страны на порядок ниже, чем в целом по экономике, и составляет 0,6%.

Внедрение инноваций отмечается лишь в отдельных отраслях агропродовольственного комплекса и на отдельных предприятиях. В освоении новых технологий им содействуют инженерно-консультативные службы. Однако позитивные изменения просматриваются слабо. Лишь отдельные регионы отслеживают и осваивают эффективные инновационные проекты. Так, в Краснодарском и Ставропольском краях организуют активное внедрение прогрессивных технологий выращивания зерновых культур, в Белгородской области реализуют инновационные программы по содержанию и откорму птицы, в Ленинградской - по интенсификации производства молока. Кроме инноваций непосредственно в процесс производства продукции экономический эффект дают инновации в области ее хранения, переработки и реализации, а также инновации в технологии управления.

Важной задачей становится создание эффективной инновационной системы с участием государства, научных учреждений и инновационного агробизнеса. Для реализации ин-

новационной деятельности требуются большие инвестиции. Механизм инвестиционного обеспечения инноваций на уровне отдельных предприятий реализуется по трем основным направлениям: мобилизация собственных источников финансирования инвестиций; государственная поддержка инновационных инициатив; создание привлекательных условий для прихода в отрасль частных инвесторов.

К сожалению, большинство сельскохозяйственных товаропроизводителей не имеют собственных ресурсов, не могут воспользоваться кредитами. Учитывая неэффективность действующих форм государственной поддержки предприятий АПК, необходим переход к системе целевой поддержки доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей, ориентированных на создание возможностей экономического роста, стимулирование развития инновационной деятельности. По мнению специалистов, эффективно было бы ввести целевые субсидии на единицу пашни и на голову скота, чтобы создать условия для инвестиций в новые технологии и технику.

Государство также должно создавать условия инвестиционной привлекательности аграрного сектора. Автор считает, что ключевым звеном создания отечественного рынка наукоемкой продукции является формирование предпринимательского сектора в научнотехнической сфере. Его основу составляют малые и средние предприятия, занимающиеся доведением востребованных рынком научных исследований и разработок до производства готового продукта.

Деятельность крупных корпораций позволяет частично интегрировать научноинновационные процессы в общий воспроизводственный цикл. Однако механизмы олигополистической конкуренции не способны обеспечить полное использование инновационного потенциала современных достижений науки и техники.

Исторический опыт свидетельствует, что только рыночные инструменты не могут обеспечить активизацию инновационной деятельности в агропромышленном комплексе. Перед государством стоит задача определения общих стратегических ориентиров инновационных процессов. Государственные структуры должны формировать единое технологическое пространство, обеспечивающее совместимость инноваций. Специфической формой государственной поддержки инновационной деятельности должны стать налоговые льготы и субсидии. Большое значение имеет государственное страхование инновационных рисков.

Практика финансирования научно-технической сферы агропромышленного комплекса показывает, что на этапах создания инноваций, их распространения и тем более освоения в производстве требуются определенные финансовые поступления, осуществляющиеся из различных источников. Многоканальность финансирования инновационного процесса предполагает четкое определение его источников не только в целом по процессу, но и отдельно для каждого этапа.

Основным источником финансирования инновационного процесса на всех его этапах служат бюджетные средства. Необходимо мобилизовать бюджетное финансирование инноваций на преодоление его ограниченности и распыленности.

Перспективным направлением является развитие системы венчурного инвестирования как одного из важнейших внебюджетных источников финансирования. Традиционная финансовая система не способна предложить гибкие формы финансирования малых и средних высокотехнологичных компаний по следующим причинам.

Во-первых, в связи с непредсказуемостью результатов творческого процесса в силу возможной ошибочности идеи существует риск потери авансированного капитала, также достаточно трудно предсказать реакцию рынка на появление новшества.

Во-вторых, в инновационной деятельности присутствует временной лаг от момента авансирования финансовых средств до получения коммерческой отдачи от инноваций.

В-третьих, высокая неопределенность результата инновационной деятельности не обеспечивает гарантий возврата финансовых средств.

В-четвертых, предприятия малого и среднего бизнеса, особенно на этапе становления, сталкиваются с серьезными трудностями получения финансовых средств. Не имея

прочных позиций на рынке, а часто и опыта ведения бизнеса, они, как правило, отрезаны от традиционных источников финансирования.

Основой динамичного развития инновационного рынка являются венчурные предприятия и фонды. Сложность ситуации, по нашему мнению, состоит в следующем. С одной стороны, Россия имеет определенный венчурный потенциал. С другой стороны, налоговое законодательство мало приспособлено к нуждам венчурного бизнеса.

В целях развития инновационного процесса государству необходимо: ввести налоговые льготы, включая налоговые скидки с общей суммы инвестиций в активную часть основного капитала; сократить налогооблагаемый доход разработчиков научно-технической продукции; начать налоговое стимулирование компаний, предоставляющих оборудование и финансовые средства субъектам малого научно-технического предпринимательства, венчурным организациям.

Проведенное исследование позволяет определить основные направления совершенствования государственной инновационной политики в агропромышленном комплексе. Главными из них являются:

- формирование институциональных и законодательных условий для развития инновационной деятельности в агропромышленном комплексе;

- государственная поддержка и стимулирование инвесторов, вкладывающих средства в наукоемкое высокотехнологичное производство;

- совершенствование налоговой системы с целью создания выгодных условий для ведения инновационной деятельности;

- обеспечение информационной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, способствующей достижению согласованности интересов государства, научных организаций и инновационного агробизнеса.

РЕГУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В АПК

И.А. Сергеева, к.э.н., доц. Пензенского государственного университета, А.Ю. Сергеев, к.э.н., доц. Пензенской государственной сельскохозяйственной академии

В результате реформ в российском агропромышленном комплексе произошли существенные социально-экономические преобразования. Изменилась институциональная среда, возник многоукладный сектор экономики. Практически полностью приватизированы пищевая и перерабатывающая промышленность, оптовая и розничная торговля, отрасли произ-

водственной инфраструктуры. Радикально изменились экономические, финансовые и правовые условия хозяйствования, но предполагаемая эффективность рыночных реформ в агропромышленном комплексе пока не достигнута.

Недостаточная проработанность основ государственного регулирования экономики,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.