УДК 338.434 ББК 65.261.512 Г 95
Т.Г. Гурнович,
доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры организации производства и инновационной деятельности Кубанского государственного аграрного университета имени И.Т. Трубилина, г. Краснодар. Тел.: +7 (989) 262-24-00, e-mail: [email protected]
JI.B. Попова,
доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры экономической безопасности и экономики в АПК Волгоградского государственного аграрного университета, г. Волгоград. Тел.: + 7 (927) 517-93-25, e-mail: [email protected]
Е.А. Остапенко,
кандидат экономических наук, доцент кафедры финансового менеджмента и банковского дела Ставропольского государственного аграрного университета, г. Ставрополь. Тел.: + 7 (906) 461-80-21, e-mail: [email protected]
ИНВЕСТИЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ВОСПРОИЗВОДСТВА ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ НА ИННОВАЦИОННОЙ ОСНОВЕ
( Рецензирована )
Аннотация. Научная статья посвящена исследованию инвестиционных аспектов воспроизводства технической базы сельскохозяйственных организаций на инновационной основе. Подчеркивается стратегическая значимость инвестиций в обновление производственной базы отечественного сельского хозяйства в условиях ограниченности собственных финансовых средств и низкой доступности кредитных ресурсов. Представлена структура технико-технологических инноваций и рассмотрено их содержание в качестве объектов инвестирования. Прослеживается логическая взаимосвязь в экономической цепочке «инновационная экономика — инвестиционная деятельность — воспроизводство технико-технологического потенциала сельского хозяйства — конкурентоспособность сельскохозяйственной продукции». Определены приоритетные направления инвестиционной деятельности государства. На основе авторского методического подхода к представлению инвестиционного проектирования сделан вывод о необходимости формирования и развития системы государственного мониторинга инвестиционных процессов и корректировки критериев.
Ключевые слова: инвестиции, инвестиционная деятельность, воспроизводство, сельскохозяйственное производство, техническая база, инновационное развитие.
T.G. Gurnovich,
Doctor of Economies, Professor, Professor of Production Organization and Innovation Department, Kuban State Agrarian University named after LT. Trubilin, Krasnodar. Ph.: +7 (989) 262-24-00, e-mail: [email protected]
L.V. Popova,
Doctor of Economies, Professor, Professor of Economic Security and Economies in Agroindustrial Complex Department, Volgograd State Agrarian University, Volgograd. Ph.: +7 (927) 517-93-25, e-mail: [email protected]
E.A. Ostapenko,
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Financial Management
and Banking Department, Stavropol State Agrarian University, Stavropol. Ph.:
(906) 461 80 21, e-mail: [email protected]
INVESTMENT ASPECTS OF THE REPRODUCTION OF THE TECHNICAL BASE OF AGRICULTURAL
ORGANIZATIONS
Abstract. The scientific article is devoted to the research of investment aspects of the reproduction of the technical base of agricultural organizations on an innovative basis. The strategic importance of investments in updating the production base of domestic agriculture under conditions of limited own financial resources and low availability of credit resources is underlined. The structure of technical and technological innovations is presented and their content is considered as objects of investment. The logical interrelation in the economic chain "innovative economy - investment activity - reproduction of technical and technological potential of agriculture - competitiveness of agricultural products" is traced. Priority directions of investment activity of the state are determined. Based on the author's methodical approach to the presentation of investment design, it was concluded that it is necessary to form and develop a system of state monitoring of investment processes and to adjust the criteria.
Keywords: investment, investment activity, reproduction, agricultural production, technical base, innovative development.
В качестве приоритетных целей развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в программных документах обозначено:
- обеспечение необходимого уровня конкурентоспособности сельхозтоваропроизводителей на базе технико-технологической модернизации;
- создание благоприятной экономической среды, способствующей росту инвестиционной привлекательности аграрных предприятий и эффективности их производства [1].
Достижение указанных стратегических целей и выполнение сопутствующих задач в условиях ограниченности собственных источников финансирования возможно только на основе поддержки благоприятного инвестиционного климата, обеспечения доступности кредитных ресурсов на развитие агропромышленного комплекса и стимулирования инвестиционной деятельности. Следовательно, решение проблемы научного и
методического обеспечения процесса расширенного воспроизводства в отраслях АПК на основе технологического перевооружения сельскохозяйственных товаропроизводителей и адаптации инструментов управления инвестиционными процессами действительно актуально и своевременно.
Инвестиционная деятельность представляет собой деятельность по преобразованию инвестиционных ресурсов в реальные активы, например, технику и оборудование для сельскохозяйственного производства, с целью их эксплуатации для получения финансовых и социально -экономических результатов на всех уровнях аграрной экономики. В течение последних десятилетий в технико-технологическую модернизацию и инновационное развитие сельского хозяйства инвестированы значительные средства, однако современное состояние технической базы не соответствует в полной мере ни нормативным требованиям, ни индикаторам государственных программ.
Обновление производственной базы отечественного сельского хозяйства является стратегически важной задачей, решение которой ограничено рамками собственных финансовых средств сельскохозяйственных организаций и сдерживается их низкими инвестиционными возможностями.
В этой связи расширение государственного инвестирования в воспроизводство технического потенциала сельского хозяйства приобретает особую важность. Эффективность инвестиционных вложений в инновационное обновление технической базы отображает многообразие параметров обеспечения воспроизводственного процесса, содержание которого раскрывается в трансформации капитала в процессе кругооборота в зависимости от его стадии.
Исходя из непрерывности воспроизводства технической базы аграрного производства, стадии производства, обмена и потребления в системе производственных отношений целесообразно рассматривать в единстве.
В общем виде воспроизводственный процесс в экономике характеризуется движением ресурсов, которые проходят в своем развитии несколько стадий, возвращаясь к исходному пункту:
- на первой стадии - назовем ее «ресурсно-инвестиционная» - капитал инвестируется в приобретение средств производства и рабочую силу;
- на второй стадии - стадия производства сельскохозяйственной продукции - материальные и трудовые факторы производства преобразуются в готовую продукцию;
- третья стадия - подготовка к реинвестициям - характеризуется возрастанием (точнее выражаясь, изменением, поскольку процесс воспроизводства может быть не только расширенным, но и простым, и даже суженным) авансированной в производство стоимости и
трансформацией реального капитала в чистый, денежный.
Расширенное воспроизводство обеспечивается превышением поступлений от реализации продукции над объемом первоначальных инвестиций в обновление производственной базы. Следует отметить, что замедление движения средств на любой стадии ведет к замедлению скорости оборота инвестированного капитала, привлечению дополнительных средств, снижению устойчивости экономического состояния предприятия. И, соответственно, наоборот: ускорение оборачиваемости способствует увеличению объемов производства при одинаковых затратах и приращению капитала.
Воспроизводство технической базы означает ее восстановление и развитие на прогрессивной научно-технической платформе, включающей в качестве составляющих продуктовые, технологические и организационные нововведения (рис. 1).
В инновационной экономике повышается роль технико-технологического потенциала
в обеспечении экономического роста предприятий агропромышленного комплекса, заключающаяся в его влиянии на повышение эффективности деятельности сельхозтоваропроизводителей, наращивание объемов выпускаемой продукции, рост уровня добавленной стоимости в сельском хозяйстве и увеличение вклада отрасли в создание национального богатства.
От уровня развития технических систем и механизмов, используемых инноваций зависят объемы выпускаемой сельскохозяйственной продукции, ее качество, конкурентоспособность и, в конечном счете, экономическая безопасность страны.
Исследование специфических особенностей и инструментов воспроизводства технического потенциала аграрного производства
Инвестиции в технико-технологические инновации !
Технические нововведения: Технологическое оснащение:
— модернизированные — нанотехнологии;
производственные здания и сооружения; - ресурсосберегающие технологии;
— надежная система машин и — интенсивные технологии;
оборудования мирового класса; — биотехнологии экологической защиты;
— мобильные транспортные средства. — биоэнергетика.
Организационные инновации: — новые формы технического обслуживания и обеспечения ресурсами; — создание и научно-техническое развитие информационно-консультационных систем.
Воспроизводство технического потенциала
Повышение эффективности производства и конкурентоспособности отрасли
Рис. 1. Инвестиции как средство обеспечения воспроизводства технической базы сельскохозяйственного производства на инновационной основе
направлено на решение важнейшей народнохозяйственной задачи повышения качества состава и структуры машинно-тракторного парка сельскохозяйственных организации и адаптации технологий. Следствием эффективного использования инвестиций на воспроизводство технического потенциала предприятиями агробизнеса и роста объемов выпуска продукции является снижение себестоимости и реализационных цен, что, в свою очередь, положительно влияет на конкурентоспособность субъектов аграрного хозяйствования.
Воспроизводство технической базы в производстве осуществляется за счет трансформации части прибавочной стоимости в основной капитал.
Сельскохозяйственное производство имеет свои особенности,
которые оказывают влияние на процесс воспроизводства. Например, вследствие сезонности сельхозтоваропроизводители не в состоянии покрывать предварительные производственные расходы на воспроизводство основных материально-технических ресурсов за счет собственных средств, поэтому возникает необходимость привлечения кредитных ресурсов, доступ к которым затрудняется из-за высокой их стоимости. Это отрицательно воздействует на воспроизводственные процессы, усложняя финансовое состояние субъектов агробизнеса и разрушая ресурсную базу.
Негативным фактором также выступает диспаритет цен, причем рост цен как на материально-технические ресурсы, так и на собственно сельскохозяйственную
продукцию нагнетается не производителями, а посредниками.
Эти процессы могут привести и приводят к возникновению осложнений в реализации расширенного воспроизводства или возобновления в возрастающем объеме ресурсной базы, поскольку реинвестирование в капитал не осуществляется, прибавочная стоимость не способствует его накоплению, а прибавочный продукт не создается. Именно поэтому реальной формой для значительной части субъектов аграрного хозяйствования является простое (и даже суженное) воспроизводство, при котором реновация машинно-тракторного парка не может осуществляться должным образом и не может конкурировать с импортными аналогами.
Выделение бюджетных субсидий на частичную компенсацию цен на горюче-смазочные материалы, минеральные удобрения и запасные части для частичного воспроизводства сельскохозяйственной техники путем технического обслуживания и ремонта не снижает остроту проблемы. Полученные таким образом финансовые средства поглощаются поставщиками и посредниками материальных ресурсов.
Другими факторами, сдерживающими инвестиционные процессы в отечественной аграрной экономике, являются: недостаточный спрос на новые технологии; несовершенство нормативно-правовой базы и инструментов регулирования инвестиционных процессов; информационная непрозрачность деятельности участников агропродовольственного рынка; недостаточная проработанность механизмов налогового стимулирования сельскохозяйственных товаропроизводителей; низкие уровни прибыльности инвестиций в основной капитал и рентабельности инвестиционных проектов; неопределенность экономической ситуации в стране [2, 3].
Инвестирование со стороны главного инвестора сельско-
хозяйственных товаропроизводителей - государства - получило ускоренное развитие с принятием и реализацией национальных проектов и государственных федеральных и региональных программ. Данные, приведенные в табл. 1, свидетельствуют об активизации инвестиционных процессов в обновление производственной базы сельскохозяйственных организаций [4].
В результате положительной инвестиционной динамики в основные фонды наблюдается прирост ввода в действие дополнительных производственных мощностей по содержанию свиней, модернизации элеваторов, комбикормовых предприятий, мощностей по производству мяса. Вместе с тем следует отметить высокий уровень износа основных средств животноводческих помещений, элеваторного хозяйства, комбикормовых предприятий и мощностей по переработке сельскохозяйственной продукции, который находится в пределах 3040% и выше. Низкая энергоемкость производства приводит к снижению темпов роста объемов продукции.
Инвестиционная политика государства, направленная на воспроизводство технической базы агро-производства, осуществляется по следующим направлениям:
- прямое управление государственными инвестициями;
- введение системы налогов с дифференцированными налоговыми ставками и льготами;
- предоставление финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, бюджетных ссуд на развитие отдельных территорий, отраслей, производств;
- проведение соответствующей финансовой и кредитной политики, ценообразования, амортизационной политики;
- контроль применения норм, стандартов, соблюдения правил обязательной сертификации и т.д. [1, б].
Таблица 1
Инвестиции в воспроизводство производственной базы в сельском хозяйстве Российской Федерации, 2000-2015 гг.
Показатели 2000 2005 2010 2015 2015 в % к
2000 2010
Инвестиции в основной капитал, млрд руб. 34,8 142,3 303,8 538,1 15,5 раза 177,1
Животноводческие помещения, тыс. мест, для:
крупного рогатого скота 102,8 27,5 111,1 99,0 96,3 89,1
свиней 30,2 60,7 603,3 1202,6 39,8 раза 199,3
овец 9,6 6,2 6,3 4,8 50,0 76,2
Птицефабрики:
яичного направления, тыс. кур-несушек 36,0 1150,0 702,7 163,0 4,5 раза 23,2
мясного направления, млн гол. 0,04 8,9 122,5 21,6 540 раз 17,6
Элеваторы, тыс. т 43,1 2,4 56,0 83,0 192,6 148,2
Предприятия, тыс. т
по переработке зерна, 2,3 1,2 0,2 1,0 43,5 5 раз
комбикормовые 0,06 0,2 0,8 3,0 50 раз 3,8 раза
Овощехранилища, тыс. т 26,8 9,2 149,6 117,8 4,4 раза 78,7
В табл. 2 представлены направления инвестиционного обеспечения развития технической базы сельского хозяйства Краснодарского края на перспективу [5].
Характер воспроизводстватехни-ческих ресурсов напрямую связан с производственными возможностями и результатами хозяйственной деятельности сельскохозяйственных
Показатели 2016 2017 2018 2019 2020 2021
Инвестиции, млрд руб. 22,7 25,2 27,9 30,9 34,3 38,1
Общий объем финансирования по программе 10 463 15 576 16 573 16 792 17 967 18 928
Субсидии по инвестиционным кредитам
в растениеводство 650 651 684 718 754 791
в животноводство 706 673 706 741 779 817
Модернизация хранилищ, плодохранилищ, тепличных комплексов 4 - - - - -
Модернизация животноводческих комплексов - 27 28 30 31 33
Техническое перевооружение мелиоративных систем 535 661 671 680 867 879
Развитие материальной базы ветеринарии - 51 51 56 59 62
Таблица 2
Инвестиционное обеспечение развития технической базы сельского хозяйства в Краснодарском крае на 2016-2021 гг., млн руб.
Рис. 2. Поэтапная реализация инвестиционного проекта в техническую модернизацию сельскохозяйственного производства
товаропроизводителей, что во направляемых на воспроизводство многом определяет уровень и ди- технической базы сельскохозяй-намику инвестиционных средств, ственного производства.
В Государственных программах рассматривается комплекс инструментов, направленных на интенсификацию развития технической базы растениеводства, радикальную модернизацию животноводческих комплексов, мелиоративных систем. Среди них достойное место отводится прямой государственной поддержке инвестирования отрасли из средств бюджетов федерального и краевого подчинения [6, 7].
Методической основой оценки инвестиционной привлекательности сельхозтоваропроизводителей, на наш взгляд, должен выступать значимый с позиции инвестора критерий - способность субъекта хозяйствования к генерированию и устойчивому росту прибыли, обеспечивающая возможность возврата инвестиций в течение коротких периодов, формализуемая в показателе «рентабельность затрат и активов» (рис. 2).
Вместе с тем представленный на схеме методический подход свидетельствует о необходимости многокритериального оценивания инвестиционного проекта в развитие
технической базы аграрного производства, учета особенностей объекта инвестирования и рассмотрения инвестиций во взаимодействии с инновациями [8].
Реализация инвестиционных проектов осуществляется поэтапно, причем каждый этап отличается своими критериями оценивания, в этой связи особую значимость приобретает формирование и развитие системы государственного мониторинга инвестиционных процессов и корректировка критериев.
Таким образом, нацеленность инвестиционной деятельности в формирование и эффективное использование технической базы сельскохозяйственного производства на инновационной основе на создание благоприятной среды, необходимой для воспроизводства сельских территорий, природного потенциала и получения качественной и конкурентоспособной продукции сельского хозяйства, требует разработки методической базы ее активизации и подготовки условий практической реализации инвестиционных проектов.
Примечания:
1. О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы: постановление Правительства РФ № 717 от 14 июля 2012 года // СПС КонсультантПлюс. М., 2017.
2. Воблая И.Н. Экономическое обоснование приоритетов развития инвестиционной деятельности в региональном АПК. М.: Издат. дом Миракль, 2017. 176 с.
3. Индюков А.И. Государственное обеспечение технико-технологического развития аграрной экономики // KANT. 2013. №2/8. С. 63-70.
4. О ходе и результатах реализации в 2016 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы: Национальный доклад. М.: Министерство сельского хозяйства РФ, 2017. 244 с. URL: Ы^р://мниап.рф/ repository/national-reports/9/document.pdf.
5. Об утверждении Государственной программы Краснодарского края «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия»: постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края № 944 от 05 октября 2015 года (ред. от 16.09.2016 г.) // СПС КонсультантПлюс. М., 2017.
6. Агаркова JI.B., Агарков A.B., Кипкеева A.M. Разработка инновационно-инвестиционной стратегии развития плодоовощного подкомплекса Карачаево-Черкесии // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 5, Экономика. 2010. № 2. С. 119-125.
7. Попов Д.Н. Формирование политики финансового управления рисками предприятий АПК (на примере пищевой промышленности) // Известия Нижневолжского агроуниверситетского комплекса: наука и высшее профессиональное образование. 2014. № 3(35). С. 276-280.
8. Осмоловская М.С. Инвестиционный процесс в АПК Краснодарского края: состояние и перспективы // АПК: экономика, управление. 2015. № 3. С. 89-93.
References:
1. Resolution of the Government of the Russian Federation No. 717 of July 14, 2012 «On the State Program for the Development of Agriculture and Regulation of the Agricultural Products, Raw Materials and Foodstuffs for 2013-2020» // SPS ConsultantPlus. M., 2017.
2. Voblaya I.N. Economic substantiation of priorities for development of investment activity in the regional agroindustrial complex. M., Ed. House Miracle, 2017. 176 pp.
3. Indukov A.I. State support of technical and technological development of agrarian economy // KANT. 2013. No. 2/8. Pp. 63-70.
4. National report «On the progress and results of the implementation in 2016 of the State program for the development of agriculture and regulation of markets for agricultural products, raw materials and food for 2013-2020». M.: Ministry of Agriculture of the Russian Federation, 2017. 244 p. URL: http://MHnan.p4)/reposi-tory/national-reports/9/document.pdf.
5. Resolution of the Head of Administration (Governor) of Krasnodar Region No. 944 of October 5, 2015 (edited on September 16, 2016) On the Approval of the State Program of the Krasnodar Region "Development of Agriculture and Regulation of Agricultural Products, Raw Materials and Foodstuffs" // SPS Consultant-Plus. M., 2017.
6. Agarkova L.V., Agarkov A.V., Kipkeeva A.M. Development of an innovationinvestment strategy for the development of the fruit and vegetable subcomplex of Karachaevo-Cherkessia // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. 5, Economics. 2010. No. 2. Pp. 119-125.
7. Popov D.N. Formation of the policy of financial risk management of enterprises of agroindustrial complex (on the example of food industry) // Proceedings of Nizhnevolzhskiy agrouniversity complex: science and higher vocational education. 2014. No. 3 (35). Pp. 276-280.
8. Osmolovskaya, M.S. Investment process in the agrarian and industrial complex of the Krasnodar region: state and prospects // Agro-Industrial Complex: Economics, management. 2015. No. 3. Pp. 89-93.