Научная статья на тему 'Финансово-кредитная инфраструктура малого агробизнеса: современное состояние и перспективы развития'

Финансово-кредитная инфраструктура малого агробизнеса: современное состояние и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
331
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСИРОВАНИЕ / ХОЗЯЙСТВО / КРЕДИТОВАНИЕ / КООПЕРАЦИЯ / ЛИЗИНГ / АГРОБИЗНЕС / СУБСИДИРОВАНИЕ / ФРАНЧАЙЗИНГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шкарупа Е. А.

В настоящее время происходит усиление государственного регулирования и содействия развитию малого агробизнеса. Государство должно регулировать не столько сам рынок, сколько условия, влияющие на него. Инструменты финансовой поддержки особую актуальность, поскольку финансово-кредитная инфраструктура АПК и малого агробизнеса находится пока на стадии становления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финансово-кредитная инфраструктура малого агробизнеса: современное состояние и перспективы развития»

'Рлу^итие^'Н'К 27 (234) -2011

УДК 65.261.5

ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА МАЛОГО АГРОБИЗНЕСА: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Е. А. ШКЛРУПЛ,

кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры теории финансов, кредита и налогообложения

E-mail: [email protected] Волгоградский государственный университет

В настоящее время происходит усиление государственного регулирования и содействия развитию малого агробизнеса. Государство должно регулировать не столько сам рынок, сколько условия, влияющие на него. Инструменты финансовой поддержки приобретают особую актуальность, поскольку финансово-кредитная инфраструктура АПК и малого агробизнеса находится пока на стадии становления.

Ключевые слова: финансирование, хозяйство, кредитование, кооперация, лизинг, агробизнес, субсидирование, франчайзинг.

Малый агробизнес является структурообразующим фактором развития агропромышленного комплекса, поддерживает высококонкурентный характер экономических отношений. В Российской Федерации малый агробизнес еще не занял должного места в системе экономических отношений и требует дальнейшего изучения.

Малый агробизнес обладает целым рядом особенностей, которые обусловливают специфику его финансово-кредитного обслуживания. Особая финансово-кредитная инфраструктура в аграрном секторе формируется в специфических условиях рискованного производства, низкой инвестиционной привлекательности, сезонности вложения средств, замедленного и незавершенного оборота капитала, долгосрочной реализации инвестиционных проектов и сильной зависимости от заемных источников.

В настоящее время происходит усиление государственного регулирования и содействия разви-

тию малого агробизнеса. Инструменты финансовой поддержки малого агробизнеса приобретают особую актуальность и имеют ярко выраженный проблемный характер, обусловленный:

- несовершенством и незавершенностью нормативно-правовой базы;

- ориентацией экономической политики государства на обеспечение интересов крупных хозяйственных структур;

- высоким уровнем налогов;

- дефицитом денежных средств;

- неэффективностью форм бюджетной поддержки и кредитования;

- отсутствием обоснованныхмеханизмов распределения средств государственной поддержки малого сельского предпринимательства;

- недостаточной ориентацией на развитие интеграции и кооперации малого и крупного сельского предпринимательства;

- практическим отсутствием рыночной инфраструктуры для обслуживания деятельности предприятий и организаций малого предпринимательства;

- недостаточным развитием местного сельского самоуправления.

Финансово-кредитная инфраструктура агропромышленного комплекса представляет собой комплекс, субъекты которого осуществляют процессы аккумуляции и распределения финансовых ресурсов, формирования и движения капитала между хозяйственными субъектами и сферами

агропромышленного комплекса для обеспечения непрерывности агропромышленного производства (рис. 1).

Особенностью кредитной подсистемы для предприятий малого агробизнеса является коммерческое кредитование, которое включает в себя такие элементы, как взаимосвязь с агрохолдинга-

ми, авансирование платежей заказчиками, кредиторская задолженность перед поставщиками. В условиях недостаточности финансовых ресурсов хозяйственные субъекты должны иметь возможность получения заемных средств для обеспечения непрерывности воспроизводственного процесса в агропромышленном комплексе.

Финансово-кредитная инфраструктура агропромышленного комплекса

Финансовая подсистема

Кредитная подсистема

Бюджеты: государственный; предприятий и общественных организаций; региональные и муниципальные

Целевые программы, национальный

проект «Развитие АПК»

Субсидии на производство продукции и материально-технические ресурсы

Финансирование инвестиционной деятельности

° & о ч:

X о

ж

Страхование

Венчурное финансирование

Кредитование через систему

банков (Банк России, коммерческие банки, ОАО «Сбербанк России», ОАО «Россельхозбанк»)

\

Государственная поддержка

Подоходный налог (кроме сельского хозяйства)

Налог на прибыль, на имущество организаций, НДС, ЕСН (для предприятий, не уплачивающих ЕСХН)

Потребительские кредиты

\ Г

а- 1 Я

¡5 о Р

Ё * Я &

^ Я а

У ч

Лизинг

Рис. 1. Финансово-кредитная инфраструктура агропромышленного комплекса [3]

Нередко малый агробизнес не представляет интересадля крупных финансовых структур в силу незначительности запрашиваемых сумм и высоких издержек предоставления кредита. Наиболее приемлемое решение этого вопроса достигается через возрождение сельскохозяйственной кредитной потребительской кооперации как организации финансовой взаимопомощи и взаимного кредитования.

В настоящее время банковское кредитование стало неотъемлемой частью хозяйственного процесса, формируя значительную долю пассивов многих предприятий агропромышленного комплекса. Покрывая их потребность в заемных средствах, банковский кредит создает им условия для осуществления эффективной хозяйственной деятельности. Банковское кредитование субъектов малого агробизнеса будет эффективным лишь в том случае, если приобретет регулярный и массовый характер.

Деятельность по предоставлению кредитов малым предприятиям должна быть отраслью специализации банка и осуществляться по определенной технологии. С позиции кредитных организаций, наиболее существенным фактором, сдерживающим кредитно-инвестиционную активность банковского сектора по отношению к малому бизнесу, является финансовое состояние (более 1/3 малых предприятий убыточны). Наиболее существенные факторы, влияющие на решение вопроса о предоставлении кредита, представлены на рис. 2.

Введение принципиально новой системы финансовой поддержки сельских товаропроизводителей потребовало создания соответствующего кредитного учреждения, которым стало ОАО

58,3%

45,8%

22,2%

12,5%

Высокие риски Отсутствие Недостаточная Высокие Отсутствие

кредитования надежного ресурсная база операционные спроса на

заемщика издержки условиях банка

Рис. 2. Причины, препятствующие увеличению объемов кредитования

малого бизнеса

«Россельхозбанк» (далее — Россельхозбанк). На Россельхозбанк возложены непростые функции: он должен обеспечить широкий доступ к кредитным ресурсам и масштабное кредитование сельскохозяйственных товаропроизводителей по различным направлениям.

Если говорить о структуре работы в банковской сфере, то в этом направлении Россельхозбанк занимает 62%, ОАО «Сбербанк России» (далее — Сбербанк) — 32% и, соответственно, остальные банки — 6%. Всего 20 банков активно включились в работу по кредитованию малого агробизнеса.

К основным универсальным коммерческим банкам, кредитующим аграрный сектор, относятся Сбербанк (более половины займов организаций и предприятий агропромышленного комплекса), Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», «Банк ВТБ» (ОАО), «Газпромбанк» (ОАО). Универсальным, но в то же время специализированным банком, кредитующим агропродо-вольственный сектор, является Россельхозбанк, который был учрежден для формирования на его базе национальной кредитно-финансовой системы обслуживания товаропроизводителей в сфере агропромышленного производства. Кредитный портфель банка на начало 2010 г. составил 630 млрд руб. Региональная сеть Россельхозбанка стала второй по масштабам в России. По итогам 2009 г. в ее состав входили 78 филиалов и около 1514 отделений.

В 2009 г. приток кредитных ресурсов в агропромышленном комплексе увеличился на 10 % по сравнению с предыдущим годом и составил 412 млрд руб., из которых 73 % — краткосрочные кредиты, 27% — инвестиционные. Объемы наиболее востребованного краткосрочного кредитова-

- ния удалось повысить более

чем на треть. В то же время

- объемы инвестиционных

кредитов снизились.

--В 2009 г. Россельхозбанк,

несмотря на кризисные явления в экономике, активно проводил курс на расширение кредитной поддержки агро-продовольственного комплекса. За два года банком предоставлено кредитов на 596 млрд руб., в том числе 340 млрд руб. — в 2009 г. По срав-

12,5%

нению с 2008 г. объем выдачи кредитов увеличился на85 млрд руб.

Повышение доступности кредитов обеспечивается предоставлением субсидий за счет средств федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в коммерческих банках и сельскохозяйственных кредитных кооперативах сельскохозяйственными организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и организациями, осуществляющими первичную и последующую переработку сельскохозяйственной продукции. С 2010 г. субсидируемые инвестиционные кредиты предоставляются на срок до 10 лет организациям, осуществляющим первичную подработку и хранение зерна, на строительство, реконструкцию и модернизацию мощностей и приобретение оборудования для первичной подработки и хранения зерна, в связи с тем, что приоритетным направлением растениеводства становится ориентированное на экспорт зернопроизводство, требующее соответствующего развития инфраструктуры.

Россельхозбанк внедрил следующие программы:

- кредитования граждан, ведущих личное подсобное хозяйство;

- кредитной и финансовой поддержки функционирования системы сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов;

- кредитования малых семейных молочных ферм;

- кредитования различных видов оборудования и сельскохозяйственной техники под их залог;

- земельно-ипотечного кредитования;

- кредитования сельской производственной и социальной инфраструктуры, различных видов несельскохозяйственной деятельности. Совершенствование кредитных отношений в

агропромышленном комплексе должно вестись в тесной увязке с обоснованием всей системы экономического механизма и опираться прежде всего на создание условий, благоприятствующих развитию малого предпринимательства.

Аграрный сектор должен формировать кредитоспособную среду для субъектов малого предпринимательства. В противном случае не избежать пассивной роли кредита в формировании источников финансирования аграрного рынка.

Одним из основных направлений совершенствования системы кредитования сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов должно

стать налаживание связей с Россельхозбанком и Сбербанком России по вопросам кредитования мелких сельхозпроизводителей через сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы.

Для малого бизнеса самой острой проблемой являются высокие процентные ставки по кредитам. Для решения этой проблемы предложено государственное субсидирование процентных ставок при кредитовании малого бизнеса.

Для российских сельскохозяйственных товаропроизводителей наиболее приемлемой надежной формой ведения бизнеса может стать договор франчайзинга. Это минимизирует трансакционные издержки, сопряженные с надзором за качеством продукта, и при реализации агропромышленной продукции позволяет пользоваться известной, уважаемой, популярной торговой маркой, фирменным знаком или стилем. Кроме того, франчайзер передает аграрному формированию комплект методических материалов в виде четких инструкций по сырью, оборудованию, поставщикам, системе сбыта, технологии ведения дела, проводит курс обучения и может быть гарантом при получении кредитов или финансового лизинга.

Как показывает мировой опыт, малый бизнес обладает большой способностью к инновациям. Однако реализация этого потенциала возможна в случае, если малые предприятия имеют доступ к источникам венчурного капитала. Предоставление первоначального долевого капитала венчурным фондом является одним из способов формирования благоприятной бизнес-среды для малого бизнеса, так как только на стадии зрелости малые предприятия обладают положительной кредитной историей и могут предоставить банку надежное обеспечение.

На протяжении всей деятельности малым предприятиям необходима консультационная поддержка в области налогообложения, бухгалтерского учета, юриспруденции.

Созданию и развитию эффективных, высокоустойчивых малых предприятий, ориентированных на выпуск высококачественной конкурентной продукции, способствует также внедрение механизма аутсорсинга.

Исследования особенностей малого предприятия в сельском хозяйстве позволили выделить лизинг как наиболее перспективный вариант кредитования. Преимущества лизинга в сельском хозяйстве состоят в том, что он не исключает, а даже предполагает различные формы государственного регулирования. С помощью лизинга можно преодолеть в некоторой мере и монополизм

производителей сельскохозяйственных машин за счет использования других источников получения техники: импорта, восстановления изношенных деталей, многократного использования разными потребителями. Кроме того, лизинг расширяет доступ к дорогостоящим машинам, снижает время хозяйств по содержанию собственного парка машин, особенно сезонного использования, и сопровождается фирменным сервисом. Особенности лизинга для субъектов малого предпринимательс-твапредставленывтабл. 1.

Для крестьянских фермерских и личных подсобных хозяйств агролизинг решает одновременно две важные проблемы: приобретение техники и ее финансирование.

Существенным условием развития агролизинга является возможность и потребность оплаты оказываемых по лизингу услуг в натуральной форме, т. е. путем встречной поставки производимой пользователем машин сельскохозяйственной продукции. Такая форма взаиморасчетов отвечает интересам как крестьян, так и государства или другого кредитора. Такие сделки позволяют организовать сельскохозяйственное производство в условиях острого недостатка денежных средств, а расчеты за аренду техники произвести после уборки урожая. Они выгодны и государству, так как гарантируют поставки продукции в федеральный фонд.

В связи с ростом цен на продовольствие агролизинг при таких сделках служит надежной защитой инвестиций в агропромышленном комплексе и стабилизации продовольственного рынка.

Для поддержки программных мероприятий из федерального бюджета предоставляются субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным сельскохозяйственными товаропроизводителями в российских кредитных организациях на приобретение высокотехнологичных сельскохозяйственных машин и оборудования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Предусматривается также их поставка на условиях лизинга, для чего планируется выделение бюджетных ассигнований на пополнение уставного капитала ОАО «Росагролизинг».

С 2008 г. ОАО «Росагролизинг» является исполнителем государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008—2012гг. по обеспечению регионов России племенным скотом, животноводческим оборудованием и сельхозтехникой в комплексе.

Таблица 1

Особенности лизинговых операций для субъектов малого предпринимательства

Показатель Содержание

Предпосылки использования Необходимость снижения первоначального капитала. Расширение возможностей использования внешних источников финансирования

Интересы коммерческих структур Обеспечение возврата основной части кредита в виде передаваемого в лизинг оборудования. Снижение риска

Интересы малого бизнеса Лизингополучатель освобождается от единовременной оплаты стоимости оборудования, что позволяет ему сделать нужный выбор, даже в случае кредитных ограничений и невозможности привлечения заемных средств. Лизинг расширяет каналы по привлечению средств, сужает сферу использования долгосрочного кредита и расширяет привлечение заемных источников. Ускоренная амортизация. Снижение суммы гарантий. Снижение минимального начального капитала. Кроме финансовой функции лизинг имеет также производственную, являясь наиболее прогрессивным методом материально-технического обеспечения производства, в том числе и передовой техникой. Лизингополучатель имеет возможность приобрести необходимый набор услуг: от технического обслуживания до услуг по страхованию, маркетингу и т.д. Малый бизнес имеет дело со специализированными лизинговыми компаниями, имеющими возможность добиваться от производителей более благоприятных цен на производимое ими оборудование

Недостатки для малого бизнеса Величина лизинговых платежей ориентируется на уровень банковских процентных ставок. Отсутствие принципиальной разницы в условиях банков и лизинговых компаний

Возможности использования Возможности применения безграничны, но только в рамках единой программы поддержки малого бизнеса с участием государства

Финансирование программных мероприятий из федерального бюджета осуществляется на условиях софинансирования расходов субъектов Российской Федерации (табл. 2).

Составной частью формирования стратегии регионального развития лизинга является организация бизнес-консультирования и обучения предпринимателей. Малые предприятия демонстрируют весьма низкий уровень информированности о

Таблица 2

Финансовое обеспечение программных мероприятий в 2008-2012гг., млн руб. [1]

Показатель 2008 2009 2010 2011 2012

Субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным сельскохозяйственными товаропроизводителями на приобретение высокотехнологической сельскохозяйственной техники 2 450 5 360,1 8 450 10 297,4 11 547,4

Взнос Российской Федерации в уставный капитал ОАО «Росагролизинг» 4 000 2 000

Расходы из федерального бюджета, всего 6 450 7 360,1 8 450 10 297,4 11 547,4

возможности, а тем более о механизме получения основных средств на условиях лизинга и практически никогда не сталкивались с этой проблемой на практике. У них нет опыта составления бизнес-планов, заявок и иных документов. Кроме того, подготовка предпринимателей в области финансового менеджмента и правовых аспектов экономической деятельности оценивается как явно недостаточная. Это значительно снижает возможность получения малыми предприятиями оборудования на условиях лизинга и формирует высокий уровень рисков для лизинговых компаний: велика вероятность того, что малое предприятие не сможет реально обеспечить поступление лизинговых платежей по установленному графику и в установленном объеме.

В связи с этим необходимым условием развития лизинга в малом бизнесе является разработка специальных программ обучения и организация консалтинговой поддержки предпринимателей на разных этапах реализации лизинговой сделки. Консалтинговое обеспечение лизинга может быть организовано как направление деятельности институтов поддержки малого агробизнеса.

Перспективным видом финансового лизинга для предприятий малого агробизнеса может стать обеспечение сельскохозяйственной техникой. Для этого необходимо увеличить выделение денежных средств из областного бюджета, уменьшить величину первоначального взноса до 2%, увеличить срок лизинга до 10 лет в зависимости от срока службы техники, расширить область применения

компенсационного лизинга, учитывая специфику сельскохозяйственного производства (сезонность и трудоемкость), уплачивать лизинговые платежи раз в год после уборки урожая или завершения сельскохозяйственного года.

Разработанные предложения и рекомендации по финансовому обеспечению малых форм сельского хозяйства позволят лизингу занять достойное место среди способов поддержки, определяющих динамичное развитие малого бизнеса и экономики России в целом.

Налоговая политика в сельском хозяйстве в последние годы претерпевает существенные изменения. Они выражаются в постепенном и последовательном отказе от льгот, предоставляемых сельскохозяйственным предприятиям, с одновременным введением льготного специального режима налогообложения. Единый сельскохозяйственный налог предполагает значительное сокращение налоговой нагрузки сельскохозяйственных товаропроизводителей — организаций и индивидуальных предпринимателей, а также крестьянских (фермерских) хозяйств.

Достойный уровень доходов населения в районах, где возможность ведения сельскохозяйственного производства сильно ограничена, должен поддерживаться за счет развития промыслов, перепрофилирования сельскохозяйственных предприятий надругие виды деятельности.

При этом следует расширить возможность применения единого сельскохозяйственного налога, признав сельскохозяйственными товаропроизводителями предприятия с долей доходов от реализации сельскохозяйственной продукции и их первичной переработки в размере не 70, а 50 % в общей выручке.

В настоящее время налогообложение лизинговой деятельности осуществляется в общем порядке. Льгот для лизингодателей и лизингополучателей не предусмотрено. Между тем покупка средств по лизингу является единственной возможностью получения новой сельскохозяйственной техники. Однако при покупке сельскохозяйственной техники по лизингу ее стоимость повышается на сумму НДС, т.е. на 18%. Таким образом, налоги увеличивают стоимость средств производства, так как малые предприятия (лизингополучатели) обязаны возместить лизингодателю затраты, осуществленные в денежной и материальной форме. В конечном результате избыточное налоговое бремя ложится на приобретателя сельскохозяйственной техники. Вследствие этого представляется необхо-

димым уменьшение ставки НДС по отношению к средствам производства для сельского хозяйства, приобретаемым по лизингу, и применение налоговых льгот по налогу на имущество предприятий лизингополучателя.

Одной из форм поддержки крестьянских фермерских хозяйств мог бы стать инвестиционный налоговый кредит. Российским налоговым законодательством не предусмотрено предоставление инвестиционного налогового кредита сельскому товаропроизводителю [2].

Между тем его применение в сельском хозяйстве (независимо от формы собственности товаропроизводителя) позволило бы сформировать мощный инструмент повышения инвестиционной и хозяйственной активности, ориентированной на экономические приоритеты. Инвестиционный налоговый кредит представляет собой изменение срока уплаты налога, при котором малым предприятиям при наличии соответствующих оснований предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшить свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.

Таким образом, для совершенствования системы налогообложения малого агробизнеса представляется необходимым:

- расширить возможность применения единого сельскохозяйственного налога, признав сельскохозяйственными товаропроизводителями предприятия с долей доходов от реализации сельскохозяйственной продукции и их первичной переработки в размере не 70, а 50% в общей выручке;

Список литературы

- включить сельскохозяйственных товаропроизводителей в перечень субъектов, имеющих право на получение инвестиционного кредита;

- установить пониженную ставку НДС на средства производства для сельского хозяйства, приобретаемые по лизингу;

- уменьшить размеры платежей налога на имущество предприятий, занимающихся лизингом в сельском хозяйстве.

Внесение изменений должно привести к снижению налоговой нагрузки на субъекты малого агробизнеса, что создаст благоприятные условия для их развития.

Современное состояние финансово-кредитной инфраструктуры агропромышленного комплекса можно охарактеризовать как этап ее формирования. Структурными элементами поддержки развития малого агробизнеса в финансовой подсистеме являются государственное финансирование и субсидии, предоставляемые микрофинансовыми структурами и международными финансовыми организациями. В кредитной подсистеме приоритетную роль играют коммерческое кредитование (агрохолдингами, покупателями, поставщиками), взаимное кредитование через систему кредитной потребительской кооперации.

На современном этапе задача государства в развитии финансово-кредитной инфраструктуры состоит в создании институциональных условий динамичного развития малого агробизнеса, особенно в сфере налогообложения и стимулирования многоуровневой кредитной кооперации, сочетании прямого банковского кредитования с инновационными методами парабанковского сектора.

1. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008—2012 годы: постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.2007 № 446.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ.

3. Тимофеева Г. В. Развитие интегральной инфраструктуры АПК России: тенденции и механизмы: монография. Волгоград: ВолГУ, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.