Научная статья на тему 'Регулирование инновационных процессов в АПК'

Регулирование инновационных процессов в АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
113
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Регулирование инновационных процессов в АПК»

Практика финансирования научно-технической сферы агропромышленного комплекса показывает, что на этапах создания инноваций, их распространения и тем более освоения в производстве требуются определенные финансовые поступления, осуществляющиеся из различных источников. Многоканальность финансирования инновационного процесса предполагает четкое определение его источников не только в целом по процессу, но и отдельно для каждого этапа.

Основным источником финансирования инновационного процесса на всех его этапах служат бюджетные средства. Необходимо мобилизовать бюджетное финансирование инноваций на преодоление его ограниченности и распыленности.

Перспективным направлением является развитие системы венчурного инвестирования как одного из важнейших внебюджетных источников финансирования. Традиционная финансовая система не способна предложить гибкие формы финансирования малых и средних высокотехнологичных компаний по следующим причинам.

Во-первых, в связи с непредсказуемостью результатов творческого процесса в силу возможной ошибочности идеи существует риск потери авансированного капитала, также достаточно трудно предсказать реакцию рынка на появление новшества.

Во-вторых, в инновационной деятельности присутствует временной лаг от момента авансирования финансовых средств до получения коммерческой отдачи от инноваций.

В-третьих, высокая неопределенность результата инновационной деятельности не обеспечивает гарантий возврата финансовых средств.

В-четвертых, предприятия малого и среднего бизнеса, особенно на этапе становления, сталкиваются с серьезными трудностями получения финансовых средств. Не имея

прочных позиций на рынке, а часто и опыта ведения бизнеса, они, как правило, отрезаны от традиционных источников финансирования.

Основой динамичного развития инновационного рынка являются венчурные предприятия и фонды. Сложность ситуации, по нашему мнению, состоит в следующем. С одной стороны, Россия имеет определенный венчурный потенциал. С другой стороны, налоговое законодательство мало приспособлено к нуждам венчурного бизнеса.

В целях развития инновационного процесса государству необходимо: ввести налоговые льготы, включая налоговые скидки с общей суммы инвестиций в активную часть основного капитала; сократить налогооблагаемый доход разработчиков научно-технической продукции; начать налоговое стимулирование компаний, предоставляющих оборудование и финансовые средства субъектам малого научно-технического предпринимательства, венчурным организациям.

Проведенное исследование позволяет определить основные направления совершенствования государственной инновационной политики в агропромышленном комплексе. Главными из них являются:

- формирование институциональных и законодательных условий для развития инновационной деятельности в агропромышленном комплексе;

- государственная поддержка и стимулирование инвесторов, вкладывающих средства в наукоемкое высокотехнологичное производство;

- совершенствование налоговой системы с целью создания выгодных условий для ведения инновационной деятельности;

- обеспечение информационной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, способствующей достижению согласованности интересов государства, научных организаций и инновационного агробизнеса.

РЕГУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В АПК

И.А. Сергеева, к.э.н., доц. Пензенского государственного университета,

А.Ю. Сергеев, к.э.н., доц. Пензенской государственной сельскохозяйственной академии

В результате реформ в российском агропромышленном комплексе произошли существенные социально-экономические преобразования. Изменилась институциональная среда, возник многоукладный сектор экономики. Практически полностью приватизированы пищевая и перерабатывающая промышленность, оптовая и розничная торговля, отрасли произ-

водственной инфраструктуры. Радикально изменились экономические, финансовые и правовые условия хозяйствования, но предполагаемая эффективность рыночных реформ в агропромышленном комплексе пока не достигнута.

Недостаточная проработанность основ государственного регулирования экономики,

неблагоприятные структурные изменения, образовавшиеся при проведении экономических реформ, общее снижение экономической активности в производственном секторе АПК, а также проблемы привлечения инвестиций в аграрную сферу, и, в частности, в сельское хозяйство, сдерживают развитие инновационных процессов. Для обеспечения конкурентоспособности и эффективности АПК необходимы системная поддержка и регулирование инновационного развития сельского хозяйства, включая при этом в сам процесс регулирования элементы инновационного менеджмента.

К характерным чертам инновационного менеджмента, использование которых наиболее актуально в сложившихся условиях хозяйствования, относятся: вероятностный и творческий характер инновационных процессов; применение новейших социально-психологических, эвристических, дидактических методов воздействия; использование гибких, адаптивных, морально-этических и индивидуальных подходов в инновационной деятельности.

Под регулированием инновационных процессов понимается система мер по централизованному воздействию государства, его федеральных и региональных органов на фундаментальные исследования, прикладные научные разработки и реализацию практически значимых проектов, способных радикально повлиять на конкурентоспособность предприятий АПК.

Важнейшей составной частью регулирования является сочетание государственного финансирования науки с развитием инновационного предпринимательства в отрасли. Поэтому стимулирование развития инновационного предпринимательства должно стать одним из основных направлений государственной политики в этой области. Особое место принадлежит венчурным фондам, которые предназначены для финансирования потенциально высокоэффективных, но рискованных инновационных проектов.

Эффективность функционирования

сельского хозяйства и АПК в целом во многом зависит от рационального государственного планирования и регулирования развития инновационных процессов. В периоды, когда осуществляется структурная трансформация экономики, проводятся аграрные реформы, особое значение приобретают организационноуправленческие инновации, основной составляющей которых являются институциональные нововведения при формировании принципиально новых организационно-правовых структур интегрированного типа (агрохолдинги, агрофирмы и пр.).

Институциональные основы регулирования инноваций включают в себя: формирование законодательной базы, разработку комплексных и специализированных, межотраслевых и отраслевых инновационных программ, применение определенных схем финансирования разработок и формы контроля за выполнением программ. Для регулирования инновационных процессов в АПК такая институциональная основа еще не сформирована, хотя отдельные позитивные попытки и предпринимались Правительством России.

Законодательная база, регулирующая инновационные процессы в АПК, представлена, в частности, Федеральными законами «О науке и государственной научно-технической политике», «Об основных направлениях агропродо-вольственной политики Правительства РФ на 2001-2010 гг.», Указами Президента РФ «О приоритетных направлениях развития науки и техники» и «Об основах политики РФ в области развития науки и техники на период до 2010 г.» и др.

В рамках приоритетного национального проекта «Развитие АПК» Правительством России предпринят ряд мероприятий, способствующих успешной реализации задач развития инновационных процессов. Так, 29 апреля 2006 г. вступило в силу постановление Правительства РФ от 24 марта 2006 г. № 168 «О временных ставках ввозных таможенных пошлин в отношении отдельных видов технологического оборудования».

Согласно постановлению, утверждены так называемые нулевые ставки для продукции машиностроения, включая сельскохозяйственное оборудование, сроком на девять месяцев. Речь, в частности, идет о высокотехнологичном оборудовании для животноводства и перерабатывающей промышленности, не имеющем отечественных аналогов, в том числе доильных установках и аппаратах, машинах и механизмах для приготовления кормов для животных, инкубаторах, брудерах и другом сельскохозяйственном оборудовании, - в общей сложности о 34 позициях из 800, предусмотренных постановлением (действие постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. № 718 продлено, подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации на постоянной основе).

Вмешательство государства в процесс воспроизводства, попытка путем элементов регулирования и программирования достигнуть сбалансированности развития отраслей и сфер АПК являются результатом процесса обобществления производства в условиях, ко-

гда присущая любому высокоорганизованному производству потребность в обеспечении пропорциональности становится решающим фактором дальнейшего развития производительных сил. Реальные возможности для осуществления регулирования базируются на наличии у государства финансовых ресурсов, необходимых для превращения их в активный инструмент экономической политики.

Проблема активизации инвестиционной деятельности является сдерживающим фактором в развитии инновационных процессов в АПК. Современное состояние научно-технического потенциала АПК характеризуется недостаточным бюджетным финансированием научноисследовательских работ, низкой востребованностью научно-технических достижений в производстве, разрушением материально-технической базы научных и образовательных организаций, свертыванием исследований по целому ряду важнейших научных направлений в АПК. Так, расходы на прикладные научные исследования в области национальной экономики в 2006 г. составляли 47,2 млрд р., а в 2007 г. -62,9 млрд р., что не превышает 0,6% от общей суммы консолидированного бюджета. Кроме того, затраты на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы составляли 0,3% от всех инвестиций в нефинансовые активы.

Регулирование инновационных процессов в АПК наряду с разработкой законодательной базы должно включать: создание инновационных центров различных организационных форм; постоянное слежение и пополнение банка научно-технических проектов в сфере АПК, продвижение их научно-технической продукции на рынок, поиск отечественных и иностранных инвесторов, исследование рынка наукоемкой продукции; сохранение и развитие ин-

новационного потенциала агропромышленного производства; применение методов инновационного менеджмента; интеграцию науки и производства; развитую систему информационноконсультационных служб; контроль за деятельностью фондов поддержки инноваций.

Эффективность использования данных мер во многом зависит от дальнейшего совершенствования самих экономических форм и методов регулирования инновационных процессов в АПК. Приоритетными направлениями в этой области являются следующие: исключение дублирующих функций государственных органов власти на федеральном и региональном уровнях; разграничение полномочий между органами исполнительной власти различных уровней; согласование перспективных, среднесрочных и краткосрочных программ инновационного развития АПК.

Реализация основных направлений регулирования инновационных процессов является основой стабильного развития аграрного производства. Одним из таких направлений является создании инновационного фонда, формируемого за счет бюджетных средств бюджетов различного уровня с возможным участием средств хозяйствующих субъектов и финансовых структур.

Наибольшее значение для максимально результативного регулирования инновационных процессов приобретают стимулы, способствующие реализации конкретных целей экономической программы: содействие развитию науки и техническим нововведениям, подготовка и переподготовка кадров, структурно-техническая перестройка хозяйства, развитие новых перспективных отраслей АПК. Имея такую направленность, регулирование инновационных процессов объективно содействует выполнению поставленных задач общенационального значения.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В АПК Н.В. Седова, к.э.н., доц. Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова

В последние годы в нашей стране поставлена и реализуется долгосрочная стратегическая задача перехода от топливно-сырьевой экономики к инновационно-технологической. Для этого необходимо создать целостную инновационную систему с развитой инфраструктурой, цивилизованным рынком технологий и правовой охраной результатов интеллектуального труда.

Инновация - конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованно-

го продукта, реализуемого на рынке, или нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности. В свою очередь, инновационная деятельность определяется как процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок или иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, или в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.