Научная статья на тему 'Государственное регулирование инновационной деятельности в АПК'

Государственное регулирование инновационной деятельности в АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
512
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование инновационной деятельности в АПК»

гда присущая любому высокоорганизованному производству потребность в обеспечении пропорциональности становится решающим фактором дальнейшего развития производительных сил. Реальные возможности для осуществления регулирования базируются на наличии у государства финансовых ресурсов, необходимых для превращения их в активный инструмент экономической политики.

Проблема активизации инвестиционной деятельности является сдерживающим фактором в развитии инновационных процессов в АПК. Современное состояние научно-технического потенциала АПК характеризуется недостаточным бюджетным финансированием научноисследовательских работ, низкой востребованностью научно-технических достижений в производстве, разрушением материально-технической базы научных и образовательных организаций, свертыванием исследований по целому ряду важнейших научных направлений в АПК. Так, расходы на прикладные научные исследования в области национальной экономики в 2006 г. составляли 47,2 млрд р., а в 2007 г. -62,9 млрд р., что не превышает 0,6% от общей суммы консолидированного бюджета. Кроме того, затраты на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы составляли 0,3% от всех инвестиций в нефинансовые активы.

Регулирование инновационных процессов в АПК наряду с разработкой законодательной базы должно включать: создание инновационных центров различных организационных форм; постоянное слежение и пополнение банка научно-технических проектов в сфере АПК, продвижение их научно-технической продукции на рынок, поиск отечественных и иностранных инвесторов, исследование рынка наукоемкой продукции; сохранение и развитие ин-

новационного потенциала агропромышленного производства; применение методов инновационного менеджмента; интеграцию науки и производства; развитую систему информационноконсультационных служб; контроль за деятельностью фондов поддержки инноваций.

Эффективность использования данных мер во многом зависит от дальнейшего совершенствования самих экономических форм и методов регулирования инновационных процессов в АПК. Приоритетными направлениями в этой области являются следующие: исключение дублирующих функций государственных органов власти на федеральном и региональном уровнях; разграничение полномочий между органами исполнительной власти различных уровней; согласование перспективных, среднесрочных и краткосрочных программ инновационного развития АПК.

Реализация основных направлений регулирования инновационных процессов является основой стабильного развития аграрного производства. Одним из таких направлений является создании инновационного фонда, формируемого за счет бюджетных средств бюджетов различного уровня с возможным участием средств хозяйствующих субъектов и финансовых структур.

Наибольшее значение для максимально результативного регулирования инновационных процессов приобретают стимулы, способствующие реализации конкретных целей экономической программы: содействие развитию науки и техническим нововведениям, подготовка и переподготовка кадров, структурно-техническая перестройка хозяйства, развитие новых перспективных отраслей АПК. Имея такую направленность, регулирование инновационных процессов объективно содействует выполнению поставленных задач общенационального значения.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В АПК Н.В. Седова, к.э.н., доц. Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова

В последние годы в нашей стране поставлена и реализуется долгосрочная стратегическая задача перехода от топливно-сырьевой экономики к инновационно-технологической. Для этого необходимо создать целостную инновационную систему с развитой инфраструктурой, цивилизованным рынком технологий и правовой охраной результатов интеллектуального труда.

Инновация - конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованно-

го продукта, реализуемого на рынке, или нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности. В свою очередь, инновационная деятельность определяется как процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок или иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, или в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а

также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки [1].

Для агропромышленного комплекса развитие инновационно ориентированного производства имеет важнейшее значение, так как динамичное и эффективное развитие сельского хозяйства должно стать не только общеэкономической предпосылкой успешного решения большинства накопленных в отрасли проблем, но и способом системного согласования установок на удвоение валового внутреннего продукта, сокращение бедности и повышение продовольственной безопасности страны.

Следует отметить, что Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 20082012 годы (утвержденной постановлением Правительства РФ от 14 июля 2007 г.) не ставит перед собой задачи именно инновационного развития агропромышленного комплекса, однако кое-какие направления данной программы могут принципиально основываться на идее инновационного развития. Например, развитие приоритетных подотраслей сельского хозяйства, а в его рамках развитие приоритетных отраслей растениеводства, элитного семеноводства, также развитие племенного животноводства будут успешны только в случае инновационной направленности.

Следует отметить, что уже созданы фонды, оказывающие государственную поддержку инновационным проектам в тех или иных отраслях народного хозяйства. Так, государственную поддержку высокоэффективных инновационных проектов осуществляет Федеральный фонд производственных инноваций. На возвратной основе он поддерживает инновационные проекты, способные вызвать прогрессивные сдвиги в промышленности. Помощь инновационному предпринимательству оказывает Российский фонд фундаментальных исследований. Целевое финансирование разработок высоких наукоемких технологий, конкурентоспособных изделий электронной техники и других работ в рамках федеральной программы «Развитие электронной техники в России» осуществляется Федеральным фондом развития электронной техники. Федеральный экологический фонд Российской федерации осуществляет поддержку инновационной деятельности в сфере экологии. Из средств фонда, образующихся из платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, из отчислений от доходов предприятий и организаций, созданных данным фондом, из добровольных взносов физических и юридических

лиц, а также из других источников, финансируются научно-исследовательские работы и технические разработки, внедрение ресурсосберегающих и экологически чистых технологий. Считаем целесообразным создание государственного фонда, оказывающего поддержку инновационным проектам в агропромышленном комплексе.

Воздействие государства на научно-техническую, инновационную и экономические сферы с целью повышения инновационной активности в национальной экономике целесообразно при этом относить не к управленческому, а к регулирующему воздействию. Здесь под государственным регулированием понимается способ целесообразного воздействия государства на экономическую систему с целью обеспечения или поддержания определенных процессов и изменений экономических явлений посредством содействия формированию хозяйственных связей и пропорций, координации экономической деятельности на основе согласования частных и общественных интересов.

Основными функциями государственных органов в инновационной сфере являются:

- аккумулирование средств на НИОКР и инновации;

- координация инновационной деятельности;

- стимулирование инноваций и конкуренции в данной сфере;

- страхование инновационных рисков;

- введение государственных санкций за выпуск устаревшей продукции;

- создание правовой базы инновационных процессов, в том числе системы защиты авторских прав и прав инноваторов, системы охраны интеллектуальной собственности;

- кадровое обеспечение инновационной деятельности;

- формирование инновационной инфраструктуры;

- институциональное обеспечение инновационных процессов в отраслях государственного сектора;

- обеспечение социальной направленности инноваций;

- повышение общественного статуса инновационной деятельности.

Определяются условия, которые должно создавать государство для стимулирования инновационной деятельности: экономические, организационные и правовые [2]. К экономическим относят такие факторы, как уровень развития рыночных отношений, активизация предпринимательства, пресечение недобросо-

вестной конкуренции. Сюда же относятся создание определенных льготных налоговых условий для проведения инновационной деятельности всеми субъектами хозяйствования, поддержка отечественной инновационной продукции на международном рынке и т. д.

Важными факторами организационного регулирования государством инновационной деятельности выступают: государственное содействие развитию инновационной инфраструктуры, кадровая поддержка инновационной деятельности, информационная поддержка, включая обеспечение свободы доступа к

сведениям о завершенных или выполняемых научно-технических исследованиях и т.д.

К числу правовых условий, создаваемых государством для инновационной деятельности, следует отнести охрану прав и интересов участников инноваций и правовые основы взаимоотношений субъектов, участвующих в инновационной деятельности.

Рис. 1 отражает приоритетные направления государственной поддержки инновационного развития экономики, которые включают в себя несколько позиций, излагаемых нами ниже.

Поддержка научных исследований

Инвестиции и их стимулирование

Направления государственной поддержки инновационного развития

Защита интеллектуальной собственности

Информационная

поддержка

Поддержка конкуренции в инновационной сфере

Рис. 1. Направления государственной поддержки инновационного развития

(Составлено автором на основе: Галушко, А.И. Инновационная составляющая системы регулирования экономических процессов в регионе. - М. : Рос . экон. акад., 2003)

Поддержка научных исследований. Поддержка научных исследований и разработок является важной составляющей государственной политики инноваций. С одной стороны, государство призвано обеспечить свободу научного поиска, результаты которого формируют почву для последующих нововведений. С другой стороны, государственные структуры ориентируют сферу НИОКР на производство продукции и услуг, пригодных к прикладному использованию и коммерциализации.

Поддержка конкуренции в инновационной сфере. Стимулирование конкуренции, ограничение деятельности монополий являются важнейшими общеэкономическими условиями распространения нововведений. Нормативной базой здесь является антимонопольное законодательство, т.е. совокупность юридических актов, направленных на развитие и стимулирование конкурентного предпринимательства, ограничение деятельности предприятий-монополис-тов, предотвращение недобросовестной конкуренции. Стимулирование конкуренции государством ведет к активному развитию инновационного рынка, участию в создании и распространении нововведений большого числа раз-

личных фирм и организаций, включая и малые предприятия, создает конкурентный рынок труда, когда высокопрофессиональные специалисты могут рассчитывать на должное поощрение их интеллектуального труда.

Информационная поддержка. К числу важнейших предпосылок развития инновационных процессов относится также и информатизация общества, поскольку инновационная информация в значительной мере распространяется по каналам общего пользования, и выделить инновационную составляющую информационных потоков на практике крайне затруднительно.

Инвестиции и их стимулирование. Инвестиционная деятельность государства реализуется посредством его денежных вложений в основной капитал, осуществляемых из средств бюджета либо государственными предприятиями за счет их собственных накоплений. Государственные инвестиции, являющиеся исходным моментом формирования и расширенного воспроизводства государственной собственности, выступают в виде реальных основных производственных фондов.

Инновационная и промышленная политика. Под государственной инновационной политикой понимается комплекс целей и методов воздействия государственных структур на экономику и общество в целом, связанных с инициированием и повышением экономической и социальной эффективности инновационных процессов [3].

Защита интеллектуальной собственности. Защита интеллектуальной собственности является важнейшим инструментом государственного стимулирования и поддержки инновационной деятельности в национальной экономике. Посредством надлежащего законодательства и последующего эффективного контроля за его исполнением в экономике появляются предпосылки для увеличения темпов и качества научных исследований и разработок и их последующей коммерциализации через защиту прав компаний, исследовательских организаций и частных лиц на созданные ими научные разработки. Это позволяет защитить права исследователей и разработчиков на свою продукцию, стимулировать инвестиции в

дальнейшую разработку и производство перспективных научных изысканий и в дальнейшем гарантировать доходность от вложений интеллектуального и финансового капиталов.

Повышение роли государства в области инновационной деятельности - объективный процесс, поскольку для того, чтобы сформировались условия, при которых компании выгодна и доступна непрерывная инновационная деятельность, необходимы дополнительные стимулы, которые не всегда может им предоставлять рынок.

Источники

1. Инновационный менеджмент: справ. пособие / под. ред. П.Н. Завлина и др. - М.: Центр исследований и статистики науки, 1998. - С. 33-41.

2. Инновационный менеджмент / под ред. В.А. Швандара и В.Я. Горфинкеля. - М.: Вузовский учеб., 2004. - С. 163-164.

3. Инновационный менеджмент: справ. пособие / под. ред. П.Н. Завлина и др. - М.: Центр исследований и статистики науки, 1998. - С. 81.

ОБЩИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИЙ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ

С.В. Герасименкова, ст. преп. Брянского государственного университета

Задачи перехода к социально ориентированной аграрной рыночной экономике, ускорения темпов социально-экономического развития отрасли и страны в целом, приспособления к динамичности внешней среды, выживания в условиях возрастающей глобальной конкуренции значительно актуализируют необходимость внедрения достижений научно-технического прогресса. Особенно возрастает роль инноваций в переходной экономике, создавая основу преобразования общества и способствуя прогрессу в различных сферах человеческой деятельности.

Главной целью инноваций выступает социально-экономический эффект. Новизна без снижения общественно необходимых издержек, исключения негативного влияния на окружающую среду, соблюдения определенных нормативов ресурсоемкости, с одной стороны, и улучшения потребительских характеристик сельскохозяйственной продукции, с другой стороны, не имеет смысла.

Конкретными достижениями инновационной деятельности в агропромышленном производстве являются: создание новых высокоурожайных сортов и гибридов растений, продуктивных пород, кроссов и линий живот-

ных и птицы, качественно новых энергосберегающих технологий, механизация и автоматизация производства на основе новых типов машин и механизмов, обоснование системы подготовки кадров, рациональных форм организации труда и управления и т.д. Перечень возможных инноваций неисчерпаем, как неиссякаемы изобретательность человеческого разума и разнообразие сфер его творческой деятельности.

При этом многие достижения науки (например, информационные технологии, исследования биотехнологии, генной и клеточной инженерии), в сущности, знаменуют переход на новый технологический уклад, что уже является объектом макроэкономической политики государства.

Российская аграрная наука располагает в настоящее время достаточным потенциалом, способным обеспечивать реализацию в аграрном секторе активной инновационной политики. В то же время темпы внедрения в сельскохозяйственное производство современных научно-технических достижений значительно отстают от темпов их разработок в научноисследовательских учреждениях. Одна из существенных причин такого положения дел

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.