Научная статья на тему 'Анализ современных тенденций, способствующих реализации инновационной модели развития АПК'

Анализ современных тенденций, способствующих реализации инновационной модели развития АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
78
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ КЛАСТЕРЫ / АПК
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ современных тенденций, способствующих реализации инновационной модели развития АПК»

Раздел IV. ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА

М.В. Воронина В.В. Филатов

АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ, СПОСОБСТВУЮЩИХ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ АПК

Ключевые слова: инновация, инновационный процесс, инновационная деятельность, сельскохозяйственные кластеры, АПК.

Проблемы отечественного АПК охватывают широкой спектр - от технической отсталости до проблем социальной инфраструктуры села. У предприятий особенно остро ощущается нехватка средств на модернизацию производства. Вместе с тем ресурсо-производящие отрасли АПК во многих случаях продолжают выпускать морально устаревшие средства производства, предполагающие в свою очередь использование упрощенных технологий как в самом сельском хозяйстве, так и в смежных с ним отраслях переработки, хранения и реализации аграрной продукции, что неминуемо ведет к значительному снижению производительности труда по сравнению с лучшими мировыми аналогами. Инновации в человеческий капитал при всей очевидной значимости этого направления осуществляются крайне медленно, что, естественно, осложняет общий подъем аграрного производства и возрождение сельских территорий. В целом можно выделить три главные причины отсутствия инноваций в АПК. Во-первых, отсутствие спроса на конкретные готовые продукты вузов. Во-вторых, инертность бизнесменов; занятых в АПК, особенно мелких производителей, фермеров. Еще одна причина - отсутствие взаимодействия между властью и бизнесом по этим вопросам. При этом для реализации инновационной модели развития АПК есть определенные предпосылки и возможности. За последние годы учеными Российской академии сельскохозяйственных наук (РАСХН) создано 258 сортов и гибридов сельскохозяйственных культур, 24 новых селекционных форм животных и птиц, разработано 280 новых технологий, 137 единиц машин, приборов и оборудования, испытано 77 препаратов защиты растений [3].

Понятие инновация отождествляют с понятиями новшество, изобретение, открытие. Особенность инновации состоит в создании дополнительной ценности и связана с внедрением. В сфере сельского хозяйства выделяются четыре основных направления инноваций (см. табл. 1):

1) селекционно-генетические;

2) производственно-технологические;

3) организационно-управленческие;

4) экономико-социоэкологические.

© Воронина М.В., Филатов В.В., 2013

Таблица 1

Сущность направлений инноваций в АПК

Селекционно-генетические Новые сорта и гибриды сельскохозяйственных растений, породы и типы животных и кроссы птицы

Производственно-технологические Использование новой техники. Новые технологии возделывания сельскохозяйственных культур. Новые индустриальные технологии в животноводстве. Биологизация и экологизация земледелия. Новые ресурсно-сберегающие технологии производства и хранения пищевых продуктов, направленных на повышение потребительской ценности продуктов питания

Организационно-управленческие Развитие кооперации и формирование интегрированных структур в АПК. Новые формы технического обслуживания и обеспечения ресурсами АПК. Новые формы организации и мотивации труда. Новые формы организации и управления в АПК. Создание инновационно-консультативных систем в сфере научно-технической и инновационной деятельности. Концепции, методы выработки решений

Экономико-социоэкологические Маркетинг инноваций. Формы и механизмы инновационного развития. Формирование системы кадров научно-технического обеспечения АПК. Улучшение условий труда, решение проблем здравоохранения, образования и культуры тружеников села. Оздоровление и улучшение качества окружающей среды. Обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения

Сам инновационный процесс представляет собой преобразование научного знания в инновацию. Инновационный процесс включает следующие стадии: «наука - техника (технология) - производство - потребление». В АПК инновационный процесс представляет собой постоянный поток превращения научных исследований и разработок в новые или улучшенные продукты, материалы, новые технологии, новые формы организации и управления и доведение их до использования в производстве с целью получения эффекта. Условиями и факторами, способствующими инновационному развитию АПК, являются: наличие природных ресурсов, значительный научно-образовательный потенциал, емкий внутренний продовольственный рынок, возможность производить экологически безопасные, натуральные продукты питания. В качестве негативных условий факторов следует отметить ведомственную разобщенность и ослабление научного потенциала аграрной науки. Для отечественной аграрной науки характерны: высокая степень сложности организационной структуры и ведомственная разобщенность (более 20

министерств и ведомств, участвующих в решении проблем АПК); многообразие форм научно-технической и инновационной деятельности; значительный удельный вес в научных исследованиях проблем, имеющих региональный, отраслевой и межотраслевой характер; большая продолжительность исследования некоторых проблем, связанных с воспроизводственным процессом. Эта специфика создает определенные трудности в управлении аграрными научными исследованиями и аграрной наукой в целом. Следует отметить, что сложность и особенности сельскохозяйственного производства характеризуются высоким уровнем рисков инновационных процессов в аграрном секторе. Риск финансирования научно-производственных результатов, риск временного разрыва между затратами и результатами, неопределенность спроса на инновационную продукцию не заинтересовывают частных инвесторов вкладывать капитал в развитие сельского хозяйства. Для конкурентоспособного развития отечественной экономики на инновационной основе целесообразно успешное функционирование в стране адекватной целостной системы стратегического прогнозирования и планирования, которая включает [2]:

- долгосрочные прогнозы социально-экономического, технологического и экологического характера (на срок до 30-50 лет), создаваемые на альтернативной основе, периодически (раз в пять лет) уточняемые и используемые для выбора приоритетов и разработки стратегических планов;

- собственно стратегические планы на отдаленную перспективу (15-20 лет), разрабатываемые правительством, обсуждаемые Федеральным собранием РФ и утверждаемые Президентом РФ;

- национальные и федеральные целевые программы и проекты, ориентированные на достижение выбранных приоритетов социально-экономического развития (сюда, например, можно было бы отнести реализованную в настоящее время Государственную программу по развитию сельского хозяйства на 2008-2012 гг.);

- индикативные планы на среднесрочную перспективу (3-5 лет), увязывающие и конкретизирующие задания стратегических планов, национальных и федеральных целевых программ (индикаторы этих планов, как правило, носят ориентирующий рекомендательный характер для частного сектора, но обязательный для органов исполнительной власти и государственных учреждений);

- территориальную систему прогнозирования, стратегического и индикативного планирования по федеральным округам, субъектам РФ, крупным муниципальным образованиям, учитывающую специфику и особенности отдельных регионов.

Основными направлениями реализации инновационной политики в АПК являются:

- формирование инновационной системы АПК, включающей весь научно-технический потенциал отрасли, функционирующей на основе единой научно-технической политики государства;

- разработка и совершенствование нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности, механизмов стимулирования защиты интеллектуальной собственности в инновационной сфере и введение ее в хозяйственный оборот;

- развитие инфраструктуры инновационного процесса, включая системы информационного обеспечения, сертификации и продвижения разработок, подготовки и переподготовки кадров; дальнейшее развитие деятельности аграрной науки по приоритетным направлениям фундаментальных и прикладных исследований и разработок;

- совершенствование конкурсной системы отбора инновационных проектов и программ;

- ускорение освоения в производстве достижений науки и техники и передового опыта;

- стимулирование развития инновационных процессов в отрасли и совершенствование управления этими процессами;

- государственную поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей с целью восстановления их платежеспособности и повышения возможности осуществлять инновационную деятельность.

Успешное инновационное развитие предполагает существенную государственную поддержку и регулирование. Качественно новым направлением государственной политики в области поддержки сельского хозяйства выступают так называемые институты развития, создающиеся специально для обеспечения долгосрочных вложений в приоритетные наукоемкие сферы народного хозяйства. В нашей стране к ним, в частности, можно отнести учрежденный в 2007 г. Банк развития, деятельность которого ориентирована на повышение конкурентоспособности российской экономики, ее диверсификацию, включая развитие инфраструктуры, инноваций и особых экономических зон, а также организованный в 2006 г. Инвестиционный фонд РФ, реализующий особо крупные и значимые инфраструктурные и инновационные программы на принципах частно-государственного партнерства [6].

Для повышения интереса инвесторов к инновационным проектам, в том числе и в агропродовольственной сфере, роста доходности от венчурных инвестиций и продвижения на международный рынок отечественной наукоемкой продукции в эти же годы создана Российская венчурная компания. Предполагается, что в дальнейшем с ее участием будет сформирована целостная система отраслевых и региональных фондов и компаний, что станет своеобразным катализатором стимулирования и поддержки нововведений в различных регионах и отраслях, включая АПК. Кроме того, еще одной важной формой реализации национальной инновационной стратегии выступают государственные корпорации, действующие по наиболее важным и актуальным направлениям народного хозяйства. Например, «Объединенная зерновая компания», задача которой состоит в закупке зерна от лица государства у аграрных производителей по объявленным ценам, продажа его на внутреннем и внешнем рынках, строительство новых элеваторов и т.д. Проблему с финансированием инноваций смогут решить венчурные фонды - это коммерческие организации, занимающиеся так называемым рискованным финансированием. Они отбирают перспективные инновационные проекты и обеспечивают их деньгами для развития. Когда предприятие начинает приносить прибыль, фонд получает часть доходов. Такие венчурные фонды уже давно и успешно работают во всём мире, а в последние годы появляются и в России. Приток капитала сможет запустить многие потенциально прибыльные проекты [1].

Важной составляющей является и уменьшение налоговой нагрузки, что в определенном смысле способно компенсировать недостаток инвестиций. Процентное субсидирование процентных ставок по кредитам на развитие приоритетных подотраслей аграрного производства - мясного и молочного скотоводства, а также возмещение 80% ставки рефинансирования Банка России по кредитам на развитие остальных подотраслей АПК также поспособствуют внедрению инноваций. В уставный капитал ОАО «Россель-хозбанк» и ОАО «Россельхозлизинг» за последние годы были дополнительно внесены значительные суммы государственных средств, что позволило в полной мере сохранить дееспособность этих системообразующих для аграрного сектора структур. В частности, уставный капитал «Россельхозбанка» был увеличен на 75 млрд руб., ввиду предстоящего кредитования АПК более чем на 840 млрд руб., в том числе предоставления субсидированных кредитов на 400 млрд руб., из них 70 млрд руб. на завершение строительства животноводческих комплексов.

В настоящее время реализована Государственная программа по развитию сельского хозяйства на 2008-2012 гг. Благодаря комплексным и своевременным мерам государственной поддержки, в 2011 г. в агропромышленном комплексе преодолены последствия аномальной засухи последних 2-х лет и обеспечена позитивная динамика развития. Прирост валовой продукции сельского хозяйства по итогам 2012-2013 гг. прогнозируется на уровне 14 %. Объем государственной поддержки отрасли из федерального бюджета в текущем году со всеми дополнительными субсидиями составил 168 млрд руб. Более чем в два раза (к первоначально заложенному в бюджет объему) - до 8 млрд 200 млн руб. увеличено софинансирование экономически значимых региональных программ - средства направлены на мясное и молочное скотоводство, а также на развитие переработки, логистики, традиционные для субъектов отрасли сельского хозяйства.

Министерством разработан уже проект Государственной программы развития сельского хозяйства на 2013-2020 гг. Приоритетными направлениями станут:

- развитие инфраструктуры агропродовольственного рынка;

- модернизация пищевой и перерабатывающей промышленности;

- развитие фермерства и малых форм хозяйствования;

- поддержка экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия;

- реализация комплекса стратегических мер, направленных на снижение рисков неблагоприятных природно-климатических условий в сельском хозяйстве (мелиорация и страхование).

В современных быстроменяющихся условиях многократно возрастает и значение информационной компоненты инновационного развития АПК, своевременного и качественного оповещения сельскохозяйственных производителей о новейших достижениях аграрной науки и возможностях их использования в практической деятельности на конкретной территории [4]. В целях обеспечения поддержки бизнес-инициатив и развития инновационного потенциала целесообразным является создание региональных сельскохозяйственных кластеров. Большинство ученых отмечают, что все кластеры в той или иной степени способствуют ускорению инновационного процесса, а некоторые из них специализируется на выполнении данной задачи. Это обусловлено тем, что кластерный подход усиливает стремление предприятий к интеграции и нововведениям. Понятие «кластер» происходит от английского слова cluster и означает объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определенными свойствами. В экономике под кластерами понимают сконцентрированную на некоторой территории группу взаимосвязанных компаний: поставщиков комплектующих и специализированных услуг; инфраструктуры; научно-исследовательских институтов; вузов и других организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом. Причины географической концентрации фирм в кластеры состоят в следующем [5]:

1) возможность для получения прибыли от распределения затрат на поддержание и развитие общих для нескольких компаний ресурсов;

2) обеспечение дешевизны и быстрых сроков поставки необходимого для бизнеса товара или услуги;

3) распространение знаний и опыта, которые не могут быть легко формализованы и переданы, что способствует созданию специализированной высококвалифицированной рабочей силы;

4) конкуренция, так как, по мнению М. Портера, если на местном рынке появилась конкурентоспособная компания, выбор для остальных становится крайне жестким - либо повысить свою конкурентоспособность, либо уйти с рынка. Таким образом, по-

степенно возникают фирмы с высоким уровнем конкуренции, которые поглощают мелких конкурентов, в результате чего на рынке начинают доминировать кластеры фирм, сосредоточенных на одной территории.

Для создания кластера необходимо:

1) наличие крупного предприятия-интегратора, лидера, определяющего стратегию развития отрасли;

2) использование конкурентных преимуществ;

3) территориальная локализация;

4) устойчивость хозяйственных связей между предприятиями;

5) инновационная ориентированность.

В агропромышленном секторе реализация интеграции через кластерный подход тоже имеет место на существование. Агропромышленные кластеры свою деятельность могут основывать на трех свойствах [6]:

- географическая локализация;

- взаимосвязь между предприятиями отрасли;

- технологическая взаимосвязь разных отраслей для производства готового продукта.

Центром кластера может стать перерабатывающее предприятие, вокруг которого объединяются сельскохозяйственные товаропроизводители, организации инфраструктуры на основе договоров о стратегическом взаимодействии.

Формирование агропромышленных кластеров может происходить по инициативе одного из трех субъектов:

- сельскохозяйственного товаропроизводителя;

- местных органов власти;

- перерабатывающих предприятий.

Ключевым элементом создания кластера является наличие достаточного уровня доверия между участниками, которое может быть достигнуто путем реализации совместных проектов. К объединению предприятий подвигают преимущества, которые обеспечивает кластерный метод ведения бизнеса. Это, прежде всего, объединение усилий по формированию эффективной цепочки доведения готового сельскохозяйственного продукта до потребителя, реализация инновационных проектов.

К другим положительным моментам наличия кластерных групп в системе агробизнеса можно отнести:

- доступ к сырьевым ресурсам сельскохозяйственных перерабатывающих предприятий;

- финансовые гарантии по сделкам;

- возможность осуществления эффективного сбыта для сельскохозяйственных товаропроизводителей;

- повышение конкурентоспособности продукции;

- сокращение издержек обращения;

- снижение транзакционных издержек и т.д.

Кроме этого, политика государства, опирающаяся на развитие кластеров в сфере агробизнеса, приведет к повышению конкурентоспособности сельскохозяйственного производства.

Далее рассмотрим пример агропромышленного биокластера. Агропромышленный биокластер - это комплекс глубокой переработки зерновых культур (до 1 млн т в год) и взаимосвязанных производств, где предприятия обеспечивают друг друга сырьем и продукцией. «Сердцем» биокластера является завод глубокой переработки зерновых

и растительной биомассы, который позволит получить в результате переделов почти 8-кратное увеличение стоимости сырья. Путем преобразования биоотходов в электроэнергию, тепло и органические удобрения (соответствующими установками будут оснащены все объекты биокластера) планируется осуществить выход на безотходное производство. Строительство системы миниэлеваторов в радиусе 150 км от комплекса переработки обеспечит качественную подработку и хранение зерновых, а также позволит улучшить ситуацию с зернохранилищами.

В рамках биокластера предусмотрено производство широкого перечня продуктов глубокой переработки растительной биомассы: клейковины (глютена), крахмала; этанола из отходов производства с целью его дальнейшего использования в производстве высокооктановых добавок к бензинам, другой высококачественной продукции растениеводства.

Во второй очереди производств, входящих в состав биотехнологического комплекса, будет налажен выпуск ферментов, аминокислот, органических кислот, витаминов, БАДов и прочих продуктов глубокой переработки зерновых, часть из которых в России в настоящее время не производится.

Зерно, выращенное на полях предприятия Группы «АПК «Титан», будет поступать на завод глубокой переработки зерновых и биомассы и комбикормовый завод. Кроме того, получаемый на заводе глубокой переработки зерна DDGS также пойдет на комбикормовое производство. Гранулированные корма будут использованы в свинокомплексе и птицекомплексе, которые, в свою очередь, будут снабжать сырьем мясокомбинат и удобрениями поля ГК «Титан». Таким образом, реализован кластерный подход, где предприятия находятся в разной степени зависимости друг от друга.

Объекты биокластера:

1) завод глубокой переработки зерновых культур и растительной биомассы.

2) комбикормовый завод.

3) свиноводческий комплекс.

4) птицеводческий комплекс по выращиванию индейки.

5) мясокомбинат интегрированной переработки.

Мировой опыт свидетельствует, что распространение новшеств в аграрной сфере наиболее успешно осуществляется именно на основе организации региональных служб сельскохозяйственного консультирования, взаимосвязанных с органами управления АПК, научными и учебными центрами, опытными и передовыми хозяйствами. Служба аграрного консультирования выступает, таким образом, связующим и передаточным звеном инновационной системы АПК, доводящим нововведения до конкретного товаропроизводителя на определенной сельской территории, существенно повышая тем самым его потенциальную конкурентоспособность.

В целом инновационное развитие АПК будет целиком зависеть от эффективности аграрной политики, ее адаптации к быстроменяющимся условиям, способности превратить аграрный сектор в национальный приоритет, сделать продовольствие неотъемлемой составной частью российского экспорта, конкурентным преимуществом на мировых рынках.

Библиографический список

1. Воронина М.В. Источники и проблемы финансирования бизнеса в АПК // Мир Агробизнеса. - Пищевая промышленность. - 2013. - № 1.

2. Воронина М.В., Кунина Е.Ф. Механизм реорганизации сельскохозяйственных предприятий АПК Нечерноземной зоны России // Материалы научной конференция «Современные проблемы пищевой промышленности». - МГЗИПП, 1996.

3. Кобулов Б.А. Управление инновационным развитием предприятий АПК в условиях рыночной нестабильности: Мат.-лы Международной научно-практической конференции «Инновационная политика хозяйствующего субъекта: цели, проблемы, пути совершенствования». - М.: Крокус-Экспо, РУДН, 2011. - С. 300-315.

4. Медведева Т.Ю. Управление технологическими инновациями в АПК на основе создания и развития информационно- консультационных систем / Т.Ю. Медведева, Т.В. Хомутин-никова, В.В. Филатов // Мат.-лы Международной научно-практической конференции «Инновационная политика хозяйствующего субъекта: цели, проблемы, пути совершенствования». - М.: Крокус-Экспо; РУДН, 2011. - С. 496-503.

5. Филатов В.В. Инновационный менеджмент: учеб. пособие / В.В. Филатов, Б.А. Кобулов, Г.М. Колосова [и др.]. - М.: ЦНТБ Пищевой промышленности, 2011. - 479 с.

6. Филатов В.В. Региональные аспекты управления инновационной деятельностью хозяйствующих субъектов СНГ в условиях экономической нестабильности: монография / В.В. Филатов. - М.: ЦНТБ Пищевой промышленности, 2010. - 481 с.

В.М. Груздев

НАПРАВЛЕНИЯ УЧАСТИЯ ГОСУДАРСТВА В СОЗДАНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ

Ключевые слова: национальная инновационная система, инновации, государственное регулирование, инновационная политика, нововведения, научно-технический прогресс, управление инновациями.

Управление инновациями нуждается в системном подходе, который подразумевает единство и согласование инновационной деятельности на всех уровнях хозяйственной деятельности, тесное взаимодействие и согласование всех управленческих методов и решений. Важную роль в управлении инновационной деятельностью играет государство

[4, с. 10].

Основной проблемой, которая мешает динамичному росту экономики России в инновационном направлении, является отсутствие достаточного количества компетентных специалистов в сфере управления проектами. Система образования не соответствует требованиям перехода государства на инновационный путь развития. Степень подготовки в большинстве учебных заведений России не вписывается в требования инновационной экономики. В последние годы все же прослеживаются некоторые позитивные сдвиги в сфере образования. Компьютерное обеспечение школ, формирование исследовательских и национальных университетов, рост финансирования высшего образования, увеличение ставок учителям, внимание к дошкольным учреждениям и т.д. позитивно сказываются на всей сфере образования. Однако в этих мерах отсутствует системный подход к содействию инновационному пути развития государства.

Проведенный опрос предпринимателей позволил составить рейтинг факторов, которые препятствуют инновационной активности отечественных фирм (см. рис.).

© Груздев В.М., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.