РАЗВИТИЕ АПК СЕВЕРНОГО РЕГИОНА НА ИННОВАЦИОННОЙ ОСНОВЕ
Иванов В.А.
В статье изложены стратегия развития агропродоволъственного комплекса, концептуальные направления активизации инновационной деятельности в агропромышленном производстве, разработка модели управления инновационной деятельностью в региональном АПК на примере Республики Коми
Инновации как фактор динамичного развития АПК
Переход к рынку с использованием монетаристских подходов крайне негативно отразился на агропродовольственном секторе Республики Коми. За годы реформ производство продукции в республике упало до объемов второй половины 60-х годов прошлого столетия. Особенно значительный урон нанесен скотоводству и свиноводству. Поголовье крупного рогатого скота во всех категориях хозяйств за 1990 - 2006 гг. уменьшилось в 3,9 раза, коров - 3,3, свиней - в 5,8 раза. Производство молока в расчете на одного жителя за этот период, при значительном сокращении населения республики (с 1248,9 тыс. в 1990 г. до 974,6 тыс. чел в 2006 г.), снизилось со 164 до 74 кг, мяса в убойном весе - с 30 до 17 кг, яиц с 289 до 187 шт.
Сокращение сельскохозяйственного производства, конкуренция со стороны ввозимой продукции способствовали значительному спаду в перерабатывающей промышленности. Производство продукции пищевой промышленности в 2006 г. к уровню 1990г. составило всего лишь одну треть.
Темпы снижения инвестиций в агропромышленный комплекс (АПК) в 4 с лишним раза выше, чем в целом по республике. Основные фонды в отраслях комплекса изношены на 60 - 65%. Коэффициент выбытия основных фондов превышает коэффициент обновления в 3 раза.
Состояние социально-трудовой сферы села в конце XX в. было в 1,4 раза хуже, чем в городе [1, с. 49]. На селе наблюдается высокий уровень безработицы, миграции, смертности, снижение рождаемости, сокращение трудового потенциала, средней продолжительности жизни. Деградация аграрного сектора и села в регионе продолжается.
Выход аграрной экономики из кризисного состояния, устойчивое функционирование и развитие сельскохозяйственного производства, а также других сфер АПК, решение проблем продовольственной безопасности страны и регионов, обеспечение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки неразрывно связано с активизацией инновационной деятельности. Применяя нововведения, предприятия могут снизить издержки производства, что обеспечит им большую долю на рынке и получение дополнительной прибыли. Производство новой или улучшенной продукции создает для них возможность получить добавочный доход за счет монопольной позиции на рынке. Инновации помогут хозяйствующим субъектам сохранить также конкурентные преимущества и не потерять свою долю на рынке.
Таким образом, в разрабатываемых программах выхода из кризиса и перевода на устойчивые темпы экономического роста отраслей АПК должны учитываться факторы инновационного развития. В свою очередь, результативность инновационной деятельности в определенной степени будет зависеть от разработки адекватной инновационной политики и уровня инновационной активности организаций комплекса.
Восстановление агропромышленного потенциала способствует переходу АПК к наукоемкой специализации. Развитое сельское хозяйство широко использует биотехнологии и генную инженерию.
Сущность, классификация инноваций, условия и факторы инновационного развития агропромышленного производства
В мировой экономической литературе "инновация" интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях [2, с. 9].
В исследованиях отечественных экономистов термин "инновация" стал широко применяться с переходом экономики к рыночным отношениям. До этого в отечественной экономической литературе проблематика нововведений широко освещалась в рамках исследований научно-технического прогресса, развития науки и техники.
В настоящее время авторитетным центром, организующим исследования, связанные с понятием инноваций и инновационной деятельности, является ОЭСР. Результаты теоретических и практических работ формализуются в систему руководств так называемого семейства Фраскати. Центральным методическим документом, определяющим понятия инноваций и инновационной деятельности, является Руководство ОСЛО [3, с. 370]. Проработанными в Руководстве ОСЛО на момент его выхода (в редакции 2002 г.) являются инновации применительно к новым продуктам, техническим изменениям и социальным услугам. Международные стандарты не охватывают нововведения в области организации и управления.
На основе изучения в экономической литературе последних лет трактовок понятия "инновация" можно утверждать, что существует множество его определений. Наиболее распространены три точки зрения. Первая- инновация отождествляется с нововведением, новшеством [4, с. 5; 5, с. 136; 6, с. 393; 7, с. 367]. Вторая - инновация рассматривается как процесс создания новой продукции, технологии, новшество в сфере организации, экономики и управления производством, т.е. как результат творческого процесса [8, с. 24; 9, с. 4; 10, с. 6; 11, с. 58; 12, с. 77]. Третья - инновация как процесс внедрения в производство новых изделий, элементов, подходов, качественно отличных от предшествующего аналога [13, с. 5; 14, с. 5].
На наш взгляд, неправомерно отождествлять понятия "новшество" и "инновация". Новшество выступает как конкретный результат научных исследований и разработок в виде новой продукции, техники, технологии, информации, методики и т.д. В свою очередь, инновация представляет собой процесс внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения научно- технического, экономического и социального эффекта.
Инновация должна обладать следующими свойствами: иметь новизну, применимость в любой сфере деятельности человека, возможность реализации на рынке, приносить экономический и другие виды эффекта.
Обобщая существующие определения понятия "инновация", можно предложить следующую формулировку. Инновация- коммерциализация научных знаний, получивших воплощение в виде новой или усовершенствованной продукции (услуги), техники, технологии, организации производства, управления и приносящих различные виды эффекта.
Применительно к АПК инновации представляют собой реализацию в хозяйственной практике результатов исследований и разработок в виде новых сортов растений, пород и видов животных и кроссов птицы, новых или улучшенных продуктов питания, материалов, новой техники, новых технологий в растениеводстве, животноводстве и перерабатывающей промышленности, новых удобрений и средств защиты растений и животных, новых методов профилактики и лечения животных и птицы, новых форм организации и управления различными сферами экономики, новых подходов к социальным услугам, позволяющих повысить эффективность производства.
По предмету и сфере применения в АПК целесообразно выделить четыре типа инноваций: селекционно-генетические; технико-технологические и производственные; организационно-управленческие и экономические; социально-экологические (см. табл.). Первый тип инноваций присущ только сельскому хозяйству.
Инновационные процессы в АПК имеют свою специфику. Они отличаются многообразием региональных, отраслевых, функциональных, технологических и организационных особенностей. Анализ условий и факторов, влияющих на инновационное развитие АПК, позволил подразделить их на негативные (сдерживающие инновационное развитие) и позитивные (способствующие ускорению инновационных процессов) (рис. 1).
Таблица
Классификация типов инноваций в АПК_
Типы инноваций Содержание
Селекционно-генетические Новые сорта и гибриды сельскохозяйственных растений Новые породы, типы животных и кроссы птицы Создание растений и животных, устойчивых к болезням и вредителям, неблагоприятным факторам окружающей среды
Технико-технологические и производственные Использование новой техники Новые технологии возделывания сельскохозяйственных культур Новые индустриальные технологии в животноводстве Научно обоснованные системы земледелия и животноводства Новые удобрения и их системы Новые средства защиты растений Биологизация и эко-логизация земледелия Новые ресурсно-сбе-регающие технологии производства и хранения пищевых продуктов, направленные на повышение потребительской ценности продуктов питания
Организационно-управленческие и экономические Развитие кооперации и формирование интегрированных структур в АПК Новые формы технического обслуживания и обеспечения ресурсами АПК Новые формы организации и мотивации труда Новые формы организации и управления в АПК Маркетинг инноваций Создание инновационно-консультативных систем в сфере научно-технической и инновационной деятельности Концепции, методы выработки решений Формы и механизмы инновационного раз-вития
Социально-экологические Формирование системы кадров научно - технического обеспечения АПК Улучшение условий труда, решение проблем здравоохранения, образования и культуры тружеников села Оздоровление и улучшение качества окружающей среды Обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения
Рис. 1. Условия и факторы, влияющие на инновационное развитие АПК
Условиями и факторами, способствующими инновационному развитию АПК, являются переход к рыночному способу хозяйствования, наличие природных ресурсов, значительный научно-образовательный потенциал, емкий внутренний продовольственный рынок, возможность производить экологически безопасные, натуральные продукты питания.
В качестве ограничения инновационного развития следует отметить ведомственную разобщенность и ослабление научного потенциала аграрной науки, сжатие внутреннего спроса на продовольствие, сокращение господдержки аграрного сектора и государственного финансирования научно-технических программ, неразвитость системы кредитования, высокие ставки по кредитам, отсутствие инновационной инфраструктуры и государственной инновационной политики и стратегии, недостаточный уровень подготовки кадрового персонала организаций АПК в области инновационного менеджмента.
Стратегия развития АПК с учетом инновационных факторов
Государственная инновационная политика в аграрном секторе основывается на стратегии его развития. Целью устойчивого функционирования сельского хозяйства Республики Коми является производство экологически безопасной, малотранспортабельной продукции, удовлетворяющей повышенную (относительно южных и центральных районов страны) потребность населения в витаминах, белках и жирах. Динамичный рост агропромыслового хозяйства и перерабатывающих отраслей АПК является важнейшим источником не только обеспечения качественными продуктами питания, решения продовольственной безопасности региона и страны, но и увеличения занятости, поддержания традиционного образа жизни и решения вопроса социальной защиты коренного населения.
Основные средства достижения поставленных перед региональным АПК целей -активизация инновационной деятельности, совершенствование организационно-экономического механизма ее регулирования, повышение уровня и качества жизни на селе.
Концептуальные направления стабилизации и развития агропромышленного производства достаточно полно исследованы сотрудниками лаборатории аграрной экономики Института социально- экономических и энергетических проблем Севера Коми НЦ УрО РАН и представлены в публикациях [15, с. 10-31; 16, с. 68 - 76; 17, с. 99 -148; 18, с. 25-48].
В связи с трудными природными и экономическими условиями развития сельского хозяйства для региона неприемлем принцип самообеспечения продовольствием, однако производство основных продуктов питания, для которых имеются благоприятные условия, является в обозримой перспективе объективной необходимостью. Приоритет в развитии южных и центральных районов республики должен быть отдан сельскохозяйственному производству, интегрированному с лесным хозяйством и промыслами.
Республика Коми располагает совокупностью благоприятных агроклиматических условий, обеспечивающих эффективное производство картофеля, овощей местного ассортимента (капуста, столовая свекла, морковь, редька и др.) и кормовых культур. При использовании современных технологий реально в условиях республики получать с гектара 200 - 300 ц картофеля, 300 - 400 овощей, 20 - 30 озимой ржи, ячменя и овса (в южных районах), 40 - 50 ц сена многолетних трав.
Благоприятное влияние на развитие скотоводства оказывает наличие естественной кормовой базы. Сенокосы и пастбища республики представляют источник получения наиболее дешевых и полноценных кормов. Особую народнохозяйственную ценность имеют крупные массивы лугов, расположенных в поймах Печоры, Вычегды и Сысолы. Потенциальная возможность сбора кормов с пойменных лугов превышает 150 тыс. т корм. ед.
Активизация инновационной деятельности в растениеводстве связана с разработкой систем воспроизводства почвенного плодородия, методов селекции, созданием и внедрением новых сортов и гибридов, сочетающих высокий потенциал урожайности, качество продукции, устойчивость к болезням и вредителям, неблагоприятным погодным условиям, с техническим и технологическим переоснащением отрасли.
Кормовые ресурсы в пригородном сельском хозяйстве следует направить прежде всего для производства цельномолочной и кисломолочной продукции. В периферийных сельских районах (Усть-Цилемский, Ижемский, Удорский, Троицко-Печорский, Усть-Куломский), где не получит интенсивное развитие молочное скотоводство, в целях рационального использования кормовых угодий, трудовых ресурсов, целесообразно заниматься мясным скотоводством при условии усиления господдержки отрасли. Там же возможна переработка части молока на сливочное масло и сыр. Анализ свидетельствует об экономической целесообразности производства продукции птицеводства вблизи крупных городов. Себестоимость яиц и мяса птицы на птицефабриках республики (несмотря на существующие удорожающие факторы) не намного выше аналогичных показателей в целом по птицеводческим предприятиям России.
Перспективы оленеводства связаны как с интенсивным развитием отрасли в тундровой и лесотундровой, так и таежной зонах. Освоение практически неиспользуемых сегодня болот и низкопродуктивных в лесохозяйственном отношении заболоченных лесов на территории Ижемского, Усть-Цилемского, Ухтинского, Сосногорского, Печорского и севера Удорского районов является одной из мер, направленных на поддержание динамичного развития оленеводства в республике. Приметая известные приемы ведения лесного оленеводства (управляемый выпас зимой и регулируемый выпас на огороженных пастбищах в другие сезоны), можно создать для оленей наиболее благоприятные условия, при которых они достигают высокой упитанности и большого веса. Одним из преимуществ в этом случае является также выгодность расположения оленеводческих бригад вблизи от предприятий глубокой переработки и рынка сбыта продукции.
Инновационные процессы в животноводстве будут развиваться в направлении совершенствования селекционно-племенной работы по улучшению породных и продуктивных качеств животных, эффективного использования кормовых ресурсов, реконструкции и технического перевооружения имеющихся животноводческих помещений, строительства новых ферм и комплексов, оснащенных современным оборудованием.
В качестве одной из стратегических целей развития сельского хозяйства республики является производство органической (экологически безопасной) продукции [19, с. 28-40].
Нами предположены критерии отнесения сельскохозяйственной практики к разряду органической:
• минеральные удобрения используются в таких объемах, которые необходимы для восстановления питательных веществ в почвах, выносимых как с урожаем, так и под воздействием других факторов;
• синтетические пестициды максимально заменяются биологическими методами борьбы с вредителями и сорняками;
• для стимулирования роста и увеличения объема продукции не используются гормональные препараты;
• не приметаются генно-модифицированные организмы, антибиотики, осадки сточных вод и продукты питания, подвергавшиеся радиоактивному (гамма) облучению;
• при ведении такой практики не происходит деградация агроэкосистем (например, эрозия и истощение почв);
• максимально используются подходы адаптивного земледелия;
• продукция органического сельского хозяйства подлежит добровольной сертификации, которая гарантирует большую безопасность для человеческого организма со своими санитарно-гигиеническими характеристиками, чем продукция традиционного сельского хозяйства.
В ближайшей перспективе не рассматривается широкий переход к практике органического сельского хозяйства. В условиях республики предпочтительно производить подобную продукцию на крупных сельскохозяйственных предприятиях, выбрав одно-два хозяйства для эксперимента (хотя подобная продукция может производиться в крестьянских хозяйствах и хозяйствах населения при условии соблюдения требований к производству этой продукции).
В стратегии развития АПК Республики Коми должен быть учтен и такой основополагающий принцип: индустриальный тип ее экономики предусматривает достаточно высокий уровень развития сельского хозяйства и перерабатывающих отраслей. Преобладание городского населения обеспечивает потребность в местных продуктах питания. Ресурсная экономика позволяет формировать устойчивые доходы бюджетов республики, направляя их значительную часть на развитие агропромыслового хозяйства и сельской местности.
Важную роль в обеспечении населения продуктами питания играет промышленность, перерабатывающая сельскохозяйственное сырье. Все ее отрасли, за исключением молочной, мясной и соляной, работают почти полностью на привозном сырье. Следовательно, развитие перерабатывающей промышленности определяет молочно-мясное скотоводство.
Активизация инновационной деятельности на предприятиях перерабатывающей промышленности связана с разработкой и производством экологически безопасных продуктов массового потребления, производством продуктов лечебно- профилактического назначения, применением ресурсосберегающих технологий, внедрением технологий, позволяющих увеличить срок хранения сельхозсырья и продуктов питания без потери качеств. В республике только за счет углубленной переработки сырья и сокращения его потерь можно увеличить ресурсы продовольствия на 20 - 25%.
Состояние инновационной деятельности
Анализ состояния и оценка инновационной деятельности в АПК республики свидетельствует, что этот процесс характеризуется низким уровнем инновационной активности при значительном научном потенциале. Освоение нововведений наблюдается в основном на перерабатывающих предприятиях АПК и в индустриальных сельхозор-ганизациях (на птицефабриках и тепличных комбинатах). Доля агропромышленных предприятий, являющихся наиболее динамичными потребителями новшеств, составля-
ет 8 - 10%. В большинстве аграрных предприятий и хозяйств преобладают примитивные методы и технологии, применяются устаревшие сорта и породы скота, несовершенные формы организации и управления.
Отход от инновационного развития связан, прежде всего, с резким снижением платежеспособного спроса на научно- техническую и наукоемкую продукцию в связи с тяжелым финансовым состоянием организаций, резким снижением бюджетных источников финансирования, невозможностью получить кредиты. Ограниченность ресурсов, направляемых на инновации, создает проблему выбора приоритетов как по направлениям, так и по субъектам инновационной деятельности.
За последние три года доля убыточных сельскохозяйственных товаропроизводителей республики колебалась от 39 до 59%, большинство остальных организаций имели низкий уровень рентабельности, что в значительной степени обусловлено сложившимся диспаритетом цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию. Сопоставление индексов себестоимости и выручки от реализации продукции скотоводства и свиноводства по предприятиям за 1990 - 2006 гг. показало, что если себестоимость 1 ц молока за этот период увеличилась в 19,9 раза, то выручка от реализации только - в 9,4, мяса крупного рогатого скота - соответственно в 18,7 и 7,7, мяса свиней -26,8 и 12,8 раза. В этих условиях потенциальная эффективность инноваций будет крайне низкой, инвестиции могут даже не окупиться.
Для обеспечения условий расширенного воспроизводства и финансовой стабильности организаций аграрного сектора Республики Коми потребуется увеличить объем господдержки в 3 - 4 раза (до 1100 - 1200 млн. руб.), что не превысит 5% расходной части республиканского бюджета. Увеличение объемов финансирования сельского хозяйства до указанных размеров позволит обеспечить рост производства продукции на 55% и количества занятых в отрасли на 8,5 тыс. чел., создать для сельхозпредприятий равные с другими отраслями экономики условия получения доходов, повысить экономическую устойчивость сельскохозяйственных товаропроизводителей, приблизить уровень среднего дохода занятых в аграрном секторе к среднему уровню доходов занятых в экономике республике.
Слабым звеном в развитии инновационной деятельности является неразвитость рынка инновационной продукции, отсутствие эффективного организационно-экономического механизма управления инновационными процессами. Научно-технические разработки далеко не всегда являются продуктом, готовым для эффективной реализации в агропромышленном производстве. Отсутствуют структуры, занимающиеся изучением спроса на инновации. При отборе инновационных проектов не проводится их экономическая экспертиза, не рассматриваются показатели эффективности освоения и не отрабатываются схемы продвижения полученных результатов в производство.
Оценка ситуации в АПК республики свидетельствует, что активизация инновационной деятельности без реализации целой системы мер, прежде всего, финансового оздоровления и поэтапного восстановления производства, становится затруднительной. Для развития инновационных процессов предстоит решить целый ряд задач государственной инновационной политики.
Основные концептуальные направления активизации инновационной деятельности в региональном АПК
Инновационный тип развития аграрной экономики во многом определяется на-учно-технической политикой региона, формированием регионального инновационного механизма. Субъектам Федерации принадлежит важная роль в реализации антикризисной программы, с использованием нововведений технологического, организационно-управленческого и социального типа.
К числу приоритетов развития инновационных процессов в региональном АПК следует отнести:
• разработка государственной инновационной политики и стратегии, нацеленных на становление прогрессивных технологических укладов;
• единство государственной аграрной, научно-технической и инновационной политики с целью повышения спроса агропромышленного производства на научно-технические достижения и привлечение капитала в развитие инновационных технологий;
• совершенствование нормативно- правового регулирования инновационных процессов;
• создание условий для активизации деятельности аграрной науки, совершенствование системы подготовки кадров в области инновационной деятельности, обеспечивающих повышение инновационной активности организаций и коммерциализацию результатов научных исследований;
• усиление кооперации между предприятиями, научно- исследовательскими организациями и вузами;
• техническое и технологическое переоснащение организаций комплекса, применение энерго- и ресурсосберегающих технологий производства, хранения и переработки продуктов питания;
• воспроизводство плодородия почв, предотвращение всех видов их деградации, разработка адаптивных технологий агроэкосистем и агроландшафтов;
• развитие производства органической продукции сельского хозяйства. В зоне Севера есть уникальная возможность сосредоточить на огромных земельных ресурсах производство экологически безопасной продукции, отработать технологии органического земледелия;
• совершенствование селекционно-племенной работы по улучшению породных и продуктивных качеств животных;
• создание современной системы информационного и инфраструктурного обеспечения инновационной деятельности в АПК;
• формирование экономического механизма функционирования АПК на инновационной основе.
Важным и действенным направлением инновационной политики является принятие федеральных и региональных нормативно-правовых актов, регулирующих инновационную деятельность в АПК. В настоящее время на федеральном и региональном уровнях принят ряд нормативно-правовых актов, нацеленных на решение отдельных задач в инновационной сфере. На наш взгляд, в ближайшее время целесообразно разработать и принять закон Республики Коми "Об инновационной политике и стратегии в АПК". В законе следует точно обозначить стратегические направления развития инновационных процессов, определить ответственность государственных органов, механизмы государственного стимулирования инновационной деятельности. Разработку и принятие данного закона должно инициировать Министерство сельского хозяйства и про-
довольствия Республики Коми, для его разработки необходимо привлечь ученых, специалистов и руководителей регионального АПК.
Для создания и тиражирования новшеств нужны развитые наука и образование, условия для кооперации и интеграции научной, научно-технической и образовательной деятельности. Научными исследованиями и разработками в республике заняты государственные организации, входящие в состав Российской академии сельскохозяйственных наук (НИПТИ АПК Республики Коми), Коми НЦ УрО РАН (Институты биологии, физиологии, химии и социально-экономических и энергетических проблем Севера), а также вузы (СГУ, СЛИ, Коми филиал ВГСА) и Институт переподготовки и повышения квалификации работников АПК.
В период проведения рыночных реформ произошло сокращение объемов финансирования науки и уровня заработной платы научных работников, что привело к оттоку молодых ученых. В пореформенный период научные организации вынуждены были основные усилия направлять на выживание и сохранение имеющихся научных кадров.
На современном этапе, в силу ограниченности выделяемых государством ресурсов, первоочередным приоритетом должна стать государственная поддержка фундаментальных исследований и важнейших прикладных разработок, ориентированных на быструю отдачу. В перспективе следует увеличить долю ассигнований на исследования по созданию ранних и среднеранних сортов картофеля, способных к клубнеобразова-нию в условиях длинного светлого дня, разработке технологий его производства, развитию мясного скотоводства, сохранению и рациональному использованию Печорской популяции животных, земельным отношением, устойчивому функционированию сельских территорий, занятости сельского населения и повышению уровня его жизни. Однако, выбор приоритетов развития аграрной науки не должен сказаться на закрытии остальных направлений научных исследований, по которым имеется значительный потенциал ученых. Финансирование для них должно остаться на постоянном уровне, прирост расходов по приоритетным направлениям НИОКР следует увеличить.
К числу важнейших задач инновационного развития АПК относится формирование инновационной инфраструктуры, предусматривающей формирование организаций по продвижению научно-технической продукции на рынке инноваций; информа-ционно-консультационное обеспечение инновационной деятельности; экспертиза научных и инновационных программ, проектов, предложений и заявок; развитие опытной базы; создание структур для финансирования научно-технической и инновационной деятельности.
Создание венчурных фондов для финансирования инноваций в аграрный сектор представляется маловероятным, так как не обеспечит им получение сверхприбыли. Для финансирования экспериментальных разработок и быстроокупаемых инновационных проектов необходимо формирование региональных инновационных фондов.
С учетом этапов инновационного процесса разработана модель организации управления инновационной деятельностью в региональном АПК на примере Республики Коми (рис. 2).
Заказ на НИР
МСХ РФ
Наука
Академические
учреждения и организации
Институты Коми НЦ УрО РАН
НИПТИАПК РАСХН
1 } Г
15
—ц
а Р
и Е- 5
О 5" <1> 3 •е-
С
Образование
I
Региональные ВУЗы и филиалы
сч
X и
о с. о О К
Г <!> Т,
Министерство сельского хозяйства и продовольствия РК
Научно-координационный совет
СГУ
ели
Коми филиал В ГС А
Целевые программы
исследований и технологической модернизации АПК
?
Субъекты хозяйствования АПК
Институт переподготовки и повышения квалификации работников ЛПК
Сельскохозя йетвенный техникум и аграрные колледжи
Финансовое обеспечение инновационной деятельности
Инновационная инфраструктура
Организации по продвижению
новшеств в производство
Информационно-консультацион ное обслуживание
Экспертиза научных и инновационных программ, проектов, предложений и заявок
Опытная база
Финансовые институты
Рис. 2. Модель организации управления инновационной деятельностью в АПК Республики Коми (РК)
Формирование экономического механизма ускорения инновационного развития АПК
Экономический механизм инновационной деятельности представляет собой совокупность форм и методов, направленных на создание и освоение инноваций. Экономический механизм развития инновационной деятельности в АПК включает:
• стратегическое управление инновациями, направленное на разработку мер, программ, проектов достижения намеченных целей, исходя из потенциала НИОКР, производственного потенциала предприятий, внешних и внутренних факторов, потребностей потребителей в новшествах;
• планирование инноваций, включающее совокупность инструментов, правил, информации и процессов, направленных на достижение конечных целей;
• поддержка и стимулирование инновационной деятельности;
• систему финансирования инновационных процессов, включающую многока-нальность источников поступления финансовых средств, принципы вложения аккумулируемых средств, механизм контроля за использованием инвестиций, их возвратность и оценку эффективности инновационных проектов;
• налогообложение организаций, создающих и осваивающих новшества, страхование инновационных рисков;
• стратегический и тактический маркетинг инноваций, направленный на поддержание конкурентоспособности предприятия и освоение новых рынков сбыта;
• ценообразование на инновационную продукцию и услуги.
Структура экономического механизма инновационной деятельности в АПК показана на рис. 3.
Рис. 3. Структура экономического механизма инновационной деятельности в АПК
Стратегическое управление инновационными процессами в АПК предлагается осуществлять научно-координационному совету при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия республики. В его состав войдут представители организаций науки, образования, отраслевых ассоциаций сельхозтоваропроизводителей, специалисты и руководители агропромышленных предприятий, региональных и муниципальных органов управления. Основными задачами этого органа являются определение стратегии и
тактики инновационного развития регионального АПК, мониторинг реализации инновационной стратегии. Для оценки реализации инновационной деятельности, эффективности инновационных проектов создается независимая экспертная комиссия. Текущее управление инновационной деятельностью осуществляет специальное подразделение (департамент или управление) Министерства сельского хозяйства и продовольствия по инновационному развитию АПК.
Действенным инструментом управления инновационной деятельностью является совершенствование планирования и координации НИОКР, разработка планов освоения нововведений в производстве. Необходимо на новой основе восстановить долгосрочные прогнозы (на 25 -30 лет) развития науки и научно-технического прогресса.
Ограниченность рыночных механизмов в области создания и освоения научно-технических разработок, высокорискованная и малопривлекательная для инвестиций аграрная деятельность обуславливает необходимость активной поддержки инновационных процессов со стороны государства с помощью как прямых, так и косвенных рычагов стимулирования. Разумеется, государственное вмешательство не может и не должно быть всесторонним и замещать рыночные отношения.
Повышение роли государства в инновационном процессе возможно по следующим направлениям:
• соблюдение уровня бюджетных ассигнований (до 4% расходной части федерального бюджета) на финансирование научных исследований и разработок в соответствии с законом "О науке и государственной научно-технической политике", а также увеличение уровня ассигнований из регионального бюджета на НИОКР в сфере АПК. Государственным заказчиком инновационных разработок должна выступать вновь созданная при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия республики структура по инновационному развитию АПК;
• финансирование из бюджетов целевых инновационных программ, хозяйствующих субъектов, осваивающих инновации;
• формирование государственной инновационной инфраструктуры (информационно- консультационных служб, центров по распространению нововведений при академических организациях республики и региональном правительстве и др.). Созданные структуры будут заниматься распространением нововведений, оказанием консультационных услуг информационного, рекламного, маркетингового, консалтингового характера, по экспертизе инновационных проектов, патентованию и лицензированию, страхованию инновационных рисков;
• государственная поддержка опытно-производственных хозяйств, где проводится проверка практического применения научно-технических разработок в конкретных условиях, предприятий, которые производят конкурентоспособную продукцию, пользующуюся устойчивым спросом;
• компенсационные выплаты из бюджетов по поддержанию паритетности цен сельхозтоваропроизводителям;
• субсидирование банковских процентных ставок по кредитам и займам на техническое и технологическое обновление производства;
• выделение ассигнований на формирование и увеличение лизингового фонда;
• подготовка высококвалифицированных кадров по инновационному менеджменту;
• принятие на федеральном уровне законодательных и нормативных актов по вопросам о залоге (ипотеке), страховании сельхозтоваропроизводителей, ценовом соотношении на поставляемые средства производства и сельхозпродукцию, об интеллектуальной собственности, о государственной патентно-лицензионной системе;
• освобождение научных организаций от уплаты налога на землю, снижение для НИИ и вузов тарифов на электроэнергию и тепло;
• предоставление системы льгот по налогам организациям, создающим и осваивающим инновации. В мировой практике используются различные виды налоговых льгот, стимулирующих инновационную деятельность [20, с.72 - 75, 21, с. 520 - 530]: предоставление исследовательского и инвестиционного налогового кредита, т.е. отсрочка налоговых платежей в части затрат из прибыли на инновационные цели; уменьшение налога на прирост инновационных затрат; "налоговые каникулы" в течение нескольких лет на прибыль, полученную от реализации инновационных проектов; льготное налогообложение дивидендов юридических и физических лиц, полученных по акциям инновационных организаций; снижение ставок налога на прибыль, направленную на заказные и совместные НИОКР; связь предоставления льгот с учетом приоритетности выполняемых проектов; льготное налогообложение прибыли, полученной в результате использования патентов, лицензий, ноу-хау и других нематериальных активов, входящих в состав интеллектуальной собственности; уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму стоимости приборов и оборудования, передаваемых вузам, НИИ и другим инновационных организациям; вычет из налогооблагаемой прибыли взносов в благотворительные фонды, деятельность которых связана с финансированием инноваций; зачисление части прибыли инновационной организации на специальные счета с последующим льготным налогообложением в случае использования на инновационные цели.
Усиление роли региональных бюджетов в активизации инновационной деятельности, предоставление налоговых льгот потребует внесения изменений в Бюджетный и Налоговый кодексы.
Исходное, определяющее положение в структуре экономического механизма инновационной деятельности занимают финансовые ресурсы и рациональная система финансирования. Элементами системы финансирования инновационной деятельности являются многоканальность поступления финансовых ресурсов, их вложения в инновационные проекты и целевые инновационные программы и контроль за эффективным использованием финансовых средств.
В условиях глубокого кризиса аграрной сферы собственные средства предприятий и кредитные ресурсы в инновации крайне ограничены. На этом этапе роль государства в развитии инновационных процессов должна усиливаться. В период подъема и стабильного функционирования аграрного сектора масштабы государственной поддержки инновационной деятельности сокращаются.
Комплексное решение приоритетных направлений инновационной деятельности обеспечит техническое и технологическое обновление отраслей и сфер регионального АПК и повышение его социально-экономической эффективности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Социально- экономические проблемы развития северной деревни / В.А. Иванов, В.В. Терентьев, ДА. Кузиванова и др. Сыктывкар, 2002. 336 с.
2. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов / С.Д. Ильенкова, JIM. Гохберг, С.Ю. Ягудин и др.; Под. ред. проф. С.Д. Ильенковой. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2003. 343 с.
3. Голиченко О.Г. Национальная инновационная система России: состояние и пути развития. М.: Наука, 2006. 396 с.
4. Аврашков Л.Я. Инновационный менеджмент: Учебник. М.: ИНФРА, 2005. 382 с.
5. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 2-е изд.испр. М.: ИНФРА-М, 1999. 479 с.
6. Большой толковый словарь русского языка / Гл. ред. С.А. Кузнецов. СПб.: "Норинт", 2003. 1536 с.
7. Финансово- кредитный энциклопедический словарь / Колл. авт. под ред. А.Г. Грязновой. М.: Финансы и статистика, 2004. 1168 с.
8. Санто Б. Инновация как средство экономического развития / Пер. с венгер. М.: Прогресс, 1990, 376 с.
9. Бездудный Ф.Ф., Смирнова Г.А., Нечаева О.Д. Сущность понятия инновация и его классификация // Инновации. 1998. № 2 - 3. С. 3 - 13.
10. Основы инновационного менеджмента. Теория и практика: Учебник / Л.С. Барютин и др.; под. ред. А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЗАО "Изд-во "Экономика", 2004. 518 с.
11. Кулагин A.C. Немного о термине "инновация" // Инновации. 2004. № 7. С. 56-59.
12. Степаненко Д.М. Классификация инноваций и ее стандартизация // Инновации. 2004. № 7. С. 77 - 79.
13. Уткин Э.А., Морозова Н.И., Морозова Г.И. Инновационный менеджмент. М.: АКАЛИС, 1996. 208 с.
14. Медынский В.Г. Инновационный менеджмент: Учебник. М.: ИНФРА, 2002.
295 с.
15. Иванов В.А., Кузиванова Л.А., Терентьев В.В. Продовольственное обеспечение населения Республики Коми в условиях рыночных преобразований. Сыктывкар, 1996. 92 с.
16. Иванов В.А., Мальцева И.С., Терентьев В.В. Земельные отношения и формирование многоукладной аграрной экономики в условиях Севера. Екатеринбург, 1998. 131 с.
17. Поздеев П.И., Иванов В.А. Экономические проблемы развития АПК Республики Коми. Сыктывкар, 2000. 317 с.
18. Формирование системы государственного регулирования АПК северного региона / В.А. Иванов, В.В. Терентьев, A.A. Мустафаев и др. Сыктывкар, 2006. 322 с.
19. Колегов М.Г., Иванов В.А. Факторы и условия производства органической продукции сельского хозяйства в Республике Коми. Сыктывкар, 2004. 177 с.
20. Инновационная и инвестиционная политика структурной перестройки народного хозяйства Российской Федерации. М., 1993. 160 с.
21. Кокурин Д.И. Инновационная деятельность. М: Экзамен, 2001. 576 с.