Научная статья на тему 'Взаимодействие городских органов самоуправления с полицией'

Взаимодействие городских органов самоуправления с полицией Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
374
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ПОЛИЦИИ" / FEDERAL LAW "ON POLICE" / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОРОДСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ПОЛИЦИИ / THE INTERACTION BETWEEN THE MUNICIPAL GOVERNMENT AND THE POLICE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — В.В. Таболин

В статье рассмотрены вопросы взаимодействия городских органов самоуправления с полицией на основе анализа Федерального закона «О полиции», изучены основные цели, задачи и формы такого взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The interaction of municipal governance with the police

The problems of the interaction of municipal governance with the police are considered on the basis of the analysis of the Federal Law "On Police", as well as the basic aims, objectives and the forms for such interaction.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие городских органов самоуправления с полицией»

ISSN 2072-9391

Труды Академии управления МВД России. 2011. № 4 (20)

противодействия экономической преступности. В нем необходимо прописать основное содержание межведомственного взаимодействия; дать четкое определение основных понятий; указать цели и задачи взаимодействующих органов; установить основные принципы взаимодействия; закрепить формы, основания, методы, условия и направления согласованной деятельности каждого ведомства с учетом особенностей выполняемых им функций в системе правоохраны; определить возможность использования приданных сил и средств; произвести разграничение компетенции.

Определяя задачи для правоохранительных органов в целом, необходимо нормативно закрепить конкретные обязанности правоохранительных органов по противодействию экономической преступности, которые должны быть сформулированы таким образом, чтобы итоги их реализации могли выступить в качестве критерия оценки эффективности их деятельности. Следовательно, они должны быть дифференцированы, детализированы и поставлены каждому правоохранительному органу таким образом, чтобы результаты их решения в совокупности обеспечивали реализацию общей цели по эффективному противодействию экономической преступности.

Список литературы

1. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Прези-

дента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 // СЗ РФ. 2009. № 20. Ст. 2244.

2. Об утверждении Инструкции по взаимодействию правоохранительных органов Российской Федерации при расследовании и раскрытии преступлений, связанных с посягательствами на культурные ценности России: совместный приказ от 25 ноября 1997 г. Генпрокуратуры РФ № 69, МВД России № 777, ФСБ России № 425, ГТК России № 700-1997 г.

3. БеловО.С. Проблемы организации правоохранительной деятельности в сфере экономической безопасности: Теория и практика управления органами внутренних дел в условиях реформирования системы МВД России: сб. статей. М.,

2003.

4. Киричук И.Б. Организация и деятельность органов внутренних дел как предмет правового регулирования (вопросы теории): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1991.

5. Потапов Л. В. К вопросу о совершенствовании механизма взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации // Право и безопасность. М., 2005. № 3 (16).

6. Стахов Я.Г. Уголовная политика в регионах. Основы взаимодействия правоохранительных органов при ее реализации: учеб. пособие. М.,

2004.

E-mail: rioakmvd-1@yandex.ru

В.В. ТАБОЛИН,

доктор юридических наук, профессор

Взаимодействие городских органов самоуправления с полицией

В статье рассмотрены вопросы взаимодействия городских органов самоуправления с полицией на основе анализа Федерального закона «О полиции», изучены основные цели, задачи и формы такого взаимодействия.

Федеральный закон «О полиции», взаимодействие органов городского самоуправления и полиции.

С1 марта 2011 г. вступил в силу Федеральный закон «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № 3—ФЗ [1], который по замыслу авторов и законодателей должен изменить сложившуюся неблагоприятную ситуацию в сфере

охраны общественного порядка в нашей стране. Конституция Российской Федерации в ст. 132 возлагает ответственность за осуществление охраны общественного порядка на органы местного самоуправления, подчеркивая тем самым, что это задача не только полиции.

Охрана общественного порядка на территории города (кроме двух городов федерального значения, остальные являются муниципальными образованиями) в целом зависит от правового регулирования основ взаимоотношений между представительными, исполнительными органами местного самоуправления и вновь созданной полицией. Конечно, устоявшуюся за прошедшие десятилетия систему взаимодейст-

33

IISSN 2072-9391

Труды Академии управления МВД России. 2011. № 4 (20)

34

вия городских органов власти и управления с милицией общественной безопасности нельзя отбросить как устаревшую и негодную.

Рассмотрим, как новый закон может повлиять на модернизацию этой системы.

Конституционное положение ст. 132 получает свое развитие в Федеральном законе № 131—Ф3 «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» [2], который к вопросам местного значения городского округа относит организацию охраны общественного порядка на его территории муниципальной милицией (п. 9 ст. 16)1, а также (как и в городских поселениях) создания условий для деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка (п. 37 ст. 16; п. 33 ст. 14). Кроме того, все виды городских муниципальных образований обязаны участвовать в работах по профилактике терроризма и экстремизма. Несомненно, все перечисленные полномочия без взаимодействия с полицией реализовать невозможно.

Федеральный закон «О полиции» в ст. 1 ч. 1 устанавливает главную цель полиции — она предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан РФ, иностранцев и лиц без гражданства, противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и обеспечения общественной безопасности. Полиция, в пределах своих полномочий, оказывает содействие федеральным и субъектов Федерации государственным органам, органам местного самоуправления, иным муниципальным органам, общественным объединениям, а также организациям независимо от форм собственности, должностным лицам этих органов и организаций в защите их прав [1, ч. 3].

Категории «содействие» и «взаимодействие» являются элементами более широкого понятия — «взаимоотношение», которое включает в себя однородные виды отношений, связанные с координацией, сотрудничеством, взаимопомощью.

Таким образом, закон четко устанавливает необходимость взаимодействия полиции и городских органов самоуправления, муниципальных и общественных организаций, горожан.

Как философская категория, понятие «взаимодействие» отражает процессы воздействия объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и порождение одним объектом другого. Взаимодействие — универсальная форма движения, развития, определяющая существование и структурную организацию любой материальной системы. Представляет собой вид непосредственного или опосредованного, внешнего или внутреннего отношения, связи. Понятие «взаимодействие» находится в глубокой связи с по-

Статья требует новой редакции.

нятием «структура». Взаимодействие выступает как интегрирующий фактор, посредством которого происходит объединение частей в определенный тип целостности [3].

Социальное взаимодействие — процесс непосредственного или опосредованного воздействия социальных объектов друг на друга, в котором взаимодействующие стороны связаны циклической причинной зависимостью. Социальное взаимодействие как вид связи представляет интегрированность действий, функциональную координацию их следствий, т. е. систему действий. Она возникает из совместного участия объектов взаимодействия в сложной, подвижной сети социальных отношений, задавая способы реализации совместной деятельности, выступая основанием общественной солидарности [5].

Взаимодействие между органами городского самоуправления и полицией можно представить исходя из позиции Е.А. Переверзева, который определяет его как основанную на нормах действующего законодательства их совместную деятельность (как единой общегосударственной системы управления), направленную на создание условий для реализации ими своих конституционных полномочий и включающую весь комплекс вопросов, связанных с созданием условий для участия органов местного самоуправления наряду с органами государственной власти в решении вопросов местного значения [4].

По мнению Е.В. Мурашева, подобное взаимодействие следует рассматривать как согласованную по цели, времени, средствам и формам, основанную на четком разграничении полномочий в соответствии с действующим законодательством деятельность местных органов государственной власти и органов местного самоуправления, осуществляемую на территории муниципального образования в интересах решения задач, составляющих сферу совместного ведения государства и местного сообщества [4, с. 103-105].

Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» устанавливает основные формы такого взаимодействия. Так, в ст. 8 ч. 3 установлено, что полиция регулярно информирует государственные и муниципальные (в нашем случае - городские) органы, граждан о своей деятельности через средства массовой информации, а также путем отчетов должностных лиц (не реже одного раза в год) перед законодательными органами субъектов РФ (Москва и Санкт-Петербург), представительными органами муниципальных образований, гражданами. Через систему отчетов реализуется право городских органов власти и граждан непосредственно оценивать результаты работы полиции и тем самым контролировать ее деятельность.

МБЫ 2072-9391

Труды Академии управления МВД России. 2011. № 4 (20)

Следующей основной формой согласно ст. 9 данного закона является общественное доверие и поддержка граждан, и в ч. 5 этой статьи законодатель прямо обязывает федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел проводить мониторинг взаимодействия полиции с институтами гражданского общества, элементом которого является местное самоуправление. Общественное мнение — один из основных критериев официальной оценки деятельности полиции [1, ч. 6 ст. 9].

При МВД России и территориальных органах (как это было ранее) образуются общественные советы для согласования общественно значимых интересов граждан, государственных и муниципальных органов власти, общественных объединений и организаций и решения наиболее важных вопросов деятельности полиции, для чего необходимы следующие действия:

1) привлечение граждан и общественных объединений к реализации государственной политики в сфере охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и противодействия преступности;

2) участие в разработке и рассмотрении концепций, программ, инициатив общественных объединений и граждан по наиболее актуальным вопросам деятельности полиции;

3) проведение общественной экспертизы проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам деятельности полиции;

4) обсуждение вопросов, касающихся деятельности полиции в средствах массовой информации;

5) осуществление общественного контроля за деятельностью полиции.

Общественные советы осуществляют контроль за деятельностью полиции в соответствии с положениями об этих советах [1, ч. 4 ст. 50].

Согласно ст. 10 Федерального закона № З—ФЗ о взаимодействии и сотрудничестве устанавливаются следующие обязанности полиции и муниципальных органов по взаимодействию:

— полиция при осуществлении своей деятельности взаимодействует с государственными и муниципальными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами;

— полиция при выполнении возложенных на нее обязанностей может использовать возможности государственных и муниципальных органов, общественных объединений и организаций, в порядке, установленном законодательством;

— полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям в обеспечении защиты прав и свобод граждан, соблюдения законности и правопорядка;

— государственные и муниципальные органы, общественные объединения, организации и должностные лица должны оказывать содействие полиции при выполнении возложенных на нее обязанностей.

Кроме того, в ст. 12 указанного закона полиции прямо вменяется в обязанность следующее:

— обеспечивать совместно с представителями органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаторами собраний, митингов, демонстраций, шествий и других публичных мероприятий безопасность граждан и общественный порядок (п. 6);

— принимать меры в соответствии с законом по пресечению незаконной агитации в период избирательных кампаний и подготовки референдума, информировать избирательные комиссии о фактах выявленных нарушений, предоставлять по их запросам информацию о неснятой и непогашенной судимости у кандидатов в депутаты, осуществлять охрану помещений, где хранятся бюллетени, участвовать в обеспечении безопасности граждан в помещениях для голосования и на территории вокруг них и оказывать иное содействие (п. 31);

— оказывать содействие государственным и муниципальным органам, депутатам, кандидатам в депутаты, должностным лицам, членам избирательных комиссий, представителям общественных объединений и организаций в осуществлении их законной деятельности, если им оказывается противодействие или угрожает опасность; информировать высших должностных лиц субъектов РФ и глав муниципальных образований о состоянии правопорядка на соответствующей территории.

Также, в соответствии с ч. 2 ст. 47 данного закона, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе осуществлять расходы на реализацию возложенных на полицию обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. Вместе с тем ст. 48 (ч. 7) обязывает органы местного самоуправления предоставлять участковому уполномоченному полиции в границах муниципального образования помещение для ведения работы на обслуживаемом административном участке.

Таким образом, анализ Федерального закона № 3—ФЗ показывает, что полномочия органов городского самоуправления в сфере охраны общественного порядка, хотя и составляют часть их компетенции, однако в основном обеспечивают взаимодействие с полицией. В целом объем прав по руководству территориальными подразделениями полиции сохранен «в руках» отраслевой системы управления.

Опыт нашей страны и других государств свидетельствует о том, что высокоэффективная дея-

35

I ISSN 2072-9391 Труды Академии управления МВД России. 2011. № 4 (20)

36

тельность полиции в обеспечении правопорядка невозможна без органов местного самоуправления и населения муниципальных образований. Создание отлаженного механизма взаимодействия органов городского самоуправления и полиции потребует определенного времени, однако уже сейчас органы муниципальной власти призваны активно содействовать выполнению стоящих перед полицией задач.

Список литературы

1. О полиции: Федеральный закон от 7 февраля 2011 № 3-ФЗ // СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900.

2. Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон

от 6 октября 2003 г. № 131—Ф3 (в ред. от 20 марта 2011 г., с изм. от 29 марта 2011 г.) // СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.

3. Большой энциклопедический словарь. М., 2000.

4. Мурашев Е.В. Правовое регулирование взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления // Вестник Московского университета МВД России. М., 2007. № 4.

5. Новейший философский словарь. М., 2009.

6. Переверзев Е.А. Правовые и организационные основы взаимодействия органов внутренних дел и органов местного самоуправления: авто-реф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001.

E-mail: rioakmvd-1@yandex.ru

О.А. СТЕПАНОВ,

профессор кафедры государственно-правовых дисциплин, доктор юридических наук, профессор

(Академия управления МВД России)

Е.Н. ТЮРИНА,

*

адъюнкт кафедры государственно-правовых дисциплин (Академия управления МВД России)

К вопросу о характеристике документа как объекта правоотношений в деятельности органов внутренних дел

В статье документ рассматривается как объект правоотношений в деятельности органов внутренних дел. На основе анализа различных мнений правоведов формируется авторское представление о классификации объектов правоотношений в условиях становления информационного общества.

правоотношения, характеристика документа, электронный документ, безопасность электронного документооборота.

Одна из проблем совершенствования деятельности органов внутренних дел связана с характеристикой документа как объекта правоотношений. По оценке Административного департамента МВД России, в 2009 г. объем документооборота в органах внутренних дел составил более 82 млн единиц.

В целях более качественного решения задач, стоящих перед органами внутренних дел Рос-

* Ранее — преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин Калининградского юридического института МВД России.

сийской Федерации по информационному обеспечению оперативно-служебной деятельности, необходима разработка стратегии развития информационных ресурсов, определяющей параметры сокращения огромного массива бумажных документов и, соответственно, трудозатрат на их обработку, что отразится на выполнении задач по противодействию преступности сотрудниками органов внутренних дел.

Для уяснения глубины существующей проблемы в деятельности органов внутренних дел прежде всего важно рассмотреть различные подходы к пониманию объекта правоотношений.

Так, Н.Г. Александров под объектом правоотношений понимает «внешний объект (предмет) поведения людей, составляющего содержание правомочий и обязанностей субъектов имущественных правоотношений». Имущественные объекты, по поводу использования которых возникают правоотношения, по мнению исследователя, «вещи или объективированные результаты духовного творчества». Нельзя охарактеризовать имущественные правоотношения, игнорируя или отбрасывая тот имущественный объект, по поводу которого существует данное отношение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.