Научная статья на тему 'Взаимодействие полиции и общества'

Взаимодействие полиции и общества Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
9317
981
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
полиция / деятельность полиции / общество / обеспечение прав граждан / партнерская модель / police / activity of police / society / ensuring rights of citizens / partner model

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бучакова Марина Александровна, Дизер Олег Александрович

Анализируется взаимодействие полиции и общества на современном этапе, партнерская модель взаимоотношений, создаваемая в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INTERACTION BETWEEN THE POLICE AND SOCIETY

Interaction of police and society at the present stage, the partner model of relationship created in society is analyzed.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие полиции и общества»

Вестник Омского университета. Серия «Право». 2015. № 2 (43). С. 58-63.

УДК 342

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПОЛИЦИИ И ОБЩЕСТВА

THE INTERACTION BETWEEN THE POLICE AND SOCIETY М. А. БУЧАКОВА, О. А. ДИЗЕР (М. А. BUCHAKOVA, O. A. DIZER)

Анализируется взаимодействие полиции и общества на современном этапе, партнерская модель взаимоотношений, создаваемая в обществе.

Ключевые слова: полиция; деятельность полиции; общество; обеспечение прав граждан; партнерская модель.

Interaction of police and society at the present stage, the partner model of relationship created in society is analyzed.

Key words: police; activity of police; society; ensuring rights of citizens; partner model.

Государство, выступая гарантом успешной реализации и охраны прав личности посредством органов публичной власти, тем самым способствует укреплению связей органов государственной власти и местного самоуправления с населением, общественными формированиями.

Полиция, являющаяся органом публичной власти и осуществляющая полицейскую деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, международными стандартами, призвана обеспечить возможность реализации гражданами своих конституционных прав и свобод.

Опыт полицейской деятельности показывает, что она эффективна только при поддержке и доверии общества, создании партнерских отношений между полицией и населением. В развитых странах идет процесс совершенствования взаимодействия между населением и полицией в целях обеспечения прав и свобод граждан, создания системы их защищенности от преступных посягательств, что способствует росту доверия населения к полиции. Так, ОБСЕ своей основной задачей рассматривает установление партнерских отношений полиции и общества, при которых все полицейские, государственные структуры и население активно сотрудничают в реше-

нии проблем обеспечения общественного спокойствия и правопорядка, защиты основных прав и свобод личности, особенно жизни человека, предотвращения и раскрытия преступлений, оказания содействия и услуг обществу с целью снижения уровня страха перед преступностью, возможностью получения телесных повреждений и возникновения социально-бытовых беспорядков [1].

Основной предпосылкой партнерства между полицией и обществом является настоятельная необходимость повышения уровня вовлеченности общества в дело обеспечения безопасности и общественного порядка [2].

Качество доверия граждан к полиции положено в основу партнерской модели взаимоотношений полиции с обществом, при этом полиция служит обществу, основываясь на сотрудничестве с институтами гражданского общества в процессе осуществления правоохранительной деятельности. По справедливому замечанию В.И. Гавриленко, эффективность власти в демократическом государстве зависит от качества её взаимодействия с гражданским обществом [3].

При партнерской модели население не только непосредственно участвует в охране правопорядка, но и своевременно информи-

© Бучакова М. А., Дизер О. А., 2015

58

Взаимодействие полиции и общества

рует полицию обо всех ситуациях, которые могут ему угрожать, что, в свою очередь, повышает результативность деятельности полиции. Полиция, по мнению сотрудников ОБСЕ, должна быть доступной для населения, знать население на подведомственной территории и быть известной ему, отзываться на нужды населения, прислушиваться к проблемам граждан, привлекать и мобилизовать население, отчитываться о своих действиях и достигнутых результатах [1].

Качественное решение полицией стоящих перед ней задач во многом зависит от личностных качеств сотрудников, их общей и правовой культуры, уровня правосознания и профессионального мастерства, умения устанавливать взаимоотношения с населением. Эти характеристики служат факторами не только соблюдения требований законности, но и эффективной работы полиции в сфере обеспечения прав и свобод граждан. Эту деятельность они обязаны осуществлять как по собственной инициативе, так и по требованию граждан, которые наделены правом самостоятельно осуществлять защиту своих нарушенных прав и свобод.

Требования, предъявляемые к полиции в её взаимоотношениях с населением внутри социума в разных государствах, имеют однотипный характер и получают закрепление в международных актах. За основу деятельности полицейских, их взаимоотношений с населением взят принятый Организацией Объединенных Наций Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (1979 г.), а также принятые ООН в развитие этого документа Руководящие принципы для эффективного осуществления Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (1989 г.) [4]. Требования к поведению и деятельности работников полиции, изложенные в Кодексе, подчеркивают взаимосвязь моральных и правовых норм в системе социальных норм такой профессиональной группы, как полиция.

Следует констатировать, что в СССР население активно привлекалось к охране общественного порядка, действовали добровольные народные дружины, поддерживаемые государством, использовались другие формы привлечения общественности. Однако в последние два десятилетия после распада

СССР в России отношения доверия полиции и общества были утрачены. Снижение гражданской активности населения, ослабление роли общественных объединений в поддержании правопорядка привели к повышению криминогенности в обществе, недостаточной результативности в работе полиции. Уровень доверия населения к органам власти, в том числе правоохранительным структурам, был значительно снижен. Это подтверждали и регулярные мониторинги общественного мнения. Так, в начале 2010 г. аналитический центр Юрия Левады (Левада-Центр) провел опрос по репрезентативной выборке 1600 россиян в возрасте от 18 лет в 127 населенных пунктах 46 регионов страны. Результаты опроса показали, что в России наблюдается устойчивое недоверие населения к правоохранительным органам. Особенно низко респонденты оценивали деятельность милиции. Страх перед произволом милиционеров как представителей власти лишь незначительно уступал страху перед террористами, нападением хулиганов и преступников [5].

Проводимый процесс реформирования полиции обусловил необходимость укрепления взаимодействия органов внутренних дел и общества. Стратегическим направлением деятельности полиции стал её предельно открытый и социально ориентированный характер. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» [6] определил перспективы развития взаимоотношений полиции с гражданским обществом. Закон содержит ряд концептуальных идей, в числе которых: установление партнерской модели взаимоотношений полиции и общества; контроль гражданского общества за деятельностью полиции; закрепление нового имиджа сотрудника правоохранительных органов. Партнерская модель характеризируется усилением сотрудничества обеих сторон. Перспективы такого усиления заключаются в законодательном определении прав и обязанностей, закреплении правового статуса полицейского при решении вопросов взаимодействия, освобождения ведомства от не свойственных ему или дублирующих функций.

Для повышения доверия гражданского общества к полиции в ст. 10 Закона о полиции были определены основы взаимодействия и сотрудничества полиции, закреплено

59

М. А. Бучакова, О. А. Дизер

положение о том, что полиция при выполнении возложенных на нее обязанностей взаимодействует с общественными объединениями, организациями граждан, использует возможности общественных объединений и организаций, оказывает содействие общественным объединениям и организациям в обеспечении защиты прав и свобод граждан, а также поддерживает развитие гражданских инициатив.

В целях активизации вовлечения населения в укрепление общественной безопасности и общественного порядка в 2014 г. был принят Федеральный закон «Об участии граждан в охране общественного порядка» [7], идет процесс принятия региональных нормативных правовых актов, направленных на регулирование участия общественности в охране общественного порядка.

В соответствии с Законом о полиции общественное доверие и поддержка граждан выступают в качестве принципа деятельности полиции. Следует отметить, что данный принцип впервые получил законодательное закрепление в отечественной практике. Именно утрата общественного доверия к милиции во многом обусловила принятие Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 2009 г. № 1468 «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» [8], который положил начало реформе системы МВД России [9].

Между тем в научной литературе отмечается, что характер взаимоотношений между сотрудниками милиции (полиции) и гражданами представляет собой один из важнейших индикаторов социально-политической ситуации в стране, так как в глазах населения полиция, с одной стороны, олицетворяет порядок, установленный законом, а с другой, -является наиболее «осязаемым инструментом власти» [10].

В числе основополагающих начал деятельности полиции в Законе закреплены её открытость и публичность (ст. 8). В самом общем виде открытость деятельности полиции как органа государственной власти проявляется в возможности всех заинтересованных лиц знакомиться с содержанием принимаемых в этой сфере решений и документов, знать, четко представлять содержание работы полиции. Публичность же предусматривает

уважение прав и законных интересов человека, что выражается в его возможности вести диалог с обществом, средствами массовой информации, взаимодействовать с ними на основе взаимного уважения и социального партнерства [11].

Право граждан обращаться в государственные органы лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения закреплено в ст. 33 Конституции Российской Федерации. Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ урегулированы правоотношения, связанные с реализацией этого конституционного права, установлен порядок рассмотрения обращений граждан [12]. В Федеральном законе содержится перечень обращений, которые не подлежат рассмотрению. К ним относятся: анонимные обращения, за исключением сообщений о преступлениях либо об угрозе государственной или общественной безопасности; обращения, по которым вынесены судебные решения, обращения, содержащие клевету, оскорбления и угрозы в адрес государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц или других граждан; повторные (многократные) обращения, если в них не приводятся новые доводы или обстоятельства, а по предыдущим обращениям давались письменные ответы.

Федеральный закон «О полиции» также предоставляет гражданам, общественным объединениям и организациям право получать достоверную информацию о деятельности полиции, а равно получать от полиции информацию, непосредственно затрагивающую их права, за исключением сведений, доступ к которым ограничен. Обращение, заявление или жалоба могут быть поданы гражданином лично, а также отправлены по почте, факсу, через официальные сайты, дежурные части территориальных органов МВД России и посредством специальной связи.

Министерство внутренних дел даёт принципиальную оценку и жёстко реагирует на все случаи волокиты и формализма на местах, нежелания или неспособности руководителей территориальных органов решать волнующие людей проблемы [13].

Взаимодействие полиции и СМИ является действенной формой профилактики преступлений, из результатов исследований из-

60

Взаимодействие полиции и общества

вестно, что население оценивает деятельность полиции именно на основе различных публикаций. Поэтому на пресс-службу МВД России возложены задачи объективного освещения деятельности полиции, в том числе по вопросам профилактики правонарушений и привлечения граждан и общественных объединений к реализации государственной политики в сфере охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и противодействия преступности.

Одним из направлений реализации указанного выше принципа является создание при МВД России и его территориальных органах общественных советов для совместного отстаивания общих интересов в правоохранительной сфере. Осуществляя функцию посредничества между государством и гражданским обществом, общественные советы призваны обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций для поддержания правопорядка и общественной безопасности.

На законодательном уровне выработано несколько форм совместного участия органов публичной власти и гражданского общества в правоохранительной сфере: 1) привлечение граждан и общественных объединений к реализации государственной политики в охране общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и борьбы с преступностью; 2) участие в разработке и рассмотрении концепций, программ, инициатив граждан и общественных объединений по актуальным вопросам деятельности полиции; 3) проведение общественной экспертизы проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам деятельности полиции; 4) обсуждение проблем, касающихся деятельности полиции, в средствах массовой информации; 5) осуществление общественного контроля за деятельностью полиции (ч. 7 ст. 9 Закона о полиции).

Данные законодательные положения получили свое развитие в Указах Президента Российской Федерации от 23 мая 2011 г. № 668 «Об общественных советах при Министерстве внутренних дел Российской Фе-

дерации и его территориальных органах» [14] и от 28 июля 2011 г. № 1027 «Об утверждении Положения об Общественном совете при Министерстве внутренних дел Российской Федерации» [15], на этой основе в деятельности по созданию общественных советов при территориальных органах внутренних дел.

Создание общественных советов призвано активизировать участие граждан и их организаций в мероприятиях по профилактике преступлений и правонарушений, повысить открытость, доступность и публичность деятельности полиции. В Советы вошли представители разных слоев общественности: руководители СМИ, правозащитники, деятели науки и культуры, лидеры духовенства, бизнесмены, что позволяет комплексно подойти к рассмотрению имеющихся проблем в сфере правопорядка, и не только выразить по ним гражданскую позицию общественности, но и принять непосредственное участие в их разрешении. Так, в 2014 г. Общественным советом при УМВД России по Омской области были проведены заседания, на которых рассматривались вопросы участия сотрудников полиции в духовно-нравственном развитии несовершеннолетних, в том числе состоящих на учете в органах внутренних дел, профилактики правонарушений и обеспечения правовой и социальной защиты сотрудников полиции. Представители общественных организаций проверили условия содержания задержанных за совершение административных правонарушений, соблюдение требований, предъявляемых к ведению служебной документации, и организацию работы с заявителями [16].

Важным направлением работы советов является развитие общественного контроля за деятельностью полиции. Он является и важнейшим принципом, и необходимым условием эффективного выполнения задач в сфере внутренних дел [17]. Под общественным контролем понимается деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, выполняющих в соответствии с федеральными законами отдельные публич-

61

М. А. Бучакова, О. А. Дизер

ные полномочия, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений [18].

Целями общественного контроля за деятельностью полиции являются: обеспечение реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина, законных интересов общественных объединений и организаций; учет общественного мнения, предложений и рекомендаций граждан и организаций при принятии решений; выяснение оценки деятельности полиции. Общественный контроль за деятельностью полиции служит также эффективной антикоррупционной мерой.

В задачи общественного контроля за деятельностью полиции входит вовлечение граждан в процесс оценки работы полиции, положительное воздействие на её деятельность, повышение уровня доверия населения к деятельности полиции, а также обеспечение тесного взаимодействия полиции с институтами гражданского общества; поддержание прозрачности и открытости деятельности полиции; формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению сотрудников полиции; усиление доверия самой полиции к инициативам общественности, механизмам общественного контроля.

Субъектами общественного контроля за деятельностью полиции являются непосредственно граждане, общественные объединения, а также Общественная палата Российской Федерации, общественные наблюдательные комиссии и общественные советы, формируемые при МВД России и его территориальных органах [19].

Граждане Российской Федерации вправе участвовать в выполнении общественного контроля как лично, так и в составе общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций.

Общественный совет для решения возложенных на него задач обладает правомочиями запрашивать и получать в установленном порядке от органов внутренних дел информацию об их деятельности, если это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, о производстве по делам об административных правонарушениях, об оперативно-разыскной деятельности, о защи-

те государственной и иной охраняемой законом тайны, а также не нарушает прав граждан, общественных объединений и организаций.

Члены общественного совета имеют право посещать без специального разрешения помещения, занимаемые органами внутренних дел, а также места принудительного содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления, задержанных лиц, подвергнутых административному аресту; знакомиться с обращениями граждан о нарушении их прав, свобод и законных интересов сотрудниками органов внутренних дел, а также с результатами рассмотрения таких обращений.

В случаях выявления фактов нарушения сотрудниками органов внутренних дел прав и свобод граждане обладают правом ходатайствовать перед соответствующими руководителями органов внутренних дел и контролирующих органов о проведении проверок соблюдения сотрудниками органов внутренних дел прав, свобод и законных интересов граждан, требований к служебному поведению, норм профессиональной этики, принимать участие в таких проверках и знакомиться с их результатами.

В целях создания канала обратной связи общественный совет принимает участие в объективном информировании общества о выполнении сотрудниками органов внутренних дел своих профессиональных обязанностей, в том числе через средства массовой информации, и в публичном обсуждении вопросов, касающихся деятельности органов внутренних дел. Одновременно мнение граждан о деятельности органов внутренних дел доводится в результате анализа обобщенной информации до руководителей соответствующих органов внутренних дел.

В качестве перспектив совершенствования деятельности общественных советов в целях повышения их независимости и объективности в оценке МВД России и его территориальных органов следует рассмотреть вопрос о формировании их персонального состава. В настоящее время состав Общественного совета при МВД России утверждается Министром внутренних дел Российской Федерации (порядок утверждения аналогичен и для общественных советов при территориаль-

62

Взаимодействие полиции и общества

ных органах внутренних дел), что не логично для органа, осуществляющего контроль.

Целесообразно пересмотреть порядок формирования Общественного совета при МВД России, установить перечень нормативных актов и программ МВД, которые не могут быть приняты без предварительного и публичного обсуждения на Общественном совете. В компетенцию общественных советов должно войти паритетное с самим ведомством участие в деятельности конкурсных и аттестационных комиссий, а также комиссий по урегулированию конфликта интересов. Необходимо законодательно закрепить ответственность за воспрепятствование законной деятельности общественных советов и их членов по осуществлению общественного контроля [20].

Органы внутренних дел становятся более открытыми и подконтрольными обществу, о чем свидетельствуют и результаты мониторинга общественного мнения. Независимые социологические центры однозначно констатируют рост уровня доверия населения к полиции [13].

В целом в современный период активное участие общественности в обеспечении правопорядка и противодействии преступно -сти является устойчивым фактором развития России. Это происходит путем правового закрепления и институализации общественных формирований, объективной оценки деятельности органов внутренних дел Российской Федерации обществом, совершенствования системы общественного контроля.

1. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе. Наилучшая практика построения партнерства между полицией и обществом. - URL: http://polis.osce.org (дата обращения: 01.03.2015).

2. Щеголева Н. В. Полиция и общество: система и люди // Молодой ученый. - 2013. - № 2. -С. 267-269.

3. Гавриленко В. И. Гражданское общество и правовое государство: проблема обеспечения синхронного развития // Конституционное развитие России : межвуз. сб. науч. ст. - Саратов, 2006. - Вып. 7. - С. 36.

4. Международные акты о правах человека : сб. док. - М., 1998. - С. 537 ; Международная защита прав и свобод человека : сб. док. - М., 1990. - С. 319-325.

5. URL: http://www.levada.ru/press/2010021605.

html (дата обращения: 15.02.2015).

6. Российская газета. - 2011. - 10 февр.

7. Там же. - 2014. - 4 апр.

8. СЗ РФ. - 2009. - № 52 (ч. 1). - Ст. 6536.

9. Комментарий к Федеральному закону о полиции (постатейный) / Ю. Е. Аврутин, С. П. Булавин, Ю. П. Соловей, В. В. Черников. - М., 2012. - С. 64.

10. Кузьминский Е. Ф., Мазаев Ю. Н., Михайловская И. Б. Милиция и насилие: анализ взаимоотношений // Преступность: что мы знаем о ней. Милиция: что мы думаем о ней / под ред. И. Б. Михайловской. - Обнинск, 1994. -С. 49.

11. Булавин С. П. Принцип открытости и публичности - в действии // Профессионал. - 2011. -№ 5 (103) ; Ханин С. В. Организационно-правовые основы партнерских отношений между полицией и обществом в условиях демократических преобразований в России // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. - 2014. -№ 1 (25).

12. О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации : Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ // Российская газета. - 2006. - 5 мая.

13. Текст официального выступления В. А. Колокольцева на расширенном заседании коллегии МВД России. - URL: https://mvd.ru/ documen (дата обращения: 20.03.2015).

14. СЗ РФ. - 2011. - № 22. - Ст. 3154.

15. Там же. - № 31. - Ст. 4712.

16. URL: https://55.mvd.ru/gumvd/Obshhestvennij_ sovet/law (дата обращения: 5.03.2015).

17. Текст официального выступления В. А. Колокольцева на расширенном заседании коллегии МВД России.

18. Об основах общественного контроля в Российской Федерации : Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ // Российская газета. - 2014. - 23 июля.

19. См.: О полиции : Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3. - Ст. 50.

20. Параносенков П. М. Оценка гражданским обществом деятельности органов внутренних дел Российской Федерации в период их реформирования // Административное право и процесс. - 2013. - № 8. - С. 85-87.

63

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.