Научная статья на тему 'Взаимодействие гиперболы с другими стилистическими средствами'

Взаимодействие гиперболы с другими стилистическими средствами Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
409
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГИПЕРБОЛА / СТИЛИСТИЧЕСКИЙ ПРИЕМ / ПРАГМАТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ОБРАЗНОСТЬ / КОНВЕРГЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Санцевич Я.С.

В данной статье рассматривается взаимодействие гиперболы с различными стилистическими средствами. Сочетание стилистических средств, их конвергенция способствуют трансформации стилистических приемов, создавая образность второго порядка. Таким образом, увеличивается прагматический потенциал гиперболы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие гиперболы с другими стилистическими средствами»

Еще до начала использования программы тестирования в учебном процессе была сформирована начальная база вопросов по дисциплине «Информатика», которая базировалась на тех вопросах, которые ранее задавались студентам устно на опросах или для ответов в виде письменного теста.

При разработке тестовых вопросов решаются такие важные задачи, как совершенствование и пополнение базы тестов, внедрение компьютерного тестирования в систему контроля качества знаний студентов. Для формирования тестовых вопросов привлекаются начинающие преподаватели и аспиранты. Участие в разработке тестов начинающих преподавателей способствует более глубокому освоению ими теоретических знаний по данной дисциплине, выявлению логических связей между понятиями, определениями, законами с приобретенными знаниями, умениями и навыками.

Практика показала, что написание вопросов и формирование из них тестовых сеансов дело не одного преподавателя, а всего коллектива кафедры. После написания вопросов по какой-либо теме преподаватель должен отдать эти вопросы на рецензию методической комиссии кафедры, которая назначит рецензентов и в итоге даст рекомендации по улучшению тестовых вопросов.

Следующим этапом является анализ выполнения тестовых заданий студентами. Для этого в программе тестирования предусмотрен модуль анализа результатов тестирования. По итогам анализа необходимо выделить вопросы, на которые большинство студентов не могут ответить правильно, а также те вопросы, на которые все студенты отвечают верно. Авторы этих вопросов должны совместно с рецензентами проанализировать результаты тестирования и сделать редакцию «некорректных» вопросов, либо вынести на заседании методической комиссии вопрос о качестве получаемых студентами знаний в указанной тестовыми вопросами области.

При составлении тестовых вопросов необходимо руководствоваться требованиями, предъявляемыми к заданиям, которые должны быть:

- компактными, то есть не требовать больших затрат времени на прочтение и выполнение;

- однозначными, не допускать произвольного толкования тестового задания;

- стандартными, быть пригодными для широкого практического использования, измерения уровня знаний более широких контингентов обучаемых, овладевающих одинаковым объемом знаний на одном и том же уровне обучения [2, стр. 321].

В будущих модификация системы тестирования запланировано создание модуля, отвечающего за рецензирование тестовых заданий с одновременным анализом результатов тестирования студентов. Данный модуль позволит автоматизировать процедуру рецензирования тестовых заданий и обеспечить оперативный доступ к качественной оценке содержимого базы тестовых вопросов.

По итогам семи лет использования программы тестирования в учебном процессе можно сделать следующие выводы:

- в самостоятельном изучении материалов дисциплины для студентов появилась возможность активного использования персонального компьютера в интерактивном режиме, который интенсифицирует процесс познания;

- для получения результата работы студента нет необходимости ждать, пока преподаватель проверит выполненные задания; тестовая программа выставляет оценку за доли секунды;

- по итогам тестирования можно получить исчерпывающую информацию о тех вопросах, которые были отвечены верно и неверно; также отображается информация с процентом освоения отдельных тем, по которым был выполнен тест;

- имеется оперативный доступ к статистике ответов на вопросы тестов по каждой теме, что позволяет оперативно корректировать слишком сложные или слишком простые вопросы в тестовых заданиях;

- при корректировке содержимого учебного курса (рабочей программы дисциплины) можно использовать статистику ответов на вопросы по данному курсу для представления сложного для понимания студентов материала в более понятной форме, либо перенос изучения некоторой темы из самостоятельной формы в аудиторную;

- программа тестирования активно используется также со студентами заочной формы обучения, что позволяет при работе с ними охватить более широкую область знаний по изучаемой дисциплине.

Список литературы

1. Баранов Е.Ф., Стебеняева Т.В. Система требований для разработки программного обеспечения и контроля уровня знаний в процессе обучения // Теоретические и прикладные аспекты современной науки, 2015, №7-9, С. 7-11.

2. Евсеева Т.П., Сабирова Ю.В. Разработка тестовых заданий как один из методов технологии интерактивного обучения // Вестник казанского технологического университета, 2014, №5, С. 320-324.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГИПЕРБОЛЫ С ДРУГИМИ СТИЛИСТИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ

Санцевич Я.С.

Доцент, Приморского института железнодорожного транспорта - филиал Дальневосточного государственного университета путей сообщения в Уссурийске, канд. полит. наук, доцент, Россия, г. Уссурийск

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассматривается взаимодействие гиперболы с различными стилистическими средствами. Сочетание стилистических средств, их конвергенция способствуют трансформации стилистических приемов, создавая образность второго порядка. Таким образом, увеличивается прагматический потенциал гиперболы.

Ключевые слова: гипербола, стилистический прием, прагматический потенциал, образность, конвергенция.

В настоящее время в научной литературе понятие гиперболы имеет размытые границы, так как оригинальная авторская гипербола в одиночном виде встречается редко. Обычно она сочетается с другими стилистическими приемами. Как отмечает С. А. Тихомиров, гипербола является стилистическим приемом, активно функционирующим в зоне синкретизма; сочетаясь с другими стилистическими приемами, она создает модифицированную семантику синкретического приема [1, с. 6]. Зона синкретизма порождает более яркий, тонкий смысл художественного текста, создает многочисленные коннотации, увеличивает прагматический потенциал гиперболы. Необходимо отметить, что в одном высказывании могут сочетаться сразу несколько стилистических приемов.

Гипербола + метафора.

.. .but the place where Strickland lived had the beauty of the Garden of Eden. Ah, I wish I could make you see the enchantment of that spot, a corner hidden away from all the world, with the blue sky overhead and the rich, luxuriant trees. It was a feast of colour. And it was fragrant and cool. Words cannot describe that paradise. And here he lived, unmindful of the world and by the world forgotten [3].

При описании места, где провел последние годы жизни Стрикланд, персонаж использует гиперболу a feast of colour, построенную на метафорическом переносе. Все краски этого места находят воплощение в данной метафоре. Более того, говоря о том, что нельзя словами описать это место, персонаж прибегает к еще одной метафоре paradise. В гиперболическом комплексе оба приема трансформируются: метафора приобретает признак алогичности, а гипербола приобретает образность второго порядка, ей не свойственную.

Следует отметить, что ранее в этом отрывке автор использует метафорический эпитет, основанный на аллюзии the Garden of Eden. The Garden of Eden является синонимом слова paradise, которым завершается описание места. Следовательно, перед нами прием нарастания. Такая конвергенция стилистических приемов придает экспрессивность и дополнительную эмоциональную окрашенность высказыванию, делает создаваемый автором образ более ярким и выразительным.

Гипербола + антономазия.

Blanche Stroeve was in the cruel grip of appetite. Perhaps she hated Strickland still, but she hungered for him, and everything that had made up her life till then became of no account. She ceased to be a woman, complex, kind and petulant, considerate and thoughtless; she was a Maenad. She was desire [3].

В приведенном отрывке описывается страсть, которую испытывала Бланш Стрёв к Стрикланду. Гиперболический комплекс основан на нарастании: он начинается с метафорической гиперболы ceased to be a woman и заканчивается метафорической гиперболой desire. Кульминацией нарастания становится стилистический прием антономазии Maenad и последующая метафора. Обращаясь к антономазии, называя героиню именем вакханки из древнегреческой мифологии, Моэм создает яркий образ женщины, полный неистовства и желания.

Гипербола + эпитет.

Examinations, sir, are pure humbug from beginning to end. If a man is a gentleman, he knows quite enough, and if he is not a gentleman, whatever he knows is bad for him [4].

Гипербола выражена интенсифицирующим прилагательным pure, и чрезмерная мера признака увеличивается с помощью фразеологизма from beginning to end. Употребление гиперболического эпитета задерживает вни-

мание на языковой форме, указывая тем самым на возможность иронии.

Гипербола + сравнение.

С помощью гиперболических сравнений выражается предельная мера действия, состояния, качества, степень силы признака, степень качества, степень проявления состояния. Например:

Somehow, it was hotter then: a black dog suffered on a summer's day; bony mules hitched to Hoover carts flicked flies in the sweltering shade of the live oaks on the square. Men's stiff collars wilted by nine in the morning. Ladies bathed before noon, after their three-o'clock naps, and by nightfall were like soft teacakes with frostings of sweat and sweet talcum [2, p. 72].

В данном примере гиперболическая мера признака (жары) передается оригинальной авторской гиперболой-сравнением, создавая при этом иронический эффект.

Следующий пример представляет собой узуальную гиперболу, основанную на сравнении, так как она выражена сравнительной фразеологической единицей sounded like a flute:

And her voice - I never heard such a voice. It was very low at first, with deep mellow notes that seemed to fall singly upon one's ear. Then it became a little louder, and sounded like a flute or a distant hautboy [4].

Гипербола + ирония.

For the life of me, I did not understand how he could sit there in cold blood and read a newspaper when his only son stood an excellent chance of being murdered with a Confederate Army relic [2, p. 154].

В приведенном высказывании речь идет о том, как девочка не понимает поведения отца, который спокойно читает газету, когда его сын в качестве наказания находится у старухи-соседки, которую дети боялись и ненавидели. Гиперболическая мера признака передается глаголом murder, при этом гипербола одновременно сочетается с иронией, так как прилагательное excellent на самом деле имеет противоположную оценку. Ироническую окраску имеет и перифраз Confederate Army relic, в котором содержится явный намек на преклонный возраст старухи.

Гипербола + нарастание.

He told me of his childhood in the tidy brick house, and of his mother's passionate orderliness. Her kitchen was a miracle of clean brightness. Everything was always in its place, and no where could you see a speck of dust. Cleanliness, indeed, was a mania with her [3].

В данном примере автор описывает чистоплотность и страсть к порядку, которые были свойственны матери его друга, с помощью субстантивной гиперболы mania, которая выражает крайнюю степень качества и основана на метафорическом переносе. Весь отрывок построен на приеме нарастания: сначала используется гиперболический эпитет passionate, затем гиперболическая метафора a miracle of clean brightness. И кульминацией этой страсти к чистоте является гипербола mania.

Гипербола + повтор.

Every night-sound I heard from my cot on the back porch was magnified three-fold; every scratch of feet on gravel was Boo Radley seeking revenge, every passing Negro laughing in the night was Boo Radley loose and after us; insects splashing against the screen were Boo Radley's insane fingers picking the wire to pieces; the chinaberry trees were malignant, hovering, alive [2, p. 116].

Гипербола, выраженная кванторным местоимением every, повторяется несколько раз в параллельных конструкциях. Таким образом, она передает страх девочки

перед Бу Рэдли, создавая эффект его присутствия повсюду.

Гипербола + антитеза.

I discovered that in Paris he had been painting just the same stale, obviously picturesque things that he had painted for years in Rome. It was all false, insincere, shoddy; and yet no one was more honest, sincere, and frank than Dirk Stroeve [3].

Гипербола + риторический вопрос.

But music was not articulate. It was not a new world, but rather another chaos, that it created in us. Words! Mere words! How terrible they were! How clear, and vivid, and cruel! One could not escape from them. And yet what a subtle magic there was in them! They seemed to be able to give a plastic form to formless things, and to have a music of their own as sweet as that of viol or of lute. Mere words! Was there anything so real as words? [4].

Приведенный отрывок завершается риторическим вопросом, основанным на гиперболе: Was there anything so real as words? Его можно перефразировать в утвердительное предложение There is nothing so real as words. Этот риторический вопрос на самом деле содержит в себе ответ, который персонаж мучительно ищет в предыдущем контексте. Высказывание содержит также гиперболические

эпитеты mere, которые повторяются дважды. Повторы и сравнения, завершающиеся риторическим вопросом создают эффект нарастания.

Итак, благодаря конвергенции гиперболы с различными стилистическими приемами образность и воздействующая функция высказывания повышаются. Именно в зоне синкретизма возрастает прагматический потенциал гиперболы.

Список литературы

1. Тихомиров, С.А. Гипербола в градуальном аспекте [Текст]: автореф. дис. ... канд. филол. наук / С.А. Тихомиров. - Москва, 2006. - 21 с.

2. Lee, N. H. To Kill a Mockingbird [Electronic resource] / N. Harper. Lee. - М.: Антология, 2011. - 320 p. -URL: http://fb2lib.net.ru/book/80405

3. Maugham, W. S. The Moon and Sixpence [Electronic resource] / W. S. Maugham. - The Pennsylvania State University, Electronic Classics Series - URL: http ://www2. hn.psu.edu/faculty/j manis/s-maugham/moon-sixpence.pdf

4. Wilde O. The Picture of Dorian Grey [Electronic resource] / O. Wilde. - URL: http://modernlib.ru /books/wilde oscar/the picture of dorian gray/read/

РЕАЛИЗАЦИЯ НА НАЧАЛЬНОЙ СТУПЕНИ ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕН-ТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИСЕНСОРНОГО

ПОДХОДА

Щербашина Инна Владимировна

Канд. пед. наук, доцент кафедры русского языка и методики преподавания Адыгейского государственного университета, г. Майкоп

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения направлен на обеспечение условий эффективной реализации и освоения основной образовательной программы начального общего образования. Наиболее важным из них является раскрытие личностного потенциала учащихся. Необходимо, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, свои индивидуальные особенности, стал подлинным субъектом учебного процесса, желающим и умеющим учиться.

Решающую роль в оптимальном создании условий для учета требований государственного стандарта играет применение в начальном образовании личностно-ориен-тированного подхода, который определяется как методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий, обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности. Именно в начальной школе ученик формирует свой, субъективный темп развития, проявляет избирательность и склонность к тем или иным учебным предметам, определяется в своих возможностях и начинает развивать способности, тем самым становится носителем собственного уникального опыта.

Личностно-ориентированный характер обучения не является новой проблемой. Анализ различных теоретических подходов, сложившихся в педагогике и психологии, позволяет сделать выводы о том, что личностно-ориенти-рованная парадигма образования развивалась постепенно и имеет достаточно долгий путь в истории науки. Теория и практика, которая обозначена названием «личностно-

ориентированное обучение», имеет несколько других названий, за каждым из которых стоит определенный взгляд на обучение и воспитание: это гуманистическая педагогика, неопрагматизм, экзистенциализм, неопедоцентризм, свободное воспитание (70-е годы ХХ в., США, Европа), педагогика сотрудничества (80-е годы ХХ в., СССР). Многообразие взглядов на личностно-ориентиро-ванное обучение в достаточной степени отражено и в современной российской педагогике. Современные представления об особенностях личностно-ориентированного обучение базируется на идеях И. С. Якиманской, В. В. Серикова, Н. А. Алексеева, В. А. Петровского, Г. А. Цукер-ман, С. А. Смирнова, К.А. Абульханова, И.С. Кон, А.В. Мудрик, А.Б. Орлова, В.В. Давыдова, В.Е. Зинченко, Я.Л. Коломинского.

Реализация идей личностно-ориентированного подхода невозможна без гуманизации образования. Именно гуманизация образования, доминирующая в современном образовательном пространстве как новая образовательная парадигма, предполагает признание вариативности индивидуальных познавательных стратегий, позволяющих учащемся в максимальной степени реализовать свой личностный потенциал. Приближение технологий к учащимся, их индивидуальным особенностям становиться в настоящее время устойчивой образовательной тенденцией, реализующейся на основе использования многих подходов, одним из которых является мультисен-сорный подход. Его основой является учёт индивидуальных особенностей познания учащихся при усвоении новых теоретических сведений и практических навыков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.