Научная статья на тему 'Взаимодействие Федеральной таможенной службы и Федеральной службы по финансовому мониторингу с целью противодействия легализации доходов, полученных преступным путем'

Взаимодействие Федеральной таможенной службы и Федеральной службы по финансовому мониторингу с целью противодействия легализации доходов, полученных преступным путем Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
666
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОТИВОДЕЙСТВИЕ / ЛЕГАЛИЗАЦИЯ / ОТМЫВАНИЕ ДОХОДОВ / ПРЕСТУПНЫЕ ДЕНЬГИ / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / РОСФИНМОНИТОРИНГ / СОТРУДНИЧЕСТВО / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СОГЛАШЕНИЕ / ОБМЕН / ИНФОРМАЦИЯ / ВЭД / COUNTERACTION / LEGALIZATION / MONEY LAUNDERING / CRIMINAL MONEY / CUSTOMS / ROSFINMONITORING / COOPERATION / INTERACTION / AGREEMENT / EXCHANGE / INFORMATION / FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лаврикова Наталья Юрьевна

Статья посвящена вопросу взаимодействия Федеральной таможенной службы и Росфинмониторинга с целью противодействия легализации доходов, полученных преступным путем. Рассматриваются направления сотрудничества между этими федеральными службами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Лаврикова Наталья Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Coordinated action of the Federal Customs Service and the Rosfinmonitoring aimed at money laundering counteraction

This article is about the cooperation of the Federal Customs Service with the Rosfinmonitoring for the purpose of money laundering counteraction. Some aspects of coordinated action in our days, expecting results of such cooperation between the services are described by the author.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие Федеральной таможенной службы и Федеральной службы по финансовому мониторингу с целью противодействия легализации доходов, полученных преступным путем»

Н. Ю. Лаврикова

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ И ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ФИНАНСОВОМУ МОНИТОРИНГУ С ЦЕЛЬЮ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ

Статья посвящена вопросу взаимодействия Федеральной таможенной службы и Рос-финмониторинга с целью противодействия легализации доходов, полученных преступным путем. Рассматриваются направления сотрудничества между этими федеральными службами.

Ключевые слова: противодействие; легализация; отмывание доходов; преступные деньги; таможенные органы; Росфинмониторинг; сотрудничество; взаимодействие; соглашение; обмен; информация; ВЭД.

Проблема легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем (далее - ЛДПП), стала особенно актуальной в середине XX в. В условиях политико-экономической интеграции государств отмывание доходов превратилось в глобальный феномен. Этому способствовали и современные технологии, в том числе коммуникационные и информационные, которые дают возможность быстро перемещать преступные средства, а также пользоваться пробелами в национальных законодательствах. Одновременно современные технологии выступают и в роли эффективных средств борьбы с ЛДПП, обеспечивая обмен информацией как между странами, так и внутри самого государства. Очевидно, что проблема ЛДПП может быть решена путем налаживания четкого и грамотного взаимодействия национальных систем противодействия ЛДПП.

Несмотря на «почтенный возраст» существования такого явления, как отмывание денег, система противодействия ЛДПП в РФ начала складываться совсем недавно.

Так, лишь в 2001 г. мерами реагирования на включение России в «черный список» Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (далее - ФАТФ), в первую очередь, связанными с ограничением возможностей по международным денежным переводам и инвестиционной деятельности как внутри страны, так и за рубежом, стали принятие Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных

преступным путем, и финансированию терроризма» [1], а также создание специального контролирующего органа, подотчетного Министерству финансов РФ и уполномоченного на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, Комитета РФ по финансовому мониторингу [2], преобразованного с 09.03.2004 в Федеральную службу по финансовому мониторингу (далее - Росфинмониторинг) [3]. Именно с этого времени началась работа по формированию в России действенного механизма предупреждения, выявления и пресечения преступлений, связанных с ЛДПП и финансированием терроризма.

Действующая в РФ система противодействия ЛДПП, призванная обеспечить проведение единой государственной политики в данной сфере, состоит из двух основных подсистем, отличающихся своими субъектными составами, особенностями правового регулирования и решаемыми задачами, - правоохранительного блока и финансового мониторинга (рис. 1). Финансовый мониторинг можно, в свою очередь, подразделить по тем же признакам на первичный финансовый мониторинг и государственный финансовый мониторинг [4].

- обмен информацией;

—- уровни финансового мониторинга.

Рис. 1. Национальная система противодействия легализации преступных доходов, действующая в Российской Федерации

Субъектами правоохранительного блока национальной системы противодействия ЛДПП считаются правоохранительные органы, в компетенцию которых входит расследование данных преступлений (МВД России, ФСБ России, ФСКН России, ФТС России и органы прокуратуры). Главной задачей правоохранительных органов в рамках этой подсистемы являются выявление, пресечение и расследование преступлений, связанных с ЛДПП, борьба с этим видом преступлений.

Основные субъекты первичного финансового мониторинга - организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом. В обязанности этих организаций входят, в частности, надлежащая проверка клиентов, выявление подозрительных операций и представление соответствующей информации в Росфинмониторинг. Именно на данном уровне национальной системы должна решаться задача предупреждения ЛДПП.

Росфинмониторинг обеспечивает контроль над финансовыми операциями на основании информации, получаемой от указанных выше субъектов первичного

финансового мониторинга, проверку этой информации и при наличии достаточных оснований - передачу информации и материалов правоохранительным органам.

Росфинмониторинг, являясь ключевым элементом национальной системы противодействия ЛДПП, обеспечивает через механизмы межведомственной координации согласованное взаимодействие всех субъектов правоохранительного блока и финансового мониторинга в целях решения задачи противодействия ЛДПП, включая международное сотрудничество в данной сфере.

Таможенные органы в силу специфики возложенных на них обязанностей занимают особое место в национальной системе противодействия ЛДПП, поскольку, исходя из решаемых задач, одни структурные подразделения ФТС России (Главное управление по борьбе с контрабандой, Главное управление таможенных расследований и дознания) относятся к правоохранительному блоку национальной системы противодействия ЛДПП, а другие (Главное управление организации таможенного оформления и таможенного контроля, Управление торговых ограничений, валютного и экспортного контроля, Главное управление федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования) - к подсистеме «государственный финансовый мониторинг».

Ключевым фактором борьбы с ЛДПП является расширение сотрудничества между структурами, вовлеченными в «противолегализационную» систему, в том числе путем оперативного обмена информацией, необходимой для выявления, пресечения и расследования преступлений.

Таким образом, информационное сотрудничество между ФТС России и Рос-финмониторингом является крайне важным фактором взаимодействия между ведомствами, направленными на противодействие ЛДПП и повышение эффективности работы по предупреждению, выявлению и пресечению фактов данного вида преступлений. С этой целью между таможенными органами и Росфин-мониторингом были заключены два соглашения о сотрудничестве: от 21.09.2002 № 01-19/37960/ 01-1-41/8 [5] и от 20.04.2007 № 01-08/12/01-1-13/1 [6].

Предметом Соглашения от 20.04.2007 № 01-08/12/01-1-13/1 является информационное сотрудничество, необходимое для решения задач, возложенных, в частности, на ФТС России Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 05.07.2010 № 51 [7] и Федеральным законом от 27.11.2010 № 311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» [8], а именно обеспечение мер по противодействию ЛДПП и финансированию терроризма при осуществлении контроля за перемещением через таможенную границу Таможенного союза валюты государств - членов Таможенного союза, ценных бумаг и (или) валютных ценностей, дорожных чеков.

В рамках данного Соглашения ФТС России представляет Росфинмониторин-гу информацию:

1) нормативно-справочного характера;

2) о статистике внешней торговли РФ;

3) о товарах и транспортных средствах, в отношении которых совершались таможенные операции и проводился таможенный контроль в связи с их перемещением через таможенную границу и изменением таможенной процедуры (на основе деклараций на товары/грузовых таможенных деклараций);

4) о перемещении физическими лицами через таможенную границу иностранной валюты;

5) об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.25, 16.4 и 16.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

6) о паспортах сделок и поступлении выручки от экспорта товаров;

7) обо всех случаях возбуждения уголовных дел о контрабанде валюты на сумму, превышающую 10 000 долл. США.

Росфинмониторинг, в свою очередь, предоставляет ФТС России информацию из перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, путем организации доступа к этим ресурсам, а также информацию, содержащую результаты обобщенной практики применения законодательства РФ в сфере противодействия ЛДПП или финансирования терроризма.

Информационное взаимодействие осуществляется на федеральном уровне, на уровне федеральных округов и субъектов РФ.

Анализ информации, получаемой в результате двухстороннего обмена между ФТС России и Росфинмониторингом, показывает крайне ограниченный спектр предоставляемых сведений. Информация носит, как правило, необязательный характер «для сведения» и не позволяет оказывать реальную методическую помощь подчиненным таможенным органам, направленную на противодействие ЛДПП.

Так, например, наиболее актуальным и действенным, с точки зрения борьбы с отмыванием преступных денег, видится представление Росфинмониторингом в ФТС России данных о вновь появляющихся способах, методах и схемах ЛДПП, связанных с трансграничным перемещением товаров, транспортных средств и валюты, с учетом современных технологий, в том числе информационных. Указанную информацию предлагаем направлять в ФТС России под грифом «Для служебного пользования» с последующим обязательным доведением до личного состава таможенных органов, занимающегося совершением таможенных операций в отношении перемещаемых через таможенную границу товаров, валюты, а также таможенным постконтролем.

Несомненно, взаимодействие таможенных органов с иными структурами, вовлеченными в систему противодействия ЛДПП, способствует более оперативному и качественному проведению расследований преступлений, связанных с ВЭД, равно как и более быстрому формированию материалов дел и передаче их на рассмотрение в Росфинмониторинг. Действующие схемы взаимодействия между таможенными органами с целью передачи информации в Росфинмониторинг представлены на рис. 2.

Схемы предполагают два варианта передачи таможенными органами в Росфин-мониторинг информации о подозрительных операциях, проводимых участниками внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД) или физическими лицами. Вариант I отражает иерархический путь передачи информации: от таможенного поста таможням, далее - региональным таможенным управлениям, ФТС России, которая, в свою очередь, передает сведения подразделению финансовой разведки в рамках Соглашения [6]. Вариант II предполагает передачу информации в Рос-финмониторинг от Росфиннадзора, которая поступает туда от структурных подразделений таможни и/или таможенных постов.

Оба варианта предполагают крайне длительный по времени и трудозатратам должностных лиц таможенных органов процесс передачи информации о подозрительных сделках в Росфинмониторинг, включающий в себя в том числе

формирование направляемой информации в виде бумажного носителя, что в современных условиях перехода России к электронному документообороту выглядит архаичным и крайне неудобным.

Таможни (структурные подразделения)

Таможенные посты

Условные обозначения:

-- вариант I передачи информации из таможенных органов в Росфинмониторинг;

----- вариант II передачи информации из таможенных органов в Росфинмониторинг.

Рис. 2. Действующие варианты передачи информации из таможенных органов в Росфинмониторинг

С целью ускорения передачи информации о подозрительных сделках либо конкретных выявленных нарушениях из ФТС России в Росфинмониторинг предлагаем в варианты I и II, представленные на рис. 2, внедрить электронную систему передачи информации, заключающуюся в использовании специального программного средства, позволяющего передавать указанную информацию на любом уровне таможенной системы (таможенный пост, таможня, РТУ, центральный аппарат ФТС России) напрямую в базу данных Росфинмониторинга (рис. 3).

Условные обозначения:

передача информации из таможенных органов в Росфинмониторинг с использованием специального программного средства.

Рис. 3. Предлагаемый вариант передачи информации из таможенных органов в Росфинмониторинг

Согласно статистике за 2010 г. объем подозрительных финансовых операций превысил 120 трлн. рублей, что составляет около 60% объема всех банковских операций, связанных с экономикой. Это втрое больше ВВП России [9]. Учитывая ситуацию выхода из кризиса, сумма подозрительных операций выглядит ужасающей. Также необходимо отметить, что 90% подобной информации поступает от банков.

Приведенные данные свидетельствуют о том, что работа таможенных органов и иных правоохранительных структур и ведомств, вовлеченных в борьбу с ЛДПП, по взаимодействию с Росфинмониторингом с целью передачи информации о подозрительных операциях крайне неэффективна, более того - само взаимодействие, по сути, отсутствует.

Одной из причин неэффективного обмена информацией между таможенными органами и Росфинмониторингом о подозрительных внешнеэкономических и финансовых сделках, на наш взгляд, является формальный подход должностных лиц по выявлению данного рода преступлений, основанный на низком уровне подготовки и осведомленности личного состава по вопросам противодействия ЛДПП, слабом знании существующих методов и схем отмывания нелегальных капиталов, характерных признаков, способов противодействия и т.д.

Одним из направлений решения данной проблемы может стать организация профессиональной подготовки должностных лиц таможенных органов в рамках курсов повышения квалификации, проведения тематических лекций на еженедельных занятиях по повышению квалификации должностных лиц в структурных подразделениях таможен, таможенных постов.

Целесообразным представляется создание отдельных структурных подразделений или функциональных групп, состоящих из наиболее подготовленных в области противодействия отмыванию преступных доходов сотрудников, занимающихся контрольно-аналитической деятельностью, направленной на выявление и пресечение преступлений «легализационного» характера, а также передачу информации о подозрительных внешнеэкономических операциях в территориальные органы Росфинмониторинга.

Еще одним направлением повышения эффективности взаимодействия ФТС России и Росфинмониторинга в части расширения спектра их сотрудничества с целью противодействия ЛДПП должно стать внесение изменений и дополнений в Соглашение [6], а именно расширение перечня предоставляемой в двухстороннем порядке информации, отвечающей всем требованиям для пресечения, выявления, предупреждения и расследования преступлений по отмыванию преступных доходов.

С целью формирования в таможенных органах действенной системы противодействия ЛДПП, а также оценки результативности и эффективности существующего взаимодействия с иными контролирующими органами предлагаем использовать систему контрольных показателей эффективности деятельности таможенных органов по указанному направлению.

Одним из таких показателей могут стать сведения о количестве переданной в территориальные подразделения Росфинмониторинга информации о подозрительных внешнеэкономических сделках, операциях, выявленных должностными лицами таможенных органов на этапах таможенного оформления или таможенного контроля. Динамика роста или падения данного показателя поможет проводить

качественный анализ деятельности таможенных органов, направленной на противодействие ЛДПП, планировать направление такой деятельности в будущем.

Таким образом, вопрос тесного и продуктивного взаимодействия Росфинмо-ниторинга и иных структур и ведомств, вовлеченных в систему противодействия преступным доходам, в том числе и таможенных органов, является крайне актуальным. Налаженная, четко и грамотно выстроенная система взаимодействия, в том числе передача информации о подозрительных сделках между Федеральной службой по финансовому мониторингу и таможенными органами, позволит повысить результативность совместной деятельности, направленной на противодействие ЛДПП, и снизить количество фактов совершения противозаконных операций в сфере ВЭД.

Использованные источники

1. Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (ред. от 27.07.2010)// Российская газета. 2001. 9 августа.

2. Указ Президента РФ от 01.11.2001 № 1263 «Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // Российская газета. 2001. 12 марта.

3. Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // Российская газета. 2004. 12 марта.

4. Макаренко М. М. Некоторые аспекты соотношения финансовых расследований с процессом выявления и расследования преступлений, связанных с торговлей людьми // Российский следователь. 2010. № 6. С. 6.

5. Соглашение о сотрудничестве между ГТК России и Росфинмониторингом от 21.09.2002 № 01-19/37960/01-1-41/8 // СПС «КонсультантПлюс».

6. Соглашение об информационном сотрудничестве между Федеральной таможенной службой и Федеральной службой по финансовому мониторингу от 20.04.2007 № 01-08/12/01-113/1 // СПС «КонсультантПлюс».

7. Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 05.07.2010 № 51 «О Договоре о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза» // СПС «КонсультантПлюс».

8. Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

9. Интернет-сайт Росфинмониторинга - http://www.fedsfm.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.