Н.Ю. Лаврикова
РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
DEVELOPMENT OF METHODOLOGY FOR ASSESSING THE EFFECTIVENESS OF COUNTERACTING MONEY LAUNDERING IN THE CUSTOMS AUTHORITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION
Аннотация: в статье предлагается методика оценки эффективности деятельности таможенных органов по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем. Ключевым элементом данной методики становится система контрольных показателей эффективности деятельности, для расчета которых по разным критериям автором разработаны специальные формулы.
Ключевые слова: противодействие, легализация преступных доходов, методика, оценка результативности, таможенные органы, отчет, контрольный показатель эффективности деятельности.
Abstract: in this article there are the methods of estimating the efficiency of the customs authorities to combat money laundering, proceeds of crime. A key element of this technique is the control system of performance indicators for the calculation according to different criteria which the author developed special formulas.
Keywords: counter, money laundering, methodology, evaluation of performance, the customs authorities, report, benchmark performance.
Для совершенствования экономических методов деятельности таможенных органов по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем (далее - ЛДПП), в том числе разработки практических рекомендаций по реализации системы противодействия этому явлению во внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД), необходима разработка методики оценки результативности деятельности таможенных органов по противодействию отмыванию преступных доходов (далее -Методика).
Результаты оценки эффективности противодействия ЛДПП позволят определить направления работы таможенных органов, требующие приоритетного внимания региональных таможенных управлений и ФТС России, сформировать перечень мероприятий по повышению результативности деятельности таможенных органов, в том числе по оптимизации предупреждения, пресечения, выявления и расследования преступлений, направленных на отмывание преступных доходов с использованием трансграничных перемещений товаров, капиталов, взаимодействию с иными контролирующими и правоохранительными органами.
Значение показателя анализируется в динамике за определенный период (квартал текущего года). При проведении анализа необходимо учитывать степень зависимости значения показателя от решения и действия (бездействия) должностных лиц таможенных органов, в том числе с целью исключения проявления коррупционной направленности действий (бездействий) сотрудников. Крайне важным для анализа эффективности «противолегализационной» деятельности таможенных органов является указание объективных причин, повлекших снижение либо увеличение значения показателя эффективности деятельности таможенных органов, направленной на противодействие ЛДПП.
© Н.Ю. Лаврикова, 2012
Оценка результативности «противолегализационной» деятельности таможенных органов субъектов РФ должна создать предпосылку для системного мониторинга результативности управления таможенными органами, принятия решений и мер по дальнейшему совершенствованию системы борьбы с отмыванием преступных доходов, а также для поощрения таможенных органов, конкретных должностных лиц, достигших наилучших значений показателей. Разработка методики оценки результативности противодействия ЛДПП в таможенных органах также обусловлена необходимостью достижения стратегических целей, нормативно закрепленных в Концепции национальной стратегии противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма [1].
Так, одним из основных направлений развития национальной системы противодействия легализации преступных доходов, к которой относятся и таможенные органы РФ, является создание системы оценок эффективности мер по противодействию ЛДПП и финансированию терроризма.
При разработке Методики необходимо также учитывать уже действующую в системе таможенных органов РФ систему ежеквартальных отчетов по контрольным показателям эффективности деятельности (далее - КПЭД), ежегодно утверждаемую приказом ФТС России. Наиболее верным видится включение в уже существующую систему КПЭД таможенных органов показателей деятельности, характеризующих деятельность таможенных органов по противодействию отмыванию преступных доходов. Следует также отметить, что подобные системы отчетов по установленным показателям эффективности деятельности действуют во всех федеральных органах исполнительной власти РФ, в том числе и Росфинмониторинге.
Выделяя основные критерии, формирующие систему оценки результативности противодействия ЛДПП в таможенных органах, следует опираться на все составляющие национальной «антиотмывочной» системы, формирующие динамику ее развития. К таким критериям будут относиться деятельность правоохранительного блока таможенного органа, а также деятельность функциональных подразделений, занимающихся совершением таможенных операций в отношении товаров, контролем таможенной стоимости, валютным контролем в рамках постаудита; информационно-аналитическая работа аналитических подразделений таможенного органа (либо специально созданного функционального подразделения, обязанностью которого будет являться исключительно противодействие отмыванию преступных доходов); деятельность таможенного органа, направленная на совершенствование его взаимодействия с иными правоохранительными и контролирующими органами, в том числе региональными подразделениями Росфинмониторинга, Росфиннадзора, а также таможенными и правоохранительными органами иностранных государств, международных организаций (на уровне центрального аппарата ФТС России) с целью противодействия ЛДПП.
Исходя из критериев, определенных в качестве основополагающих для формирования системы оценки результативности деятельности таможенных органов по противодействию ЛДПП, выделим показатели, способные характеризовать результативность деятельности таможенных органов в рассматриваемой сфере. Результативность деятельности правоохранительного блока таможенного органа, направленной на противодействие ЛДПП, будет характеризоваться выполнением показателей по таким направлениям, как: обеспечение полного контроля за перемещением товаров, являющихся предметом и способом легализации; укрепление взаимодействия с российскими, зарубежными и международными органами и организациями в борьбе с отмыванием преступных доходов, заключающееся в том числе и во взаимодействии с Росфинмониторингом в части направления туда запросов от таможенных органов с целью дальнейших проверок.
Учитывая изложенное, в качестве КПЭД правоохранительных подразделений таможенных органов, направленных на противодействие отмыванию преступных доходов, предлагаем следующие.
1. Доля уголовных дел, возбужденных таможенными органами по статьям 174, 174.1 УК РФ, в общем объеме зарегистрированных преступлений, отнесенных к компетенции таможенных органов.
Показатель предлагаем определять в процентах по формуле:
д = УДД^ х 100 % , (1)
УДобщ
где УДто - количество уголовных дел, возбужденных таможенными органами по статьям 174, 174.1 УК РФ;
УДобщ - общее количество зарегистрированных преступлений, отнесенных к компетенции таможенных органов.
Источниками данных для расчета данного показателя предлагаем использовать форму статистической отчетности «1-ГУТРД» «Сведения о движении уголовных дел по таможенным преступлениям», утверждаемую ежегодно издаваемым приказом ФТС России «Об отчетности таможенных органов по основным направлениям деятельности перед ФТС России» (далее - приказ ФТС России), а также форму № 4-ЕГС «Сведения о состоянии преступности и результатах расследования преступлений», утвержденную постановлением Росстата от 15.01.2008 № 4 «Об утверждении статистического инструментария для организации статистического наблюдения за регистрацией уголовных дел и учетом преступлений». Необходимо планировать увеличение значения рассматриваемого показателя до уровня из расчета: минимум одно выявленное преступление «легализационного» характера за отчетный период - за счет повышения качества предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия преступлений, направленных на легализацию преступных доходов в таможенном деле, и производства по уголовным делам таможенными органами по преступлениям, отнесенным к их компетенции.
2. Количество проведенных совместных с иными контролирующими органами специальных операций, в том числе международных, направленных на пресечение нарушений «антилегализационного» законодательства РФ в сфере ВЭД.
Предлагаем для расчета значения данного показателя использовать количество фактов проведения совместных специальных операций. Источником данных для показателя будет являться информация о количестве имеющихся и подготавливаемых международных соглашений ФТС России с зарубежными партнерами в правоохранительной сфере о проведении совместных специальных операций (для центрального аппарата ФТС России) и информация о количестве проведенных совместных с иными контролирующими органами специальных операций, направленных на пресечение нарушений «антилегализационного» законодательства РФ в сфере ВЭД (для таможенных органов). Необходимо планировать увеличение значения показателя за счет повышения активности таможенных органов в деле подготовки и проведения мероприятий по укреплению международного и межведомственного сотрудничества в правоохранительной сфере, направленных на противодействие ЛДПП.
3. Количество запросов, а также информации о подозрительных сделках, переданных в Росфинмониторинг с целью проведения дальнейших проверок.
Значение показателя предлагаем также определять в количественном эквиваленте по фактам направления в Росфинмониторинг запросов, а также информации о подозрительных сделках, в том числе не выражающих явного экономического эффекта, выгоды. Необходимо планировать увеличение значения
показателя за счет совершенствования форм и методов правоохранительной деятельности таможенных органов, направленной на противодействие ЛДПП, а также развитие оснащенности таможенных органов в области информационных технологий с иными контролирующими и правоохранительными органами, Росфинмониторингом, вовлеченными в национальную систему борьбы с отмыванием преступных капиталов.
Для оценки результативности деятельности подразделений контроля таможенной стоимости и валютного контроля таможенных органов предлагаем использовать следующие КПЭД соответственно.
1. Доля таможенных платежей, взысканных в результате корректировок таможенной стоимости товаров, проведенных в случаях выявления фактов ЛДПП в общей сумме таможенных платежей, доначисленных по результатам корректировок таможенной стоимости товаров.
Значение данного показателя необходимо рассчитывать в процентах по формуле:
с
X = х 100 %, (2)
Снч К)
итоговая сумма таможенных платежей, фактически уплаченных или взысканных, с учетом произведенных возвратов, за отчетный период по решениям о корректировке таможенной стоимости товаров в случаях выявления фактов ЛДПП, тыс. рублей; итоговая сумма таможенных платежей, начисленных, с учетом подлежащих возврату, за отчетный период по решениям о корректировке таможенной стоимости товаров, тыс. рублей.
В качестве источника данных для расчета данного показателя необходимо использовать ежемесячную форму статистической отчетности «2-ТСТ» «Сведения о корректировках таможенной стоимости и изменении таможенных платежей», утверждаемую ежегодно издаваемым приказом ФТС России. Необходимо планировать увеличение значения показателя за счет повышения эффективности контроля за соблюдением требований таможенного законодательства РФ участниками ВЭД, а также «противолегализационного» законодательства РФ и международных стандартов.
2. Выявленные нарушения валютного законодательства РФ, связанные с ЛДПП, с использованием трансграничных перемещений товаров, в стоимостном выражении.
Значение данного показателя необходимо рассчитывать в млн. рублей по следующей формуле:
С = Н1 + Н4 + Из + Нб, (3)
где Н1 - сумма выявленных незаконных валютных операций, млн. рублей;
Н4 - сумма выявленных не зачисленных в установленный срок на счета в уполномоченных банках денежных средств, млн. рублей;
Н5 - сумма выявленных не возвращенных в установленный срок в РФ денежных средств, млн. рублей;
Нб - сумма выявленных валютных операций, представление форм учета и отчетности по которым осуществлены с нарушением установленных порядка или сроков, млн. рублей.
В качестве источника данных для расчета данного показателя необходимо использовать форму статистической отчетности «18-КОНТРОЛЬ» «Сведения о результатах валютного контроля», утверждаемую ежегодно издаваемым приказом ФТС России. Планировать увеличение значения данного показателя представляется возможным за счет усиления контроля со стороны таможенных органов за полнотой и
где Бвз -
§нч
своевременностью поступления валютной выручки от реализации товаров, а также соблюдения участниками ВЭД требований валютного законодательства РФ и «противолегализационного» законодательства РФ и мировых стандартов и требований в области борьбы с отмыванием преступных доходов.
Таким образом, система оценки деятельности таможенных органов с использованием ежеквартальной системы КПЭД позволит реально анализировать и координировать в настоящем и планировать деятельность таможенных органов по противодействию ЛДПП в будущем.
Литература
1. Указ Президента Российской Федерации от 11 июня 2005 года № Пр-984.
Е.В. Моргунов И.В. Жаворонков
РАЗВИТИЕ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО СЕКТОРА РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ
DEVELOPMENT OF HIGHLY TEHNOLOGICAL SEKTOR RUSSIAN ECONOMY
Аннотация: в статье проведен макроэкономический и отраслевой анализ развития высокотехнологического сектора (на примере нано- и биоиндустрии), и на его основе предложен комплекс мер для ускоренной модернизации российской экономики на основе 5-го и 6-го технологического уклада и кардинального увеличению доли высокотехнологического сектора России, создания глобальных конкурентоспособных корпораций в нем.
Ключевые слова: биоиндустрия, высокотехнологический сектор, кластерные структуры, малые инновационные предприятия, наноиндустрия, национальная инновационная система, российская экономика, технологический уклад, форсайт.
Abstract: in the article the analysis of macroeconomic and industrial development of high-tech sector (on the basis, nano-and bio-industries), and, based on a set of measures proposed for the rapid modernization of the Russian economy on the basis of the 5th and 6th technological mode and dramatic increase in the proportion of high-tech sector Russia, for global corporations competitive in it.
Keywords: bio-industry, high-tech sector, cluster structures, small innovative companies, nano-industry, national innovation system, Russian economy, technological mode, foresight.
В настоящее время различия между странами в темпах экономического развития гораздо меньше связаны с изобилием (или нехваткой) природных ресурсов, чем со способностью правительства и бизнеса (его инновационной политики) повышать качество человеческого капитала, способностью создавать новое знание, идеи и воплощать их в организационных и технических системах. Именно поэтому экономисты определяют формирующуюся стадию развития мировой экономики как «экономика знаний», «инновационная экономика» или «новая экономика».
Успех государственной инновационной политики и стратегии развития целиком зависит от способности правительства создать эффективную национальную инновационную систему (НИС), предвидеть и активно содействовать внедрению инноваций. При этом необходимо учитывать наличие цикличности процессов
© Е.В. Моргунов, И.В. Жаворонков, 2012