Научная статья на тему 'Предложения по созданию в таможенных органах Российской Федерации системы внутреннего контроля в целях противодействия легализации доходов, полученных преступным путем'

Предложения по созданию в таможенных органах Российской Федерации системы внутреннего контроля в целях противодействия легализации доходов, полученных преступным путем Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
270
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ / ЛЕГАЛИЗАЦИЯ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ / ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / ФИНАНСОВЫЙ МОНИТОРИНГ / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лаврикова Н.Ю.

в статье предлагается создать в таможенных органах Российской Федерации систему внутреннего контроля в целях противодействия легализации доходов, полученных преступным путем. Данная система внутреннего контроля будет осуществляться на трех уровнях, ключевым элементом которой станет специально созданное структурное подразделение таможни по противодействию легализации преступных доходов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Лаврикова Н.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Предложения по созданию в таможенных органах Российской Федерации системы внутреннего контроля в целях противодействия легализации доходов, полученных преступным путем»

5. World chemical outlook. Chemical and engineering news, 2009, v.87, № 2, p.11-

25.

Н.Ю. Лаврикова

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОЗДАНИЮ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ В ЦЕЛЯХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ

PROPOSALS FOR THE ESTABLISHMENT OF THE CUSTOMS AUTHORITIES IN THE RUSSIAN FEDERATION OF INTERNAL CONTROL SYSTEM FOR COUNTERACTING MONEY LAUNDERING

Аннотация: в статье предлагается создать в таможенных органах Российской Федерации систему внутреннего контроля в целях противодействия легализации доходов, полученных преступным путем. Данная система внутреннего контроля будет осуществляться на трех уровнях, ключевым элементом которой станет специально созданное структурное подразделение таможни по противодействию легализации преступных доходов.

Ключевые слова: противодействие, легализация преступных доходов, внутренний контроль, таможенные органы, финансовый мониторинг, внешнеэкономическая деятельность.

Abstract: the author of the article proposed to establish the customs authorities of the Russian Federation the system of internal control to counter money laundering. The system of internal control will be implemented at three levels, a key element of which will be specially designed structural unit of Customs to counteract money laundering.

Keywords: counter, money laundering, internal control, the customs authorities, financial monitoring, foreign economic activity.

В последнее время во всем мире наблюдается существенный рост внимания к проблеме противодействия легализации доходов, полученных преступным путем (далее - ЛДПП). Интеграция России в мировое экономическое сообщество обусловила включение в российскую национальную правовую систему международных норм и стандартов в области противодействия ЛДПП и финансированию терроризма. Согласно Концепции национальной стратегии противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма [1] одним из условий достижения стратегических целей национальной системы противодействия является совершенствование методов изучения и идентификации клиентов, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом.

Данное условие совершенно очевидно указывает на необходимость контролировать, изучать физических и юридических лиц, осуществляющих операции с денежными средствами, анализировать и проводить мониторинг их действий в целях противодействия ЛДПП. Такое направление деятельности по противодействию ЛДПП уже применяется в банках, где реализуются обязательные процедуры внутреннего контроля в части проведения финансовых операций и финансовый мониторинг. По нашему убеждению, необходимо формировать новое направление в работе таможенных органов РФ - внутренний контроль за деятельностью участников ВЭД, физических лиц, в том числе проводимыми ими валютными операциями, с целью противодействия ЛДПП. Внутренний контроль в таможенных органах в целях

© Н.Ю. Лаврикова, 2012

противодействия ЛДПП предлагаем осуществлять на уровне таможенных постов, структурных подразделений таможен, а также специально созданных структурных подразделений (функциональных групп) таможен по противодействию ЛДПП.

Целесообразным представляется создание в таможенных органах, как в банках, отдельных структурных подразделений или функциональных групп, состоящих из наиболее подготовленных в области противодействия ЛДПП сотрудников, занимающихся контрольно-аналитической деятельностью, направленной на выявление и пресечение преступлений «легализационного» характера, а также передачу информации о подозрительных внешнеэкономических операциях в территориальные органы Росфинмониторинга. В случае невозможности создания в таможне отдельного структурного подразделения по противодействию ЛДПП возложение указанного направления деятельности вполне допустимо и на должностных лиц аналитических подразделений таможенных органов.

Указанные уровни осуществления внутреннего контроля за деятельностью участников ВЭД, физических лиц в целях противодействия ЛДПП будут составлять систему «тройного» внутреннего контроля в таможенных органах (рис. 1).

Условные обозначения:

таможенная граница;

границы уровней системы внутреннего контроля в таможенных органах;

движение информации о перемещаемом товаре, валюте по уровням системы внутреннего контроля таможенных органов с целью противодействия ЛДПП;

направления деятельности должностных лиц на каждом из уровней системы внутреннего контроля таможенных органов в целях противодействия ЛДПП.

Рис. 1. Система «тройного» внутреннего контроля товаров, валюты в таможенных органах с целью противодействия ЛДПП

Ведущая роль в системе внутреннего контроля в таможенных органах, представленной на схеме, будет принадлежать специально созданному структурному подразделению (функциональной группе), направление деятельности которого сводится исключительно к вопросам противодействия ЛДПП (III уровень системы внутреннего контроля). Одной из задач такого структурного подразделения является общая координация деятельности, направленной на борьбу с ЛДПП, структурных подразделений таможенных органов иных уровней системы внутреннего контроля. Так, например, должностные лица структурного подразделения по противодействию ЛДПП разрабатывают профили рисков в рамках системы управления рисками, которые применяются на этапе совершения таможенных операций в отношении товаров (I уровень системы внутреннего контроля). Должностные лица таможенного поста при «срабатывании» профиля риска, направленного на выявление преступлений «легализационного» характера во ВЭД, будут обязаны «отработать» меры по минимизации рисков, в том числе с привлечением должностных лиц профильных структурных подразделений таможен, в сроки выпуска товаров в свободное обращение. Задача структурных подразделений таможен (отделов валютного контроля, контроля таможенной стоимости, таможенных платежей, специальных таможенных процедур, таможенной инспекции, отделов правоохранительного блока - II уровень системы внутреннего контроля) в части противодействия ЛДПП заключается в проведении постконтроля товаров, валютных операций, а также при выявлении нарушений -незамедлительное информирование специального структурного подразделения (функциональной группы) по противодействию ЛДПП с целью дальнейшего анализа и направления сведений в территориальное подразделение Росфинмониторинга.

Предлагаемые направления работы структурного подразделения по противодействию ЛДПП представлены на рис. 2.

Одним из базовых принципов, на которых строится система противодействия ЛДПП, является знание своего клиента [2]. В связи с этим мониторинг и анализ деятельности физических и юридических лиц, вовлеченных во внешнеторговые отношении либо перемещающихся через таможенную границу, должны стать ключевыми направлениями в деятельности структурного подразделения по противодействию ЛДПП, от качества и компетентности проведения которых зависит дальнейший результат проводимых отделом и таможенным органом вцелом мероприятий.

Процесс «контроля», в частности за финансовыми потоками, призванный предупредить ЛДПП, затрагивает всех без исключения участников трансграничных перемещений, причем как юридических, так и физических лиц, поэтому предлагаем, в первую очередь, проводить идентификацию физических и юридических лиц, анализ представляемых ими в процессе совершения таможенных операций документов. Под идентификацией физического лица в данном случае будет пониматься действия должностных лиц структурного подразделения по противодействию ЛДПП, направленные на установление принадлежности документов тому лицу, которые это лицо предъявляет в удостоверение своей личности при подаче, например, пассажирской таможенной декларации и своих правомочий при установлении клиентских отношений с банком в случае осуществления ВЭД.

Очевидно, что предъявляемые документы должны быть при этом с разумной тщательностью проверены на предмет их действительности и наличия всех необходимых реквизитов. ФАТФ рекомендует проверять клиента с использованием любых надежных и независимых источников [2]. Важное значение при идентификации клиента - юридического лица имеет также идентификация физических лиц, осуществляющих, в конечном счете, реальный контроль над этим юридическим лицом, а также тех лиц, которые выступают представителями юридического лица в отношениях с таможней, банками, налоговыми инспекциями.

Рис. 2. Направления работы структурного подразделения по противодействию ЛДПП

В процессе таможенного контроля пассажиров реализовать данную рекомендацию ФАТФ крайне сложно, поскольку в настоящее время в таможенных органах РФ отсутствует программное средство, с помощью которого было бы возможно отследить, например, частоту перемещения физического лица через таможенную границу, номенклатуру, количество и частоту провозимых им товаров, наличных денежных средств, денежных инструментов. В случае, когда товары не подлежат обязательному письменному декларированию, либо их стоимость не превышает норму беспошлинного ввоза, а сумма перемещаемых наличных денежных средств, денежных инструментов не превышает в эквиваленте 10 тыс. долларов США, то пассажирская таможенная декларация и декларация наличных денег и (или) денежных инструментов не подаются, а значит и отследить их перемещение становится невозможно. Эта особенность может использоваться преступниками при использовании такого метода ЛДПП, как вывоз валюты (наличным либо безналичным способом) за границу небольшими суммами с дальнейшей их консолидацией на счете банка.

В соответствии с рекомендацией 15 ФАТФ финансовые учреждения обязаны разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления,

назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в целях противодействия ЛДПП. Предлагаем распространить это требование и на таможенные органы. Правила внутреннего контроля должны включать порядок документального фиксирования необходимой информации, порядок обеспечения ее конфиденциальности, квалификационные требования к подготовке и обучению кадров, а также критерии выявления и признаки необычных сделок с учетом особенностей ВЭД, деятельности таможенных органов.

Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» [3] (далее - Закон 115-ФЗ) установил, в частности, для банков, обязательные основания документального фиксирования информации, которыми являются: запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели; несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации; выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля; иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки осуществляются в целях легализации ЛДПП. Таким образом, очевидно, что некоторые из указанных в Законе 115-ФЗ оснований являются объективными (например, несоответствие сделки целям деятельности организации), а другие объективных критериев не имеют, и разработка таких критериев отдается на усмотрение самим таможенным органам. Однако здесь важно то, что из нормы Закона 115-ФЗ усматривается обязанность изучать, анализировать и оценивать финансовую деятельность клиента в целях противодействия ЛДПП.

В случае, если у должностных лиц таможенного органа при реализации указанных программ осуществления внутреннего контроля возникают подозрения, что какие-либо операции осуществляются в целях ЛДПП, то они обязаны направлять в Росфинмониторинг сведения о таких операциях независимо от того, относятся ли они к операциям, предусмотренным статьей 6 Закона 115-ФЗ. Заметим при этом, что Закон 115-ФЗ установил здесь сугубо субъективные основания для направления информации в Росфинмониторинг: у одних инспекторов такие подозрения могут возникнуть, а у других - нет, следовательно, информирование уполномоченного органа власти во многом будет зависеть от оценок и усмотрения самих должностных лиц таможенных органов. Это на сегодняшний момент еще раз говорит о необходимости доработки Закона 115-ФЗ.

Одной из основных трудностей является определение и выявление необычных сделок, по которым таможенные органы должны составлять сообщения в Росфинмониторинг, а также определение критериев и признаков таких сделок, подозрительных операций. Работа такого рода, а также дальнейшее доведение этой информации до сведения должностных лиц иных структурных подразделений таможенных органов, вовлеченных в борьбу с ЛДПП, позволит повысить результативность работы, направленной на противодействие ЛДПП. Следует отметить, что выявление критериев необычных сделок, подозрительных операций, осуществляемых во ВЭД, необходимо также и для формирования областей и индикаторов профилей риска, разработка которых также должна быть одним из основных направлений таможенного органа по противодействию ЛДПП.

Создание внутреннего контроля в таможенных органах повлечет за собой необходимость организации комплексной подготовки и повышения квалификации кадров в области противодействия ЛДПП, в том числе на базе Международного учебно-методический центра финансового мониторинга (МУМЦФМ), учрежденного Росфинмониторингом, а также разработку квалификационных требований к

специальным должностным лицам таможенных органов, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления в целях противодействия ЛДПП.

Таким образом, предлагаемая к внедрению в таможенных органах система внутреннего контроля позволит качественно повысить результативность деятельности таможенных органов по противодействию ЛДПП. Принцип осуществления внутреннего контроля основан на тесном взаимодействии структурных подразделений таможни, вовлеченных в борьбу с этим явлением, а также высоком уровне квалификации и подготовке кадров. Последнее остро поднимает вопрос о ресурсном обеспечении, а именно обеспечении таможенных органов финансовыми средствами, банками информации, квалифицированными кадрами, методическими указаниями со стороны вышестоящих таможенных органов и т.д., необходимыми для качественного функционирования всех составляющих системы внутреннего контроля.

Литература

1. Утверждена Указом Президента Российской Федерации 11 июня 2005 года № Пр-984 // ИАС Консульатнт плюс.

2. Рекомендация 5 ФАТФ.

3. Российская газета. - № 151-152. 09.08.2001.

А.А. Ларцев

АНАЛИЗ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАКУПОК ДЛЯ НУЖД ПРЕДПРИЯТИЙ ГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ РОССИИ

EGAL REGULATION OF PURCHASES FOR THE NEEDS OF RUSSIAN GAS INDUSTRY COMPANIES ANALYSIS

Аннотация: особенности нормативно-правового регулирования закупок определяют возможности предприятий газовой отрасли по организации эффективных и гибких закупочных систем. В связи с этим актуальным является вопрос исследования этих особенностей и их влияния на нормативное регулирование закупок крупнейших предприятий отрасли. В данной статье проведен анализ нормативно-правового регулирования закупок для нужд предприятий газовой отрасли России в общем и закупок ОАО «НОВАТЭК» и ОАО «Газпром» в частности.

Ключевые слова: законодательство, нормативно-правовое регулирование закупок, конкурентные закупки, закупочные системы, газовая отрасль.

Abstract: legal regulation of purchases characteristics define gas industry companies' capabilities of organization of effective and flexible purchases systems. Therefore the task of investigating these features and their impact on the normative regulation of the largest gas industry companies' purchases becomes topical. The analysis of the legal regulation of purchases for the needs of Russian gas industry companies generally and the purchases of OAO NOVATEK and OAO Gazprom particularly is conducted in the following article.

Keywords: legislation, legal regulation of purchases, competitive purchases, purchases systems, gas industry.

Для удовлетворения нужд коммерческих организаций используются собственные финансовые средства. Экономически рациональное и эффективное использование средств выступает в качестве необходимой экономической основы для

© А.А. Ларцев, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.