Научная статья на тему 'Федеральная служба по финансовому мониторингу как субъект, обеспечивающий экономическую безопасность России и ее правовое положение'

Федеральная служба по финансовому мониторингу как субъект, обеспечивающий экономическую безопасность России и ее правовое положение Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1879
279
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНОЕ / ADMINISTRATIVE / БЕЗОПАСНОСТЬ / SECURITY / ГОСУДАРСТВО / STATE ATS AUTHORITIES ROSFINMONITORING RUSSIAN MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS / ОВД / ОРГАНЫ / РОСФИНМОНИТОРИНГ / МВД РОССИИ / MINISTRY / МИНИСТЕРСТВО / ПРЕСЕЧЕНИЕ / ПОЛИЦИЯ / POLICE / ПРАВО / ПОЛОЖЕНИЕ / РЕГУЛИРОВАНИЕ / REGULATION / СОТРУДНИК / EMPLOYEE / СУБЪЕКТ / SUBJECT / ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ / TERRITORIAL / ФИНАНСЫ / ЭКОНОМИКА / REPRESSION / RULE / FINANCE AND ECONOMICS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Васильев Ф.П., Долинко В.И.

В статье авторами рассматривается административно-правовое положение Росфинмониторинга, особенности регулирования деятельности этой федеральной службы и ее роль в обеспечении экономической безопасности страны, а также необходимость взаимодействия с органами внутренних дел (полиции).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Васильев Ф.П., Долинко В.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Rosfinmonitoring as the subject of providing economic security of Russia and its legal status

This paper deals with the administrative and legal situation Rosfinmonitoring features of the regulation of the activities of the federal service and its role in ensuring economic security of the country, as well as the need to work with the authorities (police).

Текст научной работы на тему «Федеральная служба по финансовому мониторингу как субъект, обеспечивающий экономическую безопасность России и ее правовое положение»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ ^g..

Актуальные проблемы административного права

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ФИНАНСОВОМУ МОНИТОРИНГУ КАК СУБЪЕКТ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЙ ЭКОНОМИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ И ЕЕ ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Ф.П. ВАСИЛЬЕВ,

доцент кафедры УДСООП Академии управления МВД России, доктор юридических наук, полковник полиции, член Российской академии юридических наук (РАЮН)

E-mail: vasilevl 7@mail.ru;

В.И. ДОЛИНКО,

начальникредакционно-издательского отдела Академии управления МВД России, адъюнкт заочной формы обучения ААсадемии управления МВД России, подполковник полиции

E-mail: Dol273@yandex.ru

Научная специальность: 12.00.14 — административное право; административный процесс

Аннотация. В статье авторами рассматривается административно-правовое положение Росфинмониторинга, особенности регулирования деятельности этой федеральной службы и ее роль в обеспечении экономической безопасности страны, а также необходимость взаимодействия с органами внутренних дел (полиции).

Ключевые слова: административное, безопасность, государство, ОВД, органы, Росфинмониторинг, МВД России, министерство, пресечение, полиция, право, положение, регулирование, сотрудник, субъект, территориальные, финансы, экономика.

ROSFINMONITORING AS THE SUBJECT OF PROVIDING ECONOMIC SECURITY OF RUSSIA AND ITS LEGAL STATUS

F.P. VASILEV,

associate professor of UDSOOP of Academy of management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, doctor of jurisprudence, police colonel, member of the Russian Academy of Jurisprudence (RAJ)

V.I. DOLINKO,

chief of publishing department of Academy of management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, graduated in a military academy of tuition by correspondence of Academy of management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, police lieutenant colonel

Annotation. This paper deals with the administrative and legal situation Rosfinmonitoring features of the regulation of the activities of the federal service and its role in ensuring economic security of the country, as well as the need to work with the authorities (police).

Keywords: administrative , security, state ATS authorities Rosfinmonitoring Russian Ministry of Internal Affairs, the Ministry, repression, police, rule, regulation, regulation, employee, subject, territorial, finance and economics.

Решение вопросов финансовой безопасности России по существу невозможно без участия Федеральной службы по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг). В целях обеспечения экономической безопасности страны и реализации Федерального закона РФ от 7 августа 2001 г. № 115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»1 создается Федеральная служба по финансовому мониторингу (Финансовая разведка). Указом Президента РФ от 13 июля 2012 г. № 808 «Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу»2 утверждается Положение о Федеральной службе по финансовому

мониторингу. Росфинмониторинг является ФОИВ, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию в этой сфере, по координации соответствующей деятельности других ФОИВ3, а также функции национального центра по оценке угроз национальной безопасности, возникающих в результате

1 СЗ РФ. 2001. № 33 (ч. 1). Ст. 3418.

2 СЗ РФ. 2012. № 25. Ст. 3314.

3 Имеется ввиду — федеральный орган исполнительной власти.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы административного права

легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и распространения оружия массового уничтожения, по выработке мер противодействия этим угрозам. Руководство ее деятельностью осуществляет Президент РФ. Служба руководствуется в своей деятельности Конституцией России, ФКЗ РФ и ФЗ РФ, актами Президента и Правительства России, международными договорами России, а также названным Положением. Росфинмониторинг как федеральный субъект управления осуществляет деятельность непосредственно и через свои территориальные органы; во взаимодействии с другими ФОИВ, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.

В настоящее время Федеральная служба по финансовому мониторингу осуществляет следующие полномочия4:

♦ вносит Президенту РФ и в Правительство РФ проекты федеральных законов, актов Президента и Правительства РФ, других документов по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;

♦ осуществляет: контроль за выполнением юридическими и физическими лицами5 ФЗ РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также привлечение к ответственности юридических и физических лиц, допустивших нарушение законодательства в этой сфере; сбор, обработку и анализ информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществ ом, подлежащих контр олю в соответствии с законодательством; проверку информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, в том числе получает дополнительную информацию об операциях клиентов организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также информацию о движении средств по счетам (вкладам) клиентов кредитных организаций; контроль за операциями (сделками) с денежными средствами или иным имуществом; оценку угроз национальной безопасности, возникающих в связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, представляет Президенту РФ ежегодный доклад о таких угрозах и мерах по их нейтрализации; функции главного распорядителя и получателя бюджетных ассигнований, предусматриваемых в федеральном бюджете Росфинмониторингу.

Кроме того, как федеральная служба в области экономической безопасности: выявляет признаки, свидетельствующие о том, что операция (сделка) с денежными средствами или иным имуществом связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма; получает, в том числе по запросам, от ФОИВ, органов госвласти субъектов России, органов местного самоуправления и Центробанка РФ информацию по вопросам, относящимся к ее деятельности, за исключением информации о частной жизни граждан; ведет учет организаций, осуществляющих операции (сделки) с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы; принимает НПА по вопросам, относящимся к своей сфере деятельности; издает постановления о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом; разрабатывает и проводит мероприятия по предупреждению нарушений законодательства России о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; координирует деятельность всех ФОИВ в установленной сфере деятельности. Росфинмониторинг взаимодействует: с Центробанком РФ по вопросам, относящимся к ее сфере деятельности; осуществляет информационный обмен в соответствии с международными договорами РФ или на основе принципа взаимности с компетентными органами иностранных государств; от имени РФ по вопросам, относящимся к своей сфере деятельности, с международными организациями, органами государственной власти, организациями и гражданами иностранных государств; направляет информацию в правоохранительные органы при наличии достаточных оснований полагать, что операция (сделка) связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, а также предоставляет информацию по запросам правоохранительных органов в соответствии с федеральными законами Российской Федерации.

4 Приказ Росфинмониторинга от 14 февраля 2012 г. № 44 «Об утверждении административного регламента предоставления федеральной службой по финансовому мониторингу государственной услуги по ведению учета организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы».

5 Приказ Росфинмониторинга от 17 февраля 2011 г. № 59 «Об утверждении Положения о требованиях к идентификации клиентов и выгодоприобретателей, в том числе, с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях отмывания доходов, полученных преступным путем».

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы административного права

Как самостоятельный федеральный субъект управления Росфинмониторинг. создает свою единую информационную систему, формирует и ведет федеральную базу данных, а также обеспечивает методологическое единство и согласованное функционирование информационных систем в установленной сфере деятельности; участвует в разработке и реализации программ международного сотрудничества, подготовке и заключении международных договоров России, в том числе межведомственного характера, по вопросам, относящимся к ее сфере деятельности; размещает заказы и заключает государственные контракты на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд на проведение научно-исследовательских работ, а также иные гражданско-правовые договоры; привлекает и при условии соблюдения государственной и иной охраняемой законом тайны для проведения экспертиз, разработки программ обучения, методических материалов, программного и информационного обеспечения, создания информационных систем в сфере финансового мониторинга научные и иные организации, ученых и специалистов, в том числе на договорной основе.

Росфинмониторинг обеспечивает. соответствующий режим хранения и защиты полученной в процессе своей деятельности информации, составляющей государственную, служебную, банковскую, налоговую, коммерческую тайнуи иной конфиденциальной информации; своевременное и в полном объеме рассмотрение обращений граждан, принятие по ним решений и направление им ответов в установленные сроки6; мобилизационную подготовку в ведомстве; организует профессиональную подготовку7, переподготовку, повышение квалификации и стажировку ФГГС Росфинмониторинга.

Служба осуществляет. организацию и ведение ГО в Росфинмониторинге; работу по комплектованию, хранению, учету и использованию своих архивных документов; иные полномочия в установленной сфере деятельности.

В целях реализации своих полномочий Служба имеет право:

♦ привлекать (при условии соблюдения государственной и иной охраняемой законом тайны) для проведения экспертиз, разработки программ обучения, методических материалов, программного и информационного обеспечения, создания информационных систем в сфере финансового мониторинга на-

учные и иные организации, ученых и специалистов, в том числе на договорной основе; запрашивать и получать на безвозмездной основе документы, материалы и информацию, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к своей сфере деятельности; давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к ее деятельности; проводить мероприятия в целях проверки исполнения юридическими и физическими лицами законодательства России о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части, касающейся соблюдения порядка фиксирования, хранения и представления информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом8, подлежащих обязательному контролю, а также в целях организации внутреннего контроля; вносить руководителям соответствующих государственных органов предложения о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении Федерального закона Российской Федерации «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и привлекать их к ответственности;

6 Приказ Росфинмониторинга от 28 февраля 2012 г. № 63 «Организация приема граждан, обеспечение своевременного и полного рассмотрения обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов заявителям в установленный законодательством Российской Федерации срок».

7 Приказ Росфинмониторинга от 27 апреля 2012 г. № 143 «Об утверждении квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей федеральными государственными гражданскими служащими Федеральной службы по финансовому мониторингу».

8 Инструкция о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной ФЗ РФ от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (утв. приказом Росфинмониторинга от 5 октября 2009 г. № 245 с изм. от 25 декабря 2012 г.). Согласно Инструкции информация представляется в Росфинмониторинг в виде электронного формализованного сообщения, подписанного (заверенного) зарегистрированной ЭЦП. Сведения можно направить на бумажных носителях по форме 4-СПД (приводится в приложении). Установлены сроки представления информации. Для проверки достоверности получаемой информации и выявления операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) преступных доходов и финансированием терроризма, Росфинмониторинг направляет письменные запросы о представлении сведений и документов. Организации должны подать материалы в течение пяти рабочих дней. Можно направлять и дополнительные документы, не указанные в запросе, но которые, по мнению организации, являются важными. Сообщения, направленные в Росфинмониторинг, хранятся в электронном виде или на бумажном носителе не менее пяти лет.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы административного права

♦ создавать: межведомственные комиссии, рабочие и экспертные группы для рассмотрения вопросов, относящихся к ее сфере деятельности; совещательные и экспертные органы (советы, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности; разрабатывать и утверждать методические материалы и программы проведения контрольных мероприятий; принимать предусмотренные законодательством России меры предупредительного, ограничительного и профилактического характера, направленные на недопущение и устранение последствий нарушений; пресекать факты нарушения законодательства России в своей сфере деятельности; создавать, реорганизовывать и ликвидировать территориальные органы Росфинмониторинга;

♦ учреждать: ведомственные награды, утверждать положения об этих наградах и их описания; свои печатные и электронные издания.

Служба не вправе осуществлять функции по управлению госимуществом и оказанию платных услуг, кроме случаев, предусмотренных указами Президента России или постановлениями Правительства России. Ограничения полномочий, указанных в Положении, не распространяются на полномочия директора Рос-финмониторинга по управлению имуществом, закрепленным за Росфинмониторингом на праве оперативного управления, по решению кадровых вопросов и вопросов организации ее деятельности.

Служба на основании и во исполнение Конституции РФ, ФКЗ РФ и ФЗ РФ, актов Президента РФ и Правительства РФ самостоятельно осуществляет правовое регулирование в своей сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией РФ, ФКЗ РФ и ФЗ РФ, актами Президента РФ и Правительства РФ осуществляется ФКЗ РФ и ФЗ РФ, актами Президента и Правительства РФ.

Президент РФ определил организационные вопросы данного ФОИВ. Так, Росфинмониторинг возглавляет директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ. Он несет персональную ответственность за осуществление возложенных на Росфинмониторинг полномочий и имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности также Президентом РФ по представлению директора Росфинмониторинга. Их количество устанавливается Президентом Российской Федерации.

Директор Росфинмониторинга:

♦ представляет Президенту России: проект положения о Росфинмониторинге; предложения о предельной штатной численности центрального аппарата и территориальных органов Росфинмониторинга, фонде оплаты труда ФГГС Росфинмониторинга; предложения о назначении на должность и освобождении от должности заместителей директора Росфинмонито-ринга; ежегодный отчет о деятельности Росфинмони-торинга; представления о присвоении почетных званий Российской Федерации ФГГС и работникам Росфинмониторинга, награждении их государственными наградами страны, Почетной грамотой Президента России, а также об объявлении им благодарности Президента России и др.

♦ утверждает: положения о структурных подразделениях центрального аппарата Росфинмонито-ринга и его территориальных органах; структуру и штатное расписание центрального аппарата Росфин-мониторинга в пределах установленных Президентом России штатной численности и фонда оплаты труда ФГГС9 Росфинмониторинга, смету расходов на содержание центрального аппарата Росфинмонито-ринга в пределах бюджетных ассигнований, предусматриваемых в федеральном бюджете на соответствующий год; штатную численность: ФГГС территориальных органов Росфинмониторинга в пределах установленной Президентом России штатной численности указанных органов, смету расходов на содержание этих органов; и фонд оплаты труда работников центрального аппарата и территориальных органов Росфинмониторинга, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, в пределах бюджетных ассигнований, предусматриваемых в федеральном бюджете на соответствующий год;

♦ издает приказы по вопросам, отнесенным к компетенции Росфинмониторинга; имеет право обращаться по вопросам, отнесенным к сфере ее деятельности, к руководителям иных ФОИВ;

♦ распределяет обязанности между своими заместителями.

Финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с исполнением им полномочий в ее сфере деятельности, осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусматриваемых в федеральном бюд-

9 Имеется в виду — федеральных государственных гражданских служащих.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы административного права

жете на соответствующий год. Росфинмониторинг является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба страны и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки, а также лицевые счета, открываемые в органах федерального казначейства.

В своей деятельности Росфинмониторинг играет важную роль в области пресечения экономических преступлений. В 2010 г. был издан совместный приказ Генеральной прокуратуры России, МВД России, ФСБ, ФСКН, ФТС, СК России, Федеральной службы по финансовому мониторингу от 5 августа 2010 г. № 309/566/378/318/1460/43/207 «Об утверждении Инструкции по организации информационного взаимодействия в сфере противодействия легализации (отмыванию) денежных средств и иного имущества, полученных преступным путем».

Вместе с тем, современную экономическую безопасность России (собственников и участников экономических отношений), как отмечает в диссертацион-

ном исследовании О.Г. Пальтин, невозможно обеспечить без совершенствования технологий и методик (правовых механизмов — авторы)10 пресечения экономических правонарушений. Тем самым Федеральная служба по финансовому мониторингу и МВД России, как основные субъекты пресечения экономических правонарушений обязаны выработать эффективные меры по обнаружению противоправных действий юридических и физических лиц, прежде всего совершенствованием тактики оперативно-розыскных действий. Необходимо, по мнению авторов, выйти с предложениями о необходимости разработки определенных совместных приказов (действий) с соответствующими федеральными органами исполнительной власти (ФОИВ) (на октябрь 2013 г. их всего — 80), по пресечению экономических правонарушений, направленных на обеспечение экономической безопасности РФ.

10 Пальтин О.Г. Государственный механизм обеспечения экономической безопасности: Дисс. ... канд. экон. наук. М., 2002.

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО МЕХАНИЗМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

А.А. ВИШНЕВСКИЙ,

кандидат юридических наук, доцент, докторант Московского университета МВД России Научная специальность: 12.00.14— административное право; административный процесс

E-mail: Avish@tut.by

Научный консультант: доктор юридических наук, профессор Зырянов С.М.

Аннотация. Рассматриваются вопросы формирования административно-правового механизма обеспечения экономической безопасности Беларуси с момента принятия Декларации о государственном суверенитете и до наших дней.

Ключевые слова: экономическая безопасность, концепция, административно-правовой механизм обеспечения экономической безопасности.

STAGES OF FORMATION OF ADMINISTRATIVE AND LEGAL MECHANISM OF ECONOMIC SECURITY REPUBLIC OF BELARUS

A.A. VISHNEVSKY,

candidate of jurisprudence, associate professor, doctoral candidate of the Ministry of Internal Affairs Moscow university of Russia

Annotation. The article deals with the formation of the administrative and legal mechanism to ensure economic security of the adoption of the Declaration of State Sovereignty to the present day.

Keywords: economic security, the concept of administrative and legal mechanism to ensure economic security.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.