10. ФИНАНСОВОЕ ПРАВО; НАЛОГОВОЕ ПРАВО; БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.04); ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.13); АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО; АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.14)
10.1. ПРИМЕНЕНИЕ НОРМ ФИНАНСОВОГО ПРАВА
УПРАВЛЯЮЩИМИ КОМПАНИЯМИ ПАЕВЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ФОНДОВ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ
Карпов Антон Сергеевич. Должность: старший преподаватель кафедры финансового права. Место работы: МГУЭСИ (МЭСИ) - Московский государственный университет экономики статистики и информатики. E-mail: [email protected]
Аннотация: Данная статья является итогом комплексного исследования проблем правового регулирования и организации противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем в рамках деятельности управляющих компаний паевых инвестиционных фондов.
Практические данные, приведенные в статье, являются материалом, полученным автором в процессе непосредственной работы с управляющими компаниями.
Автором предпринимается попытка привести ряд практических рекомендаций по некоторой корректировке финансово-правовых норм, регулирующих деятельность управляющих компаний паевых инвестиционных фондов.
Ключевые слова: легализация, отмывание, реформирование, коллизия.
APPLICATION OF RULES OF LAW FINANCIAL MANAGEMENT COMPANIES OF MUTUAL FUNDS IN MONEY LAUNDERING REGULATION
Karpov Anton Segeevich. position: senior lecturer at financial law chair. place of employment: MSUESI (MESI) - Moscow state university of Economics, statistics and Informatics. E-mail: [email protected]
Annotation: This article is the result of a comprehensive study of the problems of legal regulation and organization of opposition to the legalization (laundering) of proceeds from crime as part of the management companies of mutual funds.
Practical data presented in the article, are the material obtained by the author in the process to work directly with fund managers.
The author attempts to give a number of practical recommendations for some adjustment of financial and legal rules governing the activities of management companies of mutual funds.
Keywords: legalization, laundering, reform, conflict.
ВВЕДЕНИЕ
Центральное место в российской системе противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма отводится уполномоченному органу. Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» определено, что уполномоченный орган - это федеральный орган исполнительной власти, принимающий меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Указанная деятельность осуществляется с участием субъектов, которые не обладают правоохранительными функциями, однако имеют право на осуществление определенных мер, затрудняющих совершение преступлений.
РОСФИНМОНИТОРИНГ
Указом Президента РФ от 01.11.2001 г. № 1263 был образован Комитет РФ по финансовому мониторингу, который в средствах массовой информации часто именовался финансовой разведкой. Комитет РФ по финансовому мониторингу приступил к выполнению возложенных на него задач с 1 февраля 2002 года. Весной 2004 года Комитет был преобразован в Федеральную службу по финансовому мониторингу РФ, руководство деятельностью которой осуществляло Правительство РФ. В соответствии с пунктом 14 Указа Президента РФ от 21.05.2012 г. № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» руководство деятельностью Федеральной службы по финансовому мониторингу осуществляет Президент РФ.
Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию в этой сфере, по координации соответствующей деятельности других федеральных органов исполнительной власти, а также функции национального центра по оценке угроз национальной безопасности, возникающих в результате легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и распространения оружия массового уничтожения, по выработке мер противодействия этим угрозам.
Федеральную службу по финансовому мониторингу возглавляет директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ Директор несет персональную ответственность за осуществление возложенных на Федеральную службу полномочий.
Положением о Федеральной службе по финансовому мониторингу, утвержденным Указом Президента РФ от 13.06.2012 г. № 808, закреплено тридцать различных полномочий по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Однако и этот перечень является открытым, поскольку предусмотрено осуществление иных полномочий в установленной сфере деятельности.
Федеральная служба по финансовому мониторингу непосредственно и через свои территориальные органы:
- осуществляет контроль за выполнением юридическими и физическими лицами законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
- принимает нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;
- осуществляет сбор, обработку и анализ информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю;
- осуществляет проверку информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, в том числе получает в установленном порядке дополнительную информацию об операциях клиентов организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также информацию о движении средств по счетам (вкладам) клиентов кредитных организаций;
- выявляет признаки, свидетельствующие о том, что операция (сделка) с денежными средствами или иным имуществом связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма;
- осуществляет контроль за операциями (сделками) с денежными средствами или иным имуществом;
- издает постановления о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом;
- направляет информацию в правоохранительные органы при наличии достаточных оснований полагать, что операция (сделка) связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма;
- совершает иные действия.
Имея представление об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также об основных направлениях деятельности уполномоченного органа, определим положение управляющих компаний паевых инвестиционных фондов в системе противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
ФИНАНСОВЫЙ МОНИТОРИНГ И УПРАВЛЯЮЩИЕ КОМПАНИИ.
Управляющие компании паевых инвестиционных фондов, имеющих объекты недвижимости, обязаны документально фиксировать и представлять в Федеральную службу по финансовому мониторингу сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с недвижимым имуществом. Фз «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» установлен пресекательный срок для такого уведомления - не позднее трех рабочих дней со дня совершения операции.
На практике нередки случаи ненадлежащего исполнения управляющими компаниями обязанности по информированию Федеральной службы по финансовому мониторингу об операциях с недвижимостью.
По общему правилу, датой перехода права собственности по сделке с недвижимостью является дата регистрации - внесения соответствующей записи в единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество подтверждается свидетельством о государственной регистрации прав.
Важно определить момент, с которого отсчитывается трехдневный срок уведомления по операциям с недвижимым имуществом. В ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» идет речь о дне совершения операции (подпункт 4 пункта 1 статьи 7). При этом, в перечне операций с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю (пункт 1.1. статьи 6), имеется указание на сделку с недвижимым имуществом, результатом совершения которой является переход права собственности на недвижимое имущество. Отсюда неясность, какая дата является правильной: дата совершения сделки или дата перехода права собственности. Федеральная служба по финансовым рынкам отдает предпочтение дате перехода права собственности. Представляется, что для устранения любых сомнений, уполномоченный орган должен более подробно остановиться на этой проблеме и издать необходимый акт.
Исполнить требование законодательства о сроках уведомления по операциям с недвижимым имуществом не всегда возможно по причинам, не зависящим от управляющих компаний. В практике работы преобладают случаи получения свидетельств о государственной регистрации права в течение нескольких рабочих дней, следующих за датой внесения записи. Встречаются случаи задержки получения документов, подтверждающих регистрацию прав, от 2 до 3 недель. Зачастую, это связано с загруженностью регистрирующих органов, однако такое объяснение управляющей компании врядли удовлетворит сотрудников проверяющих органов.
В случаях нарушения сроков выдачи правоустанавливающих документов, для подтверждения фактической даты получения документов из регистрирующего органа, рекомендуется сохранять расписки и иные документы, в которых указывается дата выдачи. Такие документы позволят подтвердить отсутствие вины со стороны управляющей компании и, таким образом, исключить основание для привлечения управляющей компании к ответственности. Если управляющая компания совершает операции с недвижимым имуществом, расположенным в других субъектах России или других государствах, очень важно организовать экспресс-доставку правоустанавливающих документов в место нахождения управляющей компании незамедлительно после получения представителем.
Управляющие компании, в соответствии с Инструкцией о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации (утверждена Приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 05.10.2009 г. № 245), представляют информацию, предусмотренную ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», по
общему правилу, в виде электронного формализованного сообщения, подписанного усиленной электронной подписью организации (лица).
Подготовка и отправка электронного формализованного сообщения осуществляется с помощью автоматизированного комплекса программных средств по вводу, обработке и передаче информации с применением средств криптографической защиты информации. Специальное программное обеспечение - комплект АРМ «Организация» - предоставляется Федеральной службой по финансовому мониторингу на безвозмездной основе. Передача информации осуществляется посредством технических каналов связи.
В случае возникновения технических проблем, связанных с формированием и направлением электронного формализованного сообщения организация (лицо) связывается с Федеральной службой по финансовому мониторингу по телефону «горячей линии» или обращается письменно в адрес Росфинмониторинга.
По нашему мнению, внедрение данной технологии существенно облегчает исполнение обязанности по направлению информации, предусмотренной ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Однако, увеличивается риск несанкционированного доступа лиц, использующих знания ИТ-технологий в незаконных целях.
ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» обязывает управляющую организацию проводить идентифицикацию клиентов, представителей клиентов и (или) выгодоприобретателей, то есть получать информацию в отношении потенциальных клиентов до официального оформления правоотношений. Составным мероприятием идентификации является оценка и присвоение клиенту степени (уровня) риска. После оформления договорных отношений, информация о клиентах и выгодоприобретателях должна систематически обновляться.
Управляющие компании, осуществляющие доверительное управление паевыми инвестиционными фондами, в соответствии с Положением о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (утверждено приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 03.08.2010 г. №203), обязаны осуществлять подготовку и обучение своих сотрудников в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также утверждать формы, периодичность, сроки и порядок прохождения обучения. Безусловно, это создает дополнительную нагрузку и приводит к увеличению расходов управляющей компании.
Нарушение организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом и действующими на основании лицензии, требований, предусмотренных ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», может повлечь применение мер административного воздействия в виде отзыва (аннулирования) лицензии.
Аннулированием лицензии является решение, принимаемое компетентным органом в порядке и по основаниям, предусмотренным федеральным законодательством. Основания и порядок аннулирования ли-
цензии управляющей компании установлен статьей 61.2 ФЗ «Об инвестиционных фондах».
Управляющие компании, осуществляющие доверительное управление паевыми инвестиционными фондами, попали под дополнительный финансовый контроль деятельности после принятия ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». При этом функции по контролю за деятельностью управляющих компаний разделены между Федеральной службой по финансовым рынкам и Федеральной службой по финансовому мониторингу. Иногда это может привести к спорным ситуациям, если указанным государственным органам не удастся выработать единое понимание законодательства. Отметим общую тенденцию - все указанные инстанции в своих письмах и информационных сообщениях предлагают более полно информировать контролирующие органы об операциях или сделках соответственно, расширительно толкуя нормы права.
Список литературы:
Гусева Т.П., Чапкевич Л.Е. Новая система и структура органов исполнительной власти: Справочно-учебное пособие. М.: Волтерс Клувер, 2005. С. 254.
Материалы семинара Национальной кастодиальной компании: «Практика работы ЗПИФ для квалифицированных инвесторов» при участии экспертов ФСФР России и компании IMAC. Дата проведения семинара 10.04.2012г. // URL: http://new.nkk-sd.ru/seminars/
Сообщение пресс-центра Федеральной службы по финансовым рынкам URL: http://www.fcsm.ru/ru/press/ interviews/index.php?id_3=5354&year_3=2009&month_3 =4; Газета «Ведомости» URL:http://www.vedomosti.ru/ newspaper/article/2009/04/07/189860; Газета «РосБизнесКонсалтинг» URL: http://www.rbc.ru/fnews.heritage/ 2009/04/06/20090406195842.shtml; Газета «Коммерсантъ» URL: http://kommersant.ru/doc/1151421
Зенькович Е.В. Рынок ценных бумаг: административно-правовое регулирование (под ред. Л.Л. Попова). М.: Волтерс Клувер, 2007. С. 35.
Literature list:
Gusev T, Chapkevich L. The new system and the structure of executive power: Reference manual. Moscow: Wolters Kluwer, 2005. S. 254.
Proceedings of the National Seminar of custody: "The practice of the FTRA for qualified investors" with the participation of experts FFMS of Russia and of IMAC. Date seminar 10.04.2012g. / / URL: http://new.nkk-sd.ru/seminars/
Press center of the Federal Service for Financial Markets URL: http://www.fcsm.ru/ru/press/interviews/index.php?id_3=53 54&year_3=2009&month_3=4; newspaper "Vedomosti» URL: http: / / www.vedomosti.ru/newspaper/ article/ 2009/ 04/07/189860; newspaper «RBC» URL: http://www.rbc. ru/fnews.heritage/2009/04/06/20090406195842.shtml; The newspaper «Kommersant» URL: http://kommersant.ru/ doc/1151421
Zenkovich E. Equity market: administrative and legal regulation (ed. LL Popova). Moscow: Wolters Kluwer, 2007. S. 35.
Рецензия
на статью: «Применение норм финансового права управляющими компаниями паевых инвестиционных фондов в сфере противодействия легализации дохо-
дов, полученных преступным путем» старшего преподавателя кафедры финансового права МГУЭСИ Карпова Антона Сергеевича.
Краткое описание проблемы, которой посвящена статья:
Статья Карпова А.С. посвящена выявлению и анализу проблем правоприменения управляющими компаниями в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем и финансировании терроризма.
Автор уделяет особое внимание необходимости реформирования системы противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, в частности норм финансового права.
Степень актуальности предоставляемой статьи:
Актуальность данной статьи не вызывает сомнения, поскольку степень общественной опасности данного вида преступления для финансовых, экономических, социальных и политических систем отдельных государств, регионов и в целом мирового сообщества крайне высока.
В целом рассмотрение данной проблемы имеет важное значение с точки зрения эффективного развития рыночной системы мировой экономики, поскольку подобные явления, по сути, «сковывают» рыночные механизмы посредством недобросовестной конкуренции.
Наиболее важные аспекты, раскрытые автором в статье:
Автором проведена работа по выработке конкретных предложений по совершенствованию национальной системы законодательства, касающейся противодействия легализации доходов, полученных преступным путем.
Отмечается, что функции по контролю за деятельностью управляющих компаний разделены между Федеральной службой по финансовым рынкам и Федеральной службой по финансовому мониторингу, что может привести к спорным ситуациям
Рекомендации к публикации:
Научная статья А.С. Карпова «Применение норм финансового права управляющими компаниями паевых инвестиционных фондов в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем» соответствует всем требованиям, предъявляемым к подобного рода публикациям, и может быть рекомендована к публикации.
Рецензент:
Заведующий кафедрой финансового права МГУЭСИ, кандидат юридических наук, доцент, Шавров Алексей Владимирович.