Научная статья на тему 'Противодействие легализации доходов, полученных незаконным путем как фактор повышения инвестиционного потенциала страны'

Противодействие легализации доходов, полученных незаконным путем как фактор повышения инвестиционного потенциала страны Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
615
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОТМЫВАНИЕ ДЕНЕГ / MONEY LAUNDERING / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / INVESTMENT RESOURCES / МЕХАНИЗМ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ НЕЗАКОННО ПОЛУЧЕННЫХ ДОХОДОВ / MECHANISM TO COUNTERACT ILLEGALLY OBTAINED INCOME LEGALIZATION / РИСК-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ НАДЗОР / RISK-BASED SUPERVISION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хохлова Галина Ивановна, Пахольченко Валентина Михайловна

Анализируется понятийный аппарат, используемый в международной и российской практике для характеристики процессов отмывания денег, выявляются основные негативные последствия для формирования инвестиционных ресурсов, предлагаются меры по повышению эффективности механизмов противодействия легализации доходов, полученных незаконным путем, в целях повышения инвестиционного потенциала России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Хохлова Галина Ивановна, Пахольченко Валентина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COUNTERACTION TO ILLEGALLY OBTAINED INCOME LEGALIZATION AS A FACTOR OF COUNTRY INVESTMENT POTENTIAL IMPROVEMENT

The article analyzes the concepts used in the international and Russian practice to characterize money-laundering processes. It identifies major negative consequences for investment resources formation, proposes measures enhancing the effectiveness of the mechanisms to counteract illegally obtained income legalization in order to increase the investment potential of Russia.

Текст научной работы на тему «Противодействие легализации доходов, полученных незаконным путем как фактор повышения инвестиционного потенциала страны»

личности. Иркутск: Изд-во ИГМУ, 2001. 340 с. 9. Финогенко Е.И., Дзятковская Е.Н. Индивидуально-типологические и психолого-физиологические аспекты исследования дизадаптивных состояний студентов: моногра-

фия. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2010. 128 с. 10. Финогенко Е.И. Эмоциональные и вегетативные компоненты психического здоровья студентов вуза // Вестник ИрГТУ. 2013. № 8. С. 116-119.

УДК 338.242.211,347.73

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ НЕЗАКОННЫМ ПУТЕМ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА СТРАНЫ

© Г.И. Хохлова, В.М. Пахольченко

Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Анализируется понятийный аппарат, используемый в международной и российской практике для характеристики процессов отмывания денег, выявляются основные негативные последствия для формирования инвестиционных ресурсов, предлагаются меры по повышению эффективности механизмов противодействия легализации доходов, полученных незаконным путем, в целях повышения инвестиционного потенциала России. Ключевые слова: отмывание денег; инвестиционные ресурсы; механизм противодействия легализации незаконно полученных доходов; риск-ориентированный надзор.

COUNTERACTION TO ILLEGALLY OBTAINED INCOME LEGALIZATION AS A FACTOR OF COUNTRY INVESTMENT POTENTIAL IMPROVEMENT G.I. Khokhlova, V.M. Pakholchenko

Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

The article analyzes the concepts used in the international and Russian practice to characterize money-laundering processes. It identifies major negative consequences for investment resources formation, proposes measures enhancing the effectiveness of the mechanisms to counteract illegally obtained income legalization in order to increase the investment potential of Russia.

Keywords: money laundering; investment resources; mechanism to counteract illegally obtained income legalization; risk-based supervision.

Мировая практика показывает необходимость повышения эффективности мер противодействия процессам «отмывания» доходов, полученных незаконным путем. В частности, по оценкам экспертов, суммарный объем доходов от различного рода преступлений составляет от 2 до 5% мирового валового продукта, или в сумме до 1,5 трлн долл. США ежегодно [9].

В результате распространения этих негативных явлений возникают препятствия для реализации конкурентных возможностей экономических субъектов, ущемляются права и интересы инвесторов, создаются условия для недобросовестного поведения отдельных участников рынка, что значительно снижает инвестиционную привлекательность страны. Рост доходов преступных организаций, развитие новых видов преступной деятельности и проникновение в органы государственной власти и управления создают серьезную угрозу безопасности государства.

В современных экономических условиях в России существуют проблемы с формированием инвестиционных ресурсов, а за счет переориентации некоторой части экономики на обеспечение интересов криминальных структур и вывоз капитала за рубеж утрачи-

вается возможность стабилизации экономики и покупательной способности рубля, а также увеличивается зависимость от кредитных средств международных финансовых организаций и иностранных государств. По оценкам экспертов, за 2014 г. инвестиции в основной капитал уменьшились на 2,5% по сравнению с 2013 г. и составили около 13,5 трлн руб. В 2013 г. объем инвестиций снизились на 0,2% по сравнению с 2012 г. [6]. При этом чистый вывоз капитала банками и предприятиями из России в 2014 г. составил 151,5 млрд долл, что в 2,5 раза больше, чем в 2013 г. [7].

В этой связи возникает необходимость выявления сущности основных категорий и механизма противодействия легализации доходов, полученных незаконным путем, с целью определения путей повышения его эффективности в России.

Термин «отмывание денег» получил распространение в юридической практике США и был закреплен в международных актах в конце 20 века. Например, в Страсбургской конвенции Совета Европы «Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности» (1990 г.) понятие «отмывание доходов от преступлений» применялось как передача или приобретение имущества, которое являлось

1Хохлова Галина Ивановна, кандидат экономических наук, доцент, тел.: 89500669207, е -mail: hgi08@yandex.ru Khokhlova Galina, Candidate of Economics, Associate Professor, tel.: 89500669207, e-mail: hgi08@yandex.ru 2Пахольченко Валентина Михайловна, доцент, тел.: 89500709516, е-mail: sarevok@mail.ru Pakholchenko Valentina, Associate Professor, tel.: 89500709516, e-mail: sarevok@mail.ru

доходом, полученным преступным путем с целью сокрытия его происхождения, местонахождения, размещения или движения, прав на него, а также участия или соучастия в подобных правонарушениях [1, с. 20].

Базельским комитетом по банковскому надзору (1988 г.) термин «отмывание денег» рассматривался в виде деятельности преступников по использованию финансовой системы для осуществления платежей и переводов, незаконно полученных денежных средств, сокрытию источника их происхождения и владельцев, а также хранению банкнот в банковских сейфах.

В Венской конвенции ООН понятие «отмывания» незаконно полученных денег представлено как процесс преобразования денежных средств, полученных от незаконной или преступной деятельности путем многократного перемещения через банковские счета. Такая трактовка имеет более близкое значение к современному пониманию, однако данное понятие использовалось только применительно к незаконному обороту наркотиков. В рекомендациях Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег ФАТФ (1990 г.) данный подход к раскрытию сущности термина «отмывание денег» был взят за основу и распространен на доходы от всех серьезных преступлений. Перечень таких преступлений определяется законодательством каждой страны.

В российском законодательстве термин «отмывание денег» отождествляется с понятием «легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем» и трактуется как «придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученным в результате совершения преступления (за исключением налоговых, таможенных и валютных преступлений, предусмотренных УК РФ)» [2]. В УК РФ дано более широкое определение легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления, которое в целом отражает содержание норм международного права. В частности, в ст. 174.1 УК РФ оно представлено как совершение с такими денежными средствами или иным имуществом финансовых операций и сделок либо использование их для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности.

Для отмывания незаконно полученных доходов используются различные технологии, но в общем виде процесс отмывания незаконно полученных доходов можно представить как совокупность трех фаз: размещение (placement), расслоение (layering) и интеграция (integration).

На стадии размещения обычно меняется форма денежных средств для сокрытия их незаконного происхождения путем обмена наличных денежных средств на более крупные купюры или иностранную валюту, зачисление на банковские счета предприятий, которые работают с большим оборотом наличных денег.

На стадии расслоения совершаются более сложные финансовые операции, которые наслаиваются одна на другую для того, чтобы отделить преступные

доходы от источника их происхождения, в том числе за счет трансграничных финансовых сделок и платежей. В этих целях привлекаются банки и компании, которые находятся в оффшорных зонах, предоставляющих нерезидентам льготный режим налогообложения, конфиденциальность информации и защиту прав владения собственностью и денежными средствами. Оффшорные зоны используются не только для отмывания, но и хранения преступных доходов. По оценкам международных экспертов, постоянно находится в обороте 600-700 млрд долл. «грязных денег», что составляет лишь 10% от капитала оффшорных зон [9].

На стадии интеграции денежные доходы, полученные от противозаконной деятельности, трансформируются в средства, имеющие внешне легальное происхождение, обычно вкладываются в бизнес, недвижимость, покупку драгоценностей и др.

В итоге легализованные доходы представляют серьезную угрозу для экономической безопасности государства, а финансовые операции, связанные с ними, отрицательно влияют на курсы валют, процентные ставки, формирование доходов бюджетов, значительно снижают эффективность экономической политики и отражаются на международной репутации страны и ее инвестиционном рейтинге.

В соответствии с международными требованиями ФАТФ, в России создана система противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ), целью которой является защита прав и законных интересов граждан, общества и государства.

В этой связи целесообразно выделить ее основные элементы в виде субъектов и объектов, а также показать механизм противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в России.

Взаимосвязи, возникающие между субъектами (гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства, организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, а также международными организациями, государственными органами, Центральным Банком, кредитными организациями, осуществляющими контроль над проведением этих операций) представляют собой отношения по поводу предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

В России контрольно-надзорные полномочия реализуют более 120 тысяч финансовых институтов (учреждения банковской системы, профессиональные участники рынка ценных бумаг, страховые и лизинговые организации, ломбарды и др.), выполняющих поручения клиентов об осуществлении операций с денежными средствами или иным имуществом и осуществляющих их мониторинг.

На основе полученной информации от финансовых организаций Федеральная служба по финансовому мониторингу проводит анализ сведений о сомни-

тельных операциях и составляет заключения о наличии признаков отмывания преступных доходов или финансирования терроризма, затем ведется работа с правоохранительными органами.

В 2005 г. в составе Федеральной службы по финансовому мониторингу для выполнения своих полномочий была создана Межведомственная комиссия по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в составе которой образованы Консультативный совет и рабочие группы.

В 2012 г. в рамках национальной системы ПОД/ФТ была образована Межведомственная рабочая группа (МРГ), осуществляющая координацию действий участников по противодействию незаконным финансовым операциям и «теневым» схемам на финансовом рынке. Например, были подготовлены предложения по усилению контроля в сфере ЖКХ и обеспечению информационной прозрачности региональных инвестиционных программ, лицензированию деятельности управляющих компаний и образования института централизованных расчетных центров.

В 2013 году Банку России были делегированы функции финансового мегарегулятора, в рамках которых осуществляется нормотворчество, надзор, лицензирование, инспектирование кредитных и страховых организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг, управляющих компаний, кредитных потребительских кооперативов, микрофинансовых организаций. Именно эти финансовые институты по законодательству обязаны осуществлять непосредственный мониторинг операций клиентов в целях противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма с помощью определенного инструментария.

Совокупность инструментов (обязательный контроль; внутренний контроль в кредитных организациях; запрет на информирование клиентов и иных лиц о мерах противодействия; ответственность за нарушение законодательства; создание единой информационной базы данных; международное сотрудничество) мы рассматриваем в качестве механизма, с помощью которого осуществляется процесс противодействия легализации незаконно полученных доходов и финансирования терроризма.

В международной практике определены наиболее значимые виды рисков, которым подвержены кредитные организации, не осуществляющие должный финансовый мониторинг по операциям клиентов, в частности, риски нанесения ущерба репутации и ухудшения финансового положения, риски возникновения правовых последствий, кредитные риски и риски снижения ликвидности.

В рамках реализации механизма противодействия легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма кредитные организации должны осуществлять функции риск-ориентированного надзора, которые дополняют основные международные принципы эффективного банковского надзора. В частности, один из основополагающих принципов, разработанных Базельским комите-

том по банковскому надзору, предписывает организацию обязательного контроля и процедур для выявления сомнительных операций в финансовых институтах.

В 2007 г. ФАТФ было принято руководство в целях выявления фактов злоупотребления финансовыми услугами на основе оценки рисков в области противодействия легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма и заложены основополагающие принципы риск-ориентированного подхода.

Сущность данного подхода выражается в реализации взаимосвязанных принципов, а именно: законности, соразмерности, гибкости и распределения ресурсов. Использование первого принципа не должно препятствовать проведению законных операций через кредитные организации и нарушению делового оборота. Принцип соразмерности означает принятие надзорными органами мер по предотвращению отмывания денег в соответствии с возникающими рисками. Принцип гибкости предполагает возможность изменения величины рисков в зависимости от ситуации. Принцип распределения ресурсов основан на том, что в целях контроля должны быть выявлены и обозначены наиболее сомнительные клиенты, операции, продукты и услуги, регионы.

Риски отмывания денег могут возникать при оказании практически всех финансовых услуг и операций. Как следствие, объектами наблюдения в системе противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма в международной и российской практике выступают отдельные виды финансовых продуктов и услуг, определенные операции и сделки, а также государства (территории).

Российским законодательством определены операции и сделки в рублях и иностранной валюте, подлежащие финансовому мониторингу [2]. Классификация этих операций, сгруппированных по критериям их контроля, представлена в таблице.

Банком России расширен перечень направлений, подлежащих финансовому мониторингу в кредитных организациях, который включает не только вышеперечисленные операции, но и операции с использованием бюджетных средств, с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами, кредитные операции, операции с использованием электронных расчетов и платежных карт.

Также в нормативных документах мегарегулятора конкретизирован перечень иностранных банков-корреспондентов и государств, несущих высокий уровень риска отмывания незаконно полученных доходов и финансирования терроризма. Например, етециали-стам финансовых институтов рекомендуется обращать внимание на переводы по корреспондентским счетам, открытым в банках Черногории, Кыргызстана, Латвийской и Литовской республик, Казахстана, Молдавии, Кипра.

Особый контроль следует осуществлять по переводам в пользу получателей денежных средств, находящихся в Соединенном Королевстве Великобритании

Перечень операций и критерии контроля

№ п/п Наименование операций Критерии контроля

1 Операции с денежными средствами или иным имуществом Сумма, на которую совершаются операции, равна или превышает 600 000 рублей, либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышает ее. Содержание операций: 1) операции с денежными средствами в наличной форме: - снятие со счета или зачисление на счет юридического лица денежных средств в наличной форме в случаях, если это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности; - покупка или продажа наличной иностранной валюты физическим лицом; - приобретение физическим лицом ценных бумаг за наличный расчет; - получение физическим лицом денежных средств по чеку на предъявителя, выданному нерезидентом; - обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства; - внесение физическим лицом в уставный (складочный) капитал организации денежных средств в наличной форме; 2) зачисление или перевод на счет денежных средств, предоставление или получение кредита (займа), операции с ценными бумагами в случае, если одной из сторон является физическое или юридическое лицо, имеющее регистрацию, место жительства или нахождения в государстве (территории), которое не выполняет рекомендации ФАТФ, либо указанные операции проводятся с использованием счета в банке, зарегистрированном в этом государстве (территории); 3) операции по банковским счетам (вкладам): - размещение денежных средств во вклад (на депозит) с оформлением документов, удостоверяющих вклад (депозит) на предъявителя; - открытие вклада (депозита) в пользу третьих лиц с размещением в него денежных средств в наличной форме; - перевод денежных средств за границу на счет (вклад), открытый на анонимного владельца, и поступление денежных средств из-за границы со счета (вклада), открытого на анонимного владельца; - зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня его регистрации, либо зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица в случае, если операции по указанному счету не производились с момента его открытия; 4) иные сделки с движимым имуществом: - помещение драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий или иных ценностей в ломбард; - выплата физическому лицу страхового возмещения или получение от него страховой премии по страхованию жизни или иным видам накопительного страхования и пенсионного обеспечения; - получение или предоставление имущества по договору финансовой аренды (лизинга); - переводы денежных средств, осуществляемые некредитными организациями по поручению клиента; - скупка, купля-продажа драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий; - получение денежных средств в виде платы за участие в лотерее, тотализаторе (взаимном пари) и иных основанных на риске играх, в том числе в электронной форме, и выплата денежных средств в виде выигрыша, полученного от участия в указанных играх; - предоставление юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получение такого займа.

2 Сделки с недвижимым имуществом, результатом совершения которых является переход права собственности Сумма, на которую они совершается, равна или превышает 3 млн рублей, либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 млн рублей, или превышает ее

3 Операции по получению и расходованию некоммерческой организацией денежных средств и (или) иного имущества Сумма, на которую совершается операция, равна или превышает 100 000 рублей, либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 100 000 рублей, или превышает ее. Перечисление денежных средств от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, а также списание денежных средств со счетов указанных организаций

4 Операции по зачислению или списанию денежных средств со счетов (вкладов), покрытых аккредитивов хозяйственных обществ, а также обществ, находящихся под их прямым или косвенным контролем Сумма операции равна или превышает 50 млн рублей, либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 50 млн рублей, или превышает ее. Деятельность предприятий имеет стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации

и Северной Ирландии, республике Кипр, Новой Зеландии, Беларуси, Казахстане и др. [4].

Организация работы по идентификации, оценке и управлению рисками отмывания денег и финансирования терроризма в финансовых институтах является объектом контроля со стороны мегарегулятора.

Под управлением этим видом финансового риска понимается совокупность предпринимаемых кредитной организацией действий, направленных на оценку риска и его минимизацию посредством принятия мер, предусмотренных законодательством, а также договором с клиентом [5].

Важное значение при управлении рисками отмывания денег и финансирования терроризма имеет информационно-аналитическое обеспечение риск-ориентированного надзора и выбор методов минимизации рисков.

Финансовые институты в рамках риск-ориентированного надзора систематизируют аналитические материалы, выявляют действия и операции повышенного риска, формируют запросы с целью детализации информации об источниках риска.

По официальным данным, объем сведений, поступивших в Федеральную службу по финансовому мониторингу в 2013 г., по сравнению с 2012 г. увеличился на 35% и составил около 400 тысяч сообщений, а объем информации о сомнительных операциях возрос в 5 раз. Основными поставщиками сообщений об операциях с денежными средствами или иным имуществом являются кредитные организации. По состоянию на 1 декабря 2013 года на территории Российской Федерации действовало 930 кредитных организации и 2037 филиалов, на них приходилось около 95% сообщений в 2013 г., что выше по сравнению с 2012 г. на 3,2%. От других финансовых организаций за аналогичный период поступило около 500 тысяч сообщений, что превысило объем сведений за предыдущий год примерно на 20%. Почти в 3 раза увеличилось количество сообщений, направляемых ломбар-

дами, на 50% возрос объем сообщений от посредников в сделках с недвижимостью, что обусловлено как изменением общего количества субъектов, так и повышением качества работы служб внутреннего контроля и надзора [8].

Подразделения Банка России по результатам более углубленного анализа формируют суждения о соответствии принятых кредитными организациями решений по управлению рисками. Например, в банковской практике может использоваться метод трансферта, который предполагает минимизацию рисков путем передачи данных в Федеральную службу по финансовому мониторингу. Во избежание рисков при обслуживании клиентов кредитные организации могут применять отказ от проведения операций, блокировку счетов, установление лимитов на снятие наличных с банковских карт и другие ограничения.

В свою очередь, нарушение организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом и действующими на основании лицензии, требований, предусмотренных законодательством, может повлечь отзыв (аннулирование) лицензии. Лица, виновные в нарушении законодательства, могут быть привлечены к административной, гражданской и уголовной ответственности [2, 3].

Однако применение мер должно основываться на весомых доказательствах о проведении операций с целью отмывания денег и четко разработанных методических процедурах по идентификации рисков во внутренних регламентах кредитных организациях и нормативных актах Банка России.

На современном этапе повышение эффективности существующего механизма противодействия легализации незаконно полученных доходов в России, по нашему мнению, может быть достигнуто путем проведения комплекса мероприятий.

Во-первых, активизации международного сотрудничества, обеспечения обмена информационными потоками в режиме реального времени, межведом-

ственного взаимодействия и координации деятельности надзорных органов и заинтересованных органов власти РФ.

Во-вторых, в целях приведения в соответствие основных положений федерального законодательства и УК РФ необходимо уточнить термин «отмывание» денег и рассматривать его как легализацию доходов от любой незаконной деятельности экономических субъектов и придания им законного происхождения.

В-третьих, в целях совершенствования информационно-аналитического обеспечения риск-ориентированного надзора необходим доступ кредитных организаций к стандартизированным обзорам Банка России, а также разработка четкой классификации факторов риска и регламентация методов их минимизации.

В-четвертых, необходимо совершенствовать нор-

мативно-правовое регулирование таможенного и валютного контроля, препятствующих оттоку капитала из страны, повысить степень ответственности и соблюдать принцип неотвратимости наказания за нарушения национального законодательства и международных норм в этой сфере.

Таким образом, предложенные меры по повышению результативности финансового мониторинга и борьбы с легализацией преступных доходов во взаимодействии с более гибкой денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политикой позволят создать благоприятные условия с целью формирования инвестиционных ресурсов внутри страны, в том числе для развития малого и среднего бизнеса, снижения инвестиционных рисков.

Статья поступила 27.02.2015 г.

Библиографический список

1. Зубков В.А., Осипов С.К. Российская Федерация в международной системе противодействия легализации (отмывания) преступных доходов и финансирования терроризма. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Спецкнига, 2007. 752 с.

2. О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма: ФЗ № 115-ФЗ от 7 авг. 2001 г., 31 дек. 2014 г.

3. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России): ФЗ № 86-ФЗ от 10 июл. 2002 г., от 29 дек. 2014 г.

4. О порядке установления уполномоченными банками корреспондентских отношений с банками-нерезидентами, заре-гистрованными в государствах и территориях, представляющих льготный налоговый режим и (или) не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (оффшорных зонах): указание Банка России № 1317-У от 7 авг. 2003 г.

5. О требованиях к правилам внутреннего контроля кредит-

ной организацией в целях противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма: положение Банка России № 375-П от 2 мар. 2012 г.

6. Официальный сайт информационного агентства «Финмаркет» [Электронный ресурс]. URL: http://www.finmarket.ru> Новости>3931776

7. Официальный сайт информационного агентства «Ведомости» [Электронный ресурс]. URL: http://www.vedomosti.ru/finance/news/37348081/bank-rossii-povysil-ocenku-ottoka-kapitala-iz-rf-v-2014g-do

8. Публичный отчет о работе Федерального агентства по финансовому мониторингу [Электронный ресурс]. URL: http ://www.fedsfm. ru/co nte nt/files/activity/ annualreports/публичный%20отчет_2013.pdf

9. Тинзи В. Отмывание денег и международная финансовая система // Рабочий документ МВФ. Май 1996 г. № 96/55. С. 3.

УДК 32(Р573):378

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЯ В ВУЗАХ ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ В 20-30-е ГОДЫ XX ВЕКА

Л

© Я.В. Часовникова1

Иркутский государственный университет,

664011, Россия, г. Иркутск, ул. Нижняя Набережная, 6.

Освещаются несколько направлений государственной образовательной политики в первые десятилетия советской власти. Одним из главных направлений стало реформирование системы образования и создание советской средней и высшей школы. Другим направлением явилась перестройка исторического образования в духе марксистско-ленинской идеологии, в том числе через педагогические вузы. Рассматривается реализация этой политики на территории Восточной Сибири.

Ключевые слова: историческое образование; высшая школа в СССР; педагогические вузы Восточной Сибири; Иркутский государственный университет.

STATE POLICY IN THE FIELD OF HISTORICAL EDUCATION AND ITS IMPLEMENTATION IN EAST SIBERIAN INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION IN 1920-1930ies I.V. Chasovnikova

Irkutsk State University,

6 Nizhnyaya Naberezhnaya St., Irkutsk, 664011, Russia.

1 Часовникова Яна Викторовна, соискатель кафедры истории и методики Педагогического института, тел.: 89500688937, e-mail: yanikk1989@mail.ru

Chasovnikova Iana, Competitor for a scientific degree of the Department of History and Methodology of Teacher's Training Inst itute of Irkutsk State University, tel.: 89500688937, e-mail: yanikk1989@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.