Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2006. № 3. С. 59-62. © А.В. Меньшенина, О.В. Хребтова, 2006
УДК 336.71
ВНУТРИБАНКОВСКИЙ КОНТРОЛЬ В ЦЕЛЯХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ,
И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА
А.В. Меньшенина, О.В. Хребтова
Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского
The article is concerned theoretical aspects of internal control over counteraction of legalization of criminal incomes. This direction realized recently in Russia, tools and methods of monitoring procedure depend on issue and adaptation to the Russian practice. The article also touches on important problems in this control.
Внутрибанковский контроль как часть корпоративного управления представляет собой сложное многогранное явление. Многообразие целей, для достижения которых предназначена организация системы внутреннего контроля в коммерческих банках, определяет крайне важную ее роль в деятельности банка в целом. Непрерывность процесса контроля, широкий набор форм, методов и видов внутреннего контроля позволяют адекватно оценивать ситуацию и принимать соответствующие стратегические и тактические решения. Наличие действенной системы внутреннего контроля влечет за собой снижение рисков, присущих банковской деятельности, а значит, защиту интересов клиентов и вкладчиков.
Ускорение процессов глобализации и широкое использование новейших технологий облегчают обращение «грязных» денег и идентификацию их владельцев. Широкие масштабы распространения преступных доходов, интегрированных в экономику, может вызвать ряд негативных процессов, в том числе резкие колебания спроса на деньги в стране, искажение информации об обращении денег, показателях денежных агрегатов и реальных масштабах инвестиций, резкие колебания процентных ставок и валютных курсов, «загрязнение» традиционно легальных финансовых сделок. Поэтому в последнее время актуальным является такое направление внутрибанковского контроля, как противодействие отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма. Указанное направление контроля требует согласованных действий банковской системы и государства в целом.
В специальной литературе существует несколько трактовок термина «легализация». По отношению к денежным средствам или иному имуществу, приобретенным незаконным путем, легализация будет состоять в умышленных действиях, направленных на введение указанных объектов в законный оборот, т. е. на придание им статуса законных.
В качестве более полного определения данного термина можно применить следующее: «Легализация (отмывание) доходов, полученных незаконным путем, как социальный феномен представляет собой негативное явление, в основе которого лежит процесс сокрытия незаконного происхождения доходов, искажение информации о природе их происхождения, месте нахождения, размещении, движении и действительной принадлежности материальных благ (праве собственности) или соотносимых с ним прав, а равно придание им в любых формах правомерного вида, когда лицу известно, что эти материальные блага являются доходами, полученными незаконным путем, а также иные действия, прямо или косвенно связанные с оформлением правомерности фактических отношений владения, пользования, распоряжения доходами либо с сокрытием их незаконного происхождения» [2].
Согласно Федеральному закону № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, - это «придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления» [1, ст. 3].
Инструментами для отмывания денег с целью их возвращения в легальный оборот служат все виды хозяйственных предприятий, работающих с большими объемами наличных денежных средств (игорный, гостиничный, ресторанный бизнес). В целом прослеживаются следующие тенденции. Во-первых, чем выше в стране удельный вес сферы услуг по отношению к производству материальных товаров, тем легче отмыть деньги. Во-вторых, чем более развиты рынки капиталов, ценных бумаг, рынки драгоценных металлов, а также чем больше финансовые услуги могут удовлетворяться одним
60
А.В. Меньшенина, О.В. Хребтова
комплексным многоструктурным учреждением, тем сложнее выявить факты преступлений [5].
Банки в силу своей природы являются зоной максимального риска. По официальным данным, ежегодно на банковских счетах оседает от 1 до 1,5 млрд долларов, полученных преступным путем [6, с. 56].
Наиболее распространены следующие методы легализации (отмывания) преступных доходов с использованием этих финансовых организаций [3]:
• смерфинг - превращение наличных денег в финансовые инструменты;
• обмен мелких банкнот на купюры более крупного достоинства;
• структурирование операций с наличными деньгами, в том числе смарфинг (структурирование депозитов), метод, предполагающий открытие многочисленных депозитов на небольшие суммы;
• установление контроля над финансовыми учреждениями;
• использование корреспондентских отношений;
• использование «коллективных», транзитных счетов;
• перевод преступно полученных средств за рубеж;
• создание ложного бумажного следа;
• укрытие доходов, полученных в рамках договорных отношений выгодоприобретателем с привлечением подставных или фиктивных компаний.
Количество разнообразных методов и способов легализации преступных доходов растет по мере совершенствования банковских технологий. Например, наиболее привлекательными для преступников являются банковские услуги, предполагающие использование электронных переводов, сети Интернет, так как возросшие скорость и объемы платежей практически не позволяют проследить за постоянным движением средств и тем самым установить их истинное происхождение.
12 декабря 1988 г. Базельский комитет по регулированию банковской деятельности и организации контроля принял Базельское заявление, в котором изложены основные принципы борьбы с отмыванием «грязных» денег через банковскую систему. В соответствии с данным правовым актом в целях предотвращения использования финансово-кредитной системы в качестве канала легализации денежных средств, полученных преступным путем, банки должны:
1) прилагать значительные усилия для установления личности клиентов;
2) соблюдать законы и положения, имеющие отношение к финансовым сделкам;
3) отказывать в сделках, связанных с отмыванием «грязных» денег;
4) сотрудничать с административными и правоохранительными органами в рамках правил, касающихся сохранения в тайне финансовых операций клиента.
Переход России к рыночным отношениям, развитие частной собственности, особенное протекание экономических процессов, сопряженные с наличием пробелов в законодательстве, вызвали рост криминализации экономики.
Банковская система России является одним из самых привлекательных объектов преступного посягательства. По данным ГИЦ МВД России, на долю банковского сектора в 2000 г. приходилось 21,6 % всех преступлений экономического характера, выявленных в различных отраслях экономики, причем размер материального ущерба составил более 1,7 трлн. рублей [4,
с. 19]. При этом легализация денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем, в 2001 г. составила 41,65 % от общего количества преступлений, характерных для банковской сферы.
Все вышесказанное предопределило формирование нового направления деятельности финансового и банковского надзора: выявление всех форм легализации (отмывания) преступных доходов в банках, а также небанковских в кредитных и финансовых учреждениях.
В 1990-х гг. Россия присоединилась к основным международным конвенциям, положив их в основу работы в данном направлении.
В последующем был принят Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», что стало главным шагом в деле усиления борьбы против опасных форм экономической преступности.
В соответствии с принятым законом, коммерческие банки обязаны осуществлять информационно-познавательную деятельность, направленную на выявление признаков возможной преступной деятельности, документально фиксировать данную информацию. Далее информация направляется в Уполномоченный орган исполнительной власти (Федеральная служба по финансовому мониторингу) для принятия решения о передаче материалов правоохранительным органам.
Кроме того, банкам предписано накапливать, систематизировать, идентифицировать сведения об указанных в законе операциях и лицах, хранить собранную информацию в усло-
Внутрибанковский контроль в целях противодействия легализации...
61
виях конфиденциальности и выдавать ее по запросам уполномоченных органов.
Для выполнения указанных задач необходимо разработать программы выявления и фиксации признаков возможных преступных действий, обучить специально уполномоченных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил, и организовать их деятельность в рамках службы внутреннего контроля банка.
Банками были разработаны правила внутреннего контроля, которые включают в числе прочего «критерии выявления» и «признаки» сделок, характерных для легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем [1, ст. 7].
Специфической особенностью легализации «грязных» денег является предписанное законом дополнительное разграничение способов совершения преступления и сопутствующих им признаков на две самостоятельные группы.
Первая группа охватывается законодательно определенным перечнем банковских операций, использующихся для совершения этого преступления, и характерных признаков легализации преступных доходов [1, ст. 6]. Эти операции подлежат процедурам обязательного контроля и проверки в соответствии с законодательством РФ.
Вторая группа не имеет законодательного описания банковских операций, использующихся для совершения этого вида преступлений. Она формируется с учетом признаков отмывания «грязных» денег, выявленных и обобщенных соответствующими службами банка на основе опыта, полученного в процессе осуществления программ внутреннего контроля.
Повод для проведения в отношении них процедур обязательного контроля - обоснованные подозрения работников банка в том, что сделки осуществляются в целях отмывания «грязных» денег.
Так, возрастание дебиторской задолженности по валютным статьям баланса с истекшими сроками погашения может свидетельствовать о том, что клиент размещает за рубежом денежные или материальные активы, которые целенаправленно выводятся из России под видом совершения коммерческих операций.
Таким образом, созданы законодательные основы осуществления рассматриваемого направления внутрибанковского контроля, на его основе сформированы службы в коммерческих банках, которые обязаны реализовывать соответствующие функции. В свою очередь, со стороны Центробанка РФ проводится надзор за соблюдением коммерческими банками установленных правил.
Несмотря на предпринимаемые меры на уровне принимаемых законодательных и нормативных правовых актов, а также на уровне организации контроля в коммерческих банках, существует достаточно проблем, решение которых позволит снизить риски проведения операций, способствующих легализации доходов, полученных незаконным путем.
Для целей идентификации клиентов целесообразно применять не только традиционные методы, такие как изучение документа, удостоверяющего личность, и других документов, содержащих сведения о клиенте, но по возможности использовать базы данных, которые ведутся различными государственными органами (правоохранительными, миграционными, налоговыми).
Существующие сегодня критерии обнаружения необычных сделок, которые в соответствии с действующим законодательством и Правилами внутреннего контроля строятся на субъективных оценках, не позволяют эффективно выявлять подозрительные операции. Массивный поток информации во время операционного дня, а также широкая клиентская база коммерческих банков не позволяют сотрудникам изучать каждую проводимую операцию на предмет ее отношения к необычным сделкам.
Для преодоления этих трудностей необходимо формализовать признаки (критерии) выявления необычных сделок путем разработки полного перечня типовых ситуаций и вероятных способов легализации доходов и сопутствующие им признаки. Набор ситуаций следует разрабатывать для всех видов операций банка. В целях упрощения процесса контроля за банковскими операциями ситуации могут быть описаны на отдельных карточках (электронных файлах).
Совершенствование системы выявления признаков отмывания денег связано с разработкой и внедрением специальных компьютерных программ. Если для обнаружения операций, подлежащих обязательному контролю, достаточным критерием является сумма операции, то для необычных сделок создание программ должно быть основано на использовании ситуационного подхода.
Одной из проблем осуществления внутрибанковского контроля является процедура идентификации клиентов филиала. В соответствии с ранее названным Федеральным законом № 115 банки обязаны обеспечить хранение копий документов, необходимых для идентификации личности физического лица, в течение 5 лет со дня прекращения отношений с клиентом. В целях минимизации риска предъявления претен-
62
А.В. Меньшенина, О.В. Хребтова
зий со стороны надзорного органа в лице территориальных учреждений Центробанка РФ, необходимо ввести обязательную процедуру копирования документов, необходимых для идентификации личности физического лица, а именно: документа, удостоверяющего личность; миграционной карты; документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Немаловажной проблемой для банков можно считать увеличение расходов, связанных с осуществлением внутреннего контроля в целях противодействия отмыванию преступных доходов. Центробанк РФ на безвозмездной основе предоставляет только электронные каналы связи, основная же нагрузка по финансированию данных мероприятий ложится на банк.
Многоуровневая система контроля приводит к снижению риска ошибок и неточностей в выявлении операций, подлежащих обязательному контролю, необычных сделок. Программа установления и идентификации выгодоприобретателей позволит не только проследить движение денежных средств, но и оценить лицо, с которым работает клиент банка, на соответствие его благонадежности и законности совершаемых им сделок. Организация системы внутреннего контроля позволяет банку «знать» своего клиента, тем самым снижая риск проникновения
криминального капитала со всеми негативными последствиями для банка и финансовой системы в целом.
1. О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма: Федеральный закон № 115-ФЗ от 17 августа 2001 г. // Правовая справочно-информационная система «Консультант Плюс».
2. Гамза В.А., Ткачук И.Б. Банк как субъект борьбы с легализацией (отмыванием) преступных доходов // Банковское право. 2002. № 5.
С. 25-31.
3. Сердинов Э.М. Борьба с отмыванием капиталов и финансированием международного терроризма // Банковское дело. 2003. № 6.
С.34-38.
4. Тосунян Г.А., Викулин А.Ю. Противодействие легализации (отмыванию) денежных средств в финансово-кредитной системе: Опыт, проблемы, перспективы: Учебно-практ. пособие. М.: Дело, 2001. 256 с.
5. Фирсов А.А. Внутренний контроль в банках: вопросы оценки // Банковское дело. 2003. № 4. С. 32-34.
6. Яковлев Е.П. К созданию системы противодействия легализации (отмыванию) преступных капиталов в финансово-банковской сфере // Финансы. 2003. № 5. С. 56-58.