Научная статья на тему 'Проблемы финансового мониторинга в банковском секторе'

Проблемы финансового мониторинга в банковском секторе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
692
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНК / МОНИТОРИНГ / БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА / АТТЕСТАЦИЯ КАДРОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Набиева Ханум Кутаевна

В статье актуализируются вопросы осуществления финансового мониторинга в банковском секторе, раскрывается деятельность Федеральной службы по финансовому мониторингу РФ, предлагаются меры направленные на противодействие легализации доходов, полученных преступным путем

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы финансового мониторинга в банковском секторе»

Проблемы финансового мониторинга в банковском секторе

Аннотация: В статье актуализируются вопросы осуществления финансового мониторинга в банковском секторе, раскрывается деятельность Федеральной службы по финансовому мониторингу РФ, предлагаются меры направленные на противодействие легализации доходов, полученных преступным путем

Ключевые слова: банк, мониторинг, банковская система, аттестация кадров

Nabiyeva Kh.K. The problems of the financial monitoring of the banking sector

Abstract: In this paper the important issue of financial monitoring of the banking sector expanded activities of the Federal Financial Monitoring Service of the Russian Federation, proposes measures aimed at countering the legalization of proceeds from crime

Key words: bank, monitoring, banking system, the certification of personnel

Осуществляемое в России реформирование, имеющее целью формирование рыночной хозяйственной системы и правового демократического государства, интегрированной в ВТО и Таможенный союз и быстрые темпы смены этапов рыночной реформы не позволили финансовой системе принять стабильную форму. После 18 лет переговоров Россия принята в ВТО. Переговорный марафон завершился на условиях, полностью учитывающих интересы нашей страны. Теперь нам нужно научиться работать в этой Организации, извлекая из вступления в неё максимальную пользу. Присоединение к ВТО - это значимый фактор интеграции России в мировую экономику. Оно отвечает как нашим национальным интересам, так и целям стабилизации международной торговой системы. В настоящее время стало очевидным, что необходимым условием существования сильного государства является эффективный и действенный контроль [4].

Сегодня одной из наиболее актуальных и обсуждаемых тем является внедрение, оптимизация, реализация и, непосредственно, осуществление системы финансового мониторинга во всех областях финансовой системы РФ. Реальной угрозой экономической безопасности России становится масштабное нецелевое использование бюджетных ресурсов, незаконный вывоз капитала за границу, правонарушения в банковской и налоговой сферах, криминализация экономических и иных структур.

Контролирующей структурой в России является Федеральная служба по финансовому мониторингу РФ (Росфинмониторинг). Данная структура занимается надзором за выполнением юридическими и физическими лицами законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также отслеживанием крупных единовременных платежей населения с целью противодействия коррупции и терроризму. Мониторингу подлежат банковские операции и покупки граждан, операции с своей недвижимостью и другим ценным имуществом на сумму более 600 тыс. руб.[1] Коммерческие банки, лизинговые компании, страховые организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг, риэлтерские компании, ломбарды, магазины и иные организации, не являющиеся кредитными организациями (осуществляющие прием от физических лиц наличных денежных средств в случаях, предусмотренных законодательством о банках и банковской деятельности) обязаны сообщать в Росфинмониторинг о таких операциях и сделках. Все перечисленные выше субъекты-организации несут ответственность за подготовку и проведение процесса финансового мониторинга. Накопленная информация соответствующе обрабатывается и анализируется. В случае выявления подозрительных сделок материалы по ним могут быть направлены в Федеральную налоговую службу, Федеральную службу по экономическим и налоговым преступлениям и в другие государственные силовые структуры.

Банковская система, являясь связующим звеном в рыночных отношениях, на сегодняшний день, представляет собой одну из основополагающих сфер национальной экономики. Она оказывает большое воздействие как на экономические процессы в стране, так и на общество в целом [5]. Посредством банка предоставляются разнообразные виды финансовых услуг, производится продажа банковских продуктов как физическим, так и юридическим лицам. Другими словами - это финансо-

Набиева Ханум Кутаевна

Старший преподаватель Кафедры «Экономика и управление предприятием» АГТУ г. Астрахань

вый супермаркет, который хранит, выпускает, аккумулирует, размещает, предоставляет в кредит, покупает и продает, обменивает деньги и ценные бумаги, контролирует движение финансовых средств, обращение денег и ценных бумаг, оказывает услуги по платежам и расчетам; осуществляет посреднические операции. В Российской Федерации принята двухуровневая банковская система:

1. Центральный банк (главный государственный банк страны, наделенный особыми правами и функциями, призванный регулировать денежное обращение, осуществлять денежную эмиссию, валютный курс, регулировать кредитную политику коммерческих банков, контролировать саму деятельность коммерческих банков, вести их счета, хранить резервы и запасы денежных средств и драгметаллов государства).

2. Коммерческие банки (выполняют широкий ассортимент банковских операций, направленных на обслуживание преимущественно предприятий, и организации, а также оказывают банковские услуги населению. Функционируют под контролем со стороны Банка России, взаимодействуют с государственными финансовыми органами и выполняют операции по их поручению).

Принятие Федерального Закона №115-ФЗ от 07.08.2001г. внесло множество изменений и трудностей в жизнь банковского сектора. При применении данного закона в жизнедеятельности банка поменялось практически все: процесс документооборота, подготовка внутрибанковских нормативных документов; обучение новых и переквалификация старых сотрудников в части знания финансового мониторинга, с последующей их аттестацией; меняются и добавляются новые функции сотрудников разных служб и управлений по безопасности и многое другое. Банки выступают прямыми посредниками в системе финансовых потоков. Данный закон нацелен на снижения финансовых рисков страны и увеличение финансовой ответственности непосредственно банка по соблюдению дисциплины по финансовому мониторингу. При этом правила «игры» очень просты: банк выполняет требования закона - перспектива долгосрочной работы возрастает; банк не выполняет требования закона, мера простая - штрафные санкции и/или отзыв лицензии. С момента вступления в силу данного закона были отозваны лицензии более чем у 100 банков. Основная причина отзыва связана с невыполнением требований закона, а именно «непредставление необходимых сведений о подозрительных операциях в Росфинмониторинг».

Для исключения рисков и применения к банку таких мер одной из основных задач банка является постоянное проведение обязательных процедур внутреннего контроля в части проведения финансовых операций. Для этого создается служба внутреннего контроля, которая контролирует процесс функционирования системы внутреннего контроля, выявляет и анализирует проблемы, связанные с ней, а также разрабатывает предложения по совершенствованию и повышению эффективности ее деятельности в банках. В соответствии с ч. 2 статьи 7 ФЗ N 115-ФЗ банки обязаны разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать должностных лиц, ответственных за соблюдение соответствующих правил и программ, а также предпринимать иные организационные меры в целях противодействия отмыванию денежных средств добытых преступным путем и финансированию терроризма. Правила внутреннего контроля должны включать порядок документального фиксирования необходимой информации, ее конфиденциальность, квалификационные требования к подготовке и обучению кадров, а также признаки и критерии выявления необычных сделок с учетом особенностей банковской деятельности. Обязательной фиксации относятся сделки: имеющие запутанный или необычный характер, не имеющие очевидного экономического смысла или явной законной цели; несоответствующие целям деятельности организации, которые устанавливаются в учредительных документах этой организации; неоднократно совершенные операции или сделки, характер которых позволяет полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля; иные обстоятельства, дающие полагать, что сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма [7-9]. Таким образом, очевидно, что некоторые из указанных в Законе основания являются объективными, а другие объективных критериев не имеют, и разработка таких критериев, соответственно, отдается на усмотрение самим банкам. Однако здесь важно то, что из нормы Закона усматривается обязанность банка изучать, анализировать и оценивать финансовую деятельность клиента в целях противодействия легализации преступных доходов.

На сегодняшний день отмывание средств стало не только постоянным явлением, но и методы стали более изощренными и тонкими. Существует немало простых и сложных схем по легализации незаконно полученных доходов через Банк. Также имеет место не предоставления некоторыми бан-

34

ками обязательной информации по определенному клиенту (например крупная компания, отношениями с которой банк очень дорожит). К сожалению, подобная практика приводит к тому, что и банк, и опекаемый клиент гарантированно попадают в поле зрения Росфинмониторинга. Не следует забывать, что Росфинмониторинг пользуется различными независимыми источниками информации, и ее аналитическая работа построена так, что подозрения в нарушении Федерального закона N 115-ФЗ может вызвать не только наличие информации, но и ее отсутствие.

Важной мерой противодействия легализации (отмыванию) средств и доходов, полученных преступным путем, является запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых в соответствии с Законом мерах. Также, существует обратная проблема, когда сотрудники Банка начинают в подробностях «консультировать» клиентов возможной схеме грамотно избежать комиссий Банка и не попасть под «зоркое око» внутрибанковских служб по финансовому мониторингу и т.д. Как нам представляется, при выявлении подобных фактов службами внутреннего и внешнего мониторинга необходимо незамедлительно применять санкции к банковскому сотруднику, допустивший данный факт (при выявлении службой внутреннего мониторинга), а также непосредственно к банку, который допустил подобное нарушение закона 115-ФЗ и не произвел необходимые действия по обучению своих сотрудников нормам этого закона. Необходимо отметить, что наиболее активную позицию в проведении внутреннего финансового мониторинга заняли консервативные, относительно старые банки, имеющие солидный собственный капитал и репутацию. Именно такие банки контролируют и жестко отрезают возможность потенциальным «отмывалыщикам» проводить какие либо сделки. Они своевременно сообщают в уполномоченный орган о сделках, подлежащих обязательному мониторингу, замораживают счета и операции на время разбирательства службой экономической безопасности и т.д. Банки, имеющие такую принципиальную позицию имеют долгосрочные перспективы деятельности на банковской рынке.

Для ускорения клиентских операций и оперативной обработки внутрибанковских операций банки применяют различные автоматизированные информационные системы. Для удобства клиентов кроме стационарных рабочих мест подключения к данной системе, разработана возможность доступа к счетам не только для просмотра, но и проведения операций через сеть Internet. Эти же системы позволяют службе внутреннего контроля банка анализировать проведенные юридическими и физическим лицами операции, выявлять подозрительные и своевременно передавать данные в Росфинмониторинг в сроки, определенные законом. Росфинмониторинг, в свою очередь на основе получаемой информации и ее анализа может лишь заподозрить клиента банка в отмывании преступных доходов и довести информацию о своих подозрениях в правоохранительные органы. В конечном счете, решение о том, возбуждать уголовное дело или нет, остается за органами следствия.

Необходимо отметить, что введение в банках данных программ может приносить реальную пользу только в результате постоянной подготовки и аттестации кадров в соответствующих службах банках, а также совершенствованием нормативного механизма, обеспечивающего оперативное выявление подозрительных сделок (соответственно организаций и физических лиц). Также, по нашему мнению, аттестацию и переаттестацию работников внутреннего контроля и ответственных должностных лиц банка необходимо проводить с определенной периодичностью (закрепленной законодательно) на территории подразделений Росфинмониторинга и, таким образом, даст больший эффект взаимодействия субъектов контроля с Федеральной службой по финансовому мониторингу РФ по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Список используемой литературы:

1. Закон РФ от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.

2. Письмо ЦБ РФ «О методических рекомендациях по разработке кредитными организациями правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 13.07.2005 №99-Т с приложениями.

3. Положение ЦБ РФ «О порядке предоставления в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным Законом №115-ФЗ от 07.08.2001г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» от 20.12.2002г. за №207-П.

4. Послание Президента Российской Федерации на 2013-2015 года

35

5. Балабанов И.Т. Банки и банковское дело. - СПб, Питер, 2003.

6. Благодатин А.А., Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш. Финансовый словарь. - М., Инфра-М, 2006.

7. Васильев А. О некоторых особенностях ответственности банков за нарушение законодательства о противодействии легализации доходов от преступной деятельности и финансированию терроризма // Банковское право. - 2005. - №2.

8. Кутаев Ш.К. К вопросу о неформальной занятости // Региональная экономика: теория и практика. - 2009. - № 22 (115) - 47-50.

9. Кутаев Ш.К. Теневая занятость как способ выживания // Российское предпринимательство. - 2007. - № 9. - С. 172-176.

10. Багомедов М.А. Значение международных банков в современной экономике // Вопросы структуризации экономики. Махачкала: ИСЭИ ДНЦ РАН, 2001, №1, с.109-123

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.