ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ
О)
о о
CJ
о о о
Q.
СО
s н
о
0
1
о я с о т ф vo >s
о *
о ф
у
S
2
0
1
о *
о
2 ф d
л *
<
*
S I
н
о ф
со
Понятие и структура государственной
системы противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов
в Российской Федерации
Зимин О.В.*
In article the concept and structure of the state system of counteraction to legalization of criminal incomes in the Russian Federation is considered.
Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, представляет серьезную угрозу национальной и глобальной безопасности, нарушает нормальное функционирование государства и его основных экономических институтов, препятствует рыночным преобразованиям и контролю над финансовой системой страны со стороны государственных органов, вызывает недоверие в обществе к государственным институтам, создает негативный имидж России на международной арене1. Отмывание доходов — системное многоаспектное явление, противодействие которому должно осуществляться в соответствии с адекватной стратегией государства. Эффективность противодействия ему обусловлена эффективностью институционально-правовой системы или иными словами, системы противодействия легализации преступных доходов.
Угроза национальной, в том числе экономической безопасности, которая исходит от легализации (отмывания) преступных доходов, вынуждает Российскую Федерацию осуществлять комплекс социальных, политических, экономических, правовых, правоохранительных, организационных и иных мероприятий, направленных на противодействие этому негативному явлению.
С момента вступления в силу Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в России планомерно создавалась государственная система противодействия легализации преступных дохо-
дов, которая должна была соответствовать современным международным стандартам.
Исследование сущности и значения государственной системы противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов является важным для теории и практики борьбы с легализацией преступных доходов.
Термин «система» в научной и практической деятельности употребляется настолько часто, что создается иллюзия достаточной изученности этого явления. Между тем категория «государственная система» противодействия (борьбы) различным преступлениям до сих пор еще обстоятельно не изучена, не имеет четкого нормативного или доктринального определения и в научном обороте употребляется подчас как сама собой подразумевающаяся и не требующая каких-либо дополнительных разъяснений.
Корректное осмысление существую -щей государственной системы противодействия легализации преступных доходов позволит нам рассмотреть ее структуру и подструктуры, выявить системообразующие факторы, законы функционирования и развития, установить характер и мотивацию взаимодействия разнообразных элементов как между собой, так и с внешней средой.
В рамках настоящего исследования использование уже сложившихся в науке системных представлений выполнит описательную, объяснительную и эвристическую функции и будет способствовать разработке теоретической модели государственной системы противодействия, обладающей высокой степенью достоверности,
Кандидат юридических наук.
О) О
о
CJ
о о о
Q.
со
S
н о
0
1
о я с о т ф VO >s о
о ш
У S
2
0
1
о *
о
2 ф d
л <
S I
н
о ф
со
адекватной оперативной обстановке в области противодействия легализации преступных доходов. Полученные результаты могут явиться фундаментом для формулирования термина «государственная система противодействия легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенного преступным путем».
Все сказанное, лишний раз подтверждает необходимость проведения тщательного анализа рассматриваемой нами категории.
Понятие «система» (от греч. 5уя1ета — соединение, составленное из частей) является довольно широким. Так, различные отрасли научного знания оперируют такими понятиями, как «абстрактная система», «материальная система», «система неорганической природы», «живые системы», «социальные системы», «логические системы» и т.п., представляющими собой ни что иное, как определение типов систем, включающих в себя весьма обширное количество разных по качеству и содержанию предметов, явлений, процессов.
Понятие системы в различных научных дисциплинах используется различным образом и применяется для решения различных проблем. Эти различия обусловлены главным образом традицией и специфическими методами и задачами отдельных наук. Вместе с тем, имея различное содержание, все указанные дефиниции имеют одну методологическую основу, позволяющую из всего многообразия присущих им свойств выделить нечто особенное, ту совокупность элементов, которая будет указывать на тот или иной объект как систему. Следовательно, возможность определения государственной системы противодействия легализации преступных доходов лежит в плоскости установления и анализа элементов, свойственных ей как любой другой системе и одновременно отличающих ее от других типов и видов систем.
Таким образом, исследование термина «система» должно начинаться с его этимологии и рассмотрения существующих в науке определений.
Приведем ряд часто употребляемых дефиниций понятия «система»:
• множество элементов, находящихся в отношениях и связях между собой, которое образует определенную целостность, единство2;
• форму организации, нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей3;
• множество связанных между собой элементов, составляющих определенное целостное образование4;
• комплекс взаимодействующих элементов (также встречается: система есть отграниченное множество взаимодействующих элементов) 5;
• упорядоченное определенным образом множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство6. Таким образом, очевидно, что содержание данного понятия раскрывается через термины «элементы», «связи», «отношения», «целостность» 7.
Употребление термина «система» разными авторами и в разных науках существенно отличается друг от друга — и не только по приписываемым им значениям, но и, что более важно, по лежащим в их основе содержательным и формальным принципам: нередко в их использовании исходят из чрезвычайно широко понимаемого изменения характера исследуемых объектов (системные объекты); иногда под их употребление подводят философскую и общенаучную базу. При этом практически каждый исследователь системных проблем опирается на собственное понятие «система».
Однако даже поверхностный сравнительный анализ вышеприведенных дефиниций позволяет выделить в них один общий показатель — элемент.
Дать определение элементу сложно, в основном его рассматривают как неразложимый компонент системы, без которого она не существует8.
В то же время элементы системы могут быть объединены:
1) непосредственно в систему (простая система);
2) в составную часть системы — подсистему, которая наряду с другими подсистемами образует сложную систему. При этом, на наш взгляд, подсистема по отношению к системе выступает как элемент, а по отношению к составляющим ее элементам — как система. Понятие «подсистема» выработано для анализа сложноорганизован-ных, саморазвивающихся систем, когда между элементами и системой имеются промежуточные комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система.
Таким образом, система и элемент относительны и взаимосвязаны. По своей значимости для системы связи элементов
неодинаковы: одни малосущественны, другие существенны, закономерны. Совокупность устойчивых отношений и связей между элементами называют структурой системы.
По мнению отдельных исследователей, любую относительно обособленную совокупность объектов необходимо рассматривать как систему: «любой объект есть объект-система и любой объект-система принадлежит хотя бы одной системе объектов одного и того же рода» 9.
В ходе настоящего исследования представляется целесообразным учитывать ряд фундаментальных свойств системы, таких, как: взаимосвязь и взаимообусловленность ее элементов; обособленность от других систем; наличие ин-тегративных качеств (эффект системы возникает благодаря единству элементов, но не равен сумме их свойств в разрозненном состоянии); наличие противоречивого взаимодействия между взаимосвязанными частями.
Организация противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов подразумевает наличие относительно устойчивой структуры, в которую входят субъекты противодействия, связи между ними, способы и формы осуществления связей, а также ряд других элементов — то есть системы.
Государственная система противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов — это совокупность подсистем и элементов, основное назначение которых состоит в правовом, организационном и тактическом обеспечении противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и минимизации негативных последствий указанного противоправного деяния (далее по тексту будем условно называть ее система «Противодействие»).
Проведенные нами исследования позволили установить наличие в рассматриваемой системе множество различных по форме и содержанию элементов, которые мы попытались сгруппировать в подсистемы, учитывая определенное сходство, наличие общих признаков. По нашему мнению, система «Противодействие» включает следующие основные подсистемы 10: 1. Подсистема «Субъекты противодействия», которая представляет собой совокупность государственных органов противодействия в широком смысле — органов законодательной, исполнительной и судебной власти, наделен-
ных общей либо специальной компетенцией в сфере противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов. Сразу хотелось бы сделать оговорку, что правоохранительные органы, являясь органами исполнительной власти, образуют внутри подсистемы «Субъекты противодействия» специфический блок, чей основной признак — активность противодействия.
2. Подсистема «Право», представленная совокупностью нормативно-правовых актов и отдельных правовых норм, обеспечивающих и регулирующих противодействие легализации (отмыванию) преступных доходов.
3. Подсистема «Деятельность» представляет собой совокупность видов деятельности (оперативно-розыскной, уголовно-процессуальной, административно-процессуальной, профилактической, контрольной, надзорной, исполнительной, правотворческой, ревизионной и др.), которые осуществляются субъектами противодействия легализации преступных доходов.
4. Подсистема «Меры противодействия», которая представляет собой совокупность правовых, экономических, социальных мер противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов. При этом мы не ограничиваем внутреннюю структуру системы противодействия этими четырьмя подсистемами. Например, В.Ф. Щербаков в своих исследованиях относительно системы государственного противодействия преступности в сфере экономики пишет, что «эта система включает в себя: объекты противодействия, на которые направлена эта деятельность; ее основные уровни и формы; меры противодействия, включающие, нормативно-правовое регулирование общественных отношений, профилактическую работу и деятельность по выявлению и раскрытию преступлений в сфере экономики и субъектов, осуществляющих эту работу» 11. Таким образом, он включает в систему противодействия «объект», при этом, считая общим объектом противодействия преступности в сфере экономики «причины и условия преступлений, то есть криминогенные социальные явления экономического, социального, психологического и иного характера, обусловливающие состояние и динамику преступности, а также негативные процессы в микросреде, и саму личность преступника, понимаемую как социальный про-
•
о> о о
сч •
о о о о.
с[ со
I-
О
0
1
о я с о т ф ю
О *
О ф
У
2
0
1
о *
о
2
ф
■а
я <
I I-
О ф
со
О) О
о
CJ
о о о
Q.
со
S
н о
0
1
о я с о т ф VO >s о
о ф
У S
2
0
1
о *
о
2 ф d
л <
S I
н
о ф
со
цесс формирования ее криминогенно значимых свойств и качеств» 12.
Несомненно, такая позиция не менее интересна, однако, сообразуясь с вышеприведенным определением государственной системы противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов, такая подсистема (элемент) как, например, «Объект противодействия» не может занять в ней достойное место по следующим причинам. Рассматриваемая нами совокупность подсистем и элементов имеет своим назначением обеспечение борьбы с легализацией (отмыванием) преступных доходов и минимизации негативных последствий указанного противоправного деяния, то есть государственная система противодействия целенаправленно создается государством. Сказать такое в отношении объекта противодействия было бы неэтичным. В то же время ограничивать какое-либо явление или процесс рамками собственной дефиниции бессмысленно — как правило, каждый исследователь может выделить новые элементы и подсистемы — материя безгранична13.
Кроме того, необходимо отметить, что некоторые исследователи придерживаются мнения, что система противодействия легализации преступных доходов ограничивается лишь разнообразными мерами, осуществляемыми различными государственными органами в целях борьбы с рассматриваемым видом преступлений. Так, В.М. Егоршин в своем диссертационном исследовании на соискание ученой степени доктора юридических наук пишет: «Представляется, что сбалансированная система противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, должна включать:
• во-первых, меры уголовной ответственности за легализацию незаконных денежных средств и имущества. Эта группа нормативных положений является единственной, которая представлена в отечественном законодательстве, так как ст. 174 действующего уголовного закона предусматривает ответственность непосредственно и исключительно за само отмывание денег;
• во-вторых, меры уголовной ответственности за деяния, сопутствующие или существенно облегчающие легализацию незаконных денежных средств или имущества;
• в-третьих, меры административной и дисциплинарной ответственности за
деяния, сопутствующие или существенно облегчающие легализацию незаконных денежных средств и имущества;
• в-четвертых, меры превентивного характера, направленные на создание режима невозможности отмывания незаконных денежных средств и имущества, прежде всего в области финансовой деятельности;
• в-пятых, оперативно-пресекательные, а также следственные меры, имеющие своей целью создание условий для своевременного и быстрого раскрытия и пресечения легализацион-ной деятельности;
• в-шестых, меры пенитенциарного и постпенитенциарного характера, задача которых должна состоять в ограничении возможностей повторного совершения легализационных преступлений» 14.
Далее мы рассмотрим подробнее предлагаемую нами структуру государственной системы противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и приведем аргументы в пользу подобной структуризации.
Ранее было указано, что одним из структурных элементов государственной системы противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов является подсистема «Субъекты противодействия». Следует сделать оговорку, что, используя термин «субъекты противодействия», мы подразумеваем субъекты государственной системы противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов, так как понятие субъекта противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов является более широким (в свою очередь, по отношению к последнему более общим является понятие субъекта противодействия преступности). Обычно, давая определение субъекта противодействия, исходят из общего понятия субъекта какой-либо деятельности. Субъект — это носитель функциональных прав и обязанностей, реализующий определенный круг задач по достижению конечной цели и обладающий определенной компетенцией по участию в такой деятельности15.
Таким образом, под субъектами противодействия в широком смысле понимаются органы, учреждения, организации, предприятия, а также должностные лица (служащие) и отдельные граждане, на которых законом возложены задачи и функ-
ции по выявлению, устранению, ослаблению, нейтрализации причин и условий, способствующих существованию и распространению преступности в целом, ее отдельных видов и конкретных преступлений, а равно удержанию от перехода на преступный путь и ресоциализации лиц, склонных к совершению преступлений (рецидиву) 16. Следовательно, мы можем предположить, что в общую категорию входят, например, научные учреждения, разрабатывающие теоретические аспекты, доктринальные положения, научную концепцию противодействия. Кроме того, вполне оправданно рассмотрение в качестве общего субъекта противодействия гражданина или организации, которые вправе сообщить уполномоченным органам о преступлении, связанном с легализацией преступных доходов, и даже предпринять допустимые меры по сохранению доказательств преступления.
В отличие от вышеприведенного определения, субъекты государственной системы противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов обладают рядом признаков, позволяющих отграничить их от любых других субъектов противодействия легализации преступных доходов и от субъектов противодействия преступности в целом:
1) специальный статус государственного органа власти;
2) специальное законодательство, уполномочивающее данных субъектов на осуществление деятельности по противодействию;
3) наличие задач и функций в сфере разработки и (или) осуществления мер по противодействию легализации преступных доходов;
4) наличие соответствующих прав, обязанностей и ответственности при осуществлении указанной деятельности;
5) устойчивые правовые связи — основания взаимодействия в процессе противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов;
6) наличие органа, осуществляющего координацию в государственной системе противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов17. Если рассматривать субъекта противодействия как звено системы, организационно выделенное, имеющее определенный круг задач по достижению общих целей, а также как носителя функциональных прав и обязанностей, обладающего определенной компетенцией по
участию в такой деятельности, то, по нашему мнению, подсистема «Субъекты противодействия» объединяет ряд следующих элементов18: государственные тельной власти;
1) 2)
3)
4)
органы законода-
органы исполни-
органы судебной
государственные тельной власти; государственные власти;
иные государственные органы.
Государство осуществляет свою многоплановую деятельность посредством государственных органов, каждый из которых представляет собой относительно самостоятельное, структурно обособленное звено государственного аппарата, наделенное соответствующей компетенцией и опирающееся в процессе реализации своих полномочий на организационную, материальную и принудительную силу государства. В соответствии со ст. 10 Конституции Российской Федерации государственные органы являются носителями законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Государственные органы составляют государственный аппарат, имеющий свою структуру, под которой понимается его внутреннее строение, порядок расположения составляющих его звеньев, их расположение. Сложившийся государственный аппарат представляет собой единую целостную (общую) систему. Она, в свою очередь, состоит из ряда частных систем. Каждая такая система включает однородные по своим функциям, внутреннему строению, непосредственным целям, видам выполняемой деятельности государственные органы.
К государственным органам законодательной власти как субъектам противодействия относятся: Федеральное собрание РФ — Парламент Российской Федерации, который состоит из двух палат: верхняя палата — Совет Федерации и нижняя — Государственная дума19. Основным назначением органов законодательной власти (представительных органов) является законодательная деятельность. Государственная дума принимает законы, образует комитеты и комиссии (п. 3 ст. 101 Конституции Российской Федерации), которые разрабатывают и обсуждают законопроекты и проекты иных актов палаты или Федерального собрания РФ. Аналогично — в субъектах Российской Федерации действует система органов законодательной (представительной) власти.
•
о> о о
сч •
о о о о.
с[ со
I-
О
0
1
о я с о т ф ю
О *
О ф
У
2
0
1
о *
о
2
ф
■а
я <
I I-
О ф
со
О) О
о
CJ
о о о
Q.
со
S
н о
0
1
о я с о т ф VO >s о
о ф
У S
2
0
1
о *
о
2 ф d
л <
S I
н
о ф
со
Основные законы, направленные на противодействие легализации преступных доходов (выявление, пресечение и предупреждение легализации, привлечение лиц к административной и уголовной ответственности и т.п.) приняты первым звеном подсистемы «Субъекты противодействия» — государственными органами законодательной власти.
К государственным органам исполнительной власти как субъектам противодействия относятся: федеральные органы исполнительной власти (далее — ФОИВ), распространяющие свою деятельность на всю территорию России (Правительство Российской Федерации, федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства) 20; органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (правительства республик и других субъектов Российской Федерации, администрации субъектов и т.д.).
Органы исполнительной власти выступают как непосредственные исполнители требований, содержащихся в актах органов законодательной власти и вышестоящих органов исполнительной власти. Они принимают меры и обеспечивают путем издания собственных актов выполнение подчиненными им органами и организациями данных требований. Правовой статус органа исполнительной власти определяется также его конкретным назначением, местом и ролью в системе управления. Все органы исполнительной власти обладают правосубъектностью. Особенностями правового положения органов исполнительной власти являются: подзаконный характер деятельности; право издавать подзаконные юридические акты, в том числе нормативного характера; подотчетность и подконтрольность нижестоящих органов вышестоящим, обязательность распоряжений вышестоящих органов для нижестоящих; оперативная самостоятельность органов в пределах компетенции.
Компетенция органа исполнительной власти, определяемая законодательным или иным нормативным актом, включает: задачи органа, его функции, то есть направления деятельности, обязанности и права, ответственность, формы и методы деятельности и структуру органа.
К ФОИВ общей компетенции относится Правительство Российской Федерации. Оно является высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти и возглавляет си-
стему исполнительных органов. К ФОИВ отраслевой компетенции относятся федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.
Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы, противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма21.
Федеральная служба по финансовому мониторингу (далее -Росфинмонито-ринг) является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Росфинмониторинг осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы — межрегиональные управления Федеральной службы по финансовому мониторингу, расположенные в 7-ми федеральных округах. Межрегиональные управления играют существенную роль в деятельности Федеральной службы по финансовому мониторингу, на них возложены многие практические задачи, в том числе в сфере координации и взаимодействия на местах по вопросам противодействия легализации преступных доходов.
Росфинмониторинг не координирует деятельность правоохранительных органов в части проведения следственных мероприятий, но она разрабатывает стратегию координационного межведомственного плана всех министерств и ведомств, которые участвуют в реализации выпол-
нения Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». По сути, Росфинмониторинг — это аналитический орган, занимающийся сбором, обработкой и анализом информации о движении денежных средств, относящихся к определенному виду операций. Эта информация анализируется, а далее, если имеются подозрения на то, что эти деньги связаны с отмыванием и легализацией, соответствующая информация передается в правоохранительные органы.
Среди федеральных органов исполнительной власти следует выделить статусную подсистему правоохранительных органов, уполномоченных осуществлять в пределах своей компетенции функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.
Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в том числе в сфере миграции22. Среди основных задач МВД России — организация предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений, а также предупреждения и пресечения административных правонарушений, в том числе, связанных с легализацией (отмыванием) преступных доходов.
Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту.
Федеральная служба безопасности (ФСБ России) — единая централизованная система органов федеральной службы безопасности, осуществляющая решение в пределах своих полномочий задач по обеспечению безопасности Российской Федерации. Руководство деятельностью ФСБ России осуществляется Президентом Российской Федерации.
Федеральная таможенная служба (ФТС России) — федеральный орган ис-
полнительной власти, осуществляющий в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями (подчиняется Правительству РФ). Главное назначение ФТС России — защита экономической безопасности России.
Помимо перечисленных, в системе противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов участвуют и другие государственные органы, реализующие функции правоохраны, правоприменения и контроля.
Другим структурным элементом государственной системы противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов является подсистема «Право», представленная совокупностью нормативно-правовых актов и отдельных норм, которые прямо или опосредованно обеспечивают и регулируют противодействие легализации (отмыванию) преступных доходов. Здесь полагаем целесообразным сделать оговорку о том, что нами не преследуется цель проведения глубокого сущностного (содержательного) анализа нормативно-правового обеспечения государственной системы противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов — этому вопросу посвящены исследования по специальности 12.00.08 и ряд других трудов23.
Наша задача состоит в том, чтобы описать элементы подсистем, входящих в государственную систему противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов, и отграничить их друг от друга, а впоследствии установить связи между ними и выявить специфику взаимодействия.
Однако одним из наиболее важных направлений правовой регламентации противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов является создание и принятие федерального закона, регламентирующего деятельность государственной системы противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов. Названный нормативно-правовой акт, прежде всего, на наш взгляд, будет способствовать разрешению проблем компетенции и взаимодействия субъектов государственной системы противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов.
О)
о о
сч •
о о о о.
с[ со
I-
О
0
1
о я с о т ф ю
О *
О ф
У
2
0
1
о *
о
2
ф
■а
я <
I I-
О ф
со
О) О
о
CJ
о о о
Q.
со
S
н о
0
1
о я с о т ф VO >s о
о ф
У S
2
0
1
о *
о
2 ф d
л <
S I
н
о ф
со
Еще одним структурным элементом государственной системы противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов является подсистема «Деятельность», в которую включаются виды деятельности, осуществляемые субъектами противодействия легализации, а именно:
1) правотворческая деятельность, которая связана с созданием и совершенствованием нормативно-правовой базы, прежде всего, законодательная, а также, в определенной степени, распорядительная;
2) правоприменительная деятельность, которая связана с реализацией нормативно-правовых актов, осуществлением регламентированных ими действий и мероприятий (оперативно-розыскная, уголовно-процессуальная, административная, профилактическая, контрольно-надзорная, ревизионная). Рассматриваемая подсистема интересна тем, что указанные виды деятельности могут осуществляться в разных комбинациях:
а) один субъект — один вид деятельности;
б) один субъект — два и более вида деятельности одновременно;
в) два субъекта и более — один вид деятельности;
г) два субъекта и более — два и более вида деятельности.
Подобные сочетания-комбинации видов деятельности требуют отдельного осмысления правовых, организационных и иных связей между ними.
И последним — из выделенных нами — структурным элементом государственной системы противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов является подсистема «Меры противодействия». Проведенные исследования позволяют отнести к данной подсистеме ряд элементов-мер:
1. Уголовно-правовые меры — по криминализации деятельности, связанной с легализацией (отмыванием) преступных доходов — эти меры составляют основу системы борьбы с данным общественно опасным явлением.
2. Оперативно-розыскные меры — по выявлению, раскрытию, предупреждению и пресечению преступлений, предусмотренных ст.ст.174 и 174.1 УК РФ, а также предикатных преступлений.
3. Административные меры: введение обязательных процедур внутреннего
контроля; запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации доходов, полученных преступным путем; иные меры, принимаемые в соответствии с федеральными законами.
4. Экономико-правовые меры — включение в бюджетное, налоговое, валютное, финансовое, банковское законодательство мер, создающих препятствия проникновению в экономику доходов, полученных преступным путем.
5. Иные меры, например, организационно-правовые — по созданию межведомственных комиссий по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, по проведению мониторинга потоков наличных средств и рациональной организации налично-денежного обращения; уголовно-процессуальные — по обеспечению применения соответствующих норм уголовного законодательства об ответственности за легализацию преступных доходов; гражданско-правовые — по восстановлению нарушенных прав и законных интересов граждан, организаций и государства; банковские — по идентификации клиентов кредитных и финансовых учреждений, исследованию подозрительных сделок и переводов (трансакций) денег, хранению относящихся к таким сделкам документов. Проведенное исследование позволяет
сформулировать следующее определение государственной системы противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов — это совокупность подсистем и элементов, основное назначение которых состоит в правовом, организационном и тактическом обеспечении борьбы с легализацией (отмыванием) преступных доходов и минимизации негативных последствий указанного противоправного деяния. По нашему мнению, указанная система включает ряд подсистем: • подсистема «Субъекты противодействия» — совокупность государственных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, наделенных общей либо специальной компетенцией в сфере противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов. Субъекты государственной системы противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов обладают рядом призна-
ков, позволяющих отграничить их от любых других субъектов противодействия легализации преступных доходов и от субъектов противодействия преступности в целом: специальный статус государственного органа власти; специальное законодательство, уполномочивающее данных субъектов на осуществление деятельности по противодействию; наличие задач и функций в сфере разработки и (или) осуществления мер по противодействию легализации преступных доходов; наличие соответствующих прав, обязанностей и ответственности при осуществлении указанной деятельности; устойчивые правовые связи — основания взаимодействия в процессе противодействия легализации; наличие органа, осуществляю -щего координацию в государственной системе противодействия легализации преступных доходов; подсистема «Право» — совокупность нормативно-правовых актов и отдельных правовых норм, обеспечивающих и регулирующих противодействие легализации (отмыванию) преступных доходов. В подсистему «Право» включаются нормы международного права и международные договоры, федеральные законы и подзаконные акты, которые прямо или опосредованно регулируют сферу противодействия легализации преступных доходов. В указанной подсистеме отсутствует специальный закон, интегрирующий меры противодействия легализации преступных доходов. Объединение в
одном законе норм различных отраслей законодательства, несомненно, породит проблемы правового регулирования и коллизии с отраслевыми законами. По нашему мнению, одним из наиболее важных направлений правовой регламентации противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов является создание и принятие федерального закона, регламентирующего деятельность государственной системы противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов. Названный нормативно-правовой акт, прежде всего, на наш взгляд, будет способствовать разрешению проблем компетенции и взаимодействия субъектов государственной системы противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов; подсистема «Деятельность» — совокупность правотворческой и правоприменительной видов деятельности, осуществляемых субъектами системы противодействия легализации преступных доходов. Виды правоприменительной деятельности: оперативно-розыскная, уголовно-процессуальная, административная, профилактическая, контрольно-надзорная, ревизионная;
подсистема «Меры противодействия» — совокупность мер противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов. В данную подсистему включаются уголовно-правовые, оперативно-розыскные, административные, экономико-правовые, уголовно-процес-суальные, гражданско-правовые и др.
Литература и примечания
1. См. ст. 4 Концепции национальной стратегии противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденной Президентом Российской Федерации от 11 июня 2005 года № Пр-984.
2. Философский словарь / под ред. М.М. Розенталя. М.: Политиздат, 1972. С. 365.
3. Ожегов С.И. Словарь русского языка / под ред. Ю.Н. Шведовой. М., 1990. С.717.
4. Новый иллюстрированный энциклопедический словарь. М., 2001. С.660.
5. Аверьянов А.Н. Системное познание мира. М., 1985. С.43.
6. Садовский В.Н. Основания общей теории систем. М., 1974. С.77—106.
7. Вицин С.Е. Системный подход и преступность. М.: Академия МВД СССР. С.12.
8. Элемент (лат. екшепШш — первоначальное вещество) — понятие, означающее первичные частицы материи, из которых складывается все многообразие предметов окружающего мира. См.: Философский словарь / под ред. М.М. Розенталя. М.: Политиздат, 1972. С.743.
9. Урманцев Ю.А. Эволюционика или общая теория развития систем природы, общества, и мышления // Вопросы философии, 1995. С.17.
10. Считаем целесообразным использовать условные наименования подсистем для простоты изложения и удобства восприятия (Прим. автора — О.З.).
11. Щербаков В.Ф. Реализация государственной политики противодействия преступности в сфере экономики подразделениями экономической безопасности органов внутренних дел МВД России (теоретико-прикладной анализ): дис. ... д-ра юр.наук. М.: ВНИИ МВД России, 2006. С.134.
12. Щербаков В.Ф. Цит. работа. С.134-135.
13. О материи и ее свойствах см. подробнее: Философия. М., 1978. С. 425
14. Егоршин В.М. Экономическая преступность и безопасность современной России (Теоретико-криминологический анализ): дис. ... д-ра юр. наук. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2000. С.359—360.
•
О) О
о
сч •
о о о о.
с[ со
I-
О
0
1
о я с о т ф ю
О *
О ф
У
2
0
1
о *
о
2
ф
■а
я <
I I-
О ф
со
15. Долгова А.И., Коробейников В.В., Кудрявцев В.Н., Панкратов В.В. Понятия советской криминологии. — М.: ВИИП и ПП, 1985. С.83-84.
16. Криминология: учебник / под ред. проф. Н.Ф. Кузнецовой, проф. Г.М. Миньковского. М.: Изд-во БЕК, 1998. С.195.
17. Координатором в системе противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов является Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг). См.: Положение о Федеральной службе по финансовому мониторингу, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2004 г. № 307.
18. В работе рассматривается государственная система противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов, в которую мы не включаем органы местного самоуправления — их место в этой системе является спорным для теории и практики (Прим. автора).
19. Конституция Российской Федерации // Российская газета. 1993. 25 декабря. № 237.
20. Указ Президента Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».
21. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации».
22. Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утв. Указом Президента Российской Федерации от 19.07.2004 г. (в ред. от 21.03.2007 г.).
23. См., например, дис. ... канд. юр. наук: Лавров В.В. Уголовная ответственность за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем: дис. ... канд. юр. наук. — Н. Новгород, 2000; Рыбаков Д.В. Легализация денежных средств или иного имущества в российском уголовном праве: дис. ... канд. юр. наук. М., 2002; Илько Ю.Д. Противодействие легализации доходов, полученных преступным путем: криминологический и уголовно-правовой аспекты: дис. ... канд. юр. наук. Омск, 2003.
Классификация основных способов
нелегального вывоза капитала из России
Купрещенко Н.П. Лапина С.Б.
In the article classification of methods of illegal capital exports is examined from Russia, foundation for which is a sign accordance to the legislation. Complication ofprevention of law enforcement and supervisory authorities employees is analysed each of the selected methods.
Активное участие России на современном этапе в международных экономических отношениях влечет за собой возникновение новых угроз экономической безопасности страны, одной из которых является нелегальный вывоз (бегство) капитала за границу. Он предполагает перемещение капитала, осуществляемое частным сектором посредством применения незаконных способов. Опасность данного явления обусловлена масштабами нелегального вывоза, которые с 2004 г. по 2008 г. достигли 200 млрд долл. 1
В целях предотвращения и своевременного пресечения нелегального вывоза капитала из России необходимо изучить способы совершения этого противоправного деяния. Изучив существующие классификации данного вида преступлений ряда авторов2, следует выделить группировку, предложенную А.Д. Дзадзамия в диссертационном исследовании, посвя-
щенном проблеме выявления механизмов бегства капитала из России и его последствий, поскольку она является наиболее полной (отметим, что вместо термина «способ» он использует понятие «канал») 3:
• внешнеторговый канал;
• канал капитальных операций;
• канал фиктивных сделок;
• офшорный канал;
• канал операций с ценными бумагами;
• канал вывоза наличной валюты и другие каналы.
Однако представленная группировка не отражает степень опасности, причиняемой экономической системе страны, возникшую в связи с использованием лицами того или иного способа нелегального вывоза капитала. Данный недостаток устраняется в классификации, предложенной Н.А. Лопашенко4, в которой рассматриваются способы бегства капитала с точки зрения их соответствия российскому законодательству:
Начальник кафедры экономики и экономической безопасности АЭБ МВД России, доктор экономических наук, профессор.
Преподаватель кафедры экономики и экономической безопасности АЭБ МВД России.