Научная статья на тему 'Взаимодействие ЕC с другими международными акторами в Африке на современном этапе (на примере Китая и Индии)'

Взаимодействие ЕC с другими международными акторами в Африке на современном этапе (на примере Китая и Индии) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Европейский Союз / Африка / Китай / Индия / восходящие экономики / партнерство «по треугольнику» / European Union / Africa / China / India / emerging economies / trilateral partnership

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кулькова Ольга Сергеевна

В статье рассматриваются различные аспекты политико-экономического взаимодействия Европейского союза (ЕС) с Китаем и Индией на Африканском континенте. Восходящие экономики являются конкурентами европейских стран в Африке. Вместе с тем, Китай и Индия – стратегические партнеры ЕС. Сами африканские государства стремятся осуществлять многовекторную внешнюю политику. Это свидетельствует о необходимости налаживания сотрудничества ЕС с Китаем и Индией на Черном континенте. Данная тема является малоизученной в российской африканистике. Статья вносит вклад в сопоставление различных моделей взаимодействия внешних акторов со странами Африки, дает оценку перспективам сотрудничества ЕС с Китаем и Индией в Африке с участием африканских партнеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The European Union’s Interaction With Other International Actors in Africa at the Present Stage (Case Studies of China and India)

The article is one of the first in the African Studies in Russia, which aim is to analyze the possibilities of cooperation between the European Union and China and India in their African policies at the present stage. The article also explores the prospects and problems for the triangular cooperation between the EU, China/India and various African states. The research shows that for some regions of Africa the EU is not already the first major trade partner – now China occupies this place. India is also a significant partner for the continent. As a range of African countries showed high levels of economic performance during the last decade, their dependence from the EU development assistance diminished. This tendency forces the EU to reconsider its mechanisms of interaction with these African countries on the new basis. European researchers used to view China (and less – India) as competitors for the EU on the African continent, but in recent years, a new trend appeared – to learn from the Chinese and Indian experience in Africa and to search for the areas where there might be a prospect for collaboration, dialogue, joint projects. The author gives real examples of this growing trend. The EU now sees China as a partner and a responsible actor in order to promote the development of African countries and strengthen their security. The development of trilateral relations between the EU, China/India and Africa is a bright example of the new European strategy aimed at the interaction with the emerging economies. The article uses comparative method of research – it compares African policies of the EU, China and India by the major indicators (level of trade and investments with Africa, areas of cooperation, big projects etc.). The author also applies qualitative methods of analysis. Author shows that European policy towards Africa becomes more pragmatic and business-oriented. In this direction, there are many spheres in which European, Chinese and Indian private sector could cooperate in Africa. There are already first examples of such cooperation. However, the EU also pursues – with ambivalent results – the high-level political dialogue with China and India on the issues related to Africa. Author concludes that EU as a traditional actor of international politics responds to changes in the global balance of power by building new strategic relations on the African continent with the emerging powers – both China and India and “African lions”.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие ЕC с другими международными акторами в Африке на современном этапе (на примере Китая и Индии)»

МЕЖДУНАРОДНАЯ ПОЛИТИКА

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЕС С ДРУГИМИ МЕЖДУНАРОДНЫМИ АКТОРАМИ В АФРИКЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ (НА ПРИМЕРЕ КИТАЯ И ИНДИИ)

© 2019 О.С. Кулькова

КУЛЬКОВА Ольга Сергеевна, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Институт Африки РАН. Российская Федерация, 123001, Москва, ул. Спиридоновка, 30/1, e-mail: kulkova-olga@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматриваются различные аспекты политико-экономического взаимодействия Европейского союза (ЕС) с Китаем и Индией на Африканском континенте. Восходящие экономики являются конкурентами европейских стран в Африке. Вместе с тем, Китай и Индия - стратегические партнеры ЕС. Сами африканские государства стремятся осуществлять многовекторную внешнюю политику. Это свидетельствует о необходимости налаживания сотрудничества ЕС с Китаем и Индией на Черном континенте. Данная тема является малоизученной в российской африканистике. Статья вносит вклад в сопоставление различных моделей взаимодействия внешних акторов со странами Африки, дает оценку перспективам сотрудничества ЕС с Китаем и Индией в Африке с участием африканских партнеров.

Ключевые слова: Европейский Союз, Африка, Китай, Индия, восходящие экономики, партнерство «по треугольнику»

DOI: 10.31132/2412-5717-2019-48-3-64-73

В последнее время руководство Евросоюза обеспокоено тем, что страны Африки всё активнее развивают политические, торгово-экономические и культурные связи с т.н. «новыми» акторами, прежде всего, восходящими экономиками - Китаем, Индией, Японией, Бразилией, Россией, Турцией. «Новая борьба за ресурсы Африки», растущее взаимодействие Китая и других возникающих держав с африканскими странами, рост цен на сырьевые товары - всё это дало африканским правительствам больше возможностей для реализации собственной внутри- и внешнеполитической повестки.

Для отдельных регионов Африки ЕС уже не всегда является первым по величине торговым партнером. На это место приходит Китай. Активно развивает свои отношения со странами Африки и Индия.

Таблица 1

Объем торговли Африки с различными международными акторами, за 2015 г.

Актор Объем торговли

ЕС 305

Китай 188

США 53

Великобритания 36

Источник: Еврокомиссия, МеЮтеу, Министерство международного развития Великобритании.

По данным Всемирного банка, целый ряд государств Африки - 24 страны к 2015 г. -достиг среднего уровня дохода. Такая тенденция уменьшила степень зависимости этих государств от европейской помощи, используемой как рычаг воздействия со стороны ЕС. В силу этого для отдельных европейских стран и ЕС как коллективного донора насущным стал вопрос пересмотра механизмов взаимодействия с теми африканскими странами, для которых помощь больше не играет заметной роли [1, с. 4-5].

Вместе с тем, вне Африканского континента Китай и Индия, например, являются для ЕС приоритетными торговыми партнерами, имеющими статус стратегических.

Как отмечает генеральный директор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов, «представление о современном мире как неизбежном противостоянии "совокупного Запада" и "совокупного не-Запада" не соответствует реальности» [2]. Сейчас Китай очень заинтересован в сотрудничестве с ЕС, равно как и ЕС с Китаем. Активно готовится проведение двух очередных многосторонних саммитов 2019 г. - с ЕС в целом и в формате «16+1» (саммит Китая и шестнадцати стран Центральной Европы и Балканского полуострова).

Это означает, что не в интересах ЕС вступать в открытое соперничество с Китаем, Индией и другими «новыми акторами» на Африканском континенте. Необходимо искать пути возможного сотрудничества с ними в Африке. Это сотрудничество также может носить конфигурацию «треугольника»: ЕС - Китай/Индия/другой «новый актор» -африканская страна.

Важными сферами поиска точек соприкосновения между ЕС и Китаем являются торгово-инвестиционное сотрудничество, сотрудничество в области высоких технологий, совместные действия в области изменений климата, как было обозначено еще в Глобальной стратегии ЕС в сфере внешней политики и политики безопасности, принятой в 2016 г [3, с. 38]. Евросоюз также стремится к заключению масштабных соглашений о свободной торговле с Японией, Индией, а также с АСЕАН [3, с. 38].

Итак, рассмотрим некоторые новые тренды взаимодействия ЕС и «восходящих стран» на Африканском континенте.

Китай

Евросоюз на настоящем этапе серьезно обеспокоен уровнем влияния Китая в Африке. В то же время, отдельные европейские эксперты указывают, что «увеличение присутствия Китая в Африке представляло собой довольно постепенный процесс, даже если он и разворачивался достаточно быстро на некоторых этапах. Восхождение Китая в Африке осуществлялось по мере роста его ВВП, объемов торговли и иностранных инвестиций, а не являлось продуманной стратегией уменьшения влияния Запада. Вместе с тем, укрепление позиций Китая в Африке заставило ЕС активно пересматривать свои отношения с обоими партнерами» [4, с. 443].

Однако раньше европейские эксперты и отчасти политики более открыто указывали на то, что Китай вредит интересам ЕС в Африке тем, что он - в отличие от ЕС -предлагает своим африканским партнерам иную модель содействия развитию, не увязанную с соблюдением каких-либо политических условий.

В последние годы, хотя завуалированная критика политики Китая в Африке сохраняется, идет поиск новых способов оценки этой политики и путей возможного сближения позиций.

Европейские исследователи отмечают, что роль Китая в Африке за последние годы претерпела значительную эволюцию и больше не ориентирована исключительно на извлечение природных ресурсов континента. Китай диверсифицирует сферы приложения своих инвестиций и во все большей мере начинает играть роль партнера в сфере безопасности, активно участвуя в миротворческих миссиях под эгидой Организации Объединенных Наций в Африке. Также европейские эксперты указывают, что отношение к Китаю в Африке лучше, чем в любом другом регионе, согласно данным социологических опросов (таким, например, как 2015 Pew Global Attitudes survey) [5].

Стиль ведения дел китайскими бизнесменами на континенте также изменился. Исследование McKinsey от 2017 г. показало, что сейчас в Африке оперирует около 10 000 китайских фирм, треть которых занята производством. Причем это исследование также выявило, что китайские инвестиции в Африке все в большей степени способствуют созданию рабочих мест, развитию навыков и передаче новых технологий, то есть тому, что раньше было принято увязывать исключительно с западной деловой практикой [6].

Китай уже не рассматривается однозначно как угроза европейской модели содействия развитию. Так, исследователи Свен Гримм и Кристин Хакенеш в своей статье «Китай в Африке: каковы вызовы для реформирующейся политики ЕС в сфере содействия развитию? Иллюстрации страновых кейсов» (2017) [1] утверждали, что хотя та линия на содействие развитию, которую осуществляет Китай в Африке, и создает некоторые проблемы для политики содействия развитию, проводимой ЕС, однако сложность этих проблем значительно различается от страны к стране. Ими были проанализированы три страновых кейса, продемонстрировавших, что рост взаимодействия Китая с отдельными африканскими странами никоим образом не способен вызвать коллапс коллективных действий и устремлений ЕС на континенте. Для этого, по их мнению, уровень политического влияния Китая на африканские страны еще недостаточно высок - он сопоставим с европейским лишь в отдельных государствах, таких, как Эфиопия или Ангола [1].

Сейчас руководство Евросоюза стремится привлекать Китай в качестве «партнера», или «ответственного участника» в содействии развитию и укреплению безопасности Африки.

Китайские эксперты, со своей стороны, указывают, что западные страны, осуществлявшие военное вмешательство в Африке, должны нести ответственность за конфликты в Африке. Они полагают, что практика таких интервенций со стороны ЕС должна быть прекращена, поскольку является нарушением суверенитета африканских стран. Критически относятся они и к стремлению ЕС продвигать в Африке европейские ценности и экономические системы как единственно верные, поскольку «не существует единой универсальной модели экономического развития, и каждая страна должна выбирать свой путь развития в соответствии со своими национальными условиями. Кроме того, сама модель развития Европы сталкивается с проблемами» [7]. Китайцы приглашают страны ЕС ближе познакомиться с опытом Китая в Африке. По сути, указывают они, в свое время Евросоюз получил выгоду от демографических дивидендов Китая, разместив ряд производств в его быстро растущей экономике, а Китай теперь делает подобное в странах Африки.

Вместе с тем, китайские исследователи признают, что ЕС более открыт в плане обмена высокими технологиями с Китаем, нежели США, а также что Евросоюз немало инвестировал в многочисленные проекты по наращиванию потенциала в Китае, что еще больше укрепило партнерские отношения.

Именно на этом направлении возможно сопряжение усилий Китая и ЕС в Африке. С точки зрения китайских экспертов, Евросоюз мог бы, помимо предоставления капитала и технологий, обучать африканцев искусству профессионального менеджмента для ускорения экономического развития. «В свое время ЕС объединил свои усилия с Китаем для создания Школы управления в Шанхае в 1990-х годах, и точно также он может сейчас работать с Китаем, чтобы помочь африканцам реализовать свой потенциал» [7].

Следует отметить, что ЕС (и Запад в целом) часто критикует практику Китая по предоставлению коммерческих кредитов африканским правительствам, поскольку они способствуют сильному росту задолженности последних.

Однако сейчас европейские эксперты считают вполне возможным переход Китая от предоставления исключительно коммерческих кредитов африканским странам к блен-дингу - модели смешанного финансирования, основанной на западных и китайских источниках финансирования, для реализации столь необходимых инфраструктурных проектов Африки [6]. Также, по их мнению, Африка выиграет, если Китай будет более активно открывать тендеры для международной конкуренции, а не привязывать коммерческие кредиты к исключительному использованию китайских компаний и материалов на условиях, которые часто бывают непрозрачными. Переход Китая к грантовому финансированию, даже по льготным ставкам, в отличие от коммерческих кредитов, также будет в интересах Африки.

Развитие трехсторонних отношений между ЕС, Китаем и Африкой является ярким примером нового тренда на взаимодействие с восходящими державами. Хотя в научном сообществе пока не уделялось особого внимания трехсторонним отношениям по линии ЕС-Китай-Африка или ЕС-Африка-другая «восходящая экономика», тем не менее первые работы на эту тему уже появляются [8, с. 3].

Европейские эксперты начали предметно изучать возможности кооперации ЕС с «восходящими экономиками» в Африке по конкретным проблемам и направлениям. Хорошим примером на этом деле является возможный трехсторонний диалог ЕС-Китай-Габон по вопросам экологических вызовов при добыче древесины в Габоне [9].

Известно, что Еврокомиссия в 2003 г. выдвинула Инициативу правоприменения в лесном секторе, управления им и торговли древесиной (FLEGT, Forest Law Enforcement, Governance and Trade) с целью пресечения незаконной вырубки лесов и укрепления легальной торговли древесиной. При этом Еврокомиссия четко указала, что управление лесными ресурсами является перспективной областью трехстороннего сотрудничества между ЕС, Китаем и африканскими странами. Так, Габон является ведущим экспортером древесины в Африке, и за последние два десятилетия направление его экспорта очень сильно сместилось от Европы к Азии - особенно много древесины закупает Китай.

Вместе с тем, осенью 2018 г. президент Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер выдвинул новый план укрепления африкано-европейских отношений на фоне продвижения Китая на континенте. Он призвал перестать рассматривать эти отношения через призму содействия развитию. По сути, его новое видение близко китайскому подходу к Африке -в нем особое внимание было уделено развитию торговли и партнерских отношений с африканскими правительствами, а не урегулированию конфликтов и благотворительности. В частности, новый план предлагал:

• содействие африканским студентам в обучении в европейских университетах;

• улучшение делового климата в Африке, увеличение финансовой поддержки;

• предоставление грантов на общую сумму $46 млрд в течение семи лет, начиная с 2021 г. [10]

Индия

Индия - еще один стратегический партнер ЕС и вместе с тем активный игрок на Черном континенте. Евросоюз приветствует ее вклад в обеспечение мира и развития в Африке, включая ее участие в миссиях ООН по поддержанию мира. ЕС и Индия выразили стремление к расширению консультаций и сотрудничества в отношении Африки в целях оптимизации возможного синергизма между их соответствующими инициативами. Индия участвовала в качестве наблюдателя в саммите ЕС-Африканский союз в ноябре 2017 г. [11]

Следует отметить, однако, что доля ЕС в торговле Индии сократилась на 50% по сравнению с концом 1990-х годов - с 26% в 1997 г. до 13,1% в 2014 г. [12, р.2]. На двустороннем уровне ни одно из государств-членов ЕС не входит в пятерку крупнейших торговых партнеров Индии, поскольку страна диверсифицировала свою торговлю, найдя новые рынки в лице государств Персидского залива, Японии, Китая и во многом -стран Африки. Влияние Евросоюза на Индию в торговом плане снизилось, как следствие уменьшается и его возможность влиять на стратегический выбор страны, что относится и к ее африканской политике.

Более того, индийское руководство в последние годы достаточно критично воспринимало политику объединенной Европы. В Индии, в частности, скептически оценили вмешательство европейских стран в ситуацию в Ливии в 2011 г. и их позицию в конфликте в Сирии. Индия не поддержала Запад в его осуждении присоединения Крыма к России в 2014 г. Всё это не способствовало углублению взаимопонимания между Индией и ЕС [12, с. 2], в том числе и по поводу путей разрешения африканских проблем.

При премьер-министре Н. Моди индийская политика в отношении Африки значительно активизировалась. Экономический рост Индии также требует опоры на ресурсы, которые может предоставить Африка - нефть, минеральное сырье, металлы, продукты питания и т. д.

Из-за быстро растущих потребностей Индии в энергии нефть является основной статьей индийского импорта из Африки, главным образом из Нигерии. Также велик импорт золота и алмазов (в основном из Южной Африки). Таким образом, природные ресурсы составляют большую часть всего объема торговли Индии с Африкой. Интересно, что на первых местах индийского экспорта в Африку - дизельное топливо и нефтепродукты, произведенные из африканской сырой нефти уже на территории Индии, что не способствует более эффективному развитию Черного континента [13].

В Индии успешное развитие сотрудничества Китая с Африкой рассматривалось отчасти как посягательство на ее позиции на континенте, с которым у Индии исторически более давние связи. Темпы наращивания китайско-африканского сотрудничества во многом стали для Индии шоком.

Индия воспринимает присутствие военно-морского флота Китая в регионе Индийского океана, наличие у него базы в Джибути, реализацию китайской инициативы «Один пояс - один путь» как растущую угрозу своим позициям в данном регионе.

Именно поэтому, отмечают европейские исследователи, Индия чувствует необходимость их укреплять и защищать. Делает она это, по их мнению, в том числе, предлагая африканцам участвовать в так называемой «голубой экономике» (blue economy) [5], в рамках которой сочетается экономическое сотрудничество, связанное с освоением богатств океана, и реализация индийской повестки в сфере обеспечения безопасности на море.

Руководство Индии осознает, что угнаться за масштабностью китайских проектов в Африке невозможно. Именно поэтому Индия традиционно делала и продолжает делать ставку на проекцию своей «мягкой силы» на континенте по нескольким направлениям.

Так, Индия способствует развитию здравоохранения в Африке, в том числе за счет поставок в африканские страны столь необходимых лекарств-дженериков в нарушение законов США об интеллектуальной собственности [5]. «Мягкое» влияние Индии выражается также и в том, что ее руководство стремится содействовать развитию человеческих ресурсов континента посредством оказания услуг в сфере образования, профессиональной подготовки и передачи опыта. Конечно, Китай тоже реализует подобные проекты, но Индия делает на них особый акцент. Такая помощь будет все более востребована в Африке, полагает индийское руководство, поскольку поможет лидерам африканских стран подготовиться к решению предстоящих демографических проблем, связанных с неуклонным ростом численности населения континента [5].

Европейские эксперты отмечают, что китайское руководство в целом более пунктуально соблюдает взятые на себя обязательства перед африканскими странами, нежели индийское. Время от времени Индия не выполняла свои обещания, особенно по проектам развития, реализуемым в рамках кредитных линий, или сильно откладывала их осуществление. Этот вопрос даже был вынесен на обсуждение участниками саммита Индия - Африка в Дели в 2015 г. Индия пообещала создать совместный механизм мониторинга реализации проектов [5].

Существуют неплохие перспективы для развития трехстороннего сотрудничества ЕС-Индия-Африка во многих областях:

• контроль миграции - от решения проблемы «утечки мозгов» до обеспечения «притока мозгов»;

• в сфере высшего образования;

• обеспечение устойчивого развития;

• разработка конкретных стратегий борьбы с массовой нищетой, изменениями климата, ответа на вызовы в энергетическом секторе.

Примеры тому уже есть на уровне частного сектора. Перспективна координация в создании и продвижении ресурсосберегающих инновационных разработок, в партнерстве компаний частного сектора Индии, стран ЕС и Африки. Также перспективным для развития сотрудничества «по треугольнику» представляется сфера сельского хозяйства (развитие агроэкологических методов и обеспечение продовольственной безопасности) и ответственного использования природных ресурсов, их развития и переработки на месте их добычи (т.н. on-site recycling, к чему давно уже стремятся африканцы) [14, с. 87].

* * *

Итак, между Китаем и Индией на африканском континенте присутствует достаточно большая напряженность и иногда - конкуренция. Вместе с тем, по мнению европейских аналитиков, взаимодействие Китая и Индии в Африке, пусть и с элементом соревновательности, может быть весьма благотворно, как для них самих, так и для африканских партнеров, если не будет переходить определенных границ. Африка достаточно велика для процветания бизнеса обеих стран [5].

Вместе с тем, будущее Африки волнует, как ЕС, так и новых игроков - «восходящие страны». Имеется достаточно областей, в которых они могли бы сотрудничать в своей политике по отношению к Африке, однако на пути к этому - еще немало препятствий.

Баланс сил в мире меняется. В ближайшие десятилетия разрыв между растущими мировыми гигантами, с одной стороны, то есть Китаем, Индией, отдельными странами Африки, а также «стареющими странами», с другой стороны, среди которых, в первую очередь, страны Европейского Союза, существенно расширится. Учитывая рост населения стран первой группы и быстрые темпы их экономического роста, становится ясно, что проблемы «демографических гигантов» будут занимать все более важное место в

глобальной повестке дня. Это вынуждает ЕС постепенно адаптироваться к их приоритетам.

Европейские эксперты указывают, что страны Африки и Индия ближе друг к другу по уровню развития, в отличие от Китая и стран Африки. В этом контексте отдельные исследователи полагают, что ЕС было бы целесообразно теснее сотрудничать с Индией и Африкой по двум направлениям. Во-первых, с точки зрения улучшения глобального управления в мире, население которого перевалит за 10 миллиардов человек в обозримом будущем. Во-вторых, с точки зрения Евросоюза, трехстороннее сотрудничество с Индией и Африкой - в интересах ЕС, и даст ему возможность извлечь выгоду из их демографического роста. К тому же, укрепление такого сотрудничества поможет выстраивать полицентричный мир [14, с. 88].

Экономическая Комиссия ООН для Африки еще в 2011 г. подготовила доклад «Сотрудничество по линии Юг-Юг и трехстороннее сотрудничество: последствия для стран Юга Африки», в котором были проанализированы возможности сотрудничества стран по линии Юг-Юг, Юг-Север, и трехстороннего сотрудничества, в которое были бы вовлечены страны Севера, страны Юга и Африки. В докладе было показано, что основные программы и проекты в Африке по линии Юг-Юг и трехстороннего сотрудничества, включающего и страны Севера, сосредоточены в сферах здравоохранения, сельского хозяйства, а также технического сотрудничества и наращивания потенциала [15, с. 12]. Есть примеры трехстороннего сотрудничества стран Африки, других стран Юга и Японии или США, то есть такое сотрудничество в целом интересно западным странам, а не только странам Евросоюза.

Трехстороннее сотрудничество между Евросоюзом, «восходящими экономиками» Азии и Латинской Америки и Африкой возможно и желательно не только в сферах содействия развитию, экономического сотрудничества, но также и в такой ключевой сфере, как обеспечение глобальной и региональной безопасности.

Перед лицом таких нарастающих вызовов, как международный терроризм, наркотрафик, торговля людьми, Евросоюзу просто необходимо теснее сотрудничать с различными региональными акторами, такими, как страны Азии и Африки [16, с. 1].

Совместно с Китаем ЕС стремится содействовать обеспечению безопасности в Африке и укреплять возможности самих африканских стран в сфере кризисного урегулирования. По сути, именно Китай и Индия преподали Евросоюзу урок стратегической и

экономической значимости Африки на настоящем этапе [16, с. 4].

* * *

Таким образом, традиционные игроки международной политики, такие, как ЕС, отвечают на изменения в глобальной расстановке сил посредством выстраивания новых стратегических отношений с "восходящими державами" на Африканском континенте, по крайней мере, в отдельных сферах, на отдельных направлениях.

Европейский Союз, безусловно, беспокоит активная вовлеченность Китая, Индии и других «восходящих стран» на африканском континенте. Однако он, позиционируя себя как «нормативную силу», как глобальный источник «мягкой силы», стремится не конкурировать открыто с «новыми акторами» в Африке, а искать точки соприкосновения по проблемам, важным для всех - и для них, и для Африки, и для самой Европы. Этот процесс начал набирать силу с конца 2000-х годов, и есть все основания полагать, что он будет активно развиваться в последующие годы [16, с. 2].

Источники

1. Grimm S. Hackenesch C. China in Africa: What Challenges for a Reforming European Union Development Policy? Illustrations from Country Cases. Development Policy Review. 2017. Vol. 35, Issue 4, pp. 549-566, 2017. http://dx.doi.org/10.1111/dpr.12195 (дата обращения 10.03.2019)

2. Кортунов А. Европейский союз и ветер с востока. http://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/evropeyskiy-soyuz-i-veter-s-

vostoka/?fbclid=IwAR29G0EpTvSGu8SWM2PQAGBHfJGSKvQOp8uoDHUSfzWzZK2kTXB1bTo 1qfU (дата обращения 10.03.2019)

3. Shared Vision, Common Action: A Stronger Europe. A Global Strategy for the European Union's Foreign and Security Policy. 2016. 56 pp.

4. Hooijmaaijers B. China's rise in Africa and the response of the EU: a theoretical analysis of the EU-China-Africa trilateral cooperation policy initiative. Journal of European Integration. 2018. Vol. 40, Issue 4, pp. 443-460.

5. Kumar S., Stanzel A. India and China: A scramble for Africa? Commentary. European Council on Foreign Relations official website. 29 July 2016. https://www.ecfr.eu/article/commentary_ india_and_china_a_scramble_for_africa_7086 (дата обращения 10.03.2019)

6. Schneidman W., Wiegert J. Competing in Africa: China, the European Union, and the United States. Brookings Institution official website. 16 April 2018. https://www.brookings.edu/blog/africa-in-focus/2018/04/16/competing-in-africa-china-the-european-union-and-the-united-states/ (дата обращения 10.03.2019)

7. EU welcome to work with China to help Africa. China Daily. 12.05.2017. http://www.chinadaily.com.cn/opinion/2017-12/05/content_35208446.htm (дата обращения 10.03.2019)

8. Stahl A. K. EU-China-Africa Trilateral Relations in a Multipolar World. Hic Sunt Dracones. London, Palgrave Macmillan, 2018. 228 p. ISBN 978-1-137-58702-2, 10.1057/978-1-137-58702-2.

9. Belligoli S. EU, China and the Environmental Challenge in Africa. A case study from timber industry in Gabon. Institute for European Studies (Belgium). 2010. https://www.ies.be/files/Belligoli-F5.pdf (дата обращения 10.03.2019)

10. Harding A. Juncker unveils EU's Africa plan to counter China. BBC. 12 September 2018. https://www.bbc.com/news/world-africa-45496655 (дата обращения 10.03.2019)

11. India - EU Joint Statement during 14th India-EU Summit, New Delhi. 6 October 2017. http://mea.gov.in/bilateral-

documents.htm?dtl/29011/India_EU_Joint_Statement_during_14th_IndiaEU_Summit_New_Delhi_

0ctober_06_2017 (дата обращения 10.03.2019)

12. Kygiel P. EU-India Strategic Partnership Needs a Reality Check. The Polish Institute of International Relations. Policy Paper № 35 (137), October 2015. 7 p.

13. Patey L. Can India keep pace with China in Africa? 31 August 2018. https://africanarguments. org/2018/08/31/can-india-keep-pace-with-china-in-africa/ (дата обращения 10.03.2019)

14. Boillot J-J. The potential for triangular cooperation between Europe, India and Africa. Глава в: The EU - India Partnership: Time to Go Strategic? Edited by L. Peral,V. Sakhuja. European Union Institute for Security Studies, Indian Council of World Affairs. Paris, 2012. 196 p. ISBN 978-92-9198208-0. doi: 10.2815/29869.

15. South-South and Triangular Cooperation: Implications for Southern African Countries. Economic Commission for Africa. Report ECA-SA/TPUB/SSTC/2011/1. June 2011. Addis Ababa, 2012. 47 p.

16. A Global Security Triangle: European, African and Asian Interaction. Ed. by V. Bello, B. Gebrewold. London: Routledge, 2009. 288 p. ISBN 978-0415496575.

THE EUROPEAN UNION'S INTERACTION WITH OTHER INTERNATIONAL ACTORS IN AFRICA AT THE PRESENT STAGE (CASE STUDIES OF CHINA AND INDIA)

© 2019 Olga Kulkova

KULKOVA Olga S. PhD (Hist.), Senior Research Fellow, Institute for African Studies, Russian Academy of Sciences. Russian Federation, 123001, Moscow, Spiridonovka str., 30/1, e-mail: kulkova-olga@yandex.ru

Abstract. The article is one of the first in the African Studies in Russia, which aim is to analyze the possibilities of cooperation between the European Union and China and India in their African policies at the present stage. The article also explores the prospects and problems for the triangular cooperation between the EU, China/India and various African states.

The research shows that for some regions of Africa the EU is not already the first major trade partner - now China occupies this place. India is also a significant partner for the continent.

As a range of African countries showed high levels of economic performance during the last decade, their dependence from the EU development assistance diminished. This tendency forces the EU to reconsider its mechanisms of interaction with these African countries on the new basis.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

European researchers used to view China (and less - India) as competitors for the EU on the African continent, but in recent years, a new trend appeared - to learn from the Chinese and Indian experience in Africa and to search for the areas where there might be a prospect for collaboration, dialogue, joint projects. The author gives real examples of this growing trend.

The EU now sees China as a partner and a responsible actor in order to promote the development of African countries and strengthen their security. The development of trilateral relations between the EU, China/India and Africa is a bright example of the new European strategy aimed at the interaction with the emerging economies.

The article uses comparative method of research - it compares African policies of the EU, China and India by the major indicators (level of trade and investments with Africa, areas of cooperation, big projects etc.). The author also applies qualitative methods of analysis.

Author shows that European policy towards Africa becomes more pragmatic and business-oriented. In this direction, there are many spheres in which European, Chinese and Indian private sector could cooperate in Africa. There are already first examples of such cooperation. However, the EU also pursues - with ambivalent results - the high-level political dialogue with China and India on the issues related to Africa.

Author concludes that EU as a traditional actor of international politics responds to changes in the global balance of power by building new strategic relations on the African continent with the emerging powers - both China and India and "African lions ".

Keywords: European Union, Africa, China, India, emerging economies, trilateral partnership

DOI: 10.31132/2412-5717-2019-48-3-64-73

References

A Global Security Triangle: European, African and Asian Interaction.Ed. by V. Bello, B. Gebrewold. London: Routledge, 2009. 288 p. ISBN 978-0415496575.

Belligoli S. EU, China and the Environmental Challenge in Africa. A case study from timber industry in Gabon. Institute for European Studies (Belgium). 2010. https://www.ies.be/files/Belligoli-F5.pdf (accessed 10.03.2019)

Boillot J-J. The potential for triangular cooperation between Europe, India and Africa. Chapter in: The EU - India Partnership: Time to Go Strategic? Edited by Luis Peral & Vijay Sakhuja. European

Union Institute for Security Studies, Indian Council of World Affairs. Paris, 2012. 196 p. ISBN 97892-9198-208-0. doi: 10.2815/29869.

EU welcome to work with China to help Africa. China Daily. 12.05.2017. http://www.chinadaily. com.cn/opinion/2017-12/05/content_35208446.htm (accessed 10.03.2019)

Grimm S. Hackenesch C. China in Africa: What Challenges for a Reforming European Union Development Policy? Illustrations from Country Cases. Development Policy Review. 2017. Vol. 35, Issue 4, pp. 549-566, 2017. http://dx.doi.org/10.1111/dpr.12195 (accessed 10.03.2019)

Harding A. Juncker unveils EU's Africa plan to counter China. BBC. 12 September 2018. https://www.bbc.com/news/world-africa-45496655 (accessed 10.03.2019)

Hooijmaaijers B. China's rise in Africa and the response of the EU: a theoretical analysis of the EU-China-Africa trilateral cooperation policy initiative. Journal of European Integration. 2018. Volume 40, Issue 4, pp. 443-460.

India - EU Joint Statement during 14th India-EU Summit, New Delhi. 6 October 2017.

http://mea.gov.in/bilateral-documents.htm?dtl/29011/India_EU_Joint_Statement_during_14th_

IndiaEU_Summit_New_Delhi_0ctober_06_2017 (accessed 10.03.2019)

Kortunov A. Evropejskij soyuz i veter s vostoka (The European Union and the wind from the East). Russian International Affairs Council official website. 11 March 2019.

http://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/evropeyskiy-soyuz-i-veter-s-vostoka/ ?fbclid=IwAR 29G0EpTvSGu8SWM2PQAGBHfJGSKvQ0p8uoDHUSfzWzZK2kTXB 1bTo1qfU (accessed 10.03.2019)

Kumar S., Stanzel A. India and China: A scramble for Africa? Commentary. European Council on Foreign Relations official website. 29 July 2016. https://www.ecfr.eu/article/commentary_ india_and_china_a_scramble_for_africa_7086 (accessed 10.03.2019)

Kygiel P. EU-India Strategic Partnership Needs a Reality Check. The Polish Institute of International Relations. Policy Paper № 35 (137), October 2015. 7 p.

Patey L. Can India keep pace with China in Africa? 31 August 2018. https://africanarguments. org/2018/08/31/can-india-keep-pace-with-china-in-africa/ (accessed 10.03.2019)

Schneidman W., Wiegert J. Competing in Africa: China, the European Union, and the United States. Brookings Institution official website. 16 April 2018. https://www.brookings.edu/blog/africa-in-focus/2018/04/16/competing-in-africa-china-the-european-union-and-the-united-states/ (accessed 10.03.2019)

Shared Vision, Common Action: A Stronger Europe. A Global Strategy for the European Union's Foreign and Security Policy. 2016. 56 pp.

South-South and Triangular Cooperation: Implications for Southern African Countries. Economic Commission for Africa. Report ECA-SA/TPUB/SSTC/2011/1. June 2011. Addis Ababa, 2012. 47 p.

Stahl A. K. EU-China-Africa Trilateral Relations in a Multipolar World. Hic Sunt Dracones. London, Palgrave Macmillan, 2018. 228 p. ISBN 978-1-137-58702-2, 10.1057/978-1-137-58702-2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.