УДК 327.7, 325 Любовь БИССОН
НОВАЯ СТРАТЕГИЯ ЕС ДЛЯ АФРИКИ: В ПОИСКАХ ПОДЛИННОГО ПАРТНЁРСТВА
Статья поступила в редакцию 13.02.2020
Аннотация. В статье анализируются перспективы новой стратегии ЕС в отношениях с Африкой. Автор отмечает усиление дискурса Евросоюза о равенстве партнёров. Следуя внутренней логике, Брюссель меняет повестку отношений с Африканским союзом, предлагая в качестве приоритетного партнёрства цифровую и "зелёную" трансформацию экономики. При этом присутствие Китая как другого крупного международного игрока в регионе, который продолжает наращивать своё влияние, объясняет частичный отход ЕС от принципа обусловленности в отношениях с африканскими государствами. Европейский союз остаётся главным партнёром стран Африки по объёму взаимной торговли и прямых иностранных инвестиций. Тем не менее для достижения своего конкурентного преимущества, учитывая набирающие силу интеграционные процессы и создание Африканской континентальной зоны свободной торговли, ЕС необходимо укрепить отношения на уровне континентов, а также уделить внимание не только социально-экономическому развитию, но и активнее содействовать расширению инфраструктурных сетей. Автор также выделяет в качестве фактора, содействующего сотрудничеству, выполнение Евросоюзом обязательств перед государствами Африки в рамках Глобального ответа на кризис, вызванный пандемией.
Ключевые слова: Европейский союз, Африка, Африканский союз, Африканская зона свободной торговли, Китай, внешняя политика, обусловленность, прямые иностранные инвестиции, внешняя торговля, коронавирус.
9 марта 2020 г. Европейская комиссия (ЕК) и Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности представили Сообщение "На пути к всеобъемлющей стратегии в отношениях с Африкой"1, которое должно послужить основой для новой стратегии Евросоюза, а также предметом дальнейшего обсужде-
1 JOIN (2020) 4 final, Brussels, 09.03.2020. P. 1.
© Биссон Любовь Сергеевна - к.полит.н., старший научный сотрудник Отдела исследований европейской интеграции, Институт Европы РАН. Адрес: 125009, Россия, Москва, ул. Моховая, 11-3. Email: lyubov.pasyakina@gmail.com DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope320203950
ния перспектив двусторонних отношений на предстоящем саммите ЕС и Африканского союза (АС) в октябре 2020 г. Развитие отношений с африканским континентом стало одним из приоритетов внешнеполитической повестки нового состава Ев-рокомиссии под руководством У. фон дер Ляйен. В этом прослеживается сходство с инициативами её предшественника Ж.-К. Юнкера.
Спустя месяц после опубликования новой стратегии, 8 апреля 2020 г. Европейский союз продемонстрировал свою солидарность в том числе с африканским континентом, выделив порядка 20 млрд евро1 на помощь развивающимся и наиболее уязвимым странам и регионам мира в связи с пандемией (3,25 млрд евро предусмотрены для стран Африки). "Глобальный ответ ЕС на COVID-19"2 представляет собой внешнеполитический инструмент реагирования Евросоюза на гуманитарный и экономический кризис, вызванный распространением коронавирусной инфекции. Можно выделить две главные стратегические цели Глобального ответа.
Во-первых, демонстрация единства и солидарности внутри самого Евросоюза, что отражено в так называемом подходе "Команда Европы" (англ. Team Europe). Последний предполагает взносы для реализации внешнеполитического инструмента помощи как со стороны институтов ЕС, так и мобилизацию ресурсов государств-членов.
Во-вторых, подтверждение ранее взятых на себя обязательств перед странами-партнёрами, в том числе моральных. В этом смысле крайне важным представляется, например, призыв Европейского союза и лидеров отдельных стран-членов (Э. Макрон3) к международному сообществу и международным финансовым институтам списать часть двустороннего4, многостороннего и частного долга Африки5.
Африканские страны одними из первых ощутили на себе не только гуманитарные, но и финансово-экономические последствия пандемии. По данным Всемирного банка, в странах южнее Сахары уже наблюдается рецессия впервые за последние 25 лет6. Ещё до массового распространения заболевания в регионе начался отток капитала и иностранных инвестиций, наблюдались перебои в торговле и производственно-сбытовых цепочках, сократились денежные переводы и экспорт сырья. Согласно анализу Всемирного банка, кризис может обойтись Африке в сумму от 37 до 79 млрд долл. только в 2020 г. Особенно он затронет три крупнейшие экономики континента: Нигерию, Анголу и ЮАР. Помимо финансового и экономического измерения, распространение инфекции грозит и серьёзными гуманитарными и социальными последствиями, особенно ввиду несостоятельности систем здравоохране-
1 Речь идёт о выделении средств из уже существующих программ и фондов ЕС.
2 JOIN (2020)11 final, Brussels, 08.04.2020.
3 Macron calls for suspension of debt to help Africa deal with coronavirus, RTL, 15.04.2020. URL: http://www.rfi.fr/en/africa/20200415-macron-calls-for-suspension-of-debt-to-africa-deal-with-coronavirus-g20-repayments-covid-19 (дата обращения 23.04.2020).
4 32% внешнего долга Африки приходится на международные финансовые институты, 32% на двусторонние задолженности (в том числе 20% на долг перед Китаем).
5 13 апреля 2020 г. МВФ заявил об облегчении долговых обязательство в том числе для 14 стран Африки.
6 The World Bank, COVID-19 (Coronavirus) Drives Sub-Saharan Africa Toward First Recession in 25 Years, Press Release 2020/099/AFR, 09.04.2020.
ния, неблагоприятных санитарных и социальных условий в наименее развитых странах континента.
Реализовывать на практике озвученный в новой стратегии Евросоюза для Африки принцип "партнёрства равных" Брюсселю придётся в крайне непростых условиях. Тем не менее, от способности выполнить свои обязательства в двусторонних отношениях с африканскими странами зависит, удастся ли ЕС исправить исторически и стратегически устаревшую модель отношений "донора-реципиента".
В преобладающем большинстве исследовательских работ авторы признают необходимость активизировать политику Европейского союза на африканском континенте, как ввиду несостоятельности устаревшей модели отношений [Carbone, 2013; Hughes, 2017], так и в силу возрастающей конкуренции за влияние в регионе между мировыми центрами силы [Alden, Barber, 2015; Bas Hooijmaaijers, 2018; Mourdoukoutas, 2019]. Данная статья развивает эти тезисы на основе анализа новой стратегии ЕС в отношении Африки. Цель настоящей работы - определить, действительно ли Евросоюз предлагает новую повестку отношений со странами континента, а также установить факторы, с которыми может быть связано частичное изменение дискурса ЕС на африканском направлении. Кроме того, новизна данного исследования заключается в сопоставлении позиций Европейского союза и Китая на Африканском континенте по ряду параметров (принципы сотрудничества, объем торговли и инвестиций, инфраструктурное развитие) и определении сфер, в которых Евросоюз мог бы добиться конкурентного преимущества в отношениях со странами Африки.
Отношения ЕС-Африка: политические рамки
Отношения Европейского союза и африканских государств развиваются в трёх форматах. Во-первых, взаимодействие государств-членов ЕС со странами-партнёрами реализуется на двусторонней основе. Во-вторых, Евросоюз как группировка выстраивает отношения с отдельными государствами континента, например, со странами Северной Африки в рамках Европейской политики соседства (Союз для Средиземноморья) или с пятью государствами: Эфиопией, Мали, Нигером, Нигерией, Сенегалом в ходе Рамочной программы для Нового партнёрства. Кроме того, ЕС развивает отношения с различными региональными группировками Африки (САДК, ЭКОВАС, ЭККАС и др.), а также с Африканским союзом.
Основной массив исследовательской литературы об отношениях ЕС и Африки также можно разделить в соответствии указанными форматам [Корнилов, Афонь-шина, 2018; Потемкина, 2017; Muntschick, 2018; Yousef, 2017]. При этом в последние годы всё больший интерес как среди отечественных специалистов, так и зарубежных, стали вызывать перспективы сотрудничества на уровне двух интеграционных группировок ЕС-АС [Кулькова, 2019; Cardone, 2018], а также соотношение роли Евросоюза и других международных игроков в Африке [Абрамова, 2019; Денисова, Костелянец, 2020; Поворот Африки..., 2018; Фитуни, 2019; Bodomo, 2018; Hackenesch, 2018; Stahl, 2018;].
Сотрудничество на уровне двух интеграционных группировок стартовало на первом саммите в формате ЕС-Африка в Каире в 2000 г. Второй саммит состоялся
лишь семь лет спустя в 2007 г. в Лиссабоне и заложил политико-правовую основу для сотрудничества в Совместной стратегии1. Именно она и принимаемые каждые несколько лет планы действий определяют повестку, цели и приоритеты сторон в развитии отношений. На последнем саммите ЕС-АС в 2017 г. в Абиджане были определены четыре главных направления сотрудничества: 1) инвестиции в людей -образование, наука, технологии и развитие навыков; 2) укрепление устойчивости, мира, безопасности и управления; 3) миграция и мобильность; 4) мобилизация инвестиций для структурных и устойчивых преобразований в Африке.
Кроме того, политико-правовые рамки очерчены Соглашением Котону, которое охватывает торговые и политические отношения Евросоюза со странами Африки, Карибского бассейна и Тихого океана (АКТ). Соглашение, заключённое в 2000 г., было рассчитано на 20-летний период. В 2018 г. стороны начали переговоры о новом соглашении. Однако 17 февраля 2020 г. было принято совместное решение продлить действие прежнего до декабря текущего года. Мнения сторон, как и государств внутри ЕС, разделились главным образом по вопросам о миграционном регулировании. Не все страны Евросоюза готовы расширять каналы для законной миграции и мобильности со странами АКТ, что обсуждалось сторонами как возможное расширение Статьи 13, касающейся миграции. На будущее переговоров также повлияет разрешение вопроса о том, смогут ли выступить с единой переговорной позицией группа стран АКТ и Африканский союз, который все чаще претендует на представительство интересов Африки в диалоге с Евросоюзом [Carbone, 2018].
Поиск новых ориентиров
12 сентября 2018 г. в ходе выступления "О положении дел в Союзе" Ж.-К. Юнкер заявил: "Африка не нуждается в благотворительности, она нуждается в истинном и справедливом партнёрстве. А нам, европейцам, это партнёрство так же необходимо" . Ранее на саммите в Абиджане в 2017 г. глава Еврокомиссии также подчёркивал, что отношения ЕС-АС - это "партнёрство равных". Данные высказывания не стали принципиально новыми в дискурсе Брюсселя в отношении Африки. Впервые о равенстве партнёров было заявлено ещё в 2000 г. при подписании Соглашения Котону. Впоследствии Евросоюз не раз подчёркивал приверженность именно этому подходу и при реализации стратегии 2007 г.
Последние инициативы ЕС в отношениях с африканскими странами свидетельствуют о содержательном наполнении данного нарратива. Крайне важным шагом в этом направлении со стороны предыдущего состава Еврокомиссии стало создание Альянса Евросоюза и Африки для устойчивых инвестиций и рабочих мест3. Цель
1 The Africa-EU Strategic Partnership, A Joint Africa-EU Strategy, Lisbon, 8 December 2007. URL: https://www.africa-eu-partnership.org/sites/default/files/eas2007_joint_strategy_en_0.pdf (дата обращения 28.03.2020).
2 State of the Union 2018: Towards a new 'Africa - Europe Alliance' to deepen economic relations and boost investment and jobs. URL: https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/IP_18_5702 (дата обращения 28.03.2020).
3 COM (2018)643 final, Brussels, 12.09.2018.
Альянса - вывести отношения ЕС с континентом на новый уровень. Для этого ЕК предлагает увеличить объемы финансовых вложений в регионе за счёт дальнейшего привлечения частных инвесторов, поддержки образования и повышения квалификации и возможностей трудоустройства для населения африканских стран.
Таким образом, Альянс представляет собой существенный сдвиг в подходе ЕС к отношениям с африканскими партнёрами, в частности в мобилизации частного сектора и увеличение его вклада в социально-экономическое развитие стран-партнёров. Только в ближайшие пять лет ЕС планирует создать до 10 млн рабочих мест в Африке, при этом особое внимание уделяя трудоустройству молодёжи, а также привлечь более 100 тыс. африканских студентов к участию в программе "Эразмус+" и 700 тыс. различных специалистов - в программы повышения квалификации. Евросоюз также предлагает превратить Альянс в центральную опору экономических отношений между двумя континентами.
Проект нового всеобъемлющего партнёрства с Африкой, разработанный Комиссией фон дер Ляйн, логически развивает наработанное в предыдущие годы. После переговоров между ЕК и Комиссией АС, которые состоялись в Аддис-Абебе 27 февраля 2020 г. в целях определения совместной программы предстоящего саммита в октябре 2020 г., Евросоюз представил проект новой стратегии и партнёрских отношений с Африкой, который основывается на пяти партнёрствах:
1. Партнёрство в интересах "зелёного" перехода и доступа к энергии.
2. Партнёрство в интересах цифрового преобразования.
3. Партнёрство в интересах устойчивого роста и создания рабочих мест.
4. Партнёрство в интересах мира и управления.
5. Партнёрство по вопросам миграции и мобильности.
В первых двух направлениях нашли отражение положения Новой индустриальной стратегии ЕС, обнародованной одновременно с новой стратегией для Африки1. Подводя промежуточный итог деятельности нового состава Комиссии 9 марта 2020 г., её глава У. фон дер Ляйен, сосредоточила внимание на двойной трансформации Союза, а именно на переходе к "зелёной" и цифровой экономике. В выдвижении именно этих целей в качестве приоритетных задач сотрудничества со странами Африки можно проследить желание ЕС включить регион в новую глобальную повестку, где Брюссель пытается играть на опережение по сравнению с другими крупными международными акторами. Однако, на наш взгляд, для стран Африки на данном этапе цели "зелёной" и цифровой трансформации пока не имеют приоритетного значения, особенно в виду активизации интеграционных процессов внутри континента, а представляют интерес лишь на перспективу.
В 2018 г. 54 государства Африки заключили соглашение о создании крупнейшей в мире по числу участников Африканской континентальной зоны свободной торговли (AfCFTA)2. Интеграционные процессы в Африке обусловлены как внутренними, так и внешними факторами. К последним относится, прежде всего, попытка африканских государств преодолеть статус зависимого региона и сделать ставку на внутренние источники роста [Морозенская, 2019]. На повестке стоит
1 COM (2020)102 final, Brussels, 10.03.2020. P. 3.
2 Пока из всех подписавших стран ратифицировали соглашение только 30.
также формирование Африканской зоны свободы передвижения и Единого африканского цифрового рынка и последующее продвижение по этапам интеграции: создание таможенного и, возможно, валютного союза. Тем не менее, дальнейшему развитию интеграционного процесса на уровне всего континента препятствует сразу несколько факторов. Прежде всего, довольно низкий уровень внутриконтинен-тальной торговли. По данным ЮНКТАД, в 2017 г. на неё приходилось всего 15% всего внешнеторгового оборота африканских стран1. Кроме того, одним из факторов, сдерживающих развитие торговли внутри континента, на наш взгляд, служит отсутствие должной транспортной и логистической инфраструктуры, которая необходима для успешного функционирования зоны свободной торговли (ЗСТ). Несмотря на то что одной из составляющих обновлённого подхода ЕС к Африке стала идея "интеграции интеграций", в новую стратегию пока не включены вопросы финансового и технического содействия инфраструктурному развитию континента, как например: содействие выстраиванию региональных производственно-сбытовых цепочек, дальнейшая индустриализация. В этом направлении пока активно развивается только азиатский вектор внешней политики Евросоюза.
Европейский союз традиционно поддерживает интеграционные инициативы в различных регионах мира. Его особая заинтересованность в создании континентальной ЗСТ в Африке обусловлена прежде всего возможностями расширения и дальнейшей либерализации торговли уже на уровне двух континентов. В рамках Панафриканской программы ЕС выделил более 36 млн евро для содействия интеграции в рамках Африканской ЗСТ (в том числе на поддержку переговорного процесса, техническую экспертизу и консультации по вопросам защиты прав интеллектуальной собственности и гармонизации таможенных правил). Кроме того, с 2019 г. начала действовать Рабочая группа по вопросам транспорта в рамках Альянса Евросоюза и Африки, состоящая из трёх кластеров (связь и инфраструктура, безопасность дорожного движения и авиация). Однако пока её деятельность ограничена встречами и экспертными совещаниями представителей государственных органов, частных фирм, международных финансовых учреждений, агентств по вопросам развития и гражданского общества ЕС и АС.
Цель ЕС в развитии отношений со странами Африканской ЗСТ на данном этапе будет состоять скорее в том, чтобы превратить многочисленные торговые соглашения между Евросоюзом и странами Африки в долгосрочной перспективе в единое соглашение о свободной торговле между континентами. Напомним, что в рамках предыдущей стратегии ЕС для Африки 2007 г. идея создания соглашений об экономическом партнёрстве (СЭП) между Евросоюзом и региональными блоками африканских стран не оправдала себя. Лишь одно из них вступило в силу - с Сообществом развития Юга Африки (САДК). СЭП функционируют пока только в отношении отдельных стран континента2. Заключение соглашений об экономическом партнёрстве между Брюсселем и африканскими региональными блоками неоднократно откладывалось в связи с жалобами африканских стран на то, что торговые
1 UNCTAD, Economic Development in Africa Report 2019, Made in Africa - Rules of Origin for Enhanced Intra-African Trade. UN: NY, 2019. P. 20.
2 Марокко, Алжир, Тунис, Египет, Камерун, Кот д'Ивуар, Гана.
соглашения были скорее выгодны для ЕС и направлены на облегчение его экспорта на африканский рынок. Частые жалобы африканских дипломатов в Брюсселе сводились к тому, что действующие соглашения упрощают импорт из Африки в Евросоюз сырьевых товаров, а не готовой продукции, в чём были заинтересованы африканские страны.
Уроки и критика как со стороны партнёров, так и экспертов подхода ЕС к торгово-экономическому диалогу с африканскими странами сыграли свою роль при выработке новой повестки отношений. ЕС намерен продолжать выстраивать свою политику в рамках дискурса о равенстве партнёров. Как видно по приоритетности предлагаемых партнёрств, вопросы социально-экономического развития региона, создания рабочих мест, инвестиций в образование также выходят вперёд по сравнению с вопросами безопасности и миграции [Кулькова, 2020]. Многими экспертами в последние годы отмечается общий отход Европейского союза от жёсткого принципа обусловленности в отношениях с третьими странами [Айвазян, 2020; Медкевич, 2020]. Так, новая стратегия ЕС в Центральной Азии, а также развитие отношений с государствами "Восточного партнёрства", Азербайджаном и Белоруссией демонстрируют снижение внимания ЕС к проблемам внутренней политики, прав человека и верховенства закона в государствах-партнёрах и переход к реализму и прагматическим интересам. Это одна из черт нового этапа отношений ЕС с Африкой.
Помимо обозначенных направлений, Евросоюз уже начал оказывать активную помощь африканским странам в борьбе с распространением коронавирусной инфекции. В качестве бюджетной поддержки Эфиопии ЕС выделил 10 млн евро в целях увеличения объёмов тестирования и подготовки лечебных центров. ЕС также окажет помощь Нигерии в размере 50 млн евро в рамках Плана ООН по борьбе с коронавирусом. В Судане Евросоюз помогает уязвимым группам населения получить доступ к чистой воде и средствам гигиены, а также повысить осведомлённость о вирусе в рамках гуманитарного проекта стоимостью 10 млн евро.1
Тень Китая
Выработка нового подхода к отношениям с африканскими государствами для ЕС также обусловлена присутствием других крупных международных игроков в регионе, прежде всего, США и КНР. Как на экспертном, так и политическом уровнях все чаще отмечается, что Китай не только наращивает своё присутствие на континенте, но и добивается больших результатов, чем западные страны. Происходит и частичное смещение вектора внешнеэкономического сотрудничества Африки с условного "Запада" на "Восток" [Поворот Африки..., 2018].
Успех китайской стратегии основывается на нескольких факторах. Концепция "пяти нет", озвученная руководителем КНР Си Цзиньпином в 2018 г. в Пекине в
1 European Commission, EU global response to Coronavirus: supporting our partner countries. URL: https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/fs_20_607 (дата обращения 24.04.2020).
ходе Форума по китайско-африканскому сотрудничеству1, существенным образом отличается от привычного принципа обусловленности, характерного для отношений Евросоюза с третьими странами. Глава КНР обозначил главные принципы политики страны в Африке следующим образом:
- невмешательство в продвижение стран по пути развития, соответствующего их национальным условиям;
- невмешательство во внутренние дела африканских стран;
- никакого навязывания собственной воли африканским странам;
- никакой политической обусловленности оказанию помощи Африке;
- никакого стремления к эгоистичным политическим достижениям в области инвестирования и финансирования сотрудничества с Африкой.
Вышеперечисленные принципы дают сигнал странам региона, что Китай подчёркивает свою сугубо экономическую заинтересованность в развитии отношений и не будет обременять партнёров дополнительными требованиями и условиями по проведению внутренних реформ в отличие от Евросоюза.
За последние несколько лет, помимо реализации крупных инфраструктурных проектов в сфере портового, железнодорожного строительства и в других областях, а также роста инвестиций, Китай усиливает и своё дипломатическое присутствие в странах Африки, увеличив число посольств и открыв десятки институтов Конфуция. Кроме того, китайское правительство стало уделять внимание вопросу мобильности, предложив для африканских студентов несколько программ господдержки обменов и стажировок. В этом прослеживается желание Пекина нарастить своё нормативное присутствие в странах Африканского континента.
Западные государства, США и ЕС все ещё придерживаются традиционных инструментов (гранты, техническая помощь, помощь развитию) в своих отношениях с Африкой. Китай реализует новую парадигму отношений, которая выражена формулой: "торговля, а не помощь". Последние данные ЮНКТАД свидетельствуют о том, что Евросоюз всё ещё находится в лидерах по объёму прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в Африке2, достигающему 222 млрд евро, и намного опережает Соединённые Штаты Америки (42 млрд евро) и КНР (38 млрд евро). Тем не менее, в динамике Китай в последние пять-семь лет значительно расширил своё инвестиционное присутствие на континенте (См. диаграмма 1).
На основе данных об объёмах ПИИ, опубликованных ЮНКТАД в 2019 г., Франция продолжает оставаться крупнейшим иностранным инвестором в Африке благодаря как своим историческим связям, так и крупным инвестициям в основных странах-производителях углеводородов (Нигерии, Анголе). Однако общий объём ПИИ Франции в Африку в 2017 г. не вырос по сравнению с 2013 г. Второе место занимают Нидерланды, инвестирующие в основном в три страны - Египет, Нигерию и ЮАР. Объём ПИИ Китая в Африку, напротив, увеличился более чем на 50% за четырёхлетний период3. Тем не менее, проблемной стороной общей финансовой помощи КНР странам Африки служит возрастающий процент внешнего госдолга
1 Форум был создан в 2000 г. как главная площадка для политического диалога сторон.
2 UNCTAD, World Investment Report 2019. UN: NY, 2019. P. 34.
3 Ibid, P. 39.
африканских стран перед КНР, который в кризисных условиях, связанных с пандемией, вряд ли будет списан хотя бы частично1.
Диаграмма 1.
Объём инвестиций в Африке в млрд долл. в 2013 и 2017 гг.
Источник: Составлено по данным UNCTAD, World Investment Report 2019.
Евросоюз по-прежнему остаётся и главным торговым партнёром Африки, опережая Китай и США. На государства ЕС совокупно приходится 36% всего торгового оборота стран континента2. При этом стоит отметить привлекательность для африканских стран инфраструктурной и финансовой помощи скорее со стороны КНР ввиду отсутствия политической обусловленности в его стратегии [Гемуева 2018; Дейч, 2018], а также перспектив развития континентальной ЗСТ, для которой инфраструктурные проекты будут иметь определяющее значение.
1 Chinese Debt Relief: Fact and Fiction, The Diplomat, 15.04.2020. URL: https://thediplomat.com/2020/04/chinese-debt-relief-fact-and-fiction/ (дата обращения 01.05.2020).
2 Eurostat, Statistics Explained, Africa-EU - international trade in goods statistics, September 2019.
На этом фоне Европейскому союзу в качестве преимуществ своей новой повестки отношений с Африкой предстоит сконцентрироваться не на помощи развитию, а на расширении инвестиций и социально-экономическом измерении сотрудничества (создание новых рабочих мест, образовательные проекты), а также усилить и финансово подкрепить заинтересованность в развитии инфраструктурных сетей, способствующих региональной интеграции. Лишь благодаря этим шагам, на наш взгляд, ЕС на деле сможет подтвердить свою готовность выйти за рамки привычных донорских отношений с африканскими странами, закрепив тем самым свои
пока ещё ведущие позиции по многим показателям.
* * *
Потенциал Африки вызывает повышенный интерес со стороны многих игроков на мировой арене. ЕС и его государства-члены являются крупнейшими партнёрами стран региона по всем показателям, будь то инвестиции, торговля, официальная помощь в целях развития или безопасность. Тем не менее Евросоюзу не всегда удаётся добиться желаемых результатов в своих отношениях со странами континента -это касается и эффективности внешнеторговой и инвестиционной политики. Эти факторы, а также возрастающая роль Китая в регионе заставляют ЕС переосмыслять свою стратегию в Африке. Суть обновлённого дискурса Евросоюза в диалоге с африканскими государствами заключается в смещении акцентов с помощи развитию на переход к содействию в развитии цифровой экономики и социально-экономической сферы. При этом Африка все чаще рассматривается в качестве равноправного партнёра, а не получателя донорской помощи в обмен на проведение внутренних политических и экономических реформ. Добьётся ли Брюссель желаемого влияния в отношениях со своими южными соседями при возрастающем интересе к Африке со стороны других международных игроков, будет зависеть не только от хода дальнейших переговоров по Соглашению Котону и итогов предстоящего саммита ЕС-АС в октябре 2020 г., но и от готовности Евросоюза поступиться принципом обусловленности своей помощи и способности оказать помощь наиболее уязвимым государствам континента в преодолении надвигающегося социально-экономического кризиса, вызванного глобальной пандемией. Крайне важным для ЕС также может стать включение в повестку двусторонних отношений вопросов не только политического, но и инфраструктурного содействия интеграционному процессу в рамках созданной Африканской ЗСТ.
Список литературы
Абрамова И.О. (2019) Геополитическая схватка за Африку. Санкт-Петербург, Россия, 56с.
Айвазян А.С. (2020) Грузия: внешняя политика малого государства, Современная Европа, №1, с. 80-90.
Гемуева К.А. (2018) Китайские инфраструктурные проекты в странах Африки южнее Сахары: кредитное финансирование, Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право, Т. 11, № 5, с. 55-73.
Гончаров В. (2019) Франция и Африка: вчера и сегодня, Международная жизнь, URL: https: //interaffairs.ru/news/ show/23966
Дейч Т.Л. (2018) Китай в Африке: "неоколониализм" или "win-win" стратегия?, Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право, Т. 11, №5, с. 119-141.
Денисова Т. С., Костелянец С. В. (2020) Евросоюз, Китай и Африка: сотрудничество в области содействия международному развитию (проблемы и перспективы), Азия и Африка сегодня, Выпуск №1, с. 17-24.
Корнилов А.А., Афоньшина А.И. (2018), Союз для Средиземноморья: масштабные планы и сложная политическая реальность, Вестник Омского университета. Серия "Исторические науки", № 1, с. 199-203.
Кулькова О.С. (2019) Евросоюз и Африканский союз: укрепление механизмов сотрудничества -от общего к частному, Европейский Союз: факты и комментарии, № 95, с. 104-108.
Кулькова О.С. (2020) Новые гуманитарные инициативы ЕС в Африке, углубление торгово-инвестиционного сотрудничества со странами континента, Европейский Союз: факты и комментарии, № 98, с. 110-113.
Медкевич Н. (2020) Новая стратегия ЕС в Центральной Азии, РСМД, 24.01.2020. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/columns/asian-kaleidoscope/novaya-strategiya-es-v-tsentralnoy-azii/
Морозенская Е.В. (2019) "Новый регионализм" в Африке: форма приспособления к глобализации или попытка противодействия современному неоколониализму?, Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право, Т. 12, №4, с. 209-227.
Поворот Африки на "Восток" и интересы России (2018) (отв. ред. Т.Л. Дейч, Е.Н. Корендясов, С.В. Ненашев). Институт Африки РАН, Москва, Россия, 304 с.
Потемкина О.Ю. (2017) "Новое партнёрство" Комиссии ЕС - "амбициозный план" с неясными перспективами. Европейская аналитика 2017. Москва, Россия, с. 71-80.
Фитуни Л.Л. (2019) На пути к новой биполярности: геоэкономика и геополитика противостояния в Африке, Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право, Т. 12, №3, с. 6-29.
References
Abramova I.O. (2019) Geopoliticheskaya skhvatka za Afriku [Geopolitical Fight for Africa], St.Petersburg, Russia, 56 p.
Ajvazyan A.S. (2020) Gruziya: vneshnyaya politika malogo gosudarstva, Sovremennaya Evropa, no 1, pp. 80-90.
Alden C., Barber L. (2015) EU-China-Africa and the Challenges of African Development, in China, the European Union and the Developing World. a Triangular Relationship, edited by Jan Wouters J., Defraigne J.-C., Burnay M., Cheltenham: Edward Elgar. pp. 402-413.
Barbiere С. (2018) MEPs condemn Hungary's post-Cotonou agreement blockade. Euractiv.fr, 15 June 2018. URL: https://www.euractiv.com/section/africa/news/meps-condemn-hungarys-post-cotonou-agreement-blockade/
Bas Hooijmaaijers (2018) China's rise in Africa and the response of the EU: a theoretical analysis of the EU-China-Africa trilateral cooperation policy initiative, Journal of European Integration, Vol.40, no 4, pp. 443-460.
Bodomo A. (2019) Africa-China-Europe relations: Conditions and conditionalities. Journal of International Studies, No 12(4), pp. 115-129.
Carbone M. (2018) Caught between the ACP and the AU: Africa's relations with the European Union in a post-Cotonou Agreement context, South African Journal of International Affairs, Vol.25, No 4, pp. 481496.
Carbone M. (ed.) (2013) The European Union in Africa: Incoherent Policies, Asymmetrical Partnership, Declining Relevance? Manchester: Manchester University Press. 320 p.
Deich T.L. (2018) Kitaj v Afrike: "neokolonializm" ili "win-win" strategiya?, Kontury global'nyh trans-formacij: politika, ekonomika, pravo, Vol.11, no 5, pp. 119-141.
Denisova T. S. , Kostelyanec S. V. (2020) Evrosoyuz, Kitaj i Afrika: sotrudnichestvo v oblasti sodejstvi-ya mezhdunarodnomu razvitiyu (problemy i perspektivy), Aziya i Afrika segodnya, issue 1, pp. 17-24.
Fituni L.L. (2019) Na puti k novoj bipolyarnosti: geoekonomika i geopolitika protivostoyaniya v Afrike, Kontury global'nyh transformacij: politika, ekonomika, pravo, Vol.12, no3, pp. 6-29.
Gemueva K.A. (2018) Kitajskie infrastrukturnye proekty v stranah Afriki yuzhnee Sahary: kreditnoe fi-nansirovanie, Kontury global'nyh transformacij: politika, ekonomika, pravo, Vol.11, no 5, pp. 55-73.
Goncharov V. (2019) Franciya i Afrika: vchera i segodnya, Mezhdunarodnaya zhizn', URL: https: //interaffairs.ru/news/ show/23966
Hughes K. (2017) EU-Africa Relations - Strategies for a renewed partnership, Brussels: Friends of Europe. URL: http://www.friendsofeurope.org/media/uploads/2017/05/Friends-of-Europe- EU-Africa-report-FINAL.pdf
Kornilov A.A., Afon'shina A.I. (2018), Soyuz dlya Sredizemnomor'ya: masshtabnye plany i slozhnaya politicheskaya real'nost', VestnikOmskogo universiteta. Seriya "Istoricheskie nauki", no 1, pp. 199-203.
Kul'kova O.S. (2019) Evrosoyuz i Afrikanskij soyuz: ukreplenie mekhanizmov sotrudnichestva - ot ob-shchego k chastnomu, Evropejskij Soyuz: fakty i kommentarii, no 95, pp. 104-108.
Kul'kova O.S. (2020) Novye gumanitarnye iniciativy ES v Afrike, uglublenie torgovo-investicionnogo sotrudnichestva so stranami kontinenta, Evropejskij Soyuz: fakty i kommentarii, no 98, pp. 110-113.
Medkevich N. (2020) Novaya strategiya ES v Central'noj Azii, RSMD, 24.01.2020. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/columns/asian-kaleidoscope/novaya-strategiya-es-v-tsentralnoy-azii/
Morozenskaya E.V. (2019) "Novyj regionalism" v Afrike: forma prisposobleniya k globalizacii ili popy-tka protivodejstviya sovremennomu neokolonializmu?, Kontury global'nyh transformacij: politika, ekonomi-ka, pravo, Vol. 12, no 4, pp. 209-227.
Muntschick J. (2018) The Southern African Development Community (SADC) and the European Union (EU): Regionalism and External Influence, Palgrave, 372 p.
Potemkina O.Yu. (2017) "Novoe partnyorstvo" Komissii ES - "ambicioznyj plan" s neyasnymi perspektivami. Evropejskaya analitika 2017. Moscow, Russia, pp. 71-80.
Povorot Afriki na "Vostok" i interesy Rossii (2018) (otv. red. T.L. Dejch, E.N. Korendyasov, S.V. Ne-nashev). Institut Afriki RAN, Moscow, Russia, 304 p.
Stahl A.K. (2018) EU-China-Africa Trilateral Relations in a Multipolar World. Hic Sunt Dracones. Ba-singstoke: Palgrave. 228 p.
Yousef A. (2017). Europe's Relations with North Africa: Politics, Economics and Security, Bloomsbury Publishing, 336 p.
The EU's New Strategy for Africa: in Search of a Genuine Partnership
Received 13.02.2020
Author. Bisson L., Candidate of Sciences (Politics), Senior Research Fellow of the Department of European Integration Studies, Institute of Europe, Russian Academy of Sciences. Address: 11-3, Mokhovaya str., Moscow, 125009. E-mail: lyubov.pasyakina@gmail.com
Abstract. The article analyzes the prospects of the new EU strategy for Africa. The author highlights the strengthening of the discourse of equal partnership on the part of the EU. Following its internal development logic, the EU also changes the agenda of its relations with the African Union, proposing as a priority a partnership for digital and "green" transformation. China as a major international player in the region continues bolstering its presence and influence. The latter explains the partial departure of the EU from the principle of conditionality in relations with the African states. The European Union remains Africa's main partner in terms of trade and foreign direct investment. However, as the author stresses, in order to achieve its competitive advantage, given the ongoing integration processes and the establishment of the AfCFTA, the EU needs to strengthen relations with Africa at the intercontinental level, as well as to support more actively the connectivity agenda and infrastructure projects. The author argues that the EU efforts to fulfil its commitments to the African states within the framework of it's Global Response to COVID-19 is a positive factor in the Afro-European relations.
Key words: European Union, Africa, African Union, AfCFTA, China, foreign policy, conditionally, foreign direct investment, foreign trade, COVID-19.
DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope320203950