Научная статья на тему 'Интеграционные процессы в Африке: история и современный этап'

Интеграционные процессы в Африке: история и современный этап Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
12154
1825
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АФРИКА / AFRICA / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ECONOMIC INTEGRATION / ВОСТОЧНОАФРИКАНСКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО (ВАС) / EAST AFRICAN COMMUNITY (EAC) / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ И ВАЛЮТНЫЙ СОЮЗ СТРАН ЗАПАДНОЙ АФРИКИ (ЭКОВАС) / AFRICAN UNION (AU) / СООБЩЕСТВО ПО РАЗВИТИЮ ЮЖНОЙ АФРИКИ (САДК) / SOUTH AFRICAN DEVELOPMENT COMMUNITY (SADC) / АФРИКАНСКИЙ СОЮЗ (АС) / АФРИКАНСКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО (АЭС) / AFRICAN ECONOMIC COMMUNITY (AEC) / ПРОГРАММА НЕПАД / NEPAD / ECONOMIC COMMUNITY OF WEST AFRICAN STATES (ECOWAS)

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Костюнина Галина Михайловна

В силу дезинтегрирующих факторов Африка остается самым наименее интегрированным регионом мира, хотя первые интеграционные объединения были созданы еще в колониальный период. В 1960-е гг. действует тенденция к пан-африканизму формирования общеафриканского союза, но политические разногласия, многочисленные этнические ивооруженные конфликты стали главным препятствием. Эта тенденция возрождается в 1980-е гг. на основе Лагосского плана действий, в котором акцент был сделан на три объединения ЭКОВАС, САДК и КОМЕСА. В 1991 г. был подписан договор Абуджа о форми-ровании Африканского экономического союза (АЭС). Спустя 10 лет ОАЕ была преобразована в Африканский союз, поставивший цель формирования Африканского сообществак 2030 г. на базе восьми ведущих объединений, в которых достигнута разная форма интеграции от зоны преференциальной торговли до общего рынка. В 2015 г. главы государств КОМЕСА, САДК и ВАС подписали Соглашение о континентальной зоне свободной торговли как начального этапа АЭС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integration processes in Africa: history and present stage

Africa remains the least integrated region in the world, although the first integration agreements have been signed during the colonial period. In the 1960s there was a tendency to Pan-Africanism the formation of Pan-African union, but political differences, many ethnic and armed conflicts have become a major obstacle. This trend is being revived in the 1980s based on the Lagos Plan of Action, in which the focus was on the three regional integration agreements(RIA) ECOWAS, EAC and SADC. In 1991, the Abuja agreement was signed on the formation of the African Economic Community (AEC). After 10 years, the Organization of African Unity(OAU) has been transformed into the African Union, which has set a target of formation of the AEC to 2030 based on eight leading RIAs, which reached different form of integration from preferential trade area to common market. In 2015, the Heads of States of COMESA, SADC and EAC signed an agreement on the Continental free trade area as the initial stage of AEC.

Текст научной работы на тему «Интеграционные процессы в Африке: история и современный этап»

Интеграционные процессы в Африке: история и современный этап

Г.М. Костюнина, УДК 339.924 (6)

доктор экономических наук, МГИМО (У) МИД России, ББК 65.5 (6)

кафедра международных экономических отношений К-727 и внешнеэкономических связей - профессор

Аннотация

В силу дезинтегрирующих факторов Африка остается самым наименее интегрированным регионом мира, хотя первые интеграционные объединения были созданы еще в колониальный период. В 1960-е гг. действует тенденция к пан-африканизму - формирования общеафриканского союза, но политические разногласия, многочисленные этнические и вооруженные конфликты стали главным препятствием. Эта тенденция возрождается в 1980-е гг. на основе Лагосского плана действий, в котором акцент был сделан на три объединения - ЭКОВАС, САДК и КОМЕСА. В 1991 г. был подписан договор Абуджа о формировании Африканского экономического союза (АЭС). Спустя 10 лет ОАЕ была преобразована в Африканский союз, поставивший цель формирования Африканского сообщества к 2030 г. на базе восьми ведущих объединений, в которых достигнута разная форма интеграции - от зоны преференциальной торговли до общего рынка. В 2015 г. главы государств КОМЕСА, САДК и ВАС подписали Соглашение о континентальной зоне свободной торговли как начального этапа АЭС.

Ключевые слова: Африка, экономическая интеграция, Восточноафриканское экономическое сообщество (ВАС), Экономический и валютный союз стран Западной Африки (ЭКОВАС), Сообщество по развитию Южной Африки (САДК), Африканский союз (АС), Африканское экономическое сообщество (АЭС), программа НЕПАД.

Integration processes in Africa: history and present stage

G.M.Kostyunina,

Doctor of Economic Sciences, Moscow State Institute of International Relations (University) MFA Russia, Department of International Economic Relations and Foreign Relations - Professor

Abstract

Africa remains the least integrated region in the world, although the first integration agreements have been signed during the colonial period. In the 1960s there was a tendency to Pan-Africanism - the formation of Pan-African union, but political differences, many ethnic and armed conflicts have become a major obstacle. This trend is being revived in the 1980s based on the Lagos Plan of Action, in which the focus was on the three regional integration agreements (RIA) - ECOWAS, EAC and SADC. In 1991, the Abuja agreement was signed on the formation of the African Economic Community (AEC). After 10 years, the Organization of African Unity (OAU) has been transformed into the African Union, which has set a target of formation of the AEC to 2030 based on eight leading RIAs, which reached different form of integration - from

^ 34

Российский внешнеэкономический вестник

4 - 2016

preferential trade area to common market. In 2015, the Heads of States of COMESA, SADC and EAC signed an agreement on the Continental free trade area as the initial stage of AEC.

Key words: Africa, economic integration, East African Community (EAC), Economic Community of West African States (ECOWAS), South African Development Community (SADC), African Union (AU), African Economic Community (AEC), NEPAD.

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ В АФРИКЕ

Первое интеграционное объединение было создано в Африке еще в колониальный период в 1910 г. Им стал Южноафриканский таможенный союз, САКУ (South African Customs Union, SACU). В его состав входили английские колонии - Южная Африка, Ботсвана, Свазиленд и Лесото. Достижение политической независимости привело к необходимости подписания нового договора, что произошло в 1969 г. Позднее присоединилась Намибия. В рамках пяти стран-участниц осуществляется свободная торговля товарами, действует общий таможенный тариф, проводится общая торговая политика по отношению к третьим странам и свободный транзит грузов. За исключением Ботсваны все остальные страны входят в общую валютную зону южноафриканского ранда.

В 1939 г. сформировалось валютное объединение - Зона франка в составе французских колоний Тропической Африки, в рамках которой был введен франк КФА (франк французских колоний в Африке с 1939 до 1960-х гг., затем - франк финансового сообщества). В 1960-1970-е гг. на его базе были созданы два региональных объединения - Западноафриканский валютный союз (1962 г.), преобразованный в Западноафриканский экономический и валютный союз (1994 г.)1, и Централь-ноафриканский валютный союз (1972 г.), трансформированный в 1994 г. в Цен-тральноафриканское валютно-экономическое сообщество (СЕМАК)2. В 1960-е гг. также был создан Таможенный и экономический союз стран Центральной Африки, ЮДЕАК (1964 г.) в составе 5 бывших французских колоний, позднее переименованный в Экономическое сообщество стран Центральной Африки, ЭККАС.

В целом, интеграционные тенденции начались в Африке с 1960-х гг., как и в других регионах мира. Большую роль в их инициировании сыграла Организация африканского единства (ОАЕ), созданная в 1963 г. в целях формирования общеафриканского союза в рамках политики «опоры на собственные силы» и политики импортозамещения. Именно в Уставе ОАЕ получила закрепление идея регионализма.

1 West African Economic and Monetary Union (WAEMU) в состав вошли Бенин, Буркина-Фасо, Кот д Ивуар, Гвинея-Бисау, Мали, Нигер, Сенегал, Того.

2 The Economic and Monetary Community of Central Africa (CEMAC) в составе Габона, Камеруна, Республики Конго, ЦАР, Чада, Экваториальной Гвинеи.

4 - 2016

Российский внешнеэкономический вестник

35 Q

В первые годы экономическая интеграция рассматривалась как механизм преодоления экономических проблем, разрозненности и повышения роли континента в мировой экономике. Экономическое объединение стран Африки в интеграционные соглашения имело реальные причины, включая стремление сократить зависимость от бывших метрополий и содействие экономическому росту стран. Но на реализации поставленных целей негативно сказывался разрыв в уровнях ресурсного обеспечения, многочисленные этнические группы, языковое многообразие, наличие островных государств и стран, не имеющих выхода к морю, что вело к противоречиям в интересах между государствами и к их акценту на политике уважения суверенитета и территориальной целостности.

В итоге в рассматриваемый период происходит ослабление стремления к панафриканизму, а также преобладание политического аспекта интеграционных тенденций. Правда, создать политический союз в Африке так и не удалось, в том числе вследствие многочисленных вооруженных конфликтов в разных странах, экономического кризиса середины 1970-х гг. и роста внешней задолженности. В конце 1970-х гг. отношение к экономической интеграции стало постепенно меняться: она стала рассматриваться как инструмент активизации экономического развития и преодоления спадов в экономике.

В 1960-1970-е гг. на африканском континенте простейшая форма экономической интеграции - зона свободной торговли так и не была достигнута (исключением стал таможенный союз в рамках САКУ, но это - достижение колониального периода), что связано с преобладанием дезинтегрирующих факторов объективного и субъективного характера, включая крайне низкий уровень экономического развития, низкий удельный вес взаимной торговли, монокультурность и однотипность структуры производства и экспорта, немалые различия между странами по многим макроэкономическим показателям, огромные политические разногласия между странами, невысокий объем налоговых доходов. Эти и ряд других факторов определили формальный характер интеграционных процессов в рассматриваемый период, невысокий динамический эффект и преобладание эффекта отклонения торговли над эффектом создания торговли. В сложившихся условиях интеграционные объединения рассматривались как инструмент либерализации торговли и содействия экономическому развитию африканских государств3.

Следующий этап интеграционных процессов в Африке охватывает период 1980-х гг., когда наблюдалось создание новых объединений с большим количеством стран-участниц или активизация интеграционных процессов в ранее созданных объединениях. В частности, на данном этапе стали функционировать САДКК (1980 г.), Зона преференциальной торговли стран Восточной и Южной Африки (1981 г.), Межправительственная организация по развитию, ИГАД (1980 г.), Союз арабских стран Магриба (АМУ).

3 Костюнина Г.М. Интеграционные группировки в Африке. /Международная экономическая интеграция: учебное пособие под ред.Н.Н.Ливенцева. - М.: Экономистъ, 2006. -С.300.

^ 36

Российский внешнеэкономический вестник

4 - 2016

В 1980-е гг. растет интерес к объединительным интеграционным процессам, что выразилось в принятии Лагосского плана действий в 1980 г. Он был нацелен на формирование Панафриканского общего рынка, на содействие индустриализации экономик африканских государств и консолидацию действующих интеграционных объединений в Африканское экономическое сообщество (АЭС, African Economic Community, AEC).

Для реализации перечисленных целей было предложено сформировать три интеграционных объединения: на западе Африке - Экономическое сообщество стран Западной Африки, ЭКОВАС (Economic Community of West African States, ECOWAS)4, на востоке и юге континента - Экономическое сообщество стран Восточной и Южной Африки, КОМЕСА (Economic Community of East and South Africa, COMESA)5 и в центре Африки - Экономическое сообщество стран Центральной Африки, ЭККАС (Economic Community of Central African States, ECCAS)6. Данная рекомендация успешно реализовалась на практике.

В 1991 г. страны Африки подписали Договор Абуджа, заложивший основу развития современного этапа интеграционных процессов на континенте. Договор призван сформировать Панафриканское экономическое сообщество в течение 34 лет. Его цели включили (1) содействие развитию материальных и людских ресурсов, (2) достижение экономической стабильности, (3) повышение благосостояния населения, (4) поэтапное формирование экономического сообщества. В Договоре Абуджа зафиксированы шесть этапов перехода стран к АЭС (см.таблицу 1).

Таблица 1

Этапы формирования Африканского Экономического Сообщества

Этап Намеченная цель Намеченная дата

I этап формирование интеграционных объединений в регионах, где они отсутствуют. к 1999 г.

II этап активизация интеграционных процессов на континенте и гармонизация деятельности интеграционных объединений. к 2007 г.

III этап создание зоны свободной торговли или таможенного союза в каждом интеграционном объединении. к 2017 г.

4 ЭКОВАС в составе 15 государств (Бенина, Буркина Фасо, Гамбии, Ганы, Гвинеи, Гви-неи-Биссау, Кот-д'Ивуара, Кабо-Верде, Либерии, Мали, Нигера, Нигерии, Сенегала, Сьерра-Леоне, Того),

5 КОМЕСА в составе 19 государств (Бурунди, Демократической республики Конго, Джибути, Зимбабве, Замбии, Египта, Кении, Коморских о-в, Ливии, Маврикия, Мадагаскара, Малави, Руанды, Свазиленда, Сейшельских о-в, Судана, Уганды, Эритреи и Эфиопии.

6 ЭККАС в составе 10 государств Анголы, Бурунди, Камеруна, Центральноафриканской республики, Республики Конго, Демократической республики Конго, Габона, Экваториальной Гвинеи, Сан Томе и Принсипи, Чада.

4 - 2016

Российский внешнеэкономический вестник

37 Q

Этап Намеченная цель Намеченная дата

IV этап координация таможенно-тарифного и нетарифного регулирования в интеграционных объединениях в целях постепенного перехода к общерегиональной зоне свободной торговли. к 2019 г.

V этап формирование Африканского общего рынка. к 2023 г.

VI этап создание экономического и валютного союза и общего парламента с окончательным завершением формирования к 2034 г в 2023 г.

Источник: Составлено автором.

В 1999 г. главы государств стран-участниц ОАЕ утвердили Декларацию Сирте по формированию Африканского союза (АС), одной из задач которого стала активизация интеграционных процессов на континенте.

Панафриканская идея получила развитие в трансформации Организации африканского единства в Африканский союз (АС), когда был подписан Учредительный договор об АС (2000 г.). Основное отличие Африканского союза от ОАЕ заключается в характере интеграционной направленности. Если ОАЕ провозглашала политическую интеграцию в целях гарантирования национальной независимости и территориальной целостности африканских государств, то Африканский союз - экономическую интеграцию ради достижения сплоченности и развития сотрудничества между странами континента. Формирование АС стало шагом вперед на пути развития интеграционных процессов на континенте.

В 2001 г. утверждается Инициатива под названием Новое партнерство для развития Африки, НЕПАД (New Partnership for Africa's Development, NEPAD). Ее цель - содействие развитию взаимной торговли и инвестиций. Для реализации этой цели были определены такие задачи, как достижение темпов прироста ВВП на уровне не менее 7% к 2015 г. (для этого необходимы ежегодные инвестиции в объеме 22 млрд долл., в том числе 40% в транспорт, 25% в энергетику и 15% в телекоммуникации7); развитие человеческого капитала; содействие развитию сельского хозяйства; привлечение зарубежных инвестиций и упрощение доступа на рынки товаров.

В основу НЕПАД были положены две программы - Программа партнерства по экономическому развитию Африки в новом столетии и программа Омега по финансовому и инвестиционному содействию. Первая программа призвана содействовать разрешению межафриканских конфликтов, привлечению иностранных

7 Assessing Regional Integration in Africa V, Towards an African Continental Free Trade Area. AU, ECA, ABD, 2014.- P.95.

^ 38

Российский внешнеэкономический вестник

4 - 2016

инвестиций, оказанию финансовой помощи и решению проблемы внешнего долга. Вторая программа Омега нацелена на приоритетное развитие сельского хозяйства, образования, инфраструктуры и здравоохранения. В итоге эти две программы были объединены в единую программу под названием Новая Африканская инициатива (2001 г.), которая и была трансформирована в НЕПАД.

Понадобилось еще несколько лет, прежде чем в 2009 г. была принята программа по реализации НЕПАД - Интеграционная программа минимум. Она стала инструментом объединения африканских интеграционных соглашений и укрепления взаимных экономических связей между странами. Программа определила 11 приоритетных сфер для инвестиционных проектов, в том числе инфраструктура, энергетика, сельское хозяйство, свободное перемещение товаров, услуг, капитала и лиц, наука и технологии, социальная сфера.

Так, в сфере промышленности были инициированы следующие проекты: разработка правовых рамок развития промышленной политики и принятие в каждом объединении плана действий по промышленному развитию в Африке; в сфере сельского хозяйства - гармонизация региональных программ по продовольственной безопасности, обмен опытом между интеграционными объединениями, формирование специального фонда по сельскохозяйственному развитию в каждом объединении.

Для этих целей были приняты Африканский план действий (2010-2015 гг.), Программа инфраструктурного развития Африки до 2040 г. (стоимостью 360 млрд долл.), Комплексная программа развития сельского хозяйства, План действий по науке и технологиям, Вторая декада образования.

В качестве примера можно рассмотреть Программу инфраструктурного развития Африки до 2040 г. Она нацелена на строительство и модернизацию инфраструктуры в сферах энергетики, ИКТ, транспорта и водоснабжения и включает 29 проектов. Так, например, в сфере энергетики реализуются проекты по сооружению энергосетей Кения-Эфиопия, Замбия-Танзания-Кения; в сфере транспорта - строительство высокоскоростной магистрали в Магрибе, участков коридора Дакар-Нджамена-Джибути, моста через реку в Гамбии; в сфере ИКТ - сооружается инфраструктура для ИКТ в рамках НЕПАД, единая сеть ИКТ для ВАС; в области трансграничного водоснабжения - проекты в бассейнах р.Сенегал, р.Нил и р.Нигер.

В год 50-летия со дня основания ОАЕ утверждена Повестка дня-2063, рассчитанная на 50 лет. Она призвана повысить сравнительные преимущества стран континента в целях увеличения их роли в мировой экономике.

В 2014 г. на саммите глав африканских государств в Аддис-Абебе принят документ «Общая африканская позиция», в котором определены шесть основ: (1) структурная трансформация экономики и неуклонный рост (сокращение неравенства, устойчивый рост аграрного производства, достижение продовольственной само-

4 - 2016

Российский внешнеэкономический вестник

39 0

обеспеченности, диверсификация и индустриализация экономик, развитие сферы услуг, развитие инфраструктуры); (2) наука, технологии и инновации (создание технологических мощностей, разработка экологических инноваций, расширение поддержки исследований, оптимальное использование технологий); (3) развитие с акцентом на человеческий капитал (сокращение уровня бедности, равный доступ к качественному здравоохранению, улучшение доступа к устойчивому человеческому развитию); (4) экологическое устойчивое развитие, управление природными ресурсами и рисками стихийных бедствий (расширение безопасного доступа к источникам водоснабжения, эффективный ответ на климатические вызовы, сокращение риска стихийных бедствий); (5) поддержание мира и безопасности (решение основных причин конфликтов, предотвращение военных конфликтов); (6) финансирование и партнерства (повышение мобилизации внутренних ресурсов, расширение объема финансирования инноваций, содействие взаимовыгодным партнерствам, укрепление партнерства для развития торговли).

СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В АФРИКЕ

По данным ВТО на середину 2015 г. в Африке насчитывалось 55 региональных интеграционных соглашений, в том числе 43 в рамках юг-юг (т.е. между развивающимися странами) и 12 - север-юг (между развитыми и развивающимися странами). Страны-лидеры по количеству подписанных соглашений - Египет, Тунис и Марокко (по 6 соглашений).

В среднем на каждое африканское государство приходится 2,1 соглашений, что является самым низким показателем по сравнению с другими регионами мира. Это свидетельствует о невысоком уровне развития интеграционных процессов на африканском континенте. Тем не менее, количество интеграционных объединений растет, что среди прочих факторов способствовало росту доли Африки в мировом экспорте с 3,0% до 3,2% и в мировом импорте с 2,6% до 3,3% в 1990-2013 гг. и к расширению их участия в глобальной цепочке поставок. За 2000-2014 гг. возрос и объем накопленных ПИИ в экономиках африканских государств с 153,7 млрд долл. до 709,2 млрд долл., или в 4,6 раза.

Постепенно происходит отход от односторонней преференциальной торговли в рамках Общей системы торговых преференций, Ломейских и Котонийского соглашений с Европейским союзом и соглашения с США, известного как Акт об ускорении роста и возможностей в Африке. Причиной стала торговая либерализация в развитых государствах, что привело к сокращению объема торговых преференций и к поиску новых преференциальных льгот в формате интеграционных процессов. Если в большинстве других регионов мира интеграция рассматривается как стимулирование экономического реформирования и притока ПИИ, то в Африке - как упрощение доступа на рынки других стран, а интеграционные объединения вы-

^ 40

Российский внешнеэкономический вестник

4 - 2016

ступают в качестве инструмента формирования Африканского союза и реализации программы НЕПАД.

В Африке интеграционные соглашения называются региональными интеграционными сообществами (regional economic communities, REC), что было закреплено в Договоре Абуджа (1991 г.). Здесь можно встретить практически весь спектр интеграционных объединений: от зоны преференциальной торговли до общего рынка. Так, зонами преференциальной торговли (как этапа прединтеграции) выступают Сообщество стран к югу от Сахары, СЕНСАД и Союз арабских стран Магриба, АМУ; зонами свободной торговли - Экономическое сообщество стран Западной Африки, ЭКОВАС и Экономическое сообщество стран Центральной Африки, ЭККАС; таможенными союзами - Экономическое сообщество стран Восточной и Южной Африки, КОМЕСА и Южноафриканский таможенный союз, САКУ; общим рынком - Восточноафриканское сообщество (ВАС).

Созданный в 2002 г. Африканский союз нацелен на формирование экономического и валютного союза в Африке к 2030 г. на базе 8 интеграционных объединений - СЕНСАД, КОМЕСА, ВАС, ЭККАС, ЭКОВАС, ИГАД, САДК и АМУ. Ниже приводится таблица 2 по этим ведущим объединениям в Африке.

Таблица 2

Ведущие интеграционные объединения Африки

Объединение Год создания К-во стран Страны-члены Форма интеграции

ВАС, Восточноафриканское экономическое сообщество 1967 1999 5 стран Бурунди, Кения, Руанда, Танзания, Уганда Общий Рынок

КОМЕСА Общий рынок стран Восточной и Южной Африки 1994 19 стран Ангола, Бурунди, Коморские о-ва, Демократическая республика Конго, Джибути, Египет, Эритрея, Кения, Мадагаскар, Малави, Маврикий, Намибия, Руанда, Сейшельские о-ва, Судан, Свазиленд, Уганда, Замбия, Зимбабве Таможенный союз

САДК, Сообщество по развитию стран Южной Африки 1980 2000 14 стран Ангола, Ботсвана, Демократическая республика Конго, Лесото, Малави, Маврикий, Мозамбик, Намибия, Сейшельские о-ва, Южная Африка, Свазиленд, Танзания, Замбия, Зимбабве Зона свободной торговли

ЭКОВАС, Экономическое сообщество стран Западной Африки 1975 1993 15 стран Бенин, Буркина Фасо, Кабо Верде, Кот д'Ивуар, Гамбия, Гана, Гвинея, Гвинея-Биссау, Либерия, Мали, Нигер, Нигерия, Сенегал, Сьерра Леоне, Того Зона свободной торговли

4 - 2016

Российский внешнеэкономический вестник

41 Q

Объединение Год создания К-во стран Страны-члены Форма интеграции

ЭККАС, Экономическое сообщество стран Центральной Африки 2007 11 стран Ангола, Бурунди, Камерун, ЦАР, Чад, Конго, Демократическая республика Конго, Экваториальная Гвинея, Габон, Сан Томе и Принсипи, Руанда Зона свободной торговли

ИГАД, Межправительственный орган по развитию 1996 7 стран Джибути, Эритрея, Эфиопия, Кения, Сомали, Судан, Уганда Зона преференциальной торговли

СЕНСАД Сообщество государств к югу от Сахары 1998 19 стран Бенин, Буркина Фасо, Центрально-африканская республика, Чад, Кот д'Ивуар, Джибути, Египет, Эритрея, Гамбия, Ливия, Мали, Марокко, Нигер, Нигерия, Сенегал, Сомали, Судан, Того, Тунис Зона преференциальной торговли

АМУ, Союз арабских стран Магриба 1989 5 стран Алжир, Ливия, Мавритания, Марокко, Тунис Зона преференциальной торговли

Источник. Составлено на основе данных Dima Noggo Sarbo. Re-conceptualizing Regional Integration in Africa: the European Union and Africa's Priorities. GEG WP 2013/78. - Appendix 1.

Главные причины формирования интеграционных объединений в Африке -экономические, за исключением Комиссии Индийского океана (ИОК)8. Равное значение имеют политические (СЕНСАД, ИГАД, САДК, АМУ, МРУ9), географические (АМУ и ИОК), культурологические (ИГАД, СЕПГЛ10) и исторические факторы (ИГАД).

Для Африки, как и для других регионов мира, характерен эффект «спагетти», когда примерно одни и те же страны являются участницами разных объединений. Так, все страны СЕМАК11 участвуют в ЭККАС и ряд из них входят в состав СЕН-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8 Комиссия Индийского океана создана в 1984 г. в составе Коморских о-в, Мадагаскара, Маврикия, Сейшельских о-в, Реюньона

9 МРУ -Союз стран реки Ману (1973 г., активизация в 2004) в составе Гвинеи, Либерии, Сьерра-Леоне, Кот д Ивуара

10 СЕПГЛ - Экономическое сообщество стран Великих озер (1976) - Бурунди, Демократическая республика Конго, Руанда

11 СЕМАК - Экономическое и валютное сообщество стран Центральной Африки (1999 г.) - Камерун, ЦАР, Чад, Конго, Экваториальная Гвинея, Габон.

^ 42

Российский внешнеэкономический вестник

4 - 2016

САД. В КОМЕСА входят 7 государств САДК и 4 государства ВАС. 4 страны ИГАД являются членами КОМЕСА. Страны САДК одновременно участвуют в КОМЕСА, ВАС, САКУ и ЭККАС. Подобный эффект ведет к дублированию программ, противоречиям в определении ряда понятий (например, правила страны происхождения товара) и низкой эффективности деятельности.

В рамках африканских интеграционных объединений преобладает эффект отклонения торговли, а не ее создания. Это вызвано такими причинами, как небольшой объем торговых преференций, что недостаточно для замены взаимным импортом импорта из третьих государств; неравномерное распределение преимуществ между участвующими странами; разрыв в уровнях среднедушевых доходов.

В Африке сохраняются многочисленные дезинтегрирующие факторы: невысокая емкость внутренних рынков; низкие среднедушевые доходы; монокультурная структура производства и экспорта; неблагоприятные условия торговли; низкая экономическая взаимозависимость и взаимодополняемость; нехватка финансовых ресурсов; большой численный состав интеграционных объединений (до 27 стран), что мешает выработке общей политики; неравное распределение преимуществ и издержек интеграции между странами, что вызывает озабоченность правительств; крайне низкая роль частнопредпринимательского сектора; слабость государственных структур; многочисленные вооруженные конфликты.

Эти и иные факторы негативно сказываются на взаимных экономических связях. Доля взаимного экспорта в совокупном экспорте африканских объединений дифференцирована в пределах 1,9% в СЕМАК до 19,5% в ВАС (см. таблицу 3).

Таблица 3

Динамика доли взаимного экспорта в совокупном экспорте интеграционных объединений Африки в 1980-2013 гг., %

РИО 1980 1990 1995 2000 2005 2010 2013

СЕМАК 1,6 2,3 1,7 1,2 1,4 2,7 1,9

КОМЕСА 5,7 6,3 5,6 4,8 5,1 7,4 9,4

ВАС* 17,2 17,7 18,5 18,6 19,5

ЭКОВАС 9,6 8,0 10,3 8,9 9,6 8,3 9,3

САДК 0,4 3,1 15,0 13,1 9,7 12,6 16,8

АМУ 0,3 2,9 3,9 2,3 1,9 2,4 3 7

Примечание к таблице: За 1980 и 1990 годы данные по ВАС отсутствуют, т.к. это объединение распалось в 1977 г. и возродилось в 1999 г.

Источник. UNCTAD Handbook of Statistics 2014. Geneva, 2014.Available at: http://unc-tad.org/en/PublicationsLibrary/tdstat39_en.pdf - Р.41.

4 - 2016

Российский внешнеэкономический вестник

43 Q

Как видно из таблицы 3, такие объединения, как САДК, АМУ и КОМЕСА, существенно увеличили показатель интегрированности - долю взаимного экспорта в совокупном экспорте за более чем три десятилетия. Лишь в СЕМАК показатель вырос незначительно.

Африка отличается низким удельным весом внутрирегионального экспорта -17,0% (для сравнения в Европе - 68,5%, Северной Америке - 50,2%, в Азии -52,3% и в Латинской Америке - 25,8%. Лишь на Ближнем Востоке этот показатель меньше и равен 8,8%).

Товарная структура экспорта Африки носит в основном сырьевой характер и региональные объединения вряд ли смогут ее кардинально изменить. Причина - в неемкости африканских рынков и небольшом объеме торговли с соседними государствами, что существенно сужает экономическую основу для обмена товарами и для специализации на производстве определенных товаров. Отсюда, объем преимуществ от участия в интеграционных процессах низкий и в основном преобладает эффект отклонения торговли. Ниже рассмотрены результаты деятельности Восточноафриканского сообщества как наиболее продвинутого регионального интеграционного объединения (РИО) в Африке.

ЭВОЛЮЦИЯ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РАМКАХ ВОСТОЧНО-АФРИКАНСКОГО СООБЩЕСТВА (ВАС)

Основой интеграционного объединения стали устойчивые экономические связи между Кенией, Угандой и Танзанией. Еще в 1930-е гг. были сформированы Вос-точноафриканский валютный совет, Почтовый союз и Объединенная железная дорога, которые позволили координировать экономическую политику трех английских колоний. Спустя десять лет также были созданы Совместный экономический комитет и Объединенный совет по налогам. В рамках трех колоний применялась общая валюта - восточноафриканский шиллинг, также действовал таможенный союз с общим таможенным тарифом и беспошлинной взаимной торговлей, с отсутствием валютного контроля и лицензирования.

Таким образом, еще в колониальный период существовала институциональная структура по координации политики, таможенный союз и общая валюта. Достижение политической независимости в 1963 г. поставило задачу активизации взаимного экономического сотрудничества (даже ставился вопрос о политической федерации, но Кения выступила категорически против).

ВАС (Eastern African Community, EAC) было создано в 1967 г. тремя государствами Кенией, Танзанией и Угандой на основе Договора о сотрудничестве. Его цели - активизация торгового и промышленного сотрудничества, содействие устойчивому развитию государств, равное распределение преимуществ от экономической деятельности и постепенное формирование общего рынка.

Как и другие интеграционные объединения развивающихся стран, ВАС столкнулось с непреодолимыми дезинтегрирующими факторами, которые в итоге при-

^ 44

Российский внешнеэкономический вестник

4 - 2016

вели к ее распаду в 1977 г. Так, перестал функционировать Восточноафриканский валютный совет, что стимулировало создание национальных валютных систем с центральными банками и отказ от общей валюты. Сказались ухудшение экономической ситуации в первой половине 1970-х гг., опасение, что наибольший объем преимуществ получит только Кения как самая экономически развитая страна, политические разногласия, проблема в определении объема взносов партнеров в общий бюджет ВАС.

В 1980-е гг. стала проводиться либерализация торговли, что позитивно сказалось на динамике экономического роста и повышении уровня благосостояния населения. На начало 1980-х гг. среднедушевой ВВП не превышал 300 долл, тогда как в 2014 г. составил в Кении - 3100 долл., Уганде - 2000 долл. и Танзании - 2700 долл., т.е. страны покинули группу наименее развитых государств, к которой ранее относились. Понадобилось два десятилетия, чтобы прийти к общему консенсусу о возрождении Восточноафриканского сообщества в 1999 г. на основе Арушского договора. Нынешний состав ВАС включает пять государств - Бурунди, Кению, Руанду, Танзанию и Уганду.

В Арушском договоре определены следующие направления интеграционных процессов:

□ ликвидация таможенных пошлин и либерализация нетарифных ограничений в течение 4-х лет;

□ введение общего таможенного тарифа;

□ гармонизация промышленных стандартов и сертификатов качества;

□ сближение макроэкономической политики;

□ введение общего паспорта для граждан стран-членов.

В первой половине 2000-х гг. интеграционные процессы развивались достаточно интенсивно и к 2005 г. был сформирован таможенный союз. Торговая либерализация охватывает ныне 90% торговли Кении, 80% Танзании и Уганды. К 2001 г. были либерализованы нетарифные ограничения. В частности, действуют более 130 промышленных стандартов, общий транспортный документ для упрощенной процедуры таможенной очистки грузов. Реализуется Трехсторонняя программа по нетарифным ограничениям, подписанная странами ВАС, КОМЕСА и САДК. В ней определены задачи формирования компьютерной базы данных и национальных комитетов по мониторингу нетарифных ограничений. Действуют пограничные посты в рамках программ «одного окна» по сокращению задержек при прохождении пограничного контроля грузами и физическими лицами. Утвержден принцип страны происхождения товара, когда доля добавленной стоимости составляет не менее 35%. Разрешено применение защитных мер в торговле. В ВАС действует механизм компенсации потерь доходов в связи с ликвидацией таможенных пошлин во взаимной торговле.

4 - 2016

Российский внешнеэкономический вестник

45 ^

В сфере содействия торговле утверждена программа стоимостью в 300 млн долл. по сокращению административных издержек на 40%. Она включила такие направления, как автоматизация портов, таможенных департаментов и других национальных ведомств, управляющих основными транспортными коридорами и пограничными постами; создание общей сети дорог по связыванию рынков стран ВАС с рынками КОМЕСА и САДК. Повышение эффективности функционирования портов и транспортных коридоров должно сократить издержки внутрирегиональных сделок на 30% и увеличить экспорт в третьи государства на 10%.

С 2010 г. в Восточноафриканском сообществе стал функционировать общий рынок неполноформатного типа, т.е. к свободе перемещения товаров добавилась и свобода перемещения других факторов. В рамках рынка капитала разработана модель Инвестиционного кодекса, есть план создания свободной инвестиционной зоны. Что касается рынка лиц, то введен паспорт ВАС, что позволяет осуществлять многоразовые поездки граждан одной страны на территорию других государств, действуют специальные миграционные службы в аэропортах стран-членов по упрощению визовых формальностей для граждан ВАС, достигнута договоренность по взаимному признанию уровня профессиональных квалификаций, что важно для свободного перемещения рабочей силы внутри сообщества. В целом, предполагается право свободного перемещения лиц на основе устранения ограничений, основанных на национальности.

Государства ВАС активно развивают взаимные экономические связи, прежде всего в сфере строительства инфраструктурных объектов. Так, реализуется Программа по развитию пяти транспортных коридоров, действует Восточноафри-канский электроэнергетический пул, продолжается формирование единой сети железных дорог. В качестве примеров можно назвать завершение строительства шоссейной магистрали Аруша-Наманга-р.Ати (готова на 70%), реализацию проектов Северного коридора Момбасса-Катуна и Центрального коридора Дар-эс-Салам -Мутукула. Сооружены два транспортных коридора - Северный и Центральный, которые соединили крупные порты Момбасу и Дар-эс-Салам в единую транспортную систему.

Еще одно направление взаимного сотрудничества - валютное сотрудничество. В Найроби еще с 1954 г. функционирует биржа, ставшая фактически региональным финансовым институтом, есть Восточноафриканский комитет по ценным бумагам, призванный координировать деятельность национальных валютных бирж. Для целей координации макроэкономической политики и активизации валютного сотрудничества разработаны и утверждены критерии конвергенции по модели маастрихтских критериев Евросоюза12. Критерии предназначены для определения уровня сближенности национальных экономик стран-членов ВАС.

12 Более подробно см. Костюнина Г.М., Адамчук Н.Г., Баронов В.И. Единый внутренний рынок Европейского союза. - М.:ИНФРА-М, Магистр, 2014. - С.16.

^ 46

Российский внешнеэкономический вестник

4 - 2016

Таблица 4

Соответствие стран ВАС критериям конвергенции по данным 2014 г.

Критерий Танзания Уганда Бурунди Руанда Кения

Темп прироста ВВП не менее 7% 7,2 4,9 4,9 7 5,3

Дефицит бюджета менее 5% -6 -3,8 +1,7 -3,7 -5,2

Уровень инфляции менее 5% 6,1 4,7 3,9 1,8 6,9

Уровень сбережений в ВВП не менее 20% 21,6 24,3 48 13,2 13,3

Для сравнения: среднедушевой ВВП, долл. 2 700 2 000 16 000 1 700 3 100

Источник. Составлено по: CIA World Factbook 2014. Available at: https://www.cia.gov/ library/publications/the-world-factbook/geos/ts.html

Как видно из приведенной таблицы 4, в целом (с небольшой натяжкой) страны соответствуют утвержденным критериям конвергенции. Так, первому критерию полностью соответствуют две страны, второму - четыре государства, третьему -три страны, четвертому - три страны из пяти участвующих государств.

Каковы результаты интеграционных процессов в рамках ВАС в течение 2000-х гг.?

Главное - четко сказывается эффект создания торговли благодаря торговой либерализации. За 2000-2013 гг. темпы роста взаимного экспорта превышали соответствующий показатель для совокупного экспорта. Так, объем совокупного экспорта увеличился с 5 649 млн долл. до 21 724 млн долл., или в 3,85 раза, а взаимного экспорта - с 484 млн долл. до 2 756 млн долл., или в 5,7 раза. Доля взаимного экспорта в совокупном экспорте увеличилась с 17,7% до 19,5% за 2000-2013 гг. Это - самый высокий показатель интегрированности африканских экономик.

Еще один эффект - повышение инвестиционной привлекательности благодаря либерализации торговли и реализации других интеграционных мер. За 2000-2013 гг. приток ПИИ возрос с 551 млн долл. до 3 838 млн долл., или в 7 раз. Соответственно увеличилась и доля стран ВАС в мировом импорте прямых инвестиций с 0,04% до 0,26%.

4 - 2016

Российский внешнеэкономический вестник

47 Q

ОБЪЕДИНИТЕЛЬНЫЕ ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В АФРИКЕ

В 2012 г. африканские страны утвердили Дорожную карту по формированию Континентальной зоны свободной торговли (Continental Free Trade Area, CFTA) к 2017 г. и План действий по стимулированию внутриафриканской торговли. В последнем документе записаны такие направления, как подписание Трехстороннего соглашения о зоне свободной торговли; завершение формирования зон свободной торговли в африканских объединениях в течение 2012-2014 гг.; консолидация действующих интеграционных объединений в период 2015-2016 гг.; создание континентальной зоны свободной торговли к 2017 г.

Инициатива подписания Трехстороннего соглашения о зоне свободной торговли (Tripartite Free Trade Area, TFTA) была выдвинута в 2005 г., и в 2008 г. состоялся первый саммит стран-участниц трех интеграционных объединений. В нем приняли участие главы государств Экономического сообщества стран Восточной и Южной Африки (КОМЕСА), Восточноафриканского сообщества (ВАС) и Сообщества по развитию стран Южной Африки (САДК). После длительных переговоров в 2015 г. соглашение было подписано. Экономический потенциал будущей Континентальной зоны свободной торговли (ТФТА) включает 26 стран с населением 527 млн чел. и совокупным ВВП в 624 млрд долл., что равно 57% населения и 58% совокупного ВВП Африки. Цель соглашения состоит в содействии экономическому и социальному развитию стран и формировании общего рынка со свободным перемещением товаров и услуг. Опоры интеграционных процессов в рамках ТФТА включают интеграцию рынков, строительство инфраструктуры и промышленное развитие государств.

Направления формирования зоны свободной торговли ТФТА следующие: (1) ликвидация таможенных пошлин; (2) либерализация нетарифных ограничений; (3) ликвидация количественных ограничений; (4) разработка национальных программ содействия торговле; (5) сотрудничество в сфере технических барьеров; (6) сотрудничество в сфере применения защитных мер в торговле; (7) создание механизма разрешения споров. Зона свободной торговли начнет действовать с момента вступления в силу соглашения, которое должно быть сначала ратифицировано странами-членами. Таким образом, планируемая дата - 2017 г. будет выдержана.

Важными факторами в деле ее формирования выступает торговая либерализация в рамках участвующих интеграционных объединений. Так, в рамках ВАС и КОМЕСА достигнута 100%-я беспошлинная взаимная торговля. Действует трехсторонний Механизм мониторинга и отчетности по нетарифным ограничениям в трех объединениях, который позволяет компаниям-поставщикам представлять жалобы на неправомерное применение нетарифных ограничений. Согласно данным Экономической комиссии ООН для Африки, их количество составляет 329, из которых 69% были разрешены13. В КОМЕСА для таможенной очистки применяется

13 Best Practices in Regional Integration in Africa. ECA, Addis-Ababa, 2013. - P.3.

^ 48

Российский внешнеэкономический вестник

4 - 2016

региональный сертификат правил страны происхождения товара, что позволяет минимизировать таможенные и административные формальности.

С учетом программ содействия торговле в КОМЕСА используется система упрощения таможенных процедур в пунктах проверки, которая сокращает время проверки до 30 минут. Другая система - упрощение документооборота в таможенных пунктах на основе стандартизированного документа - Таможенной декларации КОМЕСА, что позволило сократить количество требуемых документов с 32 до 1.

Есть успехи и в свободном перемещении лиц. Так, КОМЕСА предоставляет 90-дневную визу на пребывание граждан одного государства на территории другой страны-участницы РИО, а в ВАС визовые требования отменены. Региональный паспорт введен в рамках Восточноафриканского сообщества, при этом паспорт имеет силу только в рамках субрегиона.

В тоже время практически нет результатов в свободном перемещении двух других факторов - услуг и капитала. В целом, в КОМЕСА создана зона свободной торговли в 2000 г. и таможенный союз в 2009 г., а к 2018 г. предполагается формирование экономического и валютного союза. В ВАС образованы постепенно зона свободной торговли, таможенный союз и общий рынок, а также поставлена задача создания экономического и валютного союза. В САДК сформирована зона свободной торговли в 2008 г., предполагался таможенный союз в 2010 г., но дата была отложена, есть цели образования общего рынка и экономического и валютного союза.

Таким образом, в 2000-е гг. в Африке происходит активизация интеграционных процессов, достигнуты немалые результаты в некоторых интеграционных объединениях в плане перехода к более высокой форме интеграции. В КОМЕСА и САКУ действуют таможенные союзы, а общий рынок - в ВАС. Осенью 2015 г. подписано Трехстороннее соглашение о Континентальной зоне свободной торговли между 26 странами, входящими в три интеграционных объединения - ВАС, КОМЕСА и САДК. Завершение ее формирования станет важным этапом на пути углубления интеграционных процессов в Африке, приближения к цели, поставленной Африканским союзом. Вместе с тем, на континенте сохраняются сильные дезинтегрирующие факторы, включая невысокий уровень экономического развития, низкую степень экономической взаимозависимости и взаимодополняемости, дифференциацию уровней экономического развития и среднедушевых ВВП, политические разногласия и вооруженные конфликты.

БИБЛИОГРАФИЯ:

Костюнина Г.М. Интеграционные группировки в Африке./Международная экономическая интеграция: учебное пособие под ред.Н.Н.Ливенцева. - М.: Экономистъ, 2006. -С.297-320. (Kostyunina G.M. Integratsionnye gruppirovki v Afrike. /Mejdunarodnaya ekonomi-cheskaya integratsia: pod red.N.N.Liventseva. - M.: Ekonomist, 2006. S.297-320).

4 - 2016

Российский внешнеэкономический вестник

49 Q

Костюнина Г.М. Интеграционные объединения мира. /Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник под ред. Булатова А.С. и Ливенцева Н.Н. - М.: Магистр, 2008. - С.164-187. (Kostyunina G.M. Integratsionnye obyedinenya mira./ Mirovaya ekonomika I mejdunarodnye ekonomicheskiye otnoshenya: uchebnik pod.red. A.S.Bulatova I N.N.Liventseva. - M.: Magistr, 2008. - S.164-187).

Костюнина Г.М., Адамчук Н.Г., Баронов В.И. Единый внутренний рынок Европейского союза. - М.:ИНФРА-М, Магистр, 2014. - 384 с. (Kostyunina G.M., Adamchuk N.G., Baronov V.I. Edinyi vnutrenniy rynok Evropeyskogo soyuza. - M.:INFRA-M, 2014. - 384 s).

Платонова И.Н., Ливенцев Н.Н., Костюнина Г.М., Буглай В.Б. Международные экономические отношения в эпоху глобализации: учебное пособие. - М.: Проспект, 2012. - 344 с. (Platonova I.N., Liventsev N.N., Kostyunina G.M., Buglay V.B. Mejdunarodnye ekonomicheskiye otnoshenya v epokhu globalizatsii: uchebnoye posobiye. - M., Prospect, 2012. - 344 s.).

Международные экономические отношения: учебник под ред.Н.Н.Ливенцева. М.: РОС-СПЭН, 2001. - 512 с. (Mejdunarodnye ekonomicheskiye otnoshenya: uchebnik pod. red.Liven-tseva N.N. - M., ROSSPEN, 2001. - 512 s.).

Международный бизнес в сфере информационных технологий. Абрамова А.В., Савинов Ю.А.: учебное пособие. - М.: Аспект-Пресс, 2010. - 206 с. (Mejdunarodniy bizness v sphere informatsionnyikh tekhnologiy. Abramova A.V., Savinov Yu.A.: uchebnoye posobiye. -M.: Aspekt-Press, 206 s.).

African Action Plan 2010-2015. AU/ NEPAD, 2011. - 80 p.

Annual Statistics Yearbook for Africa 2014. ECA, 2014. - 376 p.

Assessing Regional Integration in Africa V Towards an African Continental Free Trade Area. ECA, AU, ADB, 2014. - 190 p.

Best Practices in Regional Integration in Africa. ECA, Addis-Ababa, 2013.-20 р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

CIA World Factbook 2014. Available at: https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/ts.html

Da Gomez J. The Challenges of Regional Integration in Africa. European Scientific Journal. May 2014. - pp.429-433.

Dima Noggo Sarbo. Re-conceptualizing Regional Integration in Africa: the European Union and Africa's Priorities. University of Oxford. GEG WP 2013/78. - 25 р.

De Melo J., Tsikata Y. Regional Integration in Africa. UN University, WIDER WP 2014/037. - 24 p.

Dinka T., Kennes W. Africa' s Regional Integration Agreements: History and Challenges. September 2007. DP 74. - 15 p.

UNCTAD Handbook of Statistics 2014. Geneva, 2014. Available at: http://unctad.org/en/ PublicationsLibrary/tdstat39_en.pdf

^ 50

Российский внешнеэкономический вестник

4 - 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.