ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 12. ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2016. № 2
Иван Игоревич Болохов,
аспирант факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова (Россия), e-mail: [email protected]
КИТАЙ И ЮАР — СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО?
После распада СССР и прекращения существования социалистического лагеря пустоту, оставленную крупными державами в Африке, активно заполняет Китай. В представленной статье рассматриваются двусторонние отношения Китая и Южно-Африканской Республики, одной из наиболее развитых стран континента, входящей в Большую двадцатку и БРИКС. Достаточно быстрый переход к заявленному лидерами двух государств статусу всеобъемлющего стратегического партнерства вызывает множество вопросов на тему его содержания и воплощения в жизнь. Автор исследует феномен термина «стратегическое партнерство» в практике двусторонних отношений Китая с различными государствами. В работе ставится вопрос о том, насколько декларируемое стратегическое партнерство соответствует реальному состоянию отношений ЮАР и КНР. Для Китая ценность отношений с Южно-Африканской Республикой во многом определяется ее ролью в качестве «ворот в Африку». Отдельно анализируется сотрудничество стран в рамках БРИКС, куда ЮАР была приглашена как неформальный представитель Африки.
Ключевые слова: Китай, ЮАР, Африка, стратегическое партнерство, внешняя политика Китая, БРИКС.
Ivan Igorevich Bolokhov,
Graduate student, Political Science Department, Lomonosov Moscow State
University (Russia), e-mail: [email protected]
CHINA AND SOUTH AFRICA — A STRATEGIC PARTNERSHIP?
After the collapse of the Soviet Union and the socialist camp, the political vacuum in Africa left by the major powers has been eagerly filled by China. This article presents an analysis of bilateral relations between China and the Republic of South Africa, one of the leaders of the continent and a member of the G20 and BRICS. The speedy transition to the status of comprehensive strategic partnership declared by the countries' leaders raises a number of questions about the meaning and realization of such a relationship. The article examines the phenomenon of "strategic partnerships" in China's bilateral relations with different countries. The author also examines the extent to which the proclaimed strategic partnership correlates with the actual state of relations between the PRC and the South African
state. South Africa is valued by China for its role as a "gateway to Africa." Cooperation between the two countries in BRICS, to which the RSA was invited as an informal representative of Africa, also constitutes an issue worth considering separately, in the author's view.
Key words: China, RSA, Africa, strategic partnership, China's foreign policy, BRICS.
В последние десятилетия политологи всего мира все пристальнее изучают отношения Китая со странами Африканского континента. Экономический гигант стремительно заполняет собой пустоту, образовавшуюся в Африке после завершения холодной войны и последовавшего за ним ухода с континента СССР. Китай предложил Африке необходимые ей инвестиции для развития, а также немалую гуманитарную помощь. Африка, в свою очередь, привлекательна для КНР своим богатством природных ресурсов, а также растущим политическим весом в различных международных организациях. Сегодня Китай является главным торговым партнером для всех ключевых государств континента.
Особое значение в данном контексте имеют отношения между Китаем и Южно-Африканской Республикой (ЮАР). ЮАР считается наиболее развитым государством в Африке. Многие воспринимают ее как «ворота в Африку» и неофициального лидера континента. Это единственное из африканских государств, кто входит в БРИКС и является членом Большой двадцатки. При обсуждениях возможного расширения Совета Безопасности ООН ЮАР зачастую рассматривается как возможный претендент от Африки. Богата она и полезными ископаемыми, среди которых золото, марганец, алмазы и никель.
Однако ситуация в стране далека от идеальной — экономика ЮАР испытывает значительные трудности. Темпы роста ВВП за 6 лет сократились практически до 1,4 %, что является достаточно низким показателем для развивающихся государств. Безработица в стране возросла до 25,9 %, а продолжительность жизни за последние десятилетия упала с 61 года до 56 лет1.
Дипломатические отношения между Китаем и ЮАР были установлены только в 1998 г. после длительного периода взаимного недоверия. Во времена режима апартеида ЮАР поддерживала официальные дипломатические отношения с Тайванем. Китайское правительство, в свою очередь, активно сотрудничало с Национальным африканским конгрессом, возглавлявшим борьбу против
1 World Fact Book. South Africa Statistical Data // Central Intelligence Agency. 2016. URL: https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/sf.html
апартеида. После падения апартеида ЮАР сделала выбор в пользу КНР, разорвав дипломатические связи с Тайванем.
Несмотря на довольно короткий срок двусторонних отношений, уже в 2010 г. лидеры двух государств — президент ЮАР Д. Зума и председатель КНР Ху Цзиньтао объявили о повышении двусторонних отношений до статуса всеобъемлющего стратегического партнерства2. Сегодня ЮАР является крупнейшим торговым партнером Китая в Африке, а КНР занимает первую строчку в списке торговых партнеров ЮАР.
В этой связи представляется важным определить, насколько статус стратегического партнера Китая, участие в БРИКС и положение наиболее развитой страны в Африке в действительности предполагают наличие особой модели отношений с КНР. Как известно, во многих странах возникают протестные настроения против вывоза ресурсов из страны в Китай и «варварского» отношения к экологии со стороны китайских предприятий. По-простому такую модель отношений можно определить как ресурсы в обмен на инвестиции и дешевые кредиты под инфраструктурные проекты. Однако даже на реализацию тех или иных проектов зачастую привлекаются китайские рабочие и специалисты, что обеспечивает отток денег обратно в Китай. Соответственно, представляет интерес, насколько ЮАР смогла изменить подобную форму отношений, сделав их более разносторонними и взаимовыгодными.
Что такое «всеобъемлющее стратегическое партнерство»?
Одним из центральных вопросов, возникающих при изучении данной темы, является содержание красивого по звучанию терми-на—«всеобъемлющее стратегическое партнерство». В официальных документах Китая, который и ввел этот термин, не разъясняется его смысл. Некие ориентиры содержатся в выступлениях официальных лиц государства. Так, бывший премьер КНР Вэн Цзябао однажды в своей речи отметил, что «всеобъемлющее» значит разностороннее и многослойное; «стратегическое» означает то, что отношения должны быть долгосрочными и стабильными; «партнерство» же подразумевает, что сотрудничество должно быть равноправным, взаимовыгодным и выигрышным для обеих сторон3. При этом оно должно базироваться на взаимном уважении, доверии и стрем-
2 Китай и ЮАР поднимают уровень отношений до «всеобъемлющего стратегического партнерства» // Синьхуа. 2010. 24 августа. URL: http://news.xinhuanet.com/ english2010/china/2010-08/24/c_13460144.htm
3 Wen Jiabao. Vigorously Promoting Comprehensive Strategic Partnership Between China and the European Union // Mission of the People's Republic of China to the European Union. 2004. May 12. URL: http://www.chinamission.be/eng/zt/t101949.htm
лении развивать общие интересы, оставляя в стороне небольшие разногласия. Такое определение является достаточно размытым и, соответственно, применимо к различной практике международных отношений.
Практику стратегических партнерств Пекин начал с 1993 г., установив такой тип отношений с Бразилией. Сегодня же статусом «стратегическое партнерство» в отношениях с Китаем обладают 47 государств мира, а также 3 международные организации4. От России и Евросоюза до Саудовской Аравии и Индонезии КНР устанавливает стратегическое партнерство. В Африке ЮАР также не является эксклюзивным обладателем высокого статуса. Кроме нее сюда входят Египет, Ангола, Нигерия, Алжир и Африканский союз5.
Сразу бросается в глаза тот факт, что при одинаковом статусе партнерства для 47 государств мира, уровень отношений с ними может весьма разниться. Сложно сравнить значение для КНР Евросоюза с пятьсотмиллиардным товарооборотом и довольно ощутимой экономической взаимозависимостью и Белоруссию, в основном экономически и политически ориентированную на Российскую Федерацию.
При этом в официальных заявлениях и даже документах статус отдельной страны может меняться. Так, в 1997 г. председатель КНР Цзян Цземинь и президент США Билл Клинтон в совместном заявлении объявили о намерении строить конструктивное стратегическое партнерство. Однако уже в 2001 г., после прихода к власти Джорджа Буша, отношения претерпели некоторое охлаждение: после встречи лидеры двух стран говорили уже о «конструктивных отношениях сотрудничества» и не употребляли слова «партнерство» и «стратегическое»6. В настоящий момент нет однозначной оценки того, являются ли отношения США и КНР стратегическим партнерством. При этом с Россией Китай еще в 1997 г. установил «стратегическое партнерство координации», а с 2011 г. лидеры двух стран говорят о «всеобъемлющем стратегическом партнерстве и взаимодействии»7.
4 Feng Zhongping, Huang Jing. China's Strategic Partnership Diplomacy: Engaging with a Changing World. Madrid: FRIDE, 2014. (European Strategic Partnership Observatory. Working Paper, 8). URL: http://fride.org/download/WP8_China_strategic_partner-ship_diplomacy.pdf
5 China and South Africa // Ministry of Foreign Affairs of the People's Republic of China. URL: http://www.fmprc.gov.cn/mfa_eng/wjb_663304/zzjg_663340/fzs_663828/ gjlb_663832/3094_664214/
6 Feng Zhongping, Huang Jing. Op. cit.
7 Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики об углублении всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия... // Президент России. 2015. 8 мая. URL: http://kremlin.ru/supplement/4969
Дополнительную путаницу вносит и тот факт, что кроме термина «всеобъемлющее стратегическое партнерство» власти Китая используют и ряд других понятий для обозначения важности двусторонних отношений. С Японией, например, Китай развивает «стратегические отношения взаимной выгоды», а с Филиппинами запустил «совместный план действий по стратегическому сотрудничеству».
Практически каждый раз о создании «стратегического партнерства» объявляют лидеры двух государств в форме совместной декларации, где упоминается торговля, инвестиции и экономическое сотрудничество. Интересно, что почти все подобные декларации также включают признание «одного Китая» и Тайваня как неотъемлемой его части. Значимость для Китая двусторонних отношений можно определить по степени их институционализации. Так, в случае России, например, существует практика ежегодных двусторонних встреч на уровне глав государств, премьер-министров, а также председателей законодательных органов. Более того, существует прямая «горячая линия» между двумя президентами, а также был создан ряд комиссий, включающих комиссию по энергетическим переговорам, китайско-российские консультации по стратегической безопасности, а также комиссию по дружбе, миру и развитию. Если же говорить об отношениях с Саудовской Аравией, то стороны только намекнули на возможность интенсификации визитов на высоком уровне и политических консультаций.
Что касается степени институционализации отношений с Южной Африкой, то здесь можно отметить такой механизм, как Форум сотрудничества Китай — Африка, который включает и другие государства континента. Между странами действует двусторонняя комиссия с пятью подкомитетами по различным направлениям. В 2008 г. был создан механизм стратегического диалога, благодаря которому прошло 4 раунда встреч на высшем уровне. И наконец, с 2001 г. осуществляется межпарламентское сотрудничество8. В целом объявленное всеобъемлющее стратегическое партнерство имеет некую систему механизмов для развития и координации взаимодействия. При этом, разумеется, контакты на высшем уровне являются достаточно редкими и нерегулярными, что указывает на более низкий уровень отношений, чем со многими крупными государствами или соседями Китая.
В научных кругах Китая поддерживается решение руководства страны поднять отношения государств на новый уровень.
8 China — South African Relations on Fast Track // Embassy of the People's Republic of China in the Republic of South Africa. URL: http://www.chinese-embassy.org.za/eng/ zngx/gk/t942572.htm
Отмечается, что отношения из «идеологической» фазы переходят в прагматическую, подразумевающую защиту экономических и политических интересов. Часто утверждается, что создание отношений взаимозависимости между двумя странами придаст устойчивость двусторонним отношениям и сделает их по-настоящему стратегическими. Сегодня можно сказать, что Китай зависит от африканских ресурсов, а ЮАР — от китайских инвестиций. Однако необходимо сбалансировать сотрудничество для сглаживания возможных противоречий9.
В ЮАР, в свою очередь, перед заключением соглашения о всеобъемлющем стратегическом партнерстве правительство заказало ряд исследований об отношениях двух государств. Так, согласно докладу 2011 г. Африканского банка развития, «Китай является ценным торговым партнером и источником инвестиций для ЮАР. КНР массово инвестирует в развитие инфраструктуры, что помогает улучшить ситуацию с конкуренцией в стране»10. Подобные исследования в основном приходили к положительным выводам, и можно предположить, что их целью было создание положительного общественного мнения относительно готовящегося соглашения. В то же время в ряде работ последующих лет поднимался вопрос о содержании стратегического партнерства и месте в нем сотрудничества в области безопасности. В широких научных кругах стратегическое партнерство понималось прежде всего как диверсификация взаимодействия, в результате чего отношения, основанные на торговле ресурсами, заменяются комплексным многогранным сотрудниче-ством11.
Таким образом, всеобъемлющее стратегическое партнерство применимо для множества весьма различных по уровню двусторонних отношений. В целом оно означает, что Китай намерен выстраивать долгосрочные и стабильные отношения с данным государством, но при этом не следует рассчитывать на какие-то особые преференции.
9 Zhang Chun. The Sino-Africa Relationship: Toward a New Strategic Partnership // Emerging Powers of Africa. London: London School of Economics and Political Science, 2013. P. 10-18. URL: http://www.lse.ac.uk/IDEAS/publications/reports/pdf/SR016/SR-016-Chun.pdf
10 Schiere R. China and Africa: An Emerging Partnership for Development? An Overview of Issues. Tunis: African Development Bank Group, 2011. (Working Paper, 125). URL: http://www.afdb.org/fileadmin/uploads/afdb/Documents/Publications/ WPS%20No%20125%20China%20and%20Africa%20%20An%20Emerging%20 Partnership%20.pdf
11 Alden C., Yu-Shan Wu. South Africa and China — The Making of a Partnership. Johannesburg: South African Institute of International Affairs, 2014. URL: http://www.sana. org.za/occasional-papers/578-south-africa-and-china-the-making-of-a-partnership-1/file
Торгово-экономическое сотрудничество
Для Китая и ЮАР экономические отношения являются базовыми. Товарооборот вырос с 14 млн долл. США в начале торговых отношений в 1992 г. до 24 млрд долл. США в 2014 г.12 На сегодняшний день Китай является главным торговым партнером ЮАР, занимая около 20 % от общей торговли страны, а ЮАР — самым большим торговым партнером Китая в Африке. При этом структура торгового баланса пока еще не сильно отличается от традиционной для богатых ресурсами государств континента. Так, ЮАР экспортирует в Китай руду — 24 %, уголь — 9,3 %, хром — 8,9 %, алмазы — 8,2 %. При этом экспорт промышленных товаров составляет всего лишь 1,3 %. Из Китая страна импортирует уже готовую промышленную продукцию и электронику — компьютеры, оборудование связи, одежду и т.д.13 Такое положение дел вызывает справедливое беспокойство властей ЮАР, которые декларируют стремление выправить баланс. Так, министр промышленности и торговли ЮАР Роб Дэйвис в ответ на запрос депутата от правящей партии заявил, что Китай и ЮАР договорились поощрять экспорт в Китай продукции с высокой добавленной стоимостью и увеличивать инвестиции КНР в южноафриканские предприятия14. Такая политика, в случае если она будет последовательна, может дать свои плоды, сделав китайские инвестиции в производство источником роста экономики.
На 2015 г. в ЮАР вели свою деятельность более 140 крупных и средних китайских предприятий, совокупно инвестировав 13 млрд долл. США и предоставив рабочие места для 30 тыс. граждан страны. Даже в последние два года экономического замедления в Китае можно отметить такие инвестиционные проекты, как сборка автомобилей в индустриальном парке Коэга, цементная фабрика «Jidong Investment Group» и предприятие по производству бытовых приборов «Hisense Group»15.
При этом в ЮАР, как и во многих других африканских государствах, звучат голоса недовольства деятельностью китайских компаний в стране. В основном обращается внимание на прене-
12 South Africa Trade Summary 2014 Data // World Integrated Trade Solution. 2015. URL: http://wits.worldbank.org/CountryProfile/en/Country/ZAF/Year/2014/Summary
13 What Does South Africa Import from China? // The Observatory of Economic Complexity. 2014. URL: http://atlas.media.mit.edu/en/visualize/tree_map/hs92/import/ zafchn/show/2014/
14 Ensor L. Bilateral Trade with China on the Increase // Business Day Live. 2014. March 12. URL: http://www.bdlive.co.za/business/trade/2014/03/12/bilateral-trade-with-china-on-the-increase
15 YansongR. Economic Transformation: China, SA Should Cooperate // IOL. 2016. March 9. URL: http://www.iol.co.za/business/opinion/economic-transformation-china-sa-should-co-operate-1995247
брежительное отношение к окружающей среде, вывоз из страны ресурсов без какой-либо позитивной отдачи для народа, приглашение китайских специалистов на ключевые должности, использование жителей ЮАР только в качестве чернорабочих. В опросе 2014 г., проведенном известным институтом Pew Research Center, значится, что 40 % населения ЮАР рассматривают Китай скорее в негативном свете16. Происходит это в том числе и потому, что местный бизнес зачастую проигрывает конкуренцию дешевому китайскому импорту. Так, профессор Южноафриканского института международных отношений Крис Алден считает, что китайские промышленные товары крайне негативно сказались на местных производствах, в особенности на текстильной промышленности17. Было установлено, что из-за негативного влияния дешевого китайского импорта государство потеряло приблизительно 75 тыс. рабочих мест18.
Все это в той или иной степени справедливо, однако в последнее время китайские корпорации для сглаживания социальной напряженности все больше уделяют внимание социально-экологическим проектам, а также обучению местных неквалифицированных рабочих. Также стоит отметить, что после прихода к власти нового поколения лидеров в КНР страна постепенно смещает фокус инвестиций с добывающей промышленности на развитие сельского хозяйства, инфраструктуры и обрабатывающих производств. Другой мерой является то, что Китай пообещал открыть свой рынок для южноафриканских товаров. Представитель департамента торговли и промышленности ЮАР Сидвелл Медуп даже заявил, что ЮАР предложила список продукции, которую Китай пообещал продвигать. Этот список включает в себя сельскохозяйственную продукцию, сталь, бумагу, пластмассы и т.д.19
16 Global Opposition to U.S. Surveillance and Drones, but Limited Harm to America's Image // Pew Research Centre. 2014. July 14. URL: http://www.pewglobal.org/2014/07/14/ global-opposition-to-u-s-surveillance-and-drones-but-limited-harm-to-americas-image/
17 Alden C., Large D., Soares de Oliveira R. China returns to Africa: Anatomy of an Expansive Engagement // Real Instituto Elcano. 2008. December 11. URL: http://www. realinstitutoelcano.org/wps/wcm/connect/c2621b804f018b31b083f43170baead1/WP-51_Alden-Large-SoaresdeOhveira_China_Africa_Engagement.pdf?MOD=AJPERES& CACHEID=c2621b804f018b31b083f43170baead1
18 Jenkins R., Edwards L. Chinese Competition and the Restructuring South African Manufacturing. Norvich: University of East Anglia, 2012. (DEV Research Briefing, 4). URL: https://www.uea.ac.uk/documents/439774/543330/Chinese+Competition+and-+the+Restructuring+of+South+African+Manufacturing/36d8d9a3-9db5-489c-866e-862cf0d105fd
19 BallimF. South Africa and China in Awkward Embrace // Mail & Guardian. 2012. July 20. URL: http://mg.co.za/article/2012-07-19-south-africa-and-china-in-awkward-embrace
Политические отношения
История взаимоотношений Китая и ЮАР очень коротка, у них нет общего прошлого, давней дружбы или взаимных обид. Положительным моментом явилось неприятие со стороны Китая режима апартеида во второй половине ХХ в. Первое соглашение о сотрудничестве между странами было подписано в 2000 г., спустя два года после установления дипломатических отношений. За это время был совершен ряд взаимных визитов на высшем уровне, которые, впрочем, не носили системного характера. И все же политические отношения между странами развивались весьма быстрыми темпами и достигли уровня «всеобъемлющего стратегического партнерства». Для понимания сути отношений в политической сфере между Китаем и ЮАР необходимо прежде всего выделить взаимные интересы государств по отношению друг к другу.
Для Китая ЮАР (если отбросить экономические факторы) во многом привлекательна своим авторитетом и влиянием на Африканском континенте. Если ЮАР и не является «спикером» Африки, то, безусловно, важнейшим игроком. Страна имеет достаточно сильные позиции в Африканском союзе, с которым Китай активно развивает сотрудничество. Также ЮАР в 2007-2008 и 2011-2012 гг. была непостоянным членом Совета Безопасности ООН, и негласно считалось, что она представляет там интересы африканских стран. Исходя из этого, Китай небезосновательно полагает, что тесные связи с ЮАР помогут ему укрепить свои позиции во всей Африке, где он стремится играть большую роль20.
ЮАР оправдывает свой статус «ворот в Африку», облегчая доступ китайскому бизнесу на континент. Происходит это следующим образом. У республики заключены соглашения о зонах свободной торговли с широким кругом африканских государств. Так, ЮАР является членом Сообщества развития юга Африки, которое добилось значительного снижения таможенных пошлин и других торговых барьеров между 15 странами-членами21. Кроме того, существует Африканская зона свободной торговли, объединяющая 26 государств континента с общим объемом ВВП около 624 млрд долл. США22. Не
20 Grimm S., Kim Y., Anthony R. South African Relations with China and Taiwan: Economic Realism and the 'One-China' Doctrine. Stellenbosch: Stellenbosch University. Centre for Chinese Studies, 2013. URL: http://www.ccs.org.za/wp-content/uploads/2014/02/ Research-Report_FEB-2014_Formatting.pdf
21 Сообщество развития юга Африки: (Справочная информация) // Министерство иностранных дел Российской Федерации. 2009. 15 июня. URL: http://www.mid. ru/afrikanskie-organizacii/-/asset_publisher/0vP3hQoCPRg5/content/id/289770
22 Африканская зона свободной торговли // Геополитика. 2012. 13 ноября. URL: http://www.geopohtics.ru/2012/11/afrikanskaya-zona-svodnoj-torgovli/
стоит забывать и про ряд двусторонних соглашений, направленных на облегчение торгового взаимодействия. Одновременно с этим в ЮАР существует немало компаний, имеющих широкие торговые связи и сети региональных отделений во множестве стран Африки, где они ведут свою деятельность. Китайские крупные корпорации, в свою очередь, пользуются этой инфраструктурой для быстрого проникновения на африканский рынок с более низкими издержками. Вести переговоры с каждой отдельной страной возможно, но это долго, да и торговые барьеры не всегда позволяют достигнуть максимально выгодного соглашения. Использование возможностей ЮАР дает целый ряд преимуществ. Так, в 2007 г. Промышленный банк Китая купил значительную долю в банке ЮАР Standard Bank, у которого имеется сеть региональных отделений во многих странах Африки. Тем самым ему не пришлось создавать эту инфраструктуру с нуля23. Другим примером может служить сотрудничество китайских компаний c южноафриканским холдингом Shoprite, владеющим 1855 супермаркетами в 15 странах Африки24. Через эту сеть супермаркетов сегодня реализовываются дешевые китайские товары, которые активно вытесняют местных производителей. Похожим образом в ЮАР создаются совместные предприятия китайского бизнеса и местных элит, которые пользуются всеми льготами и связями страны для активной деятельности по всему континенту. Таким образом китайский капитал и политическая и экономическая элита ЮАР получают свою выгоду от такого рода сотрудничества25.
Более того, влияние на ЮАР и через нее на другие африканские страны обеспечивает КНР существенную поддержку в многочисленных международных организациях, в которых каждая страна традиционно имеет один голос. Одной из главных задач Китая является непризнание международным сообществом Тайваня как самостоятельного субъекта международных отношений. Для этого КНР прикладывает большие усилия по «убеждению» других государств. И в данном, и в других ключевых для КНР вопросах поддержка африканского континента имеет важнейшее значение. В качестве подтверждения этому можно привести пример работы
23 ICBC Buys 60 PC of Standard Bank's Markets Unit // Bloomberg. 2014. January 30. URL: http://www.bloomberg.com/news/articles/2014-01-29/china-s-icbc-agrees-to-buy-60-of-standard-bank-s-markets-unit
24 Geographical spread // Shoprite Holdings. URL: http://www.shopriteholdings. co.za/OurGroup/Pages/Geographical-Spread.aspx
25 Carmody P. The New Scramble for Africa // Jacobin. 2015. No. 19. URL: https:// www.jacobinmag.com/2015/12/china-south-africa-imperialism-zambia-brics-globaliza-tion/
Комиссии ООН по правам человека. Так, резолюция по нарушению прав человека в Китае, которую лоббировали западные государства, 7 раз не была поддержана. Стоит отметить, что больше половины стран, голосовавших против, — африканские26. Более того, с поддержкой африканских государств 14 раз отклонялись претензии Тайваня на членство в ООН27. И кроме того, значительное число стран Африки признали Китай страной с рыночной экономикой, что способствовало его приему в члены ВТО28.
Китай, в свою очередь, является источником новых технологий и финансовых ресурсов, необходимых для развития ЮАР, экономика которой все еще во многом базируется на продаже природных ресурсов. Китай поддерживает различные проекты по развитию культурного, научного и технологического сотрудничества с ЮАР. Более того, он активно предоставляет и прямую финансовую помощь Африке. Так, во время африкано-китайского форума в 2015 г. Си Цзиньпин объявил о том, что Китай предоставит Африке пакет помощи на 60 млрд долл. США в виде кредитов с нулевой процентной ставкой, а также выплаты стипендий африканским студентам29.
На различных международных площадках Китай позиционирует себя как главного представителя развивающихся государств и поддерживает африканские страны, и прежде всего ЮАР, в расширении их представительства и полномочий. В опубликованном еще в 2006 г. документе Правительства КНР говорится, что Китай «намерен усилить сотрудничество со странами Африки в рамках ООН и иных международных организаций на основе поддержки справедливых требований и разумных предложений друг друга и будет продолжать обращаться к международному сообществу с призывами уделять больше внимания вопросам мира и развития в Африке»30. В ООН Китай последовательно поддерживает предложения африканских государств по проблемам реформы ООН, миротворчества, списания долгов, создания более справедливых условий мировой торговли, борьбы с бедностью и тому подобное,
26 Дейч Т.Л. Африка в стратегии Китая. М.: Институт Африки РАН, 2008. С. 140.
27 UN Rejects Taiwan Application for Entry // The New York Times. 2007. July 24. URL: http://www.nytimes.com/2007/07/24/world/asia/24iht-taiwan.1.6799766.html?_ r=0
28 Дейч Т.Л. «Китайский век» для Африки // Международная жизнь. 2013. № 10. С. 89-102.
29 Китай выделит $60 млрд на развитие Африки // Интерфакс. 2015. 4 декабря. URL: http://www.interfax.ru/business/483224
30 [Политика Китая в отношении Африки] // Ё^Лйй даЯЁ^АКЙЛ. 12.01.2006. URL: http://www.gov.cn/ztzl/zflt/content_428674.htm
благодаря чему только ЮАР с 2000 по 2011 г. получила не менее 2,5 млрд долл. США31.
Следует отметить, что в политической сфере (в отличие от экономической) у стран практически нет противоречий по широкому ряду вопросов. Основные сложности находятся в сфере экономики и связаны с недовольством местного населения экономической политикой Китая в ЮАР.
ЮАР и БРИКС
Отдельно следует рассмотреть взаимоотношения Китая и ЮАР в рамках БРИКС, который стал авторитетным и значимым политическим клубом, стремящимся сформировать собственные глобальные финансовые институты. Стоит отметить, что именно по инициативе Китая ЮАР стала членом клуба БРИКС в 2011 г.32 Несмотря на свое положение в Африке, экономика ЮАР является на порядок слабее и менее диверсифицирована по сравнению с остальными членами. Так, по показателю объема ВВП Россия, Индия, Китай и Бразилия устойчиво входят в первую десятку, по праву считаясь крупнейшими развивающимися государствами. ВВП ЮАР находится только на 30-м месте, а ее экономика отстает технологически. В ЮАР с 2000 по 2011 г. наблюдались самые низкие темпы роста ВВП по сравнению с другими странами БРИКС. У страны наиболее низкая в БРИКС численность населения, самый высокий уровень безработицы, а также меньше всего резервов33. Не зря включение ЮАР вызвало негативную реакцию многих экономических аналитиков34.
Слабее ЮАР не только по экономическому, но и по военному потенциалу, являясь единственной страной, которая в 1990 г. добровольно отказалась от использования разработанного ядерного оружия и уничтожила все запасы. Соответственно, можно предположить, что ЮАР была приглашена в БРИКС не столько как сама по себе значительная держава, сколько как условный представитель и выразитель интересов всех африканских государств. Включение ЮАР позволило другим членам БРИКС облегчить себе доступ на африканский рынок и к большим запасам минеральных ресурсов,
31 Parks B., Strange A., Tierney M.J., Fuchs A., Dreher A., Ramachandran V. China's Development Finance to Africa: A Media-Based Approach to Data Collection. Washington: Center for Global Development, 2013. (Working Paper, 321). URL: http://www.cgdev. org/sites/default/files/chinese-development-finance-africa_0.pdf
32 Шубин В. Зачем Южной Африке БРИКС, и зачем БРИКСу Южная Африка // Индекс безопасности. 2013. № 2 (105). С. 65.
33 South Africa's Position in BRICS // Gauteng Province Treasury of Republic of South Africa. 2014. URL: http://www.treasury.gpg.gov.za/Documents/South%20Afri-can%20position%20in%20BRICS.pdf
34 Mongotsi I. Strategic Vision, or Lust for Power? // The Thinker. 2012. P. 60-62.
которыми он располагает, используя транзитный потенциал ЮАР и готовность влиять на политику африканских государств в интересах стран БРИКС35.
Учитывая, что приглашение ЮАР было инициативой именно Китая, вполне вероятно, что это является частью более широкой стратегии по показательной защите интересов Африки на мировой арене. Несомненно, Китай рассчитывает на поддержку со стороны ЮАР своих инициатив в рамках БРИКС, а также на других международных площадках за то, что обеспечил ей место в одном из самых влиятельных и престижных политических клубов. Кроме того, сыграло свою роль наличие у страны таких ресурсов, как алмазы, золото и платина.
При том что членство в БРИКС несет для ЮАР такие выгоды, как увеличение прямых иностранных инвестиций, повышение объема торговли, стимулирование роста экономики, существует и ряд рисков, которые во многом связаны именно с Китаем. Существуют обоснованные опасения, что лучший торговый и инвестиционный климат между странами БРИКС будет способствовать консервации роли ЮАР в качестве поставщика минеральных ресурсов. Кроме того, повышение конкуренции со стороны крупных государств на домашнем рынке ЮАР может негативно сказаться на местных производителях, которые могут оказаться попросту неконкурентоспособными. Соответственно, ЮАР при всех выгодах и престиже необходимо с осторожностью относиться к снижению барьеров между странами БРИКС, так как это может привести к существенным издержкам качественного развития ее экономики.
В самой ЮАР вступление в БРИКС было воспринято неоднозначно в академических и политических кругах. Так, два известных экономиста — Мзукиси Гобо и Миллс Соко — написали статью «Создавая больше стен, чем кирпичей», в которой выразили ряд опасений по поводу вступления страны в «аморфную организацию», а радость ЮАР по этому поводу даже назвали «оскорблением национальной гордости»36. Однако в целом присоединение к клубу ведущих развивающихся государств мира было оценено позитивно.
Мягкая сила
Согласно опросам, 60 % жителей ЮАР негативно относятся к идее проникновения в страну китайской музыки, фильмов и теле-
35 Дейч Т.Л., Корендясов Е.Н. БРИКС — новый игрок на африканском континенте // Азия и Африка сегодня. 2012. № 4. С. 24-28.
36 Soko M, Qubo M. Creating More Walls, than BRICS // Mail&Guardian. 2011. January 7. URL: http://mg.co.za/article/2011-01-07-creating-more-walls-than-brics
видения37. Однако правительство пытается сглаживать эти противоречия, понимая, что китайские инвестиции являются ключевыми для развития государства. В 2014 г. появилась инициатива добавить китайский язык в список обязательных предметов, изучаемых в школах, для того чтобы население имело больше возможностей в будущем для работы с китайскими компаниями и учебы за границей.
Китай, со своей стороны, тоже пытается сгладить тот негативный отклик, который вызывает его деятельность в ЮАР. В данном случае только финансовой подпиткой обходиться не получается, поэтому правительство КНР использует в том числе и инструменты мягкой силы. Так, например, в текстильном секторе, который существенно пострадал от дешевого китайского импорта, Китай подписал с ЮАР меморандум взаимопонимания, в соответствии с которым 30 студентов из ЮАР получат соответствующее высшее образование в Китае. Другая группа студентов была приглашена изучать опыт создания свободных экономических зон в Китае, для того чтобы в будущем помогать создавать такие зоны в Южной Африке38.
Стоит отметить роль китайской диаспоры в ЮАР, которая насчитывает от 150 до 250 тыс. человек39. Она считается крупнейшей китайской общиной на африканском континенте и, безусловно, является важным инструментом влияния Китая на Южную Африку. Многие исследователи разделяют китайских мигрантов в ЮАР на 3 группы или волны: первая — 70-х гг. XIX в., когда по договоренности с Великобританией в ЮАР начали завозить работников из Китая; вторая — 70-х гг. XX в.; и третья — в начале текущего столетия. Большинство из этих людей родились и выросли уже в Южной Африке, однако традиционно сохраняют связи со своей исторической родиной40. Неудивительно, что Китай их поддерживает и рассматривает этих «хуацяо» с позиций влияния на местные элиты и в качестве проводников прокитайской идеологии. Представители китайской диаспоры регулярно участвуют в различных программах обмена и обучения в Китае.
37 America's Global Image Remains More Positive than China's // Pew Research Centre. 2013. July 18. URL: http://www.pewglobal.org/2013/07/18/americas-global-image-remains-more-positive-than-chinas/
38 Le Roux M. South Africa — China Textile Pact Welcomed // Mail&Guardian. 2006. June 22. URL: http://mg.co.za/article/2006-06-22-south-africachina-textile-pact-welcomed
39 Harris K.L. Waves of Migration: A Brief Outline of the History of Chinese in South Africa // The China Monitor. 2007. No. 21. P. 5. URL: http://www.ccs.org.za/wp-content/ uploads/2009/04/ccs-china-monitor-august-07.pdf
40 Accone D. "Ghost People": Localising the Chinese Self in an African Context // Asian Studies Review. 2006. Vol. 30. P. 257-272.
Кроме того, в ЮАР, как и по всему миру, действуют Институты Конфуция, предоставляющие возможность изучать китайский язык, историю и культуру. В целом на сегодняшний день Китай достаточно успешно работает над улучшением своего образа в глазах местного населения и политических кругов ЮАР, реагируя (хотя бы показательно) на те претензии, которые к нему предъявляются.
Отношения Китая и ЮАР в глобальном контексте
Если рассматривать отношения Китая и ЮАР в более широком контексте разнообразных международных связей КНР, то по различным параметрам можно заметить, что ЮАР, как и остальные страны Африки, не занимает там первых позиций. Для Китая приоритетными являются отношения с его непосредственными соседями, а также глобальными державами, с которыми его связывают высокие объемы торговли и политическое взаимодействие по широкому кругу вопросов. Даже если проанализировать различные «Белые книги» по внешней политике, которые выпускал за последние 20 лет Китай, то Африка как континент никогда не упоминалась в начале документов41. За выработку внешней политики по отношению к ЮАР и принятие основных решений отвечают главы соответствующего департамента китайского МИДа, редко этим занимаются министр иностранных дел или председатель КНР. Такие вопросы, как урегулирование иранской или корейской ядерной программы, будут обсуждаться с Россией, США и ЕС, но не с ЮАР. А товарооборот больше полутриллиона долларов с Америкой в разы превышает общий товарооборот Китая со всеми странами Африки вместе взятыми. Соответственно, декларируемый уровень всеобъемлющего стратегического партнерства с ЮАР еще не значит то, что эти отношения настолько же важны для Китая, как отношения с США, официальный уровень которых не достиг стратегического.
В целом экономика ЮАР, опережающая другие страны континента, находится не в самом лучшем положении. Структура товарооборота Китая с ЮАР не сильно отличается от большинства других африканских государств, которые продают природные ресурсы Китаю. Возможно, через некоторое время объем инвестиций Китая в такие страны, как Нигерия или Ангола, даже превысит инвестиции в Южную Африку. КНР уже давно обогнал ЮАР по развитию технологий, поэтому подавляющий импорт из ЮАР так или иначе связан с полезными ископаемыми.
В то же время отношения с ЮАР для КНР, безусловно, являются значимыми, однако в несколько другом контексте. Китай видит
41 Подробнее см. на сайте RUSSIAN.CHINA.ORG.CN: http://russian.china.org. cn/government/archive/baipishu/node_2063555.htm
основную ценность данных отношений не столько в торговле и инвестициях, которые, при всей их важности, составляют менее 1 % от общего товарооборота и инвестиционной активности Китая42, сколько в том, что ЮАР является экономическим лидером, а по некоторым вопросам и политическим авторитетом в Африке и может быть использован для освоения рынка 54 стран Африканского континента. Учитывая количество проживающего в Африке населения, а также большие возможности для развития, которые представляет этот рынок, Китай успешно пытается закрепиться на нем как главный торгово-инвестиционный партнер. При скептическом взгляде на вещи такой подход можно назвать новым видом колониализма. В основном именно прагматическими экономическими интересами объясняется и стремление сделать ЮАР членом БРИКС — клуб ведущих развивающихся стран мира должен включать в себя представителя Африки. Следовательно, можно с определенной долей уверенности утверждать, что основной интерес Китая к ЮАР вызван не столько ее привлекательностью как отдельного государства, сколько ее возможностями для развития отношений с Африкой в целом.
ЛИТЕРАТУРА
Дейч Т.Л. «Китайский век» для Африки // Международная жизнь. 2013. № 10. С. 89-102.
Дейч Т.Л. Африка в стратегии Китая. М.: Институт Африки РАН, 2008.
Дейч Т.Л., Корендясов Е.Н. БРИКС — новый игрок на африканском континенте // Азия и Африка сегодня. 2012. № 4. С. 24-28.
Китай и ЮАР поднимают уровень отношений до «всеобъемлющего стратегического партнерства» // Синьхуа. 2010. 24 августа. URL: http://news.xinhuanet. com/english2010/china/2010-08/24/c_13460144.htm
Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики об углублении всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия... // Президент России. 2015. 8 мая. URL: http://kremlin.ru/supplement/4969
Шубин В. Зачем Южной Африке БРИКС, и зачем БРИКСу Южная Африка // Индекс безопасности. 2013. № 2 (105). С. 57-70.
Accone D. "Ghost People": Localising the Chinese Self in an African Context // Asian Studies Review. 2006. Vol. 30. P. 257-272.
Alden C., Large D., Soares de Oliveira R. China returns to Africa: Anatomy of an Expansive Engagement // Real Instituto Elcano. 2008. December 11. URL: http:// www.realinstitutoelcano.org/wps/wcm/connect/c2621b804f018b31b083f43170baead1/ WP-51_Alden-Large-SoaresdeOliveira_China_Africa_Engagement.pdf?MOD=AJPE RES&CACHEID=c2621b804f018b31b083f43170baead1
Alden C., Yu-Shan Wu. South Africa and China — The Making of a Partnership. Johannesburg: South African Institute of International Affairs, 2014. URL: http://
42 Обзор внешнеэкономической деятельности Китая за 2015 год // Портал внешнеэкономической информации / Министерство экономического развития Российской Федерации. 2016. URL: http://www.ved.gov.ru/exportcountries/cn/about_cn/ved_cn/
www.saiia.org.za/occasional-papers/578-south-africa-and-china-the-making-of-a-partnership -1/file
America's Global Image Remains More Positive than China's // Pew Research Centre. 2013. July 18. URL: http://www.pewglobal.org/2013/07/18/americas-global-image-remains-more-positive-than-chinas/
Ballim F. South Africa and China in Awkward Embrace // Mail & Guardian. 2012. July 20. URL: http://mg.co.za/article/2012-07-19-south-africa-and-china-in-awkward-embrace
Carmody P. The New Scramble for Africa // Jacobin. 2015. No. 19. URL: https:// www.jacobinmag.com/2015/12/china-south-africa-imperialism-zambia-brics-global-ization/
China — South African Relations on Fast Track // Embassy of the People's Republic of China in the Republic of South Africa. URL: http://www.chinese-embassy.org.za/ eng/zngx/gk/t942572.htm
China and South Africa // Ministry of Foreign Affairs of the People's Republic of China. URL: http://www.fmprc.gov.cn/mfa_eng/wjb_663304/zzjg_663340/fzs_663828/ gjlb_663832/3094_664214/
Ensor L. Bilateral Trade with China on the Increase // Business Day Live. 2014. March 12. URL: http://www.bdlive.co.za/business/trade/2014/03/12/bilateral-trade-with-china- on-the -increase
Feng Zhongping, Huang Jing. China's Strategic Partnership Diplomacy: Engaging with a Changing World. Madrid: FRIDE, 2014. (European Strategic Partnership Observatory. Working Paper, 8). URL: http://fride.org/download/WP8_China_strate-gic_partnership_diplomacy.pdf
Global Opposition to U.S. Surveillance and Drones, but Limited Harm to America's Image // Pew Research Centre. 2014. July 14. URL: http://www.pewglobal. org/2014/07/14/global-opposition-to-u-s-surveillance-and-drones-but-limited-harm-to-americas-image/
Grimm S., Kim Y., Anthony R. South African Relations with China and Taiwan: Economic Realism and the 'One-China' Doctrine. Stellenbosch: Stellenbosch University. Centre for Chinese Studies, 2013. URL: http://www.ccs.org.za/wp-content/ uploads/2014/02/Research-Report_FEB-2014_Formatting.pdf
Harris K.L. Waves of Migration: A Brief Outline of the History of Chinese in South Africa // The China Monitor. 2007. No. 21. P. 4-6. URL: http://www.ccs.org.za/ wp-content/uploads/2009/04/ccs-china-monitor-august-07.pdf
Huang M., Ren P. A Study on the Employment Effect of Chinese Investment in South Africa. Stellenbosch: Stellenbosch University. Centre for Chinese Studies, 2013. (Discussion Paper, 4). URL: http://www.ccs.org.za/wp-content/uploads/2013/10/ DP_4_2013_Chinese_Employment_South_Africa_Huang_Ren_ONLINE.pdf
ICBC Buys 60 PC of Standard Bank's Markets Unit // Bloomberg. 2014. January 30. URL: http://www.bloomberg.com/news/articles/2014-01-29/china-s-icbc-agrees-to-buy-60-of-standard-bank-s-markets-unit
Jenkins R., Edwards L. Chinese Competition and the Restructuring South African Manufacturing. Norvich: University of East Anglia, 2012. (DEV Research Briefing, 4). URL: https://www.uea.ac.uk/documents/439774/543330/Chinese+Competition+and +the+Restructuring+of+South+African+Manufacturing/36d8d9a3-9db5-489c-866e-862cf0d105fd
Le Roux M. South Africa — China Textile Pact Welcomed // Mail&Guardian. 2006. June 22. URL: http://mg.co.za/article/2006-06-22-south-africachina-textile-pact-welcomed
Mongotsi I. Strategic Vision, or Lust for Power? // The Thinker. 2012. P. 60-62.
Parks B., Strange A., Tierney M.J., Fuchs A., Dreher A., Ramachandran V. China's Development Finance to Africa: A Media-Based Approach to Data Collection. Washington: Center for Global Development, 2013. (Working Paper, 321). URL: http:// www.cgdev.org/sites/default/files/chinese-development-finance-africa_0.pdf
Schiere R. China and Africa: An Emerging Partnership for Development? An Overview of Issues. Tunis: African Development Bank Group, 2011. (Working Paper, 125). URL: http://www.afdb.org/fileadmin/uploads/afdb/Documents/Publications/ WPS%20No%20125%20China%20and%20Africa%20%20An%20Emerging%20 Partnership%20.pdf
Shelton G. Hong-Kong — South Africa's Gateway to China. Johannesburg: South African Institute of International Affairs, 2012. URL: http://www.saiia.org.za/occasional-papers/39-hong-kong-south-africa-s-gateway-to-china/file
Soko M., Qubo M. Creating More Walls, than BRICS // Mail&Guardian. 2011. January 7. URL: http://mg.co.za/article/2011-01-07-creating-more-walls-than-brics
South Africa's Position in BRICS // Gauteng Province Treasury of Republic of South Africa. 2014. URL: http://www.treasury.gpg.gov.za/Documents/South%20African%20 position%20in%20BRICS.pdf
UN Rejects Taiwan Application for Entry // The New York Times. 2007. July 24. URL: http://www.nytimes.com/2007/07/24/world/asia/24iht-taiwan.1.6799766.html?_ r=0
Wen Jiabao. Vigorously Promoting Comprehensive Strategic Partnership Between China and the European Union // Mission of the People's Republic of China to the European Union. 2004. May 12. URL: http://www.chinamission.be/eng/zt/t101949.htm
Yansong R. Economic Transformation: China, SA Should Cooperate // IOL. 2016. March 9. URL: http://www.iol.co.za/business/opinion/economic-transformation-china-sa-should-co-operate-1995247
Zhang Chun. The Sino-Africa Relationship: Toward a New Strategic Partnership // Emerging Powers of Africa. London: London School of Economics and Political Science, 2013. P. 10-18. URL: http://www.lse.ac.uk/IDEAS/publications/reports/pdf/ SR016/SR-016-Chun.pdf
[Политика Китая в отношении Африки] // Ё^ЛЙЙ [Центральное народное правительство Китайской Народной Республики]. 12.01.2006. URL: http://www.gov.cn/ztzl/zflt/content_428674.htm
REFERENCES
Accone, D., " 'Ghost People': Localising the Chinese Self in an African Context," Asian Studies Review, Vol. 30, 2006, pp. 257-272.
Alden, C.; Large, D.; Soares de Oliveira, R., "China returns to Africa: Anatomy of an Expansive Engagement," Real Instituto Elcano, 2008, December 11, URL: http:// www.realinstitutoelcano.org/wps/wcm/connect/c2621b804f018b31b083f43170baead1/ WP-51_Alden-Large-SoaresdeOliveira_China_Africa_Engagement.pdf?MOD=AJPE RES&CACHEID=c2621b804f018b31b083f43170baead1
Alden, C., and Yu-Shan Wu., South Africa and China — The Making of a Partnership. Johannesburg: South African Institute of International Affairs, 2014, URL: http://www.saiia.org.za/occasional-papers/578-south-africa-and-china-the-making-of-a-partnership-1/file
"America's Global Image Remains More Positive than China's," Pew Research Centre, 2013, July 18, URL: http://www.pewglobal.org/2013/07/18/americas-global-image-remains-more-positive-than-chinas/
Ballim, F., "South Africa and China in Awkward Embrace," Mail & Guardian,
2012, July 20, URL: http://mg.co.za/article/2012-07-19-south-africa-and-china-in-awkward- embrace
Carmody, P., "The New Scramble for Africa," Jacobin, No. 19, 2015, URL: https://www.jacobinmag.com/2015/12/china-south-africa-imperialism-zambia-brics-globalization/
"China — South African Relations on Fast Track," Embassy of the People's Republic of China in the Republic ofSouth Africa, URL: http://www.chinese-embassy.org.za/eng/ zngx/gk/t942572 .htm
"China and South Africa," Ministry of Foreign Affairs of the People's Republic of China, URL: http://www.fmprc.gov.cn/mfa_eng/wjb_663304/zzjg_663340/fzs_663828/ gjlb_663832/3094_664214/
Deich, T. L., " 'Kitaiskii vek' dlia Afriki," Mezhdunarodnaiazhizn', No. 10, 2013, pp. 89-102.
Deich, T. L., Afrika v strategii Kitaia. Moscow: Institut Afriki RAN, 2008. Deich, T. L., and Korendiasov, E. N., "BRICS — novyi igrok na afrikanskom kontinente," Aziia i Afrika segodnia, No. 4, 2012, pp. 24-28.
Ensor, L., "Bilateral Trade with China on the Increase," Business Day Live, 2014, March 12, URL: http://www.bdlive.co.za/business/trade/2014/03/12/bilateral-trade-with-china-on-the-increase
Feng Zhongping, and Huang Jing, China's Strategic Partnership Diplomacy: Engaging with a Changing World. Madrid: FRIDE, 2014. (European Strategic Partnership Observatory. Working Paper, 8), URL: http://fride.org/download/WP8_China_strategic_ partnership_diplomacy.pdf
"Global Opposition to U.S. Surveillance and Drones, but Limited Harm to America's Image," Pew Research Centre, 2014, July 14, URL: http://www.pewglobal. org/2014/07/14/global-opposition-to-u-s-surveillance-and-drones-but-limited-harm-to-americas -image/
Grimm, S.; Kim, Y.; Anthony, R., South African Relations with China and Taiwan: Economic Realism and the 'One-China' Doctrine. Stellenbosch: Stellenbosch University. Centre for Chinese Studies, 2013, URL: http://www.ccs.org.za/wp-content/ uploads/2014/02/Research-Report_FEB-2014_Formatting.pdf
Harris, K. L., "Waves of Migration: A Brief Outline of the History of Chinese in South Africa," The China Monitor, No. 21, 2007, pp. 4-6, URL: http://www.ccs.org.za/ wp-content/uploads/2009/04/ccs-china-monitor-august-07.pdf
Huang, M., and Ren, P., A Study on the Employment Effect of Chinese Investment in South Africa. Stellenbosch: Stellenbosch University. Centre for Chinese Studies,
2013. (Discussion Paper, 4), URL: http://www.ccs.org.za/wp-content/uploads/2013/10/ DP_4_2013_Chinese_Employment_South_Africa_Huang_Ren_0NLINE.pdf
"ICBC Buys 60 PC of Standard Bank's Markets Unit," Bloomberg, 2014, January 30, URL: http://www.bloomberg.com/news/articles/2014-01-29/china-s-icbc-agrees-to-buy- 60-of- standard-bank-s-markets-unit
Jenkins, R., and Edwards, L., Chinese Competition and the Restructuring South African Manufacturing. Norvich: University of East Anglia, 2012. (DEV Research Briefing, 4), URL: https://www.uea.ac.uk/documents/439774/543330/Chinese+Comp etition+and+the+Restructuring+of+South+African+Manufacturing/36d8d9a3-9db5-489c-866e-862cf0d105fd
"Kitai i IuAR podnimaiut uroven' otnoshenii do 'vseob"emliushchego strategicheskogo partnerstva'," Sin'khua, 2010, August 24, URL: http://news.xinhuanet. com/english2010/china/2010-08/24/c_13460144.htm
Le Roux, M., "South Africa — China Textile Pact Welcomed," Mail&Guardian, 2006, June 22, URL: http://mg.co.za/article/2006-06-22-south-africachina-textile-pact-welcomed
Mongotsi, I., "Strategic Vision, or Lust for Power?" The Thinker, 2012, pp. 60-62. Parks, B.; Strange, A.; Tierney, M. J.; Fuchs, A.; Dreher, A.; Ramachandran, V., China's Development Finance to Africa: A Media-Based Approach to Data Collection. Washington: Center for Global Development, 2013. (Working Paper, 321), URL: http:// www.cgdev.org/sites/default/files/chinese-development-finance-africa_0.pdf
Schiere, R., China and Africa: An Emerging Partnership for Development? An Overview of Issues. Tunis: African Development Bank Group, 2011. (Working Paper, 125), URL: http://www.afdb.org/fileadmin/uploads/afdb/Documents/Publications/ WPS%20No%20125%20China%20and%20Africa%20%20An%20Emerging%20 Partnership%20.pdf
Shelton, G., Hong-Kong — South Africa's Gateway to China. Johannesburg: South African Institute of International Affairs, 2012. URL: http://www.saiia.org.za/occasional-papers/39-hong-kong-south-africa-s-gateway-to-china/file
Shubin, V., "Zachem Iuzhnoi Afrike BRICS, i zachem BRICSu Iuzhnaia Afrika," Indeks bezopasnosti, No. 2 (105), 2013, pp. 57-70.
Soko, M., and Qubo, M. "Creating More Walls, than BRICS," Mail&Guardian, 2011, January 7, URL: http://mg.co.za/article/2011-01-07-creating-more-walls-than-brics
"South Africa's Position in BRICS," Gauteng Province Treasury of Republic of South Africa, 2014, URL: http://www.treasury.gpg.gov.za/Documents/South%20 African%20position%20in%20BRICS.pdf
"Sovmestnoe zaiavlenie Rossiiskoi Federatsii i Kitaiskoi Narodnoi Respubliki ob uglublenii vseob"emliushchego partnerstva i strategicheskogo vzaimodeistviia..." PrezidentRossii, 2015, May 8, URL: http://kremlin.ru/supplement/4969
"UN Rejects Taiwan Application for Entry," The New York Times, 2007, July 24, URL: http://www.nytimes.com/2007/07/24/world/asia/24iht-taiwan.!. 6799766. html?_r=0
Wen Jiabao, "Vigorously Promoting Comprehensive Strategic Partnership Between China and the European Union," Mission of the People's Republic of China to the European Union, 2004, May 12, URL: http://www.chinamission.be/eng/zt/t101949.htm
Yansong, R., "Economic Transformation: China, SA Should Cooperate," IOL, 2016, March 9, URL: http://www.iol.co.za/business/opinion/economic-transformation-china-sa-should-co-operate-1995247
Zhang Chun, "The Sino-Africa Relationship: Toward a New Strategic Partnership," Emerging Powers of Africa. London: London School of Economics and Political Science, 2013, pp. 10-18, URL: http://www.lse.ac.uk/IDEAS/publications/reports/pdf/ SR016/SR-016-Chun.pdf
["China's Policy in Africa"] ^AKÄM^AKÄ ^ [The Central People's Government of the People's Republic of China]. 12.01.2006, URL: http://www.gov.cn/ztzl/zflt/content_428674.htm