Научная статья на тему 'Взаимодействие детского сада и школы в процессе организации предметно-пространственной среды с целью формирования активности ребенка'

Взаимодействие детского сада и школы в процессе организации предметно-пространственной среды с целью формирования активности ребенка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
699
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТИВНОСТЬ / ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА / УСЛОВИЯ СТИМУЛИРОВАНИЯ АКТИВНОСТИ РЕБЕНКА / TERMS OF STIMULATING CHILD'S ACTIVITY / ACTIVITY / SUBJECT-SPATIAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цаплина Ольга Викторова, Иванова Елена Владимировна

Статья посвящена проблеме организации предметно-пространственной среды с целью формирования разных видов активности ребенка. Особое внимание уделяется педагогическому моделированию предметного окружения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Цаплина Ольга Викторова, Иванова Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION BETWEEN KINDERGARTEN AND SCHOOL IN ORGANIZATION OF SUBJECT-SPATIAL ENVIRONMENT TO FORM A CHILDS ACTIVITY

The article is devoted to the problem of subject-spatial environment creation, which aims at forming various types of a childs activity. Special attention is paid to pedagogical modelling of the subject environment.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие детского сада и школы в процессе организации предметно-пространственной среды с целью формирования активности ребенка»

УДК 378

О. В. Цаплина, Е. В. Иванова

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ С ЦЕЛЬЮ ФОРМИРОВАНИЯ АКТИВНОСТИ РЕБЕНКА

Статья посвящена проблеме организации предметно-пространственной среды с целью формирования разных видов активности ребенка. Особое внимание уделяется педагогическому моделированию предметного окружения.

Ключевые слова: активность, предметно-пространственная среда, условия стимулирования активности ребенка.

Построение концепции педагогического использования предметно-пространственной среды как средства развития активности ребенка предполагает сопоставление двух моментов: системы факторов развития активности и комплекса возможностей предметно-пространственной среды. На основе этого сопоставления может осуществляться поиск способов адекватного воспроизведения закономерностей развития активности ребенка в структуре педагогически обоснованной, целенаправленно организованной предметно-пространственной среды.

Необходимая предпосылка решения этой задачи - рассмотрение системы закономерностей развития активности в дошкольном и младшем школьном возрастных периодах, выделение ключевого звена данной системы, на основе которой может быть построена практическая модель педагогического использования предметно-пространственной среды как средства формирования и развития активности детей.

Предметно-пространственная среда рассматривается нами как целесообразно организованная совокупность материальных объектов и предметов, находящихся в определенных пространственных взаимоотношениях и непосредственно включенных в контекст развития ребенка. Основными компонентами предметно-пространственной среды являются архитектурные и природно-экологические объекты, функциональные зоны жизнедеятельности ребенка в детском учреждении и в быту, игровые и спортивные площадки и их оборудование, крупномасштабное средообразующее спортивноигровое оборудование, крупногабаритные, сомас-штабные ребенку элементы игровых конструкторов, наборы игрушек, пособий, мебель, аудиовизуальные и информационные средства воспитания, развития и обучения.

В процессе организации (проектирования) педагогической модели предметно-пространственной среды необходимо учитывать общую активность ребенка, удовлетворение его желания действовать. Таким образом, ребенок, получая возможность дей-

ствия в предметно-пространственной среде детского сада или школы, возможность проявления своих творческих способностей, воображения, фантастических идей, опосредованно побуждается к проявлению творчества и активности во многих сферах своей деятельности. У него возникает желание творить в окружающем его мире.

Мы используем понятие «формирование активности», а не «воспитание» или «становление», потому что считаем, что «формирование» шире по своему логическому объему, так как включает в себя всевозможные проявления и воздействия среды, как стихийные, так и целенаправленные, осознанные и неосознанные и т. д. Воспитание же подчеркивает человеческий фактор среды и его программированное воздействие на личность с целью получения заданного результата. С нашей точки зрения, формирование предполагает самодействующее влияние как вещественного, так и человеческого фактора среды. То есть мы, используя данное понятие, учитываем как непосредственное влияние предметно-пространственного окружения на ребенка, так и опосредованные целенаправленные действия педагога.

Развитие ребенка проходит путь от пассивной экспонированности условиям окружающей среды до постоянного увеличения контроля над средой. Дети проводят большинство времени, изучая среду вокруг себя, приобретая информацию о качестве среды и о событиях. Свобода или ограниченность такого активного поведения опосредованы социально и зависят от педагога. Для ограничения творческой активности поведения можно воздвигать физические барьеры, запрещать словесно или вмешиваться поведенчески. Отсутствие таких ограничений при деятельности в предметно-пространственной среде положительно влияет на развитие ребенка.

Несмотря на то, что идея активности личности прочно утвердилась в теории педагогики, на практике данный принцип чаще всего остается лишь декларацией. Ученые и педагоги-практики отмечают, что на сегодняшний день в образовательных уч-

реждениях присутствует императивная система воспитания. Это определяет и качества, которые воспитываются у ребенка: дисциплинированность, исполнительность, способность точно воспроизвести усвоенное. Это также связано с практическим отсутствием пространства, как духовного, так и материального, для творческой деятельности, возможностей для субъективного выражения ребенка.

Безусловно, ребенок находится в среде, включающей огромное множество компонентов: социальный, образовательный, воспитательный и т. д. Предметно-пространственная среда - это один из компонентов, составляющих общую развивающую среду детства, в связи с этим нельзя игнорировать ее организацию и содержание.

Решение данной проблемы нам видится в создании предметно-пространственной среды, которая не только бы допускала проявления активности, но также стимулировала творческую деятельность, так как сущность активности объясняется «не только движением и самоопределением индивида, но и внешними обстоятельствами» [1, с. 25].

Ряд ученых, как отечественных, так и зарубежных (Е. Шмидт-Коммер, Р. В. Тонкова -Ямпольская, К. Л. Печора, К. Цвинер), анализируя условия, наиболее влияющие на развитие детей, указывали на материальные предпосылки (помещения, оборудование мебелью, игрушки и материалы), а также условия среды, допускающие определенные взаимодействия с окружающим миром и устанавливающие межличностные коммуникации. Все это представляет группу факторов, которые прямо или косвенно влияют на развитие детей и требуют соответствующей организации [2].

Внешние предпосылки развития активности в значительной мере определяются той предметной средой, в которой осуществляется деятельность ребенка. Потребность ребенка в самовыражении воплощается в непосредственный мотив деятельности. А это в свою очередь напрямую связано с наличием установки, которая в значительной степени складывается в ходе взаимодействия со средой, т. е. внутренние возбудители активности могут формироваться только в неразрывной связи с внешним миром. Таким образом, лишенная открытого дидактизма предметно-пространственная среда влияет на мотивационный компонент активности ребенка.

Проблема формирования активности детей должна решаться на основе особого понимания отношения личности и среды. Бытие и становление личности не являются противоположными, роль среды состоит в том, чтобы помочь ребенку актуализировать его собственный потенциал.

Нами предлагается ряд условий, необходимых для учета преемственности в организации предметно-пространственной среды в детском саду и в

школе. Взаимодействие детского сада и школы в процессе моделирования предметно-пространственной среды с целью формирования активности ребенка должно выражаться во время проектирования предметно-пространственной среды, где учитывались бы следующие педагогические условия, стимулирующие активность ребенка, а именно:

1. Физические условия - педагогически обоснованная организация предметно-пространственного окружения ребенка:

а) предметно-пространственная обогащенность окружающей среды;

б) возможность манипуляции с предметами и изменение пространства по своему желанию и потребности;

в) обучение ребенка вниманию к сигналам окружающей среды.

2. Социально-эмоциональные условия - создание педагогом у ребенка чувства внешней безопасности, когда он знает, что его творческие проявления не получат отрицательной оценки взрослых:

а) отсутствие преград в отношении спонтанности и инициативности ребенка;

б) организация жизни и деятельности дошкольника и младшего школьника таким образом, чтобы сами условия и обстоятельства требовали от ребенка активных, а подчас творческих решений;

в) демонстрация самими взрослыми разнообразных творческих проявлений и способов деятельности.

3. Психологические условия, в которых у ребенка формируется чувство внутренней безопасности и свободы за счет поддержки педагогом его творческих начинаний:

а) поощрение различных форм творческого продукта;

б) стимулирование включения в творческую деятельность;

в) воспитательные воздействия в направлении признания ребенком ценности творческих черт своей личности.

4. Интеллектуальные условия - поддержание атмосферы постоянного поиска, создание ситуаций, побуждающих к «эвристическому» типу мышления:

а) ориентация ребенка на творческое решение проблемы;

б) развитие основных логических операций;

в) возможность различных решений предложенной проблемы.

Разумеется, предметно-пространственная среда не может выступать как единственное средство развития активности ребенка, однако она обладает рядом незаменимых достоинств, а именно учитывает индивидуальный подход, свободу в самовыражении, психологическую безопасность, атмосферу игры и спонтанности, а также исключает

принцип «открытого дидактизма», нередко навязывающий вид и способы деятельности, не учитывающий элемент творчества и самостоятельности.

Также мы опосредованно формируем механизм самоактивности с его психологической природой, создаем условия для выбора путей и средств достижения детьми намеченных целей, намерений, реализации личностно значимых, индивидуальных потребностей, способствуем в достаточной мере проявлению самостоятельности каждого ребенка, которая выражается в его самоорганизации, самооценке.

Открытость, динамичность, вариативность в содержании, формах и методах педагогической деятельности, в т. ч. и по использованию предметнопространственной организации помещений образовательного учреждения, приводят к отказу от стандартизации и универсализации воспитательно-образовательного процесса.

Анализируя проблемы и негативные стереотипы, а также учитывая лучшие традиции и современные тенденции в организации предметно-пространственного мира образовательного учреждения, нами были выделены следующие принципы, на основе которых может быть построена модель предметно-пространственной среды как средство формирования и развития активности дошкольников и младших школьников:

- принцип открытости (призванный дать детям более широкий диапазон впечатлений новых знаний, различных эмоций путем обогащения предметно-пространственной среды средствами искусства, природы, общения и возможностью выразить себя посредством художественно-оформительской деятельности);

- принцип функционального зонирования (призванный создать небольшие центры или зоны определенной творческой деятельности, доступные для визуального и деятельностного освоения их ребенком, учитывающие интересы детей к различным видам деятельности, приватность нахождения в коллективе);

- принцип мобильности (призванный обеспечивать свободную трансформированность оборудования и предметов, изменяемость окружающего пространства, динамику в организации предметной среды, а также обеспечивающий новизну и сложность материального окружения);

- принцип полифункциональности предметного мира (призванный стимулировать активное поведение детей за счет использования менее тематически фиксированных игрушек и предметов-за-местителей, предполагающих продуктивную активность).

Если описать вышеназванные проектировочные принципы с практической точки зрения, то первый

шаг в проектировании среды начинается в детском саду, и - это определение расположения центров в группе. При этом следует учитывать комп-лиментарность и взаимообогащение видов деятельности. Традиционно организуют центр игры, центр искусства и творчества, центр грамотности, включающий в себя книжный уголок и все игры и оборудование для развития речи и подготовки ребенка к освоению чтения и письма, центр науки (познания), куда входят уголок природы, место для детского экспериментирования и опытов с соответствующим оборудованием и материалами, центры строительно-конструктивных игр, математики (игротека), физкультурно-оздоровительный центр.

Еще год назад модели конкретных центров варьировались исходя из требований образовательных программ. Традиционно самое большое пространство в группе занимала учебная зона. Сегодня, в связи с введением в работу дошкольных учреждений Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ), учебная модель образовательного процесса не актуальна, так как преобладание занятий как основной формы обучения детей ведет к дисбалансу образовательной нагрузки по основным областям развития. Вводится понятие «организованная образовательная деятельность», которая базируется на основных видах детской деятельности: познание, труд, художественное творчество, коммуникация, социализация и т. д.

Работа педагогического коллектива дошкольного учреждения в соответствии с ФГТ требует разработки индивидуальных общеобразовательных программ дошкольного образования, соответственно, данное обстоятельство диктует создание индивидуальных модульных проектов для познавательно-речевого, социально-личностного, физического и художественно-эстетического развития в групповых помещениях и учреждении в целом с учетом положений программы отдельного дошкольного учреждения.

Все образовательные области развития должны иметь подкрепления в предметной среде. Важно, чтобы создаваемые центры строились на основе интеграции содержания и видов деятельности. Желательно предусмотреть возможность трансформации и изменения расположения некоторых предметов мебели в центре по мере необходимости с помощью применения раздвижных перегородок-ширм, переносных матов, легко передвигаемой мебели-трансформера, использования пространствообразующих материалов и крупногабаритных экранов.

Важно, чтобы ребенок имел возможность и время для общения по схемам: «я - я», «я - педагог», «я - друг, друзья», «я - все». Для создания инди-

видуального комфорта каждому ребенку должно быть обеспечено личное пространство - «уголок уединения»: кроватка со стульчиком, полка в стеллаже, подушечка или коврик на полу.

Также для активизации субъектных проявлений, создания условий для проявления собственного «Я», развития рефлексии и самооценки следует обеспечить возможность демонстрации собственных детских успехов.

Важно создать в группе уютную естественную обстановку, гармоничную по цветовому и пространственному решению. Рекомендуется использовать светлые пастельные тона для оформления стен, подбирать мебель естественных оттенков. Для активизации эстетических впечатлений можно использовать различные «неожиданные» материалы, пособия: плакатную графику, художественные фотографии, предметы современного декоративного искусства. Для свободы детского творчества можно сделать «стену творчества» для рисунков и поделок: это большой лист ватмана, который крепится на стену и может меняться по необходимости, а дети могут изображать на этой стене любые собственные и коллективные творческие идеи карандашами, красками, мелками и т. п.

Особенное внимание сегодня нужно уделять игрушкам, так как из-за их многообразия трудно определиться с их воспитательной ценностью.

Обязательным требованием, предъявляемым к игрушкам, является невозможность:

- провоцировать ребенка на агрессивное действие;

- вызывать проявление жестокости по отношению к игрушкам и персонажам игры (людям, животным);

- провоцировать игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;

- вызывать интерес к сексуальным вопросам, выходящим за рамки детского возраста.

Особую педагогическую ценность имеют игрушки, обладающие следующими качествами [4]:

- остроумность образного решения (дизайн, высокий художественно-эстетический уровень);

- многовариативность;

- обобщенность;

- открытость (возможность придумывать новые задания);

- полифункциональность (возможность широкого использования в соответствии с замыслом ребенка и сюжетами игры);

- дидактические свойства;

- разнообразие по уровню сложности;

- возможность применения группой детей;

- использование различных фактур.

Сегодня строительство образовательных учреждений выходит на современный уровень индивидуальных проектов, а также лучших образцов типового строительства. В качестве базы архитектурно-ландшафтного построения предметно-пространственной среды ребенка необходимо использовать технологии дизайна и эргономики, а для получения наилучших результатов активного воздействия окружающей среды на развитие личности ребенка следует выбрать гибкие проектные и производственные технологии, организованные по принципу «непрерывной модульной технологии»: проектирование средовых модульных конструкторов, использование гибких и доступных производственно-технологических приемов, комбинированное многовариантное формирование среды и т. п. [3].

Необходимы нестандартные решения организации системы пространств, например единая столовая в детском саду, организация зон релаксации в школе, использование средовых мебельных конструкторов. Давно требует включения в единую развивающую среду территорию, прилегающую к зданию детского учреждения. В основе ее планировки должен стать принцип функциональной и тематической организации, предполагающей выделение различных зон: экологических, ландшафтных, архитектурных, спортивно-игровых, спортивных.

Таким образом, процесс развития ребенка и та искусственная среда, которую мы создаем для него, находятся в постоянном взаимодействии. Пространство, организованное для детей, может в одном случае быть мощным стимулом их развития, в другом - преградой, мешающей проявить индивидуальность, творческие способности и активность.

Список литературы

1. Крупнов А. И. Психологические проблемы исследования активности человека // Вопросы психологии. 1984. № 3. С. 25-33.

2. Внешняя среда и психическое развитие / под ред. Р. В. Тонковой-Ямпольской (СССР), Е. Шмит-Кольмер (ГДР), Э. Хабинаковой (ЧССР). Совместное издание СССР - ГДР - ЧССР. М.: Медицина, 1984. 208 с.

3. Вахитова Г. Х. Значение игры в развитии творческих способностей дошкольников // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University). 1998. Вып. 4. С. 67-69.

4. Грашин А. А. Дизайн детской развивающей предметной среды. М.: Архитектура-С, 2008. 296 с.

Цаплина О. В., кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник.

Научно-исследовательский институт «Столичное образование»

Московского городского педагогического университета.

Ул. Панфёрова, 14, Москва, Россия, 119261.

E-mail: [email protected]

Иванова Е. В., кандидат психологических наук, зав. лабораторией.

Научно-исследовательский институт «Столичное образование»

Московского городского педагогического университета.

Ул. Панфёрова, 14, Москва, Россия, 119261.

E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 25.05.2012.

O. V Tsaplina, E. V. Ivanova

INTERACTION BETWEEN KINDERGARTEN AND SCHOOL IN ORGANIZATION OF SUBJECT-SPATIAL ENVIRONMENT TO FORM A CHILD’S ACTIVITY

The article is devoted to the problem of subject-spatial environment creation, which aims at forming various types of a child’s activity. Special attention is paid to pedagogical modelling of the subject environment.

Key words: activity, subject-spatial environment, terms of stimulating child’s activity.

Tsaplina O. V.

Research Institute “Education in the Capital” of Moscow City Pedagogical University.

Ul. Panfyorova, 14, Moscow, Russia, 119261.

E-mail: [email protected]

Ivanova E. V.

Research Institute “Education in the Capital” of Moscow City Pedagogical University.

Ul. Panfyorova, 14, Moscow, Russia, 119261.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.