ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Канд. техн. наук К. В. Ордов
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КОМПАНИЙ1
В статье исследуются механизмы прямых и обратных связей между элементами денежно-кредитной политики и конкурентоспособности компаний как двух взаимосвязанных систем.
Ключевые слова и словосочетания: денежно-кредитная политика, конкурентоспособность компаний, взаимодействие финансовых систем.
Наиболее важными аспектами взаимодействия денежно-кредитной политики (ДКП) и конкурентоспособности компаний являются воспроизводственная функция ДКП, особенности взаимосвязей показателей ДКП с финансовыми индикаторами конкурентоспособности компаний и их динамики в условиях финансовой глобализации.
Денежно-кредитная политика играет ключевую роль в формировании качественной макроэкономической конъюнктуры.
Взаимодействие ДКП и конкурентоспособности компаний обусловлено прежде всего воспроизводственной функцией ДКП. В рамках ее реализации обеспечиваются монетизация экономики, необходимая для нормального товарного и денежного обращения; устойчивость денежной единицы; влияние на процесс рыночного формирования процентной ставки и валютного курса; распределение и перераспределение денежных доходов; формирование финансовых ресурсов.
Активное влияние ДКП на воспроизводственный процесс определяется способностью денежных ресурсов стимулировать деловую активность как в реальном секторе, так и на финансовом рынке; ускорять перераспределительные процессы; усиливать платежеспособный спрос домашних хозяйств; интенсифицировать общественный сектор экономики; повышать конкурентоспособность компаний на национальных и международных рынках.
Конкурентоспособность компаний - это сравнительная потенциальная способность генерирования ими своей стоимости на всех стадиях бизнес-процессов. Это генерирование происходит в результате операционной, инвестиционной и инновационной деятельности компаний и выражается в дисконтированных доходах, скорректированных на величину расходов по привлечению собственного и заемного капитала.
Конкурентоспособность как сравнительная потенциальная способность генерирования компаний своей стоимости в бизнес-процессах является категорией микроэкономики. Корпоративная конкурентоспособность выражает не
1 Статья подготовлена по результатам научно-исследовательской работы «Развитие механизма воздействия денежно-кредитной политики на конкурентность компаний», выполненной по распоряжению ректора РЭА им. Г. В. Плеханова от 12 апреля 2010 г. № 41.
только результаты прошлой деятельности. Она активно влияет на перспективы компании, в том числе финансовые. В частности, достижение высокой конкурентоспособности обеспечивает доступность для компаний кредитных ресурсов по ставкам прайм-рейт, востребованность рынком долговых ценных бумаг компании, правительственную поддержку ее международного бизнеса.
Одновременно конкурентоспособность является категорией воспроизводства. Только конкурентоспособные компании могут предлагать на рынке инновационную продукцию и тем самым формировать новые потребности своих клиентов; реализовать эффективные инвестиционные проекты и расширять масштабы производства; обеспечивать кругооборот производительного и товарного капиталов, их превращение в денежный капитал, а также оборот кредита; формировать платежеспособный спрос.
В условиях нарастающей глобализации такие экономические явления, как денежно-кредитная политика и конкурентоспособность компаний тесно связаны общим воспроизводственным процессом. Их взаимодействие обеспечивается через прямые и обратные связи показателей денежно-кредитной политики, а также финансовыми индикаторами корпоративного сектора.
Основными показателями ДКП, воздействующими на конкурентоспособность компаний, являются денежные агрегаты, инфляция, процентная ставка и валютный курс.
Основные показатели денежно-кредитной политики воздействуют на динамику финансовых индикаторов компаний: чистую операционную прибыль после налогообложения (КОРЛТ), чистую доходность инвестиционных проектов (КРУ), денежные потоки от инновационной деятельности (ГСБ), оборачиваемость оборотного капитала (^С), издержки собственного капитала (СС).
Формирование в рамках реализации ДКП денежных агрегатов направлено на обеспечение достаточного уровня монетизации экономики и сбалансированности спроса на деньги с их предложением. Уровень денежных агрегатов непосредственно воздействует на совокупный платежеспособный спрос в экономике. Система денежных агрегатов связывает ДКП с корпоративным сектором. Через нее меры центрального банка по увеличению денежных агрегатов на основе расширения денежной базы воздействуют на совокупный платежный спрос и соответственно на КОРЛТ компаний.
Денежные агрегаты через обеспечение сбалансированности спроса и предложения на деньги создают условия для устойчивости процесса формирования NPV инвестиционных проектов. Как известно, NPV определяется как разность дисконтированных денежных доходов и инвестиций. В этой связи достаточность денежной массы важна для стабильности входящих денежных потоков и инвестиционных затрат.
Для устойчивости процесса формирования NPV большое значение имеют кратко-, средне- и долгосрочная сбалансированность спроса и предложения денег. Она выражается в устойчивом и относительно равномерном росте денежных агрегатов, соответствующем динамике ВВП, объемам промышленного и сельскохозяйственного производства, повышению доходов домашних хозяйств и налоговых поступлений в бюджетную систему. Такое увеличение
денежных агрегатов обеспечивает соответствие роста монетизации экономики развитию корпоративного сектора и повышению его конкурентоспособности.
Система связей денежных агрегатов с ICF в целом обладает теми же особенностями, что и с NPV. Однако эти связи имеют более опосредованный характер. В целом ICF более неопределенны, чем денежные потоки, связанные с NPV. Как NPV, так и ICF в значительной степени носят циклический характер, т. е. снижаются в условиях кризисов. Это связано с понижением спроса, а также с возрастанием рисков. Падение инвестиционной и инновационной активности, как и интенсивности бизнес-процессов в целом, предопределяет уменьшение спроса на деньги и формирует обратную связь NPV и ICF с денежными агрегатами.
Управление оборотным капиталом компаний включает управление такими его элементами, как дебиторская и кредиторская задолженности, товарно-материальные запасы, а также менеджмент денежных потоков (поступлений) и остатков на расчетных счетах в коммерческих банках.
Несбалансированность денежного спроса и предложения, предопределяющая недостаточность денежной массы в экономике, приводит к неадекватному, спонтанному росту дебиторской задолженности и вызывает бартеризацию хозяйственных связей. Такая ситуация, в частности, сложилась в российской экономике в середине 90-х гг. ХХ в. В этих условиях возрастают риски невыполнения компаниями их контрактных обязательств и снижения конкурентоспособности.
В условиях недостаточности денежного предложения, его несбалансированности со спросом на деньги компании сталкиваются с неустойчивостью денежных потоков, нехваткой остатков на банковских счетах для проведения необходимых платежей. В результате появляются просрочки по налоговым платежам и погашению обязательств по заключенным контрактам. Выплаты штрафов, пени и неустоек резко снижают эффективность финансовой деятельности компаний. Таким образом, недостаточность денежной массы в экономике ведет к недостаточности оборотного капитала компаний и к снижению эффективности их работы.
Инфляция как показатель ДКП отражает степень устойчивости национальной денежной единицы и соответственно динамику потребительских цен. Усиление инфляционного процесса приводит к повышению, хотя и с некоторым лагом оплаты труда, и к росту прочих компонентов издержек. В общей повышательной динамике ценовых индексов увеличение большинства компонент переменных издержек компаний происходит устойчиво, но постепенно, а постоянных издержек - скачкообразно, в периоды пересмотра контрактных условий.
Для начальных стадий инфляционного процесса характерно превышение темпов роста совокупных издержек над темпами повышения цен реализации продукции компаний. Это предопределяет падение NOPAT. В условиях устойчивой инфляции компании получают возможность корректировать цены реализации в соответствии со сложившимися инфляционными ожиданиями потребителей. Тем не менее при повышательной ценовой динамике проявля-
ется нестабильность платежеспособного спроса, негативно влияющего на ШРАТ.
Инфляция дезорганизует инвестиционный процесс и создает неопределенность в формировании NPV. Это связано с тем, что скачкообразный рост цен на сырье, материалы, готовую продукцию ломает ценовые тренды, заложенные в расчеты инвестиционных проектов. Фактические чистые денежные поступления от реализации таких проектов отличаются от расчетных. Соответственно NPV может стать в этих условиях отрицательной величиной.
Инфляционный процесс также приводит к обесценению ICF. Однако при расчете этого показателя относительно проще прогнозировать рост цен, поскольку высокая рентабельность результатов НИОКР обеспечивает эффективность применения инноваций даже в условиях относительно высокой инфляции. Об этом, в частности, свидетельствует опыт мировой экономики 60-70 гг. ХХ в., когда новая, высокотехнологичная продукция, в том числе массового спроса, оставалась востребованной рынком в условиях инфляционного процесса.
Инфляция оказывает сильное негативное влияние на оборотный капитал. При устойчивых инфляционных ожиданиях компании обычно увеличивают товарно-материальные запасы. Такая практика снижает оборачиваемость оборотного капитала, но одновременно является дополнительным фактором повышения спроса и приводит к дальнейшему росту цен.
При интенсивном инфляционном процессе компании вынуждены снижать кассовые остатки, вкладывать резервы в иностранную валюту. Это уменьшает возможности компаний по использованию рыночной конъюнктуры при закупках оборудования, сырья, материалов.
В условиях инфляции происходит обесценение дебиторской задолженности. Это ограничивает возможности компаний по реализации части производимой продукции, используя рассрочки платежей, и тем самым приводит к падению объема продаж. Соответственно снижается конкурентоспособность компании.
При инфляционных ожиданиях поставщики компании уменьшают сроки рассрочек платежей или стараются поставлять свою продукцию на условиях предоплаты. Снижение кредиторской задолженности означает для компании уменьшение важного ресурса развития, поскольку поставки на условиях отсрочки платежа равнозначны беспроцентному кредиту. Такое изменение ситуации с приобретением продукции особенно чувствительно для крупных корпораций, широко использующих закупки со значительными рассрочками платежей.
Инфляция оказывает сильное влияние на формирование капитала компаний и издержки его привлечения. Она предопределяет индексацию дивидендов акционеров и тем самым относительное снижение объема нераспределенной прибыли, используемой на инвестиции. Увеличение процентной ставки за счет включения в нее инфляционной составляющей также приводит к росту издержек привлечения капитала. Еще одним фактором их повышения является нехватка «длинных» денег и, как следствие, повышение ставок по долгосрочным кредитным ресурсам.
Эти обстоятельства создают значительные трудности в управлении структурой капитала компаний. Недостаточность собственного капитала вследствие стремления инвесторов минимизировать риски обесценения вложений и удорожание заемных ресурсов затрудняют оптимизацию структуры капитала и снижают возможности использования налогового щита, используемого в мировой практике уменьшения налоговых платежей вследствие вычета суммы процентов по привлеченным кредитам из прибыли до налогообложения.
Процентная ставка как показатель ДКП оказывает на индикаторы финансовой деятельности компаний, определяющие их конкурентоспособность, прямое и косвенное воздействие. Последнее сказывается, например, на NOPAT. Высокая процентная ставка делает невыгодным широкое использование продаж с рассрочкой платежа, сдерживая при этом рост объема реализации продукции.
Влияние процентной ставки на NPV является прямым. Общее правило состоит в сокращении инвестиционной активности компаний при высоких ставках по привлекаемым ресурсам. Однако это правило не является абсолютным. Крупные инвестиционные проекты обычно связаны с созданием новых образцов продукции. Колебания процентной ставки не оказывают заметного влияния на решения о реализации таких проектов при условии сохранения потенциального спроса на продукцию, планируемую к выпуску. Однако при резком падении спроса, например, в период глобального экономического кризиса, инвестиционная активность компаний резко снижается.
Динамика процентной ставки является фактором определения ставки дисконтирования, используемой при обосновании инвестиционных проектов. Ее рост может приводить к нерентабельности начатых проектов, если в них была заложена необоснованно низкая норма внутренней доходности (IRR).
Повышение процентных ставок побуждает компании вносить существенные коррективы в процесс управления оборотным капиталом. Это связано прежде всего с удорожанием краткосрочных заемных ресурсов. Кроме того, в условиях высоких процентных ставок изменяются объемы дебиторской и кредиторской задолженностей и соотношение между ними. В этой ситуации конкурентоспособные компании, выпускающие продукцию повышенного спроса, в том числе инновационную, способны снижать дебиторскую задолженность, одновременно наращивая кредиторскую. Напротив, компании с низким конкурентным потенциалом могут столкнуться с ростом дебиторской задолженности при сокращении кредиторской и ухудшением показателей оборачиваемости оборотного капитала.
Ставка процента - ведущий фактор формирования издержек привлечения капитала. На нее ориентируются инвесторы при принятии решений о вложениях в акции конкретных компаний. Недостаточная доходность акций ведет к их продаже на фондовом рынке, падению капитализации компаний и удорожанию привлекаемых компаниями заемных ресурсов.
Валютный курс оказывает существенное воздействие на конкурентный потенциал как экспортных компаний, так и фирм, чья деятельность ограничена исключительно национальной экономикой. NOPAT компаний, действую-
щих в мировой экономике, способен возрастать при обесценении национальной валюты и падать при ее укреплении. Кроме того, динамика валютного курса оказывает заметное воздействие на величину дивидендов дочерних компаний при их репатриации в страну местонахождения родительской корпорации и конвертации в национальную валюту.
При деятельности компании исключительно в национальной экономике курс национальной денежной единицы оказывает влияние на ее финансовые показатели и конкурентоспособность в результате реализации экономического валютного риска. Этому риску подвержена деятельность всех субъектов национальной экономики. Он реализуется при значительном росте курса национальной валюты, например, при массированном притоке в страну иностранного спекулятивного капитала или при повышении мировых цен на экспортируемые природные ресурсы. В таких случаях удорожание национальной валюты стимулирует импорт. Это приводит к падению конкурентоспособности национальных производителей на внутреннем рынке и может повлечь банкротства.
Нестабильность валютного курса, ожидания девальвации национальной валюты приводят к возникновению премии к процентной ставке при кредитовании в этой валюте по сравнению с получением займов в иностранной. Поэтому национальные хозяйствующие субъекты начинают активно привлекать займы за рубежом. Ориентация на процентную ставку по зарубежным заимствованиям при определении ставки дисконтирования в расчетах инвестиционных проектов приводит к негативным последствиям. При значительной девальвации национальной валюты резко возрастает обслуживание иностранных кредитов. Если в обеспечение кредитов были переданы пакеты акций, возникает угроза маржин-коллов - утраты залогов и потери контроля над компанией.
Таким образом, динамика основных показателей ДКП оказывает существенное влияние на ключевые индикаторы финансовой деятельности компаний, определяющих их конкурентоспособность.
Взаимодействие показателей ДКП с индикаторами корпоративных финансов, определяющими конкурентоспособность компаний, позволяет учесть влияние корпоративного сектора на формирование макроэкономической среды и на условия реализации ДКП.
Так, формирующийся в корпоративном секторе показатель NOPAT в значительной степени определяет экспортно-импортные потоки и способен воздействовать на валютную политику центрального банка. Динамика NPV может оказывать влияние на объемы иностранных заимствований, приток в страну иностранной валюты и денежных агрегатов. Издержки привлечения капитала, сложившиеся в корпоративном секторе, должны учитываться при выборе вариантов политики в области формирования динамики процентной ставки и валютного курса.
На основе изложенного подхода разработана экономико-математическая модель перспективного роста конкурентоспособности компаний:
n a(nopat), n , , n a(icf) k = Z \ y Л + mnpvl f +
t=1 (1 + r) t=1 t=1 (1 + r)
+z ast a(cc)t
t=1 (1 + rj t=1 (1 + rj
n a(nopat).
—>0
t=1 (1 + rj
Z a(npv)t > 0
t=1
n a(icf).
t=1 (1 + r j n a(CC)
z^-^ < 0,
t=1 (1 + r j
где AKn - показатель динамики конкурентоспособности компаний в течение периода n;
A(NOPAT)t - изменение чистой операционной прибыли компании после налогообложения;
A(NPV)t - изменение чистой приведенной стоимости всех инвестиционных проектов компании;
A(ICF)t - изменение предполагаемых доходов от осуществления инноваций;
ASt - интегрированный оценочный показатель изменения синергети-ческого эффекта деятельности компании;
A(cc)t - изменение средневзвешенных издержек привлечения собственного и заемного капитала;
r - ставка дисконтирования;
n - период составления оценки.
Модель в формализованном виде демонстрирует интегрированное взаимодействие ДКП и конкурентоспособности компаний через индикаторы корпоративных финансов. Повышение конкурентоспособности компаний обеспечивается приростом чистой приведенной стоимости после налогообложения, чистой приведенной стоимости доходов от инвестиций и инноваций при снижении издержек привлечения капитала.
Список литературы
1. Слепов В. А., Егоров А. В. Глобализация финансовой инфраструктуры // Вестник Российской экономической академии имени Г. В. Плеханова. -2010. - № 2 (32).
2. Mishkin F. S. Globalization, Macroeconomic Performance, and Monetary Policy // NBER Working Paper Series. - 2008. - N 13948 // www.nber.org/ papers/w13948