К.В. Лапина,
зам. начальника Управления инспектирования кредитных организаций ГУ ЦБ РФ по Приморскому краю
ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА КАК МЕХАНИЗМ ВЛИЯНИЯ НА ДЕЛОВУЮ АКТИВНОСТЬ В РЕАЛЬНОМ И БАНКОВСКОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ
Рассматривается влияние денежно-кредитной политики на деловую активность путем представления в виде сравнительной оценки показателей деловой активности финансового и реального секторов экономики с учетом воздействия на них денежно-кредитных инструментов. Раскрываются наиболее важные аспекты современной денежно- кредитной политики с точки зрения ее воздействия на деловую активность банковского и реального секторов экономики.
Сложнейший процесс переплетения экономических и иных интересов в последнее время особенно привлекает внимание с точки зрения взаимодействия денежно-кредитной политики, реального и финансового секторов, это реакция на практическую востребованность научных исследований по данной проблеме, подтверждение ее актуальности.
Формирование экономических предпосылок для осуществления экономического роста и повышения уровня деловой активности является функцией финансовой политики государства, которая представляет собой центральное звено экономической политики.
Общее состояние экономики в значительной степени зависит от состояния денежно-кредитной сферы. По числу финансовых систем, объему кредитных ресурсов и операций базу всей денежно-кредитной системы составляют коммерческие банки и другие кредитные организации. Достаточно отметить, что от 75 до 90% денежной массы в большинстве стран составляют банковские депозиты и лишь 10-25% - банкноты центрального банка (ЦБ). Поэтому государственное регулирование денежно-кредитной сферы может быть успешным лишь в том случае, если государство через ЦБ способно воздействовать на масштабы и характер операций коммерческих банков посредством денежно-кредитной политики (ДКП). Проводимая центральными банками ДКП определяется множественностью факторов, отражающих как общее состояние экономики конкретной страны, так и исторические традиции деятельности банковской системы.
В процессе ее выбора правительство и центральный банк рассматривают три группы величин:
• конечные цели экономической политики: стабильность цен, рост физического производства и занятости населения, равновесие платежного баланса, достижение устойчивого экономического развития;
• промежуточные цели - это следующие денежно-кредитные величины: количество денежной массы и кредитов, рыночные процентные
ставки и валютный курс, передающие действия по осуществлению ДКП к одной или нескольким конечным целям;
• инструменты представляют собой денежные величины, непосредственно контролируемые руководящими денежно-кредитными учреждениями, изменения которых влияют как на промежуточные, так и на конечные цели экономической политики.
Кроме того, денежно-кредитная политика включает в себя эмиссионную политику, направленную на регулирование и поддержание денежной массы в объемах, соответствующих товарному предложению и кредитно-финансовую политику, которая использует такие инструменты регулирования как процентная ставка, нормы обязательных резервов, объем кредитов, размещенных в хозяйство, инструменты валютного регулирования, направленные на поддержание курса национальной валюты.
В зависимости от того, в какой точке цикла деловой активности находится страна, используются различные варианты ДКП (кредитная экспансия или кредитная рестрикция). Посредством проведения кредитной экспансии центральные банки преследуют цели подъема производства и удовлетворения спроса на деньги. При помощи кредитной рестрикции центральные банки в периоды подъемов осуществляют изъятие из обращения лишних денег.
При проведении центральными банками денежно-кредитной политики применяются меры длительного и краткосрочного характера. Долгосрочные инструменты обеспечивают реализацию стратегии и, как правило, являются в основном традиционными инструментами регулирования (политика обязательных резервов, открытого рынка, рефинансирования, валютная политика). Для реализации ближайших целей регулирования могут использоваться и нетрадиционные инструменты, не характерные для конкретной страны, однако представляющие собой часть общей системы регулирования и применяемые для решения краткосрочных задач, такие как операции своп в рамках валютной политики, операции с ценными бумагами, депозитные операции центральных банков и прочие. Эти инструменты применяются центральными банками для гибкого и оперативного управления банковской ликвидностью и деловой активностью [1].
Для того чтобы понять, каким образом ДКП воздействует на экономику и, как следствие, на деловую активность, необходимо очертить механизм взаимосвязи финансовых инструментов, используемых центральными банками. Инструменты денежной кредитной политики представляют собой изменяющиеся факторы финансово-хозяйственной деятельности во всех секторах экономики. В то же время они сами являются в определенной мере производными результатов этой деятельности. В кризисной экономике взаимозависимость между ними приобретает особую важность. Несмотря на сохраняющиеся страновые различия в способах воздействия центральными банками на денежную массу через управление банковской ликвидностью в последнее время основные инструменты, характерные для большинства развитых стран, все чаще группируются в три основные категории регулирования: обязательные резервы, учетная ставка (или ставки рефинансирования), операции на открытом рынке.
С помощью названных инструментов ЦБ реализует цели ДКП: поддержание на определенном уровне денежной массы (жесткая монетарная политика) или ставки процента (гибкая монетарная политика).
Выбор вариантов ДКП зависит во многом от причин изменения спроса на деньги. Например, если рост спроса на деньги связан с инфляционными процессами, уместной будет жесткая политика поддержания денежной массы. Если необходимо изолировать динамику реальных переменных от неожиданных изменений скорости обращения денег, то вероятно, предпочтительной окажется политика поддержания ставки процента, связанной непосредственно с инвестиционной и деловой активностью.
Очевидно, что ЦБ не в состоянии одновременно фиксировать денежную массу и ставку процента. Например, для поддержания относительно устойчивой ставки при увеличении спроса на деньги банк вынужден будет расширить предложение денег, чтобы сбить давление вверх на ставку процента со стороны возросшего спроса на деньги.
Главной задачей финансово-экономической политики является не только придание процессу финансовой стабилизации долгосрочного характера, но и создание предпосылок для притока капитала в реальный сектор, а также роста организованных сбережений домашних хозяйств и последующей трансформации последних в производственные инвестиции.
Постановка вопроса об активизации ДКП в целях стимулирования деловой активности делает необходимым определение пределов и последствий такой активизации на экономику, прежде всего на динамику деловой активности производства и темпы роста цен.
Опыт проведения денежно-кредитной политики в зарубежных странах свидетельствует о следующем.
1. Для поддержания существующего уровня деловой активности и экономического роста нельзя не только допускать сокращения реальной денежной массы, но и весьма осторожно относиться к снижению темпов ее роста. Экономика может быть нечувствительна к денежной эмиссии и кредитной экспансии и реагировать на эти методы только ростом цен, но она всегда очень остро реагирует на сокращение совокупного спроса и усиление жесткости экономической политики.
2. Ужесточение денежно-кредитных методов может применяться на определенных краткосрочных промежутках времени. Период ужесточения ДКП необходим в целях подготовки фундамента для начала экономического роста и, безусловно, повышает вероятность того, что сменивший его период денежной экспансии окажет стимулирующее воздействие на экономику. Но ни одно государство мира не ужесточало финансовую политику так резко и на протяжении такого долгого времени, как это сделала Россия. Наш опыт еще раз свидетельствует, что монетаристские методы не подходят в качестве долгосрочной экономической стратегии, концепции для экономического роста.
Денежно-кредитная сфера обслуживает движение материально-вещественных факторов общественного производства денежными ресурсами и их заменителями (квазиденьгами). По сути дела, через денежно-кредитную сферу проходит все общественное богатство, принимающее в процессе своего обращения денежную форму. Именно через контроль
денежно-кредитной сферы возможно достаточно быстрое повышение эффективности производства. С другой стороны, ошибки в денежно-кредитном регулировании создают серьезные долгосрочные проблемы в развитии реального сектора национальной экономики.
Одна из причин серьезного кризиса национальной экономики заключается в низкой эффективности проводимой ДКП. Вследствие инфляции и недостаточного уровня рентабельности не прекратился процесс деинвестирования основного капитала в базовых отраслях экономики. В промышленности и сельском хозяйстве осуществляемые капитальные вложения меньше амортизационных отчислений, в результате чего не обеспечивается даже простое воспроизводство основных фондов. Состояние основных средств на многих предприятиях подошло к критическому уровню. В промышленности машины и оборудование изношены примерно на 60-70%, что обусловливает высокую затратоемкость и общую неконкурентоспособность отечественной продукции. В результате темпы роста реального производства становятся неустойчивыми, а перспективы выхода из кризиса неопределенными.
Например, общая экономическая ситуация в России и, в частности, в Приморском крае за последние годы заметно ухудшается. Объем промышленного производства за январь-ноябрь 2001 г. снизился (в Приморском крае на 18% по сравнению с прошлым годом). Оценочная инфляция за 2001 г. составила приблизительно 12-14% по России (17,5% по Приморскому краю). В промышленных отраслях Приморья по итогам января-ноября 2001 г. получен сальдированный убыток. Только на предприятиях связи отмечено улучшение финансового результата.
Следует отметить, что по результатам текущего года в январе-мае инфляция росла более быстрыми темпами, чем происходило увеличение денежной массы (цены повысились на 10,9%, денежная масса - на 7,8%). Это подтверждает отмечающееся за последние годы ослабление связей между динамикой денежной массы и индексом потребительских цен.
Еще в 1922 г. Дж.Кейнс писал: "Всякое правительство, даже австрийское и русское, может оплачивать расходы, выпуская бумажные деньги. Другими словами, путем этой меры оно может обеспечивать себе реальные средства - столь же реальные, как те, которые добываются путем обложения. Метод этот не одобряется, но эффективность его не подлежит сомнению. Правительство может жить этими средствами, если у него нет иных. Это та форма обложения, от которой населению труднее всего уклониться, и которая может быть навязана даже самым слабым правительством, не могущим принудить ни к чему иному" [4.С.10].
Политика увеличения денежной массы дает якобы простые ответы на сложные вопросы. В самом деле, нет необходимости сдерживать рост заработной платы. Наоборот, предполагается, что чем больше напечатать денег, тем выше будет спрос на товары и услуги, а значит, деловая активность в стране повысится и будет обеспечен экономический подъем. Следовательно, проблему вывода экономики из кризиса можно решить простым увеличением коэффициента монетизации экономики.
Однако серьезная кредитная поддержка, оказываемая банковской сферой реальному сектору экономики, в 1997 г. привела к временному улучшению финансовых показателей предприятий (табл. 1, 2).
Таблица 1
Макроэкономические показатели по России, млрд руб.
Показатель 1996 1997 1998 1999 2000
Кредитные вложения всего: 285,4 100% 337,8 100% 416,4 100% 463,5 100% 750,6 100%
Из них:
Кредиты, предоставленные предприятиям и организациям 211,3 74,1% 268,5 79,5% 358,1 86% 322,9 69,7% 551,7 73,5%
Объем промышленной продукции 1443 1601 1681 2995 4762,5
ВВП 2146 2479 2696 4546 6946,5
Источник: [1. С. 429-437].
Анализируя состояние экономики Приморского края за последние годы, следует отметить, что здесь наблюдается та же тенденция, что и по России: объем прибыли, полученной в экономике, постепенно увеличивается, однако доля кредитов, предоставленных предприятиям и организациям заметно снижается; сокращается объем промышленного производства по сравнению с 1999 г. По итогам работы крупных и средних предприятий за 11 месяцев 2001 г. сальдированный положительный финансовый результат составил лишь 37% к уровню прошлого года.
Таблица 2
Макроэкономические показатели по Приморскому краю, млрд руб.
Показатель 1996 1997 1998 1999 2000
Кредитные вложения всего: 1,05 1,16 0,78 2,39 2,96
100% 100% 100% 100% 100%
Из них:
Кредиты, предоставленные 0,98 0,99 0,77 2,15 2,53
предприятиям и организациям 93,5% 86,2% 97,8% 90,3% 78%
Объем промышленного произ-
водства в % к предыдущему 17,3 18,8 19,2 34,7 41,5
году 91,4% 95,2% 93,1% 110,7% 102%
Объем прибыли, полученной
предприятиями и организаци-
ями 1,758 3,188 3,320 6,045 6,365
Объем убытков предприятий и
организаций 1,657 2,880 8,481 3,293 3,536
Сальдированный финансовый
результат 0,101 0,308 -5,161 2,122 2,829
ВВП (в текущих ценах) 24,981 28,351 31,473 56,085 63,708
Источник: [1. С. 429-437].
Достигнутый рост прибыли происходил преимущественно на экстенсивной основе - за счет роста цен и объемов производства при увеличении затрат на выпуск продукции. Серьезных надежд на долговременный характер такой тенденции в развитии экономики нет. Предоставление кредитов также не является долговременным фактором повышения эффективности общественного производства: к таким кредитам быстро привыкают, и они перестают давать нужный положительный эффект.
Нормальная деловая активность невозможна в том случае, если с предприятиями не рассчитываются покупатели его товаров. В результате хозяйственная структура, имеющая все условия для активной работы на рынке, оказывается неспособной вести хозяйственную деятельность из-за отсутствия оборотных средств. Отсутствие платежной дисциплины порождает цепочку долгов. В результате не платятся налоги, растет дефицит бюджета, углубляется кризис экономики.
В России попытки решить проблему неплатежей простым увеличением денежной массы дают лишь кратковременный эффект и, в конечном счете, ведут к повышению общего уровня цен. Такую зависимость можно проследить и на динамике соотношения М2/ВВП и ежемесячных темпов роста потребительских цен (рис. 1).
В результате предприятие при прочих равных условиях быстро тратит предоставленные средства и вновь начинает нуждаться в финансовой подпитке со стороны государства для формирования производственных запасов и незавершенного производства.
С
еэ 15
<м
2
14
13
12
11
У * \ г * л • » •
* ♦ ^Чг» Г;..** ......ч ■ ■ ■ 1 ■
115 110 105 100 95
и
<и Я Л
н о о а
а
а
<и Н
1998 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г.
■ М2/ВВП ....................Темпы роста потребительских цен за месяц
Рис. 1. Динамика соотношения М2/ВВП и ежемесячных темпов роста потребительских цен (по тренду, %)
Отсутствие платежной дисциплины порождает цепочку долгов, которые ведут к широкому распространению финансовых проблем в экономике (табл. 3). В результате серьезные инвесторы не стремятся к созданию бизнеса в России. Вследствие просроченной задолженности по кредитам возникают проблемы, связанные с платежеспособностью банков, что чрезмерно повышает стоимость капитала для инвесторов, если таковые вообще имеются. Из-за неплатежей правительство начинает испытывать острую нехватку средств для финансирования бюджетных расходов. Превышение расходов правительства над доходами приводит к
повышению инфляционного давления, а также отвлекает ресурсы, которые могли бы вкладываться в возрождение экономики.
Таблица 3
Состояние платежей и расчетов в Приморском крае, млрд руб.
Показатель 1996 1997 1998 1999 2000
Кредиторская задолженность предприятий и организаций 10,471 15,811 28,990 36,897 43
Дебиторская задолженность предприятий и организаций 6,381 10,313 17,724 23,495 26,7
Источник: [1. С. 429-437].
Поэтому одна из самых актуальных в настоящий период задач, стоящих перед правительством нашей страны, - введение жесткой финансовой дисциплины, распространяющейся на все хозяйственные субъекты (предприятия, частные лица), и что не менее важно, - на само правительство. Следует создать систему бюджетной и финансовой ответственности, позволяющую кредиторам предпринимать действенные меры против неплательщиков.
А.Илларионов, ведущий российский экономист, автор трудов в области банковской сферы, на основе сравнения динамики экономического развития за последние 20 лет в странах, придерживающихся разных моделей экономического развития, пришел к выводу, что при последовательном увеличении масштабов денежной эмиссии темпы экономического роста последовательно снижаются, причем в группе стран со среднегодовыми темпами эмиссии более 35% в год темпы экономического роста становятся отрицательными. Если же темпы прироста денежной массы превышают 100% в год, то темпы экономического роста падают до минимальных значений - минус 2,4% в год. Следовательно, мягкая денежная политика воздействует на экономический рост угнетающе, а жесткая экономическая политика - благотворно [3].
Одной из догм сторонников увеличения денежной массы является тезис о том, что реальный сектор экономики не может эффективно развиваться из-за высокой ставки рефинансирования, не позволяющей предприятиям получать у банков дешевые кредиты.
Еще Дж.Кейнс в труде "Общая теория занятости, процента и денег" утверждал, что люди держат деньги, то есть хранят, по крайней мере, часть богатства в виде денег, поскольку последние обладают свойством абсолютной ликвидности. Следовательно, спрос на деньги зависит от того, насколько ценится на данный момент свойство ликвидности. Дж.Кейнс назвал свою теорию спроса на деньги "теорией предпочтения ликвидности". Согласно этой теории, существует обратная связь между величиной спроса на деньги и нормой процента [5].
Среди сторонников эмиссионного решения народнохозяйственных проблем распространено мнение, что увеличение совокупной денежной массы облегчает финансовое положение предприятий и тем самым стимулирует деловую активность. Однако анализ показывает, что не только объем денежной массы определяет деловую активность предприятий, но
и, наоборот, уровень деловой активности предопределяет размер денежной массы.
Действительно, спрос на деньги зависит, прежде всего, от величины процентных ставок. Если процентные ставки высоки, то предприятиям предпочтительней вкладывать денежные средства в доходные ценные бумаги и на срочные депозиты. Понижение же процентных ставок ведет к тому, что предприятия начинают рассматривать деньги как дешевый ресурс, не нуждающийся в экономном использовании. В результате они легко платят по повышенной цене за сырье, материалы и комплектующие изделия, повышают заработную плату, вместо выполнения работ своими силами охотно прибегают к более дорогостоящим услугам сторонних организаций.
Если ставка рефинансирования ниже реальных темпов инфляции, то предприятия стремятся избавиться от имеющихся у них денег только для того, чтобы они не обесценивались.
Любые экономические отношения в конечном счете базируются на удовлетворении спроса на товар со стороны его предложения. Деньги также являются товаром, на них есть спрос и предложение. Несбалансированность спроса и предложения денег может привести к серьезным диспропорциям в экономике, к инфляции и гиперинфляции. При разумном регулировании спроса и предложения на деньги возможно эффективное стимулирование экономического роста.
Между тем в конкретной деятельности соотношение спроса и предложения на деньги не всегда контролируется в должной мере. Правильное определение предложения денег часто оказывается достаточно сложным делом, поскольку деньги выполняют три основные функции: меру стоимости, средства обращения и накопления. Очень трудно определить размер и скорость предложения на рынок денежных ресурсов средств, находящихся в каждый определенный момент в виде накоплений (в том числе в твердой валюте). Поэтому сложно провести различие между собственно деньгами и другими ликвидными активами. Следовательно, при определении предложения денег следует исходить не только из самих денег, но учитывать и квазиденьги, обычно называемые в совокупности денежными агрегатами (М1, М2, М3, М4).
Постоянное появление на рынке новых денежных инструментов, близких по своим характеристикам к деньгам, ведет к необходимости постоянного пересмотра структуры и состава денежных агрегатов. Определение того, какие активы составляют спрос на деньги (денежную массу), производится эмпирическим путем и не может считаться абсолютно точным.
Согласно количественной теории денег, величина спроса на них в самом общем виде определяется по формуле:
М3 - О^Р, (1)
й V
где MS - спрос на деньги;
Q - реальная реализация продукции; Р - уровень цен; V - скорость оборота денег.
Таким образом, в самом общем плане величина спроса на деньги зависит от: а) абсолютного уровня цен; Ь) реального объема производства (в масштабе народного хозяйства - национального дохода); с) скорости оборота.
Если факторы а) и Ь) влияют на денежный спрос прямо пропорционально, то фактор с) - обратно пропорционально.
В соответствии с классическими подходами, спрос на деньги зависит, прежде всего, от номинальной величины процентных ставок: если процентные ставки высоки, предприятие и население предпочитают не иметь на руках деньги, а вкладывать их в доходные ценные бумаги и на срочные депозиты [2]. По мере того как процентные ставки снижаются, усиливается заинтересованность в наличных деньгах и деньгах, которые легко снять со счета. В результате при снижении процентных ставок спрос на деньги увеличивается (рис. 2).
250
40 45 50 55 60 65 70 75 Денежная масса, трлн руб.
80 90 100
1
2
3
Рис. 2. Зависимость спроса на деньги от процентных ставок
Показанная на рис. 2 зависимость между денежной массой и процентными ставками может проявляться лишь в том случае, если имеются реальные альтернативные активы, в которые могут быть вложены деньги, обеспечивающие достаточно высокий уровень дохода. В современных условиях разнообразие и величина таких активов ограничена, в связи с чем возможности поглощения ими спроса на деньги не могут быть слишком значительными. Поэтому кривая в зоне (2) имеет достаточно крутую траекторию.
В зоне (1) кривая становится почти вертикальной в связи с тем, что дальнейшее уменьшение спроса на деньги практически невозможно из-за того, что оставшаяся денежная масса (в нашем примере - 50 трлн руб.) необходима для поддержания текущей деятельности всех отраслей народного хозяйства, в том числе домашних хозяйств. В этом случае дополнительное повышение процентных ставок будет уменьшать денежную массу на незначительную величину при существенном росте расходов по выплате процентов.
Если процентные ставки установить ниже реальных темпов инфляции (зона (3)), то субъекты хозяйствования и население перестают быть
заинтересованными в сохранении денег. Имеющиеся в наличии деньги начинают использоваться для покупки товаров и твердой валюты, в результате чего исчезает потребность в увеличении рублевой денежной массы и ее объем прекращает увеличиваться. Можно напечатать любое количество денег, но они все будут конвертированы в валюту или материальные ценности, повышая курс твердых валют по отношению к национальной денежной единице и придавая дополнительные темпы инфляции на товары и услуги. Ситуация в зоне (3) характеризует ситуацию, сложившуюся в экономике нашей страны.
В сложившихся условиях реальное влияние на денежный спрос могут оказывать реальный объем валового внутреннего продукта (ВВП), динамика цен и скорость оборота денег (см. формулу 1). Поскольку из этих трех факторов в настоящее время наиболее динамично изменяются цены, то объем денежной массы зависит прежде всего от темпов инфляции, хотя внешне это будет проявляться как рост номинального валового внутреннего продукта.
Понижение процентных ставок до уровня темпов инфляции резко снижает эффективность различных финансовых инструментов, призванных отвлекать денежный спрос в другие сегменты финансового рынка.
Из вышеизложенного следует: не объем денежной массы определяет деловую активность, а уровень деловой активности требует необходимый размер денежной массы. Видимо, можно согласиться с академиком В.Сенчаговым, утверждающим, что "...чем сильнее конкуренция, тем интенсивнее деловая активность и больше количество заключаемых сделок, а значит, и спрос на деньги" [6].
Если сдвиг в спросе на деньги вызван циклическими изменениями и он нежелателен, то с помощью ДКП можно "сгладить" эти изменения. В случае циклического подъема экономики допускается повышение процентных ставок. Следствием роста процента будет снижение деловой активности. И наоборот, в случае циклического спада следует добиться снижения нормы процента и тем самым - повышения деловой активности за счет увеличения инвестиционного спроса.
Следовательно, для стимулирования развития реального сектора национальной экономики предприятиям различных форм собственности, как нам представляется, должны быть созданы макроэкономические условия, позволяющие эффективно функционировать и получать прибыль, достаточную для удовлетворения собственных потребностей и нужд государственного бюджета. Реальность создания благоприятных макроэкономических условий зависит от реформирования денежно-кредитного механизма в соответствии с потребностями переходной экономики на основе эффективного регулирования размера денежной массы. На наш взгляд, для решения этой задачи целесообразно:
1) расширять денежную массу только за счет новых платежных средств (векселя и пр.), которые будут меньше давить на рынок и сдерживать темпы инфляции. В состав денежных агрегатов следует включить государственные ценные бумаги, прежде всего государственные краткосрочные обязательства. При этом следует учитывать "пирамидальный" характер этих обязательств;
2) усилить стимулирующее воздействие на реальный сектор экономики учетной ставки и активно использовать ее для регулирования скорости оборота денежной массы и повышения коэффициента монетизации валового внутреннего продукта. С этой целью ставка должна быть выведена на положительный уровень по отношению не к официальным, а к реальным темпам инфляции;
3) развивать и диверсифицировать инструменты финансового рынка с установлением их доходности в зависимости от степени ликвидности: чем менее ликвиден финансовый инструмент, тем большей доходностью он должен обладать;
4) отказаться от практики скупки государственных ценных бумаг на первичном рынке. Такой способ финансирования дефицита бюджета нельзя назвать неинфляционным. Не случайно в Европейском экономическом сообществе центральным банкам не разрешено прямое кредитование правительства и покупка государственных ценных бумаг на первичном рынке. Это означает, по сути дела, накачку экономики «пустыми» деньгами, которую не могут позволить себе страны, осуществляющие достаточно жесткую ДКП.
Экономическая политика любого государства должна обеспечивать высокие и устойчивые темпы роста экономики, повышение и стимулирование деловой активности. Причем, сегодня России нужен не просто экономический рост - нужно новое качество роста, которое может быть обеспечено только сочетанием накопленных капитальных и интеллектуальных ресурсов, повышением эффективности их использования. Для этого необходима предпринимательская инициатива, создание благоприятного инвестиционного климата, способствующего привлечению отечественного и иностранного капитала и, как следствие, повышающего деловую активность экономики. Для всего этого, в свою очередь, следует качественно и детально разрабатывать и согласовывать между собой бюджетную, социальную, налоговую, денежно-кредитную, внешнеэкономическую и другие политики, являющиеся структурными составляющими общей экономической политики государства.
Литература
1. Взаимодействие реального и кредитно-финансового секторов экономики: региональный аспект / Под науч. ред. В.В.Рудько-Силиванова и В.В.Савалея. Владивосток: Изд-во ДВГАЭУ, 2001. 440 с.
2. Долан Э.Дж. и др. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика. СПб., 1994. С. 272.
4. Илларионов А. Модели экономического развития и Россия // Вопросы экономики. 1996. № 7. С. 7.
5. Кейнс Дж.М. Проблемы восстановления Европы. Петроград, 1922. С.10.
6. Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. Антология экономической классики. Т.2, М., 1992. С. 240.
7. Мурычев А.В. Банки и инвестиции // Деньги и кредит. 1998. № 2. С. 53-55.