УДК 334
Харисова Г.М. - кандидат экономических наук, доцент
E-mail: [email protected]
Казанский государственный архитектурно-строительный университет
Адрес организации: 420043, Россия, г. Казань, ул. Зелёная, д. 1
Взаимодействие бизнеса и государства в инвестиционно-инновационной деятельности компаний реального сектора экономики
Аннотация
Статья посвящена взаимодействию государства и бизнеса в реальном секторе экономики, которое должно осуществляться через основные направления деятельности отрасли - это инвестиционная и инновационная. Рассмотрению этих вопросов уделено основное внимание в статье. Государственное регулирование инновационной деятельности в стране осуществляется в виде инновационной политики и законодательной основы ее реализации. Инновационная политика является составной частью социально-экономической политики, которая включает в себя совокупность форм, методов и направлений воздействия государства на производство с целью стимулирования выпуска новой продукции и технологий, расширения рынков сбыта отечественных товаров и повышения конкурентоспособности.
В статье определены нормативные акты и законы, повышающие эффективность развития инвестиционно-инновационной деятельности нефтяных компаний, функции государственных органов в формировании и реализации инновационной политики реального сектора экономики. Рассмотрена целесообразность разработки и реализации программы промысловых испытаний и освоения современных методов увеличения нефтеотдачи.
Ключевые слова: инновационная политика, государственное регулирование
экономики, инновации, инвестиционные проекты, бизнес, налоговые льготы, нефтеотдача.
В рыночной экономике государство призвано не управлять, а только регулировать и направлять экономические процессы, дополняя рыночный механизм, создавая условия для функционирования хозяйственного комплекса. Под государственным регулированием экономики обычно понимается системное воздействие государства в лице государственной власти на экономические процессы в стране для достижения экономических, социальных и экологических целей общества. Государство обязано согласовывать между собой интересы различных групп и слоев общества, стимулировать их в проявлении активности для достижения эффективных результатов, сорганизовывать совместные действия всех участников экономической политики. Все направления экономической политики (кредитно-денежная, бюджетно-финансовая, антимонопольная и другие) тесно взаимосвязаны между собой и требуют организации и координации взаимодействия государственных органов власти между собой.
Инновационная сфера становится инвестиционно привлекательной, возрастает рентабельность инновационных инвестиций, повышается деловая активность, прогрессивность экономики, улучшается качество жизни населения. Взаимодействие субъектов государства и бизнеса в реальном секторе экономики должно осуществляться через основные направления деятельности отрасли - это инвестиционная и инновационная.
В современных условиях применение инновационных технологий является одним из источников повышения технологического уровня нефтяных компаний, что дает им новые конкурентные преимущества в борьбе на рынках. Нефтяной комплекс занимает особое место в национальной экономике - большое количество всех энергоресурсов в России производится с использованием нефти, он является фундаментом российской экономики, так же, как и в любой стране, стремящейся получить определенный эффект от возможностей добычи нефти и их переработки.
Добычу нефти в стране осуществляют более 150 компаний, из которых 10 вертикально-интегрированных нефтедобывающих холдингов, включая ОАО «Газпром», обеспечивают около 92,5 % всего объема добычи.
На рынке нефти и нефтепродуктов предложение товаров осуществляется крупными нефтяными компаниями, которые сформировались в результате неоднократных слияний, поглощений, раздела: ОАО НК «Роснефть», ОАО НК «ЛУКОЙЛ», ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «Татнефть», ОАО «Газпром», в том числе ОАО «Газпром нефть», а также рядом независимых нефтеперерабатывающих заводов и компаний. Постепенно государственное регулирование экономики и нефтегазового рынка снижало степень своего влияния в пользу рыночных методов регулирования нефтяной отрасли. В условиях мирового финансового кризиса, падения цен на нефть нефтяные компании сталкиваются с рядом проблем, в частности с нехваткой средств на реализацию важных проектов.
В условиях кризиса финансовой системы 2008 года роль государств в мировой и национальных экономиках возросла, особенно в отношении государственной поддержки крупных коммерческих организаций и банков, чей размер капиталов наиболее зависим от колебаний фондовых и сырьевых рынков. Усложнение структуры мирового нефтяного бизнеса на фоне повышения рисков его развития вызывает необходимость повышения инновационной составляющей как главного импульса развития в условиях неопределенности. Для российских нефтяных компаний в области инноваций отмечаются следующие тенденции:
— используемое в отрасли оборудование устарело и зачастую неэкономично;
— отмечается низкий объем финансирования НИОКР;
— наблюдается низкая доля затрат на инновации в общем объеме отгруженной продукции;
— заметна низкая доля инновационной продукции нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих предприятий в общем объеме отгруженной продукции;
—основной объем финансирования НИОКР направляется в сегмент разведки и добычи, в недостаточной степени — и в нефтепереработку.
Оценить рыночную привлекательность идеи, определить оптимальные пути ее реализации, привлечь заинтересованных инвесторов, продвинуть продукт на рынок, превратить его в успешный бизнес - это основное направление деятельности компании по управлению инновациями.
Для реализации инвестиционно-инновационной стратегии развития нефтяной отрасли на всем производственно-технологическом цикле (от геологоразведки и добычи до создания конечной высокотехнологичной продукции нефтехимии) возникает объективная необходимость государственного регулирования.
Государственное регулирование инновационной деятельности в стране осуществляется в виде формирования инновационной политики и законодательной основы ее реализации. Инновационная политика является составной частью социальноэкономической политики и включает в себя совокупность форм, методов и направлений воздействия государства на производство с целью стимулирования выпуска новой продукции и технологий, расширения на этой основе рынков сбыта отечественных товаров и повышения их конкурентоспособности. В ходе формирования государственной инновационной политики принципиально важным является выбор главного вектора ее движения, что позволяет выделить две модели инновационной политики:
— нацеленность на выполнение научно-технических программ и проектов общенационального значения. Основа здесь - развитие положительных возможностей, которые есть в приоритетных сферах;
— распространение научно-технических знаний. Цель - повышение способности осваивать новые технологии, расширять технологические возможности отраслей в экономике. Это касается совершенствования инфраструктуры, системы образования, профессиональной подготовки.
Основные функции государственных органов в формировании и реализации инновационной политики представлены на рис. [1, с. 2]. В целях сокращения технического и технологического отставания экономики России от развитых стран и создания условий для роста инновационного производства в стране разработана и утверждена «Стратегия развития науки и инноваций на период до 2015 г.» [2, с. 25]. Она должна способствовать формированию сбалансированного сектора исследования и разработке эффективной инновационной системы в стране, обеспечивающих технологическую модернизацию экономики и повышение ее конкурентоспособности на основе передовых технологий.
Обеспечение в зарубежных кредитных линиях квот для развития инновационной инфраструктуры
Создание правовой базы инновационной деятельности
N
Подготовка кадров для инновационной сферы
Формирование институциональных условий для развития инновационной сферы, рынка промышленной собственности
ЛИ
V
Функции г осу да рственн ых органов в формировании и реализации инновационной политики
I
V
Участие в формировании инфраструктуры инновационной сферы
Государственная поддержка, стимулирование инвесторов, вкладывающих средства в инновации
Г Л
Совершенствование
налоговой системы
Определение приоритетных направлений развития науки,техники при обеспечении социальной, экологической направленности инно ваций
Рис. Основные функции государственных органов в формировании и реализации инновационной политики
Положительным является и то, что в настоящее время уже сформирован пакет из 12 высокотехнологичных федеральных целевых программ. К ним относятся: «Национальная техническая база», «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 гг.» и др. Аналогичные программы разработаны и в субъектах федерации. Так, например, в Республике Татарстан утверждена стратегия развития научной и инновационной деятельности в РТ до 2015 г. В настоящее время в республике созданы и действуют Фонд НИОКР, Инвестиционно-венчурный фонд РТ, Центр инновационных технологий, 14 технопарков [3]. Достаточно развитая инновационная инфраструктура позволяет существенно увеличить вклад Татарстана в инновационное производство России. Среднегодовой темп прироста объемов производства инновационной продукции (37,5 %) превысил аналогичный показатель по промышленности в целом (5,1 %).
В целях дальнейшего совершенствования законодательства в инвестиционной сфере РТ и повышения эффективности республиканской инвестиционной политики Министерством экономики было инициировано внесение изменений в Закон Республики Татарстан «Об инвестиционной деятельности в Республике Татарстан». Результатом данной работы стало принятие Закона Республики Татарстан от 30 июля 2009 г. № 39-ЗРТ «О внесении изменений в Закон Республики Татарстан «Об инвестиционной деятельности в Республике Татарстан». С учетом принятых поправок некоторые меры государственной поддержки, в частности налоговые льготы, будут предоставляться только тем хозяйствующим субъектам, которые осуществляют свою производственную деятельность в соответствии с приоритетными направлениями инвестиционной политики Республики Татарстан, определяемыми программой социально-экономического развития Республики Татарстан и инвестиционным меморандумом Республики Татарстан.
В целях повышения эффективности взаимодействия участников инвестиционной деятельности в Республике Татарстан Министерством экономики разработан Инвестиционный меморандум Республики Татарстан на 2010 г., устанавливающий основные приоритеты развития инвестиционной деятельности в республике. Приоритетами государственной инвестиционной политики на 2010 г. были определены направления на развитие инфраструктуры инвестиционной деятельности, усиление мер по переориентации потоков инвестиций в наукоемкие высокотехнологичные отрасли, информационная, кадровая поддержка инвестиционной деятельности.
С целью придания республиканской инвестиционной политике адресного и акцентированного характера меморандумом определены приоритетные инвестиционные проекты Республики Татарстан.
В Инвестиционный меморандум включены более 147 инвестиционных проектов на общую сумму свыше 1 трлн. рублей, в том числе инвестиционные проекты:
— ОАО «ТАНЕКО» «Комплекс нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов в г. Нижнекамске»;
— ОАО «ТАИФ-НК» «Строительство комплекса по глубокой переработке тяжелых остатков нефтеперерабатывающего завода ОАО «ТАИФ-НК» ОАО;
— «Нижнекамскнефтехим» «Строительство полефинового комплекса эП-1000 и производных (полиэтилен - 600 тыс. тонн в год, полипропилен - 370 тыс. тонн в год). В поддержку инвесторам, реализующим инвестиционные проекты, от государства предусмотрено снижение ставки налога на прибыль, зачисляемого в бюджет Республики Татарстан, до 13,5 % и снижение налоговой ставки до 0,1 % на имущество, вновь созданное или приобретенное организацией для реализации проекта.
В 2009 г. налоговыми льготами воспользовались 28 предприятий, некоторые из них представлены в табл.
Таблица
Перечень предприятий, реализующих инвестиционные проекты с предоставлением налоговых льгот в соответствии с Законом РТ «Об инвестиционной деятельности в Республике Татарстан»
№ Наименование предприятия (название инвестиционного проекта) Стоимость проекта (млн. руб.) Создание новых рабочих мест Налоговые поступления за 2009-2011 гг. (млн. руб.) Период предоставлени я налоговых льгот
1 ОАО «Татнефть» («Стабилизация добычи нефти в ОАО «Татнефть» за счет ввода в эксплуатацию новых добывающих скважин, оборудованных цепными приводами») 3 668,70 285 178,8 3 кв. 2006 г. -2 кв. 2011 г.
2 ОАО «ТАНЕКО» «Комплекс нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов в г. Нижнекамск») 265900 3000 1847,8 3 кв. 2006 г. -2012 г.
3 ОАО «РИТЭК» («Развитие нефтедобычи в Республике Татарстан в 2006-2008 гг.») 2293,6 120 198,3 4 кв. 2006 г. -4 кв. 2011 г.
4 ОАО Нижнекамскнефтехим» («Строительство установки полистиролов (3-я очередь) мощностью 50000 т в год») 1479,6 43 55 4 кв. 2008 г. -1 кв. 2014 г.
5 ОАО Нижнекамскнефтехим» («Строительство установки полипропилена мощностью 180000тн/год и поэтапная модернизация этиленового комплекса. Этап 1») 7 559,60 290 929,4 2 кв. 2007 г. - 2010 г.
6 ОАО «ТАИФ-НК» «Создание новых производственных мощностей нефтеперерабатывающего комплекса ОАО «ТАИФ-НК» в г. Нижнекамск» 7911,9 865 995,1 2009-2011 гг.
Реализация данных программ будет способствовать дальнейшему развитию материально-технической базы организаций, занимающихся исследованиями и разработками. Уже в ближайшем будущем федеральный сектор науки должен включать в себя порядка 400-700 организаций, обеспечивающих результативную и бюджетноэффективную реализацию функций государства в сфере науки.
Исследовательское «ядро» государственного сектора науки составят 100-200 передовых научных организаций, а инфраструктурную компоненту государственного сектора науки - примерно 300-500 организаций.
В Татарстане также ведется работа по инновационноемкому направлению: по сбору, очистке и переработке попутного нефтяного газа. В Программе социальноэкономического развития Республики Татарстан на 2010-2015 годы» заложен соответствующий проект на 2 квартал 2012 года.
Следует отметить, что зачастую компании покупают дорогие зарубежные технологии, не замечая при этом отечественных более дешевых разработок, а если и используют отечественные технологии, то не стимулируют создание более эффективных. Поэтому необходимо активизировать:
— мониторинг отечественных разработок по повышению эффективности нефтедобычи и последующей транспортировки и переработки;
— сотрудничество научных учреждений для своевременного обмена инновационными разработками, а также комплексного анализа уже внедренных и готовящихся к внедрению разработок;
— сотрудничество частного сектора нефтедобычи с научными учреждениями (в том числе и непрофильными) в целях эффективного использования трудноизвлекаемых запасов нефти.
Одной из основных проблем повышения нефтеотдачи является несистемный подход к применению методов повышения нефтеотдачи, отсутствие крупных проектов по применению методов повышения нефтеотдачи. Повышение коэффициента извлечения нефти признано одним их основных факторов стабилизации и роста нефтедобычи в России, целесообразно в рамках развития нефтяной отрасли до 2020 года разработать и реализовать программу промысловых испытаний и освоения современных методов увеличения нефтеотдачи. В рамках программы нужно предусмотреть создание центра внешней оценки эффективности применения методов повышения нефтеотдачи, а также включить разработку методов повышения нефтеотдачи в государственный заказ на НИОКР. В программу поддержки инноваций также необходимо включить софинансирование на принципах частно-государственного партнерства наиболее наукоемких работ в области повышения нефтеотдачи и освоения трудноизвлекаемых запасов и природных битумов.
При этом фундаментальные и прикладные научно-исследовательские и проектные работы финансировать за счет государства, а исследования на скважинах - за счет добывающей компании. Для этих целей Татарстаном предлагается разработать и внедрить национальный стандарт «Инновационное проектирование разработки нефтяных и нефтегазовых месторождений» на 2011-2013 годы.
В целом, методы государственного регулирования нефтяного рынка должны быть направлены на создание динамичных, гибких, способных к быстрой адаптации нефтяных территориально-производственных комплексов.
Список литературы
1. Мальгин В.А. Государственное регулирование инновационной деятельности в
современных условиях. - Казань: Изд-во «Таглимат» ИЭУП, 2009.
2. Инновационная деятельность / Законодательство субъектов РФ/ Республика
Татарстан/ «Инновационный меморандум Республики Татарстан на 2008-2010
годы»: Инновации и предпринимательство.
Kharisova G.M. - candidate of economic sciences, associate professor
E-mail: [email protected]
Kazan State University of Architecture and Engineering
The organization address: 420043, Russia, Kazan, Zelenaya st., 1
Interaction of business and state in innovation-investment activity of the companies
of the real economy sector
Resume
The article is devoted to the interaction between government and business in the real economy, which should be carried out through the main activities of the industry - investment and innovation. To address these issues is the focus of the article. State regulation of innovation activities in the country is in the form of innovation policy and legislative framework for its implementation. Innovation policy is an integral part of social -and- economic policy, which includes a set of forms, methods and areas of state control in order to stimulate the production of new products and technologies, expanding markets for local goods and competitiveness. In this article the regulations and laws that increase the efficiency of investment - innovation activities of oil companies, the functions of government in shaping and implementing innovative policy of the real sector of the economy. We consider the feasibility of developing and implementing a program of field trials and development of modern methods of enhanced oil recovery.
Keywords: innovation policy, government regulation housekeeper, innovation,
investment projects, business, tax exemptions, oil recovery.
References
1. Malgin V.A. State regulation of innovation in the modern world. - Kazan: Izd.
«Taglimat» IEUP, 2009.
2. Innovation activity / Legislation of the RF subjects / Republic of Tatarstan / «Innovation
Memorandum of Tatarstan for 2008-2010»: Innovation and Entrepreneurship.