Научная статья на тему 'Перспективные направления совершенствования управления инновационной деятельностью предприятий нефтегазовой сферы в России'

Перспективные направления совершенствования управления инновационной деятельностью предприятий нефтегазовой сферы в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
637
210
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТЕНЦИАЛ / ИННОВАЦИОННЫЕ РАЗРАБОТКИ / САМОРАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Марюхина Светлана Валерьевна

Программно-целевой подход в инновационной сфере как формирование государственных ресурсов и частных инвестиций на решении ключевых проблем на основе создания и саморазвития национальной инновационной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективные направления совершенствования управления инновационной деятельностью предприятий нефтегазовой сферы в России»

Перспективные направления совершенствования управления инновационной деятельностью предприятий нефтегазовой сферы в России.

Promising directions of perfection of management of innovative activity of the enterprises of the oil and gas sector in Russia.

Марюхина Светлана Валерьевна Соискатель/преподаватель специальных дисциплин Пыть-Яхский индустриальный колледж (филиал) ФГБОУ ВПО ЮГУ/Югорский государственный университет

[email protected]

Аннотация

Программно-целевой подход в инновационной сфере как формирование государственных ресурсов и частных инвестиций на решении ключевых проблем на основе создания и саморазвития национальной инновационной системы.

Abstract

Target-oriented approach in innovation as the formation of public resources and private investment on the key issues on the basis of creation and self-development of the national innovation system.

Ключевые слова: потенциал; инновационные разработки; саморазвитие национальной инновационной системы.

key words: potential; innovational development; self-development of the national innovation system.

Введение

На сегодняшний день российский нефтегазовый сектор остро нуждается в принятии комплексных мер, направленных на развитие инновационного потенциала и активности отечественных предприятий.

Нельзя не отметить, что «российская нефтянка» не обновляла технологический багаж несколько десятков лет, «проедая», по сути, советское наследие и как

максимум используя самые простые наработки, такие как гидроразрыв пласта. Однако сегодня этого уже явно недостаточно не только для освоения новых территорий, но и для поддержания приемлемого уровня падения базовой добычи, обеспечения внутреннего рынка нефтепродуктами необходимого качества [1].

Анализ применяемых инноваций в нефтегазовой сфере

В настоящее время России разработаны конкурентоспособные технологии и катализаторы, в том числе наноструктурные каталитические системы для важнейших крупнотоннажных процессов переработки нефти, таких как каталитическая изомеризация, каталитический крекинг, гидро-генизационные технологии. Однако даже в реализованных отечественных промышленных технологиях и процессах часто используют зарубежные каталитические системы. Это связано, с одной стороны, с проблемами внедрения отечественных разработанных катализаторов для нефтепереработки и нефтехимии, с другой — с невозможностью их производства в промышленном масштабе в связи с незначительным количеством катализаторных производств и устаревшим оборудованием.

Тем не менее, очень хорошо зарекомендовали себя отечественные катализаторы изомеризации СИ-2, разработка ОАО НПП «Нефтехим». В настоящее время катализатор используется для технологии «Изомалк-2» и успешно внедрен на 12 НПЗ. Одним из немногих проектов, который соединил в себе исключительно российские инновации, стал проект по разработке технологии каталитического крекинга вакуумного газойля, реализованный на ОАО «ТАИФ-НК». Данная технология позволяет получать компонент бензина, выход которого составляет — 56%, ОЧИ- 94,2, расход свежего катализатора менее 0,5 кг/т сырья. Работа удостоена «Премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники» за 2009 г.

Сегодня большое внимание во всем мире уделяется процессам переработки тяжелого нефтяного сырья и остаточных фракций. Оригинальная технология

предложена ИНХС имени А.В.Топчиева РАН — процесс гидроконверсии тяжелых углеводородов на суспендированных на-норазмерных катализаторах. К отличительным характеристикам технологии следует отнести высокую гибкость процесса по выходу продуктов, среднее рабочее давление — 7—8 МПа и высокую глубину переработки гудрона — 90—92%. Это

конкурентоспособный процесс с большими перспективами, так как доля высоковязкого тяжелого сырья в переработке постоянно увеличивается, а необходимость повышения глубины переработки нефти постоянно усиливается. Аналогичные технологии предложены сегодня крупнейшими нефтяными компаниями: UOP- процесс «Uniflex», KBR, Axens и итальянской нефтяной и газовой компании Eni.

Среди отечественных технологий, углубляющих переработку нефти, следует отметить также технологию замедленного коксования ГУП «Институт нефтехимпереработки РБ». Основным достоинством данной технологии является минимизация затрат энергоносителей (на 25—30% в сравнении с действующими установками), увеличение межремонтного пробега до 2-х лет, сокращение выбросов. Технология успешно внедрена на 4-х НПЗ.

В России разработано значительное количество новых конкурентоспособных на мировом рынке промышленных технологий переработки углеводородов. В частности, ОАО «ВНИПИнефть» разработана технология вакуумной перегонки мазута, позволяющая получать вакуумные газойли с концом кипения до 580°С на тяжелых фракциях и 600°С - на легких фракциях при низком содержании металлов, а также обеспечивающая выпариваемость дизельного топлива на уровне 99% от потенциала сырья. Технология используется на нефтеперерабатывающих заводах «Лукойла» и «Роснефти» [2].

ОАО «НПП Нефтехим» разработана низкотемпературная технология изомеризации легких бензиновых фракций, где в качестве катализаторов используются сульфированные оксиды металлов [3].

Формирование государственных ресурсов и частных инвестиций

По расчетам специалистов компании ОАО «Газпром нефть», повышение нефтеотдачи и производительности скважин за счет использования технологии электронного месторождения, внедрение новых методов гидроразрыва пласта и зарезки боковых стволов в комплексе с реализацией программы повышения энергоэффективности дадут снижение темпов падения базовой добычи на 10%!

[4].

Все это еще раз подтверждает необходимость радикальных изменений как на государственном уровне - в области инновационной политики, так и в стратегиях инновационного развития предприятий нефтегазовой сферы. Достигнутая в настоящее время макроэкономическая стабилизация, повышение действенности системы государственного регулирования позволяют сосредоточить внимание органов государственного управления на проблемах улучшения структуры экономики, вывода ее на траекторию устойчивого роста с высокими темпами.

За последние годы стало очевидно, что улучшение предпринимательского и инвестиционного климата необходимо, но не достаточно для обеспечения желаемых темпов и направлений роста российской экономики - необходима концентрация ресурсов на направлениях, реализующих конкурентные преимущества Российской Федерации, в том числе в научной и инновационной сферах.

В настоящее время законодательство Российской Федерации, касающееся инновационной сферы, во многом носит декларативный характер, а инструктивные документы нередко вступают в противоречие с законодательными актами [5].

В настоящее время разработкой отдельных аспектов инновационного законодательства занимаются различные ведомства, организации, группы, однако имеется заметный дефицит квалифицированных специалистов, обладающих необходимыми теоретическими знаниями и практическим опытом работы в инновационной сфере, существуют проблемы с понятийным аппаратом.

В России преобладают два мнения на законотворческий процесс в

инновационной сфере: создание единого базового инновационного закона или разработка отдельных законов по различным аспектам инновационной деятельности.

По мнению автора настоящего исследования, отсутствие базового инновационного законодательства существенным образом тормозит развитие региональной инновационной нормативно-правовой базы и как следствие -формирование благоприятного инновационного климата в субъектах РФ.

К настоящему времени наличествует более 400 законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, которые имеют целью установить правовое регулирование инновационной деятельности и инновационной политики на территории регионов.

Каждый из этих законов по-своему трактует базовые инновационные понятия, имеет слабую экономическую и юридическую проработку, отсутствуют четко прописанные механизмы межрегионального взаимодействия. И главное - не выстраивается система взаимодействия региональных и федеральных органов власти при реализации скоординированной государственной инновационной политики.

Можно утверждать, что в конечном итоге подобное состояние дел может привести к фрагментарности законодательства, когда отдельные элементы национальной инновационной системы будут достаточно развиты, а другие важные составные части окажутся вне правового поля и соответственно необходимой поддержки.

Практическая реализация федеральной инновационной политики должна осуществляться на основе обновленного программно-целевого подхода. При обосновании необходимости решения проблем программными методами на федеральном уровне должны учитываться приоритеты и цели социальноэкономического развития РФ, направления структурной и научно-технической политики, прогнозы развития общегосударственных потребностей и финансовых ресурсов, результаты анализа экономического, социального и экологического состояния страны, внешнеполитические и внешнеэкономические условия, а также международные договоренности.

Программно-целевой подход в инновационной сфере необходим в первую очередь для того, чтобы сконцентрировать в рамках федеральных программ имеющиеся государственные ресурсы и частные инвестиции на решении ключевых проблем на основе создания и саморазвития национальной инновационной системы.

Решении ключевых проблем на основе создания и саморазвития национальной инновационной системы.

Роль государства состоит в том, чтобы сбалансировать интересы бизнеса с общенациональными приоритетами, краткосрочные тактические приоритеты со стратегическими долгосрочными перспективами. Государственное участие в финансировании научных проектов должно стать, по сути, катализатором развития тех или иных направлений.

Однако на сегодняшний день, отмечаются такие проблемы, как распыление бюджетных средств, региональные диспропорции, некачественно отстроенная система экспертизы проектов, не всегда понятные сроки принятия решений, заявление большого количества проектов, не соответствующих критериям результативности программ.

По мнению автора, отсутствие в России программной поддержки в сфере развития науки и инноваций неизбежно приведет к «сжатию» государственного сектора исследований и государственного образования, сокращению сегмента «корпоративной науки», сконцентрированной в ограниченном числе крупных российских и транснациональных корпораций, созданию сети малых предприятий, обслуживающей средний бизнес и удовлетворяющей спрос на мелкие инновационные проекты (адаптация зарубежных технологий к специфическим условиям и т.п.).

В этом случае в качестве основных рисков можно выделить: сохранение сегментации и неполноты НИС (отсутствие связей между государственным сектором образования и исследований и негосударственным сектором ОКР, при отсутствии промежуточного сектора прикладных исследований); усиление

зависимости экономики от зарубежных производителей технологий, формирование устойчивого отставания в технологиях (технологический уклад n - 1 от уровня лидеров); отток наиболее талантливых кадров в сфере науки и инноваций в другие страны или в иные сферы деятельности.

В связи с этим мероприятия целевых, ведомственных и других программ в научно-технической и инновационной сфере федерального уровня должны предусматривать реализацию технологических заделов в виде конкурентоспособной наукоемкой продукции, в том числе за счет активного использования инновационного потенциала региональных экономик.

Не стоит забывать и о том, что инновации обеспечивают доступ к новым ресурсам, в том числе за счет сокращения затрат на производство. По подсчетам специалистов, при существующих технологиях и сложившихся уровнях эффективности удельные капиталовложения на тонну новой мощности и трудоемкость добычи тонны нефти возрастают — соответственно при освоении низкопроницаемых коллекторов в среднем в 3,8 и 2 раза; подгазовых залежей — в 5,5 и 2,7 раза; высоковязкой нефти — в 6,8 и 2,9 раза. А примеров «работы» новых технологий в этом направлении более чем достаточно. Например, в 1985 году при цене нефти $30 за баррель освоение сверхтяжелой нефти бассейна реки Ориноко было нерентабельным. Для получения эффективных технологий извлечения таких углеводородов понадобилось чуть более 10 лет — в конце 1990-х ExxonMobil, Total, ConocoPhillips уже запускали в регионе крупные проекты, причем при гораздо худшей конъюнктуре: цена нефти упала до $15 за баррель [6].

Инновационные ориентиры развития экономики ХМАО, существенно активизировавшиеся федеральные инициативы инновационного развития РФ, вступление России в ВТО, активное движение международного сообщества к формированию общества, основанного на знании, ведут к качественной переоценке инноваций как фактора экономического развития Югры. Вместе с тем, стратегической целью инновационной политики ХМАО должно стать активное развитие научно-образовательного комплекса и инфраструктурных

элементов реализации инновационных процессов, связанное в первую очередь с инициативой региональной государственной власти.

Запустить на полную мощность технологическое развитие отрасли могло бы исключение затрат на НИОКР из налогооблагаемой базы, однако пока комплексного решения по поводу инновационного стимулирования отрасли у государства нет. Определенные условия для разработки трудноизвлекаемых нетрадиционных запасов создаются за счет предоставления налоговых льгот, но в то же время речь вновь идет о повышении налога на добычу полезных ископаемых.

Однако появление инновационных стратегий у российских нефтяных компаний — подтверждение того, что восстановление технологической конкурентоспособности становится одним из приоритетов бизнеса. Если эта направленность будет поддержана на государственном уровне, выиграет не только ТЭК. Рост объемов добычи нефти за счет снижения удельной налоговой нагрузки, вовлечения в разработку новых запасов обеспечит увеличение и суммарных объемов налоговых поступлений и развитие других отраслей экономики.

Исследование «Инновационная активность крупного бизнеса в России», проведенное PWC среди заметных российских компаний, показало, что инновационными технологиями обладают 88% компаний с годовым оборотом свыше $1 млрд и 50% компаний с оборотом свыше $100 млн. Результаты опроса PWC подтверждают, что инновационная активность напрямую связана с конкурентной ситуацией на рынке. Инновационными технологиями обладают 58% российских компаний, работающих только на внутреннем рынке, и 85% компаний, действующих и на зарубежных рынках.

По мнению специалистов, наиболее перспективными направлениями применения новых технологий в базовом секторе экономики ХМАО-Югры являются: повышение нефтеотдачи пластов и интенсификации нефтедобычи; ввод в разработку сложнопостроенных и глубокозалегающих запасов; интеллектуализация работы месторождений путем внедрения «умных» систем управления [7]. Развитие и внедрение новых технологий в нефтедобывающей

отрасли региона во многом зависит от реализации ВИНК стратегических планов инновационного развития.

В мировом масштабе повышение нефтеотдачи на 1% означает получение дополнительной нефти, обеспечивающей спрос на два-три года. Тридцать лет назад коэффициент нефтеотдачи в среднем в мире составлял 15-20%. В настоящее время он составляет около 35%, хотя величина его значительно отличается по регионам и отдельным месторождениям. Применение новых технологий на некоторых месторождениях позволяет добиться его увеличения до 50% и более. Примерами технологий, способствующих увеличению коэффициента нефтеотдачи, являются горизонтальное бурение (в том числе при сочетании с другими методами - гидроразрыв пласта и др.) и нагнетание в нефтяной коллектор природного газа.

Нужно отметить, что бурение на сегодняшний день остается самым дорогим звеном в цепочке поиска-разработки-добычи. Однако и здесь существуют технологии, способствующие значительному снижению издержек. Так, применение скважин малого диаметра снижает операционные затраты и капитальные вложения на 40%, а также является более экологическибезопасным. Уменьшить количество скважин и отбор нефти могут увеличить кустовое бурение, бурение наклонных скважин и бурение с увеличенным наклонением от оси скважины. Совершенствование бурового оборудования может привести к сокращению времени бурения более чем на 40%.

Существует целый ряд факторов, которые заставляют компании нефтегазовой отрасли активно разрабатывать и внедрять инновации. Одним из этих факторов является растущая необходимость снижать уровень выбросов углерода. Представляется, что законодательно-нормативные требования и государственное финансирование этих направлений будут стимулировать повышение спроса на технологии, которые позволяют уменьшить уровень вредных выбросов. Возрастающая значимость вопросов, связанных с изменением климата, а также охраной труда и техникой безопасности позволяет получать более высокую отдачу от внедрения инноваций, в

частности в таких областях, как патенты на усовершенствование технологических процессов, утилизация диоксида серы, уменьшение количества отходов и их утилизация, рекультивация земель и использование менее вредных видов топлива.

Использование попутного газа, добываемого на месторождениях, может стать перспективным направлением работы нефтегазовых компаний. В настоящее время 42% от общего объема его добычи направляется на газоперерабатывающие заводы, 40% - для выработки электроэнергии на ГРЭС, около 18% используется на собственные нужды и сжигается на факелах.

В мире попутный нефтяной газ широко используется для закачки в пласт. Наибольшее распространение методы повышения отдачи пласта получили в США (32% добытой нефти) и Канаде (23%). Благодаря использованию различных методов повышения нефтеотдачи пласта, в США срок эксплуатации месторождений выше, чем в России. В России разработана технология производства ароматических углеводородов из попутных

нефтяных газов. Новая технология, по мнению специалистов, обладает высокой эффективностью, которая определяется прежде всего использованием уникального нанопористого катализатора.

Запрет на сжигание попутного газа на факелах и выброс его в атмосферу, учитывая нынешнюю ситуацию в нефтегазодобывающей промышленности России, где факельное сжигание попутного газа происходит на всех месторождениях без исключения, будет способствовать введению на нефтяных промыслах новых технологий, исключающих эти разрушающие процессы. Чтобы повысить эффективность деятельности и успешно преодолеть новые сложности операционного характера, необходимы постоянные инвестиции в передовые технологии и их активное внедрение.

Для решения этой задачи можно применить целый ряд подходов, включая: (1) дальнейшее осуществление стратегически значимой деятельности в сфере НИОКР, (2) регулярное выделение средств на мероприятия по интенсификации добычи на существующих эксплуатационных объектах с целью повышения коэффициента извлечения углеводородного сырья в течение срока их

эксплуатации и, наконец, (3) создание совместных предприятий с поставщиками технологических решений с целью удовлетворения технологических потребностей завтрашнего дня. Кроме того, при выстраивании отношений с контрагентами компаниям необходимо руководствоваться инновационным подходом, обеспечивая более высокую степень интеграции между всеми участниками цепочки создания стоимости.

Заключение

Нельзя отрицать и тот факт, что причиной «неинновационности» предприятий нефтегазового сектора, в том числе и ХМАО-Югры, является устаревшая организационная структура отличающаяся громоздкостью и негибкостью, в отличие от современных производительных структур в развитых капиталистических странах. В этой связи выход предприятий нефтегазовой сферы на инновационный путь развития возможен только при условии построения системы управления предприятий на основе передовых методов, отвечающих современным экономическим вызовам. Поэтому стратегия развития нашей страны, и, в том числе, в области инноваций, должна опираться на одно из наших главных конкурентных преимуществ - на реализацию человеческого потенциала, на наиболее эффективное применение знаний и умений людей для постоянного улучшения технологий, экономических результатов, жизни общества в целом.

Список литературы

1 Инновационное развитие нефтепереработки в России. Официальный сайт журнала «Энергетика и нефтегазохимический комплекс Татарстана в начале 21 века». - 2012 - №8. ЦКЬ: http://energoneftegazhim.ru/node/378.

2 Официальный сайт нефтяной компании «Лукойл»: http://www.lukoil.ru.

3 Макова М.М., Юсупова Э.Р. Инновационные технологии в нефтегазовом секторе. ГОУ ВПО «Уфимский государственный нефтяной технический университет».

4 Свириз И. Выбор маршрута. Официальный сайт журнала «Сибирская нефть».

2013. №101.ЦКЬ: http://dev.gazpromneft.3ebra.com/sibneft-onlme/arhrve/2013-

тау/1094977/? sphrase_id=6

5 Загоруйко И.Ю. Правовое регулирование федеральной инновационной

политики государства и тенденции ее развития.

6 Статистика инноваций в России // Росстат, 2010.

7 Проект стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года и на период 2030 года. - С. 88.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.