УДК 338.2
К.С. Идиатуллина, Л.И. Гатина
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН В СФЕРЕ ПЕРЕРАБОТКИ УГЛЕВОДОРОДНОГО СЫРЬЯ
Ключевые слова: переработка углеводородного сырья, нефтегазохимический комплекс, реформирование, нефтегазохимический кластер Татарстана, программно-целевой принцип, государственное регулирование, программа развития нефтегазохимического комплекса Татарстана.
В статье раскрываются содержание государственной политики промышленного развития, указываются основные формы и методы регулирования нефтегазохимического комплекса Республики Татарстан, рассматриваются ориентиры инновационного развития в сфере переработки углеводородного сырья.
Key words: of processing of ' hydrocarbonic raw materials, oil, gas and chemical complex, the reforming, oil, gas and chemical cluster of Tatarstan, program-target principle, public administration, program of development of Tatarstan oil,
gas and chemical complex.
In article the maintenance of development state policy, basic forms and methods of state administration of oil, gas and chemical complex of Republic Tatarstan are opened, Reference points of innovative development of a complex are considered.
В химической индустрии России получили широкое развитие процессы территориальной концентрации производства. Крупнейший химический узел сформировался в Республике Татарстан, что способствовало развитию данного региона. Как отметил премьер-министр РТ в докладе об основных направлениях деятельности Правительства РТ на период до 2015 года, в Татарстане производится 28% нефтехимической продукции Поволжского федерального округа, 13% от общероссийского производства [1].
Нефтегазохимический комплекс (далее - НГХК) Республики Татарстан, являясь базовым сектором татарстанской промышленности, выпускает 51,%9 продукции от общего объема, приносит 86% прибыли, имеет порядка 28 % численности занятых на предприятиях [2]. Комплекс играет определяющую роль во внешней торговле, обеспечивая до 91% всего объема экспорта Республики Татарстан. НГХК Татарстана объединяет предприятия, сфера деятельности которых лежит в области добычи природного сырья (нефти, попутных газов), его переработки, производства нефтехимической и химической продукции, а также продукции конечной переработки.
Важно подчеркнуть, что за счет налоговых поступлений от предприятий нефтегазовой отрасли в республике реализуется большая часть важнейших социально ориентированных программ, направленных на повышение качества жизни населения республики. Так, в настоящее время завершена Программа газификации республики. Во многом благодаря средствам, заработанным в нефтегазовой отрасли, выполнен значительный объем жилищного строительства в рамках Президентской программы ликвидации ветхого жилья в Татарстане. Уровень обеспеченности жильем повысился в республике с 16 кв. м в 90-м году до 19,4 кв. м -в настоящее время [3].
Отрасль является емким рынком труда и обеспечивает людей работой с высоким уровнем социальных гарантий. Общая численность занятых только в ОАО "Татнефть" и связанных производствах достигает 110 тыс. человек, или 25% от общей численности занятых в промышленности.
Идея устойчивого традиционно-инновационного развития содержится в стратегиях большинства российских регионов. Однако факторы, способствующие их реализации, складываются лишь в отдельных субъектах федерации. Наиболее адекватным стратегическим выбором для большинства регионов является либо стратегия капитализации, либо стратегия
266
формирования конкурентоспособных региональных кластеров. Правительство
Республики Татарстан использует стратегию традиционно-инновационного развития экономики региона с формированием такой структуры экономики территорий, которая соответствует реальным потребностям производства и развитию предпринимательства, здоровой конкуренции и сбалансированному региональному рынку. В области химии и нефтехимии под кластерами следует понимать сообщество сконцентрированных фирм, тесно связанных отраслей, взаимно способствующих росту конкурентоспособности друг друга. Кластерное развитие позволяет снизить затраты на переподготовку кадров, консалтинговые и инжиниринговые услуги, разработку новых технологий и продуктов, решить социальные и инфраструктурные задачи и др. Кроме того, кластеры способны стать формой интеграции и поддержки малого и среднего бизнеса.
В условиях финансово-экономического кризиса российской экономики в Татарстане реализуется региональная кластерная политика, направленная на сохранение производственно-технологического и кадрового потенциала всех отраслей экономики. Развитие этой политики предусматривает создание условий для устойчивого роста и повышения конкурентоспособности отраслей экономики, формирование и развитие высоких инновационных и инвестиционных возможностей с тем, чтобы впоследствии это объективно привело к позитивным структурным сдвигам во всех сферах региональной экономики. В рамках кластерной политики в республике реализуется комплекс мер законодательного, организационного и исполнительного характера по созданию благоприятных условий для всех субъектов хозяйствования, активизации инвестиционной и инновационной деятельности в целях подъема экономики, повышения эффективности производства и решения социальных задач. Все эти факторы способствуют эффективной реализации кластерной политики в интересах развития экономики РТ [4].
Нефтегазовая отрасль является бюджетообразующим сектором экономики Татарстана и всей России, занимающим наибольший удельный вес в структуре промышленного производства - 32,7%. Здесь формируются основные денежные, валютные, инвестиционные потоки, которые оказывают определяющее влияние на социально-экономическое развитие Татарстана. Предприятия нефтяной промышленности образуют ядро промышленного роста республики, в "орбиту" которого включены практически все ведущие предприятия химии и нефтехимии, машиностроения и металлообработки, строительства и транспорта.
Татарстан сегодня — один из наиболее развитых в экономическом отношении регионов Российской Федерации. Промышленный, научный, сырьевой потенциал республики позволяет дальнейшему экономическому развитию кластера в нефтегазохимической области, повышая конкурентоспособность производства, качества и уровня жизни населения.
Выполнение основных параметров социально-экономического развития республики призваны обеспечивать два активно развивающихся кластера — нефтегазохимический и машиностроительный. Татарстан традиционно ассоциируется с развитой нефтедобычей, нефтехимией и автомобилестроением. Флагманы этих отраслей — ОАО «Татнефть», ОАО «Нижнекамскнефтехим», ОАО «Казаньоргсинтез» и ОАО «КамАЗ». В республике ежегодно добывается около 15% российской нефти (2008 год), производится 64% стирола, около 40% этилена и полиэтилена, а также каждая третья автомобильная шина и около половины дизельных грузовых автомобилей. Именно комплексное машиностроение и нефтехимия определены в качестве точек роста экономики региона на ближайшую перспективу. Они взаимосвязаны, так как на основе нефтяного сырья производится нефтехимическая продукция, которая в дальнейшем может перерабатываться в автокомпоненты. Через модернизацию машиностроения, развитие нефтехимических производств с высокой степенью добавленной стоимости республика стремится решить основную экономическую задачу — перейти от сырьевой модели экономики к инновационной.
Реформирование нефтегазохимического сектора Республики
Татарстан изначально проходило по кластерному принципу, все его отрасли рассматриваются как единый, целостный и взаимосвязанный комплекс. Нефтегазохимический кластер Татарстана динамично развивается. По итогам 2009 г. в республике добыто около 32 млн. тонн нефти. Производство продукции химии и нефтехимии в последние годы выросло, например, в 2009г. производство азотных удобрений на 14,0%, синтетических моющих средств на 2,7%, полиэтилена на 32,6% [5]. Индекс промышленного производства в 2009 г. в химическом производстве составил 107,5%, в производстве резиновых и пластмассовых изделий - 77,4%.[5] Осваивались новые и модернизированные мощности по выпуску полипропилена, полистирола, экструдированного пенополистирола, полиэтилена, новых видов каучуков, шин, резинотехнических изделий, моющих средств, дизельного и автомобильного топлива. В результате ускоренного развития химии и нефтехимии объемы реализации продукции этой отрасли выросли с 1999 г. по настоящее время в 5,7 раза, объемы производства — в 1,8 раза. Финансово-экономический кризис внес свои негативные коррективы в развитие НГХК Татарстана, за 2009 г. темпы добычи нефти не увеличивались [6] реализация некоторых видов продукции нефтехимии даже сократилась, однако в 2010г. спрос на данную продукцию повышается, запускаются ранее остановленные промышленные мощности, что может говорить о положительной тенденции в экономике региона и страны в целом [7].
Динамика потребления химической продукции на российском рынке и прогнозы до 2015 года по комплексу, включающему 300 важнейших продуктов химического производства и производства резиновых и пластмассовых изделий, показывают более чем благоприятные перспективы роста внутреннего спроса на продукцию химического комплекса со стороны промышленного производства, сельского хозяйства, транспорта и других отраслей-потребителей продукции химического комплекса [8]. При этом более половины товарооборота химической продукции происходит внутри самого химического комплекса. По отдельным товарным группам «внутреннее» потребление превышает 90% (полиэтилен, полипропилен, полистирол, полиэтилентерефталат, синтетические каучуки). В автомобилестроении, машиностроении, строительной индустрии, жилищно-коммунальном секторе, сельском хозяйстве, легкой промышленности существует потребность в новых продуктах нефтехимии.
Однако развитие любой сложной системы невозможно без целенаправленного управления. Поскольку социально-экономическое значение НГХК в Татарстане велико, региональные органы власти уделяют особое внимание политическим инструментам и методам развития предприятий данного комплекса.
Программно-целевой принцип лежит в основе государственного регулирования экономикой в целом и НГХК, в частности. Важную организующую роль сыграла Программа развития нефтегазохимического комплекса Республики Татарстан. Первая программа была принята на 1999-2003 годы и позволила стабилизировать состояние комплекса, а также создала основу для решения задач, обозначенных во второй программе на 2004-2008 годы, в основу которой была положена стратегия устойчивого развития. Программа предполагала решение широкого круга проблем в области масштабного перевооружения и совершенствования товарной структуры производства на основе внедрения достижений науки, техники и технологий, создания благоприятных условий для инновационной деятельности, совершенствования инвестиционных механизмов и т.д. Генеральный директор ОАО "Татнефтехиминвест-холдинг" Р. Яруллин сказал, что в ходе осуществления второй программы развития нефтегазохимического комплекса РТ в 2008 году втрое увеличилось количество предприятий отрасли. Рост заработной платы на предприятиях нефтегазохимического комплекса составил за этот период 272%. Развитие отрасли, модернизация предприятий позволили существенно увеличить долю России в мировом производстве каучука [9].
Подготовка программы развития нефтегазохимического комплекса Республики Татарстан на 2010-2014 годы стала одной из ключевых тем ряда заседаний Совета директоров ОАО "Татнефтехиминвест-холдинг" в 2009 г.
В марте 2010 года была принята третья программа развития нефтегазохимического комплекса Татарстана, направленная на наращивание в республике потенциала нефтепереработки и нефтехимии. Первый этап реализации программы, 2010-2011 гг. определяется как этап стабилизации и восстановления, а 2012- 2014 гг.- как этап развития. Объем финансирования программы составляет 800 млрд. рублей. Ввод новых мощностей ОАО «ТАНЕКО» (Комплекс нефтехимических и нефтеперерабатывающих заводов) и ОАО «ТАИФ-НК» позволят к 2015 году довести объемы переработки нефти до 21-23 млн. тонн из более 30 млн. тонн, добываемой в республике (сейчас - 7 млн.тонн).
Деятельность НГХК Татарстана находится под жестким контролем руководства республики. Президент республики как председатель Совета директоров Татнефтехиминвест-холдинга, Татнефти, члены правительства, являющиеся членами данных советов, контролируют процесс также и изнутри. В мае 2010 г. в Совет директоров снова вошли Президент РТ Рустам Минниханов, первый заместитель Премьер-министра РТ Равиль Муратов, заместитель министра энергетики РТ Ирина Ларочкина, помощник Премьер-министра РТ по вопросам нефтегазохимического комплекса Ринат Сабиров, председатель Комитета по развитию малого и среднего предпринимательства РТ Тимур Шагивалеев, руководитель секции совета по научно-технической и инновационной политике Академии наук РТ, профессор КГУ Ренат Муслимов. (ОАО «Татанефтехиминвест-холдинг» было создано согласно Указу Президента РТ от 1993 года для совершенствования управления нефтегазохимическим комплексом. ОАО выполняет роль координационно-экспертного центра, работающего в широком диапазоне направлений деятельности нефтегазохимического комплекса, и не занимается производством промышленной продукции. Среди акционеров холдинга - ОАО «Связьинвестнефтехим», Министерство земельных и имущественных отношений РТ, ОАО «Татнефть», ОАО «Нижнекамскнефтехим», ОАО «Казаньоргсинтез», ОАО «Нижнекамскшина».).
В рамках решения задач развития НГХК РТ апробируются формы частногосударственного партнерства. Руководство республики осуществляет активную деятельность по поиску и привлечению инвестиций, созданию условий для развития инновационных процессов. Например, в рамках Соглашения о научно-техническом сотрудничестве и Программы научно-технического сотрудничества Кабинета Министров РТ и РАН в области химии, нефтехимии и экологии на 2004-2014 годы осуществляется сотрудничество Республики Татарстан с Российской академией наук. Координатором работ по развитию взаимодействия предприятий нефтегазохимического комплекса РТ с научными организациями РАН выступает ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг».
В Республике проводится особая политика в отношении НГХК. Связана она с повышением конкурентоспособности выпускаемой нефтегазохимической продукции, использованием современных технологий добычи нефти, ее переработки, производства химической продукции в соответствии с запросом рынка и даже опережая их; в фокусе внимания находятся и требования снижения энергоемкости нефтехимического производства, повышения его наукоемкости и экологичности.
Развитие НГХК в РТ и его конкурентоспособность обуславливается влиянием таких факторов, в первую очередь являющихся следствием финансово-экономического кризиса[8]:
• нестабильность мировых цен на химические товары вследствие нестабильности цен на нефть;
• снижение спроса на химическую и нефтехимическую продукцию со стороны внутреннего рынка, прежде всего со стороны строительной индустрии, автомобилестроения и бытового сектора;
• снижение ценовой конкурентоспособности отечественных
химических и нефтехимических продуктов из-за инфляции, удорожания товаров и услуг естественных монополий;
• недостаточный платежеспособный спрос со стороны внутренних потребителей продукции химического комплекса (30-35% валютной выручки);
• снижение степени защиты отечественных производителей от неблагоприятного воздействия импорта в связи с дальнейшей либерализацией внешнеторгового режима, определяемой намерением России присоединиться к ВТО;
• протекционистская политика отдельных государств (США, стран ЕС, Китая, Индии) относительно российской химической и нефтехимической продукции (минеральных удобрений, синтетических каучуков, капролактама, окси-спиртов и др.);
• интенсивное наращивание экспортного потенциала в странах с дешевым углеводородным сырьем по продукции, составляющей основу экспорта химического комплекса.
На сегодняшний день в НГХК Татарстана существует, наряду с успехами и достижениями, основная проблема, как и для всего нефтегазохимического комплекса России, которая состоит в разрыве между развитием рынка нефтехимической продукции и развитием российского нефтехимического производства. В Стратегии развития химической и нефтехимической промышленности России на период до 2015 года указываются причины данного несоответствия [11], для НГХК Татарстана характерны следующие:
1) структурные трансформации мирового и российского рынков;
2) технологическое отставание и износ основных фондов;
3) узкие места и недостаточность инвестиций;
4) недостатки нормативно-правового регулирования;
5) инфраструктурные и ресурсно-сырьевые ограничения;
6) неадекватность развития химического машиностроения задачам нефтехимического комплекса;
7) экологическая ситуация на территориях, где расположены крупные добывающие, перерабатывающие нефть, газ и нефтехимические предприятия.
Такие проблемы, как кадровый дефицит, низкая инновационная активность не являются острыми для Татарстана, поскольку в регионе действуют исследовательские и проектные институты, работающие в области исследований и проектирования нефтехимических производств, высшие учебные заведения, ведущие подготовку по различным направлениям нефтяной и химической промышленности (КГТУ, АГНИ, НХТИ, КГУ). В Республике функционируют несколько площадок для разработки инноваций и их внедрения - бизнес-инкубаторы, технопарки и технополисы («Идея», «Химград»). Инновации разрабатываются и на крупных предприятиях НГХК, которые имеют собственные научнотехнологические и исследовательские центры или лаборатории.
Развитию инновационной сферы способствует высокий инновационный потенциал предприятий Республики Татарстан, финансовая поддержка их со стороны государства, а также формирование законодательной базы, регулирующей и стимулирующей инновационную деятельность. Но научные разработки последних лет доказывают, что государственные инвестиции в инновационное развитие — это лишь частное решение проблем роста экономики за счет инноваций. Необходима активная инновационная деятельность предприятий, для чего должны быть сформулированы и задействованы экономические мотивы инновационного развития хозяйствующих субъектов [10] на законодательном уровне. Существующие нормы не способствуют инновационному буму даже в НГХК, не смотря на особое внимание к нему со стороны власти, существующие крупные инвестиционные проекты нефтехимического комплекса Республики по сути не являются инновационными, поскольку не преследуют разработку нового, а внедрение уже известных
технологий. Свою деятельность предприятия НГХК РТ ориентируют на конъюнктуру рынка, производя ту продукцию, которая позволяет получить прибыль. Такая недальновидная стратегия не позволяет заняться инновационными технологиями и продукцией масштабно. Хотя новая третья программа развития нефтегазохимического комплекса РТ подсказывает, что основные направления, которые необходимо развивать - это наука и ее оснащение [11].
Повышение числа научных разработок и инвестиций в нефтехимическом комплексе требует:
• повышения уровня участия науки в развитии отрасли, усиление интеграции с предприятиями;
• повышения уровня участия крупных частных инвесторов в развитии науки;
• обеспечения концентрации научно-технического потенциала отрасли, которая позволит направить усилия нескольких коллективов на решение перспективных задач развития промышленных предприятий;
• создания благоприятных правовых и экономических условий для формирования и развития малого инновационного предпринимательства;
• формирования единой стратегии продвижения инновационных продуктов на рынке;
• обеспечения оптимизации расходов предприятий на разработку проектов;
• обеспечение государственных гарантий для инвестирования средств в научные разработки и их внедрение;
• создания благоприятных условий для привлечения молодых специалистов в научнотехническую сферу.
Реализация указанных направлений должна осуществляться механизмом, который включает в себя такие элементы:
• концентрация бюджетных и внебюджетных средств для создания и реализации инновационных продуктов;
• создание научно-производственных центров с привлечением частного капитала для обеспечения непрерывности функционирования цикла «наука - производство»;
• формирование финансово-кредитной инфраструктуры с целью комплексной поддержки инновационной деятельности;
• сотрудничество предприятий НГХК с ведущими высшими учебными заведениями, совместное создание малых предприятий на базе технопарков.
Данные элементы механизма реализации политики повышения инноваций и инвестиций в НГХК постепенно создаются [12]. Поэтому в Татарстане необходимо наладить работу этого механизма и наращивать научно-исследовательскую базу вузов и НИИ.
Сегодня в Татарстане основные нормы, регулирующие инвестиционно-инновационную деятельность содержатся в Законе РТ от 25 ноября 1998 №1872 «Об инвестиционной деятельности в Республике Татарстан» и Постановлении Кабинета Министров РТ от 15 декабря 2008 г. N 875 «Об утверждении инновационного меморандума Республики Татарстан на 2008 - 2010 годы», кроме этого в проекте закона РТ об инновационной деятельности представлены нормы, которые направлены на поддержание ее на территории региона.
Для регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой на территории Республики Татарстан, органы государственной власти Республики Татарстан могут использовать следующие формы и методы [13]:
• предоставление субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, находящимися в собственности Республики Татарстан;
• развитие финансовой аренды (лизинга);
• разработка, утверждение и осуществление межмуниципальных
инвестиционных проектов и инвестиционных проектов на объектах государственной собственности Республики Татарстан, финансируемых за счет средств бюджета Республики Татарстан;
• проведение государственной экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством;
• предоставление на конкурсной основе государственных гарантий по
инвестиционным проектам за счет средств бюджета Республики Татарстан в порядке, устанавливаемом законами Республики Татарстан;
• размещение на конкурсной основе средств бюджета Республики Татарстан для финансирования инвестиционных проектов;
• предоставление бюджетных кредитов Республики Татарстан для реализации инвестиционных проектов на территории Республики Татарстан;
• разработка, утверждение и финансирование инвестиционных программ на очередной финансовый год;
• выпуск облигационных займов, гарантированных целевых займов;
• вовлечение в инвестиционный процесс временно приостановленных и
законсервированных строек и объектов, находящихся в собственности Республики Татарстан;
• формирование перечня строительных объектов и объектов технического перевооружения для республиканских государственных нужд и финансирования их за счет средств бюджета Республики Татарстан;
• создание возможностей для формирования субъектами инвестиционной деятельности собственных инвестиционных фондов;
• создание и развитие сети информационно-аналитических центров, осуществляющих
регулярное проведение рейтингов и публикацию рейтинговых оценок субъектов
инвестиционной деятельности;
• установление льготных тарифов на электрическую и тепловую энергию в порядке, установленном законодательством;
• создание благоприятных условий для доступа на рынки иностранных государств субъектам инвестиционной деятельности, осуществляющим экспорт товаров.
Сегодня нефтегазохимическая отрасль использует на реализацию важнейших инвестиционных проектов около 7% инвестиций от их общего объема, вкладываемого в экономику республики. Крупнейшие химические и нефтехимические предприятия Татарстана, среди которых ОАО «Нижнекамскнефтехим», ОАО «Нижнекамскшина» и ОАО «Казаньоргсинтез», производят широкую гамму продукции, часть которой (каучук синтетический, углеводороды циклические, шины, полиэтилен и др.) экспортируется за рубеж. В инновационную структуру нефтегазохимического кластера также входят Нижнекамский промышленный округ, где нефтехимическим производством занимается и малый бизнес, и технополис «Химград» в Казани.
Для регулирования инновационной деятельности в рамках НГХК, осуществляемой на территории Республики Татарстан, в законодательных и нормативных актах определено, что региональные органы власти в среднесрочной перспективе будут использовать следующие формы и методы [14]:
• разработку, реализацию и финансирование республиканской инновационной программы, иных республиканских программ, в том числе направленных на стимулирование развития инновационной деятельности и инновационной инфраструктуры;
• размещение средств бюджета Республики Татарстан для финансирования инновационных проектов, научно-исследовательских, опытно-конструкторских и
технологических работ по созданию результатов инновационной деятельности в порядке,
предусмотренном законодательством Российской Федерации о размещении заказов
на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и
муниципальных нужд.
• размещение государственного заказа на закупку продукции, созданной в результате инновационной деятельности в рамках программ, утвержденных в соответствии с приоритетами государственной инновационной политики Республики Татарстан;
• предоставление субъектам инновационной деятельности льготных условий
пользования государственным имуществом Республики Татарстан, не противоречащих законодательству Российской Федерации и Республики Татарстан;
• расширение деятельности инновационных и венчурных фондов, инвестирование средств в создание и развитие субъектов инновационной деятельности, долевое участие, в том числе с привлечением иностранных инвестиций, в создании субъектов инновационной деятельности, имеющих особо важное значение для развития инновационных процессов в республике;
• предоставление налоговых льгот субъектам инновационной деятельности в
соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации и Республики Татарстан;
• содействие общественным организациям и объединениям в инновационной сфере;
• осуществление мер по популяризации научно - технической деятельности в
республике в средствах массовой информации и повышению ее инвестиционной привлекательности;
• учреждение в целях повышения инновационной активности, укрепления интеллектуального, научно-технического потенциала, стимулирования творческой активности ученых, специалистов в Республике Татарстан республиканских ежегодных премий и грантов в области науки и техники;
• создание условий для льготного страхования в сфере инновационной деятельности. Как видно из списка указанных форм и методов государственная политика управления
НГХК РТ направлена на поддержание существующих тенденций развития комплекса, тогда как требуются формы и методы, интегрирующие научно-образовательные структуры и промышленность, которая является по большей части только распространителем новых технологий и продуктов. Неясным остается вопрос конкретных мер по стимулированию инновационных процессов в комплексе, которые повлияли бы на структуру затрат на инновации в части увеличения собственных разработок технологий, продуктов нефтехимии, нефтедобывающего, нефтеперерабатывающего, нефтехимического оборудования и установок, поскольку в настоящее время НГХК РТ поддерживает зарубежные инновационные системы. Государственная политика продолжает ставить цели от достигнутого, тогда как все острее стоит вопрос о постановке стратегических целей инновационного развития НГХК республики и поиске новых гибких механизмах, формах, методах их достижения.
Литература
1. Выступление Премьер-министра Республики Татарстан И. Халикова на 11-м заседании Государственного Совета РТ четвертого созыва 9 июня 2010 года// http://www.gossov.tatarstan.ru.
2. Общая характеристика НГХК Республики Татарстан / http://neft.tatcenter.ru/programm/part13.htm.
3. Минниханов Р.Н. Летопись истории "большой нефти" Татарстана //
http://neft.tatcenter.ru/analytics/16027.htm.
4. Закиров Н.И. Стратегическое развитие традиционно-инновационных кластеров в экономике Республики Татарстан // Проблемы современной экономики. - 2009. - N 4(32).
5. Нефтехимический комплекс/ http://mpt.tatar.ru/rus/info.php?id=40405.
6. Нефтедобывающий и нефтеперерабатывающий комплекс / http://mpt.tatar.ru/rus/info.php?id=40388.
7. Нефтехимический комплекс/ http://mpt.tatar.ru/rus/info.php?id=40405.
8. Стратегия развития химической и нефтехимической промышленности России на
период до 2015 года: приказ Минпромэнерго от 14.03.2008 №119 /
http://www.minpromtorg.gov.rU/ministry/programm/6.
9. Программа развития нефтегазохимического комплекса Республики Татарстан на 2004-2008 годы:
постановление Кабинета министров РТ 02.04.2004 № 162 /
http://prav.tatar.ru/rus/complan.htm?pub_id=368.
10. См.: Куликов М. Интеллектуальная собственность и инновационное развитие экономики //Проблемы теории и практики управления. — 2009. — №5. — С.15., Посталюк М.П. Инновационные отношения в экономической системе: теория, методология и механизмы реализации. — Казань: Казанский государственный университет, 2006. - 420с.
11. Хабибуллина, Э. Ставка - на спрос и инновации/ Э.Хабибуллина //
http://neft.tatcenter.ru/nh/81486.htm.
12. Авилова, В.В. От региональной экономики к экономике инноваций: преемственность задач и перспективные направления современных научных экономических исследований в сфере управления инновационным развитием/ В.В. Авилова, М.В. Егорова, А.И. Шинкевич // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2010. - №4. - С.250-266.
13. Об инвестиционной деятельности в Республике Татарстан: Закон РТ от 25.11.1998 №1872 / http://www.invest.tatar.ru/investhelp/investlaw/1872.php#1872.
14. Проект Закона РТ «Об инновационной деятельности в Республике Татарстан» / http://mert.tatar.ru/rus/innovationfcinvestment.html.
© К.С. Идиатуллина - д-р полит. наук, проф. каф. государственного, муниципального управления и социологии КГТУ, [email protected]; Л.И. Гатина - канд. социол. наук, доц. той же кафедры, [email protected].