Научная статья на тему 'Взаимодействие аварийно-спасательных формирований министерств и ведомств РСЧС при ликвидации радиационных аварий с применением робототехнических средств'

Взаимодействие аварийно-спасательных формирований министерств и ведомств РСЧС при ликвидации радиационных аварий с применением робототехнических средств Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
1530
455
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Запорожец А. И., Овчинников В. В., Тодосейчук С. П., Низовцев Г. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие аварийно-спасательных формирований министерств и ведомств РСЧС при ликвидации радиационных аварий с применением робототехнических средств»

Взаимодействие аварийно-спасательных формирований министерств и ведомств РСЧС при ликвидации радиационных аварий с применением робототехнических средств

к.т.н. Запорожец А.И., д.т.н. Овчинников В.В., к.т.н.Тодосейчук С.П.,

Низовцев Г.А. (ВНИИ ГОЧС)

Взаимодействие при чрезвычайной ситуации (ЧС) - спрогнозированные, согласованные и взаимосвязанные по целям, задачам, месту (объекту), времени и способам выполнения действий аварийно-спасательных формирований (АСФ) министерств и ведомств, входящих в РСЧС по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Организация взаимодействия при ЧС - комплекс мероприятий, проводимых соответствующими должностными лицами Сторон и органами управления по согласованию действий АСФ при совместном выполнении ими задач по предупреждению и ликвидации радиационных аварий.

При организации и осуществлении взаимодействия АСФ, робототехническими средствами (РТС), руководствуются Законодательством Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, ведомственными нормативными актами Российской Федерации.

При возникновения радиационных аварий все силы и робототехнические средства, участвующие в ликвидации аварии, переходят в подчинение Правительственной комиссии при принятии соответствующего решения (Положение о Российской системе предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях - Постановление Правительства РФ от 5.11.95 № 1113).

Схема взаимодействия при ликвидации радиационной аварии приведена на рис. 1.

Главными принципами взаимодействия являются: плановость, целенаправленность, системность, территориальность, взаимодоговоренность, невмешательство в функции Сторон, не связанных с предупреждением и ликвидацией ЧС.

Взаимодействие АСФ должно быть устойчивым, всесторонним, оперативным и осуществляться на протяжении всего периода подготовки и ликвидации ЧС.

Взаимодействие АСФ Сторон, оснащенных РТС, по предупреждению и ликвидации ЧС включает:

- взаимный обмен информацией, относящейся к созданию, развитию и хранению РТС для ликвидации ЧС;

- совместную разработку планов создания и применения РТС;

- согласованный расчет сил и средств для проведения аварийно-восстановительных и других неотложных работ с использованием РТС и их выделение Сторонами в соответствии с разработанными планами взаимодействия;

- согласование совместных действий АСФ при выполнении аварийновосстановительных и других неотложных работ с применением РТС;

- проведение совместных учений и тренировок по проверке реальности планов взаимодействия и обучение личного состава АСФ действиям в ходе проведения аварийновосстановительных и других неотложных работ с применением РТС;

- обмен опытом, участие в конференциях, семинарах по проблемам предупреждения и ликвидации ЧС с применением РТС;

- совместное изучение в ходе проведения рекогносцировок, учений и тренировок потенциально опасных радиационных объектов, маршрутов перевозок радиационно опасных грузов, маршрутов выдвижения АСФ, оснащенных РТС, к указанным объектам, в случае возникновения на них радиационных аварий;

- изучение прилегающей к потенциально опасным радиационным объектам ремонтной и технической базы, определяемой спецификой регионов в интересах АСФ, оснащенных РТС.

Информация об основных радиационно опасных объектах и их ведомственной принадлежности приведена в табл. 1.

Организация взаимодействия в повседневной деятельности

В режиме повседневной деятельности РСЧС в части подготовки к реагированию и ликвидации последствий радиационных аварий с применением РТС, планировании и реализации мероприятий, направленных на предупреждение радиационных аварий осуществляется в соответствии с общими требованиями к порядку функционирования РСЧС в этом режиме.

Комплекс мер по предупреждению радиационных аварий включает в общем виде:

- сбор информации о радиационно опасных объектах на территории РФ;

- анализ тенденций и прогнозирование возможной радиационной обстановки, на основе потенциальных аварийных сценариев, в первую очередь в районах размещения опасных объектов;

- подготовка специалистов (руководителей и спасателей) РСЧС к действиям по предупреждению и ликвидации ЧС радиационного характера.

Взаимный обмен текущей информацией осуществлялся по линии научноисследовательских учреждений (НИУ), опытно-конструкторских бюро (ОКБ), предприятий-изготовителей РТС и АСФ Сторон, оснащенных РТС.

Обмен информацией включает:

- совместное участие в проведении НИР и ОКР и ознакомление Сторон с их результатами;

- организация и проведение совместных научно-технических конференций и семинаров по созданию и применению РТС;

- организация и проведение межведомственных испытаний опытных образцов РТС;

- ознакомление и изучение новых технологий применения РТС при ликвидации радиационных аварий;

- обмен методическими пособиями и программами обучения личного состава АСФ по применению РТС;

- проведение учебных тревог и приведение в готовность личного состава АСФ Сторон, оснащенных РТС с периодичностью не менее 1 раза в квартал.

Взаимный обмен оперативной информацией осуществляется по линии оперативных служб Сторон и включает:

- проверку системы оповещения, условных сигналов;

- обмен информацией о состоянии радиационно опасных объектов.

Организация взаимодействия при угрозе возникновения радиационных аварий

При угрозе возникновения радиационных аварий АСФ Сторон, оснащенные РТС, уточняют:

принятые решения;

организацию взаимного информирования об радиационной опасности;

состав выделяемых сил и робототехнических средств;

планы взаимодействия на конкретном радиационно опасном объекте.

Силы и робототехнические средства, выделяемые в состав группировок аварийноспасательных формирований, приводятся в готовность к действиям в ЧС на основании указаний соответствующих начальников с последующим докладом вышестоящим органам управления Сторон.

На этот период по планам органов управления Сторон могут проводиться штабные тренировки (учения), в ходе которых отрабатываются действия по применению РТС для ликвидации возможной чрезвычайной ситуации радиационного характера.

Обеспечение радиационной безопасности определяют отдельно в каждом конкретном случае. Основой для выбора необходимых мер обеспечения радиационной безопасности является принятая в России шкала оценки опасности событий на атомной станции, адаптированная к радиационным авариям на других объектах, международная шкала ИНЕС.

Для аварий 7-го, 6-го и 5-го уровней предусматриваются соответствующие меры, регламентирующие деятельность аварийно-спасательных формирований и робототехнических средств, участвующих в ликвидации аварии.

При крупномасштабной аварии (7-го и 6-го уровня по шкале ИНЕС) все силы, участвующие в ликвидации радиационной аварии, переходят в соответствии с Положением о РСЧС в подчинение МЧС России или Правительственной комиссии при принятии соответствующего решения.

Для аварий 5-го, 4-го и 3-го уровней взаимодействие и помощь в ликвидации радиационной аварии осуществляется по запросу того министерства (ведомства), на объекте которого произошла авария. В целях предотвращения дальнейшего развития аварии и ликвидации ее последствий это министерство организует взаимодействие с другими министерствами для привлечения необходимых аварийно-спасательных формирований, оснащенных РТС.

При ликвидации последствий радиационных аварий силами РСЧС должны быть учтены четыре обстоятельства:

- спасательные работы подразделяются на внутриобъектовые и работы за пределами объекта;

- внутриобъектовые спасательные работы выполняются под руководством того министерства, в подчинении которого находится этот объект;

- спасательные работы за пределами объекта выполняются комплексно несколькими министерствами с учетом их обязанностей;

- первичную информацию о радиационной аварии предоставляет министерство, в подчинении которого находится объект, и доводит ее до заинтересованных министерств.

При возникновении радиационной аварии по линии оперативных служб Сторон проходит оповещение и информация об аварии, включающая:

- тип радиационной аварии;

- дату и время (московское) возникновения аварии;

- место (объект, территория) возникновения аварии;

- причину возникновения аварии;

- возможную зону загрязнения;

- степень опасности для участвующих в ликвидации аварии, населения и окружающей среды;

- необходимость привлечения робототехнических средств.

На основании полученной информации Стороны приводят в готовность силы, уточняют принятие решения и планы (вопросы) взаимодействия. Выделенные силы для ликвидации аварии немедленно приводятся в готовность к действиям на основании указаний соответствующих начальников. О принятых решениях и вводе в действие Планов взаимодействия при ликвидации радиационных аварий осуществляется взаимное информирование и представляется доклад руководству Сторон.

Последующие данные об оперативной обстановке в зоне аварии представляются:

в соответствующие комиссии по ликвидации аварий, исходя из полученной информации;

вышестоящим органам управления в установленном порядке;

при резком изменении обстановки или потребности привлечения дополнительных сил и средств - немедленно на всех уровнях управления Сторон.

Порядок привлечения АСФ Сторон, оснащенных РТС

От МЧС России привлекается Центр по проведению спасательных операций особого риска.

От Минобороны Российской Федерации привлекаются: специальные подразделения Управления начальника войск радиационной, химической, биологической защиты (УНВ РХБЗ) и управление начальника инженерных войск (УНИВ).

От Минатома Российской Федерации привлекаются аварийно-технические центры (АТЦ).

От ФСБ Российской Федерации привлекаются специальные подразделения, оснащенные РТС.

Порядок привлечения спецподразделений осуществляется в соответствии с руководящими документами указанных министерств и ведомств.

В отдельных случаях привлечение АСФ, оснащенных робототехническими средствами, может осуществляться по личному указанию Председателя Правительственной комиссии по ликвидации чрезвычайной ситуации.

Применение РТС при ликвидации радиационных аварий

Области целесообразного применения РТС составляют опасные зоны, классифицированные по степени воздействия поражающих факторов на человека и технику. К ним относятся зоны радиационные со степенями риска (сильная, опасная и чрезвычайно опасная).

Основными группами работ, выполняемых АСФ с применением РТС в этих зонах, являются:

- разведка с поиском источников аварий и измерение границ зоны;

- измерение параметров и определение характера загрязнения;

- сбор и транспортирование радиационно опасных предметов;

- монтажно-демонтажные работы при ликвидации источников аварии;

- обезвреживание опасных предметов;

- работы по очистке зоны аварии и объектов (дезактивация и дегазация).

Применение РТС должно осуществляться на принципах необходимости и достаточности

выполнения определенных операций в особо опасных и вредных для жизни человека условиях и в соответствии с функциями и задачами функциональных и территориальных подсистем РСЧС.

Основные сценарии и предполагаемые технологические операции приведены в табл. 2.

Организация взаимодействия при ликвидации радиационных аварий

Для непосредственного участия в ликвидации радиационной аварии создается оперативная группа, в состав которой включаются все АСФ, оснащенные РТС и привлекаемые для проведения спасательной операции.

Руководителем оперативной группы назначается, как правило, уполномоченный представитель Стороны, на объекте которой произошла авария. Руководитель оперативной группы подчиняется Председателю комиссии по ликвидации ЧС. Оперативная группа взаимодействует со всеми подразделениями, участвующими в ликвидации ЧС. После прибытия к месту аварии, уяснения обстановки и получения задач оперативная группа разрабатывает комплексный план применения РТС всех Сторон для ликвидации радиационной аварии.

Степень привлечения РТС определяется Руководителем оперативной группы в зависимости от масштаба аварии и видов АСР.

Перечень документов (вопросов), отрабатываемых оперативной группой при организации взаимодействия при ликвидации радиационных аварий должен включать:.

1. Распоряжение о привлечении РТС Сторон для ликвидации радиационной аварии.

2. Порядок доставки РТС к месту аварии (маршрут, вид транспорта ...).

3. Распоряжение командирам АСФ по ликвидации радиационной аварии.

4. План взаимодействия АСФ Сторон при ликвидации радиационной аварии.

300

Рис. 1. Схема взаимодействия при ликвидации последствий радиационных аварий

Таблица 1

Информация об основных радиационно опасных объектах и их ведомственной принадлежности

Радиационно опасные объекты Ведомственная принадлежность объектов

Минатом России Минобороны России Минэнерго России Минтранс России

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 2 3 4 5

Атомные электростанции, инженерноисследовательские центры с ядерными установками, предприятия радиохимического производства, хранилища с ядерным топливом +

Предприятия по производству ядерного вооружения +

Арсеналы и базы по хранению ядерного вооружения, ядерное вооружение (наземного, подводного и воздушного базирования), военные суда (подводные и надводные) с ядерными энергетическими установками, транспорт (наземный, водный, воздушный) с ядерным вооружением +

Объекты добычи и переработки ядерного топлива +

Транспорт (наземный, водный, воздушный) с грузом, содержащим радиоактивные вещества +

302

Таблица 2

ОСНОВНЫЕ СЦЕНАРИИ И ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ

С ПРИМЕНЕНИЕМ РТС

Опасные зоны Задачи в опасных зонах Виды выполняемых работ Основные технологические операции в опасных зонах Предполагаемые к применению типы РТС

Очаг радиоактивного заражения, возникший в результате аварии на радиаци-онно опасных объектах. Ведение радиационной разведки в зоне ЧС, а также на маршрутах выдвижения. Проведение аварийно-спасательных работ. Сбор, анализ и обобщение информации об источнике радиоактивного заражения, определение масштаба заражения, определение возможности, сил и средств МЧС. Сбор, контейнирова-ние, вывоз к месту захоронения источников радиоактивного заражения. Применение приборов радиационной разведки, теле- и видеооборудования, навигационной аппаратуры, систем управления. Захват источников радиоактивного заражения, перемещение их в контейнер, при необходимости расчленение их на более мелкие фракции. Дистанционноуправляемый беспилотный летательный аппарат (ДПЛА) оснащенный приборами радиационной разведки, теле-, видеоаппаратурой с большой разрешающей способностью РТС легкого типа оснащенное помехозащищенной и радиационностойкой системами управления и контроля, телеаппаратурой, манипуляторами и сменным рабочим оборудованием, позволяющим выполнять данные технологические операции.

303

Типовая схема применения робототехнических средств АСФ министерств и ведомств РСЧС при ликвидации радиационных аварий.

1. Пункт управления РТС

2. Транспортное средство доставки РТС

3. Робототехническое средство (разведка)

4. Сбор и контейнирование р/а элементов

Рис. 2. Типовая схема применения робототехнических средств АСФ министерств и ведомств РСЧС

при ликвидации радиационных аварий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.