^ Искусствознание
ЗАИМОДЕЙСТВИЕ МУЗЫКИ С ДРУГИМИ ВИДАМИ ИСКУССТВА
В. А. Андреева
Московский государственный университет культуры и искусств
В статье рассматривается сущность музыкального искусства и особенности, объединяющие музыку с другими искусствами. Каждая эпоха накладывает свой уникальный отпечаток, трансформирующий идею искусства. Музыка так же подхватывает эту идею, выраженную в общности жанров и форм.
Ключевые слова: музыка, искусство, литература, живопись, форма, время, субзнак. In article the essence of musical art, and feature uniting music with other arts is considered. Each epoch bears the unique print transforming idea of art. Music as picks up this idea expressed in a generality of genres and forms.
Keywords: music, art, the literature, painting, the form, time, a subsign.
Искусство имеет своей целью отражение окружающей действительности, осваивает ее специальными средствами, которые принято называть художественными, и раскрывает сущность окружающей действительности так же явно, как и другие области знания, вместе с тем неся отпечаток общественной жизни каждой эпохи. Как говорит Антонио Банфи: «история искусства запечатлевает идеальный процесс развития человечества» (2, с. 30). Однако подчеркивая его диалектическую сущность, он предостерегает от восприятия истории искусства как символа духовности времен.
Музыка раскрывает сущность окружающей действительности так же явно, как и другие области искусства. Ритм - одна из форм протекания процессов во времени. «Ритм музыкальный» - это одно из выражений эмоционального содержания, наряду с мелодией и гармонией. Можно выделить музыкально-ритмическое чувство и ритмическое чувство вообще. Но именно в музыке ритмические образования, имеющие
различие в долю секунды, становятся заметны посредством следующих за ритмическими переменами изменений эмоциональной окраски музыкальной ткани. Гармония - принцип, объединяющий все искусства. «Музыка есть гармоническое соединение противоположностей, приведенное к единству многого, и согласие разнообразного» (9, с. 486). Гармония в живописи - это эстетически разумное слияние цветового спектра, образование формы и перспективы, которое возникает в процессе зрительного восприятия.
Исторически сложилась наиболее взаимопроникновенная связь музыки с литературой. Древнее «логически-вербальное мышление, - говорит И.А. Герасимова, - ориентировалось на звучащую речь. Сопровождение звуковым интонированием передачи словесно выраженного смысла оставляло на самом интонировании первоначальный смысловой отпечаток. В дальнейшем происходило отделение и развитие словесно-логического аспекта мышления от синтетических форм,
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 1 (45) январь-февраль 2012 247-250 247
И
г
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2012 ♦ 1 (45) январь февраль ^
а также шел процесс специализации отдельных видов чувственного» (6, с. 97). С изобретением знаковой системы восприятие этого жанра из живого переросло в читательское, стало свободным, не ограниченным временем исполнения. В музыкальном искусстве, древнейшая форма которого - преимущественно вокальная, издавна зародились песня и баллада, как жанры синтетические. В подобных произведениях реально отсутствующий компонент (например, отсутствие непосредственного музыкального звучания в поэтических песнях Г. Лорки) подразумевается автором и, так или иначе, дает о себе знать. Для музыкальных баллад показательно незримое присутствие рассказчика. События несут на себе отпечаток личности, а личностное начало в искусстве - самое ценное для романтиков, особо ценивших жанр баллады. Ритмическая организация стихотворной строки в песне аналогична явлению метра в музыке, то есть субординации равновеликих (но не равнозначных) единиц пульсации. Временная организация более крупного фразового единства (в четырехстрочной строфе) может быть уподоблена синтаксическим фигурам в музыке: суммированию (несколько кратких единиц объединяются одной крупной), дроблению (одна крупная сменяется мелкими) и другим. Так, форму строфы, выражающей одну законченную мысль, можно сопоставить с периодом в музыке. Следуя форме цикличности - как в литературе (поэзии и прозе), так и в музыке, авторы объединяют небольшие произведения в циклы. Особенно много ассоциаций литературы и музыки вызывает композиционная сторона произведения. В литературе, а большей частью в поэзии, немало типовых композиций, или принципов формообразования, которые мы скорее ожидали бы встретить в музыкальных произведениях. Большинство из них основано на репризировании - принципе, широко используемом в музыке. Возврат первоначальной темы - для музыки очень важный элемент формообразования. Часто используемая как последний раздел формы реприза способствует завершению построенного по кругу музыкального произведения. Еще
одно проведение исходной темы усиливает устойчивость конструкции, упорядочивает музыкальный поток и помогает слушателю ориентироваться в нем. Принцип репризиро-вания находит применение в стихотворении в так называемой «кольцевой композиции». Вот как расшифровывает В.М. Жирмунский репризность в стихотворении А.С. Пушкина «Не пой, красавица, при мне...». «Тема, которая вначале вводится без объяснения, получает объяснение во всем дальнейшем развитии стихотворения, и когда снова возвращается начальное "Не пой.", оно уже не неожиданно, а мотивировано; мы сказали бы в прозе: "Вот почему не пой."» (7, с. 504). Еще один из самых древних способов музыкального формообразования - варьирование - многократно измененный повтор музыкальной темы. Если рондо и вариации ведут свое существование от песни, то есть жанра литературно-музыкального, то другие формы в литературе можно расценивать как внедрение сугубо музыкальных закономерностей. Такова концентрическая форма, в которой по обе стороны от центра симметрично, подобно концентрическим окружностям, расположены чем-то сходные разделы. Приведем ее схему: a b с b a и возьмем на заметку, что вторая половина формы допускает некоторые изменения (b1 a1). Концентрическая форма, встречающаяся в музыкальных поэмах, балладах, увертюрах, новеллах, выглядит следующим образом: завязка и экспозиция главного героя, быстрая смена событий, лирические переживания и мечтания героя, вновь стремительное действие, развязка. Повествовательность привносится в музыку явной или скрытой программностью, вызывающей ассоциации с литературным сюжетом (заглавие, эпиграф или либретто). Тематика программной музыки, наряду с размышлениями композитора, впечатлениями от восприятия окружающей природы, может быть навеяна произведениями искусства, литературы (увертюра-фантазия П. Чайковского «Ромео и Джульетта» на сюжет трагедии У. Шекспира, симфоническая поэма Г. Берлиоза «Фауст» по одноименной поэме И.В. Гетте). Таким образом,
^ Искусствознание
литература конкретизирует музыкальное полотно, музыка, в свою очередь, привносит в литературу временные качества, способность сюжетной линии к динамическому ускорению, либо замедлению или полной остановке сюжетного развития посредством пейзажного отвлечения, возврата к отдаленным воспоминаниям, ухода в мечты.
Хореографическое искусство включает различные виды искусств: музыку, собственно хореографию, драматургию, живопись. Каждый из них, преломляясь соответственно требованиям данного вида искусства, становится необходимым компонентом хореографического образного мышления. Но балет - искусство пластики, и именно пластике принадлежит ведущая, основная роль в создании хореографического образа. Специфика хореографической образности состоит в танцевально-пластическом развитии, и мышление образами самих танцев является единственным способом раскрытия и воплощения характеров в балете. Содержательность хореографического образа тесно связана с содержанием всего драматургического замысла балета, который в процессе создания обогащается музыкальными, пластическими и живописными характеристиками и вместе с ними предстает в новом единстве музыки, пластики, драматургии, живописи. Чувственный материал искусств различен, звуковое искусство нельзя реально увидеть, а зрительное - услышать, одно динамично, другое статично. Но при этих коренных различиях сходство можно найти даже в пределах чувственного материала. Звук и цвет имеют, например, общую волновую физическую природу. Звук - это колебания воздуха, воспринимаемые слухом, а цвет - электромагнитные колебания, воспринимаемые зрением. Музыкальное или поэтическое произведение в состоянии только «воздать картине должное, но помочь говорить на ее собственном языке» они могут лишь косвенно (1). Музыка не «видима», живопись не «слышима», но благодаря ассоциациям музыка способна вызвать зрительные представления, а живопись - слуховые. Очевидны аналогии между музыкальной и живописной гаммой, между общей тональ-
ностью, эмоциональным строем. Как говорит В.В. Ванслов: «ни гамма, ни гармония, ни ритм, ни грустное, ни мажорное вовсе не является достоянием только музыки» (4, с.80). Ритмизация живописи предполагает плавные цветовые переходы и скачки. В цветовых сочетаниях художник так же оперирует мажорными и минорными созвучиями. «Цветовые ходы, иногда переплетаясь, образуют нечто вроде контрапункта, цвет нарастает, приближаясь к главному пятну» (5, с. 90). Общеизвестно, что некоторые художественные средства живописи наиболее близки музыке - это цвет и линия. Понятия «звуковая линия» и «мелодический рисунок» основаны на аналогии мелодического движения и пространственных представлений. И живопись, и музыка обладают интенсивностью окраски различной степени. Примерно с эпохи Возрождения в музыке интенсивно стало развиваться «живописное» начало. В хоровых сочинениях Палестрины и Орландо Лассо впервые появились эффекты эхо, переклички голосов, прямолинейные и круговые движения. На рубеже Х1Х-ХХ веков произошло значительное расширение изобразительных возможностей музыки. Развитие музыкально-выразительных и изобразительных средств связано с творчеством многих композиторов: Н.А. Римского-Корсакова, А.Н. Скрябина, К. Дебюсси, М. Равеля. Музыка, как и любое другое искусство, содержит временные и пространственные признаки, воплощаясь в реальности, музыка (искусство, в принципе, временное) приобретает черты пространственности. Это положение определяет присутствие хронотопа как некоего времени-пространства в музыкальном бытии. Музыка театра и кино по своей природе иллюстративная (образно-ситуативная, фоновая). Она более всего подвержена временным воздействиям хронологического плана, художественному ускорению или приостановке времени. Время хронологическое - стилизация реального времени происхождения событий. Благодаря синтетической способности музыки к передаче пространства и времени в музыкальном искусстве с успехом реализуется такое яв-
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2012 ♦ 1 (45) январь февраль ^
ление, как субзнак. Субзнак - один из ярких примеров отражения бытия, некий общепринятый образ (интонация человеческой речи, щебет птиц, шум волн, бой часов, движение поезда). Воплощая черты пространственно-сти, музыка легко взаимодействует с иными формами художественного искусства: литературой, хореографией, живописью.
Связь музыки с другими видами искусства можно охарактеризовать как необходимую, и определена она, на наш взгляд, двумя основными причинами. Первая - это обусловленность музыкального полотна другими видами искусства (общность форм, программность). Язык музыки универсален, способен к художественному воплощению любых ситуаций и чувств, но не обладает достаточной понятийно-вербальной конкретностью. Во избежание множественности восприятия музыкальная образность нуждается в конкретизации или даже объективизировании. Ей тесно в «чистых» музыкальных рамках, предусматривающих наделенность направлением, музыкальной формой и раскрывающих внутреннее содержание исключительно музыкальными средствами. Вторая причина «производная» - основана на потребности сознания в усилении эмоционально-чувственного восприятия (поскольку эмоциональный отклик ослабевает с течением времени). К XX веку определись классические синтетические виды искусства: опера, балет, оперетта. Поиск новых выразительных форм современности проявился в появлении новых синтетических видов - традиционно объединивших в себе музыку (как основание
формы), литературу, театр, танец, живопись, арт-дизайн. В XX веке оформились музыкальный спектакль, мюзикл, лазерное музыкальное шоу. Современная музыка, она же эстрадная, обычно электронная, сочетается со сценическими, танцевальными ритмо-движениями, призванными усилить эмоциональный подъем. По мнению В. Бычкова, человек, утративший связь с природой, сменил веру в богов верой в НТП и собственный разум. Критическим и вместе с тем переломным для искусства явился отказ посткультуры (на начальном этапе) от художественности, уже (сегодня) оно просто «не знает, что это такое, и руководствуется какими-то другими принципами в создании своих арт-проектов. Однако позиционирует себя все-таки как искусство» (3, с. 65). Таким образом, родилась нонклассика (неклассическая эстетика). Родилось новое компьютерное искусство - нэт-арт. «Главное требование постмодернистского концептуального искусства: "быть как в жизни" теперь реализуется путем "оцифрования" культуры, внедрения в процесс художественного творчества современных компьютерных технологий» (8, с. 11). В настоящее время компьютерная музыка преобладает в современной структуре музыкального бытия. Можно безошибочно определить, что «ки-бермузыка» останется одним из приоритетных направлений в музыкальной практике в ближайшие десятилетия. Этот новый виток в становлении музыкального бытия обязательно найдет свое отражение в философии музыки.
Примечания
1. Арнхейм, Р. Новые очерки по психологии искусства / Р. Арнхейм. - М., 1994.
2. Банфи, А. Философия искусства / Антонио Банфи. - М.: Искусство, 1989. - 383 с.
3. Бычков, В. В. Этика и философия искусства / В.В. Бычков // Диалог на выставке «40 лет научной деятельности В.В.Бычкова» // Вопросы философии. - 2009. - Вып. 12. - С. 56-67.
4. Ванслов, В. В. Изобразительное искусство и музыка / В.В. Ванслов. - Л.: Художник РСФСР, 1983.
- 233 с.
5. Волков, Н. Н. Цвет в живописи / Н.Н. Волков. - М.: Искусство, 1984. - 320 с.
6. Герасимова, И. А. Музыка и духовное творчество / И.А. Герасимова // Вопросы философии.
- 1995. - Вып. 6. - С. 87-97.
7. Жирмунский, В. М. Теория стиха / В.М. Жирмунский. - Л.: Сов. писатель, 1975. - 664 с.
8. Мигунов, А. С. Алгоритмическая эстетика / А.С. Мигунов, С.В. Ерохин. - СПб.: Алетейя, 2010.
9. Платон. Тимей / Платон // Собр. соч. : в 4 т. - М.: Мысль, 1994. - Т. 3. - 654 с.