Научная статья на тему 'Музыкальное воспитание в структуре хореографического образования'

Музыкальное воспитание в структуре хореографического образования Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1996
213
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / MUSIC EDUCATION / МУЗЫКАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА АРТИСТОВ БАЛЕТА / MUSICAL CULTURE / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЗАМЫСЕЛ / ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ / CREATIVE PROBLEMS / МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / MUSIC PREPARATION OF BALLET DANCERS / AN ART PLAN

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Логунова Елена Михайловна

Статья посвящена актуальным проблемам музыкального воспитания учащихся хореографических заведений. Показаны роль и место цикла специальных музыкальных дисциплин в учебнообразовательном процессе, обозначены цели и главные задачи музыкального воспитания, решение которых зависит от таких методов, как последовательность, преемственность и системность. В статье затрагиваются некоторые вопросы музыкально-инструментальной подготовки будущих артистов балета, анализируются формы и способы формирования определённых навыков, способствующих развитию музыкальности танцовщика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is devoted to the topical problems of the music education of choreographic institutions students. The article illustrates the role and the place of various special music subjects in the educational process, it also shows the main goals and tasks of a musical education identifies the objectives and main tasks of musical education, which solution heavily depends on such methods as consistency, succession and systematic. The article touches upon several issues of the musical and instrumental training of the future ballet artists; and provides an analysis of different forms and ways of elaborating the necessary skills, which would contribute to the musicality of ballet dancers.

Текст научной работы на тему «Музыкальное воспитание в структуре хореографического образования»

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2012 ♦ 4 (48) июль-август ^

УЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В СТРУКТУРЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Е. М. Логунова

Московская государственная академия хореографии

Статья посвящена актуальным проблемам музыкального воспитания учащихся хореографических заведений. Показаны роль и место цикла специальных музыкальных дисциплин в учебно-образовательном процессе, обозначены цели и главные задачи музыкального воспитания, решение которых зависит от таких методов, как последовательность, преемственность и системность. В статье затрагиваются некоторые вопросы музыкально-инструментальной подготовки будущих артистов балета, анализируются формы и способы формирования определённых навыков, способствующих развитию музыкальности танцовщика.

Ключевые слова: музыкальное воспитание, музыкальная подготовка артистов балета, художественный замысел, творческие задачи, музыкальная культура.

This article is devoted to the topical problems of the music education of choreographic institutions students. The article illustrates the role and the place of various special music subjects in the educational process, it also shows the main goals and tasks of a musical education identifies the objectives and main tasks of musical education, which solution heavily depends on such methods as consistency, succession and systematic. The article touches upon several issues of the musical and instrumental training of the future ballet artists; and provides an analysis of different forms and ways of elaborating the necessary skills, which would contribute to the musicality of ballet dancers.

Key words: music education, music preparation of ballet dancers, an art plan, creative problems, musical culture.

Выдающаяся роль отечественной балетной школы, её достижения и вклад в мировой театральный процесс общеизвестны. Однако на рубеже ХХ! века хореографическое образование и хореографическая педагогика не вполне справляются с решением многих насущных проблем культурного, духовного, эстетического, музыкального воспитания будущих артистов балета. В современных условиях система подготовки балетных артистов должна соответствовать тенденциям развития современной психологии и педагогики. Без этого трудно представить себе грамотное освоение грандиозного дидактического опыта прошлого, как и решение принципиально новых эстетических задач, стоящих перед современным музыкально-хореографическим театром. 170 1997-0803 ВЕСТНИК

Структура хореографического образования весьма специфична и не может быть построена по общим стандартам, нормам и схемам, приемлемым для иных (в том числе — творческих) сфер образования. Решение новых педагогических задач, поставленных перед развитием современного театрального процесса, подчинено, безусловно, общим тенденциям совершенствования образования, но обязательно ориентировано на особенности профессиональной деятельности и личности будущих артистов балета.

Хореографическое училище опосредованно объединяет в себе три учебных заведения, а цикл специальных предметов, включающий в себя искусствоведческие дисциплины, сочетается с полным кур-МГУКИ 4 (48) июль-август 2012 170-173

J

сом общеобразовательной школы, а также начальным музыкальным образованием. Весь учебный процесс выстроен таким образом, чтобы основные предметы, изучаемые в хореографическом практикуме, были взаимосвязаны и работали в полном единстве на главную задачу — подготовку высококвалифицированных артистов балета, сочетающих профессиональное хореографическое мастерство с высокой общегуманитарной (в том числе — музыкальной) культурой.

Важное место в этом процессе занимает музыкальное воспитание, так как среди всех направлений воспитания, традиционно функционирующих в отечественной педагогике, именно музыкальное воспитание способно обеспечить максимальную реализацию принципов комплексности, интеграции важнейших воспитательных систем и методик профессионального творческого образования.

Структура системы музыкального образования в хореографическом учебном заведении охватывает все уровни и профили профессиональной подготовки учащихся. Задачи музыкального образования, нашедшие своё отражение в комплексной системе музыкального обучения и воспитания в хореографическом заведении, представляют собой важный компонент профессиональной подготовки специалистов в области балета. Пристальное внимание, уделяемое вопросам музыкального воспитания, обусловлено особой ролью музыки в балетном искусстве, важностью задач профессионального обучения.

Основная цель музыкального воспитания в структуре хореографического образования заключается в подготовке высокопрофессиональных артистов балета, способных понимать и пластически выражать идею музыкально-хореографического синтеза. Освоение музыки широкого историко-стилевого спектра обусловлено профилем специальной хореографической подготовки, в процессе которой необходимо сформировать у будущих артистов практические навыки, необходимые для полноценной работы в различных сферах балетно-

^ Образование в сфере культуры

го исполнительства, педагогики, а также в различных видах исследовательской и критической деятельности по истории, теории и педагогической практике хореографического искусства.

Важными задачами музыкального обучения являются воспитание музыкальности, эмоциональной отзывчивости, ясности музыкальных и ритмических представлений. Решение этих задач позволит адекватно экстраполировать принципы музыкального интонирования, ритмики, акцентуации и агогики на всё, что составляет естество любой хореографической комбинации. Подчеркнём: единство музыкальной интонации и танцевального движения невозможно без воспитания навыков специфически «визуализированного слуха» и «слышащего зрения» (1). В результате артист балета должен воспринимать музыку, проникая в её образный мир, понять художественный замысел композитора, а затем воплотить постигнутое посредством танцевальных движений, пластики.

Многоуровневый характер музыкального образования подчинён последовательному решению задач обучения: от первоначального ознакомления, изучения специфики и закономерностей музыкального искусства — к дальнейшему совершенствованию профессиональных навыков, обогащению музыкальных представлений, углублению музыкально-теоретических познаний и постижению синтетической природы хореографического искусства. Первоначальные основы музыкальной культуры, необходимой для артистов балета, закладываются с первых лет обучения в хореографическом училище, с первых звуков музыки в балетном классе. Известный советский балетмейстер Р.В. Захаров писал: «Музыка — душа танца, и поэтому с детских лет надо воспитывать музыкальность учащихся» (4, с. 113—114).

Музыка сопровождает учеников с момента их прихода в балетный класс и потом — на протяжении всей их творческой жизни. Учащиеся получают музыкальное воспитание не только на уроках профилирующих предметов (класси-

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2012 ♦ 4 (48) июль-август ^

ческий танец, дуэтный, историко-бытовой, народно-характерный, ритмика, модерн), но и на дополнительных общепрофильных дисциплинах (основы игры на музыкальном инструменте, элементарная теория музыки, музыкальная литература). Музыкально-теоретические предметы, входящие в цикл общепрофессиональных дисциплин, играют решающую роль в осуществлении одной из главных целей профессионального хореографического образования: воспитания музыкальной культуры артистов балета, развития способности тонко воспринимать и интерпретировать в танце художественно-эстетическое содержание музыки. В процессе изучения этих дисциплин последовательно решаются следующие задачи:

• развитие навыков сознательно активного восприятия музыкального произведения, его идейно-художественного содержания и формообразующих средств;

• обогащение музыкально-слухового опыта учащихся, развитие их музыкальной памяти, слуха, ассоциативно-образного мышления;

• освоение комплекса теоретических и исторических знаний о творчестве композиторов — представителей разных эпох, направлений, школ, об особенностях музыкальных жанров, форм и выразительных средств;

• формирование целостного представления о музыкальном искусстве как составной части духовной культуры общества;

• воспитание осознанного отношения к музыке балетного спектакля как его важнейшей структурной и содержательной основы, чуткого понимания музыкальной природы хореографического искусства, проявляющейся в разных формах взаимосвязи музыки и танца;

• раскрытие творческих (артистических) возможностей учащихся.

Музыка современного балета отличается значительным разнообразием: по своему языку, формам, образам, содержанию в высшей степени сложна. Совокупность перечисленных компонентов требует от танцовщика обширного кругозора, высоко-

го уровня музыкальной культуры, специальных знаний в области элементарной теории музыки, анализа форм, жанров, развития музыкального слуха. Поэтому чрезвычайно важно в процессе музыкального воспитания учащихся хореографических школ привить им навыки осмысленного отношения к музыке, научить воспринимать на слух характер образов и принципы их развития, особенности композиции, жанра, стиля произведения. Так как именно ясное осознание значения всей совокупности выразительных средств музыки и танца поможет понять музыкально-хореографический замысел, выработать собственное отношение к произведению и позволит полнее раскрыть его содержание. Можно привести множество примеров высказываний по этому поводу известных мастеров балетной сцены. Выдающийся педагог классического танца Н.И. Тарасов заметил: «Настоящему танцовщику необходимо не только уметь слушать музыку и проникаться ее содержанием, но и любить ее, понимать, чувствовать, увлекаться ею. Поэтому и преподаватель, и его питомцы должны уделять в своих занятиях особое внимание не только развитию ритмической, но и эмоционально-действенной связи музыки и танца ... музыкальность — это способность к музыке, тонкое понимание её . театральный танец — это не просто компонент, зримо воссоздающий содержание музыки, это самостоятельный вид искусства, имеющий собственные средства выражения, с помощью которых раскрывается смысл сценического действия» (5, с. 57). Весьма примечательна и мысль Р.В. Захарова: «Надо приучать детей усваивать не только внешний ритмический рисунок музыкального произведения, но и вникать в его содержание, понимать мысль композитора. Тогда танец будет впечатляющим, эмоционально насыщенным, а не пустым, построенным на внешних эффектах» (4, с. 114).

Решение комплекса художественно-творческих задач, которые возникают у артистов в процессе изучения балетной партитуры, немыслимо без введения в процесс осмысления формообразующих, сти-

листических и ритмоинтонационных закономерностей исполняемого музыкального материала. Следовательно, необходимо повышать уровень и качество музыкально-инструментальной подготовки учащихся хореографических заведений. Предмет «Основы игры на музыкальном инструменте» носит конкретное практическое направление и призван решать эти и другие задачи. Целями данного курса являются развитие музыкальности учащихся, формирование общих и специальных музыкальных способностей, расширение музыкального кругозора и повышение творческого потенциала учащихся, их эмоционального отклика на

^ Образование в сфере культуры

исполняемые музыкальные произведения.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод: комплекс музыкально-теоретических и музыкально-исторических дисциплин занимает важнейшее место в процессе профессионального воспитания будущих артистов балета. При использовании комплексного подхода к обучению данные предметы способствуют обогащению духовного мира учащихся, содействуют формированию творческой личности, что в дальнейшем позволит им реализовать на театральной сцене образы высокого музыкально-хореографического содержания.

Примечания

1. Абдоков, Ю. Б. Музыкальная поэтика хореографии. Пластическая интерпретация музыки в хореографическом искусстве / Ю.Б. Абдоков. — М., ГИТИС, 2009.

2. Асафьев, Б. В. О балете / Б.В. Асафьев. — Л.: Музыка, 1974.

3. Безуглая, Г. А. Концертмейстер балета: Музыкальное сопровождение урока классического танца. Работа с репертуаром / Г.А. Безуглая. — СПб: Академия Русского балета им. А.Я. Вагановой, 2005.

4. Ванслов, В. В. О музыке и о балете / В.В. Ванслов. — М.: Памятники исторической мысли, 2007.

5. Захаров, Р. В. Записки балетмейстера / Р.В. Захаров. — М.: Искусство, 1976.

6. Тарасов, Н. И. Классический танец. Школа мужского исполнительства / Н.И. Тарасов. — М.: Искусство,1981.

^Профессиональная готовность

К САМОРАЗВИТИЮ КАК ПРИОРИТЕТНАЯ ОБЩЕКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА

О. В. Мхитарян

Московский государственный университет культуры и искусств

В статье обосновано включение информационной культуры личности в процесс формирования профессиональной готовности к саморазвитию студентов-музыкантов. Приведен анализ компетенций, необходимых для творческой реализации будущих музыкантов в информационном обществе. Ключевые слова: музыкальное образование, профессиональные компетенции, информационная культура личности, саморазвитие.

The article proves personal info culture integration into musical training stream. It deals with analysis of competitive needing in a musician's career in info society.

Key words: musical training, professional competitive, personal info culture, self-making.

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 4 (48) июль-август 2012 173-176 173

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.