Научная статья на тему 'Взаимное признание и исполнение решений по делам об административных нарушениях правил дорожного движения, совершенных иностранными гражданами, как механизм реализации принципа неотвратимости наказания'

Взаимное признание и исполнение решений по делам об административных нарушениях правил дорожного движения, совершенных иностранными гражданами, как механизм реализации принципа неотвратимости наказания Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
169
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ПРИНЦИП ВЗАИМНОГО ПРИЗНАНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ / ГАРМОНИЗАЦИЯ РОССИЙСКОГО И ЗАРУБЕЖНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / В ОБЛАСТИ ВЗАИМНОГО ПРИЗНАНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ / ЗА НАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ADMINISTRATIVE LIABILITY FOR VIOLATIONS IN THE FIELD OF ROAD TRAFFIC / THE PRINCIPLE OF MUTUAL RECOGNITION OF ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY / THE HARMONIZATION OF RUSSIAN AND FOREIGN LEGISLATION / IN THE FIELD OF MUTUAL RECOGNITION OF ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY / FOR VIOLATIONS IN THE FIELD OF ROAD TRAFFIC

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гордеева Анастасия Дмитриевна

Проводится анализ норм международных и зарубежных нормативных правовых актов в части взаимного признания административной ответственности за нарушения, совершенные в области дорожного движения. Предпринята попытка охарактеризовать механизм реализации компетентными органами государств принципа взаимности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гордеева Анастасия Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mutual recognition and enforcement of decisions on cases of administrative violations of traffic rules committed by foreign citizens as a mechanism for implementing the principle of the inevitability of punishment

The article analyzes the norms of international and foreign normative legal acts in terms of mutual recognition of administrative responsibility for violations committed in the field of road traffic. An attempt is made to characterize the mechanism of implementation by the competent bodies of the states of the principle of reciprocity.

Текст научной работы на тему «Взаимное признание и исполнение решений по делам об административных нарушениях правил дорожного движения, совершенных иностранными гражданами, как механизм реализации принципа неотвратимости наказания»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 342

ББК 67.401 © А.Д. Гордеева, 2018

Научная специальность 12.00.14 — административное право, административный процесс

ВЗАИМНОЕ ПРИЗНАНИЕ И ИСПОЛНЕНИЕ РЕШЕНИЙ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАРУШЕНИЯХ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ, СОВЕРШЕННЫХ ИНОСТРАННЫМИ ГРАЖДАНАМИ, КАК МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА НЕОТВРАТИМОСТИ НАКАЗАНИЯ

Анастасия Дмитриевна Гордеева, заместитель начальника отдела обеспечения научной и редакционно-издательской деятельности

ФКУ «Научно-исследовательский центр проблем безопасности дорожного движения МВД России» (121170, Москва, ул. Поклонная, д. 17) E-mail: agordeeva9@mvd.ru

Аннотация. Проводится анализ норм международных и зарубежных нормативных правовых актов в части взаимного признания административной ответственности за нарушения, совершенные в области дорожного движения. Предпринята попытка охарактеризовать механизм реализации компетентными органами государств принципа взаимности.

Ключевые слова: административная ответственность за нарушения в области дорожного движения, принцип взаимного признания административной ответственности, гармонизация российского и зарубежного законодательства в области взаимного признания административной ответственности за нарушения в области дорожного движения.

MUTUAL RECOGNITION AND ENFORCEMENT OF DECISIONS ON CASES OF ADMINISTRATIVE VIOLATIONS OF TRAFFIC RULES COMMITTED BY FOREIGN CITIZENS AS A MECHANISM FOR IMPLEMENTING THE PRINCIPLE OF THE INEVITABILITY OF PUNISHMENT

Gordeeva D. Anastasia, deputy head of the Department for the Provision of Scientific and Editorial-Publishing Activities FKU «Research Center for Road Safety Problems of the Ministry of Internal Affairs of Russia» (121170, Moscow, ul. Poklonnaya, d. 17) E-mail: agordeeva9@mvd.ru

Annotation. The article analyzes the norms of international and foreign normative legal acts in terms of mutual recognition of administrative responsibility for violations committed in the field of road traffic. An attempt is made to characterize the mechanism of implementation by the competent bodies of the states of the principle of reciprocity.

Keywords: administrative liability for violations in the field of road traffic, the principle of mutual recognition of administrative responsibility, the harmonization of Russian and foreign legislation in the field of mutual recognition of administrative responsibility for violations in the field of road traffic.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Гордеева А.Д. Взаимное признание и исполнение решений по делам об административных нарушениях правил дорожного движения, совершенных иностранными гражданами, как механизм реализации принципа неотвратимости наказания. Вестник Московского университета МВД России. 2018;(3):221-223.

Ежедневно по дорогам России перемещаются сот- приводит к дорожно-транспортным происшествиям,

ни тысяч автомобилистов из разных стран мира. В со- тяжесть последствий таких ДТП остается достаточно

ответствии с положениями ст. 2.6 КоАП РФ иностран- высокой (в 2016 г. в таких происшествиях погибло

ные граждане, лица без гражданства и иностранные почти 1 тыс. человек (925) и ранено 8635). юридические лица подлежат административной ответ- Статистика свидетельствует, что почти в 60%

ственности на общих основаниях, за исключением ино- ДТП с участием иностранцев они оказываются ви-

странных граждан, пользующихся иммунитетом от новными, из них в половине случаев — это правона-

административной ответственности (ч. 3 ст. 2.6 КоАП рушения, совершенные водителями-гражданами из

РФ). Вместе с тем, проблема исполнения администра- СНГ, что обусловлено географической близостью

тивных наказаний за нарушения в области дорожного стран бывшего Союза.

движения, назначенных иностранным гражданам и Учитывая расширение трансграничного переме-

лицам без гражданства, по сей день остается острой. щения транспортных средств, а также опасность, ко-

Несмотря на то, что лишь небольшая часть совер- торую влекут правонарушения в сфере дорожного

шенных нарушений правил дорожного движения РФ движения, особую актуальность в настоящее время

водителями-гражданами иностранных государств представляет собой разработка эффективного меха-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

низма взаимного признания и исполнения решении по делам об административных правонарушении в области дорожного движения, заключенных в рамках действующих международных соглашений.

Как справедливо отмечается в специальной литературе «...любая мера административного принуждения предполагает соответствующий правовой механизм ее реализации в виде обязательных элементов, отражающих специфику и позволяющих идентифицировать эту меру среди подобных» [1, с. 45—50].

Под механизмом правового регулирования в общей теории права принято понимать совокупность правовых средств, обеспечивающих действенное правовое воздействие на общественные отношения [2, с. 98, 99].

По мнению профессора Ю.А. Тихомирова: «Административно-правовое регулирование... есть механизм императивно-нормативного упорядочения организации и деятельности субъектов и объектов управления и формирования устойчивого правового порядка их функционирования. Причем оно, как и собственно административное управление, распространяется на многие сферы государственной и общественной жизни.».

Существующий механизм реализации взаимного признания и исполнения решений в настоящее время регламентируется различными международными правовыми актами, такими как: Венская конвенция о дорожном движения, заключенная 8 ноября 1968 г. (г. Вена); Конвенция о взаимном признании и исполнении решений по делам об административных нарушениях правил дорожного движения от 28 марта 1997 г. (г. Москва) и др.

Несмотря на достаточно подробную регламентацию материальных норм механизма взаимного признания и исполнения решений, процессуальные нормы требуют определенной корректировки.

Под признанием (англ. recognition) энциклопедия международного публичного права понимает принятие иностранного акта государства без рассмотрения лежащего в основе его применения иностранного права, т.е. признание правовой позиции, созданной этим актом. Признание часто обоюдное (англ. reciprocal) или взаимное (англ. mutual), так как государства, облегчающие принятие претензий со стороны других государств, рано или поздно оказываются в ситуации, когда им нужно другое государство, чтобы облегчить принятие их требований. Из определения следует, что взаимное признание не предполагает предварительной гармонизации, а точнее — не зависит от нее [3, с. 227—233].

Рассматривая вопрос привлечения иностранных граждан к ответственности, следует отметить, что, если иностранный гражданин совершил административное правонарушение на территории РФ, а впоследствии убыл за ее пределы, действующий КоАП РФ содержит ряд особенностей, касающихся как осуществления административного преследования, так и исполнения постановления по делу об административном правонарушении в стране пребывания нарушителя.

Так, в случае если административное преследование становится невозможным, все материалы по делу об административном правонарушении передаются в соответствии с положениями ст. 29.1.6 КоАП РФ в Генеральную прокуратуру РФ, которая решает вопрос об их направлении в компетентные органы иностранного государства для дальнейшего производства.

В судебной практике отмечается, что для направления материалов в иностранное государство для дальнейшего производства необходимо соблюдение, как минимум, трех условий: 1) невозможность проведения процессуальных действий в отсутствие лица; 2) наличие достоверной информации о месте, куда убыло преследуемое лицо; 3) наличие договора о правовой помощи между Российской Федерацией и стране его пребывания (нахождения)1.

Порядок исполнения решений по делам об административных правонарушениях в отношении лиц, находящихся или проживающих за пределами РФ и не имеющих имущества на территории РФ, закреплен в ст. 31.11 КоАП РФ, согласно которой исполнение постановления по делу об административном правонарушении в отношении данного круга лиц производится в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ с государством, на территории которого проживает или находится это лицо, а также с государством, на территории которого находится имущество лица, привлеченного к административной ответственности.

1 Постановление Самарского областного суда от 29 мая 2017 г. № 4а-571/2017. Обстоятельства: Определением дело о привлечении к ответственности по ст. 12.26 КоАП РФ (невыполнение водителем требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения) передано в прокуратуру для решения вопроса о его направлении в компетентные органы иностранного государства для осуществления административного преследования; Постановление Ставропольского краевого суда от 27 марта 2017 г. № 4а-222/2017 «О прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.26 КоАП РФ (невыполнение водителем требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения), на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ; Постановление Волгоградского областного суда от 2 сентября 2016 г. по делу № 4а-939/2016».

222

Вестник Московского университета МВД России

№ 3 / 2018

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Соответствующие нормы взаимного признания реализуются в Венской конвенции от 8 ноября 1968 г., участниками которой, помимо РФ, являются более 80 государств. Указанная Конвенция содержит норму в части исполнения наказания за нарушение правил дорожного движения, влекущих лишение права управления транспортным средством. В России действие данной нормы предусмотрено как административным, так и уголовным законодательством.

Другим международным документом, реализующим принцип взаимного признания и исполнения решений, является Конвенция о взаимном признании и исполнении решений по делам об административных нарушениях правил дорожного движения от 28 марта 1997 г. [4]. Помимо Российской Федерации, данная Конвенция ратифицирована пятью странами — республиками Армения, Беларусь, Казахстан, Таджикистан и Кыргызской Республикой.

Конвенция предусматривает взаимное признание и исполнение решений по шести нарушениям правил дорожного движения, которые эквивалентны КоАП РФ и закреплены в ч. 1 ст. 12.24, ч. 2 ст. 12.27, ч. 1, 3 ст. 12.8, ч. 2 ст. 12.25, ст. 12.26 и ч. 2 ст. 12.8.

В случае установления факта совершения административного правонарушения иностранным водителем в рамках указанной Конвенции, она реализуется в следующих формах.

1. Возбуждение дела об административном правонарушении, наложение административного взыскания и его исполнение стороной места совершения правонарушения или принятие решения о прекращение производства.

2. Возбуждение дела об административном правонарушении, наложение административного взыскания стороной места совершения правонарушения и направление стороне места проживания лица запроса с материалами дела об исполнении наложенного взыскания

3. Возбуждение дела об административном правонарушении стороной места совершения правонарушения и направление материала об административном правонарушении стороне места проживания лица для его оформления, рассмотрения, принятия решения по делу, наложению и исполнению взыскания.

Таким образом, под правовым механизмом в контексте рассматриваемой темы следует понимать деятельность компетентных органов по взаимному признанию решений по делам об административных нару-

шениях правил дорожного, установленную международными договорами, и последующее их исполнение в порядке, установленном национальном законодательством в целях обеспечения неотвратимости наказания.

На основании изложенного можно сделать вывод об обеспечении в настоящее время принципа неотвратимости наказания в отношении иностранных граждан путем отлаженного механизма взаимного признания и исполнения решений по делам об административных нарушениях правил дорожного движения в отношении отдельных государств. Как представляется, дальнейшее развитие нормативной правовой базы как на национальном, так и на международном уровне в этой области будет способствовать совершенствованию уже существующего правового механизма регулирования данных вопросов.

Литература

1. Антонов С.Н., Баканов К. С. Предписание и представление в области безопасности дорожного движения. Правовая природа, различия и перспективы развития. Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова», 2016.

2. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник. М., 2004.

3. Заплатина Т.С. Некоторые особенности закрепления принципа взаимного признания в нормативных актах Европейского союза // Актуальные проблемы российского права. 2017. № 2. С. 227—233.

4. ФЗ от 22 июля 2008 г. № 134-Ф3 «О ратификации Конвенции о взаимном признании и исполнении решений по делам об административных нарушениях правил дорожного движения» // СЗ РФ. 2008. № 30 (ч. 1). Ст. 3590.

References

1. AntonovS.N., BakanovK.S. Predpisanie i predstav-lenie v oblasti bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya. Pra-vovaya priroda, razlichiya i perspektivy razvitiya. Orlovskiy yuridicheskiy institut MVDl Rossii imeni V.V. Luk'ya-nova», 2016.

2. Bakhrakh D.N., Rossinskiy B.V., Starilov Yu.N. Administrativnoe pravo: Uchebnik. M., 2004.

3. Zaplatina T.S. Nekotorye osobennosti zakrepleniya printsipa vzaimnogo priznaniya v normativnykh aktakh Evropeyskogo soyuza // Aktual'nye problemy rossiyskogo prava. 2017. № 2. S. 227—233.

4. FZ ot 22 iyulya 2008 g. № 134-FZ «O ratifikatsii Konventsii o vzaimnom priznanii i ispolnenii resheniy po delam ob administrativnykh narusheniyakh pravil dorozhnogo dvizheniya» // SZ RF. 2008. № 30 (ch. 1). St. 3590.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.