ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ
DOI: 10.26347/1607-2502202011-12037-043
ВЫЗОВЫ ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ И ОБРАЗУ ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ, ОБУСЛОВЛЕННЫЕ ПАНДЕМИЕЙ COVID-19
Цель исследования. Выполнить анализ вызовов пандемии СОУГО-19 в сфере высшего образования и приоритетных факторов формирования образа жизни студентов. Материалы и методы. Объект исследования — система обучения и студенты международно-ориентированного университета ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов» (РУДН). Для целей исследования разработана анкета, направленная на выявление факторов формирования образа жизни студентов, вызванных пандемией СОУГО-19. На начальном этапе с учетом санитарно-эпидемиологических ограничений собрано 30 анкет. Экспертной оценке подлежали новые регламенты организации учебного процесса в очной и дистанционной формах, а также результаты анкетирования студентов РУДН. Методы исследования: аналитический, контент-анализ, социологический, социально-гигиенический, статистический.
Результаты. Под влиянием пандемии СОУГО-19 образ жизни и образование претерпели существенные изменения. Неожиданно проявились проблемы студентов, потребляющих различную табачную продукцию. Свое здоровье и самочувствие «хорошим» считают около 25% студентов. В стадии разработки рекомендаций студентам, администрации и врачам о путях совершенствования образа жизни, общего и стоматологического здоровья, форм и методов поддержания здорового образа жизни студентов с учетом ограничительных мероприятий в условиях пандемии.
Заключение. Медицинский институт и система непрерывного медицинского образования РУДН эффективно ответили на вызовы образованию в условиях пандемии СОУГО-19, и продолжили эффективное обучение студентов, путем проведения занятий и экзаменов в онлайн- и офлайн-формате. Условия карантина спровоцировали вызовы менеджменту РУДН, для формирования устойчивой образовательной среды, поддержки научных исследований при поддержании безопасности студентов и преподавателей.
Ключевые слова: медицинское образование, РУДН, COVID-19, коронавирусная инфекция, образ жизни, здоровье, вызовы
Авторы заявляют об отсутствии возможных конфликтов интересов.
Финансирование: исследование не имело спонсорской поддержки.
Для цитирования: Абрамов А.Ю., Кича Д.И., Силкина С.А., Комиссаров Е.Е., Рукодайный О.В., Макарян А.С., Зорин К.В., Абу Сабха Раафат А.Г. Вызовы высшему образованию и образу жизни студентов, обусловленные пандемией СОУГО-19. Проблемы стандартизации в здравоохранении. 2020; 11-12: 37-43. ОО1: 10.26347/1607-250220201112037-043.
А.Ю. Абрамов1,
Д.И. Кича1,
С.А. Силкина1,
Е.Е. Комиссаров2,
О.В. Рукодайный1,
А.С.Макарян1,
К.В. Зорин3,
А.Г. Абу Сабха Раафат1
1 ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов», Москва, Россия
2 ГБУЗ «Челябинская областная детская клиническая больница», Челябинск, Россия
3 ФГБУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет
им. А.И. Евдокимова», Москва, Россия
CHALLENGES TO HIGHER EDUCATION AND STUDENT LIFESTYLE CAUSED BY THE COVID-19 PANDEMIC
Objective. To analyze challenges presented by the COVID-19 pandemic to the higher education and priority factors of students' lifestyle formation.
Methods. The object of the research is the educational system and students of the internationally university «Peoples' Friendship University of Russia» (RUDN University). For the purposes of the study, a questionnaire was developed to identify factors of the formation of the student lifestyle that were changed by the COVID-19 pandemic. At the initial stage with the sanitary and epidemiological restrictions imposed, 30 questionnaires were collected. The new orders to organize the educational process in full-time and online forms, as well as the questionnaires results of the
Aleksey Abramov1, Prof. Dmitry Kicha1, Sofia Silkina1, Evgeny Komissarov2, Artak Makaryan1, Oleg Rukodayny1, Konstantin Zorin3, Abu Sabha Raafat1.
1 Peoples' Friendship University of Russia (RUDN University)
RUDN University students were analyzed. Research methods: analytical, content analysis, sociological, socio-hygienic, statistical.
Results. Lifestyle and education have undergone significant dramatic changes triggered by the COVID-19 pandemic. These changes are assessed by factors of social isolation, lack of personal contacts, distance education, hypodynamia in cramped housing conditions (apartments or dorm rooms), excess of hygienic standards for working on computers, self-development of knowledge, etc. Unexpectedly, the problem of students who consume various tobacco products appeared. About 25% of students consider their health and well-being «good». Recommendations for students, administration and doctors on ways to improve the lifestyle, general and dental health, forms and methods of maintaining a healthy lifestyle for students, are being developed taking into account restrictive measures in a pandemic.
Interpretation. The RUDN Institute of Medicine and the RUDN Continuing Medical Education system have effectively responded to the challenges of education in the context of the pandemic and have continued to effectively educate students by conducting classes and exams in online and offline formats. Recommendations were developed for students, administrators and doctors of the system of continuing medical education on the ways to improve the lifestyle, general and dental health, forms and methods of medical and preventive care for students. The quarantine conditions have posed challenges to the university management to create the sustainable environment for education and research capable to protect students and teachers.
Keywords: medical education, RUDN, COVID 19, lifestyle, health, challenges
2 Chelyabinsk Regional Pediatric Clinical Hosspital
3A.I. Yevdokimov Moscow State University of Medicine and Dentistry
The authors declare no conflicts of interests.
Funding: The study had no funding.
For citation: Abramov AYu, Kicha DI, Silkina SA, Komissarov EE, Rukodayny OV, Makaryan AS, Zorin KV, Abu Sabha Raafat. Challenges to higher education and student lifestyle caused by the covid-19 pandemic. Health Care Standardization Problems. 2020; 11-12: 37-43. DOI: 10.26347/1607-2502202011-12037-043.
Вопрос сохранения здоровья и формирования полноценного образа жизни в новых условиях вступил в противостояние с пандемией СОУГО-19. В особенности это относится к иностранным и российским студентам из различных регионов страны [1].
Эти вопросы представляют чрезвычайную актуальность аспектов подготовки квалифицированных молодых кадров с гармоничным здоровьем, с одной стороны, и разработки принципов оптимизации процесса мобильности, с другой стороны. Требуется преодоление и смягчение негативных последствий расширения интернациональных отношений (глобализации) на здоровье и образ жизни студентов-мигрантов [2, 3].
Как показывает наш опыт и результаты исследований внутренней студенческой мобильности, происходит формирование нового образа жизни в условиях адаптации к непривычным социальным, экономическим и медицинским факторам (риск-инфекционными). В этом плане образ жизни определяется как система наиболее существенных, типичных характеристик способов деятельности и поведения людей. Здоровый образ жизни
(ЗОЖ) — медицинская и социально-экономическая категория, обозначающая способ жизнедеятельности, способствующий сохранению, укреплению и восстановлению здоровья индивида и данной социальной общности.
В то же время студенческая мобильность в условиях пандемии создает новую, динамично меняющуюся реальность глобального мира, в ко -торую интегрируется и РУДН. Мобильность, несомненно, может оказаться как положительным фактором формирования здоровья студентов, так и отрицательным фактором, вызванным панде -мией, ухудшающим условия поддержания здорового образа жизни. Для этого необходимо анализировать сущность и механизмы формирования здоровья под влиянием социально-гигиенических изменений и новой формы образа жизни в глобальном масштабе [1—3]. Образ жизни и образование претерпели значительные изменения под влиянием пандемии СОУГО-19. Эти изменения оцениваются факторами социальной изоляции, отсутствием личных контактов, наличием дистанционного образования, гиподинамии в стесненных жилищных условиях (квартир или
комнат общежитий), превышением гигиенических нормативов работы на компьютерах, самостоятельного освоения знаний и др. Последствия воздействия этих факторов еще предстоит оценить, но их влияние продолжается по мере продолжения пандемии и карантинных мероприятий. В ответ на эти вызовы медицинский институт РУДН сформировал специальные технологии для риск-ориентированного менеджмента учебного процесса на додипломном и постдипломном уровнях, включая дистанционное обучение.
Цель исследования — выполнить анализ вызовов пандемии СОУГО-19 в сфере высшего образования и приоритетных факторов формирования образа жизни студентов.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Объект исследования — студенты и организация учебного процесса в ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов». Для целей исследования разработана анкета, направленная на выявление факторов формирования образа жизни студентов, вызванных пандемией СОУГО-19. Анкета содержит 56 вопросов, включая вопросы, касающиеся адаптации, питания, информированности в вопросах здоровья и их трансформации в новых условиях жизни и обучения, вредных привычек. На начальном этапе с учетом санитарно-эпидемиологических ограничений собрано 30 анкет. Экспертной оценке подлежали новые регламенты организации учебного процесса в очной и в дистанционной формах, а также результаты анкетирования студентов РУДН. Методы исследования: контент-анализ, аналитический, социологический, социально-гигиенический, статистический.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
В настоящее время ЗОЖ становится одним из наиболее важных способов сохранения и укрепления здоровья индивида, а следовательно, и населения в целом. ЗОЖ студентов является одной из основных профилактических мер, направленных на предупреждение болезни, включая СОУГО-19. Это один из наиболее общедоступных и дешевых способов сохранения и укрепления здоровья, практически не зависящий от экономического уровня, функциональных возможностей организма и степени устойчивости к неблагоприятным факторам среды [4, 5].
Условия пандемии предъявили к здоровью и образу жизни студентов, аспирантов, ординато-
ров и преподавателей медицинского института РУДН серьезные требования. Условия карантина спровоцировали вызовы менеджменту Университета, для формирования полноценной образовательной среды и научных исследований, способность поддержать безопасность студентов и преподавателей. Ректором и директором медицинского института РУДН разработаны и подписаны алгоритмы учебного процесса для аспирантов, студентов разных курсов, разных дисциплин и кафедр. В период пандемии медицинский институт РУДН испытал наиболее серьезные вызовы управлению, коммуникациям, безопасности и поддержанию обучения в лабораториях, клиниках. Образовательная среда медицинского института находится в активном процессе внутренней и внешней трансформации по изменению коммуникаций с клиническими базами, а также со студентами, ординаторами и аспирантами, которые не смогли приехать вовремя в Россию.
Углубленный анализ группы студентов международно-ориентированного ВУЗа (РУДН) показал, что студенты из различных регионов мира имеют разные социально-гигиенические характеристики, образ жизни, различное отношение к здоровью, различное поведение в ходе обучения в условиях карантина. По данным опроса, до карантинных ограничений более 70% студентов не испытывали сложностей с привыканием к организации системы обучения, 30% отметили трудности в процессе привыкания к условиям жизни в Москве. Самым сложным периодом адаптации для студентов явились первые 6 мес пребывания в Москве, впоследствии в разные периоды наступил период практически полной адаптации для 66% студентов.
Анализ самооценки здоровья студентами показал, что свое здоровье и самочувствие «хорошим» считают около 25% студентов. Для сравнения стоматологическое здоровье в период до карантинных ограничений на «отлично» оценили 17% студентов, на «хорошо» — 51,2% студентов, тогда как стоматологическое здоровье «хорошим» посчитали 45% студентов. После поступления в РУДН значительная доля студентов (83%) ощутила существенные изменения в питании, из них полностью — 38%, частично — 45% [4, 5].
Приведенные результаты анкетирования показывают, что структура и динамика заболеваний и влияющих на них факторов, в том числе
заболеваний зубов, в процессе обучения студентов в вузе обусловлены динамикой привыкания студентов к условиям жизни, собственно образом жизни, отношением к здоровью, факультетом обучения, возрастом, полом и регионом постоянного и временного проживания.
Интересны данные ранних исследований «что предпринимают сами студенты для укрепления здоровья и снижения уровня вредных привычек»: могут отказаться от злоупотребления алкоголем и курением 22,2%, достаточно двигаться и поддерживать мышечную активность — 13,0%, качественно питаться — 11,6%, заниматься физкультурой/спортом — 4,1% [4, 5].
Образовательная среда РУДН формируется под влиянием привычек и традиций студентов из регионов России, и различных стран мира и оказывает влияние на здоровье студентов [1, 2]. Система медицинского образования и науки РУДН подстраивается под условия дистанционного формата, модифицирует индивидуальные коммуникации со студентами и слушателями системы непрерывного образования, учитывает результаты научных исследований.
Вызовы пандемии провоцируют ухудшение здоровья студентов, неудовлетворительный, малоподвижный образ жизни и могут оказывать отрицательное влияние на качество обучения и подготовку даже здоровых специалистов с гармоничным здоровьем. Для снижения вредного отрицательного воздействия условий карантина на образ жизни и образовательную среду в медицинском институте РУДН разработаны и внедряются антикризисные меры, технологии оздоровления и непрерывного медицинского образования, информационные интерактивные онлайн- и офлайн-методики [6, 7].
Влияние новых факторов обучения в условиях карантина требует дальнейшего изучения. Для этого составляются карты выкопировки из медицинских документов, с учетом периода карантина. С этой целью разработаны и запущены в социальные сети анкеты для студентов, с разнообразными вопросами о поведении, образе жизни и отношения к вредным привычкам, в частности потребления табачных продуктов студентами.
Системы управления процессом обучения в медицинском институте РУДН в короткие сроки были перестроены и адаптированы к дистанционному формату обучения. Остаются нерешен-
ные проблемы клинической практики студентов старших курсов, которые в период дистанционного обучения в некоторой мере заменены отработкой навыков в виртуальном симуляционном формате. Выстроена электронная технология контроля учебного процесса, вплоть до вовлечения студентов в дискуссии, подключающихся из разных точек Москвы, России и мира. Таким образом, институт старается максимально смягчить трудности перехода в онлайн-формат, оптимизирует обучение, с использованием платформ MSTEAMS, ZOOM и других, где контролируют -ся успеваемость студентов, посещаемость занятий, качество работы преподавателей.
Оценочные средства в онлайн-обучении, как правило, точно отражают уровень профессиональных знаний, умений и навыков студентов, отработан такой аспект, как контроль над проведением экзаменов в онлайн-формате. На эффективность работы медицинского института РУДН в период пандемии COVID-19 оказало положительное влияние то, что кафедры уже имели опыт работы в дистанционном формате, и уже были накоплены опыт преподавания и методическое обеспечение учебного процесса. При этом, учтены рекомендации ЮНЕСКО по обеспечению непрерывности обучения в период пандемии COVID-19 [8]. Оценена готовность и выбраны высокотехнологичные решения, основываясь на наличии навыков работы в цифровых системах у преподавателей, аспирантов и студентов. Были учтены методы защиты и безопасности данных с использованием надежных онлайн-приложе-ний и платформ, не нарушающих конфиденциальность личной информации в веб-пространстве. Составлено расписание занятий по программам дистанционного обучения в координации с кафедрами в зависимости от эпидемической ситуации, потребностей студентов из разных кон -тинентов и стран, и т. д. Разработаны четкие и понятные правила дистанционного обучения, исходя из отзывов и пожеланий преподавателей, студентов, аспирантов, ординаторов.
В этом отражен ответ на вопросы специальной литературы «как в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции продолжить эффективное обучение студентов, помогая усвоить профессиональные знания, умения и навыки; как проводить экзамены в онлайн-формате» [9—11].
ВЫВОДЫ
Условия карантина спровоцировали вызовы менеджменту Университета для формирования образовательной среды и научных исследований, способных обеспечить безопасность студентам и преподавателям. Медицинский институт РУДН и система непрерывного медицинского образования эффективно ответили на вызовы медицинскому образованию в условиях пандемии и продолжили эффективное обучение студентов, путем проведения занятий и экзаменов в онлайн-формате. Разработаны рекомендации студентам, администрации и врачам о путях совершенствования образа жизни, общего и стоматологического здоровья, форм и методов лечебно-профилактической помощи студентам с учетом ограничительных мероприятий в условиях пандемии. Эффективность предложенных рекомендаций зависит от способности внутренней среды ВУЗа интегрировать компоненты системы обучения, воспитания и медицинской помощи на создание оздоровительно-обучающей среды, мотивирующей сохранение здоровья и формирование здорового образа жизни.
Для снижения вредного отрицательного воздействия условий карантина на образ жизни и образовательную среду в медицинском институте РУДН разработаны и внедряются антикризисные технологии непрерывного медицинского образования, информационные интерактивные онлайн-и офлайн-методики, аккредитация специалистов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Система медицинского образования и науки РУДН способна эффективно подстраиваться под условия ограничительных мер, вызванных пандемией COVID-19, результативно использовать дистанционные форматы работы, модифицировать индивидуальные коммуникации со студентами, аспирантами и слушателями системы непрерывного образования, проводить аттестацию результатов научных исследований.
ЛИТЕРАТУРА/REFERENCES
1. Доклад о мировом развитии 2007. Развитие и новое поколение: Перевод с английского. М.: Весь Мир, 2007. 356 с. [World Development Report 2007. Development and the Next Generation]. Translated from English. Moscow: VesMir; 2007. 356 p. Russian.
2. Филиппов В.М. Сравнительный анализ российских и мировых тенденций развития высшего образования: труды междунар. научно-практ. конференции «Проблемы высшего и среднего профессионального образования». М.: Изд. РУДН, 2009. С. 9—18. Filippov VM. [Comparative analysis of Russian and world trends in the development of higher education: proceedings of the International Scientific and Practical Conference «Problems of Higher and Secondary Vocational Education»]. Moscow: RUDN; 2009: 9—18. Russian.
3. Макарян А.С., Кича Д.И., Фомина А.В., Луговой В.Е., Федотова Н.Н. Универсализм в совершенствовании здоровья и систем здравоохранения: материалы V международной конференции «Современные аспекты реабилитации в медицине». 7—9 июня, 2011 г. Ереван. 2011. С. 349. Makaryan AS, Kicha DI, Fomina AV, Lugo-voy VE, Fedotova NN. [Universalism in improving health and health systems: materials of the V International Conference «Modern Aspects of Rehabilitation in Medicine»]. June 7—9, 2011 Yerevan. 2011. 349 p. Russian.
4. Федотова Н.Н., Фомина А.В., Ходорович А.М., Кича Д.И., Максименко Л.В. Анализ медицинской активности и профилактической стоматологической помощи студентам. Здоровье населения и среда обитания. 2012; 3 (228): 39. Fedotova NN, Fomina AV, Khodorovich AM, Kicha DI, Maksimenko LV. [Analysis of medical activity of students and stomatological prophylactic help]. Public Health and Life Environment. 2012; 3 (228): 39. Russian.
5. Фомина А.В., Ходорович А.М., Федотова Н.Н., Кича Д.И., Бреусов А.В., Максименко Л.В., Таджиева А.В. Рекомендации по совершенствованию образа жизни, предупреждению заболеваний зубов и сохранения здоровья студентов из различных регионов мира. М.: Изд-во РУДН, 2012. 12 с. Fomina AV, Khodorovich AM, Fedotova NN, Kicha DI, Breusov AV, Maksimenko LV, Tadzhieva AV. [Recommendations for improving the lifestyle, preventing dental diseases and maintaining the health of students from various regions of the world]. Moscow: RUDN University Publishing House; 2012. 12 p. Russian.
6. Абрамов А.Ю., Кича Д.И., Рукодайный О.В. Современные вопросы медицинской активности и удовлетворения потребности населения в медицинской помощи. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2018; 26 (5): 266—271. Abramov AYu, Kicha DI, Rukodayny OV. [Modern issues of medical activity and meeting the needs of the population in medical care]. Problems of Social Hygiene, Public Health and History of Medicine. 2018; 26 (5): 266—271. Russian.
7. Кича Д.И., Рукодайный О.В., Макарян А.С., Пачгин И.В., Иваненко А.В., Габоян Я.С., Бабаева И.В. Практически ориентированное непрерывное медицинское образование для врачей и организаторов здравоохранения. Вестник последипломного медицинского образования. 2017; 2: 127—134. Kicha DI, Rukodayny OV, Makaryan AS, Pachgin IV, Ivanenko AV, Gaboyan YaS, Babaeva IV. [Almost focused continuing medical education for physicians and healthcare professionals]. Journal of Postgraduate Medical Education. 2017; 2: 127—134. Russian.
8. UNESCO. COVID-19: 10 Recommendations to plan distance learning solutions. Accessed 15.10.2020. https://
en.unesco.org/news/covid-19-10-recommendations-plan-distance-learning-solutions 9. Алексеева А.Ю., Балкизов З.З. Медицинское образование в период пандемии COVID-19: проблемы и пути решения. Медицинское образование и профессиональное развитие. 2020; 11 (2): 8—24. doi: 10.24411/22208453-2020-12001. Alekseeva AYu, Balkizov ZZ. [Medical education during the COVID-19 pandemic: problems and solutions]. Medical Education and Professional Development. 2020; 11 (2): 8—24. Russian.
10. Sandars J, Correia R, Dankbaar M, de Jong P, et al. Twelve tips for rapidly migrating to online learning during the COVID-19 pandemic. MedEdPublish. 2020; 9 (1): 82. https://doi.org/10.15694/mep.2020.000082.1
11. Boursicot K, Kemp S, Ong T, Wijaya L, et al. Conducting a high-stakes OSCE in a COVID-19 environment. MedEdPublish. 2020; 9 (1): 54. https://doi.org/10.15694/ mep.2020.000054.1
Поступила/Received: 15.09.2020 Принята к опубликованию/Accepted: 18.10.2020
Сведения об авторах:
Абрамов Алексей Юрьевич — д-р мед. наук, доцент, директор Медицинского института ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов» Министерства науки и высшего образования РФ. 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6. E-mail: abramov_au@pfur.ru. ORCID/https://orcid.org/0000-0001-7178-1260.
Кича Дмитрий Иванович — д-р мед. наук, профессор, зав. кафедрой организации здравоохранения, лекарственного обеспечения, медицинских технологий и гигиены ФНМО Медицинского института ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов» Министерства науки и высшего образования РФ. 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6. Тел.: + 7 (909) 998-4664. E-mail.: kicha_di@pfur.ru.
Силкина Софья Владимировна — МВА, начальник отдела управления делами и координации деятельности Медицинского института ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов», Министерства науки и высшего образования РФ. 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6.
Комиссаров Евгений Евгеньевич — заведующий отделением платной медицинской помощи. ГБУЗ «Челябинская областная детская клиническая больница». 454087, г. Челябинск, ул. Блюхера 42-А. E-mail: evkomissarov@yandex.ru. ORCID: 00000003-1275-9164, SPIN-код: 3095-3372.
Макарян Артак Сейранович — канд. мед. наук, доцент кафедры организации здравоохранения, лекарственного обеспечения, медицинских технологий и гигиены ФНМО Медицинского института ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов» Министерства науки и высшего образования РФ. 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6.
Рукодайный Олег Владимирович — канд. мед. наук, ассистент кафедры организации здравоохранения, лекарственного обеспечения, медицинских технологий и гигиены ФНМО МИ ФГАОУ ВО РУДН Министерства науки и образования Российской Федерации. 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 21, корпус 3. E-mail: orukodaynyy@gmail.com. ORCID: 00000001-9134-7189.
Зорин Константин Вячеславович — канд. мед. наук, доцент кафедры ЮНЕСКО «Здоровый образ жизни — залог успешного развития» ФГБУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России. 127473, Москва, ул. Делегатская, д. 20, стр. 1. https://orcid.org/0000-0001-8819-6818.
Абу Сабха Раафат А.Г. — аспирант кафедры общественного здоровья, здравоохранения и гигиены Медицинского института ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов, Министерства науки и высшего образования РФ. 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6.
About the authors:
Aleksey Y. Abramov — Sc. D. in Medicine, Assistant Professor, Institute of Medicine, Peoples' Friendship University of Russia (RUDN University). E-mail: abramov_au@pfur.ru/ ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7178-1260.
Prof. Dmitry I. Kicha — Sc. D. in Medicine, Head of the Division of Health Care, Pharmaceutical Provision, Medical Technologies and Hygiene, Institute of Medicine, Peoples' Friendship University of Russia (RUDN University). E-mail: d_kicha@mail.ru. ORCID: http://orcid.org/0000-0001-6529-372X.
Sofia V. Silkina — MBA, Head of the Department of Business Administration and Coordination of the Institute of Medicine, Peoples ' Friendship University of Russia.
Evgeny E. Komissarov — Head of the Commercial Medical Care Department, Chelyabinsk Regional Pediatric Clinical Hospital. ORCID: 0000-0003-1275-9164, SPIN: 3095-3372. E-mail: evkomissarov@yandex.ru.
Artak S. Makaryan — Ph. D. in Medicine, Assistant Professor, Division of Health Care, Pharmaceutical Provision, Medical Technologies and Hygiene, Institute of Medicine, Peoples' Friendship University of Russia (RUDN University). E-mail: amakaryan@list.ru ORCID: 0000-0001-5124-8338.
Oleg V. Rukodayny — Ph. D. in Medicine, Assistant Professor of the Division of Health Care, Pharmaceutical Provision, Medical Technologies and Hygiene, Institute of Medicine, Peoples' Friendship University of Russia (RUDN University). ORCID: 00000001-9134-7189. E-mail: orukodaynyy@gmail.com.
Konstantin V. Zorin — Ph. D. in Medicine, Assistant Professor, UNESCO Department 'A healthy lifestyle is a guarantee of progress', A.I. Yevdokimov Moscow State University of Medicine and Dentistry. E-mail: zkv1000@yandex.ru. https://orcid.org/ 0000-0001-8819-6818.
Abu Sabha Raafat AG — Ph. D. student, Department of Public Health, Health Care and Hygiene, Institute of Medicine, Peoples' Friendship University of Russia (RUDN University).
Обоснование личного участия авторов в написании статьи:
Абрамов Алексей Юрьевич — научное консультирование по актуальности и проблемы исследования, приоритетам подходов по результатам работы учебных подразделений в условиях пандемии СОУГО-19, научная редакция статьи, определение стратегии выводов по управлению учебным процессом в условиях пандемии.
Кича Дмитрий Иванович — постановка цели, разработка концепции и методологии исследования дистанционных методов работы, анализ и структурирование полученных данных, редактирование текста и выводов. Формулировка предложений по управлению учебным процессом в условиях пандемии.
Силкина Софья Владимировна — непосредственное участие в сборе, обработке, анализе данных, полученных с разных кафедр, сбор обратной связи от персонала кафедр и координации служб обеспечения. Принимала личное участие в подготовке основных тезисов и разделов статьи, предложений по дистанционной работе по управлению учебным процессом в условиях пандемии.
Комиссаров Евгений Евгеньевич — определение интеграции в подходах к исследованию, опыт партнерских организаций и организация сбора данных на практических базах, интерпретация результатов, мнение соавторов статьи, выработал оптимальные организационные решения в исследовании работы в условиях пандемии.
Рукодайный Олег Владимирович — разработка методических приемов и предложений, оптимизация управления данными в ходе проведения исследования. Принимал участие в написании, переводе на английский язык и корректировке статьи, в оформлении требований журнала к статье, литературном обзоре и выводах.
Макарян Артак Сейранович — разработка статистических методов и получение показателей, оптимизация управления данными в условиях дистанционного обучения, ходе проведения исследования. Принимал участие в переводе на английский язык библиографии и с английского языка, редакции актуальности литературных ссылок и выводах.
Зорин Константин Вячеславович — непосредственное участие в сборе, обработке, анализе данных образа жизни студентов, материалов ЮНЕСКО, интерпретация полученных данных разных партнерских площадок, сбор обратной связи от студентов по образу жизни. Принимал личное участие в подготовке разделов оценок образа жизни и ЮНЕСКО.
Абу Сабха Раафат А.Г. — непосредственное участие в сборе, обработке данных образа жизни студентов, материалов международных резюме статей, в коммуникациях обратной связи мнений от студентов. Принимал личное участие в подготовке разделов от учебных подразделений, образа жизни.